ДООП Баскетбол

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ №32
№ 220-о от «29» августа 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-08 10:25:41
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
спортивной направленности

«БАСКЕТБОЛ»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Виленский Александр Андреевич,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025
1

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Содержание программы
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
2.1.Пояснительная записка
2.2.Цель и задачи программы
2.3.Содержание программы
2.3.1. Учебный план за весь период обучения по
программе
2.3.2. Содержание учебного плана по годам обучения
1 год обучения
2 год обучения
2.4.Планируемые результаты
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1.Условия реализации программы
3.1.1. Материально-техническое обеспечение
3.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1. Календарный учебный график

2

страница
2
3
3
5
6
6
7
7
10
14
17
17
17
17
18
20

2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» разработана для
системы дополнительного образования школы и ориентирует деятельность
обучающихся на сохранение здоровья, обеспечение эмоционального
благополучия, укрепление психического здоровья, развитие двигательных
качеств и способностей.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СанПиН);
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
7. Приказ Минобрнауки России о 23.08.2017 г. № 186 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
8.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением
отдельных
предметов.

3

В современных условиях перед подрастающим поколением стоят
серьезные задачи по самоопределению, самоутверждению в обществе,
получению необходимых знаний и навыков, позволяющих достойно
реализовать свой потенциал и занять соответствующее место в обществе.
Одним из действенных средств, которое позволяет решить эти задачи,
являются систематические занятия физической культурой и спортом, тем
более, это направление человеческой деятельности в настоящий момент
является особенно востребованным. В деле воспитания и оздоровления
подростков определенное место занимает организация и популяризация
игровых видов спорта.
Баскетбол занимает видное место в системе физического воспитания,
является прекрасным средством улучшения и развития здоровья, повышения
работоспособности и решения воспитательно-образовательных задач. Интерес
к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности
он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное
качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом
оказывают на организм занимающихся всестороннее развитие, повышают
общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную
деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Баскетбол - вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие
логического мышления. Также баскетбол развивает личностные качества
воспитанников, учит настойчивости, целеустремлённости, собранности,
взаимопониманию.
Реализация программы «Баскетбол» направлена на совершенствование
(а точнее, на «совершенство») умственного и физического развития,
укрепление здоровья, приобщение обучающихся к культурным ценностям,
которые могут быть отнесены не только к данному виду деятельности
человека.
Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы
заключается в том, что у занимающихся, благодаря занятиям баскетболом.
воспитываются волевые качества, взаимовыручка, культура поведения и т.д.
Актуальность.
Актуальность программы состоит в том, что она отражает, с одной стороны
ожидания и устремления детей к «настоящим» (не виртуальным) формам
жизни, где они могут почувствовать не только пределы своих
интеллектуальных, социально-возрастных и физических возможностей, но,
самое главное, могут правильно воспринимать границы личной
ответственности за свои действия и возникающие (реальные) риски для жизни
и здоровья, с другой стороны, она (программа) является ответом на развитие
актуальных и востребованных в молодежной среде видов спорта.

4

Данная программа комплексная, она содержит не отдельные виды
физической подготовки, а в комплексе сочетает в себе общую физическую
подготовку, специальную подготовку по баскетболу. Программа создает
условия для приобретения практических навыков, вследствие этого
расширяется социальный опыт детей, происходит становление социальноактивной гражданской личности.
Практические и теоретические занятия интегрированы, что способствует
лучшему усвоению материала (от теории к практике, от практики к теории).
Программа «Баскетбол» рассчитана на обучающихся возраста 13 - 17
лет. Срок освоения программы - 2 года.
Занятия проводятся:
С группой наполняемостью 10-18 человек.
Первый год обучения: 1 раз в неделю 1,5 часа, общее количество часов
-54;
Второй год обучения: 1 раз в неделю 1,5 часа, общее количество часов
-54.
Всего за 2 года обучения – 108 часов.
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы:
Первый год обучения – стартовый уровень - предусматривает воспитание
интереса детей к спорту и приобщение их к баскетболу; начальное обучение
технике и тактике, подвижные игры.
Второй год обучения - базовый уровень, предусматривает развитие
физических качеств в общем плане и с учётом специфики баскетбола,
воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая
подготовка)
и
коллективно
(тактика
защиты
и
нападения).
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости
населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий. Вид группы: постоянного состава,
набор и формирование осуществляется без вступительных испытаний на
протяжении всего учебного года.
2.2.Цель и задачи программы.
Целью является выявление и развитие способностей каждого ребенка,
формирование физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной
личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие
нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и
духовном развитии общества.
Задачи программы:
1. образовательные
- развивать навыки игры в баскетбол;
 расширить необходимые теоретические знания в области гигиены,
медицины, физической культуры и спорта;
5

 обучать учащихся простейшим методам оценки физического,
функционального и психоэмоционального состояния организма и
навыкам самостоятельных занятий физической культурой;
 укреплять здоровье обучающихся, повышать и поддерживать на
оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность,
спортивную тренированность;
2. развивающие
 обеспечивать поддержку одаренных детей;
 выработать у обучающихся мотивационно - целевые установки на
дальнейшее применение средств и методов физической культуры;
 развивать и совершенствовать физические качества, поддержания их на
высоком уровне на протяжении всех лет обучения;
3. воспитательные
 воспитывать волевые и нравственные качества обучающихся;
 осуществлять профилактику вредных привычек и правонарушений.

2.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.3.1. Учебный план за весь период обучения по программе
№

1.

Количество часов за год

НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА

Техника
безопасности
проведении
соревнований
занятий

1 год

Форма
аттестации/
контроля

2 год

Форма
аттестации/
контроля

2

Наблюдение,
фронтальный
опрос

2

Наблюдение,
фронтальный
опрос

при
и

2.

Общефизическая
подготовка

9

Наблюдение

9

Наблюдение

3.

Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка

36

Наблюдение

30

Наблюдение

6

Наблюдение

12

Наблюдение

1

Наблюдение

1

Наблюдение

4.

5.

Организация
проведение игр
игровых заданий
ИТОГО:

и
и

54

54
6

2.3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Цель первого года обучения: мотивация обучающихся к занятиям
баскетболом.
Задачи:
 Дать представление о безопасном поведении во время занятий и
игровых действий;
 Научить технике ведения, передач, броска;
 Сформировать правильное представление о стойке игрока и
передвижении по площадке;
 Научить простейшим взаимодействиям в парах, тройках.
 Дать представление о правилах игры, судействе;
 Развивать физические качества: быстроту, силу, гибкость.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения
№

I.
1.
2.

3.
4.

5.
6.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Общее
количество
часов

Теоретические знания
Физическая культура и
спорт в России
Правила безопасного
поведения на тренировках в
спортзале.

4

1

1

1

практика

Формы
контроля

Наблюдение,
фронтальный
опрос

1

1

III. Техническая подготовка
7.

теория

4

1

Правила безопасности при
ловле и передаче мяча
Правила безопасности во
время игры
II. Общефизическая
подготовка
Развитие скоростно-силовых
качеств
Развитие выносливости

в том числе

1

Наблюдение

1

8

8

6

6

2

2

36

36

4

4

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Стойка, перемещения,
остановки, повороты.

7

№

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

8.

Ведение мяча

9.
10.

Общее
количество
часов

в том числе
теория

практика

Формы
контроля

Наблюдение

10

10

Передачи мяча

8

8

Наблюдение

Бросок

14

14

Наблюдение

4

4

2

2

2

2

2

2

2

2

IV. Тактическая подготовка
11. Позиционное нападение
Игра в защите
V.Организация и
проведение игр и игровых
заданий
13. Учебная игра
12.

ИТОГО:

54

4

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

50

Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Теоретические знания
1. Физическая культура и спорт в России.
Теория
Сообщение о развитии физической культуры и спорта в России. Развитие
баскетбола в СССР и России.
Ответы на вопросы о российском и международном баскетболе.
2. Правила безопасности.
Теория
Безопасное поведение на тренировках, во время подвижных и учебных игр, во
время соревнований.
Правила безопасности при ловле и передаче мяча.
Раздел 2. Общефизическая подготовка
3. Развитие скоростно-силовых качеств.
Теория
Объяснение техники и особенностей выполнения упражнений.
Практика
Выполнение упражнений на растягивание. Прыжковые упражнения на
скакалке, через препятствие, с отягощением.
8

Ускорения, челночный бег.
4. Развитие выносливости.
Теория
Особенности правильного выполнения заданий.
Практика
Упражнения без мяча и с мячом, на месте и в движении в течение длительного
времени. Равномерный длительный бег. Специальные упражнения в стойке
баскетболиста.
Раздел 3. Техническая подготовка
5. Стойка, перемещения, остановки, повороты.
Теория
Правильное выполнение высокой, средней и низкой стоек.
Работа рук. Остановка без пробежки.
Практика
Перемещения в стоке вперед, назад, вправо, влево. Выполнение остановки,
поворотов на месте с мячом.

6. Ведение мяча.
Теория
Ведение с обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча
перед собой, под ногой.
Практика
Ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках. Ведение с
обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча перед
собой, под ногой. Ведение с пассивным сопротивлением.
7. Передачи мяча.
Теория
Положение кистей рук при передаче и приеме мяча.
Практика
Выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из разных
положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением.
8.

Бросок.
Теория
Работа тела при выполнении броска. Особенности работы кисти бросающей
руки.
Практика
Выполнение броска одной от плеча, от головы. Имитация броска без мяча.
Индивидуальные упражнения с мячом на месте. Броски в корзину с ближней
и средней дистанции, с отскоком от щита и чисто в кольцо.
9

Броски в движении в два шага и в прыжке после остановки.
Раздел 4. Тактическая подготовка.
9. Позиционное нападение.
Теория
Что такое позиционное нападение. Действия игроков в зоне соперника.
Практика
Передачи мяча со сменой мест с пассивным сопротивлением защитников.
10. Игра в защите.
Теория
Положение защитника относительно нападающего , играющего с мячом и без
мяча.
Практика
Зонная защита: сохранение позиций в защите. Персональная защита: не
терять «своего» в игре.

Раздел 5. Организация и проведение игр и игровых заданий
11 Учебная игра.
Теория.
Объяснение основных правил игры, игровых нюансов.
Практика
Проведение эстафет, подвижных игр и игр с заданиями по упрощенным
правилам баскетбола.
Обучающиеся, под руководством тренера. принимают участие в судействе,
подведении итогов и мониторинге игроков, их командных защитных и
атакующих действий.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель второго года обучения: совершенствовать физическую, техническую
и тактическую подготовку обучающихся. Создать сборную лицея и резерв
сборной для участия в соревнованиях района и города. Продолжить
мотивировать обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
 Дать представление о безопасном поведении во время соревнований;
 Совершенствовать технические умения обучающихся;
 Научить тактическим действиям в нападении и защите;
 Дать представление о правилах игры, судействе;
 Воспитывать волевые и нравственные качества обучающихся;
 Развивать физические качества: быстроту, силу, гибкость.

10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения
№

II.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Общее
количество
часов

Теоретические знания

Физическая культура и
спорт в России
15. Правила безопасного
поведения на тренировках в
спортзале.
14.

Правила безопасности при
ловле и передаче мяча
17. Правила безопасности во
время игры
II. Общефизическая
подготовка
18. Развитие скоростно-силовых
качеств
19. Развитие выносливости

4

1

1

1

практика

Формы
контроля

Наблюдение,
фронтальный
опрос

1

1

III. Техническая подготовка
20.

теория

4

1

16.

в том числе

1

Наблюдение

1

8

8

6

6

2

2

28

28

2

2

8

8

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Стойка, перемещения,
остановки, повороты.

Наблюдение

21.

Ведение мяча

22.

Передачи мяча

8

8

Наблюдение

23.

Бросок

10

10

Наблюдение

IV. Тактическая подготовка
24. Нападение

12

12

4

4

Игра в защите
V.Организация и
проведение игр и игровых
заданий
26. Учебная игра

8

8

2

2

2

2

25.

11

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

№

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Общее
количество
часов

ИТОГО:

54

в том числе
теория

4

практика

Формы
контроля

50

Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Теоретические знания
11.Физическая культура и спорт в России.
Теория
Сообщение о развитии физической культуры и спорта в России. Развитие
баскетбола в СССР и России.
Ответы на вопросы о российском и международном баскетболе.
12.Правила безопасности.
Теория
Безопасное поведение на тренировках, во время подвижных и учебных игр, во
время соревнований.
Правила безопасности при ловле и передаче мяча.
Раздел 2. Общефизическая подготовка
13.Развитие скоростно-силовых качеств.
Теория
Обратить внимание на ключевые моменты выполнения упражнений.
Практика
Выполнение упражнений на растягивание. Прыжковые упражнения на
скакалке, через препятствие, с отягощением.
Ускорения, челночный бег.
14.Развитие выносливости.
Теория
Обратить внимание на ключевые моменты выполнения упражнений.
Практика
Упражнения без мяча и с мячом, на месте и в движении в течение длительного
времени. Равномерный длительный бег. Специальные упражнения в стойке
баскетболиста, упражнения с мячом.
Тема 3. Техническая подготовка
15. Стойка, перемещения, остановки, повороты.
Теория
Правильное выполнение высокой, средней и низкой стоек. Перемещения в
стоке вперед, назад, вправо, влево. Работа рук. Работа ног. Работа туловища.
Остановка без пробежки. Выполнение поворотов на месте с мячом.
12

Практика
Перемещения в стоке вперед, назад, вправо, влево. Работа рук. Работа ног.
Работа туловища. Остановка без пробежки. Выполнение поворотов на месте с
мячом.
16.Ведение мяча.
Теория
Особенности ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках.
Ведение с обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча
перед собой, под ногой, за спиной, с поворотом. Обманные движения.
Ведениес пассивным сопротивлением.
Практика
Ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках. Ведение с
обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча перед
собой, под ногой, за спиной, с поворотом. Обманные движения. Ведение с
пассивным сопротивлением.
17.Передачи мяча.
Теория
Правильное выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из
разных положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением. Длинная передача.
Практика
Выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из разных
положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением. Длинная передача.
18.Бросок
Теория
Техника движения кисти при броске.
Практика
Выполнение броска одной от плеча, от головы. Бросок крюком правой и
левой. Ложный бросок. Имитация броска без мяча. Индивидуальные
упражнения с мячом на месте. Броски в корзину с ближней и средней
дистанции, с отскоком от щита и чисто в кольцо. Штрафной бросок.
Трехочковый бросок.
Броски в движении в два шага и в прыжке после остановки. Броски с разных
точек.
Раздел 4. Тактическая подготовка.
19.Нападение.
Теория
Особенности применения быстрого отрыва, постановки заслона. Действия
игроков при выполнении комбинаций.
Практика
13

Передачи мяча со сменой мест с пассивным сопротивлением защитников.
Позиционное нападение. Быстрый отрыв. Заслон. Простейшие комбинации.
20. Игра в защите.
Теория
Действия игрока при зонной и персональной защите. Переход от персональной
к зонной защите и обратно.
Практика
Зонная защита. Разновидности зонной защиты. Персональная защита. Личный
прессинг по всему полю
Раздел 5. Организация и проведение игр и игровых заданий
11 Учебная игра.
Теория
Повторение правил игры, нюансов судейства, судейские жесты. Ведение
статистики игры.
Практика
Судейство тренировочных игр.
Обучающиеся, под руководством тренера. принимают участие в судействе,
подведении итогов и мониторинге игроков, их командных защитных и
атакующих действий.
2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты по окончании первого
К концу первого года обучения обучающиеся должны:

года

обучения.

Знать:
 влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
 гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость
появления травм от неправильного отношения к гигиеническим
требованиям;
 правила игры;
 технику и тактику игры в баскетбол;
 строевые команды;
Уметь:
 выполнять индивидуально специально подобранные физические
упражнения
для
поднятия
и
укрепления
функциональных
возможностей
организма
и
развития специальных физических
качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
 соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и
14

проведении соревнований;
 выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и
защите: освоить техники перемещений, стоек в нападении и в защите;
технику передач; ведения мяча.
 работать с книгой спортивной направленности.
Двигательные умения, навыки и способности: уметь играть в баскетбол
(по упрощенным правилам).
Техническая подготовленность.
№
1.

Содержание требований
Бросок с ближней дистанции за 1 мин.

Количественный показатель
20 попаданий

2.

Ведение мяча без ошибки на скорость

10 Х 18 м – 55 сек.

3.

Ведение правой и левой

-

Требования к уровню физической подготовки первого года обучения
№
1.

Содержание требований
Бег 30 м с высокого старта (с)

Девочки
5,9

Мальчики
5,2

2.

Бег 30м, 6x5 (с)

12,5

12,0

3.

Бег 92м, с изменением направления

32,7

31,0

4.

Прыжок в длину с места (см)

145

190

5.

Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)

30

35

6.

Прыжок вверх с разбега толчком двух ног (см)

35

40

7.

Метание набивного мяча (1кг) из-за головы двумя
руками (м): сидя,
стоя

3,5

4,0

5,0

7,0

в прыжке с места

5,5

6,0

К концу второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:
 влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
 способы контроля и оценки физического развития и физической
подготовленности;
 гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость
появления травм от неправильного отношения к гигиеническим
требованиям;
15

 правила и способы планирования систем индивидуальных занятий
физическими упражнениями различной целевой направленности;
 основы методики обучения и тренировки.
 правила игры;
 технику и тактику игры; строевые команды;
 методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к
созданию презентаций.
Уметь:
 выполнять индивидуально специально подобранные физические
упражнения
для
поднятия
и
укрепления
функциональных
возможностей
организма
и
развития специальных физических
качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
 соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и
проведении соревнований;
 выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в
нападении и защите;
 выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и
защите; освоить техники перемещений;
 использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
 уметь играть по основным правилам игры;
 овладеть понятиями терминологии и жестикуляции.
№
1.

Требования к уровню физической подготовки 2 года обучения.
Содержание требований
Девочки
Мальчики
Становая сила, кг
60
80

2.

Бег 30 м с высокого старта (с)

5,0

4,9

3.

Бег 30 м (6x5)

11,9

11,2

4.

Бег 92 м «елочка» (с)

30,0

28,0

5.

Прыжок в длину с места (см)

180

215

6.

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами
с разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за
головы двумя руками:
сидя (м)

35

45

5,0

6,0

в прыжке с места (м)

7,5

9,5

7.

16

1.

Техническая подготовленность.
Содержание требований
Количественный
показатель
Бросок с ближней дистанции за 1 мин.
30попаданий

2.

Ведение мяча без ошибки на скорость

3.

Ведение правой и левой с финтами

4.

Штрафной бросок (10 бросков)

6 попаданий

5.

3-х очковый бросок (10 бросков)

3

№

10 Х 18 м – 45 сек.
-

Личностными результатами изучения курса являются:
 активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
 проявление положительных качества личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
 оказывание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с
ними общего языка и общих интересов.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. Условия реализации программы
3.1.1. Материально – техническое обеспечение
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный
зал МАОУ СОШ № 32, баскетбольная площадка на стадионе школы.
Спортивный инвентарь:
 баскетбольные мячи на каждого обучающегося;
 набивные мячи - 15 шт.
 перекладины для подтягивания в висе –8 штук
 гимнастические маты - 8 шт.
 гантели – 15 шт.
 баскетбольные щиты – 4 шт.
 конусы ограничительные – 15 шт.
 секундомер – 2 шт.
 скакалки – 15 шт.

17

 гиря 8-10 кг – 2 шт.
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 5-7 штук
гимнастическая стенка – 15 пролетов
3.2. Формы аттестации и контроля
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Входной
Текущий

Промежуточный
Итоговый

Время проведения
В начале учебного
года

Цель проведения
Определить начальный
уровень
физической
подготовки
уровень
В течение всего Определить
овладения
техникой
учебного года
двигательных умений
уровень
По
окончании Определить
овладения
техникой
модуля
двигательных умений
В конце учебного Определить
уровень
года
физической подготовки

Формы контроля
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение

Подведение итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы происходит в соревновательной форме. В результате реализации
программы обучающиеся за 2 года должны овладеть основными действиями и
приемами игры, уметь самостоятельно заниматься во внеурочное время и
проводить соревнования по упрощённым правилам, соблюдать правила
безопасности и профилактики травматизма во время игры .
В начале и конце учебного года проводятся контрольные занятия, цель
которых учет двигательных навыков, умений детей в усвоении программного
материала по развитию двигательных действий.
Результативность освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Баскетбол» отслеживается по итогам
наблюдения уровня физической подготовленности обучающихся, а также в
ходе соревнований, турниров, спортивных праздников.

1.
2.
3.
4.
5.

4. Учебно-методическая литература
Баскетбол. Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ.
М, Советский спорт,2009,- 100 стр.
Баскетбол – навыки и упражнения: пер. с англ./Джерри В. Краузе – М.:АСТ:
Астрель, 2006. – 211с.
Спортивные
игры.
Совершенствование
спортивного
мастерства
/Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов - М, 2004г.
Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л. Б. Кофмана.М., 1998.
Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства - М., 1998.
18

Интернет ресурсы
1. Техническая подготовка баскетболиста. https://youtu.be/w01Z4ax_1p4 ,
https://youtu.be/O8EayE1VKQk
2. Общефизическая
подготовка
баскетболиста.
https://vk.com/video148349757_166126459

19

Приложение №1

№
заняти
я

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

№1

Правила безопасного поведения на
тренировках в спортзале

1,5

беседа

№2

Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок
одной.

1,5

комбинированная

№3

Ведение на месте и в движении.
«10 передач»

1,5

комбинированная

№4

Ведение с обводкой. Бросок одной с
ближней дистанции.

сентябрь

Месяц

Календарный учебный график
Первый год обучения
54 часа, 1,5 часа 1 раз в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.

октябрь

№5

Взаимодействие в парах. Передачи
и ловля мяча.

Форма
контроля
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

Наблюдение

Наблюдение
№6
№7

Правила безопасного поведения на
тренировке. Передачи и ловля.
Правила соревнований. Ведение
мяча на месте.

20

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

Наблюдение

Месяц

№
заняти
я
№8

Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок
одной.

1,5

комбинированная

Форма
контроля

Общефизическая подготовка.
Развитие
скоростно-силовых
качеств.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№10

Индивидуальные упражнения с
мячами. П/и.

1,5

комбинированная

Наблюдение

ноябрь

№9

Наблюдение

.
№11

декабрь

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

Общефизическая
Развитие быстроты.

подготовка.
1,5

комбинированная

№12

Перемещения, остановки в два шага
и прыжком, повороты. Передачи
мяча в парах
на месте и в
движении.
Выбор места на
подборе.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№13

ОРУ со скакалками.
упрощенным правилам.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№14

Проход с финтом.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№15

.Бросок в прыжке.

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

Игра

по

.
№16

Выбор места в нападении, выход на
мяч. Баскетбольный снайпер.

21

Месяц

январь
февраль
март

№
заняти
я

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

Форма
контроля

1,5

комбинированная

Наблюдение

Штрафной. Накрывание.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№19

Штрафной.
Ложный
бросок,
ложный проход. Личная защита.
Бросок одной. Ведение с обводкой.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№20

ОРУ с мячами
Передачи и ловля на месте и в
движении. Бросок одной.

3

комбинированная

Наблюдение

№21

Общефизическая подготовка.
Развитие скоростно-силовых
качеств.
Правила безопасности во время
игры.

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

№23

Прыжковые упражнения.
Накрывание

1,5

комбинированная

Наблюдение

№24

Ложный бросок, ложный проход.
Личная защита.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№25

Бросок одной. Передачи в тройках
на месте и в движении.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№26

Эстафеты с мячами.
Конкурсы с мячами.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№27

Подвижные игры с мячами,
бросковые упражнения.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№17

Штрафной
поворотом.

№18

№22

бросок.

Ведение

с

22

Месяц

№
заняти
я
№28

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия
Учебная игра.

Форма
контроля

1,5

комбинированная

Наблюдение

.
№29

Бросок одной с ближней дистанции.
Игра.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№30

Ведение, остановка, бросок. Игра

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

апрель

.
№31

Соревнования по броскам с разных
точек.

май

1,5
№32 –

Передачи мяча на месте и в
движении, с пассивным
сопротивлением.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№33

Игра «отдал-вышел».

1,5

комбинированная

Наблюдение

№34

Конкурсы по технике баскетбола.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№35

Позиционное нападение.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№36

Тактика игры в нападении.

1,5

комбинированная

Наблюдение

23

Календарный учебный график

Месяц

Второй год обучения
54 часа, 1,5 часа 1 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
№
заняти
я
№1

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия
Правила безопасного поведения на
тренировках в спортзале. Физическая
культура и спорт в России.

1,5

Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок одной.

беседа

Наблюдение

комбинированная
Наблюдение

Ведение с обводкой. Бросок одной с
ближней дистанции.
№2

Форма
контроля

1,5

сентябрь

комбинированная

№3

Взаимодействие в парах. Передачи и
ловля мяча. Ведение с
сопротивлением.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№4

Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок одной.

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

Ведение на месте и в движении. «10
передач»

октябрь

№5

Упражнения с мячами в парах на
месте и в движении. П/и.
Общефизическая подготовка. Развитие
скоростно-силовых качеств.

24

Месяц

№
заняти
я
№6

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

Индивидуальные упражнения с
мячами. П/и.

Форма
контроля

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

Ведение мяча с обводкой
препятствий. П/и.

№7

Общефизическая подготовка. Развитие
быстроты.
Перемещения, остановки в два шага и
прыжком, повороты. Передачи мяча в
парах на месте и в движении. Выбор
места на подборе.

№8

Передачи двумя, одной. Проход с
финтом.
Прыжковые упражнения. Держание
игрока без мяча.

№9

Проход с ведением после финта.
Штрафной.

ноябрь

Выбор места в нападении. Ложный
проход, ложный бросок.

№10

Правила безопасности во время игры
в баскетбол. Учебная игра.
Ведение с изменением высоты
отскока. Выбор места при подборе.

№11

Высокое и среднее ведение с
изменением скорости. Бросок после
ведения.
Штрафной бросок. Ведение с

25

Месяц

№
заняти
я

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

Форма
контроля

поворотом.

№12

Штрафной. Накрывание.

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

Финты при броске с места, при
проходе.

№13

Бросок одной. Ведение с обводкой.
ОРУ с мячами

№14

Общефизическая подготовка. Развитие
скоростно-силовых качеств.

декабрь

Правила безопасности во время игры.

№15

Финты, бросок с места, при проходе с
ведением.
Ложный бросок, ложный проход.
Личная защита.

комбинированная
комбинированная

№16

Бросок одной. Передачи в тройках на
месте и в движении.

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

Передачи и ловля мяча, «Десять
передач».

№17

Конкурсы с мячами.

январь

Подвижные игры с мячами,
бросковые упражнения.

№18

Учебная игра.

26

Месяц

№
заняти
я

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

Форма
контроля

ОРУ. Упражнения на выносливость.

№19

Бросок одной с отскоком от щита.
Игра.

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

Ведение, остановка, бросок. Игра

№20

Соревнования по броскам с разных
точек.
Позиционное нападение. Игра.

февраль

№21

Передачи в тройках с броском. Бросок
одной. Игра.
Игра «отдал-вышел».

№22

Конкурсы по технике баскетбола.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№23

Тактика игры в защите.

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

№24

Выбор места в нападении, выход на
получение мяча.

март

Развитие силовых качеств. Ведение на
месте и в движении с финтами.

№25

Стрит-бол.
27

Месяц

№
заняти
я

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

Форма
контроля

Развитие выносливости. Ведение с
обводкой.

№26

Соревнования «Баскетбольный
снайпер»

1,5

Комбинированная Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

Учебная игра.

№27

Трехочковый бросок.
Учебная игра.

№28

Штрафной бросок. Игра.

апрель

ОФП. Развитие силовых качеств.

№29

Экспресс - тесты.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№30

Упражнения в тройках. Игра.

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

Тактика в защите. Игра.

№31

Зонная защита.
Учебная игра.

май

№32

Упражнения в бросках
Соревнование по броскам.

28

Месяц

№
заняти
я
№33

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

Соревнования по стрит-болу

Форма
контрол
я

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение
беседа

1,5

комбинированная

Соревнования по стрит-болу

№34

Персональная защита. Игра.
Индивидуальные упражнения с мячом

№35

соревнования по броскам
Товарищеская встреча

№ 36

Учебная игра.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».