Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: 620085
г.Екатеринбург, ул.Крестинского, 33
Foxit Reader Версия: 10.1.1
ИЗМЕНЕНИЯ ПРИНЯТЫ В ООП СОО
на 2023-2024 уч. год
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 8
от «30» августа 2023 г.
Приложение №1
к основной образовательной программе
СОО
ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕНЫ В ООП СОО
на 2023-2024 уч. год
приказом директора МАОУ СОШ №32
№ 150 а-о от «30» августа 2023 г.
Рабочая программа
Предмет: химия
Класс: 11 класс
Количество часов по учебному плану:
Класс
Недельных
Годовых
11
1
34
Разработчики: МОЕМЦ
Название учебника
Химия 11
Авторы
Г.Е Рутдзитис , Ф.Г. Фельдман
Издательство
Просвещение
1
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов.
- Примерной программой по учебному предмету «Химия»
-
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1)
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2)
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5)
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Информация об изменениях:
Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
2
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578 дополнено
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на
основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных
ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
3
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645 изменено
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578 дополнено
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и
организующей помощи тьютора; овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи
педагогического работника и организующей помощи тьютора;
4
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора; овладение
умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при
организующей помощи тьютора;
овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах,
различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в
решении какого-либо вопроса;
способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически
оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по химии "Химия"
(базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса химии:
1)
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании
кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2)
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической
терминологией и символикой;
3)
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение
обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении
практических задач;
4)
сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
5)
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
7) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение основными доступными методами научного познания;
8) для слепых и слабовидящих обучающихся овладение правилами записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы
обозначений Л. Брайля.
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
5
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов
и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и
строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и
принадлежности к определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с
целью их идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их
реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений
(полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков –
в составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения
оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и
массовым долям элементов, входящих в его состав;
6
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; – осуществлять
поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования
собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в
решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с
целью определения химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения
органических соединений заданного состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании
принимаемых решений на основе химических знаний.
2. Содержание учебного предмета.
Базовый уровень
10 класс
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных
наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы.
Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной
группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий
органических соединений.
7
Углеводороды и их природные источники
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности
изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как
способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и
быту. Способы получения и применение алканов.
Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в
молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование)
как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования.
Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ
получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в
молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного
пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения
(галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного
характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Кислородсодержащие органические соединения
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Химические
свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с
галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо.
Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители
предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе
косметических средств.
Практическое применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом
натрия, бромом. Применение фенола.
8
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную
группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных альдегидов в
промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере
уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами.
Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и
парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав.
Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ
промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы
Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы.
Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на
крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об
искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами
органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.
Азотсодержащие органические соединения
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое
значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства
белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме.
Биологические функции белков.
Типы расчетных задач:
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по
продуктам сгорания.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты объемных
отношений газов при химических реакциях.
Практические работы:
Практическая работа по теме «Гидролиз углеводов»
9
Практическая работа по теме «Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами органических соединений»
11 класс
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов.
Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. Периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности
изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды
химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы
кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической
решетки.
Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих
веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в
природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов.
Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH раствора как показатель
кислотности среды.
Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных
процессах и жизнедеятельности организмов.
Свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота,
фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов.
Применение электролиза в промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным
формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки.
Основы пищевой химии.
10
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства
личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее
переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от
химического загрязнения.
Типы расчетных задач:
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по
продуктам сгорания.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчеты
массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты теплового эффекта реакции.
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей
растворенного вещества.
Практические работы:
Практическая работа по теме «Получение и собирание газообразных веществ»
Практическая работа по теме «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
11
3. Тематическое планирование
класс
11
тема
Строение вещества
Количество
часов по теме
15
Химические реакции
6
Вещества и их свойства
7
Химия и жизнь
5
Повторение
1
Итого за год
34
Количество контрольных
работ
1
Количество практических по содержанию рабочей
программы
1 практическая работа
1
1 практическая работа
2
2 практические работы
Учебно-тематическое планирование уроков химии 11 класс
№
урока
1
2
3
4
Тема урока
Элементы содержания
Основные сведения о строении атома
Электронное строение атомов главных подгрупп
Электронное строение атомов побочных подгрупп
Периодический закон Д.И. Менделеева и строение
атома
Современная модель строения атома. Электронная
конфигурация атома. Основное и возбужденные
состояния атомов. Классификация химических
элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения
Практическая часть
12
Характеристика ионной химической связи
Сравнение ковалентной полярной и неполярной связи
Определение металлической и водородной химической
связи
Знакомство с полимерами как со сложными
химическими веществами, широко применяемыми в
современной технике
Сравнение газообразных веществ, примеры и
характеристики
Знакомство с жидкими веществами, примеры, свойства
Знакомство с твердыми веществами, примеры свойства
Классификация дисперсных систем. Знакомство с
коллоидами
энергетических уровней атомов d-элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Физический смысл Периодического закона
Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения
свойств элементов и их соединений по периодам и
группам. Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность. Виды химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и
механизмы ее образования. Кристаллические и
аморфные вещества. Типы кристаллических решеток
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая).
Зависимость физических свойств вещества от типа
кристаллической решетки.
Причины многообразия веществ.
13
Изучение состава вещества. Анализ и синтез.
Научные методы познания в химии. Моделирование
химических процессов и явлений, химический анализ и
синтез как методы научного познания
14
15
16
Способы разделения смесей
Повторение и обобщение темы «Строение вещества»
Практическая работа № 1 «Получение и собирание
газообразных веществ»
Контрольная работа по теме «Строение вещества»
Классификация химических реакций
Определение скорости химической реакции, её
зависимости от различных факторов
Знакомство с обратимостью химических реакций,
химическим равновесием
Роль воды в химических реакциях
Знакомство с гидролизом, рассмотрение различных
типов гидролиза, определение характера среды
Окислительно-восстановительные реакции
Окислительно-восстановительные реакции металлов
5
6
7
8
9
10
11
12
17
18
19
20
21
22
23
24
Практическая работа № 1
Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции,
ее зависимость от различных факторов: природы
реагирующих веществ, концентрации реагирующих
веществ, температуры, площади реакционной
поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в
природе и промышленном производстве. Обратимость
реакций. Химическое равновесие и его смещение под
действием различных факторов (концентрация реагентов
или продуктов реакции, давление, температура) для
13
25
26
27
28
Коррозия металлов и способы его замедления
Окислительно-восстановительные реакции неметаллов
Электролиз расплавов солей
Электролиз водных растворов солей
29
31
Практическая работа №2 «Решение экспериментальных
задач по теме «Металлы»
Контрольная работа по теме «Вещества и их
свойства»
Научные методы познания в химии
32
Химия в повседневной жизни
33
Химия и сельское хозяйство
34
Химия и строительство
30
создания оптимальных условий протекания химических
процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах
(золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах
электролитов. рH раствора как показатель кислотности
среды.
Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических
обменных процессах. Окислительно-восстановительные
реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов.
Практическая работа №2
Научные методы познания в химии. Источники
химической информации. Поиск информации по
названиям, идентификаторам, структурным формулам.
Моделирование химических процессов и явлений,
химический анализ и синтез как методы научного
познания
Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с
бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды.
Средства личной гигиены и косметики. Правила
безопасной работы с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии.
Минеральные и органические удобрения. Средства
защиты растений
Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных
материалов в практической деятельности человека
14
15