Рабочая программа по предмету Вероятность и статистика 7-9 класс

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ 32, CN=Людмила Андреевна Окуненко,
E=mbou_32@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: 620085 г.Екатеринбург, ул.Крестинского, 33
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов

Приложение №1
к основной образовательной программе
ООО

ИЗМЕНЕНИЯ ПРИНЯТЫ В ООП ООО
на 2024-2025 уч. год
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 9
от «30» августа 2024 г.

ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕНЫ В ООП ООО
на 2024-2025 уч. год
приказом директора МАОУ СОШ №32
№ 174-о от «30» августа 2024 г.

Рабочая программа

Предмет: Вероятность и статистика
Класс: 7 класс
Количество часов по учебному плану:
Класс
7
Недельных
1
Годовых
34
Разработчики: МО ЕМЦ

8
1
34

9
1
34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА"
Предмет "Вероятность и статистика" является разделом курса "Математика". Рабочая
программа по предмету "Вероятность и статистика" для обучающихся 7-9 классов разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В
программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в
Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности
невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической
подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных
дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что
требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным
применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже
в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать
значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные
отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных,
необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний
затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие
и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни
приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть
практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию,
представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и
понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё
более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых
умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления
человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация,
анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты
математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических
построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать
суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и
в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по
заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения
задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и
прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную
и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические,
графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее
знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах
математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях
применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом,
математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию
красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую
значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании,
необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется
хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для
продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек
постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного
принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе
хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся
функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей
умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных
формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора,
анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает
обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки
организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство
с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в
области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и
вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его
исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой
информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и
статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические
линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы
комбинаторики»; «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой
для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,
представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных
с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными,
обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и
критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и
оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и
тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое
значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными
моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении
курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных
экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами
позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о
случайных величинах и их числовых характеристиках.
Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и
основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения
задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 7—9 классах изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы:
«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»;
«Введение в теорию графов».
На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю в течение каждого года обучения,
всего 102 учебных часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и
построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных
процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация
данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и
наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных
и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории
вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин.
Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь).
Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества,
подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства
операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения.
Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и
явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.
Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий.
Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между
маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь
между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий.
Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило
умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение
и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение
задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и
из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний
Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и
дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины.
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний
Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и
значение
закона больших чисел в природе и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Вероятность и статистика», как раздела курса "Математики"
должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и
статистика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений,
процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как
сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их
решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и
статистика»характеризуются овладением универсальными познавательными действиями,
универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых
когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира;
применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный
признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные,
единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов
между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также вы- двигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения
задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность
социальных навыков обучающихся.
Общение:

— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать
мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых
установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставлен- ной цели и условиям, объяснять
причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому
опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» характеризуются
следующими умениями.
7 КЛАСС
— Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
— Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и
круговые) по массивам значений.
— Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на
диаграммах, графиках.
— Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое,
медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
— Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин,
антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости.
8 КЛАСС
— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм,
графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

— Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер
рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
— Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам
измерений и наблюдений.
— Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий,
в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
— Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера,
числовая прямая.
— Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства
множеств.
— Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания
процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
9 КЛАСС
— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде
таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
— Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием
комбинаторных правил и методов.
— Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе
средние значения и меры рассеивания.
— Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами
проведённых измерений и наблюдений.
— Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях
испытаний Бернулли.
— Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
— Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной
изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем
п/п программы

Раздел 1. Представление данных
1.1. Представление данных в таблицах.
1.2. Практические вычисления по табличным
данным.

Количество часов
всего контрол
ьные
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
практические
работы

0.5
1

1.3. Извлечение и интерпретация табличных
1.4. Практическая работа «Таблицы».
1.5. Графическое представление данных в
видекруговых, столбиковых
(столбчатых) диаграмм.

1
1
1

1.6. Чтение и построение диаграмм.
1.7. Примеры демографических диаграмм.

1
0.5

1.8. Практическая работа «Диаграммы»
Итого по разделу
Раздел 2. Описательная статистика
2.1. Числовые наборы.

1
7

2.2. Среднее арифметическое.

1

http://www.myshared.ru/slide/573605/
https://www.yaklass.ru/p/informatika/9klass/obrabotka- chislovoi-informatcii-13600/obzorelektronnykh-tablitc- 13530/re-1817d078-ec2c-425bb247-0b0b4909f7f6
https://foxford.ru/wiki/matematika/tablitsy-variantov
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1988/start/

https://foxford.ru/wiki/matematika/stolbchatye-i-krugovyehttps://resh.edu.ru/subject/lesson/1988/train/#155211
1

1
https://foxford.ru/wiki/matematika/
st atisticheskieharakteristiki
https://ui.mobedu.ru/ui/index.html#/bookshelf/cour

2.3. Медиана числового набора.

1

https://foxford.ru/wiki/matematika/mediana-chislovogo-ryada

2.4. Устойчивость медианы.

1

https://foxford.ru/wiki/matematika/mediana-chislovogo-ryada

2.5. Практическая работа «Средние значения». 2

1

2.6. Наибольшее и наименьшее
значениячислового набора.

1

2.7. Размах.

1

Итого по разделу
Раздел 3. Случайная изменчивость
3.1. Случайная изменчивость (примеры).

8

3.2. Частота значений в массиве данных.

1

3.3. Группировка.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1556/start/

3.4. Гистограммы.

1

3.5. Практическая работа «Случайная
Итого по разделу:
Раздел 4. Введение в теорию графов
4.1. Граф, вершина, ребро.

2
6

https://obrazovaka.ru/matematika/stolbchatayadiagramma- primery-6-klass.html
https://vk.com/video-75951836_456239089

4.2. Представление задачи с помощью графа.

0.5

4.3. Степень (валентность) вершины.

0.25

1

0.5

4.4. Число рёбер и суммарная степень вершин. 0.25

1

https://ui.mobedu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/3/topic/2900/lesson/63
0 9?page=1
https://foxford.ru/wiki/matematika/razmah-chislovogo-ryada

http://www.myshared.ru/slide/172945/

https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/grafy-ialgoritmy-na-grafakh-40408/sposoby-predstavleniiagrafov- 37023/re-ce12c4a0-6196-442f-a2ca0bc0842b54f1
https://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/rieshienii
e- zadach-s-pomoshch-iu-ghrafa
https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/grafy-ialgoritmy-na-grafakh-40408/sposoby-predstavleniiagrafov- 37023/re-ce12c4a0-6196-442f-a2ca0bc0842b54f1
https://foxford.ru/wiki/matematika/grafy

4.5. Цепь и цикл.

0.5

https://foxford.ru/wiki/matematika/derevya

4.6. Путь в графе.

0.5

https://foxford.ru/wiki/matematika/grafy

4.7. Представление о связности графа.

0.5

4.8. Обход графа (эйлеров путь).
4.9. Представление об ориентированных
графах.
Итого по разделу:
Раздел 5.Вероятность и частота случайного
5.1. Случайный опыт и случайное событие.

0.5
0.5

https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/grafy-ialgoritmy-na-grafakh-40408/sposoby-predstavleniiagrafov- 37023/re-ce12c4a0-6196-442f-a2ca0bc0842b54f1
https://foxford.ru/wiki/matematika/eylerovy-grafy
https://foxford.ru/wiki/informatika/grafy-osnovnye-terminy

4
события
0.5

5.2. Вероятность и частота события.

0.5

5.3. Роль
маловероятных
и
практически
достоверных
событий в природе и в обществе.

1

5.4. Монета и игральная кость в
теориивероятностей.

1

5.5. Практическая работа «Частота выпадения 1
орла»
Итого по разделу:
Раздел 6. Обобщение, контроль
6.1. Представление данных.

https://foxford.ru/wiki/matematika/sluchayn
y
y-opyt-i-sluchaynoye-sobytiye
https://ui.mobedu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/3/to
pi
c/2900/lesson/6306?page=1
https://foxford.ru/wiki/matematika/vero
y atnost-sluchaynogo-sobytiya
https://ui.mobedu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course
/3

http://www.myshared.ru/slide/163561/
1

5
1

https://ppt-online.org/292731

6.2. Описательная статистика.
6.3. Вероятность случайного события.

2
1

https://foxford.ru/wiki/matematika/graficheskoyehttps://foxford.ru/wiki/matematika/veroyatnost-sluchaynogo-

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4
34

1

3

8 КЛАСС
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
№ Наименование разделов и тем программы Количество часов
п/п
все контрол практич
го ьные
еские
работы работы
Раздел 1. Повторение курса 7 класса
1.1. Представление данных.
1.2. Описательная статистика.

0.5 12
0.5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1988/main/
https://infourok.ru/opisatelnaya-statistika-4779363.html

1.3. Случайная изменчивость.

0.5

https://yandex.ru/tutor/uroki/klass-7/funkcionalnaya-gramotnost/2205- teoriya-veroyatnosti-statistika-i-razvitie-funkcionalnojgramotnosti-6- sluchajnayaizmenchivost_4b48d8fe243e908c810ec35df2f8c1e0/

1.4. Средние числового набора.
0.5
1.5. Случайные события.
0.5
1.6. Вероятности и частоты.
0.5
1.7. Классические модели теории вероятностей: 1
Итого по разделу
4
Раздел 2. Описательная статистика. Рассеивание данных
2.1. Отклонения.
1
2.2. Дисперсия числового набора.
2.3. Стандартное отклонение числового набора.
2.4. Диаграммы рассеивания
Итого по разделу
Раздел 3. Множества

1
1
1
4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2571/start/
https://foxford.ru/wiki/matematika/veroyatnost-sluchaynogo-sobytiya

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3409/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1301/

3.1. Множество, подмножество.

3.2.

1

https://foxford.ru/wiki/matematika/mnogestvoelementmnogestva

Операции над множествами: объединение, 1
пересечение, дополнение.

https://foxford.ru/wiki/matematika/peresechenie-ob-edinenie-iraznost- chislovyh-mnozhestv

3.3. Свойства операций над множествами:
переместительное, сочетательное,
распределительное, включения.

1

3.4. Графическое представление множеств.

1

Итого по разделу:
Раздел 4. Вероятность случайного события
4.1. Элементарные события.

4
0.5

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniiateorii- veroiatnostei-9277/kakie-byvaiut-sluchainye-sobytiia-12794

4.2. Случайные события.

0.5

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniiateorii- veroiatnostei-9277/kakie-byvaiut-sluchainye-sobytiia-12794

4.3. Благоприятствующие элементарные
события.

1

https://www.yaklass.ru/p/ege/matematika2022/ege-trenazher-profilnyiuroven-6670658/nakhozhdenie-veroiatnosti-sobytiia-zadanie-26645636/re- 6e3f250c-d096-4aad-bef3-6ed647eb94c8

4.4. Вероятности событий.

1

https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementy-kombinatorikistatistiki-i- teorii-veroiatnostei-10205/elementy-teorii-veroiatnostinakhozhdenie- veroiatnosti-12691

4.5. Опыты с равновозможными элементарными 1
событиями.

https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementy-kombinatorikistatistiki- i-teorii-veroiatnostei-10205/elementy-teorii-veroiatnostinakhozhdenie- veroiatnosti-12691/re-bdb9810f-c34b-44a9-bea4c73c7c1120ff

4.6. Случайный выбор.

https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementy-kombinatorikistatistiki- i-teorii-veroiatnostei-10205/elementy-teorii-veroiatnostinakhozhdenie- veroiatnosti-12691/re-bdb9810f-c34b-44a9-bea4c73c7c1120ff

1

https://foxford.ru/wiki/matematika/peresechenie-ob-edinenie-iraznost- chislovyh-mnozhestv

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1553/main/

4.7. Практическая работа «Опыты с
равновозможными элементарными
событиями»

1

Итого по разделу:
Раздел 5. Введение в теорию графов
5.1. Дерево.

6
2

https://foxford.ru/wiki/matematika/polnyj-graf

5.2. Свойства дерева: единственность пути,
существование висячей вершины, связь
5.3. Правило умножения.
Итого по разделу:
Раздел 6. Случайные события
6.1. Противоположное событие.

1

https://foxford.ru/wiki/matematika/derevo-variantov

1
4

https://foxford.ru/wiki/matematika/pravilo-proizvedeniya

1

6.2. Диаграмма Эйлера.

0.5

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kombinatcii-sobytii-protivopolozhnye-sobytiia12795
https://infourok.ru/material.html?mid=54589

6.3. Объединение и пересечение событий.
6.4. Несовместные события.

0.5
1

6.5. Формула сложения вероятностей.

1

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniiateorii- veroiatnostei-9277/slozhenie-veroiatnostei-12796

6.6. Правило умножения вероятностей.

1

6.7. Условная вероятность.
6.8. Независимые события.

1
1

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/nezavisimye-sobytiia-umnozhenie-veroiatnostei12797
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4064/conspect/38068/

6.9. Представление случайного
эксперимента ввиде дерева.

1

1

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/kakie-byvaiut-sluchainye-sobytiia-12794/re8438e5dc- d5d5-4d2d-8b77e6ea037d22c9/pe?resultId=3739832575&c=1

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/nezavisimye-sobytiia-umnozhenie-veroiatnostei12797

Итого по разделу:
Раздел 7. Обобщение, контроль
7.1. Представление данных.
7.2. Описательная статистика.
7.3. Графы.
7.4. Вероятность случайного события.

8

7.5. Элементы комбинаторики.
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

1
4
34

0.5
0.5
1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3059/start/
https://www.yaklass.ru/p/ege/matematika/podgotovka-k-ege-pomatematike-profilnyi-uroven-10744/veroiatnost-sluchainogosobytiia- zadacha-4-536377
1
3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1564/start/
0

9 КЛАСС
№ Наименование разделов и
п/п темпрограммы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего контрол практич
ьные
еские
работы работы

Раздел 1. Повторение курса 8 класса
1.1. Представление данных.
1.2. Описательная статистика.

1
1

1.3. Операции над событиями

1

http://mathhelpplanet.com/static.php?p=osnovnye-ponyatiya-tyeoriiveroyatnostyei

1.4. Независимость событий

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4064/conspect/38068/

Итого по разделу:
Раздел 2.Элементы комбинаторики
2.1. Комбинаторное правило умножения.

4
0.5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3751/train/326756/

https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementy-kombinatorikistatistiki- i-teorii-veroiatnostei-10205/elementy-kombinatorikikombinatornye- zadachi-12502/re-15e2fa21-9b30-43d2-b5da124ae70b1ba6

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniiakombinatoriki- 9340/perestanovki-perestanovki-bez-povtorenii-9343/re2ff8fadb-bee7-4098- b497-a60cdf421c85
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2120/start/
https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementy-kombinatorikistatistiki-i- teorii-veroiatnostei-10205/elementy-kombinatorikikombinatornye-zadachi- 12502/re-3a197bf8-b5b2-4aaa-bafa922a542da0cd
https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniiakombinatoriki- 9340/sochetaniia-i-ikh-svoistva-9344/TeacherInfo
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2118/start/
https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniiakombinatoriki- 9340/treugolnik-paskalia-binom-niutona-9489/re-cf4c67169202-437a-b845- a0cfe9a4c46b

2.2. Перестановки.

0.5

2.3. Факториал.
.

0.5

2.4. Сочетания и число сочетаний.

0.5

2.5. Треугольник Паскаля.

1

2.6. Практическая работа «Вычисление
вероятностей с использованием
комбинаторных функций электронных
таблиц»
Итого по разделу:
Раздел 3. Геометрическая вероятность
3.1. Геометрическая вероятность.

1

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6121/conspect/38473/

3.2. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка, из дуги
окружности
Итого по разделу:
Раздел 4. Испытания Бернулли
4.1. Испытание.
4.2. Успех и неудача.
4.3. Серия испытаний до первого успеха.

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6121/conspect/38473/

1
1
1

https://ptlab.mccme.ru/vertical
https://ptlab.mccme.ru/vertical

4.4. Испытания Бернулли.

1

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniia-teoriiveroiatnostei-9277/nezavisimye-sobytiia-umnozhenie-veroiatnostei12797/TeacherInfo

4

5

4.5. Вероятности событий в серии
испытанийБернулли

1

4.6. Практическая работа «Испытания
Бернулли»
Итого по разделу:
Раздел 5.Случайная величина
5.1. Случайная величина и распределение
5.2. Математическое ожидание и дисперсия
5.3. Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения
величины.

1

1
1
1

https://www.evkova.org/sluchajnyie-velichinyi
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3409/start/

5.4. Понятие о законе больших чисел.

1

5.5. Измерение вероятностей с помощью
частот.

1

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniiamatematicheskoi- statistiki-9176/zakon-raspredeleniia-veroiatnostei-zakonbolshikh-chisel10288/re-a76720ab-07dd-431a-b57a-19b9498e2a76
https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementy-kombinatoriki-statistikii- teorii-veroiatnostei-10205/otnositelnaia-chastota-i-statisticheskaiaveroiatnost- sobytiia-12692/re-f618da9e-fe93-413f-9473-47ed9e1d0648

5.6. Применение закона больших чисел

2

Итого по разделу:
Раздел 6. Обобщение, контроль
6.1. Представление данных.
6.2. Описательная статистика.
6.3. Вероятность случайного события.
6.4. Элементы комбинаторики.
6.5. Случайные величины и распределения

7

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8
34

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniiateorii- veroiatnostei-9277/nezavisimye-sobytiia-umnozhenieveroiatnostei- 12797/TeacherInfo

6

https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/nachalnye-svedeniiamatematicheskoi- statistiki-9176/zakon-raspredeleniia-veroiatnostei-zakonbolshikh-chisel-10288

1

1
1
2
2
2

1

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

№ урока в
разделе

Тема урока

всего

Дата по плану

Раздел 1. Представление данных
1.

1

Представление данных в таблицах

1

5.09

2.

2

Практические вычисления по табличным данным

1

12.09

3.

3

Извлечение и интерпретация табличных данных.
Практическая работа "Таблицы"

1

19.09

4.

4

Графическое представление данных в виде столбиковых
(столбчатых) диаграмм. Чтение и построение диаграмм

1

26.09

5.

5

Графическое представление данных в виде круговых
диаграмм. Чтение и построение диаграмм

1

3.10

6.

6

Примеры демографических диаграмм

1

10.10

7.

7

Практическая работа "Диаграммы"

1

17.10

Раздел 2. Описательная статистика
8.

1

Числовые наборы. Среднее арифметическое числового
набора

1

24.10

9.

2

Мера центральной тенденции (мера центра) Медиана
числового набора. Устойчивость медианы

1

7.11

3

Медиана числового набора. Устойчивость медианы
Практическая работа "Средние значения"

1

14.11

10.

Дата фактически

11.

4

Практическая работа "Средние значения" Решение задач с
помощью среднего
арифметического и медианы

1

21.11

12.

5

Решение задач с использованием цифровых ресурсов при
изучении свойств средних

1

28.11

13.

6

Наибольшее и наименьшее значения числового
набора. Размах

1

5.12

14.

7

Решение задач

1

12.12

15.

8

1
Контрольная работа №1 по темам
"Представление данных" и "Описательная статистика"
Раздел 3. Случайная изменчивость

19.12

16.

1

Анализ контрольной работы. Случайная изменчивость.
Примеры

1

20.02

17.

2

Частота значений в массиве данных

1

20.02

18.

3

Группировка данных. Гистограмма

1

20.02

19.

4

Графическое представление разных видов случайной
изменчивости

1

20.

5

Построение гистограмм. Шаг гистограммы. Решение задач

1

21.

6

Практическая работа "Случайная изменчивость"

1

Раздел 4. Введение в теорию графов
22.

1

Граф, вершина. Ребро. Представление задачи с помощью
графа

1

27.02

23.

2

Степень (валентность) вершины. Число рёбер и
суммарная степень вершин

1

24.

3

Цепь и цикл. Путь в графе. Связность в графе. Обход
графа (эйлеров путь).

1

25.

4

1
Представление об ориентированном графе. Решение задач
с помощью графов
Раздел 5.Вероятность и частота случайного
события

26.

1

Случайный эксперимент (случайный опыт) и случайное
событие

1

13.03

27.

2

Вероятность и частота события

1

3/04

28.

3

Роль маловероятных и практически достоверных
событий в природе и в обществе

1

29.

4

Монета и игральная кость в теории
вероятностей. Практическая работа "Частота выпадения
орла"

1

30.

5

1
Контрольная работа №2 по темам
"Случайная изменчивость" и "Случайные события и
вероятность"
Раздел 6. Обобщение, контроль

31.

1

Анализ контрольной работы. Повторение. Представление
данных

1

32.

2

Повторение. Описательная статистика

1

33.

3

Промежуточная аттестация

1

34.

4

Повторение. Вероятность случайного события

1

13.03

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

№ урока в
разделе

Тема урока

всего

Дата по плану

Дата
фактически

Раздел 1. Повторение курса 7 класса
1.

1

Повторение по разделам "Представление данных",
"Описательная статистика"

1

12.09

2.

2

Повторение по разделам "Случайная изменчивость",
"Случайные события и вероятность"

1

19.09

3.

3

Решение задач

1

26.09

4.

4

Решение задач

1

3.10

Раздел 2. Описательная статистика. Рассеивание
данных
5.

1

Отклонения. Дисперсия числового набора

1

10.10

6.

2

Стандартное отклонение числового набора.

1

17.10

7.

3

Диаграммы рассеивания.

1

24.10

8.

4

Решение задач

1

7.11

9.

1

Множество, подмножество

1

14.11

1

21.11

10.

2

Операции над множествами: объединение, пересечение,
дополнение. Свойства операций над множествами:

12.09

11.

3

Графическое представление множеств. Диаграммы
Эйлера

12.

4

Контрольная работа №1 по темам «Описательная статистика. 1
Рассеивание данных. Множества»
Раздел 4. Вероятность случайного события
Анализ контрольной работы. Элементарные события.
Случайные события. Благоприятствующие элементарные
события

1

28.11
5.12

1

12.12

Вероятности случайных событий

1

19.12

3

Опыты с равновозможными элементарными событиями

1

16.

4

Практическая работа "Опыты с
равновозможными элементарными событиями"

1

17.

5

Решение задач на вычисление вероятностей

1

18.

6

Решение задач на вычисление вероятностей

1

13.

1

14.

2

15.

Раздел 5. Введение в теорию графов
19.

1

Дерево. Свойства дерева: единственность пути,
существование висячей вершины,
связь между числом вершин и числом рёбер

1

20.02

20.

2

Решение задач с помощью деревьев

1

20.02

21.

3

Комбинаторное правило умножения

1

27.02

22.

4

Решение задач

1

27.02

23.

5

1
Контрольная работа №2 по темам
"Множества", "Вероятность случайного события",
"Введение в теорию графов"
Раздел 6. Случайные события

7.03

24.

1

Анализ контрольной
работы. Противоположные события.
Диаграммы Эйлера

1

13.03

25.

2

Объединение и пересечение событий. Несовместные
события

1

26.

3

Формула сложения вероятностей

1

27.

4

Условная вероятность. Правило умножения вероятностей

1

28.

5

Независимые события

1

3.04

29.

6

Представление случайного эксперимента в виде дерева

1

10.04

30.

7

Решение задач

1

31.

8

Контрольная работа №3 по теме "Вероятность случайного
1
события"
Раздел 7. Обобщение, контроль

32.

Анализ контрольной работы. Повторение.
Представление данных. Описательная статистика.

1

33.

Повторение. Графы. Вероятность случайного события.

1

34.

Повторение. Элементы комбинаторики.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3.04

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Тема урока

№
п/п

всего
Раздел 1. Повторение курса 8 класса

1.

1

Повторение. Представление данных. Описательная
статистика

1

2.

2

Повторение. Операции над событиями

1

3.

3

Повторение. Условная вероятность. Независимые
события

1

4.

4

Решение задач

1
Раздел 2.Элементы комбинаторики

5.

1

Комбинаторное правило умножения. Перестановки.

1

6.

2

Факториал. Сочетания и число сочетаний.

1

7.

3

Треугольник Паскаля

1

8.

4

1
Практическая работа "Вычисление вероятностей с
использованием комбинаторных функций"
Раздел 3. Геометрическая вероятность

9.
10.

1

Геометрическая вероятность.

1

2

Геометрическая вероятность.

1

Дата по плану

Дата
фактически

11.

3

12.

4

Случайный выбор точки из дуги окружности

13.

5

Контрольная работа №1 по темам "Элементы комбинаторики. 1
Геометрическая вероятность"
Раздел 4. Испытания Бернулли

Случайный выбор точки из фигуры на плоскости.
Случайный выбор точки из отрезка

1
1

14.

1

Анализ контрольной работы. Испытания.

1

15.

2

Успех и неудача.

1

16.

3

Серия испытаний до первого успеха

1

17.

4

Испытания Бернулли.

1

18.

5

Вероятности событий в серии испытаний Бернулли

1

19.

6

Практическая работа "Испытания Бернулли"

1

Раздел 5.Случайная величина
20.

1

Случайная величина и распределение вероятностей.

1

21.

2

Математическое ожидание и дисперсия случайной
величины.

1

22.

3

Примеры математического ожидания как теоретического
среднего значения величины.

1

23.

4

Понятие о законе больших чисел.

1

24.

5

Измерение вероятностей с помощью частот.

1

25.

6

Применение закона больших чисел

26.

7

1
Контрольная работа №2 по темам "Испытания
Бернулли. Случайные величины. Закон больших
чисел"
Раздел 6. Обобщение, контроль

27.

1

Анализ контрольной работы. Повторение. Представление
данных.

1

28.

2

Повторение. Описательная статистика

1

29.

3

Повторение. Вероятность случайного события

1

30.

4

Повторение. Вероятность случайного события

1

31.

5

Повторение. Элементы комбинаторики

1

32.

6

Промежуточная аттестация

1

33.

7

Повторение. Случайные величины и распределения

1

34.

8

Повторение. Случайные величины и распределения

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
7 КЛАСС
Теория вероятностей и статистика. 7-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Высоцкий И.Р., Ященко И.В.
Издательство «Просвещение»
8 КЛАСС
Теория вероятностей и статистика. 7-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Высоцкий И.Р., Ященко И.В.
Издательство «Просвещение»
9 КЛАСС
Теория вероятностей и статистика. 7-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Высоцкий И.Р., Ященко И.В.
Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
7 КЛАСС
https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
https://foxford.ru
8 КЛАСС
https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
https://foxford.ru
9 КЛАСС
https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
https://foxford.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».