ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 220-о от «29» августа 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-08 10:27:19
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО (ДПИ)»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор-составитель:
Кузьминых Алена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2025
Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
Страница
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы, учебный план, содержание
6
7
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
5 год обучения
1.4. Планируемые результаты
7
9
11
13
15
16
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
17
2.1.Условия реализации программы
17
2.2.Формы контроля/ аттестации
18
2.3.Оценочные материалы
18
2.4.Методическое обеспечение
21
3. Список литературы
22
Приложение
Мониторинг
отслеживания
результатов
деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития учащегося»
образовательной
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы народного и
декоративно - прикладного искусства» 5 год обучения имеет
художественную направленность и ориентирована на формирование и
развитие творческих способностей учащихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная
деятельность
учащихся
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе Основы народного и
декоративно прикладного искусства направлена на формирование и развитие
творческих способностей учащихся. Программа направлена на выявление,
развитие и поддержку талантливых учащихся, их духовно-нравственное
воспитание, на удовлетворение их потребностей в художественно-
эстетическом развитии.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
общества. К таковым относятся: развитие способности учащегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой художественной
культуры направлено на формирование целостной художественной картины
мира, воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический отклик на работы художников народного и
декоративно прикладного искусства обеспечивает коммуникативное
развитие: формирует умение видеть и понимать особенности
художественных работ, вести диалог, продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми, способность встать на позицию другого
человека. В дополнительном образовании школы курс Основы народного и
декоративно прикладного искусства занимает важное место и
принадлежит к основным видам художественной
направленности.
Занятия народным и декоративно прикладным искусством являются одним
из средств разностороннего развития обучающихся.
Отличительной особенностью программы «Основы народного и
декоративно прикладного искусства» является возможность её
использовать в системе дополнительного образования. Ее отличие от уже
имеющихся программ в том, что авторы синтезируют в преподавании
основные методические
положения
с
собственными
методами
преподавания различных видов декоративно прикладного искусства:
применяют собственную методику подбора видов декоративно прикладного
искусства в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Одной из
особенностей программы является содержание, включающее изучение
традиционных видов народного и декоративно прикладного искусства, так и
современных видов декоративно прикладного искусства, которые подобраны
с учетом интересов и потребностей современного учащегося.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее
в сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
художественного образования и опыт практической работы педагогов
художественного отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым изучением
отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки и содержания обучения по курсу
«Основы народного и декоративно прикладного искусства», учитывая
возможности системы художественно-эстетического образования школы.
Программа опирается на авторские методики: В.С. Кузина, Э.И.
Кубышкиной, Э.Э. Пурик, Н.Э. Ахадулиной, О.В. Островской, Е.А.
Шпикаловой, Б.М. Неменского и др.
Содержание занятий по программе «Основы народного и декоративно
прикладного искусства» включает такие виды художественной деятельности
как: беседы по основным теоретическим сведениям, восприятие
произведений различных видов прикладных искусств; просмотры фильмов;
просмотры экспозиций выставок и т. п.; художественно-дидактические игры,
упражнения, практическую творческую деятельность в различных жанрах,
видах, художественных материалах и техниках: бисероплетение, декупаж,
роспись ткани, живопись; выполнение творческих работ и художественнотворческих проектов с использованием средств новых информационнокоммуникационных технологий.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 11
до 16 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: по 1 академическому часу в неделю, 36 часов в год, 5 лет
обучения.
Объем программы: 180 часов всего по программе.
Срок освоения программы: 5 лет обучения.
Форма обучения: групповое занятие.
Форма организации образовательного процесса: учебно-практическая, лекция,
просмотр видеозаписей, презентаций, просмотр творческих работ, выставка.
Формы проведения итогов реализации программы: итоговое занятие в виде
выставки-просмотра.
Уровень освоения программы: 1 год – «стартовый»; 2-5 год – «базовый».
Уровни сложности освоения программы:
– «стартовый» (1-й год обучения) – реализует общедоступную и универсальную
форму организации материала, обеспечивая освоение уровня при минимальной
сложности.
– «базовый» (2-5 годы обучения) - реализует универсальную форму организации
материала, допускающую освоение специализированных знаний и гарантируя
трансляцию целостной картины в рамках данной программы.
Стартовый уровень обучения
Форма обучения: групповое занятие.
Виды занятий: учебно-практическое занятие, беседы, выставки.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговая работа, выставкапросмотр.
Базовый уровень обучения
Форма обучения: групповое занятие.
Виды занятий: учебно-практическое занятие, беседы, выставки. На занятиях
используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный метод, метод
творческих заданий.
Формы подведения итогов реализации программы: выставка-просмотры, конкурсы,
итоговые работы.
В период приостановки образовательной деятельности, в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями, образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования и развития
творческих
способностей
обучающихся,
его
самовыражения
и
самореализации через овладение основами декоративно прикладного
искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
учащиеся:
- знать виды, жанры и закономерности пространственно-визуальных искусств,
в том числе виды художественной деятельности: изобразительной,
конструктивной, декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- иметь представление о народных промыслах и художественных ремеслах, о
единстве красоты и формы в декоративно-прикладном искусстве;
- знать мотивы народных росписей;
знать общие принципы художественного проектирования и конструирования; иметь
представление о современных способах ручной и механизированной обработки и
отделки материалов; умению творческого видения с позиций художника, т.е. умению
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- знать этапы выполнения работы, требования к организации рабочего места,
оборудование, инструменты, основы правила безопасности труда;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и освоить художественные техники:
бисероплетение, декупаж, роспись ткани – холодный батик, изготовление
панно с применением акриловых красок, вышивка, витраж, лепка.
- использовать средства информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Развивающие:
- развить мышление и творческую фантазию.
- развить умения работать в коллективе сверстников и взрослых, готовность к
реализации совместного продукта творческой деятельности.
- развить способность производить контроль и оценку результатов
деятельности, развитие рефлексивных способностей.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, чувство личной ответственности;
- воспитать художественное восприятие и вкус;
- привить культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
- формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
- формирование социально активной, творческой личности, способной к
творческому труду, воображению, фантазированию.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
Количество часов
№
Наименование раздела, темы
Формы
аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1. Традиционные
росписи России
1.1
Виды традиционной росписи в
России
2
2
1.2
Элементы традиционной росписи
4
1
1.3 Традиционная роспись. Работа в
творческих мастерских
3
собеседование
просмотр
3
собеседование
просмотр
3
собеседование
просмотр
Раздел 2. Декупаж
2.1.
Декупаж. Техника декупаж на
различных основах.
2
2
собеседование
просмотр
2.2
Виды оформления декупажа
1
1
собеседование
просмотр
2.3
Работа в творческих мастерских.
Декупаж на заданную тему
6
3.1
Раздел 3. Народные
художественные
промыслы. Роспись ткани.
Народные художественные
промыслы. Роспись ткани.
6
собеседование
просмотр
1
1
собеседование
просмотр
1
собеседование
просмотр
3.2
Виды росписи ткани.
1
3.3
Творческая мастерская по
росписи ткани. Холодный
батик
4
4
собеседование
просмотр
3.4
Творческая мастерская по
росписи ткани. Роспись одежды.
4
собеседование
просмотр
4
Раздел 4. Декоративное панно
4.1
Декоративное искусство в
современном мире и интерьере.
4.2
Работа в творческих
мастерских. Декоративное
панно
Итоговая выставка-просмотр
4.3
в
2
2
5
1
собеседование
просмотр
собеседование
просмотр
4
1
1
Итого за год
собеседование
просмотр
36
Содержание программы 1 года обучения
Раздел 1. Традиционные росписи России
1.1 Виды традиционной росписи в России
Теория: Знакомство с основными видами традиционной росписи. Хохломская роспись. Гжельская
роспись. Городецкая роспись. Жостовская роспись. Пермогорская роспись. Мезенская роспись.
1.2 Элементы традиционной росписи
Теория: Знакомство с элементами хохломской, гжельской, городецкой, жостовской, пермогорской,
мезенской росписей.
Практика: Выполнение двух росписей (на выбор) на формате А4 (гуашь).
1.3 Традиционная роспись. Работа в творческих мастерских
Практика: Выполнение традиционной росписи (на выбор) на деревянной основе (акрил).
Раздел 2. Декупаж
2.1 Декупаж. Техника декупаж на различных основах.
Теория: Знакомство с техникой «декупаж». Техника декупаж на различных основах.
2.2 Виды оформления декупажа
Теория: Виды оформления декупажа. Технология оформления основ в технике декупаж.
2.3 Работа в творческих мастерских. Декупаж на заданную тему.
Практика: Выполнение декупажа на различных по материалу поверхностях основ. Выбор
материалов для декупажа на предложенную тему. Оклеивание поверхностей.
Раздел 3. Народные художественные промыслы. Роспись ткани.
3.1 Народные художественные промыслы. Роспись ткани.
Теория: Знакомство с техникой росписей ткани.
3.2 Виды росписи ткани.
Теория: Виды росписи ткани. Особенности холодного и горячего батика.Технология нанесения
резервирующего состава. Технология батика нанатуральной и синтетической ткани.
3.3 Творческая мастерская по росписи ткани. Холодный батик.
Практика: Творческая мастерская по росписи ткани. Выполнение холодного батика на
флористическую тематику.
3.4 Творческая мастерская по росписи ткани. Роспись одежды.
Практика: Творческая мастерская по росписи ткани. Выполнение росписи одежды.
Раздел 4. Декоративное панно
4.1 Декоративное искусство в в современном мире и интерьере.
Теория: Декоративное искусство в современном мире и интерьере. Особенности изображения
пейзажа. Построение композиции пейзажа. Технологиявыполнения панно на натянутой ткани и
загрунтованной поверхности, на готовом загрунтованном подрамнике. Техника пейзажа акриловыми
красками. Правила оформления декоративного панно.
4.2 Работа в творческих мастерских. Декоративное панно
Теория: Технология выполнения панно на натянутой ткани и загрунтованной поверхности, на готовом
загрунтованном подрамнике. Техника пейзажа акриловыми красками. Правила оформления декоративного
панно.
Практика: Декоративное панно. Выбор темы. Создание эскиза панно. Эскиз и грунтовка
поверхности. Построение композиции пейзажа. Технология выполнения панно на натянутой ткани и
загрунтованной поверхности, на готовом загрунтованном подрамнике. Техника художественного
письма акриловыми красками. Оформление декоративного панно.
4.3 Итоговая выставка-просмотр
Практика: Оформление работ.
Учебный план 2 года обучения
Количество часов
№
Наименование раздела, темы
Формы
аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1. Витраж
1.1
1.2
Витраж. История и виды витража
Витраж. Работа в творческих
мастерских
2
2
7
1
собеседование
просмотр
6
собеседование
просмотр
Раздел 2. Папье-маше
2.1.
Технология создания изделий
папье-маше
2
2
2.2
Работа в творческих
мастерских. «Послойное»
папье-маше.
3
1
2
собеседование
просмотр
2.3
Работа в творческих мастерских.
Лепка из массы папье-маше
4
1
3
собеседование
просмотр
1
1
собеседование
просмотр
Раздел 3. Роспись ткани
3.1
Роспись ткани.
собеседование
просмотр
3.2
Виды росписи ткани.
1
3.3
Творческая мастерская по
росписи ткани. Холодный
батик
Творческая мастерская по
росписи ткани. Роспись одежды.
4
4
собеседование
просмотр
4
4
собеседование
просмотр
Плетение, как вид
декоративно-прикладного
искусства
Работа в творческих
мастерских. Плетение изделий
простой формы из жгута
Итоговая выставка-просмотр
2
2
5
1
Итого за год
36
4.1
4.2
4.3
1
собеседование
просмотр
1
собеседование
просмотр
4
1
Содержание программы 2 года обучения
Раздел 1. Витраж
1.1 Витраж. История и виды витража
Теория: Знакомство с историей витража. Виды витража. Витраж в современной жизни.
1.2 Витраж. Работа в творческих мастерских
Теория: Технология создания витража. Знакомство с материалами для работы. Особенности создания
эскиза для витража. Особенности работы с витражными красками.
Практика: Создание витража на тему «Флора и фауна». Формат работы А3
Раздел 2. Папье-маше
2.1 Технология создания изделий папье-маше
Теория: Знакомство с технологией папье-маше. История папье-маше. Применение папье-маше в
современном мире.
2.2 Работа в творческих мастерских. «Послойное» папье-маше.
Теория: Технология создания «послойного» папье-маше
Практика: Выполнение изделия в технике «послойного» папье маше»
2.3 Работа в творческих мастерских. Лепка из массы папье-маше
Теория: Технология создания из массы папье-маше
Практика: Выполнение изделия из массы папье-маше
Раздел 3. Вышивка
3.1 Народные художественные промыслы. Вышивка.
Теория: Вышивка, как вид декоративно-прикладного искусства. Значение вышивки в русском
традиционном костюме и быту
3.2 Виды вышивки
Теория: Знакомство с различными видами вышивки. Особенности выполнения. Материалы
3.3 Работа в творческих мастерских. Вышивка
Практика: Выполнение несложных элементов вышивки. Создание эскиза. Выполнение двух
вышивок на выбор. Оформление работ.
Раздел 4. Плетение
4.1 Плетение, как вид декоративно-прикладного искусства
Теория: Знакомство с плетением, как видом декоративно-прикладного искусства. История, плетение в
современном мире и интерьере.
4.2 Работа в творческих мастерских. Плетение изделий простой формы из жгута
Теория: Технология создания изделий в технике «плетение» . Плетение изделий из жгута.
Практика: Выполнение изделий из жгута в технике «плетение». Оформление работ
4.3 Итоговая выставка-просмотр
Практика: Оформление работ.
Учебный план 3 года обучения
Количество часов
№
Наименование раздела, темы
Формы
аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1. Ниткография
Ниткография, как вид
декоративно-прикладного
искусства
1.2 Ниткография. Работа в
творческих мастерских
1.1
1
1
8
1
собеседование
просмотр
7
собеседование
просмотр
Раздел 2. Лепка
2.1.
Лепка, как вид декоративноприкладного искусства
2
2
2.2
Работа в творческих
мастерских. Лепка изделий
простой формы из глины:
-тарелка;
-поднос;
-декоративная досочка.
3
1
2
собеседование
просмотр
2.3
Работа в творческих мастерских.
Скульптура из глины.
4
1
3
собеседование
просмотр
1
1
9
1
собеседование
просмотр
Раздел 3. Кинусайга
3.1
3.2
Кинусайна, как вид
декоративно-прикладного
искусства
Работа в творческих мастерских.
Декоративное панно в технике
«кинусайга»
собеседование
просмотр
8
собеседование
просмотр
Раздел 4. Плетение из бисера
4.1
4.2
4.3
Плетение из бисера, как вид
декоративно-прикладного
искуства.
Работа в творческих
мастерских. Комплект
украшений из бисера.
Итоговая выставка-просмотр
2
2
5
1
Итого за год
36
1
собеседование
просмотр
4
1
Содержание программы 3 года обучения
Раздел 1. Ниткография
1.1 Ниткография, как вид декоративно-прикладного искусства
Теория: Знакомство с ниткографией, как видом декоративно-прикладного искусства. История
ниткографии.
1.2 Ниткография. Работа в творческих мастерских
Теория: Технология создания панно в технике «ниткография». Технология оформления работ.
Практика: Разработка эскиза. Создание декоративного панно в технике «ниткография». Формат
работы А3. Оформление работы.
Раздел 2. Лепка
2.1 Лепка, как вид декоративно-прикладного искусства
Теория: Знакомство с лепкой, как видом декоративно-прикладного искусства. История лепки.
Материалы для лепки, особенности работы с каждым материалом.
2.2 Работа в творческих мастерских. Лепка изделий простой формы из глины
Теория: Технология создания изделий простой формы из глины. Особенности работы и
оформления.
Практика: Выполнение изделий простой формы из глины (тарелка, поднос, декоративная досочка и
т.д.). Роспись изделия. Оформление работы.
2.3 Работа в творческих мастерских. Скульптура из глины.
Теория: Технология создания объёмных изделий из глины. Технология создания каркаса скульптуры,
особенности работы с материалом.
Практика: Выполнение небольшой скульптуры из глины с применением каркаса. Создание эскиза.
Роспись изделия. Оформление работы.
Раздел 3. Кинусайга
3.1 Кинусайна, как вид декоративно-прикладного искусства
Теория: Кинусайга, как вид декоративно-прикладного искусства.
3.2 Работа в творческих мастерских. Декоративное панно в технике «кинусайга»
Теория: Технология создания декоративного панно в технике «кинусайга». Особенность работы и
выбор материалов. Приёмы оформления работ.
Практика: Выполнение декоративного панно в технике «кинусайга». Формат работы А4. Создание
эскиза. Оформление работ.
Раздел 4. Плетение из бисера
4.1 Плетение из бисера, как вид декоративно-прикладного искуства.
Теория: Знакомство с плетением из бисера, как видом декоративно-прикладного искусства. Технология
работы с бисером. Особенность материалов для плетения из бисера.
4.2 Работа в творческих мастерских. Комплект украшений из бисера.
Теория: Технология плетения украшений из бисера на нитке. Техника изготовления украшений из бисера.
Виды и способы оформления украшений из бисера.
Практика: Выполнение комплекта украшений из бисера. Оформление работ.
4.3 Итоговая выставка-просмотр
Практика: Оформление работ.
Учебный план 4 года обучения
Количество часов
№
Наименование раздела, темы
Формы
аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1. Витраж
1.1
1.2
Витраж. История и виды витража
Витраж. Работа в творческих
мастерских
2
2
7
1
собеседование
просмотр
6
собеседование
просмотр
Раздел 2. Бумагопластика
2.1.
Бумагопластика. Виды и
особенности работы.
2
2
2.2
Работа в творческих
мастерских. Лайтбокс.
7
1
Роспись ткани, как вид
декоративно-прикладного
искусства
Виды росписи ткани
1
1
собеседование
просмотр
1
1
собеседование
просмотр
Творческая мастерская по
росписи ткани. Холодный батик
8
собеседование
просмотр
6
собеседование
просмотр
Раздел 3. Роспись ткани.
3.1
3.2
3.3
Раздел 4. Интерьерное панно с
применением текстурной
пасты
8
собеседование
просмотр
4.1
Декоративное панно в
современном интерьере.
2
2
4.2
Работа в творческих
мастерских. Интерьерное
панно с применением
текстурной пасты.
Итоговая выставка-просмотр
5
1
Итого за год
36
4.3
1
собеседование
просмотр
4
1
Содержание программы 4 года обучения
Раздел 1. Витраж
1.1 Витраж. История и виды витража
Теория: Знакомство с историей витража. Виды витража.
1.2 Витраж. Работа в творческих мастерских
Теория: Технология создания витража. Знакомство с материалами для работы. Особенности создания
эскиза для витража. Особенности работы с витражными красками.
Практика: Создание витража на тему «Флора и фауна». Формат работы А3
Раздел 2. Бумагопластика
2.1 Бумагопластика. Виды и особенности работы.
Теория: Знакомство с бумагопластикой. Виды бумагопластики. Квилинг, оригами, киригами.
Особенности работы.
2.2 Работа в творческих мастерских. Лайтбокс.
Теория: Технология создания лайтбокса из бумаги. Технология работы с макетным ножом. Приёмы
оформления работ.
Практика: Выполнение изделия в технике бумагопластика. Создания лайтбокса из бумаги
Раздел 3. Роспись ткани
3.1 Роспись ткани, как вид декоративно-прикладного искусства
Теория: Закрепление основ работы с тканью. Технология росписи по ткани. Приёмы и методы
оформления расписанного изделия.
3.2 Виды росписи ткани.
Теория: Виды росписи ткани. Особенности холодного и горячего батика.Технология нанесения
резервирующего состава. Технология батика нанатуральной и синтетической ткани.
3.3 Творческая мастерская по росписи ткани. Холодный батик
Практика: Творческая мастерская по росписи ткани. Выполнение холодного батика на
флористическую тематику.
Раздел 4. Интерьерное панно с применением текстурной пасты
4.1 Декоративное панно в современном интерьере.
Теория: Декоративное панно в современном интерьере. Виды и материалы для создания интерьерных панно.
4.2 Работа в творческих мастерских. Интерьерное панно с применением текстурной пасты.
Теория: Технология создания интерьерного панно с применением текстурной пасты. Особенности работы с
материалом. Технология оформления интерьерного панно.
Практика: Разработка эскиза. Подготовка поверхности для интерьерного панно. Выполнение
интерьерного панно с применением текстурной пасты.
4.3 Итоговая выставка-просмотр
Практика: Оформление работ.
Учебный план 5 года обучения
Количество часов
№
Наименование раздела, темы
Формы
аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1. Стили в интерьере.
Румбокс
1.1
Стили в интерьере.
1.2 Румбокс. Работа в творческих
мастерских
2
2
7
1
собеседование
просмотр
6
собеседование
просмотр
Раздел 2. Декоративное панно в
новогодней тематике
2.1.
Декоративное панно. Роспись по
ткани.
1
1
2.2
Работа в творческих
мастерских. Декоративное
панно.
Раздел 3. Виды декоративноприкладного искусства.
Творческий проект.
Виды декоративно-прикладного
искусства. Творческий проект по
одному из видов ДПИ:
-вышивка;
-лепка;
-роспись;
-плетение;
-вязание.
8
1
2
2
3.2
Работа в творческих мастерских.
Творческий проект на
выбранную тему.
Раздел 4. Скрапбукинг
8
4.1
Скрапбукинг, как вид
декоративно-прикладного
искусства.
Работа в творческих
мастерских. Альбом в технике
скрапбукинг.
Итоговая выставка-просмотр
2
2
5
1
3.1
4.2
4.3
1
собеседование
просмотр
7
собеседование
просмотр
собеседование
просмотр
8
собеседование
просмотр
собеседование
просмотр
4
1
Итого за год
36
Содержание программы 5 года обучения
Раздел 1. Стили в интерьере. Румбокс
1.1 Стили в интерьере.
Теория: Знакомство с различными стилями в интерьере и их особенностями. Знакомство с понятием
«румбокс»
1.2 Румбокс. Работа в творческих мастерских
Теория: Технология создания румбокса. Особенности в разработке эскиза.
Практика: Создание румбокса в выбранном стиле интерьера. Разработка эскиза. Поиск
нестандартных решений задач в выполнении румбокса. Презентация работы.
Раздел 2. Декоративное панно в новогодней тематике
2.1 Декоративное панно. Роспись по ткани.
Теория: Закрепление основ по работе с тканью. Особенности разработки эскиза.
2.2 Работа в творческих мастерских. Декоративное панно.
Теория: Технология выполнения панно на натянутой ткани и загрунтованной поверхности, на готовом
загрунтованном подрамнике. Техника пейзажа акриловыми красками. Правила оформления декоративного
панно.
Практика: Декоративное панно. Выбор темы. Создание эскиза панно. Эскиз и грунтовка
поверхности. Построение композиции пейзажа. Технология выполнения панно на натянутой ткани и
загрунтованной поверхности, на готовом загрунтованном подрамнике. Техника художественного
письма акриловыми красками. Оформление декоративного панно.
Раздел 3. Виды декоративно-прикладного искусства. Творческий проект.
3.1 Виды декоративно-прикладного искусства. Творческий проект по одному из видов ДПИ.
Теория: Знакомство с понятием «творческий проект». Особенности выполнения творческого проекта.
Структура творческого проекта. План работы и защиты творческого проекта
3.2 Работа в творческих мастерских. Творческий проект на выбранную тему.
Практика: Выбор темы творческого проекта. Разработка эскизов и поиск материалов. Работа над
творческим проектом. Оформление работы. Защита творческого проекта.
Раздел 4. Скрапбукинг
4.1 Скрапбукинг, как вид декоративно-прикладного искусства.
Теория: Знакомство со скрапбукингом, как видом декоративно-прикладного искусства. Применение
скрапбукинга в повседневной жизни. Виды и направления в скрапбукинге.
4.2 Работа в творческих мастерских. Альбом в технике скрапбукинг.
Теория: Технология создания альбома в технике скрапбукинг. Основные этапы работы. Необходимые
материалы.
Практика: Создания альбома в технике скрапбукинг. Разработка эскиза. Создание основы. Оформление
работы.
4.3 Итоговая выставка-просмотр
Практика: Оформление работ.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
учащиеся
- знают виды, жанры и закономерности пространственно-визуальных
искусств, в том числе виды художественной деятельности: изобразительной,
конструктивной, декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- имеют представление о народных промыслах и художественных ремеслах,
о единстве красоты и формы в декоративно-прикладном искусстве;
- знают и выполняют мотивы народных росписей;
- знают общие принципы художественного проектирования и
конструирования; имеют представление о современных способах ручной и
механизированной обработки и отделки материалов; творчески видят с
позиции художника, т.е. умеют сравнивать, анализировать, выделять главное,
обобщать;
- знают и выполнят этапы выполнения работы, выполняют требования к
организации рабочего места (оборудование, инструменты), применяют
основы правила безопасности труда;
- используют в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и освоили художественные техники:
бисероплетение, декупаж, роспись ткани – холодный батик, изготовление
панно с применением акриловых красок.
- используют средства информационных технологий для решения различных
учебно-творческих
задач
в
процессе
поиска
дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Метапредметные результаты:
- развито мышление и творческая фантазия.
- развито умение работать в коллективе сверстников и взрослых, готовность
к реализации совместного продукта творческой деятельности.
- развита способность производить контроль и оценку результатов
деятельности, развиты рефлексивные способностей.
Личностные результаты:
- воспитано трудолюбие, чувство личной ответственности;
- воспитан художественное восприятие и вкус;
- демонстрирует культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
- сформирован устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
- сформирована социально-активная, творческая личность, способная к
творческому труду, воображению, фантазированию.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.
Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- наличие выставочного зала;
- компьютер, проектор, экран;
- сеть интернет
- дидактический материал;
- видеозаписи по отдельным темам;
- деревянные рамы для натягивания ткани и росписи;
- наглядные пособия;
- видеоуроки;
- раздаточный наглядный материал по темам.
2.2. Формы аттестации/контроля
Программа предусматривает текущую и итоговую аттестацию результатов
образования учащихся. Текущая аттестация уровня усвоения материала
осуществляется в процессе изучения теории в виде собеседования и в
процессе выполнения учащимися практических заданий за отдельные этапы
выполнения работы. Итоговая аттестация – просмотры творческих работ по
результатам каждой четверти и года в целом.
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
Текущая:
- теория (аттестация в форме собеседования),
-практика (аттестация в форме собеседования),
Итоговая:
-аттестация в форме просмотра творческих работ обучающихся.
Форма проверки итогов реализации дополнительной образовательной
общеразвивающей программы организована в виде итогового просмотра
художественных работ учащихся.
Требования к результатам освоения программы, дают основание для
перевода учащегося на следующий год обучения или завершения
образования за уровень обучения.
2.3. Оценочные материалы
Реализация программы предполагает отметочную форму контроля.
Критерии оценок устного (собеседование) и письменного контроля
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал,
может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ
конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на
дополнительные вопросы педагога.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал,
допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ
конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на
дополнительные вопросы педагога.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть
учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении
своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретным примерами,
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный
материал, не может изложить его своими словами, не может привести
конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы
педагога.
Критерии оценок практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставиться, если работа выполнялась полостью самостоятельно,
тщательно спланирован труд, предложенный педагогом, рационально
организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила
техники безопасности, полностью соблюдались правила трудовой и
технической дисциплины, отношение к труду добросовестное, к
инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, но
допущены незначительные ошибки, которые исправлялись самостоятельно, в
организации рабочего места, полностью выполнялись правила трудовой и
технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой,
допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации
рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала,
допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической
дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после
замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не
было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного
вида работ.
Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно,
допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения
правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись
неправильно, но ошибки исправлялись после замечания педагога, допущены
незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных
для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ,
ошибки повторялись после замечания педагога, неправильные действия
привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по эскизу или
чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с
требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по эскизу или чертежу,
размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по эскизу или чертежу с
небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от эскиза
или чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может
привести к возможности использования изделия.
Норма времени
Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в
установленный срок.
Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени,
больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени,
больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против
нормы больше чем на 25%.
Критерии оценки творческого проекта обучающегося
Критерии оценивания
Баллы
№1
№2
№3
1.Оценка пояснительной записки (10баллов)
1.1 Общее оформление
1
1.2 Актуальность. Обоснование
1
проблемы, формулировка темы проекта
1.3 Сбор информации по теме проекта,
0,5
анализ прототипов
1.4 Анализ возможных идей, выбор
1
оптимальной идеи
1.5 Выбор технологии изготовления
1
изделия
1.6 Экономическая и экологическая
1
оценка будущего изделия и технологии
его изготовления
1.7 Разработка конструкторской
1
документации, качество графики.
1.8 Описание изготовления изделия
1
№4
(технологическая карта)
1.9 Описание окончательного варианта
изделия
1.10 Эстетическая оценка выбранного
изделия
1.11 Экономическая и экологическая
оценка выполненного (готового)
изделия.
1.12 Реклама изделия
0,5
0,5
0,5
1
2.Оценка готового изделия(25баллов)
2.1 Оригинальность конструкции
2.2 Качество изделия
2.3 Соответствие изделия проекту
2.4 Практическая значимость
3.Оценка защиты проекта (15 баллов)
3.1 Формулировка проблемы и темы
проекта
3.2 Анализ прототипов и обоснование
выбранной идеи
3.3 Описание технологии изготовления
изделия
3.4 Четкость и ясность изложения
3.5 Глубина знаний и эрудиция
3.6 Время изложения (7 мин)
3.7 Самооценка
3.8 Ответы на вопросы
ИТОГО:
5
10
5
5
2
1
3
1
2
1
2
3
50
баллов
2.4. Методические материалы
Работа в творческих мастерских ведется по следующим основным
направлениям: бисероплетение, декупаж, роспись по ткани, изготовление
панно – пейзаж. Для выполнения творческих заданий учащийся овладевают
знаниями и различной технологией изготовления изделий, выбирают
разнообразные художественные материалы.
По окончании изучения каждого раздела проводится открытый просмотр
работ учащийся. Выставочная деятельность является неотъемлемой частью
изучения программы. Работы представляются на выставках и конкурсах
различного уровня. Использование современных технических средств на
уроках, таких, как персональный компьютер и проектор, возможности сети
Интернет, позволяет разнообразить процесс обучения работой с
интерактивными программами и библиотеками по различным видам
народных промыслов и искусств.
Каждое занятие строится по схеме:
Теоретическое:
-восприятие произведений различных видов прикладных искусств:
-просмотры фильмов;
- просмотры экспозиций выставок;
- учебно-тренировочное занятие.
Практическое:
- учебно - практическая творческая деятельность в различных жанрах: выбор
и разработка идеи будущей работы, изготовление, оформление.
- выполнение творческих проектов с использованием средств новых
информационно-коммуникационных технологий.
- просмотры творческих работ,
- участие в выставочной деятельности,
- посещение музеев, выставок.
Принципы и методы работы:
Принципы:
В основе изучения программы «Основы народного и декоративно
прикладного искусства» лежат следующие педагогические принципы:
-единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством;
- системно - деятельностный подход;
- использование творческого художественного мышления в формах работы с
учащимися;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
Методы:
Основные методы: демонстрация, метод сравнения, метод выявления
сходства и различий, метод анализа, метод наглядного показа, метод
проектов, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии, просмотры
работ.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1. Изобразительное искусство: Рисунок.1-11кл. Живопись 1-11кл. Основы
живописи. 5-11кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративноприкладного искусства.1-8 кл. Программы для общеобразоват. шк., гимназий,
лицеев. – 2-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2000. -288 с.: ил.
2. Айсмен Л. Цвет успеха \ Литрис Айсмен; [пер. И. Крупеичевой]. – М.:
Эксмо, 2008. -168 с.: ил.
3. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества \
Ольга Вешкина. – М.: Эксмо, 2008. -64 с.: ил. – (Азбука рукоделия).
4. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности «декоративно-прикладное
искусство и народные промыслы» \Р.А. Гильман.- М.: Гуманитар. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2008. – 159 с., 32 с. Ил.
5. Давыдова Ю. Роспись по шелку: платки, панно, палантины в технике
«батик» \ Ю. Давыдова. – Изд. 2-е _ Ростов н\ Д: Феникс, 2006. – 220 [1]с.: ил.
6. Декупаж. Украшение мебели и предметов интерьера. Изд. Арт-Родник
2007
7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.СПб.: «Паритет», 2006. – 240 с. + вкл.
8. Перелёшкина И.А. Батик. От основ к импровизации. – СПб.: «Партитет»,
2008. -208 с.: ил.+цв. Вкл. Маккэлэм, Г.Л. 4000 мотивов: цветы и
растения. (Издательство Астрель) 2005-383с.: ил.
9. Рукоделие: Популярная энциклопедия\ Гл. ред. И.А.Андреева- М.:Большая
Рос.энциклопедия,1993.- 287 с.: ил.
10. Скребцова Т.О. Фантазии со стеклом: витражи, картины, роспись\ Т. О.
Скребцова,Л.А. Данильченко.- Ростов н\Д: Феникс,2006.188с.:ил.,32л.ил.-(город мастеров).
11. Саутан М. Расписываем цветы по шелку \ Пер. с англ. – М.:Издательство
«Ниола-Пресс», 2007. – 80с.: ил.
12. Терешина Г. В. Батик своими руками. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 88 с.:
ил.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. Методическое пособие.5 класс/Н.А. Горяева;
под ред, Б.М. Неменского. – 3-е изд. –М.: Просвещение,2010. – 109 с.: ил.
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека.5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений
/Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред, Б.М. Неменского. – 10-е изд. –М.:
Просвещение,2011. – 192 с.: ил
3. Рукоделие: Популярная энциклопедия\ Гл. ред. И.А.Андреева- М.:Большая
Рос.энциклопедия,1993.- 287 с.: ил.
4. Румянцева, Е. А. Мастерим игрушки \ Е. А. Румянцева. – М.: Айрис-пресс,
2006. – 66с.: цв. Ил.
5. Скребцова Т.О. Фантазии со стеклом: витражи, картины, роспись\ Т. О.
Скребцова,Л.А. Данильченко.- Ростов н\Д: Феникс,2006.- 188с.:ил.,32л.ил.(город мастеров).
6. Саутан М. Расписываем цветы по шелку \ Пер. с англ. – М.:Издательство
«Ниола-Пресс», 2007. – 80с.: ил.
8. Терешина Г. В. Батик своими руками. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 88 с.:
ил.
Ресурсы удаленного доступа
1. Виды ДПИ
https://www.youtube.com/watch?v=5JZVKNmIbfA&feature=emb_logo
2. Виды ДПИ
https://www.youtube.com/watch?v=f3jUI16Icag
3. 13 самых красивых видов народного искусства России. Народное
искусство
https://www.youtube.com/watch?v=yO4xwDfBDJ4
Роспись:
4. 4.Галилео Хохлома
https://www.youtube.com/watch?v=AKJWegLM1IU
5. 5.Хохлома
https://www.youtube.com/watch?v=bGL08WfpQsI
https://www.youtube.com/watch?v=8SG_C98QIpY
6. уроки росписи хохлома Смородинка
https://www.youtube.com/watch?v=Fv4UT3Gcrsk
7. Смородинка 2 https://www.youtube.com/watch?v=FA-ZcBg1WOY
8. Рябина https://www.youtube.com/watch?v=EJhpSW-jHF4
1. МК. Ручная точечная роспись тарелки акрилом Наталья Мусина
https://www.youtube.com/watch?v=pV7IDIpN7MU
2. Точечная роспись тарелки
https://www.youtube.com/watch?v=CjkVDpoN-aQ
3. Декупаж простейший мастер-класс для начинающих. Декупаж
тарелки
https://www.youtube.com/watch?v=CBw-JsAViyk
4. Декупаж: Алиса Лучинская Как приклеить салфетку без складок.
https://www.youtube.com/watch?v=IVnqDCXctPo
5. Как приклеить салфетку без складок. Приклеиваем салфетку методом
файлика.
https://www.youtube.com/watch?v=FN6M9ywCwcQ
6. Декупаж. Как наклеить целую большую салфетку. Мастер-класс
https://www.youtube.com/watch?v=99Fr0Deokac
7. Декупаж:"горячий способ" наклеивания салфетки
https://www.youtube.com/watch?v=UyOXH17V1uc
13.Чем заменить материалы для декупажа
https://www.youtube.com/watch?v=GyBeiarI1GE
14.Новогодний декупаж
https://ok.ru/video/1350092588459
15. Декор бутылки. Кружевная роспись. Мастер-класс по декупажу
бутылки для начинающих своими руками. Творческая студия ТИАР
https://www.youtube.com/watch?v=-s8ha-BRaGg
16.Преподаватель
декоративно-прикладного
и
изобразительного
искусства Боярская Лариса Павловна, г. Кемерово. Декоративная
роспись по шелку в технике «Холодный батик».
https://www.youtube.com/watch?time_continue=20&v=pywRj_IxYl8&feature=e
mb _logo
Приложение
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития по дополнительной
общеобразовательной программе
«Основы народного и декоративно - прикладного искусства».
Дата
диагностики
Уровни
развития
ФИ ученика
Творческре
мышление и
аккуратность
в начале
года
3 Высокий
2 Средний
1 Низкий
Примечание
Возраст
Техника практической работы
Владение
навыками по
Владение
выполнению
базовыми
изделий
знания в
области ДПИ
в конце
года
в начале
года
год обучения
Креатив
ность,
нестанд
артный
подход
к
решени
ю задач
в
в конце в начале в конце начале в конце
года
года
года года
года