Рабочая программа Литературное чтение 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов

Людмила
Андреев
на
Окуненко

Подписан: Людмила
Андреевна Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ
СОШ №32, CN=Людмила
Андреевна Окуненко,
E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
123123123
Foxit PDF Reader Версия:
11.2.2

Приложение №1
к Основной образовательной программе
начального общего образования

.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 174-о от «30» августа 2024 г.

Рабочая программа

Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Количество по учебному плану: 4 класс - недельных 4 часа, годовых 136 часов
Разработчики: МО учителей начальных классов

Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями:
1)Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286;
2)Федеральной образовательной программы начального общего образования от 18.05.2023г. №372;
3)Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение»;
4)Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных
предметов;
5) Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 г. №
637- р);
6)Программы воспитания МАОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 3-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
духовно-нравственное воспитание:
 освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
 осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного
выбора;

 выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физическогои морального вреда другим людям.
эстетическое воспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к
традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видаххудожественной деятельности;
 приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально- эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
 понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участияв различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях;
 неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно- художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
 овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
 потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной
литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Базовые логические действия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений,устанавливать аналогии;

 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять существенный признак для классификации, классифицироватьпроизведения по темам, жанрам;
 находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачина основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе
текста, характеристикепоступков героев.
Базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствияв аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное
отношение
к собеседнику,
соблюдать
правилаведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные
и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение, повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к текстувыступления.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность
 формулировать
краткосрочные и
долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;выстраивать последовательность выбранных действий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в
произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
 демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устногонародного творчества: формировать собственный круг чтения;
 читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное);
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
 читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
 различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: называть
особенности
 стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

 понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать
вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
 различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы,
народные
песни,
скороговорки, сказкио животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклораразных народов России;
 соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить
примеры разных жанров литературы России и стран мира;
 владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в
тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
 характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между
поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии
или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и
выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
 объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
 находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
 осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
 участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с
соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать
простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
 составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица
героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
 читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
 составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений),
писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный
текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
 составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
 сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение
прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
 использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложка, оглавление, аннотация, иллюстрация, предисловие,
приложение, сноски, примечания);
 выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной

книге;
 использовать
справочную
литературу, электронные
образовательные и информационные ресурсы в Интернете (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например, произведения С.Т. Романовского, А.Т. Твардовского, С.Д.
Дрожжина, В.М. Пескова и другие). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере
писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра
Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к
Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л.А. Кассиля,
С.П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны
(2–3 произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой»
(отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1–2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов
фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной
литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль). Виды
сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира.
Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи
Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства
художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и
представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темыв творчестве художника В.М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки (2–3 сказки по выбору), сказки народов России (2–3
сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1–2 по выбору).
Творчество А.С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А.С. Пушкина. Средства художественной выразительности в
стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение) на примере 2–3 произведений. Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные

помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога»
и другие.
Творчество И.А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И.А.
Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне,
её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и
муравьи» и другие.
Творчество М.Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М.Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции
стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения П.П.
Ершова, П.П. Бажова, С.Т. Аксакова, С.Я. Маршака и другие). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь как особенность
авторской сказки. Иллюстрации в сказке:назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и
другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ‒ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной
форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не
менее пяти авторов по выбору): В.А. Жуковский, И.С. Никитин, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, И.А.
Бунин, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт и другие. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания
художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как
неожиданно и ярко», А.А. Фет
«Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л.Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки,
басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести.
Отрывки из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет
героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л.Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы как тема произведений

литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А.И. Куприна, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, М.М.
Пришвина, Ю.И. Коваля и другие.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками (на
примере произведений не менее трёх авторов): А.П. Чехова, Б.С. Житкова, Н.Г. Гарина- Михайловского, В.В. Крапивина и других.
Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним
героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О
Лёньке и Миньке» (1–2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору).
Пьеса как жанрдраматического произведения.
Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки:назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере
рассказов М.М. Зощенко, В.Ю. Драгунского, Н.Н. Носова, В.В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности
текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1–2 произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и
дома» (отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К.
Андерсена, братьев Гримм и других (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы),
Марк Твен «Том Сойер»(отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель.
Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная,
справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать,
справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Наименование
№
Количество
разделов
и
тем
п/п
часов
учебного предмета

Программное
содержание

Характеристика деятельности обучающихся

1

Произведенияо
Родине,
о героических
страницах истории

12

Наше Отечество, образ
родной землив
стихотворных и
прозаических
произведениях
писателей и поэтовХIХ
и ХХ веков
(произведения
С.Т. Романовского, А.Т.
Твардовского,
С.Д.
Дрожжина,
В.М. Пескова и др.).
Представление
о проявлении любви к
родной земле
в литературе разных
народов (на примере
писателей родного
края, народов России).
Знакомствос культурноисторическим

Разговор перед чтением: страницы истории родной страны —
тема фольклорных и авторских произведений, объяснение
пословицы «Родной свойкрай делами прославляй».
Восприятие на слух поэтических и прозаических
произведений, выражающих нравственно-этические понятия:
любовь к Отчизне, родной земле. Например,А. Т. Твардовский.
«О родине большой и малой»,
В. М. Песков. «Отечество», С. Д. Дрожжин. «Родине».Учебный
диалог: обсуждение проблемы «Понятие Родины для каждого из
нас», объяснение своей позиции с приведением примеров из
текстов,
раскрытие смысла пословиц о Родине, соотнесение ихс
прослушанными/прочитанными произведениями.
Чтение произведений о героях России. Например, С. Т.
Романовский. «Ледовое побоище» и другиепроизведения.
Работа с текстом произведения: анализ заголовка,
определение темы, выделение главной мысли, осознание
идеи текста, нахождение доказательстваотражения мыслей
и чувств автора, наблюдение и
рассматривание иллюстраций и репродукций картин

наследием России,
великие люди и
события: образы
Александра
Невского, Михаила
Кутузова и других
выдающихся
защитников Отечества
(по выбору).
Отражение
нравственной идеи:
любовь к Родине.
Героическое
прошлое России,
тема Великой
Отечественной
войны
в произведениях
литературы.
Осознание понятий:
поступок, подвиг.
Расширение
представленийо
народной
и авторской песне:

(например, П. Д. Корин. «Александр Невский»),
соотнесение их сюжета с соответствующими
фрагментами текста: озаглавливание.
Обсуждение вопросов, например: «Какие слова
из произведения подходят для описания картины?»,
«Какие слова могли бы стать названием картины?». Поиск
дополнительной информации о защитниках Отечества, подготовка
монологического высказывания,составление письменного
высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста (не
менее 10 предложений).
Работа в парах: сравнение произведений, относящихсяк одной
теме, но разным жанрам (рассказ, стихотворение, народная и
авторская песня).
Слушание произведений о народном подвигев
Великой Отечественной войне.
Учебный диалог: обсуждение проблемного вопроса
«Почему говорят, что День Победы — это «радостьсо слезами
на глазах»?», осознание нравственно- этических понятий
«поступок», «подвиг».
Упражнение в выразительном чтении, соблюдение
интонационного рисунка (пауз, темпа, ритма, логических
ударений) в соответствии с особенностямитекста для передачи
эмоционального настроя произведения.
Поиск и слушание песен о войне (поиск информации

2

Фольклор (устное
народноетворчество)

11

понятие
«историческая песня»,
знакомствос песнями
на тему Великой
Отечественной войны

об авторе слов, композиторе) на контролируемыхресурсах
Интернета.
Учить наизусть стихотворения о Родине (по выбору).Групповая
работа: коллективный проект «Нам не нужна война» (в форме
литературного вечера, вечерапесни, книги воспоминаний
родных, книги памяти и другие варианты).
Дифференцированная работа: подготовка сообщения
об известном человеке своего края

Фольклор как
народная духовная
культура.
Представление о
многообразии
видов фольклора:
словесный,
музыкальный,
обрядовый
(календарный).
Понимание
культурного
значения фольклорадля
появления
художественной
литературы.
Обобщение

Разговор перед чтением: обсуждение вопросов: «Чтотакое
фольклор?», «Какие произведения относятся
к фольклору?», объяснение, приведение примеров. Игра
«Вспомни и назови»: анализ предложенных произведений малых
жанров фольклора, определение жанра, объяснение и ответ на
вопрос «К каким жанрамотносятся эти тексты?», аргументация
своего мнения. Чтение произведений малого фольклора (по
выбору): загадок, пословиц, скороговорок, потешек, песен,
небылиц, закличек, используя интонацию, паузы, темп,ритм,
логические ударения в соответствии с особенностями текста для
передачи эмоционального настроя произведения.
Учебный диалог: обсуждение цитаты А. С. Пушкинао
пословицах «Что за золото!.. А что за роскошь, чтоза смысл,
какой толк в каждой пословице нашей!..», составление
монологического высказывания.

представлений о
малых жанрах
фольклора.
Собиратели
фольклора
(А. Н. Афанасьев,В.
И. Даль).
Углубление
представленийо
видах сказок:о
животных,
бытовые,
волшебные.
Отражение
в произведениях
фольклора
нравственных
ценностей, быта
и культуры народов мира.
Сходство фольклорных
произведений разных
народов по тематике,
художественным образам
и форме

Работа в парах: сравнение пословиц разных народов, объяснение
значения, установление тем, группировка пословиц на одну тему,
упражнения на восстановлениетекста пословиц, соотнесение
пословиц с текстом произведения (темой и главной мыслью).
Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в
схематическом виде, обобщение представлений о видах сказок,
выполнение задания
«Вспомните и назовите произведения».

Чтение вслух и про себя фольклорных произведений (народных
сказок), определение мотива и цели чтения,ответ на вопрос: «На
какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»,
различение реальных и сказочных событий в народных
произведениях.
Учебный диалог: осознание ценности нравственноэтических понятий для всех народов: трудолюбие, дружба,
честность.
Наблюдение за особенностями построения волшебной
сказки (зачин, троекратные повторы, концовка), выделение
смысловых частей сказки в соответствии

(«бродячие»
сюжеты).
Расширение
представленийо
былине как
эпической песнео
героическом
событии. Герой
былины – защитник
страны. Образы русских
богатырей:Ильи
Муромца, Алёши
Поповича, Добрыни
Никитича(где жил, чем
занимался, какими
качествами обладал).
Средства
художественной
выразительностив
былине: устойчивые
выражения, повторы,
гипербола.
Устаревшие слова,
их место в былине

с сюжетом, определение последовательности событийв
произведении, поиск устойчивых выражений.
Составление номинативного плана. Пересказ
(устно) содержания подробно.
Рассказ о собирателях фольклора (А. Н. Афанасьев,В. И. Даль),
знакомство с их книгами, составление высказывания о
культурной значимости
художественной литературы и фольклора
с включением в собственную речь пословиц, крылатых
выражений и других средств выразительности.
Работа в группе (совместная деятельность): сочинение сказок (по
аналогии), проведение конкурса на лучшего знатока
фольклорных жанров.
Поиск дополнительной информации о собирателях фольклора,
представление своего сообщения в классе.Разговор перед
чтением: история возникновения былин, их особенностей
(напевность, протяжность исполнения).
Слушание былин об Илье Муромце, Алёше Поповиче,Добрыне
Никитиче и других богатырях, контроль восприятия
произведения: ответы на вопросы
по фактическому содержанию текста.
Учебный диалог: обсуждение главной мысли былинного эпоса
— стремление богатырей защищатьродную землю.
Работа с текстом произведения: анализ сюжета былины

3

Творчество И.А.
Крылова

4

и представлениев
современной
лексике. Народные
былинно-сказочные
темы в творчестве В.М.
Васнецова

(реальность и сказочность событий), ответы
на вопросы, наблюдение за особенностями языка
(устаревшие слова, повторы, эпитеты, гиперболы),
нахождение устаревших слов (архаизмов), подборк ним
синонимов.
Работа в парах (поисковое выборочное чтение): характеристика
русского богатыря (реальность исказочность героя).
Пересказ былины от лица её героя.
Работа в группе (совместная работа): сравнение волшебной
сказки и былины (тема, герои, наличиеволшебства), оценка
результатов работы группы.
Рассказ о творчестве В. М. Васнецова, рассматривание
репродукций картин художника «Три богатыря»,
«Витязь на распутье», «Гусляры», «Баян», составлениерассказаописания (словесный портрет одного
из богатырей) с использованием былинных слов ивыражений.
Дифференцированная работа: составление словаря
устаревших слов

Представление
о басне как лироэпическом
жанре.
Расширение
круга
чтения басен
на примере

Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных
произведений, определение жанра (басня) и автора(И. А.
Крылов, Л. Н. Толстой), ответ на вопрос:
«К каким жанрам относятся эти тексты? Почему?»,
аргументация своего мнения.
Разговор перед чтением: история возникновения

произведений А.И.
Крылова, И.И.
Хемницера,Л.Н.
Толстого,
С.В. Михалковаи
других
баснописцев. Басни
стихотворные
и прозаические.
Развитие событийв
басне, её герои
(положительные,
отрицательные).
Аллегория в баснях.
Сравнение басен:
назначение, темы и
герои, особенности
языка

жанра, рассказ о творчестве И. А. Крылова.
Слушание и чтение басен: И. А. Крылов. «Стрекозаи
Муравей», И. И. Хемницер. «Стрекоза»,
Л. Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи», подготовка ответа на
вопрос: «Какое качество высмеивает автор?».Учебный диалог:
сравнение басен (сюжет, мораль, форма, герои), заполнение
таблицы.

Работа с текстом произведения: характеристика героя
(положительный или отрицательный), понимание аллегории,
работа с иллюстрациями, поиск в тексте морали (поучения) и
крылатых выражений.
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с
сохранением интонационного рисунка произведения (конкурс
чтецов «Басни русских баснописцев»).
Дифференцированная работа: «чтение» информации,
представленной в схематическом виде, обобщение
представлений о баснописцах, выполнение задания
«Вспомните и назовите».

Групповая работа: проведение конкурсана
инсценирование басен.
Поиск книг И. А. Крылова, рассматривание и чтениеих,
анализ библиографического аппарата книги: обложка,
оглавление, предисловие, иллюстрации,
составление аннотации
4

Творчество А.С.
Пушкина

12

Картины природыв
лирических
произведениях А.С.
Пушкина.
Углубление
представленияо
средствах
художественной
выразительностив
стихотворном
произведении
(сравнение, эпитет,
олицетворение).
Расширение
представления о
литературных
сказках
А.С. Пушкина
в стихах: «Сказка о
мёртвой царевне

Разговор перед чтением: понимание общегонастроения
лирического произведения.
Слушание лирических произведений А. С. Пушкина(«Няне»,
«Осень» (отрывки), «Зимняя дорога»), обсуждение
эмоционального состояния
при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос:
«Какое настроение создаёт произведение?Почему?».
Работа с текстом произведения: упражнение
в нахождении сравнений, эпитетов, олицетворений, выделение в
тексте слов, использованных в прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой и ритмомстихотворения, нахождение
образных слов и
выражений, поиск значения незнакомого словав
словаре.
Выразительное чтение и чтение наизусть лирических
произведений с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм.
Чтение наизусть лирических произведений

и о семи богатырях».
Фольклорная
основа
авторской сказки.
Положительные и
отрицательные герои,
волшебные
помощники, язык
авторской сказки

А. С. Пушкина (по выбору).
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
удержание в памяти событий сказки, обсуждениесюжета.
Работа с текстом произведения (изучающее и
поисковое выборочное чтение): анализ сюжета, повторкак основа
изменения сюжета, характеристика героев (положительные или
отрицательные, портрет), волшебные помощники, описание
чудес в сказке, анализ композиции.
Творческое задание: составление словесных портретовглавных
героев с использованием текста сказки.
Работа в группах: заполнение таблицы на основе сравнения
сказок, сходных по сюжету: сюжеты, герои,чудеса и
превращения.
Дифференцированная работа: «чтение» информации,
представленной в схематическом виде, обобщение
представлений о сказках А. С. Пушкина, выполнениезадания
«Вспомните и назовите произведения».

Составление выставки на тему «Книги
А. С. Пушкина», написание краткого отзыва

о самостоятельно прочитанном произведении
по заданному образцу
5

Творчество
М.Ю. Лермонтова

4

Лирические
произведения
М.Ю. Лермонтова:
средства
художественной
выразительности
(сравнение, эпитет,
олицетворение);
рифма, ритм.
Метафора как
«свёрнутое»
сравнение. Строфакак
элемент
композиции
стихотворения.
Переносное значениеслов
в метафоре.
Метафора
в стихотворениях М.
Ю. Лермонтова

Разговор перед чтением: понимание общего настроения
лирического произведения, творчествоМ. Ю. Лермонтова.
Слушание стихотворных произведений (не менее 3)М. Ю.
Лермонтова: «Утёс», «Парус», «Москва, Москва!.. Люблю тебя
как сын…» и другие.
Учебный диалог: обсуждение эмоционального
состояния при восприятии описанных картин природы,ответ на
вопрос: «Какое чувство создаёт произведение?».
Работа с текстом произведения: упражнение
в нахождении сравнений и эпитетов, выделение
в тексте слов, использованных в прямом и переносномзначении,
наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение
образных слов и
выражений, поиск значения незнакомого словав
словаре, поиск олицетворения и метафор, определение
вида строф.
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним
соответствующих стихотворных строк.
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизустьс
сохранением интонационного рисунка произведения.Творческое
задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении
картин

6

Литературная
сказка

9

Тематика авторских
стихотворных сказок.
Расширение
представлений
о героях литературных
сказок(произведения
П.П. Ершова, П.П.
Бажова, С.Т.
Аксакова,С.Я.
Маршака).
Связь литературной
сказки
с фольклорной:
народная речь –
особенность
авторской сказки.
Иллюстрации
в сказке: назначение,
особенности

Разговор перед чтением: уточнение представленийо жанре
сказки, расширение знаний о том, как и почему из глубины
веков дошли до нас народные сказки, первые авторы
литературных сказок.
Слушание и чтение литературных сказок. Например,П. П.
Ершов. «Конёк-Горбунок», С. Т. Аксаков.
«Аленький цветочек» и другие.
Работа с текстом произведения (характеристика героя):нахождение
описания героя, определение взаимосвязи между поступками
героев, сравнение героев
по аналогии или по контрасту, оценка поступковгероев.
Учебный диалог: обсуждение отношения авторак
героям, поступкам, описанным в сказках.
Анализ сюжета рассказа: определение последовательности
событий, формулирование вопросов (в том числе проблемных)
по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной
последовательности событий, нахождение в тексте заданного
эпизода, составление цитатного плана текстас выделением
отдельных эпизодов, смысловых частей.
Составление вопросного плана текста с выделениемэпизодов,
смысловых частей.
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.
Работа в парах: чтение диалогов по ролям.

Знакомство со сказом П. П. Бажова «Серебряное
копытце», выделение особенностей жанра.
Работа с текстом произведения: упражнение
в нахождении народной лексики, устойчивых
выражений, выделение в тексте слов, использованныхв прямом
и переносном значении, нахождение образных слов и
выражений, поиск устаревших слов, установление значения
незнакомого слова в словаре. Дифференцированная работа:
драматизация отрывковиз сказки П. П. Ершова «КонёкГорбунок».
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация
начитанности и сформированности специальных читательских
умений. Проверка и оценкасвоей работы по предложенным
критериям.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, написание аннотации
к самостоятельно прочитанному произведению.
Составление (письменно) рассказа-рассуждения «Моялюбимая
литературная сказка», раскрытие своего
отношения к художественной литературе

7

Картины природы в
творчестве поэтов и
писателейXIX

7

Лирика, лирические
произведения как
описание
в стихотворной форме
чувств поэта,
связанных

Разговор перед чтением: стихотворные произведениякак способ
передачи чувств автора, лирические и эпические произведения:
сходство и различия.
Слушание лирических произведений, обсуждение
эмоционального состояния при восприятии описанных
картин природы, ответ на вопрос: «Какое настроение

с наблюдениями,
описаниями
природы.
Расширение круга чтения
лирических
произведений поэтовХIХ
века:
В.А. Жуковский, Е.А.
Баратынский,Ф.И.
Тютчев,
А.А. Фет,
Н.А. Некрасов. Темы
стихотворных
произведений, герой
лирического
произведения.
Авторские приёмы
создания
художественного
образа в лирике.
Углубление
представлений
о средствах
выразительностив
произведениях
лирики: эпитеты,

создаёт произведение? Почему?». На примере стихотворений
Ф. И. Тютчева «Как неожиданно иярко…», А. А. Фета
«Весенний дождь»,
В. А. Жуковского «Загадка», Е. А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух чист!», И.С. Никитина
«В синем небе плывут над полями…»
Работа с текстом произведения: упражнение
в нахождении сравнений и эпитетов, олицетворений,метафор,
выделение в тексте слов, использованных
в прямом и переносном значении, наблюдение за
рифмой и ритмом стихотворения, нахождениеобразных
слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в
словаре, характеристика звукописи, определение вида
строф.
Работа в парах: сравнение лирических произведенийпо теме,
созданию настроения; подбор синонимов
к заданным словам, анализ поэтических выражений и
обоснование выбора автора.
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с
сохранением интонационного рисунка произведения (конкурс
чтецов стихотворений).
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним
соответствующих стихотворных строк.
Творческое задание: воссоздание в воображенииописанных в
стихотворении картин

синонимы,
антонимы,
сравнения,
олицетворения,
метафоры.
Репродукция
картины
как
иллюстрация
к лирическому
произведению

8

Творчество Л.Н.
Толстого

7

Расширение
представленийо
творчестве Л.Н.
Толстого:рассказ
(художественный и
научнопознавательный),
сказки, басни, быль.
Первоначальное
представление
о повести как эпическом
жанре. Значение
реальных жизненных
ситуаций
в создании рассказа,

Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных отрывков из
произведений Л. Н. Толстого, определение жанра, объяснение
и ответ на вопрос:
«К каким жанрам относятся эти тексты? Почему?»,
аргументация своего мнения.
Разговор перед чтением: общее представление об эпосе(на примере
рассказа), знакомство с повестью как эпическим жанром, в основе
которого лежит повествование о каком-либо событии.
Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого
«Детство» (отрывки из повести), «Русак», «Черепаха» идругие.
Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение
признаков жанра (автобиографическаяповесть, рассказ, басня),
характеристика героев
с использованием текста.

повести. Отрывки
автобиографической
повести
Л.Н. Толстого
«Детство».
Углубление
представлений об
особенностях
художественного
текста-описания:
пейзаж, портрет
героя, интерьер.
Примеры текстарассуждения
в рассказах
Л. Н. Толстого

из Анализ сюжета рассказа: определение последовательности
событий, формулирование вопросов по основным событиям
сюжета, восстановление нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте заданного эпизода,составление
цитатного плана текста с выделениемотдельных эпизодов,
смысловых частей.
Работа с композицией произведения: определениезавязки,
кульминации, развязки.
Пересказ содержания произведения, используя разныетипы речи
(повествование, описание, рассуждение)
с учётом специфики художественного, научнопознавательного и учебного текстов.
Работа в парах: сравнение рассказов (художественныйи научнопознавательный), тема, главная мысль, события, герои:
«Черепаха» и «Русак».
Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в
схематическом виде, обобщениепредставлений о
произведениях Л. Н. Толстого.
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация
начитанности и сформированности специальных читательских
умений. Проверка и оценкасвоей работы по предложенным
критериям.
Дифференцированная работа: составление устного или
письменного высказывания (не менее 10 предложений)
на тему «Моё любимое произведение Л. Н. Толстого».

9

Картины природы в
творчестве поэтов и
писателейXX века

6

Поиск и представление книг на тему «Произведения
Л. Н. Толстого», составление списка произведенийЛ. Н.
Толстого
Лирика, лирические
Разговор перед чтением: стихотворные произведениякак способ
произведения как
передачи чувств автора, лирические и эпические произведения:
описание
сходство и различия.
в стихотворной форме
Слушание лирических произведений, обсуждение
чувств поэта,связанных
эмоционального состояния при восприятии описанныхкартин
с наблюдениями,
природы, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт
описаниями
произведение? Почему?». На примере стихотворений поэтов ХХ
века. Например,
природы.
Расширение круга чтения И. А. Бунин. «Листопад» (отрывки).
лирических
Работа с текстом произведения: упражнение
произведений поэтовХХ в нахождении сравнений и эпитетов, олицетворений,метафор,
века:
выделение в тексте слов, использованных
И.А. Бунин,
в прямом и переносном значении, наблюдение за
А.А. Блок,
рифмой и ритмом стихотворения, нахождениеобразных
К.Д. Бальмонт. Темы
слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в
стихотворных
словаре, характеристика звукописи, определение вида
произведений, герой
строф.
лирического
Работа в парах: сравнение лирических произведенийпо теме,
произведения.
созданию настроения, подбор синонимов
Авторские приёмы
к заданным словам, анализ поэтических выражений и
создания
обоснование выбора автора.
художественного
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть
с сохранением интонационного рисунка произведения

10

Произведенияо
животных и
родной природе

12

образа в лирике.
Углубление
представлений о
средствах
выразительностив
произведениях
лирики: эпитеты,
синонимы,
антонимы,
сравнения,
олицетворения,
метафоры

(конкурс чтецов стихотворений).
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним
соответствующих стихотворных строк.
Творческое задание: воссоздание в воображенииописанных в
стихотворении картин.
Написание сочинения-описания (после предварительной
подготовки) на тему «Картиныродной природы в
изображении художников».
Составление выставки книг на тему «Картины природыв
произведениях поэтов ХХ века», написание краткого отзыва о
самостоятельно прочитанном произведении по заданному
образцу

Углубление
представлений
о взаимоотношениях
человека
и животных, защитаи
охрана природы –тема
произведений
литературы.
Расширение круга
чтения на примере
произведений А.И.
Куприна,
В.П. Астафьева,
К.Г. Паустовского,

Разговор перед чтением: взаимоотношения человека и животных,
обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про
себя), удержание учебной задачии ответ на вопрос «На какой
вопрос хочу получить ответ?».
Чтение вслух и про себя произведений о животных:В. П.
Астафьев. «Капалуха», М.М. Пришвин.
«Выскочка» и другие.
Учебный диалог: обсуждение темы и главной мысли
произведений, определение признаков жанра.
Работа с текстом произведения: составление портретной
характеристики персонажей с приведениемпримеров из текста,
нахождение в тексте средств
изображения героев и выражения их чувств, сравнениегероев по их
внешнему виду и поступкам,

М.М. Пришвина,
Ю.И. Коваля

установление взаимосвязи между поступками,
чувствами героев.
Упражнение в составлении вопросов (в том числепроблемных)
к произведению.
Анализ сюжета рассказа: определение последовательности
событий, формулирование вопросов по основным событиям
сюжета, восстановление нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление
вопросного плана текста с выделениемотдельных эпизодов,
смысловых частей.
Работа с композицией произведения: определениезавязки,
кульминации, развязки.
Пересказ содержания произведения от лица герояс
изменением лица рассказчика.
Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главнаямысль,
герои).
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация
начитанности и сформированности специальных читательских
умений. Проверка и оценкасвоей работы по предложенным
критериям.
Составление высказывания-рассуждения (устно и письменно)
на тему «Почему надо беречь природу?»(не менее 10
предложений).
Составление выставки книг (тема дружбы человека и
животного), рассказ о любимой книге на эту тему

11

Произведенияо
детях

13

Расширение
тематики
произведений
о детях, их жизни,
играх и занятиях,
взаимоотношенияхсо
взрослыми и
сверстниками
(на примере
содержания
произведений А.П.
Чехова, Б.С.
Житкова, Н.Г.
ГаринаМихайловского,
В.В. Крапивина и др.
Словесный портрет героя
как его
характеристика.
Авторский способ
выражения главной
мысли. Основные
события сюжета,
отношение к ним
героев

Разговор перед чтением: обсуждение цели чтения,выбор формы
чтения (вслух или про себя),
удерживание учебной задачи и ответ на вопрос:
«На какой вопрос хочу получить ответ, читая
произведение?».
Чтение вслух и про себя произведений о жизни детейв разное
время: А. П. Чехов. «Мальчики»,
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (отдельные
главы), М.М. Зощенко. «О Лёньке и Миньке» (1–2 рассказа из
цикла), К. Г. Паустовский.
«Корзина с еловыми шишками».
Работа с текстом произведения: составление портретной
характеристики персонажей с приведениемпримеров из текста,
нахождение в тексте средств изображения героев и выражения
их чувств, сравнениегероев по их внешнему виду и поступкам,
установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев,
определение авторского отношения к героям.
Упражнение в составлении вопросов (в том числепроблемных)
к произведению.
Анализ сюжета рассказа: определение
последовательности событий, формулирование вопросов
по основным событиям сюжета, восстановление
нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте заданного эпизода,

составление вопросного плана текста с выделением отдельных
эпизодов, смысловых частей, определениезавязки,
кульминации, развязки (композиция произведения).
Работа в парах: составление цитатного плана, оценка
совместной деятельности.
Упражнения в выразительном чтении небольшихэпизодов
с соблюдением орфоэпических и интонационных норм
при чтении вслух.
Пересказ (устно) произведения от лица героя илиот третьего
лица.
Дифференцированная работа: составление рассказаот имени
одного из героев.
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация
начитанности и сформированности специальных читательских
умений. Проверка и оценкасвоей работы по предложенным
критериям.
Работа в группе: выбор книги по теме «О детях»,
представление самостоятельно прочитанного произведения и
выбранной книги с использованиемаппарата издания (обложка,
оглавление, аннотация,предисловие, иллюстрации, сноски,
примечания).
Составление рассказа-рассуждения о любимой книге
о детях

12

Пьеса

5

Знакомство с новым
жанром – пьесойсказкой. Пьеса –
произведение
литературы и
театрального
искусства. Пьеса как
жанр драматического
произведения. Пьеса и
сказка: драматическое и
эпическое произведения.
Авторские ремарки:
назначение,
содержание

Чтение вслух и про себя пьес. Например,С. Я.
Маршак. «Двенадцать месяцев».
Ориентировка в понятиях: пьеса, действие, персонажи,диалог,
ремарка, реплика.
Учебный диалог: анализ действующих лиц, обсуждение
проблемы: является ли автор пьесы
действующим лицом, ответ на вопрос «Почему в текстеприводятся
авторские замечания (ремарки), каково их назначение?».
Работа в парах: анализ и обсуждение драматического
произведения (пьесы) и эпического (сказки) — определение
сходства и различий, диалог как текст пьесы, возможность
постановки на театральной сцене.Чтение по ролям.
Работа в группах (совместная деятельность): готовимспектакль
— выбор эпизода пьесы, распределение ролей, подготовка
ответов на вопросы «С какой интонацией говорят герои?»,
«Какая мимика и какие жесты нужны в данной сцене?»,
подготовка
к инсценированию эпизода.
Экскурсия в театр (при наличии условий) и просмотрдетского
спектакля.
Дифференцированная работа: создание (рисование)
афиши спектакля

13

Юмористические
произведения

6

Расширение круга
чтения
юмористических
произведений
на примере рассказов
В.Ю. Драгунского, Н.Н.
Носова,
В.В. Голявкина,
М.М. Зощенко.
Герои
юмористических
произведений.
Средства
выразительности
текста
юмористического
содержания:
гипербола.
Юмористические
произведения в кинои
театре

Разговор перед чтением: обсуждение проблемного вопроса:
«Какой текст является юмористическим?».Слушание и
чтение художественных произведений,оценка
эмоционального состояния при восприятии юмористического
произведения, ответ на вопрос
«Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?».Рассказы
В. Ю. Драгунского из цикла «Денискины рассказы», Н. Н.
Носова «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы).
Работа с текстом произведения: составление портретной
характеристики персонажей с приведениемпримеров из текста,
нахождение в тексте средства
изображения героев и выражения их чувств. Работа в
парах: чтение диалогов по ролям, выборинтонации,
отражающей комичность ситуации.
Дифференцированная работа: придумывание
продолжения рассказа.
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация
начитанности и сформированности специальных читательских
умений. Проверка и оценкасвоей работы по предложенным
критериям.
Литературная викторина по произведениямН. Н.
Носова, В. Ю. Драгунского.
Слушание записей (аудио) юмористических
произведений, просмотр фильмов

14

Зарубежная
литература

8

Расширение круга чтения
произведенийзарубежных
писателей.
Литературные сказкиШ.
Перро,
Х.-К. Андерсена,
братьев Гримм.
Приключенческая
литература:
произведения
Дж. Свифта, Марка
Твена.

Разговор перед чтением: установление цели чтения,ответ на
вопрос: «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
произведение?».
Чтение литературных сказок зарубежных писателей(по
выбору): Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди»,
«Русалочка».
Работа с текстом произведения (характеристика героя):нахождение
описания героя, определение взаимосвязи между поступками
героев, сравнение героев
по аналогии или по контрасту, оценка поступковгероев.
Учебный диалог: обсуждение отношения авторак
героям, поступкам, описанным в сказках.
Анализ сюжета сказки: определение последовательности
событий, формулирование вопросов по основным событиям
сюжета, восстановление нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте заданного эпизода,составление
цитатного плана текста с выделениемотдельных эпизодов,
смысловых частей.
Составление вопросного плана текста с выделениемэпизодов,
смысловых частей.
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.
Работа в парах: чтение диалогов по ролям.

Чтение приключенческой литературы: Дж. Свифт.
«Путешествие Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен.
«Приключения Тома Сойера» (отдельные главы).Работа с текстом
произведения (характеристика героя):нахождение описания героя,
определение взаимосвязи между поступками героев, сравнивание
героев
по аналогии или по контрасту, оценка поступковгероев.
Поиск дополнительной справочной информации о
зарубежных писателях: Дж. Свифт, Марк Твен,
Л. Кэрролл, представление своего сообщения в классе,
составление выставки книг зарубежных сказок, книг
о животных.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, написание аннотации
к самостоятельно прочитанному произведению

15

Библиографическая
культура (работа
с детской книжнойи
справочной
литературой)

7

Польза чтения
и книги: книга – друг и
учитель. Расширение
знанийо правилах
читателяи способах
выбора
книги (тематический,
систематический
каталог). Виды
информации в книге:

Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку:
тема экскурсии «Зачем нужны книги». Работа в парах: «чтение»
информации, представленнойв схематическом виде, заполнение
схемы.

Проверочная работа по итогам изученного раздела:
демонстрация начитанности и сформированности

научная,
художественная(с
опорой
на внешние
показатели книги), её
справочноиллюстративный
материал. Типы книг
(изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание
сочинений,
периодическая печать,
справочные издания.
Работа
с источниками
периодической
печати

Резервное время
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

13
136

специальных читательских умений. Проверка и оценкасвоей
работы по предложенным критериям.
Упражнения в выразительном чтении стихотворных и
прозаических произведений с соблюдением орфоэпических и
интонационных норм при чтении вслух.
Поиск информации в справочной литературе, работа
с различными периодическими изданиями: газетами и
журналами для детей.
Составление аннотации (письменно) на любимое
произведение.
Коллективная работа: подготовка творческого проектана темы
«Русские писатели и их произведения»,
«Сказки народные и литературные», «Картины природы в
творчестве поэтов», «Моя любимая книга».Рекомендации по
летнему чтению, оформление дневника летнего чтения.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Тема
Знакомство с учебником «Литературное чтение», условными обозначениями.
Особенности былины как жанра. Былина и её герои.
Определение главной мысли произведения. Былина «Ильины три поездочки».
Деление текста на части, озаглавливание их. Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Составление рассказа о главном герое. Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Особенности летописи как исторического произведения. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах
Царьграда».
Определение главной мысли произведения. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Составление краткого пересказа. Летопись «И вспомнил Олег коня своего».
Выделение особенностей стихотворного произведения. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского.
Составление рассказа о главном герое. «Житие Сергия Радонежского».
Проект: «Создание календаря исторических событий».
Поговорим о самом главном. Содержание понятий «подвиг», «герой».
Высказывание собственного суждения о прочитанном произведении, подтверждение фактами со ссылками на
текст.
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития».
Составление собственного сообщения на основе авторского текста. А. Слонимский А.О. «О Пушкине А.С.».
Выразительное читать произведения, передача интонацией настроения. А.С. Пушкин «Няне».
Нахождение в тексте средств выразительности: олицетворение, сравнение, эпитеты, метафоры, звукопись.
А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье…»
Нахождение в тексте средств выразительности: олицетворение, сравнение, эпитеты, метафоры, звукопись.
А.С.Пушкин «Туча».
Понимание нравственного содержания прочитанного. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях.
Различение положительных и отрицательных героев. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях».
Деление текста на части, озаглавливание их. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28
29
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

Высказывание собственного суждения о прочитанном произведении, подтверждение фактами со ссылками на
текст. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Пересказ одной из частей произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Обобщение знаний. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина.
Составление собственного сообщения на основе авторского текста. А. Шан-Гирей А.О. «О Лермонтове М.Ю.»
Определение темы, идеи произведения. М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб».
Анализ поступков героев. М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб».
Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб».
Высказывание собственного суждения о прочитанном произведении, подтверждение фактами со ссылками на
текст. М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб».
Составление собственного сообщения на основе авторского текста. Толстой С. «О Толстом Л.Н.»
Прогнозирование содержания произведения. Л.Н.Толстой. Повесть «Детство».
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Л.Н.Толстой. Повесть «Детство».
Составление собственного сообщения на основе авторского текста. Семанова М.О. «О Чехове А.П.»
Установление соотношения между заглавием произведения и его содержанием. А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики»
Анализ поступков героев с точки зрения норм морали. А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики»
Поговорим о самом главном. Классики о любви к родному языку.
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Чудесный мир классики»
Сравнивание картин природы, созданные художниками и писателями. К. Ушинский « Четыре желания»
Нахождение в тексте средств выразительности. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…»
Определение интонационной партитуры, выделение сравнений и эпитетов. Ф.И.Тютчев «Как неожиданно и
ярко…»
Использование языковых средств художественной выразительности в стихотворении. А.А.Фет «Весенний дождь»
Определение темы, содержания и строения стихотворения. А.А.Фет «Бабочка».
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Е.А.Баратынский «Весна,
весна! Как воздух чист!...»
Нахождение в тексте средств выразительности. Е.А.Баратынский «Где сладкий шёпот моих лесов?»
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста. И.С.Никитин «В синем небе плывут над
полями…»
Нахождение в тексте средств выразительности. Н.А.Некрасов «Саша».
Нахождение в тексте средств выразительности. И.А.Бунин «Листопад».
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь».
Обогащение словарного запаса. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств текста.
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66
67.
68.
69.
70
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.

Выборочный пересказ. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
Высказывание собственного суждения о прочитанном произведении, подтверждение фактами со ссылками на
текст. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
Понимание нравственного содержания прочитанного. П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Составление характеристики героя произведения с использованием художественно-выразительных средств.
П.П.Бажов «Серебряное копытце
Составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов. П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Высказывание собственного суждения о прочитанном произведении, подтверждение фактами со ссылками на
текст. П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Определение особенностей художественного текста. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств: проявление
характера в поступках и речи. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Деление текста на части, составление плана. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Составление отзыва. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Поговорим о главном. Внутренняя красота человека
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Литературные сказки»
Определение особенностей художественного текста. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Соотнесение смысла произведения с реальными жизненными ситуациями. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном
времени».
Высказывание собственного суждения о прочитанном произведении, подтверждение фактами со ссылками на
текст. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени
Определение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности. В.Ю.
Драгунский «Главные реки»
Понимание юмористического содержания прочитанного. В.Ю. Драгунский В.Ю. «Главные реки»
Пересказ текста от лица героя. В.Ю. Драгунский «Главные реки»
Поговорим о главном. «Труд лечит, а лень калечит»
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств: проявление
характера в поступках и речи. В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не е
Понимание юмористического содержания прочитанного. В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Делу время – потехе час»
Определение особенностей художественного текста. Б.С.Житков «Как я ловил человечков»
Пересказ от имени героя. Б.С.Житков «Как я ловил человечков»
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. К.Г.Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
Создание монологического речевого высказывания небольшого объёма с опорой на авторский текст.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91
92
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Озаглавливание частей текста, составление плана, пересказ текста. «Корзина с еловым шишками»
К.Г.Паустовского
Составление выборочного пересказа. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. М.М.Зощенко «Ёлка»
Понимание юмористического содержания прочитанного. М.М.Зощенко «Ёлка»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна детства»
Нахождение в тексте средств выразительности. Создание поэтами художественных образов. М.И.Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»
Нахождение в тексте средств выразительности. Создание поэтами художественных образов. С.А.Есенин
«Бабушкины сказки»
Нахождение в тексте средств выразительности. Создание поэтами художественных образов. Стихи поэтов о
детстве
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»
Определение особенностей художественного текста. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Деление текста на части, составление плана. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Выборочный пересказ текста. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Сравнение художественного и научно-популярного произведения. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Использование поэтом средств художественной выразительности» С. Есенин «Лебёдушка»
Выявление авторского отношения. С. Есенин «Лебёдушка»
Определение особенностей художественного текста. М.М.Пришвин «Выскочка»
Пересказ от имени героя. М.М.Пришвин «Выскочка»
Составление сравнительной характеристики героев. А. Куприн «Барбос и Жулька»
Понимание нравственного содержания прочитанного. А. Куприн «Барбос и Жулька»
Определение особенностей художественного текста. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
Высказывание собственного суждения о прочитанном произведении, подтверждение фактами со ссылками на
текст. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
Озаглавливание частей текста, составление плана, пересказ текста от имени главного героя. В.П.Астафьев
«Стрижонок Скрип»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»
Понимание нравственного содержания прочитанного. Никитин И. «Русь»
Нахождение в тексте средств выразительности. Дрожжин С.Д. «Родине»
Нахождение в тексте средств выразительности. Жигулин А.В. «О, Родина!»
Поговорим о самом главном. Песня защитников Бресткой крепости
Работа над проектами «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

106.
107
108
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134

Подведение итого выполнения проектов «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя»
Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Родина»
Определение особенности научно-фантастического произведения. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Понимание нравственного содержания прочитанного. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств: проявление
характера в поступках и речи. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника
Пересказ текста от имени главного героя. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Определение особенностей художественного текста. К.Булычёв «Путешествие Алисы»
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств текста. К.Булычёв
«Путешествие Алисы»
Деление текста на смысловые части. К.Булычёв «Путешествие Алисы»
Составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов. К.Булычёв «Путешествие Алисы»
Составление подробного пересказа. К.Булычёв «Путешествие Алисы»
Создание монологического речевого высказывания небольшого объёма с опорой на авторский текст. К.Булычёв
«Путешествие Алисы»
Сравнительная характеристика героев из произведений Е.С.Велтистова и К.Булычёва
Чтение произведений Е.С.Велтистова и К.Булычёва
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Страна Фантазия»
Определение особенностей художественного текста. Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
Деление текста на смысловые части, составление плана. Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
Определение особенностей художественного текста. Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Понимание нравственного содержания прочитанного. Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств: проявление
характера в поступках и речи. Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Деление текста на смысловые части, составление плана. Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Составление краткого пересказа. Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Создание монологического речевого высказывания небольшого объёма с опорой на авторский текст.
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Определение особенностей художественного текста. М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Деление текста на смысловые части, составление плана. М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Пересказ самых интересных эпизодов от имени героя. М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Создание монологического речевого высказывания небольшого объёма с опорой на авторский текст. М.Твен
«Приключения Тома Сойера»
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Зарубежная литература»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

135
136

Урок-игра «Литературные тайны».
Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг.

1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник. Литературное чтение. 3, 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации 3, 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Стефаненко.
При работе по учебнику «Литературное чтение» (3, 4 класс) серии «Школа России».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Презентации по литературному чтению для 3-4 класса [Электронный ресурс].
2. Урок РФ: https://урок.рф/library/uchebnometodicheskie_materiali/prezentatciya?search_by_parameters&lvl_of_edu=3356&subject=148&class=132&page=.
2. Российская электронная школа [Электронный ресурс]: https://resh.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Портреты писателей

4 комплекта

Демонстрационно-учебные таблицы по литературному чтению.

3 комплекта

Набор сюжетных картинок

4 комплекта

Репродукции картин

3 комплекта

Технические средства
Мультимедиа - проекторы
Интерактивная доска
Экран проекционный

Комплект учебно-лабораторного оборудования-1шт (интерактивная доска. нетбуки-13шт.
Wi-Fi точка доступа D-Link-1)
Документ – камера
База для подзарядки и хранения ноутбуков
Ноутбук
Персональный компьютер
Принтеры
Колонки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».