ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ №32
№ 220-о от «29» августа 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-08 10:25:41
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
спортивной направленности
«БАСКЕТБОЛ»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Виленский Александр Андреевич,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2025
1
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Содержание программы
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
2.1.Пояснительная записка
2.2.Цель и задачи программы
2.3.Содержание программы
2.3.1. Учебный план за весь период обучения по
программе
2.3.2. Содержание учебного плана по годам обучения
1 год обучения
2 год обучения
2.4.Планируемые результаты
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1.Условия реализации программы
3.1.1. Материально-техническое обеспечение
3.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1. Календарный учебный график
2
страница
2
3
3
5
6
6
7
7
10
14
17
17
17
17
18
20
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» разработана для
системы дополнительного образования школы и ориентирует деятельность
обучающихся на сохранение здоровья, обеспечение эмоционального
благополучия, укрепление психического здоровья, развитие двигательных
качеств и способностей.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СанПиН);
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
7. Приказ Минобрнауки России о 23.08.2017 г. № 186 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
8.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением
отдельных
предметов.
3
В современных условиях перед подрастающим поколением стоят
серьезные задачи по самоопределению, самоутверждению в обществе,
получению необходимых знаний и навыков, позволяющих достойно
реализовать свой потенциал и занять соответствующее место в обществе.
Одним из действенных средств, которое позволяет решить эти задачи,
являются систематические занятия физической культурой и спортом, тем
более, это направление человеческой деятельности в настоящий момент
является особенно востребованным. В деле воспитания и оздоровления
подростков определенное место занимает организация и популяризация
игровых видов спорта.
Баскетбол занимает видное место в системе физического воспитания,
является прекрасным средством улучшения и развития здоровья, повышения
работоспособности и решения воспитательно-образовательных задач. Интерес
к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности
он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное
качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом
оказывают на организм занимающихся всестороннее развитие, повышают
общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную
деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Баскетбол - вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие
логического мышления. Также баскетбол развивает личностные качества
воспитанников, учит настойчивости, целеустремлённости, собранности,
взаимопониманию.
Реализация программы «Баскетбол» направлена на совершенствование
(а точнее, на «совершенство») умственного и физического развития,
укрепление здоровья, приобщение обучающихся к культурным ценностям,
которые могут быть отнесены не только к данному виду деятельности
человека.
Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы
заключается в том, что у занимающихся, благодаря занятиям баскетболом.
воспитываются волевые качества, взаимовыручка, культура поведения и т.д.
Актуальность.
Актуальность программы состоит в том, что она отражает, с одной стороны
ожидания и устремления детей к «настоящим» (не виртуальным) формам
жизни, где они могут почувствовать не только пределы своих
интеллектуальных, социально-возрастных и физических возможностей, но,
самое главное, могут правильно воспринимать границы личной
ответственности за свои действия и возникающие (реальные) риски для жизни
и здоровья, с другой стороны, она (программа) является ответом на развитие
актуальных и востребованных в молодежной среде видов спорта.
4
Данная программа комплексная, она содержит не отдельные виды
физической подготовки, а в комплексе сочетает в себе общую физическую
подготовку, специальную подготовку по баскетболу. Программа создает
условия для приобретения практических навыков, вследствие этого
расширяется социальный опыт детей, происходит становление социальноактивной гражданской личности.
Практические и теоретические занятия интегрированы, что способствует
лучшему усвоению материала (от теории к практике, от практики к теории).
Программа «Баскетбол» рассчитана на обучающихся возраста 13 - 17
лет. Срок освоения программы - 2 года.
Занятия проводятся:
С группой наполняемостью 10-18 человек.
Первый год обучения: 1 раз в неделю 1,5 часа, общее количество часов
-54;
Второй год обучения: 1 раз в неделю 1,5 часа, общее количество часов
-54.
Всего за 2 года обучения – 108 часов.
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы:
Первый год обучения – стартовый уровень - предусматривает воспитание
интереса детей к спорту и приобщение их к баскетболу; начальное обучение
технике и тактике, подвижные игры.
Второй год обучения - базовый уровень, предусматривает развитие
физических качеств в общем плане и с учётом специфики баскетбола,
воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая
подготовка)
и
коллективно
(тактика
защиты
и
нападения).
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости
населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий. Вид группы: постоянного состава,
набор и формирование осуществляется без вступительных испытаний на
протяжении всего учебного года.
2.2.Цель и задачи программы.
Целью является выявление и развитие способностей каждого ребенка,
формирование физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной
личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие
нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и
духовном развитии общества.
Задачи программы:
1. образовательные
- развивать навыки игры в баскетбол;
расширить необходимые теоретические знания в области гигиены,
медицины, физической культуры и спорта;
5
обучать учащихся простейшим методам оценки физического,
функционального и психоэмоционального состояния организма и
навыкам самостоятельных занятий физической культурой;
укреплять здоровье обучающихся, повышать и поддерживать на
оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность,
спортивную тренированность;
2. развивающие
обеспечивать поддержку одаренных детей;
выработать у обучающихся мотивационно - целевые установки на
дальнейшее применение средств и методов физической культуры;
развивать и совершенствовать физические качества, поддержания их на
высоком уровне на протяжении всех лет обучения;
3. воспитательные
воспитывать волевые и нравственные качества обучающихся;
осуществлять профилактику вредных привычек и правонарушений.
2.3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.3.1. Учебный план за весь период обучения по программе
№
1.
Количество часов за год
НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА
Техника
безопасности
проведении
соревнований
занятий
1 год
Форма
аттестации/
контроля
2 год
Форма
аттестации/
контроля
2
Наблюдение,
фронтальный
опрос
2
Наблюдение,
фронтальный
опрос
при
и
2.
Общефизическая
подготовка
9
Наблюдение
9
Наблюдение
3.
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
36
Наблюдение
30
Наблюдение
6
Наблюдение
12
Наблюдение
1
Наблюдение
1
Наблюдение
4.
5.
Организация
проведение игр
игровых заданий
ИТОГО:
и
и
54
54
6
2.3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Цель первого года обучения: мотивация обучающихся к занятиям
баскетболом.
Задачи:
Дать представление о безопасном поведении во время занятий и
игровых действий;
Научить технике ведения, передач, броска;
Сформировать правильное представление о стойке игрока и
передвижении по площадке;
Научить простейшим взаимодействиям в парах, тройках.
Дать представление о правилах игры, судействе;
Развивать физические качества: быстроту, силу, гибкость.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
I.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
Теоретические знания
Физическая культура и
спорт в России
Правила безопасного
поведения на тренировках в
спортзале.
4
1
1
1
практика
Формы
контроля
Наблюдение,
фронтальный
опрос
1
1
III. Техническая подготовка
7.
теория
4
1
Правила безопасности при
ловле и передаче мяча
Правила безопасности во
время игры
II. Общефизическая
подготовка
Развитие скоростно-силовых
качеств
Развитие выносливости
в том числе
1
Наблюдение
1
8
8
6
6
2
2
36
36
4
4
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Стойка, перемещения,
остановки, повороты.
7
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
8.
Ведение мяча
9.
10.
Общее
количество
часов
в том числе
теория
практика
Формы
контроля
Наблюдение
10
10
Передачи мяча
8
8
Наблюдение
Бросок
14
14
Наблюдение
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
IV. Тактическая подготовка
11. Позиционное нападение
Игра в защите
V.Организация и
проведение игр и игровых
заданий
13. Учебная игра
12.
ИТОГО:
54
4
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
50
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Теоретические знания
1. Физическая культура и спорт в России.
Теория
Сообщение о развитии физической культуры и спорта в России. Развитие
баскетбола в СССР и России.
Ответы на вопросы о российском и международном баскетболе.
2. Правила безопасности.
Теория
Безопасное поведение на тренировках, во время подвижных и учебных игр, во
время соревнований.
Правила безопасности при ловле и передаче мяча.
Раздел 2. Общефизическая подготовка
3. Развитие скоростно-силовых качеств.
Теория
Объяснение техники и особенностей выполнения упражнений.
Практика
Выполнение упражнений на растягивание. Прыжковые упражнения на
скакалке, через препятствие, с отягощением.
8
Ускорения, челночный бег.
4. Развитие выносливости.
Теория
Особенности правильного выполнения заданий.
Практика
Упражнения без мяча и с мячом, на месте и в движении в течение длительного
времени. Равномерный длительный бег. Специальные упражнения в стойке
баскетболиста.
Раздел 3. Техническая подготовка
5. Стойка, перемещения, остановки, повороты.
Теория
Правильное выполнение высокой, средней и низкой стоек.
Работа рук. Остановка без пробежки.
Практика
Перемещения в стоке вперед, назад, вправо, влево. Выполнение остановки,
поворотов на месте с мячом.
6. Ведение мяча.
Теория
Ведение с обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча
перед собой, под ногой.
Практика
Ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках. Ведение с
обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча перед
собой, под ногой. Ведение с пассивным сопротивлением.
7. Передачи мяча.
Теория
Положение кистей рук при передаче и приеме мяча.
Практика
Выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из разных
положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением.
8.
Бросок.
Теория
Работа тела при выполнении броска. Особенности работы кисти бросающей
руки.
Практика
Выполнение броска одной от плеча, от головы. Имитация броска без мяча.
Индивидуальные упражнения с мячом на месте. Броски в корзину с ближней
и средней дистанции, с отскоком от щита и чисто в кольцо.
9
Броски в движении в два шага и в прыжке после остановки.
Раздел 4. Тактическая подготовка.
9. Позиционное нападение.
Теория
Что такое позиционное нападение. Действия игроков в зоне соперника.
Практика
Передачи мяча со сменой мест с пассивным сопротивлением защитников.
10. Игра в защите.
Теория
Положение защитника относительно нападающего , играющего с мячом и без
мяча.
Практика
Зонная защита: сохранение позиций в защите. Персональная защита: не
терять «своего» в игре.
Раздел 5. Организация и проведение игр и игровых заданий
11 Учебная игра.
Теория.
Объяснение основных правил игры, игровых нюансов.
Практика
Проведение эстафет, подвижных игр и игр с заданиями по упрощенным
правилам баскетбола.
Обучающиеся, под руководством тренера. принимают участие в судействе,
подведении итогов и мониторинге игроков, их командных защитных и
атакующих действий.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель второго года обучения: совершенствовать физическую, техническую
и тактическую подготовку обучающихся. Создать сборную лицея и резерв
сборной для участия в соревнованиях района и города. Продолжить
мотивировать обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
Дать представление о безопасном поведении во время соревнований;
Совершенствовать технические умения обучающихся;
Научить тактическим действиям в нападении и защите;
Дать представление о правилах игры, судействе;
Воспитывать волевые и нравственные качества обучающихся;
Развивать физические качества: быстроту, силу, гибкость.
10
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
II.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
Теоретические знания
Физическая культура и
спорт в России
15. Правила безопасного
поведения на тренировках в
спортзале.
14.
Правила безопасности при
ловле и передаче мяча
17. Правила безопасности во
время игры
II. Общефизическая
подготовка
18. Развитие скоростно-силовых
качеств
19. Развитие выносливости
4
1
1
1
практика
Формы
контроля
Наблюдение,
фронтальный
опрос
1
1
III. Техническая подготовка
20.
теория
4
1
16.
в том числе
1
Наблюдение
1
8
8
6
6
2
2
28
28
2
2
8
8
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Стойка, перемещения,
остановки, повороты.
Наблюдение
21.
Ведение мяча
22.
Передачи мяча
8
8
Наблюдение
23.
Бросок
10
10
Наблюдение
IV. Тактическая подготовка
24. Нападение
12
12
4
4
Игра в защите
V.Организация и
проведение игр и игровых
заданий
26. Учебная игра
8
8
2
2
2
2
25.
11
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
ИТОГО:
54
в том числе
теория
4
практика
Формы
контроля
50
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Теоретические знания
11.Физическая культура и спорт в России.
Теория
Сообщение о развитии физической культуры и спорта в России. Развитие
баскетбола в СССР и России.
Ответы на вопросы о российском и международном баскетболе.
12.Правила безопасности.
Теория
Безопасное поведение на тренировках, во время подвижных и учебных игр, во
время соревнований.
Правила безопасности при ловле и передаче мяча.
Раздел 2. Общефизическая подготовка
13.Развитие скоростно-силовых качеств.
Теория
Обратить внимание на ключевые моменты выполнения упражнений.
Практика
Выполнение упражнений на растягивание. Прыжковые упражнения на
скакалке, через препятствие, с отягощением.
Ускорения, челночный бег.
14.Развитие выносливости.
Теория
Обратить внимание на ключевые моменты выполнения упражнений.
Практика
Упражнения без мяча и с мячом, на месте и в движении в течение длительного
времени. Равномерный длительный бег. Специальные упражнения в стойке
баскетболиста, упражнения с мячом.
Тема 3. Техническая подготовка
15. Стойка, перемещения, остановки, повороты.
Теория
Правильное выполнение высокой, средней и низкой стоек. Перемещения в
стоке вперед, назад, вправо, влево. Работа рук. Работа ног. Работа туловища.
Остановка без пробежки. Выполнение поворотов на месте с мячом.
12
Практика
Перемещения в стоке вперед, назад, вправо, влево. Работа рук. Работа ног.
Работа туловища. Остановка без пробежки. Выполнение поворотов на месте с
мячом.
16.Ведение мяча.
Теория
Особенности ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках.
Ведение с обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча
перед собой, под ногой, за спиной, с поворотом. Обманные движения.
Ведениес пассивным сопротивлением.
Практика
Ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках. Ведение с
обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча перед
собой, под ногой, за спиной, с поворотом. Обманные движения. Ведение с
пассивным сопротивлением.
17.Передачи мяча.
Теория
Правильное выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из
разных положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением. Длинная передача.
Практика
Выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из разных
положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением. Длинная передача.
18.Бросок
Теория
Техника движения кисти при броске.
Практика
Выполнение броска одной от плеча, от головы. Бросок крюком правой и
левой. Ложный бросок. Имитация броска без мяча. Индивидуальные
упражнения с мячом на месте. Броски в корзину с ближней и средней
дистанции, с отскоком от щита и чисто в кольцо. Штрафной бросок.
Трехочковый бросок.
Броски в движении в два шага и в прыжке после остановки. Броски с разных
точек.
Раздел 4. Тактическая подготовка.
19.Нападение.
Теория
Особенности применения быстрого отрыва, постановки заслона. Действия
игроков при выполнении комбинаций.
Практика
13
Передачи мяча со сменой мест с пассивным сопротивлением защитников.
Позиционное нападение. Быстрый отрыв. Заслон. Простейшие комбинации.
20. Игра в защите.
Теория
Действия игрока при зонной и персональной защите. Переход от персональной
к зонной защите и обратно.
Практика
Зонная защита. Разновидности зонной защиты. Персональная защита. Личный
прессинг по всему полю
Раздел 5. Организация и проведение игр и игровых заданий
11 Учебная игра.
Теория
Повторение правил игры, нюансов судейства, судейские жесты. Ведение
статистики игры.
Практика
Судейство тренировочных игр.
Обучающиеся, под руководством тренера. принимают участие в судействе,
подведении итогов и мониторинге игроков, их командных защитных и
атакующих действий.
2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты по окончании первого
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
года
обучения.
Знать:
влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость
появления травм от неправильного отношения к гигиеническим
требованиям;
правила игры;
технику и тактику игры в баскетбол;
строевые команды;
Уметь:
выполнять индивидуально специально подобранные физические
упражнения
для
поднятия
и
укрепления
функциональных
возможностей
организма
и
развития специальных физических
качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и
14
проведении соревнований;
выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и
защите: освоить техники перемещений, стоек в нападении и в защите;
технику передач; ведения мяча.
работать с книгой спортивной направленности.
Двигательные умения, навыки и способности: уметь играть в баскетбол
(по упрощенным правилам).
Техническая подготовленность.
№
1.
Содержание требований
Бросок с ближней дистанции за 1 мин.
Количественный показатель
20 попаданий
2.
Ведение мяча без ошибки на скорость
10 Х 18 м – 55 сек.
3.
Ведение правой и левой
-
Требования к уровню физической подготовки первого года обучения
№
1.
Содержание требований
Бег 30 м с высокого старта (с)
Девочки
5,9
Мальчики
5,2
2.
Бег 30м, 6x5 (с)
12,5
12,0
3.
Бег 92м, с изменением направления
32,7
31,0
4.
Прыжок в длину с места (см)
145
190
5.
Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)
30
35
6.
Прыжок вверх с разбега толчком двух ног (см)
35
40
7.
Метание набивного мяча (1кг) из-за головы двумя
руками (м): сидя,
стоя
3,5
4,0
5,0
7,0
в прыжке с места
5,5
6,0
К концу второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:
влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической
подготовленности;
гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость
появления травм от неправильного отношения к гигиеническим
требованиям;
15
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий
физическими упражнениями различной целевой направленности;
основы методики обучения и тренировки.
правила игры;
технику и тактику игры; строевые команды;
методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к
созданию презентаций.
Уметь:
выполнять индивидуально специально подобранные физические
упражнения
для
поднятия
и
укрепления
функциональных
возможностей
организма
и
развития специальных физических
качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и
проведении соревнований;
выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в
нападении и защите;
выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и
защите; освоить техники перемещений;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
уметь играть по основным правилам игры;
овладеть понятиями терминологии и жестикуляции.
№
1.
Требования к уровню физической подготовки 2 года обучения.
Содержание требований
Девочки
Мальчики
Становая сила, кг
60
80
2.
Бег 30 м с высокого старта (с)
5,0
4,9
3.
Бег 30 м (6x5)
11,9
11,2
4.
Бег 92 м «елочка» (с)
30,0
28,0
5.
Прыжок в длину с места (см)
180
215
6.
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами
с разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за
головы двумя руками:
сидя (м)
35
45
5,0
6,0
в прыжке с места (м)
7,5
9,5
7.
16
1.
Техническая подготовленность.
Содержание требований
Количественный
показатель
Бросок с ближней дистанции за 1 мин.
30попаданий
2.
Ведение мяча без ошибки на скорость
3.
Ведение правой и левой с финтами
4.
Штрафной бросок (10 бросков)
6 попаданий
5.
3-х очковый бросок (10 бросков)
3
№
10 Х 18 м – 45 сек.
-
Личностными результатами изучения курса являются:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
проявление положительных качества личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
оказывание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с
ними общего языка и общих интересов.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. Условия реализации программы
3.1.1. Материально – техническое обеспечение
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный
зал МАОУ СОШ № 32, баскетбольная площадка на стадионе школы.
Спортивный инвентарь:
баскетбольные мячи на каждого обучающегося;
набивные мячи - 15 шт.
перекладины для подтягивания в висе –8 штук
гимнастические маты - 8 шт.
гантели – 15 шт.
баскетбольные щиты – 4 шт.
конусы ограничительные – 15 шт.
секундомер – 2 шт.
скакалки – 15 шт.
17
гиря 8-10 кг – 2 шт.
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 5-7 штук
гимнастическая стенка – 15 пролетов
3.2. Формы аттестации и контроля
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Входной
Текущий
Промежуточный
Итоговый
Время проведения
В начале учебного
года
Цель проведения
Определить начальный
уровень
физической
подготовки
уровень
В течение всего Определить
овладения
техникой
учебного года
двигательных умений
уровень
По
окончании Определить
овладения
техникой
модуля
двигательных умений
В конце учебного Определить
уровень
года
физической подготовки
Формы контроля
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Подведение итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы происходит в соревновательной форме. В результате реализации
программы обучающиеся за 2 года должны овладеть основными действиями и
приемами игры, уметь самостоятельно заниматься во внеурочное время и
проводить соревнования по упрощённым правилам, соблюдать правила
безопасности и профилактики травматизма во время игры .
В начале и конце учебного года проводятся контрольные занятия, цель
которых учет двигательных навыков, умений детей в усвоении программного
материала по развитию двигательных действий.
Результативность освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Баскетбол» отслеживается по итогам
наблюдения уровня физической подготовленности обучающихся, а также в
ходе соревнований, турниров, спортивных праздников.
1.
2.
3.
4.
5.
4. Учебно-методическая литература
Баскетбол. Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ.
М, Советский спорт,2009,- 100 стр.
Баскетбол – навыки и упражнения: пер. с англ./Джерри В. Краузе – М.:АСТ:
Астрель, 2006. – 211с.
Спортивные
игры.
Совершенствование
спортивного
мастерства
/Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов - М, 2004г.
Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л. Б. Кофмана.М., 1998.
Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства - М., 1998.
18
Интернет ресурсы
1. Техническая подготовка баскетболиста. https://youtu.be/w01Z4ax_1p4 ,
https://youtu.be/O8EayE1VKQk
2. Общефизическая
подготовка
баскетболиста.
https://vk.com/video148349757_166126459
19
Приложение №1
№
заняти
я
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
№1
Правила безопасного поведения на
тренировках в спортзале
1,5
беседа
№2
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок
одной.
1,5
комбинированная
№3
Ведение на месте и в движении.
«10 передач»
1,5
комбинированная
№4
Ведение с обводкой. Бросок одной с
ближней дистанции.
сентябрь
Месяц
Календарный учебный график
Первый год обучения
54 часа, 1,5 часа 1 раз в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
октябрь
№5
Взаимодействие в парах. Передачи
и ловля мяча.
Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
Наблюдение
Наблюдение
№6
№7
Правила безопасного поведения на
тренировке. Передачи и ловля.
Правила соревнований. Ведение
мяча на месте.
20
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
Наблюдение
Месяц
№
заняти
я
№8
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок
одной.
1,5
комбинированная
Форма
контроля
Общефизическая подготовка.
Развитие
скоростно-силовых
качеств.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№10
Индивидуальные упражнения с
мячами. П/и.
1,5
комбинированная
Наблюдение
ноябрь
№9
Наблюдение
.
№11
декабрь
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Общефизическая
Развитие быстроты.
подготовка.
1,5
комбинированная
№12
Перемещения, остановки в два шага
и прыжком, повороты. Передачи
мяча в парах
на месте и в
движении.
Выбор места на
подборе.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№13
ОРУ со скакалками.
упрощенным правилам.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№14
Проход с финтом.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№15
.Бросок в прыжке.
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
Игра
по
.
№16
Выбор места в нападении, выход на
мяч. Баскетбольный снайпер.
21
Месяц
январь
февраль
март
№
заняти
я
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Форма
контроля
1,5
комбинированная
Наблюдение
Штрафной. Накрывание.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№19
Штрафной.
Ложный
бросок,
ложный проход. Личная защита.
Бросок одной. Ведение с обводкой.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№20
ОРУ с мячами
Передачи и ловля на месте и в
движении. Бросок одной.
3
комбинированная
Наблюдение
№21
Общефизическая подготовка.
Развитие скоростно-силовых
качеств.
Правила безопасности во время
игры.
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
№23
Прыжковые упражнения.
Накрывание
1,5
комбинированная
Наблюдение
№24
Ложный бросок, ложный проход.
Личная защита.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№25
Бросок одной. Передачи в тройках
на месте и в движении.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№26
Эстафеты с мячами.
Конкурсы с мячами.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№27
Подвижные игры с мячами,
бросковые упражнения.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№17
Штрафной
поворотом.
№18
№22
бросок.
Ведение
с
22
Месяц
№
заняти
я
№28
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Учебная игра.
Форма
контроля
1,5
комбинированная
Наблюдение
.
№29
Бросок одной с ближней дистанции.
Игра.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№30
Ведение, остановка, бросок. Игра
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
апрель
.
№31
Соревнования по броскам с разных
точек.
май
1,5
№32 –
Передачи мяча на месте и в
движении, с пассивным
сопротивлением.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№33
Игра «отдал-вышел».
1,5
комбинированная
Наблюдение
№34
Конкурсы по технике баскетбола.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№35
Позиционное нападение.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№36
Тактика игры в нападении.
1,5
комбинированная
Наблюдение
23
Календарный учебный график
Месяц
Второй год обучения
54 часа, 1,5 часа 1 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
№
заняти
я
№1
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Правила безопасного поведения на
тренировках в спортзале. Физическая
культура и спорт в России.
1,5
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок одной.
беседа
Наблюдение
комбинированная
Наблюдение
Ведение с обводкой. Бросок одной с
ближней дистанции.
№2
Форма
контроля
1,5
сентябрь
комбинированная
№3
Взаимодействие в парах. Передачи и
ловля мяча. Ведение с
сопротивлением.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№4
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок одной.
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
Ведение на месте и в движении. «10
передач»
октябрь
№5
Упражнения с мячами в парах на
месте и в движении. П/и.
Общефизическая подготовка. Развитие
скоростно-силовых качеств.
24
Месяц
№
заняти
я
№6
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Индивидуальные упражнения с
мячами. П/и.
Форма
контроля
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
Ведение мяча с обводкой
препятствий. П/и.
№7
Общефизическая подготовка. Развитие
быстроты.
Перемещения, остановки в два шага и
прыжком, повороты. Передачи мяча в
парах на месте и в движении. Выбор
места на подборе.
№8
Передачи двумя, одной. Проход с
финтом.
Прыжковые упражнения. Держание
игрока без мяча.
№9
Проход с ведением после финта.
Штрафной.
ноябрь
Выбор места в нападении. Ложный
проход, ложный бросок.
№10
Правила безопасности во время игры
в баскетбол. Учебная игра.
Ведение с изменением высоты
отскока. Выбор места при подборе.
№11
Высокое и среднее ведение с
изменением скорости. Бросок после
ведения.
Штрафной бросок. Ведение с
25
Месяц
№
заняти
я
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Форма
контроля
поворотом.
№12
Штрафной. Накрывание.
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
Финты при броске с места, при
проходе.
№13
Бросок одной. Ведение с обводкой.
ОРУ с мячами
№14
Общефизическая подготовка. Развитие
скоростно-силовых качеств.
декабрь
Правила безопасности во время игры.
№15
Финты, бросок с места, при проходе с
ведением.
Ложный бросок, ложный проход.
Личная защита.
комбинированная
комбинированная
№16
Бросок одной. Передачи в тройках на
месте и в движении.
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
Передачи и ловля мяча, «Десять
передач».
№17
Конкурсы с мячами.
январь
Подвижные игры с мячами,
бросковые упражнения.
№18
Учебная игра.
26
Месяц
№
заняти
я
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Форма
контроля
ОРУ. Упражнения на выносливость.
№19
Бросок одной с отскоком от щита.
Игра.
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
Ведение, остановка, бросок. Игра
№20
Соревнования по броскам с разных
точек.
Позиционное нападение. Игра.
февраль
№21
Передачи в тройках с броском. Бросок
одной. Игра.
Игра «отдал-вышел».
№22
Конкурсы по технике баскетбола.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№23
Тактика игры в защите.
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
№24
Выбор места в нападении, выход на
получение мяча.
март
Развитие силовых качеств. Ведение на
месте и в движении с финтами.
№25
Стрит-бол.
27
Месяц
№
заняти
я
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Форма
контроля
Развитие выносливости. Ведение с
обводкой.
№26
Соревнования «Баскетбольный
снайпер»
1,5
Комбинированная Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
Учебная игра.
№27
Трехочковый бросок.
Учебная игра.
№28
Штрафной бросок. Игра.
апрель
ОФП. Развитие силовых качеств.
№29
Экспресс - тесты.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№30
Упражнения в тройках. Игра.
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
Тактика в защите. Игра.
№31
Зонная защита.
Учебная игра.
май
№32
Упражнения в бросках
Соревнование по броскам.
28
Месяц
№
заняти
я
№33
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Соревнования по стрит-болу
Форма
контрол
я
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
беседа
1,5
комбинированная
Соревнования по стрит-болу
№34
Персональная защита. Игра.
Индивидуальные упражнения с мячом
№35
соревнования по броскам
Товарищеская встреча
№ 36
Учебная игра.
29