Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
Людмила
Андреевна
Окуненко
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от «29» августа 2025 г.
Подписан цифровой подписью:
Людмила Андреевна Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Расположение:
Foxit PDF Reader Версия: 2025.1.0
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 220-о от 29.08.2025
Рабочая программа
по учебному предмету
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ
6 класс
Уровень образования: основное общее образование (ФГОС 2021)
Количество часов по учебному плану: недельных 1 час; годовых 34.
Екатеринбург, 2025
1
Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное
развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой
части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
2
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и
подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных
реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического,
а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной
ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины
означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных
научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к
этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает
отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития,
когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию
гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР
включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского
единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и
любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих
черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом
развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
3
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их
роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом
и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности
к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и
идеалов;
4
—
осознанию
приоритетной
значимости
духовно-нравственных
ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов
над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять
в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 6
классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками;
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста,
национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Универсальные учебные действия
Познавательные:
характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
5
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:
анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
Метапредметные результаты:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах
разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
6
Предметные результаты:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОДНКНР
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры
и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический
прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в
обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и
уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического
развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд
Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и
ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного
мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы
человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного
общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в
правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор
свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство духовной жизни.
7
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный
идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал
человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика.
Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство
. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное
время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы
Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений
в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство .
Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры
народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность
для
сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник.
Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества
в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогресса общества.
8
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие
страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные
качества гражданина
Тема 26 .
Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность
патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные
подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое
закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином.
Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
Тематическое планирование
6
класс (34 ч)
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
1.1.
Мир культуры: его
структура
1
всег контр практи
о
ольн
ческие
ые
работы
работ
Тематический блок 1. «Россия — нашыобщий дом»
1.2.
Культура России:
многообразие регионов
1
0
0
0
0.20
Дата
изучения
Виды деятельности
Понимать специфику социальных
явлений, их отличия от мира приро- ды.
Уметь объяснять взаимосвязь
материальной культуры с духовнонравственным состоянием общества.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, анализировать проблемные
ситуации работу с учебником
Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти раз- ных
народов, культурных традиций разных
регионов России.
Характеризовать духовную культу- ру
народов России как общее достоя- ние
нашей Родины.
Работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать
объяснения учителя
Виды
,
форм
ы
контр
оля
Устный
опрос;
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject
/3/
Устный
опрос;
http://imcnev.ru/orkiseodnknr.html
https://uchi.ru/
9
1.3.
1.4.
1.5
1.6
1.7.
1.8.
История быта как история
культуры
Прогресс:
технический
социальный
0
1
1
0
0
1
0
0
и
Образование
в
культуре
народов
России
Права и
человека
1
обязанности 1
Общество
и
религия: 1
духовно-нравственное
взаимодействие
Современный
самоеважное
мир: 1
0
0
0
1
0
1
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
2.1.
2.2
2.3
Каким должен быть чело- 1
век?
Духовнонравственный облик и
идеал человека
0
Взросление человека в 1
культуре народов России
0
Религия как источник
нравственности
1
0
0
0
0.30
Понимать и объяснять взаимосвязь
хозяйственной деятельности, быта
лю- дей с историей народа,
климатом, гео- графическими
условиями его жизни. Работать с
учебником, а также на- учнопопулярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы слушать и
анализировать выступления
одноклассников, отбирать и
формировать
представление
сравнивать учебный
материало по
русском
языке
как языке
нескольким
источникам;
межнационального общения;
Устный
опрос;
http://www.gumfak.ru/
Устный
опрос;
http://www.gumfak.ru/
формировать представление о
Устный
слушать
опрос;
том, что такое культура, об
объяснения
общих чертах в культуре
учителя,
стараясь
разных народов;
выделить главное;
Понимать и объяснять, в чём Устный
объяснять
заключается
слушать и понимать
смыслобъяснения
понятий учителя
«права опрос;
наблюдаемые
в
по теме урока;
человека»,
правовая
культура» и др.
практике изучения
Понимать
необходимость соблюдеязыка
явления;
ния
прав
и задания
обязанностей
человека.
выполнять
на понимание
и
Слушать
и анализировать
выступлеразграничение
понятий по теме;
ния одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками
Понимать и объяснять смысл поня- Устный
тий «религия», «атеизм» и др.
опрос;
Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в
истории и на современном этапе развития общества .
Слушать объяснения учителя, решать текстовые задачи
https://foma.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
Понимать, в чём заключаются основ- Устный
http://scoolные духовно-нравственные ориентиры опрос;
collection.edu.ru
современного общества.
Самооценка с
Подготовить проект (или доклад, со- использовани https://uchi.ru/
общение); работать с научно-попу- ем
лярной литературой, разграничивать и «Оценочного
https://resh.edu.ru/subject
систематизировать понятия
листа»;
/3/
Понимать и объяснять взаимосвязь Устный
таких
понятий,
как
«свобода», опрос;
ответственность, право и долг.
Слушать
объяснения
учителя,
работать с учебником, анализировать
проблемные ситуации
Объяснять важность взаимодействия Устный
человека и общества, негативные эф- опрос;
факты социальной изоляции.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
информацию
из
нескольких
источников,
анализировать
собственный опыт
http://www.gumfak.ru/
Понимать,
какой
нравственный Устный
потенциал несут традиционные религии опрос;
России.
Слушать объяснения учителя, работать
с учебником, просматривать учебные
фильмы по теме
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject
/3/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
https://uchi.ru/
10
2.4
2.5
2.6
Наука как источник
знания о человеке и
человеческом
1
Этика и нравственность 1
как категории духовной
культуры
Самопознание
1
0
0
0
0
0
1
Понимать и объяснять смысл понятия
«гуманитарное знание»; осознавать,
что культура помогает человеку
понимать самого себя.
Слушать объяснения учителя, работать
с учебником, с дополнительной
научно-популярной литературой
http://scoolcollection.edu.ru
Объяснять понятия «добро» и «зло» с
помощью примеров из истории и
культуры народов России, соотносить
эти понятия с личным опытом. Решать
проблемные
задачи,
работать
с
учебником,
рефлексировать
собственный опыт
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
Уметь соотносить понятия «мораль»,
«нравственность» с самопознанием на
доступном для возраста детей уровне.
Формировать представления о самом
себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и
анализировать
доклады
одноклассников
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject
/3/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Труд делает
человеком
Подвиг:
героя?
как
человека 1
узнать 1
Люди
в
обществе: 1
духовнонравственное
взаимовлияние
Проблемы современного 1
общества как отражение
его
духовнонравственного
самосознания
Духовно-нравственные
1
ориентиры
социальных
отношений
0
0
0
0
0
1
0
1
0,5
0,5
Осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе.
Понимать и осознавать трудолюбие
как ответственность перед людьми и
самим собой.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебника
Понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время.
Знать и называть имена героев.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебника
Понимать и объяснять понятия
«дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм»,
«благотворительность».
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебника
Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство».
Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебник
Понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство». Выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебника
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
http://scool/3/
collection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
https://uchi.ru/
11
3.6
3.7
3.8
Гуманизм
как 1
сущностная
характеристика духовнонравственной культуры
на- родов России
0
Социальные профессии; 1
их
важность
для
сохранения
духовнонравственного об- лика
общества
0
Выдающиеся
1
благотворители в истории.
Благотворительность как
нравственный долг
0
0
0,5
0
3.9
Выдающиеся
учёные 1
России.
Наука
как
источник социального и
духовного
прогресса
общества
0
1
3.10
Моя профессия
0
1
1
Понимать и характеризовать поня- тие
«гуманизм» как источник духов- нонравственных
ценностей
народов
России. Осознавать важность гуманизма
для формирования личности, построения
взаимоотношений в обществе.
Слушать объяснения учителя, работать
с научно-популярной литературой
http://scoolcollection.edu.ru
Понимать и объяснять, что такое социальные
профессии
и
почему
выбирать
их
нужно
особенно
ответственно. Работать с научнопопулярной литературой, готовить
рефераты, слушать и анализировать
доклады одноклассников
Приводить
примеры
выдающихся
благотворителей в истории и в современной России.
Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько
источников, разграничивать понятия
Понимать и объяснять, что такое
наука; приводить имена выдающихся
учёных России.
Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько
источников, разграничивать понятия
Обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для выбранной профессии.
Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько
источников, разграничивать понятия
http://scoolcollection.edu.ru
Характеризовать понятия
«Родина», «гражданство»; понимать духовно-нравственный смысл патриотизма.
Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника
http://scoolcollection.edu.ru
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
4.1
Гражданин
1
0
0,5
https://resh.edu.ru/subject
/3/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
http://scool/3/
collection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
http://scool/3/
collection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
https://uchi.ru/
4.2
Патриотизм
1
0
0,5
Приводить примеры патриотизма в
истории и в современном обществе.
Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать
собственный опыт
http://scoolhttps://resh.edu.ru/subject
collection.edu.ru
/3/
4.3
Защита Родины: подвиг
илидолг?
1
0
0,5
Характеризовать важность сохранения мира и согласия.
Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, смотреть и анализировать
учебные фильмы
http://scoolhttps://resh.edu.ru/subject
https://uchi.ru/
collection.edu.ru
/3/
Объяснять понятие «государство».
Уметь выделять и характеризовать
основные особенности Российского государства с опорой на духовно-нравственные ценности.
Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополнительной научно-популярной литературой
Обосновать важность духовно-нравственных качеств гражданина.
Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу
http://scoolcollection.edu.ru
Характеризовать понятие «доброе
дело» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного начала.
Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу
http://scoolhttps://resh.edu.ru/subject
collection.edu.ru
/3/
4.4
Государство.
2
Россия — наша родина
0
0,5
4.5
Гражданская
идентичность
1
0
1
4.6
Моя школа и мой класс
1
0
1
https://resh.edu.ru/subject
https://uchi.ru/
/3/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
https://uchi.ru/
/3/
12
https://uchi.ru/
4.7
Человек: какой он?
1
0
1
Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие.
Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу
http://scoolcollection.edu.ru
4.8
Человек и культура
1
0
1
Показать взаимосвязь человека и
культуры через их взаимное влияние.
Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства.
Работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить
проект
http://scoolhttps://resh.edu.ru/subject
collection.edu.ru
/3/
Всего
34
1
https://resh.edu.ru/subject
https://uchi.ru/
/3/
15
https://uchi.ru/
Приложение 1.
Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование
нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно
духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей —
важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений .
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в
основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся .
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
13
Приложение 2.
Учебно-методическое обеспечение курса истории
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты,
видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к
проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их
индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/
3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для
школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая
проверка
ответов
и
мгновенная
обратная
связь
для
обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу.
Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и
предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики
справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст,
мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для
детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов.
Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/
6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке
к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и
развитии детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным
предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для
использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения
квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных
образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и
курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля,
среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство
«Просвещение» и другие. https://elducation.ru/
9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным
предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и
тренажеры
естественно-научного
и
гуманитарного
цикла
для
1-11
классов.
https://interneturok.ru/
10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебнометодических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не
потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу
https://media.prosv.ru/
11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт
http://akademkniga.ru/
12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из
Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным
тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русскоеслово.рф/
14
13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным
медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка».
https://biblioschool.ru/
16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников
издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные
сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний.
https://lecta.rosuchebnik.ru/
Приложение 3.
Календарно-тематическое планирование.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 – 6 классы
6 класс (34ч.)
№
Тема урока
кол.
Дата по
урока
час.
плану
Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч.
1
Мир культуры: его структура
1
2
Культура России: многообразие регионов
1
3
История быта как история культуры
1
4
Прогресс: технический и социальный
1
5
Образование в культуре народов России
1
6
Права и обязанности человека
1
7
1
Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие
1
Современный
мир:
самое
важное
(практическое занятие)
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» - 6 ч.
8
9
10
11
12
13
14
Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека
Взросление человека в культуре народов
России
Религия как источник нравственности
1
Наука как источник знания о человеке и
человеческом
Этика и нравственность как категории
духовной культуры
Самопознание (практическое занятие)
1
дата
факт.
1 чет.
1
1
1
1
Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч.
15
Труд делает человека человеком
1
16
Подвиг: как узнать героя?
1
15
24
Люди
в
обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние
Проблемы современного общества как
отражение его духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений
Гуманизм как сущностная характеристика
духовно- нравственной культуры народов
России
Социальные профессии; их важность для
сохранения духовно-нравственного облика
общества
Выдающиеся благотворите- ли в истории .
Благотворительность как нравственный долг
Выдающиеся учёные России. Наука как
источник социального и духовного
прогресса общества
Моя профессия (практическое занятие)
25
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 11 ч.
1
Гражданин
26
Патриотизм
1
27
Защита Родины: подвиг или долг?
1
28
Государство .
Россия — наша Родина
2
29
Гражданская
идентичность
(практическое занятие)
1
30
Моя школа и мой класс
(практическое занятие)
1
31
Человек: какой он? (практическое
занятие)
1
32
Человек и культура (практическое
занятие)
1
17
18
19
20
21
22
23
1
1
1
1
1
1
2
1
16
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебное пособие "Основы духовно - нравственной - культуры народов России" под ред.:
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, 2020
Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. М.: 2011 Даль В.И. Пословицы русского
народа: в 3т. М.: 2010. Остер Г. Вредные советы. М.:2010
Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: 2011. Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона. М.:
2010
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://imc-nev.ru/orkise-odnknr.html https://foma.ru http://www.gumfak.ru/
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/ Министерство просвещения
Российской Федерации https://edu.gov.ru/ ФИПИ https://fipi.ru/
Электронная библиотека для школ https://biblioschool.ru/
Издательство "Просвещение". УМК "Школа России" https://prosv.ru/umk/school-russia.html
Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru/
Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/ Дистанционное образование для
школьников https://uchi.ru/ Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru/
Современный учительский портал https://easyen.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/
Педагогическое сообщество "Урок.рф" https://урок.рф/ Образовательная социальная сеть
https://nsportal.
Мультиурок https://multiurok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная доска Интерактивная доска Ноутбук
Мультимедийное устройство
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Классная доска Интерактивная доска Ноутбук
Мультимедийное устройство
17