Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов
города Екатеринбурга
Людмила
Андреевн
а
Окуненко
Подписан: Людмила
Андреевна Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ
СОШ №32, CN=Людмила
Андреевна Окуненко,
E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение: 123123123
Foxit PDF Reader Версия:
11.2.2
Приложение № 1
к Основной образовательной программе
НОО (ФГОС 2021)
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ №32
№ 174-о от «30» августа 2024 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
начального общего образования (ФГОС 2021)
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Количество часов по учебному плану: недельных 5 часов; годовых 170.
Составители: МО учителей начальных классов.
Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями:
1)Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286;
2)Федеральной образовательной программы начального общего образования от 18.05.2023г. №372;
3)Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»;
4)Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных
предметов;
5) Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 г. №
637- р);
6)Программы воспитания МАОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение
ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа
на уроках русского языка;
духовно-нравственное воспитание:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физическое воспитание:
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе;
ценность научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых
единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых
единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать
запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении
слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых
единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
Совместная деятельность
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с
представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в
настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени
по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и»,
«а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья»,
например, «гостья»; на «ье», например, ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин»,
«-ий»); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки
препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма,
поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное
чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов,
включённых в федеральный перечень.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический
эксперимент, миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по
отработанному алгоритму).
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия»; на «-ья», например,
«гостья»; на «ье», например, «ожерелье» во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»);
имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа;
склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы
определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы «и», «а», «но» в простых и сложных предложениях.
Частица «не», «её» значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и
невосклицательные); связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые
предложения (повторение изученного).
Связь между словами в словосочетании.
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами «а», «но», с одиночным союзом «и». Интонация перечисления в
предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами «и», «а», «но»; бессоюзные
сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья», например,
«гостья», на «ье», например, «ожерелье» во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на «-ться» и «-тся»;
безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами «и», «а»,
«но» и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации,
содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество учебных часов на изучение разделов может быть скорректировано с учётом резервных уроков (18 ч) для обеспечения возможности
реализации дифференциации процесса обучения и расширения содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование
разделов и тем
учебного предмета
Количество
часов
Программное содержание
Характеристика деятельности
обучающихся
1
Общие сведения
о языке
1
Русский язык как язык
межнационального общения.
Знакомство с различными
методами познания языка:
наблюдением, анализом,
лингвистическим
экспериментом, миниисследованием, проектом
Коллективное обсуждение фрагмента статьи 69
Конституции Российской Федерации:
«Государство защищает
культурную самобытность всех народов и
этнических общностей Российской Федерации,
гарантирует сохранение этнокультурного и
языкового многообразия». Учебный диалог
«Почему каждому народу важно сохранять свой
язык? Как общаться разным народам,
проживающим в одной стране?», в ходе диалога
формулируются суждения
о многообразии языкового пространства России и
о значении русского языка как языка
межнационального общения.
Работа в парах: придумать ситуацию
использования русского языка как языка
межнационального общения.
Обсуждение возможности использования
лингвистического мини-исследования,
проектного задания как методов изучения
языка.
2
Фонетика и
графика
2
3
Лексика
5
Учебный диалог «Как выбирать источник
информации при выполнении миниисследования, проектного задания?».
Практические работы во всех разделах курса, в
ходе которых развивается умение анализировать
текстовую, графическую, звуковую информацию
в соответствии
с учебной задачей.
Выполнение совместных и
индивидуальных проектных заданий
с опорой на предложенные образцы во всех
разделах курса
Характеристика, сравнение,
Учебный диалог «По каким признакам мы умеем
классификация звуков вне слова характеризовать звуки?».
и в слове по заданным
Работа в парах: устная характеристика звуков по
параметрам. Звуко-буквенный
заданным признакам.
разбор слова (по отработанному Совместный анализ предложенного алгоритма
алгоритму)
звуко-буквенного разбора. Практическая работа:
проведение звукобуквенного разбора предложенных слов
Повторение и продолжение
Комментированное выполнение задания: выбор
работы: наблюдение
из ряда синонимов слова, которое подходит
за использованием в речи
для заполнения пропуска
синонимов, антонимов,
в предложении текста, объяснение своего
устаревших слов (простые
выбора.
случаи). Наблюдение
Работа в группах: работа с дидактическим
текстом, анализ уместности использования
за использованием в речи
4
Состав слова
5
фразеологизмов (простые
случаи)
слов в предложениях, нахождение случаев
неудачного выбора слова, корректировка
обнаруженных ошибок (выбор наиболее точного
синонима).
Работа с рисунками: соотнесение рисунков
с соответствующими им фразеологизмами.
Работа в парах: соотнесение
фразеологизмов и их значений. Работа в
группах: поиск в текстах фразеологизмов.
Дифференцированное задание: работа
со словарём фразеологизмов, выписывание
значений 2–3 фразеологизмов.
Творческое задание: создание собственных
шуточных рисунков, основанных
на буквальном понимании значения слов,
входящих в состав фразеологизма
Повторение: состав изменяемых
слов, выделение в словах
с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Основа
слова. Состав неизменяемых
слов (ознакомление).
Значение наиболее
употребляемых суффиксов
Учебный диалог «Что мы помним о частях
слова?», в ходе диалога даётся устная
характеристика частей слова по заданным
признакам (значение, способ выделения, способ
обозначения).
Упражнение: проведение
по предложенному алгоритму разбора слова по
составу.
Работа в парах: поиск ошибок в разборе
изученных частей речи
(ознакомление)
5
Морфология
43
Части речи самостоятельные и
служебные
слова по составу.
Проверочная работа с последующим
самоанализом, отработка умений
корректировать свои действия
для преодоления ошибок в разборе слов
по составу
Работа с таблицей «Части речи», анализ
содержания таблицы, установление основания
для сравнения слов, относящихся к разным
частям речи.
Упражнение: группировка слов
на основании того, какой частью речи они
являются.
Дифференцированное задание: классификация
частей речи по признаку
(самостоятельные и служебные части речи).
Комментированное выполнение задания,
связанного с выбором основания
для сравнения слов, относящихся к одной части
речи, но различающихся
грамматическими признаками.
Работа в группах: нахождение основания для
группировки слов (в качестве основания для
группировки могут быть использованы
различные признаки, например: по частям речи;
для имён
существительных – по родам, числам,
Имя существительное.
Склонение имён
существительных (кроме
существительных на -мя, -ий,
-ие, -ия; на -ья типа гостья,
на -ье типа ожерелье
во множественном числе;
а также кроме собственных
имён существительных
на -ов, -ин, -ий); имена
существительные 1, 2, 3-го
склонения (повторение
изученного). Несклоняемые
имена существительные
(ознакомление)
склонениям, для глаголов – по вопросам,
временам, спряжениям)
Практическая работа: определение
грамматических признаков имён
существительных.
Упражнение: соотнесение слов и наборов их
грамматических характеристик.
Работа в парах: группировка имён
существительных по разным основаниям.
Упражнение: нахождение в тексте (например, в
поэтическом) имён
существительных с заданными
грамматическими характеристиками.
Дифференцированное задание: нахождение в ряду
имён существительных лишнего имени
существительного – не имеющего какого-то из тех
грамматических признаков, которыми обладают
остальные слова
в группе
Имя прилагательное.
Повторение: зависимость
формы имени прилагательного
от формы имени
существительного.
Склонение имён
прилагательных
во множественном числе
Практическая работа: определение
грамматических признаков имён
прилагательных.
Комментированное выполнение задания по
соотнесению формы имени
прилагательного с формой имени
существительного.
Работа в группах: анализ дидактического
текста, поиск ошибок на согласование имён
существительных и имён прилагательных,
исправление найденных ошибок
Местоимение. Личные
Практическая работа: корректировка
местоимения. Повторение:
текста, заключающаяся в замене
личные местоимения 1-го и 3-го повторяющихся в тексте имён
лица единственного и
существительных соответствующими
множественного числа;
местоимениями.
склонение личных местоимений Работа в группах: определение уместности
употребления местоимений в тексте,
обнаружение речевых ошибок, связанных
с неудачным употреблением местоимений
Глагол. Изменение глаголов
по лицам и числам в настоящем
и будущем времени
(спряжение).
І и ІІ спряжение глаголов.
Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Практическая работа: определение
грамматических признаков глаголов.
Комментированное выполнение задания:
соотнесение глаголов и их грамматических
характеристик.
Работа в группах: объединение глаголов в
группы по определённому признаку
(например, время, спряжение).
Моделирование в процессе коллективной работы
алгоритма определения спряжения глаголов с
безударными личными окончаниями, следование
данному алгоритму при определении спряжения
глагола.
Совместное выполнение задания: анализ текста
на наличие в нём глаголов, грамматические
характеристики которых даны.
Работа с таблицей, обобщающей результаты
работы с грамматическими характеристиками
глаголов: чтение
таблицы, дополнение примерами
Наречие (общее представление). Наблюдение за наречиями: установление
Значение, вопросы,
значения и особенностей употребления
употребление в речи
наречий в речи
6
Синтаксис
16
Предлог. Повторение: отличие
предлогов от приставок.
Союз; союзы и, а, но в простых
и сложных предложениях.
Частица не, её значение
(повторение)
Практическая работа: проведение
морфологического анализа имён
существительных, имён прилагательных,
глаголов по предложенным в учебнике
алгоритмам.
Дифференцированное задание: поиск ошибок в
проведении разбора слова как части речи.
Практическая работа: соотнесение понятия
(склонение, спряжение, неопределённая форма и т.
д.) с его краткой
характеристикой
Повторение: слово, сочетание
слов (словосочетание) и
предложение, осознание их
сходства и различий; виды
Учебный диалог, в ходе которого
сравниваются предложение,
словосочетание, слово, обосновываются их
сходство и различия.
предложений по цели
высказывания
(повествовательные,
вопросительные и
побудительные); виды
предложений по эмоциональной
окраске (восклицательные и
невосклицательные);
связь между словами
в словосочетании и
предложении (при помощи
смысловых вопросов);
распространённые и
нераспространённые
предложения. Предложения
с однородными членами:
без союзов, с союзами а, но,
с одиночным союзом и.
Интонация перечисления
в предложениях
с однородными членами.
Простое и сложное
предложение (ознакомление).
Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами
и, а, но; бессоюзные сложные
Работа в группах: классификация предложений
по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Наблюдение за различиями простых и сложных
предложений.
Упражнение: группировка предложений по
определённому признаку.
Упражнение: нахождение в тексте
предложений с заданными
характеристиками.
Работа с таблицей (по горизонтали
в строках – вид по эмоциональной окраске, по
вертикали в столбцах – вид по цели
высказывания): подбор примеров для ячеек
таблицы.
Совместный анализ алгоритма
синтаксического разбора предложений, отработка
проведения разбора
по предложенному алгоритму. Практическая
работа: соотнесение изученных понятий
(однородные члены предложения, сложное
предложение)
с примерами
предложения (без называния
терминов)
7
Орфография и
пунктуация
50
Повторение правил
правописания, изученных
в 1–3 классах. Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
орфографической задачи
в зависимости от места
орфограммы в слове.
Использование
орфографического словаря
для определения (уточнения)
написания слова.
Формирование действия
контроля при проверке
собственных и предложенных
текстов.
Ознакомление с правилами
правописания и их
применением:
– безударные падежные
окончания имён
Учебный диалог «Как планировать свои действия
по решению орфографической задачи?», по
результатам диалога актуализация
последовательности действий по проверке
изученных орфограмм.
Моделирование алгоритмов применения
изучаемых в данном классе орфографических
правил, следование составленным алгоритмам.
Комментированное выполнение анализа текста на
наличие в нём слов
с определённой орфограммой. Упражнение
на развитие контроля:
установление при работе с дидактическим
текстом соответствия написания слов
орфографическим нормам, нахождение
орфографических ошибок.
Работа в группах: нахождение ошибок на
применение способа проверки
орфограммы; ошибок в объяснении выбора буквы
на месте орфограммы.
Работа в парах: группировка слов по месту
орфограммы.
Работа в парах: группировка слов по типу
орфограммы.
существительных (кроме
существительных на -мя, -ий,
-ие, -ия, на -ья типа гостья,
на -ье типа ожерелье
во множественном числе,
а также кроме собственных
имён существительных
на -ов, -ин, -ий);
– безударные падежные
окончания имён
прилагательных;
– мягкий знак после шипящих
на конце глаголов в форме
2-го лица единственного числа;
– наличие или отсутствие
мягкого знака в глаголах
на -ться и -тся;
– безударные личные окончания
глаголов; знаки препинания
в предложениях с однородными
членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов.
Наблюдение за знаками
препинания в сложном
предложении, состоящем
из двух простых Наблюдение
за знаками препинания
Работа в группах: группировка слов, написание
которых можно объяснить изученными
правилами, и слов, написание которых
изученными правилами объяснить нельзя.
Моделирование предложений, включающих слова с
непроверяемыми орфограммами.
Оценивание собственного результата
выполнения орфографической задачи,
корректировка с помощью учителя своих
действий для преодоления ошибок
при списывании текстов и записи под диктовку.
Проектное задание: составление
собственного словарика трудных слов
(тех, написание которых не удаётся сразу
запомнить, при написании которых регулярно
возникают сомнения, и т.д.).
Создание ситуации для оценки своих
возможностей: выбор упражнений на
закрепление орфографического материала.
Проблемная ситуация, требующая использования
дополнительных источников информации:
уточнение написания слов
по орфографическому словарю
(в том числе на электронном носителе).
в предложении с прямой речью
после слов автора
8
Развитие речи
30
Повторение и продолжение
работы, начатой в предыдущих
классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо,
поздравительная открытка,
объявление и др.); диалог;
монолог; отражение темы
текста или основной мысли
в заголовке.
Корректирование текстов
(заданных и собственных)
с учётом точности,
правильности, богатства
Проектное задание: создание собственных
текстов с максимальным количеством
включённых в них словарных слов.
Проектное задание: составление
собственных текстов диктантов
на заданную орфограмму или набор
орфограмм.
Самоконтроль правильности записи текста,
нахождение неправильно записанных слов и
исправление собственных ошибок.
Устное высказывание при обосновании
правильности написания, при обобщении
результатов наблюдения
за орфографическим материалом
Работа в группах: анализ текста, обоснование
целесообразности выбора языковых средств,
соответствующих цели и условиям общения.
Работа в парах: анализ дидактического
текста и нахождение в нём смысловых
ошибок.
Творческие задания: создание устных и
письменных текстов разных типов (описание,
рассуждение, повествование). Практическая
работа: выбор соответствующего заданной
ситуации
жанра и написание письма,
и выразительности письменной
речи
поздравительной открытки, записки.
Творческое задание: составление текстов
разных типов (описание, повествование,
рассуждение) на одну и ту же тему.
Практическая работа: написание отзыва на
прочитанную книгу.
Работа в группах: корректировка
дидактического текста, в котором
допущены смысловые ошибки.
Совместное выполнение задания: анализ
текстов по критериям: правильность,
богатство, выразительность
Изложение (подробный устный
и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ
текста). Сочинение как вид
письменной работы. Изучающее
чтение. Поиск информации,
заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых
выводов на основе информации,
содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте
информации. Ознакомительное
чтение в соответствии
с поставленной задачей
Анализ собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями,
соотнесение своих действий
с предложенными алгоритмами.
Самооценка правильности выполнения учебной
задачи: соотнесение собственного текста с
исходным (для изложений) и
с заданной темой (для сочинений).
Практическое задание: выбор источника
получения информации (определённый тип
словаря, справочников) для решения учебнопрактической задачи.
Творческое задание: подготовка небольшого
публичного выступления
9
Орфоэпия
1 Содержание раздела
01
Правильная интонация
в процессе говорения и чтения.
Нормы произношения звуков и
сочетаний звуков; ударение
в словах в соответствии
с нормами современного
русского литературного языка
(на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических
словарей русского языка
при определении правильного
произношения слов
Наблюдение за местом ударения и
произношением слов, отрабатываемых в
учебнике.
Дидактическая игра «Придумай рифму»
(предлагаются слова из орфоэпического
словарика, к ним нужно придумать рифмы).
Дидактическое упражнение: придумать
предложения с отрабатываемым словом
из орфоэпического словарика.
Практическая работа: поставить ударение в
словах из орфоэпического перечня, а потом
правильно их произнести.
Творческая работа: сочинить рассказ,
включив в него все слова
из отрабатываемого в данном учебном году
орфоэпического перечня, а потом
прочитать его всему классу.
Работа в группах: найти в учебном
орфоэпическом словаре слова
из предложенного списка (не совпадает с
отрабатываемым перечнем слов) и поставить
в них ударение.
Игра-соревнование «Где поставить
ударение?». Проектное задание «Ударение
«Орфоэпия» изучается параллельно с другими разделами курса, поэтому отдельные часы на этот раздел не предусмотрены.
в словах, которые пришли в русский язык из
французского языка».
Работа в группах: подготовка аудиозаписи
предложенного текста, при подготовке необходимо
обращение к учебному орфоэпическому словарю для
определения
ударения в незнакомых словах
Резервное время
181
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
170
Количество учебных часов на изучение разделов может быть скорректировано с учётом резервных уроков (18 ч) для обеспечения возможности реализации
дифференциации процесса обучения и расширения содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема
Количество часов
Знакомство с учебником Наша речь и наш язык.
Текст. План текста.
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста.
1
1
1
Типы текстов.
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
1
1
1
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28
29
30.
31.
Обращение.
Входная контрольная работа.
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Контрольный словарный диктант
Что такое словосочетание.
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
Однородные члены предложения.
Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления
Связь однородных членов в предложении с помощью союзов
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».
Простые и сложные предложения.
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Развитие речи. Обучающее изложение.
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Анализ работ. Работа над ошибками.
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Обобщение по теме: «Предложение».
Лексическое значение слова.
Многозначные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.Неологизмы.
Фразеологизмы. Развитие речи. Составление текста по рисунку и фразеологизму.
Состав слова.
Контрольный словарный диктант
Состав слова.
Распознавание значимых частей слова.
Анализ контрольных работ Работа над ошибками
Правописание гласных и согласных в корнях слов. Контрольное списывание.
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32. Правописание приставок и суффиксов.
33. Правописание слов с разделительным твердым (Ъ) и мягким (Ь) знаком. Развитие речи. Письменное изложение
повествовательного деформированного текста.
34. Части речи. Морфологические признаки частей речи
Работа над ошибками.
35. Грамматические признаки частей речи.
36. Части речи. Закрепление.
37. Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
38. Наречие как часть речи.
39. Контрольный диктант по теме: «Части речи».
40. Наречие. Значение и употребление в речи.
Работа над ошибками.
41. Правописание наречий
42. Имя существительное.
Распознавание падежей имен существительных
43. Признаки падежных форм имён существительных
44. Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, винительном, дательном
падеже.
45. Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах.
46. Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные
47. Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.
48. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.
49. 2-е склонение имён существительных
50. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
51. 3-е склонение имён существительных.
52. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.
Контрольный словарный диктант.
53. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Анализ контрольных работ.
Работа над ошибками
54. Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова.
55. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки
безударных падежных окончаний имён существительных.
56. Именительный и винительный падежи.
57. Родительный падеж
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
58. Родительный падеж
59. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.
60. Дательный падеж.
61. Дательный падеж.
62. Дательный падеж.
63. Творительный падеж. Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на
шипящий и ц.
64. Предложный падеж. Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.
65. Предложный падеж. Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.
66 Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
Контрольный словарный диктант.
67. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
68. Именительный падеж множественного числа имен существительных.
69. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
70 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
71. Развитие речи. Сочинение отзыв по картине В.А. Тропинина «Кружевница»
72. Работа над ошибками. Закрепление изученного
73. Склонение имен существительных во множественном числе.
74. Промежуточный контроль по итогам I полугодия.
Контрольный диктант № 4 по теме «Безударные падежные окончания существительных в единственном
числе»
75. Работа над ошибками.
Родительный падеж множественного числа имен существительных.
76. Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных.
77. Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа.
78. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
79. Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа.
Анализ контрольных работ.Работа над ошибками.
80. «Наши проекты «Говорите правильно!»
81. Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи.
82. Словообразование имен прилагательных.
83. Род и число имен прилагательных.
84. Изменение прилагательных по числам, родам.
Развитие речи. Сочинение -описание «Моя любимая игрушка»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91
92
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107
108
109.
110.
Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе
Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
Именительный, винительный, родительный падежи.
Творительный и предложный падежи.
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Контрольный словарный диктант.
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Анализ контрольных работ.
Работа над ошибками.
Развитие речи.
Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.
Контрольный диктан по теме:
«Правописание безударных окончаний имён прилагательных»
Склонение имен прилагательных женского рода.
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.
Упражнения в правописании падежных окончаний имен прилагательных.
Развитие речи.
Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Именительный и винительный падежи множественного числа.
Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.
Дательный и творительный падежи имен прилагательных
Обучающее изложение. повествовательного текста.
Дательный и творительный падежи имен прилагательных.
Анализ работ.
Работа над ошибками.
Применение правил написания безударных окончаний прилагательных.
Применение правил написания безударных окончаний прилагательных.
Применение правил написания безударных окончаний прилагательных
Применение правил написания безударных окончаний прилагательных
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
134
135
Обобщение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи.
Личные местоимения1-го,2-го,3-го лица.
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.
Изложение повествовательного текста с элементами описания.
Анализ изложения. Изменение личных местоимений по падежам. Морфологический разбор местоимения.
Контрольный словарный диктант.
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Контрольное списывание №2.
Роль глаголов в языке
Время глагола.
Неопределенная форма глагола.
Неопределенная форма глагола.
Изменение глаголов по временам. Контрольный диктант по теме: «Неопределенная форма глагола»
Изменение глаголов по временам.
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками
Обобщение по теме: «Неопределённая форма глагола».
Спряжение глаголов.
Лица и числа глаголов.
2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.
Развитие речи.
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.
Анализ сочинения. Работа над ошибками.
Ι и ΙΙ спряжения глаголов в настоящем времени.
Спряжение глаголов в будущем времени.
Наши проекты. Пословицы и поговорки.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
136
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
1
137
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
1
138
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
1
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольный словарный диктант.
139
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.
1
140
Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в
будущем времени.»
1
141
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени Анализ контрольных
работ. Работа над ошибками.
Возвратные глаголы.
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.
1
Правописание глаголов в прошедшем времени
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
Применение правил написания безударных личных окончаний глаголов
Применение правил написания безударных личных окончаний глаголов
Применение правил написания безударных личных окончаний глаголов
Применение правил написания безударных личных окончаний глаголов
Контрольное изложение
Применение правил написания безударных личных окончаний глаголов.
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.
Повторение. Язык и речь.
Повторение. Язык и речь.
Развитие речи. Повторение по теме: «Текст»
Развитие речи. Повторение по теме: «Текст»
Повторение по теме: «Предложение и словосочетание».
Различие предложения, словосочетания, слова. Распространённые и нераспространённые предложения.
Предложения с однородными членами предложения.
Использование знаков препинания в сложном предложении, с учетом правил пунктуации.
Контрольный диктант за год.
Повторение по теме: «Имя существительное». Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.
Повторение по теме: «Части речи».
Использование алгоритма морфологического разбора имени существительного.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148
149
150
151
152
153.
154
155
156157
158
159
160
161
162.
163.
164
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
165
166
167
168.
169
170.
Использование алгоритма морфологического разбора имени существительного.
Контрольный словарный диктант.
Использование алгоритма морфологического разбора глагола.
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.
Использование алгоритма морфологического разбора наречия.
Использование алгоритма морфологического разбора имени прилагательного.
Использование алгоритма морфемного анализа слова, оценивание правильности его выполнения.
Использование алгоритма морфемного анализа слова, оценивание правильности его выполнения.
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык. Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. Открытое
акционерное общество «Издательство «Просвещение».
2. Канакина В. П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Презентации по русскому языку для 3-4 класса [Электронный ресурс].
2. Урок РФ: https://урок.рф/library/uchebno-metodicheskie_materiali/prezentatciya
2. Российская электронная школа [Электронный ресурс]: https://resh.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методические средства
Демонстрационно-учебные таблицы по русскому языку 1,2,3,4 класс
Комплекты для обучения грамоте: наборное полотно
Комплекты для обучения грамоте: образцы письменных букв
Комплекты для обучения грамоте: наборы букв
Орфографический словарь
Набор грамматических таблиц для начальной школы.
Технические средства
Мультимедиа - проекторы
Интерактивная доска
Экран проекционный
Комплект учебно-лабораторного оборудования-1шт(интерактивная
доска .нетбуки-13шт.
Wi-Fi точка доступа D-Link-1)
Документ – камера
База для подзарядки и хранения ноутбуков
Ноутбук
Персональный компьютер
Принтеры
Колонки