Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов
Людмил
а
Андреев
на
Окуненко
Подписан: Людмила
Андреевна Окуненко
DN: OU=Директор,
O=МАОУ СОШ №32,
CN=Людмила Андреевна
Окуненко,
E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
123123123
Foxit PDF Reader
Версия: 11.2.2
Приложение №1
к Основной образовательной программе
начального общего образования
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 174-о от «30» августа 2024 г.
Рабочая программа
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Количество по учебному плану: 4 классы - недельных 2 часа, годовых 68 часов
Разработчики: МО учителей начальных классов
Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями:
1)Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286;
2)Федеральной образовательной программы начального общего образования от 18.05.2023г. №372;
3)Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир»
4)Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов;
5) Концепции преподавания окружающего мира в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 г. № 637- р);
6)Программы воспитания МАОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 и 4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; пониманиеособой роли многонациональной России в современном
мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родногокрая;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознаниеправ и ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма,сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интересак разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
1) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различнымпрофессиям;
2) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических нормповедения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред;
3) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числес использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальныеучебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
ориентироватьсяв изменяющейся действительности;
среды
обитания), проявлять
способность
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливатьсвязи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицироватьпредложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данныхи наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачина основе предложенного алгоритма.
окружающего
мира, устанавливать
основания для сравнения, устанавливать аналогии;
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий
следствияв аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результатыи другое);
и по-
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть ‒ целое, причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать
различные
ной задачи;
источники
для
поиска
информации, выбиратьисточник получения информации с учётом учеб-
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явномвиде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно илина основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему,таблицу, иллюстрацию;
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть «Интернет» (с помощью учителя);
Анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковуюинформацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оцениватьвыступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текстао природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решениюучебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях,опасных для здоровья и жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать
целесообразность
выбранных
способов
действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределятьроли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо
распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении
мирно разрешать их без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам
России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения,
опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя
правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки;
проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены
дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной мобильности;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4
КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления
общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны
в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох
как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме,
отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные
спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие
(океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые
природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения
в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить
объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила
безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-телекомуникационную сеть «Интернет» (в
условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных
систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья
и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости, доброты, справедливости
и других; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных
зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина Российской Федерации»; создавать небольшие тексты о
знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные
действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей: руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для
здоровья и жизни других людей.
Тематическое планирование
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
учебного предмета
Раздел 1. Человек и общество
1.1 Наша родина –
Российская Федерация
Количество
часов
10
Программное содержание
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина РоссийскойФедерации. Президент Российской Федерации
– глава государства.
Политико-административная картаРоссии.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городовРоссии. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельныхисторических событий, связанных
с ним.
Праздник в жизни общества как средство
укрепления общественной солидарности и
упрочения духовныхсвязей между соотечественниками.
Новый год, День защитника
Характеристика деятельностиобучающихся
Работа с политико- административной
картой Российской Федерации: определение местонахождения республик Российской Федерации,краёв, крупнейших
областей и городов России.
Чтение статей Конституции Российской
Федерации о правах граждан Российской
Федерации. Рассказ учителя по теме,
например,
«Забота о детстве – главная особенность нашего государства».Чтение о
обсуждение текстов учебника, объяснения учителя.
Игра-соревнование по теме,
например, «Знаем ли мы свойродной край?».
Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края.
Обсуждение докладов и
1.2
История Отечества.
«Лента времени» иисторическая карта
17
Отечества, Международный
женский день, День весны и труда,День
Победы, День России, День народного
единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.Уважение
к культуре, истории,
традициям своего народа и других народов, государственным символамРоссии
презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме, например,
«Мой роднойкрай».
Учебный диалог по теме, например,
«Государственные праздникиРоссии».
Работа в парах по теме, например,
«Рассказ о любимом празднике Российской Федерации или своего
региона»
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта. Наиболее важные и
яркие событияобщественной и культурной жизнистраны в разные исторические
периоды: Государство Русь,
Московское государство, Российскаяимперия, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурныетрадиции людей в разные исторические времена. Выдающиесялюди
разных эпох как носители базовых национальных ценностей
Практическая работа по теме, например,
«Определение по «ленте времени» времени (века), в которомпроисходили исторические события».
Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейшихисторических событий в жизни России.
Обсуждение рассказов учителя, текста
учебника о быте, традициях,культуре
Древней Руси.
Экскурсия в художественный музей(при
наличии условий), просмотр
видеофрагментов, иллюстраций и
других материалов на темы
«Искусство Древней Руси»,
«Ремёсла в Древней Руси»,
«Образование от Древней Русидо
XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХвека», «Искусство ХХ века» (по выбору).
Учебный диалог по теме, например,
«Как выполняли свой долг защитыОтечества в разные исторические времена
граждане России
(на примере Отечественной войны1812
г., Великой Отечественной
войны (1941–1945)».
1.3
Человек – творец
культурных ценностей.
Всемирное
культурное наследие
6
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и
за рубежом. Охрана
памятников истории и культуры.Посильное участие в охране памятников
истории и культурысвоего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного
наследия своего края. Правила нравственного поведения в
Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников
(по выбору) на тему
«Объекты Всемирного культурного
наследия в России и за рубежом».
Рассказ учителя о памятниках
Всемирного наследия (например,в
России – Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи,
в мире – Великая Китайская стена,
Колизей в Риме, Акрополь
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
2.1 Методы познания
окружающей природы.
Солнечнаясистема
2.2 Формы земной
поверхности.
Водоемы и их
социуме, отношение к людям независимо от их национальности,социального
статуса, религиознойпринадлежности
в Греции).
Учебный диалог по теме, например,
«Как охраняются памятникиистории и культуры».
Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурногонаследия
России (дифференцированное задание)
5
Методы познания окружающей природы:
наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованиюприродных объектов
и явлений.
Солнце – ближайшая к нам звезда,источник света и тепла для всего живого
на Земле. Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет.Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как причина
смены дня и ночи. Обращение Земливокруг Солнца и смена времён года
Игра-соревнование по теме, например, «Клуб астрономов»:зададим
друг другу вопросы
о Солнечной системе.
Обсуждение выступлений учащихся(дифференцированное задание)
о планетах.
Рассматривание и обсуждение схемы
«Вращение Земли вокруг своей оси –
причина смены дня иночи»
9
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги
(общее представление, условное
Работа с картой: равнины и горына
территории Российской
Федерации, крупнейшие реки и
33
разнообразие
2.3
Природные зоны России: общее представление, основные природныезоны
5
обозначение равнин и гор на карте).Равнины и горы России.
Особенности поверхности родногокрая
(краткая характеристика на основе
наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море,
озеро, пруд, болото); река какводный поток; использование рек
и водоёмов человеком. Крупнейшиереки
и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны.
Водоёмы и реки родного края
(названия, краткая характеристикана
основе наблюдений)
озёра; моря, омывающие Россию.Описание объектов родного края:название,
место расположения, общая характеристика Учебный диалог по теме, например, «Как люди используют водоёмы и
рекидля хозяйственной деятельности»
Природные зоны России: общее представление, основные природныезоны (климат,
растительный и
животный мир, особенности труда ибыта
людей, влияние человека
на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах
Учебный диалог по теме, например,
«Почему меняются природные зоны?».
Коллективное формулирование вывода:
причинойсмены природных зон является
разная освещённость Солнцем поверхности Земли.
Работа с текстом учебника: особенности
разных природных зон.Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме, например,
«Какие организмы обитают
в природных зонах», составлениерассказа-рассуждения по теме, например,
«Как животные приспосабливаются к
условиям
жизни». Учебный диалог по теме,
например, «Экологические связи
в природной зоне». Моделированиехарактерных цепей питания
в изучаемой природной зоне. Рассказ
учителя об освоении природных богатств в природных
зонах и возникших вследствие этогоэкологических проблемах.
Работа в группах: создание описания одной из природных зон по самостоятельно
составленному плану (с использованием
дополнительной информации, в томчисле
из информационнотелекоммуникационной сети
«Интернет»)
2.4
Природные и
культурные объекты
Всемирного наследия.
Экологические
5
Наиболее значимые природныеобъекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом(2–3 объекта).
Некоторые доступные
Рассказ учителя, работа
с иллюстративным материалом:природные объекты списка
Всемирного наследия в России и
за рубежом (например, в России –
проблемы
для понимания экологические проблемы
взаимодействия человекаи природы.
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила
нравственного поведения
в природе. Международная Краснаякнига
(отдельные примеры)
Итого по разделу:
24
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1 Здоровый образ
1
Здоровый образ жизни:
жизни: профилактика
профилактика вредных привычек.Вливредных привычек
яние курения, употребления алкоголя и
наркотиков на жизнь издоровье человека
озеро Байкал, остров Врангеля,
вулканы Камчатки, Ленские столбы;в мире – остров Пасхи (Чили); дорога гигантов
(Северная Ирландия); бухта Халонг
(Вьетнам);национальный парк Тонгариро
(Новая Зеландия).
Обсуждение результатов проектнойдеятельности по теме, например,
«Объекты Всемирного наследияв
России и в мире».
Рассказ учителя о Международной
Красной книге. Работа в группах по теме, например, «Составление памятки
«Правила поведения
в природе»
Учебный диалог по теме, например,
«Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни».
Анализ ситуаций по теме, например,
«Что может произойти, если…». Обсуждение результатов работы групп
Безопасностьв
городе.
Безопасность в сети
«Интернет»
4
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
5
6
68
3.2
Безопасность в городе (планирование
маршрутов с учётомтранспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах,
зонах отдыха, учреждениях
культуры).
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожныхзнаков и
разметки, сигналов и средств защиты
велосипедиста, правила использования
самоката идругих средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в Интернете
(поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных
ресурсов и детскихразвлекательных порталов)
в условиях контролируемого
доступа в Интернет
Работа в группах: составление текста
по теме, например, «Какиеопасности
можно встретить
на улице, в зонах отдыха,в
общественных местах».
Ролевая игра по теме, например,
«Знаем ли мы правила ездына
велосипеде» (роли:
велосипедисты, сотрудники ГИБДД,маленькие дети).
Рассказ учителя по теме, например,
«Чем может быть опаснаинформационнотелекоммуникационная сеть
«Интернет». Как правильно искатьинформацию в информационно- телекоммуникационной сети
«Интернет»
19
Поурочное планирование 4 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема урока
Мир глазами астронома. Формирование представления об астрономии, как он науке
Планеты Солнечной системы. Установление связи между движением Земли вокруг своей оси, вокруг
Солнца и сменой дня и ночи, сменой времён года
Звездное небо – великая книга природы. Знакомство с правилами наблюдения звёздного неба.
Мир глазами географа. Составление рассказов о мире с точки зрения географа
Мир глазами историка. Формирование представления об истории, как он науке
Мир глазами историка. Формирование понятия «лента времени»
Мир глазами эколога. Формирование представления об экологии и экологических проблемах
Сокровища Земли под охраной человека. Различение объектов природного и культурного Всемирного
наследия
Сокровища Земли под охраной человечества. Формулирование выводов по изученному материалу
Равнины и горы России. Нахождение на физической карте России изучаемых географических объектов
Моря, озера и реки России. Нахождение на физической карте России изучаемых географических объектов
Природные зоны России. Различениефизической карты России и карты природных зон;нахождение на
карте природных зон России
Зона арктических пустынь. Установление взаимосвязи между живой и неживой природой
Тундра. Использование карты для объяснения явлений и описания свойств объектов
Леса России. Использование карты для объяснения явлений и описания свойств объектов
Лес и человек. Моделирование цепей питания
Зона степей. Использование различных справочных изданий для поиска необходимой информации
Пустыня. Определение характера взаимоотношений человека и природы
У Черного моря. Использование карты для объяснения явлений и описания свойств объектов
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»
Наш край. Составление рассказа о своём регионе по физической карте России и карте природных зон
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Поверхность нашего края. Использование различных справочных изданий (атлас, карта) для поиска
необходимой информации.
Поверхность нашего края. Экскурсия. Проведение несложных наблюдений в окружающей среде.
ИОТ -025-2013
Водные богатства нашего края. Повторение правил безопасного поведения на воде
Наши подземные богатства. Использование различных справочных изданий (атлас, карта) для поиска
необходимой информации.
Земля – кормилица. Определение характера взаимоотношений человека и природы
Экскурсия в лес. Проведение несложных наблюдений в окружающей среде. ИОТ -025-2013
Жизнь леса. Использование естественно-научных текстов с целью поиска информации
Жизнь луга. Моделирование цепей питания луга
Жизнь в пресных водах. Создание собственных устных высказываний
Экскурсия к водоему. Проведение несложных наблюдений в окружающей среде. ИОТ -025-2013
Растениеводство в нашем крае. Использование различных справочных изданий для поиска необходимой информации
Животноводство в нашем крае. Использование различных справочных изданий для поиска необходимой информации
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны».
Начало истории человечества. Использование различных справочных изданий с целью создания своих собственных высказываний
Мир древности: далекий и близкий. Извлечение информации из текстов и иллюстраций учебника
Средние века: время рыцарей и замков. Соотнесение конкретной даты с веком
Новое время: встреча Европы и Америки. Соотнесение исторических событий с датами
Новейшее время: история продолжается сегодня. Различение прошлого, настоящего и будущего
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».
Государство Русь. Работа с исторической картой
Страна городов. Нахождение места изученных событий на «ленте времени»
Из сокровищницы Древней Руси. Отличие реальных исторических событий от вымыслов
Трудные времена на Русской земле. Соотнесение изученных исторических событий с датами
Русь расправляет крылья. Соотнесение изученных исторических событий с датами
Куликовская битва. Соотнесение изученных исторических событий с датами
Иван Третий. Использование различных справочных изданий с целью создания своих собственных
высказываний
Мастера печатных дел. Отличие реальных исторических событий от вымыслов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Патриоты России. Нахождение места изученных событий на «ленте времени»
Петр Великий. Нахождение места изученных событий на «ленте времени»
Михаил Васильевич Ломоносов. Нахождение места изученных событий на «ленте времени»
Екатерина Великая. Использование различных справочных изданий с целью создания своих собственных высказываний
Отечественная война 1812 года. Соотнесение изученных исторических событий с датами
Страницы истории 19 века. Работа с исторической картой
Россия вступает в 20 век. Соотнесение изученных исторических событий с датами. Работа с «лентой
времени»
Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Соотнесение изученных исторических событий с датами.
Работа с «лентой времени»
Великая Отечественная война и Великая Победа. Использование различных справочных изданий с
целью создания своих собственных высказываний
Великая Отечественная война и Великая Победа. Использование различных справочных изданий с
целью создания своих собственных высказываний
Страна, открывшая путь в космос. Использование различных справочных изданий с целью создания
своих собственных высказываний
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон
России и права человека.
Мы – граждане России. Понятие о гражданстве
Славные символы России: флаг, гимн, герб.
Такие разные праздники. Соотнесение изученных исторических событий с датами
Путешествие по России. Использование различных справочных изданий с целью создания своих собственных высказываний
Путешествие по России. Использование различных справочных изданий с целью создания своих собственных высказываний
Путешествие по России. Использование различных справочных изданий с целью создания своих собственных высказываний
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Современная Россия»
Презентация проектов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
22
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир": тематическое планирование учебного материала, подробные конспекты занятий. методические рекомендации по работе над проектами, игры, кроссворды, загадки, тексты физкультминуток Москва, «Вако»2020г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1 сентября https://urok.1sept.ru/
Инфоурок https://infourok-24.ru/
РЭШ http://resh.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Демонстрационно-учебные таблицы по окружающему миру 3,4 класс
Карта учебная. Природные зоны России.
Карта полушарий.
Физическая карта России.
Демонстрационная модель Земли (глобус)
Гербарий
Видеофильмы
Технические средства
Мультимедиа- проекторы
Интерактивная доска
Экран проекционный
23
Комплект учебно-лабораторного оборудования-1шт (интерактивная доска – 1 шт., нетбуки-13шт.)
Wi-Fi точка доступа D-Link-1)
Документ –камера
База для подзарядки и хранения ноутбуков
Ноутбук
Персональный компьютер
Принтеры
Колонки
24