ДООП Ансамбль домристов

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ №32
№ 220-о от «29» августа 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-08 10:22:59
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«АНСАМБЛЬ ДОМРИСТОВ»
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Сосновских Светлана Александровна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург, 2025

1

Содержание

Страница

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель, задачи программы
1.3.Содержание программы.
Учебный план.
1.4.Планируемые результаты.
1.5.Комплекс основных характеристик программы по годам
обучения.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
4 ГОДОБУЧЕНИЯ
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
2.2.Формы контроля/аттестации

3
4
5

6

7-26

27

2.3.Оценочные материалы

27
27

2.4.Методическое обеспечение

28

2.5.Список литературы

29

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ансамбль домристов» направлена на приобретение обучающимися знаний,
умений и навыков игры на домре, получение ими художественного
образования, а так же на эстетическое воспитание и духовно-нравственное
развитие обучающегося. Программа «Ансамбль домристов» имеет
художественную направленность.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 г.,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
8.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением
отдельных предметов.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к системе
образования, выдвигаемыми на современном этапе развития общества. К
таковым относятся: развитие способности ребёнка к самостоятельному
активному освоению мира, стимулирование у него стремления к
самореализации, формирование творческой активности во многих сферах
деятельности. Развитие творческого потенциала ребёнка возможно в процессе
3

различных видов деятельности, в том числе и музыкальной. Музыкальное
искусство способно преобразовывать личность, охватывая в полной мере всю
ею структуру: эмоции, ценности, мотивы и установки. Тесно приобщить
ребёнка к музыкальному искусству можно через совместное творческое
музицирование, позволяющее также активно развивать аналитическое
мышление, память, координацию и интеллектуальные возможности
обучающегося.
Отличительные особенности программы. Педагогическая наука и
образовательная практика всё чаще обращаются к музыкальному искусству и
образованию, постоянно подчёркивая его воспитательную функцию. В общей
системе музыкально-эстетического воспитания детей одно из ведущих мест
занимает народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия,
содержательности, доходчивости, песенной основе. Обучение игре на домре
(одном из народных инструментов) помогает развивать музыкальные
возможности каждого ребенка. Учащиеся приобретают навыки коллективного
творчества, знакомятся с шедеврами классического музыкального искусства.
Помимо этого, коллективное творчество создаёт наиболее комфортные
психологические условия для раскрытия творческого потенциала и
всестороннего развития личности.
Адресат программы: обучающиеся 7 – 16 лет. Набор учащихся
осуществляется из состава музыкальных классов.
Режим занятий: 1-й год обучения - занятия проводятся 1 раз в неделю по
1 часу; 2 – 4 года обучения - занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Объём и срок освоения программы – 4 года: 1-й год обучения - 36 часов
в год, 2-4 год обучения – по 72 часа в год. Общее количество часов за период
освоения программы составляет 252 часа.
Форма обучения: групповая, коллективное занятие (от 2 – до 15
учащихся). Наряду с традиционной формой занятий могут использоваться и
нетрадиционные формы: тематические беседы, прослушивание аудио и
видеозаписей, занятие-концерт.
Особенности реализации образовательного процесса. Учащиеся
приобретают навыки коллективного творчества, знакомятся с шедеврами
классического музыкального искусства. В процессе разучивания ансамблевых
произведений изучается нотная грамота, а также вырабатывания чувства
ритма и коллективного исполнения различных музыкальных жанров,
который служит основой для освоения ансамблевой игры.
Особенности реализации образовательного процесса.
Определяющим фактором обучения является целесообразный подбор
музыкального репертуара в зависимости от уровня развития музыкальных
способностей.
Уровень освоения программы: 1-й год обучения - «стартовый»; 2 – 4 года
обучения – «базовый».
Стартовый уровень
Форма обучения: групповая, игра в ансамбле. Теоретические и
практические занятия в малых группах.
4

Виды занятий: учебно-практическое занятие, тематические беседы,
прослушивание аудио и видеозаписей, занятие – концерт.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: контрольное занятие, академический
концерт.
Базовый уровень
Форма обучения: групповая, игра в ансамбле. Теоретические и
практические занятия в малых группах, групповое творчество
Виды занятий: учебно-практическое занятие, тематические беседы,
прослушивание аудио и видеозаписей, занятие – концерт.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: контрольное занятие, творческий зачет,
концерт для родителей, участие в общешкольных мероприятиях,
В период приостановки образовательной деятельности, в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями, образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель:
создание условий для формирования музыкальноэстетической культуры учащихся для осуществления социально-значимой
творческой деятельности средствами ансамблевого музицирования на
домре.
Задачи программы:
Обучающие:
- овладение навыком игры на домре в ансамбле, технически правильно
используя игровой аппарат, опираясь на различные приёмы и способы игры
(организация посадки, звукоизвлечение, разнообразные виды домровой
техники);
- изучение основ музыкальной грамоты;
- формирование умения оперировать полученными знаниями в практической
деятельности;
- формирование и развитие навыка коллективного музицирования.
Развивающие:
- формирование и развитие музыкальных способностей (музыкальный слух,
чувство ритма, музыкальная память, координация движений);
- формирование и развитие аналитического и музыкально-образного
мышления;
- развитие творческих способностей;
- формирование и развитие творческого подхода в работе над музыкальным
произведением;
- развитие интереса к творческому познанию и самовыражению.
Воспитывающие:
- формирование и развитие позитивного отношения к музыкальному
творчеству;
5

- способствовать выработке терпения, настойчивости, привычки и
потребности к труду для достижения результата;
- приобщение к коллективному творчеству через продуктивное
сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- формирование и развитие духовно-нравственных и этических чувств,
эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительного
отношения к историко-культурным традициям и ценностям народов России и
народов мира;
- формирование художественно-эстетического вкуса.
1.3. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов по
годам обучения
1
год

1.
2.

3.

4.
5.

Изучение нотной
грамоты
Организация и
развитие игрового
аппарата
Развитие
музыкального
художественно –
образного мышления
Развитие памяти

2
год

3
год

4
год

10

10

10

Формы аттестации/контроля

2
Творческий зачёт.
14

Контрольное занятие.
9

38

38

38

9

14

14

14

Воспитание
сценической
выдержки

Академический концерт.
2

10

10

10

ИТОГО

36

72

72

72

Содержание
В первый год обучения (стартовый уровень) перед учащимися стоит
основная задача - освоение приёмов игры на домре в ансамбле по следующим
разделам:
Раздел 1. Изучение нотной грамоты.
Раздел 2. Организация и развитие игрового аппарата
Раздел 3. Развитие музыкального художественно – образного мышления
Раздел 4. Развитие памяти
Раздел 5. Воспитание сценической выдержки

6

Со 2 года обучения по 4 год обучения (базовый уровень) основная задача
– совершенствование техники игры на домре в ансамбле по следующим
разделам:
Раздел 1. Организация и развитие игрового аппарата
Раздел 2. Развитие музыкального художественно – образного мышления
Раздел 3. Развитие памяти
Раздел 4. Воспитание сценической выдержки
К моменту окончания обучения у учащихся должно выработаться чувство
ответственности за качество освоения собственной партии, они должны
достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах,
динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.
1.4. Планируемые результаты освоения курса.
Учащиеся будут знать и уметь:
- играть на домре в ансамбле, технически правильно используя игровой
аппарат, опираясь на различные приёмы и способы игры (организация
посадки, звукоизвлечение, разнообразные виды домровой техники);
- применять основы музыкальной грамоты;
- музицировать (подбор по слуху, транспонирование, читка с листа,
аккомпанемент, ансамблевая игра, сочинительство).
- проявлять аналитическое и музыкально – образное мышление;
- оперировать полученными знаниями в практической деятельности;
- проявлять творческий подход в работе над музыкальным произведением;
- проявлять интерес к творческому познанию и самовыражению;
- проявлять терпение, настойчивость, инициативность, привычку и
потребность к труду для достижения результата;
- накапливать музыкальную информацию, осмысливать её, формируя и
развивая художественно-эстетический вкус и расширяя кругозор;
Личностные результаты:
Учащиеся будут уметь:
- активно включаться в музыкально-учебную деятельность и реализовывать
свой творческий потенциал в процессе игры на домре;
- проявлять развитые музыкальные способности (музыкальный слух,
чувство ритма, музыкальная память, координация движений);
- позитивно относиться к музыкальному творчеству;
- проявлять развитые духовно-нравственные
и этические чувства,
эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание, уважительное
отношение к историко-культурным традициям и ценностям народов России и
народов мира;
- продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) с педагогом при
решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

7

1.5.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ
ОБУЧЕНИЯ.
1 год обучения.
«Стартовый уровень»
Цель: создание условий для формирования музыкально-эстетической
культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой
деятельности средствами ансамблевого музицирования на домре.
Задачи
Обучающие:
- ориентироваться в написании нот в пределах первой октавы;
- ориентироваться в обозначении длительностей;
-оперировать понятиями такта, размера;
-ориентироваться в знаках альтерации (диез и бемоль);
-исполнять контрастные динамические оттенки (f-p).
- правильно сидеть с инструментом;
- ориентироваться в расположении нот на грифе в пределах первой позиции
до 5 лада;
- исполнять элементарные приёмы звукоизвлечения;
- исполнять простейшие народные и детские песенки.
Развивающие:
- самостоятельно разбирать и разучивать простые пьесы на основе
полученных знаний;
- выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении
содержание музыкального произведения;
- исполнять разученные произведения на публике (родители, сверстники).
Воспитательные:
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при
восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- участвовать в совместной деятельности при воплощении различных
музыкальных образов.
Учебный план
1-й год обучения
№
занятия
1-4

Название темы

Количество часов
Всего

Изучение нотной грамоты

2

Теория

Практика
1

Форма
контроля/
аттестации

1

5-8

Организация игрового аппарата

4

2

2

9 - 11

Развитие игрового аппарата.

3

1

2

12 - 14

Изучение средств музыкальной
выразительности. Развитие
музыкального мышления.

3

1

2

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие

8

15 - 17

Развитие музыкальной памяти

3

1

2

18 - 19

Развитие музыкального
мышления.

4

2

2

20 - 23

Развитие игрового аппарата.

4

2

2

24-27

Развитие музыкальной памяти.

4

2

2

28 - 29

Развитие музыкального
художественно-образного
мышления.

2

1

1

30 - 31

Развитие игрового аппарата.

3

1

2

32 - 33

Развитие музыкальной памяти.

2

1

1

34 - 37

Воспитание сценической воли.

2

Итого за год

36

Контрольное
занятие

Академический
концерт

2
15

21

Содержание программы
1. Знакомство с инструментом.
Теория: Игровые формы обучения. Донотный период. Творческие задания на
знание грифа.
Практика: Игровые формы обучения. Игра на инструменте в пределах 1-ой
позиции. Творческие задания на знание грифа.
2. Изучение нотной грамоты, длительностей, метроритма.
Теория: Знакомство с нотным станом, расположением нот на стане,
длительностями.
Практика: Хлопать и исполнять на инструменте простейшие ритмические
рисунки.
3. Организация игрового аппарата.
Теория: Организация игровых движений без инструмента. Задания на знание
руки (плечо, предплечье, кисть, пальцы),
Практика: Организация игровых движений. Упражнения на столе.
Выполнение упражнений на выработку свободного игрового аппарата.
Закрепление пройденного материала (контрольный урок).
4. Развитие игрового аппарата.
Теория: Беседа о постановке рук на инструменте. Задания без инструмента на
знание правильной постановки рук. Понятие штриха.
Практика: Постановка рук на инструменте. Упражнения на инструменте на
освоение ударов вниз и переменного. Разучивание на инструменте попевок,
простых мелодий. Подбор по слуху.
5.Изучение средств музыкальной выразительности.
Развитие
музыкального мышления.
Теория: Понятия: динамические оттенки, штрихи. Понятие фразировки:
9

мотив, фраза. Слушание музыки (иллюстрирует преподаватель).
Практика: Обсуждение характера прослушанной музыки. Освоение нотного
материала. 8-10 простых пьес на инструменте. Подбор по слуху.
6. Развитие музыкальной памяти. Организация игрового аппарата.
Теория: Организация игровых движений без инструмента. Задания на знание
руки (плечо, предплечье, кисть, пальцы). Задания без инструмента на знание
правильной постановки рук.
Практика: Запоминание наизусть 4-6 пьес. Упражнения. Закрепление
пройденного материала (контрольный урок).
7. Развитие музыкального мышления.
Теория: Изучение нотной грамоты. Слушание музыки. Творческие задания.
Практика: Обсуждение прослушанной музыки. Читка с листа. Подбор по
слуху. Творческие задания.
8. Развитие игрового аппарата.
Теория: Организация игровых движений без инструмента при соединении
различных приёмов игры. Знакомство с тремоло.
Практика: Продолжение освоения различных штрихов. Упражнения. 5-8 пьес.
Ансамбли с педагогом. Изучение терминов.
9. Развитие музыкальной памяти. Развитие игрового аппарата.
Теория: Алгоритм действий по заучиванию музыкального произведения
наизусть.
Практика: Заучивание 3-5 пьес наизусть. Упражнения.
Закрепление пройденного материала (контрольный урок).
10. Развитие музыкального художественно-образного мышления.
Теория: Знакомство со средствами музыкальной выразительности:
динамические оттенки, звукоизвлечение, характер. Изучение музыкальных
терминов.
Практика: Игра соло и в ансамбле с педагогом.
11. Развитие музыкального мышления.
Теория: Музыкальные термины. Штрихи стаккато, легато, нон легато.
Практика: Освоение нотного материала. Разучивание на инструменте 4-8
разнохарактерные пьесы. Упражнения на изучения штрихов легато, стаккато.
12. Развитие музыкальной памяти.
Теория: Слушание музыки. Алгоритм действий по заучиванию музыкального
произведения наизусть.
Практика: Обсуждение прослушанной музыки. Заучивание наизусть 2-3 пьес.
Подбор по слуху. Ансамбли.
13. Воспитание сценической воли.
Теория: Поведение на сцене.
Практика: Подготовка к академическому концерту без оценки. Репетиция.
Исполнение в классе программы. Обсуждение.
Планируемые результаты уровня подготовки обучающихся
1 год обучения
«Стартовый уровень»
Учащиеся будут знать и уметь:
10

- ориентироваться в написании нот в пределах первой октавы;
- ориентироваться в обозначении длительностей;
-оперировать понятиями такта, размера;
-ориентироваться в знаках альтерации (диез и бемоль);
-исполнять контрастные динамические оттенки (f-p).
- правильно сидеть с инструментом;
- ориентироваться в расположении нот на грифе в пределах первой позиции
до 5 лада;
- исполнять элементарные приёмы звукоизвлечения;
- исполнять простейшие народные и детские песенки.
Личностные результаты
Учащиеся будут уметь:
- самостоятельно разбирать и разучивать простые пьесы на основе
полученных знаний;
- выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении
содержание музыкального произведения;
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при
восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- участвовать в совместной деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
- исполнять разученные произведения на публике (родители, сверстники).
Примерный репертуарный список
Дет.п. «Барашеньки»
Ерёменко Ф. «Ехала деревня»
Куприн В. «Пингвины»
Купревич В. «Путешествие в Моссальск»
Р. н. п. «Во саду ли, в огороде»
Р. н. п. «Как под горкой под горой»
Самойлов Д. «Кадриль»
Стемпневский В. «Пастушок»
Шаинский В «Песенка про кузнечика»
Шаинский В «Когда мои друзья со мной»
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Базовый уровень
Цель:
создание условий для формирования музыкальноэстетической культуры учащихся для осуществления социально-значимой
творческой деятельности средствами ансамблевого музицирования на
домре.
Задачи:
Обучающие:
- различать основные музыкальные жанры;
- различать особенности строения мажорной и минорной гамм;
11

- использовать более широкий спектр динамических обозначений;
- знать наиболее употребляемые темповые обозначения.
- исполнять сочетание различных приёмов игры;
- исполнять минорные гаммы в 1октаву в пределах первой позиции,
тоническое трезвучие;
- решать с помощью педагога простейшие исполнительские задачи, исходя
из характера исполняемого произведения.
Развивающие:
- разучивать и исполнять различные по характеру музыкальные
произведения;
- самостоятельно ориентироваться в нотной записи и исполнять простые
музыкальные
произведения,
используя
известные
ему
средства
выразительности;
- размышлять о музыке, её характере и средствах выразительности;
- расширять запас музыкальных впечатлений.
Воспитательные:
- участвовать в подготовке и проведении концертов в классе и дома;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
воплощения различных художественных образов.
Учебный план
2-й год обучения
№
заняти
я

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1-4

Развитие игрового аппарата.

4

1

3

5-8

Развитие музыкального
мышления (интеллекта).
Развитие музыкальной памяти.

4

1

3

4

1

3

Развитие музыкального
художественно-образного
мышления.
Воспитание сценических
навыков.
Развитие музыкального
мышления.
Развитие музыкальной памяти,
игрового аппарата.
Развитие музыкального
художественно-образного
мышления.
Воспитание сценических
навыков, воли.
Развитие музыкального
мышления (интеллекта).

2

1

1

2

1

1

6

2

4

6

1

5

2

1

1

2

1

1

4

1

3

9 - 12
13 - 14

15 - 16
17 - 22
23 - 28
29 - 30

31 - 32
33 – 36

Формы аттестации/
контроля

Контрольное
занятие

Академический
концерт

Контрольное
занятие
12

37 – 38

Развитие игрового аппарата

2

2

-

39 – 44

Развитие музыкального
мышления. Формирование
художественного вкуса.
Развитие музыкальной памяти.

6

1

5

4

1

3

Развитие музыкального
художественно-образного
мышления, эстетического
вкуса.
Воспитание сценических
навыков, воли.
Развитие музыкального
мышления. Формирование
художественного вкуса.
Развитие музыкальной памяти.
Развитие игрового аппарата.
Развитие музыкального
мышления. Формирование
художественного вкуса.
Воспитание сценических
навыков, воли.
Итого за год

6

1

5

2

1

1

4

1

3

4

1

3

6

2

4

2

1

1

45 – 48
49– 54

55– 56
57 – 60

61– 64
65 - 70

71- 72

72

22

Академический
концерт

50

Содержание программы
2-й год обучения
1. Развитие игрового аппарата.
Теория: Музыкальные термины. Штрихи легато, стаккато.
Практика: Игра на инструменте в пределах 2-х октав. Штрихи легато,
стаккато, их соединение.
2. Развитие музыкального мышления (интеллекта).
Теория: 2-х частная музыкальная форма. Слушание музыки.
Музыкальная терминология.
Практика: Разучивание на инструменте 2-х частной музыкальной формы
гомофонного склада. Разучивание 4-6 разнохарактерных пьес. Обсуждение
прослушанной музыки.
3. Развитие музыкальной памяти, игрового аппарата.
Теория: Алгоритм действий по заучиванию музыкального произведения
наизусть. Штрихи нон легато, стаккато, легато.
Слушание музыки.
Практика: Заучивание наизусть 1-2 этюдов и 2-х разнохарактерных пьес
гомофонного склада. Работа над техническими приемами, звукоизвлечением.
Читка с листа. Подбор по слуху. Самостоятельные творческие задания на все
виды работы.
4. Развитие музыкального художественно-образного мышления.
Теория: Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, динамика,
лад. Слушание музыки.
13

Практика: Использование средств музыкальной выразительности. Творческие
задания по звукоизвлечению для воплощения художественного образа в
пьесах и в этюдах. Обсуждении прослушанной музыки.
5. Воспитание сценических навыков.
Теория: Правила поведения во время концертного исполнения. Слушание
музыки.
Практика: Исполнение в классе. Репетиции. Обсуждение прослушанной и
исполняемой музыки.
6. Развитие музыкального мышления.
Теория: Понятие голосоведения. Терминология. Слушание музыки.
Практика: Читка с листа, в том числе ансамблевая. Подбор по слуху.
Обсуждение прослушанной музыки.
7. Развитие музыкальной памяти, игрового аппарата.
Теория: Терминология. Алгоритм действий при заучивании музыкального
произведения наизусть.
Практика: Запоминание наизусть 1-2 произведений. Работа над техническим
приемами. Читка с листа.
8. Развитие музыкального художественно-образного мышления.
Теория: Средства музыкальной выразительности. Терминология. Слушание
музыки.
Практика: Работа над средствами музыкальной выразительности в
произведениях гомофонного склада для воплощения художественного образа
и отражения стилистических особенностей. Внимание к голосоведению,
фразировке, динамике, штрихам, характеру. Творческие задания на
самостоятельный сравнительный анализ произведений гомофонного склада
(которые играют на концерте). Обсуждения прослушанной музыки. Читка с
листа.
9. Воспитание сценических навыков, воли.
Теория: Слушание музыки. Правила поведения на сцене.
Практика: Подготовка к академическому концерту. Исполнение программы в
классе. Анализ ошибок. Обсуждение. Репетиции. Творческие задания на
сравнительный анализ прослушанной музыки (домашняя работа).
10. Развитие музыкального мышления.
Теория: Особенности формообразования произведений простой 2-х частной
формы. Слушание музыки.
Практика: Разучивание произведений простой 2-х частной формы. 2-4
произведения. Читка с листа. Подбор по слуху. Обсуждения прослушанной
музыки.
11. Развитие игрового аппарата.
Теория: Штрихи нон легато, стаккато, легато. Их соединение.
Практика: Разучивание 1-3 пьес на разные виды техники. Рабата над сменой
струн. Запоминание наизусть.
12. Развитие музыкального мышления. Формирование художественного
вкуса.
Теория: Терминология. Слушание музыки
Практика: Освоение нотного материала: 2 разнохарактерные популярные
14

пьесы. Читка с листа, в том числе ансамблей с преподавателем. Подбор по
слуху. Обсуждение прослушанной музыки.
13. Развитие музыкальной памяти. Развитие игрового аппарата.
Теория: Легато, нон легато, стаккато. Алгоритм действий при заучивании
музыкального произведения наизусть.
Практика: Разучивание народной обработки. Запоминание наизусть: народная
обработка – 1 произведение, пьеса – 1 произведение; 1 этюд (по выбору).
Работа над освоением технических навыков. Работа над штрихами, их
соединение.
14. Развитие музыкального художественно-образного мышления,
эстетического вкуса.
Теория: Средства музыкальной выразительности. Терминология.
Практика: Использование средств музыкальной выразительности для
воплощения художественного образа. Читка с листа.
15. Воспитание сценических навыков, воли
Теория: Алгоритм действий при заучивании музыкального произведения
наизусть. Поведение на сцене.
Практика:
Заучивание
наизусть
программных
произведений.
Подготовка
к
академическому концерту. Репетиции.
16. Развитие музыкального мышления. Формирование художественного
вкуса
Теория: Терминология. Слушание музыки.
Практика:
Продолжение
работы
над
программой.
Работа
над
формообразованием, динамикой, штрихами, организацией игрового аппарата,
выбором удобной аппликатуры. Творческие самостоятельные задания. Читка с
листа, ансамбли. Обсуждение прослушанной музыки.
17. Развитие музыкальной памяти. Развитие игрового аппарата.
Теория: Средства музыкальной выразительности. Слушание музыки.
Практика: Продолжение заучивания наизусть программных произведений.
Работа над средствами музыкальной выразительности, техническими
приемами. Обсуждение прослушанной музыки.
18. Развитие музыкального мышления. Формирование художественного
вкуса.
Теория: Художественный образ в музыкальном произведении. Алгоритм
заучивания наизусть. Слушание музыки.
Практика: Детальная работа над практическим воплощением художественного
образа. Работа над характером. Запоминание наизусть 2-3 пьес. Читка с листа.
Подбор по слуху. Обсуждение прослушанной музыки. Ансамбли.
19. Воспитание сценических навыков, воли
Теория: Поведение на сцене.
Практика: Подготовка к академическому концерту без оценки. Репетиция.
Исполнение в классе программы. Обсуждение.
Примерный репертуарный список
Вебер К «Хор охотников»
15

Даргомыжский А. «Ванька-Танька»
Андреев В. «Вальс «Грёзы»
Крылатов Е. «Крылатые качели»
Островский А. «Школьная полька»
Подъельский В. обр. р. н. п. «То ре ветер ветку клонит»
Прокофьев С. «Марш»
Р. н. п. «Волжские напевы»
Р. н. п. «Смоленский гусачок»
Темнов В. «Весёлая кадриль»
Соловьёв-Седой «На солнечной поляночке»
Фомин Н. обр. укр. н. танца «Украинский гопак»
Планируемые результаты уровня подготовки обучающихся
2 год обучения.
Базовый уровень
Учащиеся будут знать и уметь:
- различать основные музыкальные жанры;
- различать особенности строения мажорной и минорной гамм;
- использовать более широкий спектр динамических обозначений;
- знать наиболее употребляемые темповые обозначения.
- исполнять сочетание различных приёмов игры;
- исполнять минорные гаммы в 1октаву в пределах первой позиции,
тоническое трезвучие;
- решать с помощью педагога простейшие исполнительские задачи, исходя
из характера исполняемого произведения.
Личностные результаты
Учащиеся будут уметь:
- разучивать и исполнять различные по характеру музыкальные
произведения;
- участвовать в подготовке и проведении концертов в классе и дома;
- размышлять о музыке, её характере и средствах выразительности;
- расширять запас музыкальных впечатлений;
- самостоятельно ориентироваться в нотной записи и исполнять простые
музыкальные
произведения,
используя
известные
ему
средства
выразительности;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
воплощения различных художественных образов.
3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: создание условий для формирования музыкально-эстетической
культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой
деятельности средствами ансамблевого музицирования на домре.
Задачи
16

Обучающие:
- определять строение музыкальных произведений;
- определять смысловое значение кульминации;
- различать параллельные тональности;
- исполнять произведения крупной формы;
- играть в позициях и менять их;
- исполнять параллельные гаммы в 2октавы со сменой позиции;
- исполнять различные штрихи на тремоло;
- проанализировать строение музыкального произведения;
- охватить целиком исполняемое произведение на основе понимания его
содержания и стилевых особенностей композитора;
- самостоятельно прочитать с листа музыкальное произведение с учётом
всех ремарок композитора и понимания художественного замысла
композитора
Развивающие:
- разучивать и исполнять различные по характеру музыкальные
произведения;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с
использованием знаний основных средств музыкальной выразительности;
- размышлять о музыке, её характере и средствах выразительности;
Воспитательные:
- участвовать в подготовке и проведении концертов в классе и дома;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
воплощения различных художественных образов.
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с
использованием знаний основных средств музыкальной выразительности;
- проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении концертов в
классе и школе.
Учебный план
3-й год обучения
№
заняти
я

1-4
5-8
9 - 12
13 - 14

15 - 16
17 - 22
23 - 28

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Развитие игрового
аппарата.
Развитие музыкального
мышления (интеллекта).
Развитие музыкальной
памяти.

4

1

3

4

1

3

4

1

3

Развитие музыкального
художественно-образного
мышления.
Воспитание сценических
навыков.
Развитие музыкального
мышления.
Развитие музыкальной
памяти, игрового аппарата.

2

1

1

2

1

1

6

2

4

6

1

5

Формы аттестации/
контроля

Контрольное занятие

Академический
концерт

17

29 - 30

31 - 32
33 – 36
37 – 38
39 – 44
45 – 48
49– 54

55– 56
57 – 60

61– 64

65 - 70

71- 72

Развитие музыкального
художественно-образного
мышления.
Воспитание сценических
навыков, воли.
Развитие музыкального
мышления (интеллекта).
Развитие игрового аппарата

2

1

1

2

1

1

4

1

3

2

2

-

Развитие музыкального
мышления. Формирование
художественного вкуса.
Развитие музыкальной
памяти.
Развитие музыкального
художественно-образного
мышления, эстетического
вкуса.
Воспитание сценических
навыков, воли.
Развитие музыкального
мышления. Формирование
художественного вкуса.
Развитие музыкальной
памяти. Развитие игрового
аппарата.
Развитие музыкального
мышления. Формирование
художественного вкуса.
Воспитание сценических
навыков, воли.
Итого за год

6

1

5

4

1

3

6

1

5

2

1

1

4

1

3

4

1

3

6

2

4

2

1

1

72

22

Контрольное занятие

Академический
концерт

50

Содержание программы
3-й год обучения
1.Развитие игрового аппарата.
Теория: Строение мажорной гаммы. Алгоритм заучивания музыкального
произведения наизусть.
Практика: Дальнейшая организация игровых движений. Разучивание
мажорных гамм. Штрихи нон легато, легато, стаккато, их соединение.
Разучивание 2-3 пьес, запоминание наизусть.
2. Развитие музыкального мышления (интеллекта).
Теория: 2-х и 3-х частная музыкальная форма гомофонного склада. Понятие
фразировки. Музыкальная терминология. Слушание музыки.
Практика: Разучивание 2-х и 3-х частной музыкальной формы гомофонного
склада. 2 -4 разнохарактерных пьес. Читка с листа, в том числе ансамблей в 4
руки вместе с преподавателем. Обсуждение прослушанной музыки.
3.Развитие музыкальной памяти, игрового аппарата.
Теория: Алгоритм заучивания музыкального произведения наизусть. Изучение
18

второй позиции.
Практика: Заучивание наизусть 2-3 этюдов и 2-х разнохарактерных пьес
гомофонного склада. Работа над техническими приемами, звукоизвлечением.
Читка с листа. Подбор по слуху. Самостоятельные творческие задания на все
виды работы.
4. Развитие музыкального художественно-образного мышления.
Теория: Средства музыкальной выразительности. Понятие художественной
техники. Слушание музыки.
Практика: Творческие задания по звукоизвлечению для воплощения
художественного в пьесах и в этюдах. Самостоятельные задания на любой вид
работы. Обсуждение прослушанной музыки.
5. Воспитание сценических навыков.
Теория: Подготовка к контрольному уроку. Слушание музыки.
Практика: Концертные исполнения. Исполнение в классе. Репетиции.
Обсуждение прослушанной музыки.
6. Развитие музыкального мышления.
Теория: Простая 2-х частная форма. Особенности формообразования.
Слушание музыки.
Практика: Разучивание произведений простой 2-х частной формы.
Практическое освоение произведений 2-х частн6ой формы. Читка с листа.
Подбор по слуху. Обсуждение прослушанной музыки.
7. Развитие музыкальной памяти, игрового аппарата.
Теория: Алгоритм действий при заучивании музыкального произведения
наизусть. Нон легато, стаккато, легато. Терминология.
Практика: Заучивание наизусть 1-2 произведений. Работа над техническими
приемами звукоизвлечения: нон легато, стаккато, легато, их соединение.
Запоминание 1-2 произведений гомофонного склада. Читка с листа.
8. Развитие музыкального художественно-образного мышления.
Теория: Средства музыкальной выразительности. Художественный образ в
музыкальном произведении. Терминология. Слушание музыки.
Практика: Работа над средствами музыкальной выразительности в
произведениях гомофонного склада для воплощения художественного образа
и отражения стилистических особенностей. Внимание к голосоведению,
фразировке, динамике, штрихам, характеру. Творческие задания на
самостоятельный сравнительный анализ произведений гомофонного и склада
(которые играют на концерте). Читка с листа.
9. Воспитание сценических навыков, воли.
Теория: Слушание музыки.
Практика: Подготовка к академическому концерту. Исполнение программы в
классе. Анализ ошибок. Обсуждение. Репетиции. Творческие задания на
сравнительный анализ прослушанной музыки (домашняя работа).
10. Развитие музыкального мышления.
Теория: Средства музыкальной выразительности. Терминология. Слушание
музыки.
Практика: Работа над средствами музыкальной выразительности в
произведениях гомофонного склада для воплощения художественного образа
19

и отражения стилистических особенностей. Внимание к голосоведению,
фразировке, динамике, штрихам, характеру. Творческие задания на
самостоятельный сравнительный анализ произведений гомофонного и склада
(которые играют на концерте). Читка с листа. Обсуждение прослушанной
музыки.
11. Развитие игрового аппарата.
Теория: Алгоритм подбора аппликатуры. Алгоритм действий при заучивании
музыкальных произведений наизусть.
Практика: Разучивание 1-2 этюдов на разные виды техники. Запоминание
наизусть. Читка с листа, игра в ансамбле, в том числе с преподавателем.
12. Развитие музыкального мышления. Формирование художественного
вкуса.
Теория: Знакомство с популярной музыкой. Особенности популярной музыки.
Слушание музыки.
Практика: Разучивание 1-2 популярных пьес. Читка с листа. Подбор по слуху.
Терминология. Обсуждение прослушанной музыки. Творческие задания на
понимание особенностей популярной музыки.
13. Развитие музыкальной памяти. Развитие игрового аппарата.
Теория: Алгоритм подбора аппликатуры. Алгоритм действий при заучивании
музыкальных произведений наизусть.
Практика: Разучивание народной обработки. Запоминание наизусть: 1-2
разнохарактерные пьесы. Развитие технических навыков.
14. Развитие музыкального художественно-образного мышления,
эстетического вкуса.
Теория: Средства музыкальной выразительности. Терминология.
Практика: Работа над использованием средств музыкальной выразительности
для воплощения художественного образа в произведениях разной формы.
Читка с листа.
15. Воспитание сценических навыков, воли
Теория: Поведение при концертном исполнении пьес.
Практика: Запоминание наизусть программных произведений. Подготовка к
академическому концерту. Репетиции.
16. Развитие музыкального мышления. Формирование художественного
вкуса
Теория: Терминология. Слушание музыки.
Практика:
Продолжение
работы
над
программой.
Работа
над
формообразованием,
фактурными,
стилистическими
особенностями,
динамикой, штрихами, организацией игрового аппарата, выбором удобной
аппликатуры. Творческие самостоятельные задания. Читка с листа, ансамбли.
17. Развитие музыкальной памяти. Развитие игрового аппарата.
Теория: Слушание музыки. Средства музыкальной выразительности.
Практика: Продолжение заучивания наизусть программных произведений.
Работа над средствами музыкальной выразительности, техническими
приемами.
18. Развитие музыкального мышления. Формирование художественного
вкуса.
20

Теория: Художественный образ в музыкальном произведении. Слушание
музыки.
Практика: Детальная работа над практическим воплощением художественного
образа. Эмоционально-чувственное и рациональное осмысление музыкального
материала. Работа над характером. Обсуждение прослушанной музыки.
Запоминание наизусть 2-3 пьес. Читка с листа. Подбор по слуху. Ансамбли.
19. Воспитание сценических навыков, воли
Теория: Поведение на сцене во время выступления. Слушание музыки.
Практика:
Подготовка
к
академическому
концерту.
Репетиция.
Самонаблюдение и самоанализ. Исполнение в классе программы.
Обсуждение.
Примерный репертуарный список
Александров А. « Новогодняя полька»
Корриган Н. «Кукарача»
Кузнецов В. «Полька»
Купревич В. «Тульский самовар»
Олейников Н. «Наигрыш»
Ромберг Э. «Тихо, как при восходе солнца»
Асафьев Б. «Танец из балета «Кавказский пленник»
Балакирев М. «Полька»
Даскен Д. «Така-така-та»
Джоплин С. «Регтайм»
Лей Ф. «История любви»
Шмитц «Принцесса танцует вальс»
Фибих Э «Поэма»
Планируемые результаты уровня подготовки обучающихся
3 год обучения.
Учащиеся будут знать и уметь:
- определять строение музыкальных произведений;
- определять смысловое значение кульминации;
- различать параллельные тональности;
- исполнять произведения крупной формы;
- играть в позициях и менять их;
- исполнять параллельные гаммы в 2октавы со сменой позиции;
- исполнять различные штрихи на тремоло;
- проанализировать строение музыкального произведения;
- охватить целиком исполняемое произведение на основе понимания его
содержания и стилевых особенностей композитора;
- самостоятельно прочитать с листа музыкальное произведение с учётом
всех ремарок композитора и понимания художественного замысла
композитора.
Личностные результаты
Учащиеся будут уметь:
- разучивать и исполнять различные по характеру музыкальные
произведения;
21

- проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и
исполнительских коллективов;
- размышлять о музыке, её характере и средствах выразительности;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с
использованием знаний основных средств музыкальной выразительности;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
воплощения различных художественных образов.
- проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении концертов в
классе и школе.
4-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель:
создание условий для формирования музыкальноэстетической культуры учащихся для осуществления социально-значимой
творческой деятельности средствами ансамблевого музицирования на
домре.
Задачи
Обучающие:
- проанализировать строение музыкального произведения;
- охватить целиком исполняемое произведение на основе понимания его
содержания и стилевых особенностей композитора;
- понимать обозначения темповых изменений;
- применять выразительные средства в передаче художественного образа.
- исполнять гаммы в 2-3октавы различными штрихами и ритмическими
группировками;
- исполнить хроматическую гамму в 2-3 октавы;
- исполнять двойные ноты и аккорды;
- владеть туше;
- уметь подобрать необходимую аппликатуру и упражнения для
преодоления технических сложностей;
- самостоятельно проанализировать и исполнить музыкальное произведение
с учётом ремарок автора, стилистических особенностей и собственного
отношения.
Развивающие:
- уметь интерпретировать вокальную музыку в инструментальную;
- владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах
изучаемого курса.
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с
использованием знаний основных средств музыкальной выразительности;
-находить в музыкально - образовательном пространстве сети Интернет
аранжировки известных классических (русских и зарубежных) музыкальных
произведений;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
воплощения различных художественных образов.
Воспитательные:
- проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и
исполнительских коллективов;
22

- размышлять о музыке, её характере и средствах выразительности;
- проявлять творческую инициативу коллективного музицирования, в
подготовке и проведении концертов в классе и школе.
Учебный план
4-й год обучения
№
заняти
я

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1-4

Развитие игрового аппарата.

4

1

3

5-8

Развитие музыкального
мышления (интеллекта).
Развитие музыкальной памяти.

4

1

3

4

1

3

Развитие музыкального
художественно-образного
мышления.
Воспитание сценических
навыков.
Развитие музыкального
мышления.
Развитие музыкальной памяти,
игрового аппарата.
Развитие музыкального
художественно-образного
мышления.
Воспитание сценических
навыков, воли.
Развитие музыкального
мышления (интеллекта).
Развитие игрового аппарата

2

1

1

2

1

1

6

2

4

6

1

5

2

1

1

2

1

1

4

1

3

2

2

-

Развитие музыкального
мышления. Формирование
художественного вкуса.
Развитие музыкальной памяти.

6

1

5

4

1

3

Развитие музыкального
художественно-образного
мышления, эстетического
вкуса.
Воспитание сценических
навыков, воли.
Развитие музыкального
мышления. Формирование
художественного вкуса.
Развитие музыкальной памяти.
Развитие игрового аппарата.
Развитие музыкального
мышления. Формирование
художественного вкуса.

6

1

5

2

1

1

4

1

3

4

1

3

6

2

4

9 - 12
13 - 14

15 - 16
17 - 22
23 - 28
29 - 30

31 - 32
33 – 36
37 – 38
39 – 44
45 – 48
49– 54

55– 56
57 – 60

61– 64
65 - 70

Формы аттестации/
контроля

Контрольное занятие

Академический
концерт

Контрольное занятие

Академический
концерт

23

71- 72

Воспитание сценических
навыков, воли.
Итого за год

1

2

1

72
22

50

Содержание программы
4-й год обучения
1.Развитие игрового аппарата.
Теория: Штрихи. Ритмические особенности исполняемых пьес.
Практика: Разучивание 1-2 гамм по требованию класса и 1-2 этюдов на
различные виды техники. Подготовка 1 гаммы и 1 этюда к исполнению на
техническом зачете. Работа над пальцевой техникой. Беглость и ловкость в
исполнении виртуозных произведений.
2. Развитие музыкального мышления (интеллекта).
Теория: 2-3 частная форма гомофонного склада. Жанры музыкальных пьес.
Вариации. Слушание музыки.
Практика: Продолжение работы с 2-3 частной формой гомофонного склада.
Разучивание вариаций. Читка с листа, игра в ансамбле. Обсуждение
прослушанных пьес.
3.Развитие музыкальной памяти, игрового аппарата.
Теория: Строение мажорных - минорных гамм. Амгоритм действий при
заучивании музыкальных произведений наизусть
Практика: Разучивание
гамм. Запоминание наизусть 2-3 этюдов и
разнохарактерных
пьес.
Работа
над
техническими
приемами,
звукоизвлечением. Слуховой контроль при звукоизвлечении.
4. Развитие музыкального художественно-образного мышления.
Теория: Средства музыкальной выразительности.
Особенности
звукоизвлечения для воплощения художественного образа.
Практика: Работа над фразировкой, динамическими оттенками. в пьесах и
этюдах. Самостоятельная работа учащегося.
5. Воспитание сценических навыков.
Теория: Поведение на сцене во время публичного выступления. Слушание
музыки.
Практика: Подготовка к публичному выступлению. Исполнение в классе.
Репетиции. Обсуждение с педагогом выступления и его анализ. Самоанализ.
6. Развитие музыкального мышления.
Теория: Знакомство с обработками народных песен.
Практика: Разучивание народной обработки.
7. Развитие музыкальной памяти, игрового аппарата
Теория: Алгоритм действий при заучивании музыкальных произведений
наизусть.
Практика: Запоминание народных обработок . Запоминание 1-2 произведений
гомофонно-гармонического склада.
8.Развитие музыкального художественно-образного мышления.
Теория: Средства музыкальной выразительности. Терминология.
Практика:
Работа над средствами музыкальной выразительности для
воплощения художественного образа и отражения стилистических
24

особенностей произведений. Читка с листа.
9. Воспитание сценических навыков, воли.
Теория: Правила поведения во время публичного выступления.
Практика: Подготовка к публичному выступлению. Репетиции. Исполнение
программы в классе. Обсуждение выступления и его анализ. Самостоятельная
оценка своего выступления.
10.Развитие музыкального мышления (интеллекта).
Теория: Произведения крупной формы. Особенности формообразования.
Практика: Разучивание произведений крупной формы. Подготовка 1 из
произведений к экзамену. Дальнейшие развитие навыков музицирования:
разучивание произведений популярной музыки, творческие задания по
подбору популярной музыки.
11.Развитие игрового аппарата.
Теория: Строение мелодического вида минорной гаммы. Алгоритм действий
при заучивании музыкального произведения наизусть.
Практика: Разучивание гаммы. Освоение 1-2 этюдов на различные виды
техники. Запоминание наизусть. Подготовка к техническому зачёту.
12.Развитие музыкального мышления. Формирование художественного
вкуса.
Теория: Стилистические особенности популярного жанра.
Практика: Разучивание нотного материала 2-3 популярных пьес.
13.Развитие музыкальной памяти. Развитие игрового аппарата.
Теория: Алгоритм действий при заучивании музыкального произведения
наизусть. Особенности подбора аппликатуры.
Практика: Заучиваниеие наизусть изучаемых произведений: народная
обработка (1), пьеса (1).
14. Развитие музыкального художественно-образного мышления,
эстетического вкуса.
Теория: Терминология. Последовательность аккордов T - S - T.
Практика: Овладение приёмом игры арпеджио на последовательности
аккордов. Подготовка к техническому зачету.
15.Воспитание сценических навыков, воли.
Теория: Правила поведения во время публичного выступления.
Практика: Подготовка к публичному выступлению. Репетиции. Исполнение
программы в классе. Обсуждение выступления и его анализ. Самостоятельная
оценка своего выступления.
16. Развитие музыкального мышления. Формирование художественного
вкуса.
Теория: Средства музыкальной выразительности. Терминология.
Практика:
Продолжение работы над программой. Работа над
формообразованием, фактурными стилистическими особенностями, фразой,
динамикой, штрихами изучаемых произведений. Читка с листа, игра в
ансамбле.
17.Развитие музыкальной памяти. Развитие игрового аппарата.
Теория: Алгоритм заучивания музыкального произведения наизусть.
Средства музыкальной выразительности.
25

Практика: Продолжение заучивания наизусть изучаемых произведений.
Работа над средствами и приемами музыкальной выразительности.
18. Развитие музыкального мышления. Формирование художественного
вкуса.
Теория: Художественный образ в музыкальном произведении.
Практика: Детальная работа над воплощением художественного образа.
Эмоциональное и рациональное осмысление музыкального материала. Точное
воплощение художественного образа каждого произведения.
19. Воспитание сценических навыков, воли.
Теория: Правила поведения во время публичного выступления.
Практика: Подготовка к публичному выступлению. Репетиции. Исполнение
программы в классе. Обсуждение выступления и его анализ. Самостоятельная
оценка своего выступления.
Примерный репертуарный список
Будашкин Н «Родные просторы»
Городовская В. «У зари-то, у зореньки»
Глазунов А. «Гавот из балета «Барышня-служанка»
Гаврилин А. «Вальс из балета «Анюта»
Джоплин С. «Регтайм»
Лей Ф. «История любви»
Матвеев М. «Зимушка-зима»
Шалов Т.-Тихонов М. «Сельская кадриль»
Кокорин А. «Гавана-клуб»
Мано М. «Гимн любви»
Свиридов Г. «Романс из к\ф «Метель»
Тамарин С «Полька»
Планируемые результаты уровня подготовки обучающихся
4 год обучения.
Учащиеся будут знать и уметь:
- проанализировать строение музыкального произведения;
- охватить целиком исполняемое произведение на основе понимания его
содержания и стилевых особенностей композитора;
- понимать обозначения темповых изменений;
- применять выразительные средства в передаче художественного образа.
- исполнять гаммы в 2-3октавы различными штрихами и ритмическими
группировками;
- исполнить хроматическую гамму в 2-3 октавы;
- исполнять двойные ноты и аккорды;
- владеть туше;
- уметь подобрать необходимую аппликатуру и упражнения для
преодоления технических сложностей;
- самостоятельно проанализировать и исполнить музыкальное произведение
с учётом ремарок автора, стилистических особенностей и собственного
отношения.
26

Личностные результаты
Учащиеся будут уметь:
- проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и
исполнительских коллективов;
- размышлять о музыке, её характере и средствах выразительности;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с
использованием знаний основных средств музыкальной выразительности;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
воплощения различных художественных образов.
- проявлять творческую инициативу коллективного музицирования в
подготовке и проведении концертов в классе и школе.
-находить в музыкально - образовательном пространстве сети Интернет
аранжировки известных классических (русских и зарубежных) музыкальных
произведений;
- уметь интерпретировать вокальную музыку в инструментальную;
- владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах
изучаемого курса.
2.ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы

1. Материально – техническое обеспечение
- наличие специализированного оркестрового класса с комплектом мебели
(стол, стулья, книжный шкаф) и пультов
- наличие инструментов (3-х и 4-х струнные домры, рояль, ложки,
треугольник, бубен, маракас, оркестровые инструменты);
- справочные материалы;
- методическая литература;
- учебно-методические пособия для обучающихся и педагога;
- книги о музыке и музыкантах;
- расходные материалы (нотная бумага, карандаши, мел);
- комплекты карточек с обозначением нот, исполнительских средств
выразительности);
- магнитофон;
- телевизор.
2. Методическое обеспечение:
- учебно-методическое обеспечение для педагога;
- нотные сборники для обучающихся;
- интернет ресурсы.
2.2. Формы аттестации/контроля.
Формы контроля

1. Академический концерт.
2. Творческий зачёт.
3. Контрольное занятие.
27

2.3. Оценочные материалы.
Безотметочная система данного вида работы даёт возможность
снимать такие негативные факторы, как скованность и страх, а также
развивать у обучающихся чувство уверенности и творческого воодушевления.
Показатели и критерии оценки выступлений учащегося на открытых
контрольных занятиях, академических концертах, публичных выступлениях.
Показатели:
1. Владение навыками ансамблевого исполнительства;
2. Артистизм и выразительность (настроение, владение жанром,
образность и эмоциональность, эстетизм);
3. Музыкальное мышление (владение формой, чувство кульминационной
точки, владение фразировкой);
4. Духовой аппарат и техника (свобода и осознанность движений,
владение различными видами техники);
5. Звукоизвлечение (владение разными штрихами, качество звука).
Критерии:
0 – качество/показатель не сформировано/выражено
1 – качество недостаточно сформировано/выражено
2 – качество хорошо сформировано/выражено
3 – качество сформированно/выражено в полном объёме
Самооценка обучающегося:
Обучающиеся анализируют свои музыкальные достижения совместно с
педагогом после каждого публичного выступления
2.4. Методические материалы.
Бейлина С. Уроки Разумовской. М.: Классика - ХХI, 2008. 144 с.
Бонфельд М.Ш. Музыка. Язык. Речь. Опыт системного исследования музыкального
искусства: монография. СПб.: Композитор , 2008. 648 с.
Булучевский Ю. Фомин В. Краткий музыкальный словарь. М.: Музыка, 2010. 461 с.
Голубовская Н.И. Искусство исполнителя. СПб.: Композитор, 2008. 407 с. ил.
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Классика, 2011.
Кузнецов А.А. Примерные программы основного общего образования. Искусство. М.:
Просвещение, 2011.
Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального
фортепиано. М.: Классика - ХХI, 2009.132с.
Меркулов А.М. Как исполнять Моцарта. М.: Классика - ХХI, 2008. 184 с.
Ненашева Т.А. Актуальные вопросы формирования и развития исполнительской техники
начинающего домриста. Пермь. Пермский гос. ин.искусств и культуры, 2010. 122с.
Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе.
Учебное пособие. СПб.: Композитор, 2008. 544 с. нот.ил.
Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.: Классика, 2009.
28

Цагерелли Ю.А. Психология музыкально - исполнительской деятельности. Учебное
пособие. СПб.: Композитор, 2008. 368 с. нот.
Чебыкина Т.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Пермь.
Пермский гос. ин.искусства и культуры, 2011. 390с.
Википедия-свободная энциклопедия
https://youtu.be/W8LsoTDRGoI Домра - устройство и настройка
https://youtu.be/6dJPQWaA9wk Ансамбль домристов. Дога Е. "Вальс"
https://youtu.be/6AIiBdPljFk Ансамбль домристов Легран "Шербургские зонтики"и Косма В
«Игрушка»
https://youtu.be/ZBYHGjHFtXA ансамбль домристов «Украинский гопак" обр. Фомина С.
мастер классы:
https://ok.ru/video/6140790150 Работа с начинающими (Натальи Костенко)
https://youtu.be/XeUZK3PxeVE - работа над выразительностью (Налетова Н.Н.)
https://youtu.be/t_BLKdaPk9E Цыганков Александр
https://youtu.be/46r_hXZlx9E Михеев Борис
https://youtu.be/FDAU1p43dZ4 Работа в ансамбле(Зяблицева Е.Н.)
https://youtu.be/k6xHyQadxSI Работа над выразительностью (Пименова И.Н.)

2.5 Список литературы
Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.: Музыка, 2010. 255с.
Альбом домриста. Тетрадь 2. Челябинский институт искусств: Челябинск, 2009, 162с
Альбом скрипача. Выпуск 3.(Этюды для младших, средних и старших классов)
Составитель Фортунатов К. М.: Музыка, 2009.158с.
Альбом скрипача. Классическая и современная музыка. Составитель Фортунатов К. М.:
Музыка, 2009. 86с.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. СПб.: Композитор, 2012 . 96 с
Бейлина С. Уроки Разумовской. М.: Классика - ХХI, 2008. 144 с.
Бонфельд М.Ш. Музыка. Язык. Речь. Опыт системного исследования музыкального
искусства: монография. СПб.: Композитор , 2008. 648 с.
Булучевский Ю. Фомин В. Краткий музыкальный словарь. М.: Музыка, 2010. 461 с.
Баркарола. Избранные пьесы для мандолины, домры и гитары. Составитель Жданов В.П.
Екатеринбург. Уральская гос. консерватория, 2009. 56с.
Лаптев В.А. Народные песни и пьесы для домры. Уральская гос. консерватория:
Екатеринбург,2009. 175с. Лаптев В.А. Сборник концертов для домры и фортепиано.
Екатеринбург Уральская гос. консерватория,2009. 84с.
Ненашева Т.А. Актуальные вопросы формирования и развития исполнительской техники
начинающего домриста. Пермь. Пермский гос. ин.искусств и культуры, 2010. 122с.
Нотная папка домриста. Выпуск 1. 1-3кл. Составитель Евдокимов В. М.: Дека-ВС, 2010.
85с.
Нотная папка домриста. Выпуск 3. 4-5кл. Составитель Евдокимов В. М.: Дека-ВС, 2010.
105с.
Нотная папка домриста. Выпуск 4. Ансамбли. Составитель Евдокимов В М.: Дека-ВС, 2010.
56с.
Олейников Н.Ф. Обработки народных тем. Хрестоматия. Екатеринбург Уральская гос.
консерватория,2009. 125с.
Олейников Н.Ф. Сборник сочинений и переложений для ансамбля русских народных
инструментов. Екатеринбург. Уральская гос. консерватория, 2009. 45с.
Популярные пьесы в переложении для домры и фортепиано. Составитель Веселовская С.В.
Екатеринбург. Уральская гос. консерватория,2011. 64с.
Раинович Д.А. Исполнитель и стиль. М.: Классика - ХХI, 2008. 208 с.
Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе.
Учебное пособие. СПб.: Композитор, 2008. 544 с. нот.ил.
Самодеятельный оркестр. Пьесы для скрипки и фортепиано. СПб.: Композитор, 2011. 84с.
29

Пьесы для ансамбля домр с фортепиано. Составитель Пименова И. Екатеринбург.
Уральская гос. консерватория, 2011. 37с.
Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды. Составитель Гарлицкий М. М.: Музыка,
2009. 88с.
Цагерелли Ю.А. Психология музыкально - исполнительской деятельности. Учебное
пособие. СПб.: Композитор, 2008. 368 с. нот.
Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М.: Музыка, 2010. 125с.
Чебыкина Т.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Пермь.
Пермский гос. ин.искусства и культуры, 2011. 390с.

30

Приложение 1

Ценностноориентационная

Деятельнокоммуникацинная

Предметноинформационная

Составляющие
образованности

Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА
Качественные индикаторы
(параметры
и
критерии
оценки)

1. Знание жанровых
особенностей исполняемых
произведений.
2. Знание текста исполняемого
произведения.
3. Слухо–метрические навыки.
4. Уровень технических умений
(их соответствие требованиям
программы класса).
1. Эмоциональная
отзывчивость на исполняемое
произведение.
2. Умение слушать собственное
исполнение музыкальных
произведений.
3. Умение проявлять волевые
качества
при
исполнении
музыкального произведения.
1. Мотивированность
собственного отношения к
исполняемому произведению.
2. Исполнительская культура.

Критерии:
0 – отсутствие качества
1 – низкий уровень проявления
качества
2 – средний уровень
проявления качества
3 – высокий уровень
проявления качества
4 – творческий уровень
проявления качества,
систематичность

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».