ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:16:42
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Живопись»
4 год обучения
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Сулейманова Гульдар Мутагаровна,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Кузьминых Алена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Екатеринбург, 2025
1
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Живопись» имеет художественную
направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих
способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Живопись» направлена
на формирование и развитие творческих способностей учащихся, в том числе
на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их духовнонравственное воспитание, а также на удовлетворение их потребностей в
художественно-эстетическом развитии. Основным разделом содержания
программы является живопись с натуры.
2
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Приобщение обучающихся к шедеврам мировой культуры в
живописи направлено на формирование целостной художественной картины
мира, воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический отклик на живописные произведения искусства
обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение видеть вести
диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
способность встать на позицию другого человека.
Во внеурочной деятельности школы живопись занимает важное место и
принадлежит к основным видам изобразительного искусства. Занятия
живописью являются одним из средств разностороннего развития учащихся:
художественно-творческого и личностного. Этот вид изобразительной
деятельности имеет ряд особенностей, которые выражаются в качестве
«создание картин» - через восприятия цвета –изучения науки о цвете, а также
участия на творческих выставках. Важным моментом является тот факт, что
правильное обучение рисованию
цветом с детства есть наиболее
продуктивная форма развитию творчества.
Отличительной особенностью программы «Живопись» является
возможность её использовать в системе дополнительного образования и
внеурочной деятельности. Ее отличие от уже имеющихся программ в том,
что авторы синтезируют в преподавании основные методические положения
собственными методами работы в живописи: применяют собственную
методику работу в цвете гуашью и передачи формы предметов, а также
собственную методику в живописи над созданием творческой картины.
Одной из особенностей программы является тематика, включающий, как
традиционные для детей, так и оригинальные темы в выполнении в методике
не стандартных техниках, современного течения в живописи. Темы
подобраны с учетом интересов и потребностей современного подрастающего
поколения.
Занятия живописью предполагают выполнение рисунков акварельными
и гуашевыми красками. Особое внимание уделяется более углубленному, по
сравнению с обычной программой, изучению теоретических основ
живописи, технологии работы акварелью и гуашью. Передавать в цвете
формы предметов, объема, цветовой окраски, световоздушной перспективы.
В процессе практических заданий учащиеся осваивают технологии работы
акварелью и гуашью, что акварель дает наибольшие возможности в изучении
распределения светотени в цвете, влияния одного цвета на другой при
различных видах освещения, в изучении изменения цветовой окраски
3
предметов в зависимости от расстояния и т.д. Гуашевые краски позволяют
ярко, красочно решать композиции, придавая им декоративный характер.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
художественного образования и опыт практической работы педагогов
художественного отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым изучением
отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки и содержания обучения курса
«Живопись», учитывая возможности системы художественно-эстетического
образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей, тесному
сотрудничеству с родителями в деле художественно-эстетического
воспитания и духовного обогащения детей.
Программа опирается на авторские методики: В.С. Кузина, Э. И.
Кубышкина «Изобразительное искусство» Н.М.Сокольникова «Основы
живописи » В.С. Кузина «Рисунок. Живопись. Композиция». Для школ с
углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла.
Занятия живописью развивает у обучающихся эмоциональноэстетического восприятия произведений изобразительного искусства,
объектов действительности, художественный вкус, а также овладение
знаниями по теории живописной грамоты, в создание творческих картин под
руководством педагога. В связи с этим педагог дает систему
последовательности рисунка в области реалистической живописи.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 10 до 11 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю по 40 минут.
Объем программы:1 год обучения, 68 часов в год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 34 недели.
Уровень освоения программы: «базовый» - реализует универсальную
форму организации материала, допускающую освоение специализированных
знаний и гарантируя трансляцию целостной картины в рамках данной
программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие (10-16
человек).
Виды занятий: учебно-практическая, просмотр творческих работ по
полугодиям, годовая отчетная выставка.
Формы проведения итогов реализации программы: годовая
отчетная выставка.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. Для реализации практического компонента на занятиях по
программе «Живопись» используются: метод наблюдения и сравнения, метод
выявления сходства и различий, метод последовательности в построении
композиции, рисунка, и цветового решения натуры. Метод наглядно4
визуальной демонстрации рисунков и обсуждения в группе (анализ
творческих работ на фоне живописных произведений искусства).
Особенности реализации образовательного процесса. Определяющим
фактором обучения является целесообразный подбор и использование
наглядного материала: от доступного и любимого обучающимися, данного в
облегченном варианте от упражнений простых плоских форм в цвете до
объемных, более сложных в натюрморте.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования и развития
творческих
способностей
обучающихся,
его
самовыражению
и
самореализации через овладение основами изобразительного искусства
(живописи).
Задачи программы:
Обучающие:
- уметь работать с различными живописными материалами (акварель,
гуашь);
- знать свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- изучение натуры, умение передать цвет, объем, пространство;
- знать художественных и эстетических свойств цвета, закономерностей
создания цветового строя;
- уметь видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
- умение правильно расположить композицию натюрморта на плоскости
листа;
- овладение навыком последовательного выполнения живописной учебной
работы;
- знать разнообразные техники живописи.
Развивающие:
- развить моторику руки, обеспечивающую быстрое и точное усвоение новых
технических приемов в живописи;
- развить мышление и творческую фантазию.
- расширить общий кругозор на основе изучения лучших работ великих
художников.
- развить умения работать в коллективе сверстников и взрослых, готовность к
реализации совместного продукта творческой деятельности.
- развить способность производить контроль и оценку результатов
деятельности, развитие рефлексивных способностей.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, чувство личной ответственности;
5
- воспитать художественное восприятие и вкус;
- привить культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
- формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству;
- формирование социально активной, творческой личности, способной к
творческому труду, воображению, фантазированию.
1.3.
Содержание программы
Учебный план 4 года обучения
№ Наименование темы
за
ня
тия
Количество часов
Всего
Формы аттестации/
контроля
Теория Практика
1.
Натюрморт с конусом и
шаром с боковым
освещением.
4
0,6
3,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
2.
Натюрморт с листьями и
вазой и подсолнухом на
светлой драпировке в
технике гризайль.
4
1
3
Текущая
практическая работа,
наблюдение
3.
Натюрморт с бытовыми
предметами (на повторение
материала).
4
0,6
3,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
4.
Этюд складок ткани.
2
0,6
1,4
5.
Итоговая выставкапросмотр.
1
0
1
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Просмотрвыставка, собеседование
6.
Натюрморт со стеклянным
предметом и
комбинированной
драпировкой.
5
1
4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
7.
Самостоятельная работа.
Натюрморт со стеклянным
и бытовым предметом и
фруктами.
4
0,6
3,4
Самостоятельная
практическая работа,
наблюдение
8.
Натюрморт из предметов,
различных по
3
1
2
Текущая
практическая работа,
наблюдение
6
материальности.
9.
Натюрморт на
декоративной драпировке с
деревянными предметами.
5
1
4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
10
Итоговая выставкапросмотр.
1
0
1
Просмотрвыставка, собеседование
11
Натюрморт с несложным
предметом темного стекла
(бутылка) и фруктами.
3
0,6
2,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
12
Натюрморт с крупными
предметами быта в
нюансной цветовой гамме.
4
1
3
Текущая
практическая работа,
наблюдение
13
Самостоятельная работа.
5
Натюрморт со стеклянным
и крупным предметом быта.
0,6
4,4
Самостоятельная
работа
14
Натюрморт с предметами
5
простой и сложной формы,
имеющими зеркальную
поверхность на ярком фоне.
Натюрморт с деревянным и 4
зеркальным предметом, на
комбинированной
драпировке.
1
4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,6
3,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
16
Итоговая выставкапросмотр.
1
0
1
Просмотрвыставка, собеседование
17
Натюрморт с простыми
предметами быта на
декоративной драпировке.
4
0,6
3,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
18
Натюрморт с растениями на 4
комбинированной
драпировке с декоративным
принтом.
1
3
Текущая
практическая работа,
наблюдение
19
Самостоятельная работа.
Натюрморт со стеклянной
вазой с цветами на фоне
декоративной драпировки.
4
0,6
3,4
Самостоятельная
работа
20
Итоговая выставка-
1
0
1
Просмотрвыставка, собеседование
15
7
просмотр.
ИТОГО
68
12,4
55,6
Содержание учебного плана
Содержание учебного плана
1.
Натюрморт с конусом и боковым освещением. Актуализация
знаний, полученных за предыдущий год обучения живописи. Построение
конуса, изучение светотени при боковом освещении.
2.
Осенний натюрморт с листьями и вазой и подсолнухом на
светлой драпировке в технике гризайль. Наблюдение за формой листьев и
цветка подсолнуха с натуры, перенос формы на лист. Построение вазы через
простые формы. Освоение навыков работы в технике гризайль акварелью.
3.
Натюрморт с бытовыми предметами (на повторение материала).
Оттачивание навыков компоновки, построения бытовых предметов,
цветопередачи гуашью.
4.
Этюд складок ткани. Актуализация знаний по построению
складок драпировки. Светотеневая модель.
5.
Итоговая выставка-просмотр. Оформление выставки работ,
выполненных за 1 учебную четверть, обсуждение результатов и возможных
перспектив развития.
6.
Натюрморт со стеклянным предметом и комбинированной
драпировкой. Правила написания стеклянного предмета на фоне с
комбинированной драпировкой.
7.
Самостоятельная работа. Натюрморт со стеклянным и бытовым
предметом и фруктами. Оттачивание навыков самостоятельного создания
натюрморта, закрепление знаний по написанию стеклянных предметов.
8.
Натюрморт из предметов, различных по материальности.
Создание натюрморта с предметами из разных материалов (дерево, металл,
стекло и т.п.), закрепление навыков передачи текстуры разных материалов.
9.
Натюрморт на декоративной драпировке с деревянными
предметами. Изучение способов написания декоративной драпировки с
рисунком.
10. Итоговая выставка-просмотр. Оформление выставки работ,
выполненных за 2 учебную четверть, обсуждение результатов и возможных
перспектив развития.
11.
Натюрморт с несложным предметом темного стекла (бутылка) и
фруктами. Изучение особенностей написания стеклянных темных предметов.
12.
Натюрморт с крупными предметами быта в нюансной цветовой
гамме. Особенности компоновки крупных предметов быта на формате.
8
Изучение понятия «нюанс», применение нюансной цветовой гаммы в
натюрморте.
13.
Самостоятельная работа. Натюрморт со стеклянным и крупным
предметом быта. Закрепление навыков самостоятельного написания
натюрморта.
14. Натюрморт с предметами простой и сложной формы, имеющими
зеркальную поверхность на ярком фоне. Изучение особенности изображения
зеркальной поверхности (отражения, блики).
15. Натюрморт с деревянным и зеркальным предметом, на
комбинированной драпировке. Закрепление знаний сочетания разных
поверхностей в одной композиции.
16. Итоговая выставка-просмотр. Оформление выставки работ,
выполненных за 3 учебную четверть, обсуждение результатов и возможных
перспектив развития.
17.
Натюрморт с простыми предметами быта на декоративной
драпировке. Актуализация знаний по написанию натюрморта с декоративной
драпировкой.
18.
Натюрморт с растениями на комбинированной драпировке с
декоративным принтом. Наблюдение за формой с натуры, перенос на формат
листа. Закрепление навыка написания декоративной драпировки.
19.
Самостоятельная работа. Натюрморт со стеклянной вазой с
цветами на фоне декоративной драпировки.
20. Итоговая выставка-просмотр. Оформление выставки работ,
выполненных за 4 учебную четверть, обсуждение результатов и возможных
перспектив развития. Выставление годовых оценок.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- умеют работать с различными живописными материалами (акварель,
гуашь);
- знают свойства живописных материалов, их возможностей и
эстетических качеств;
- умеют видеть натуру, умеют передать цвет, объем, пространство;
- знают художественные и эстетические свойства цвета, закономерности
создания цветового строя;
- умеют видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
- умеют правильно расположить композицию натюрморта на плоскости
листа;
- используют навык последовательного выполнения живописной
учебной работы;
- знают разнообразные техники живописи.
Метапредметные результаты:
- развита моторика руки, обеспечивающая быстрое и точное усвоение
9
новых технических приемов в живописи;
- развито мышление и творческая фантазия.
- расширен кругозор на основе изучения лучших работ великих
художников.
- развито умение работать в коллективе сверстников и взрослых,
готовность к реализации совместного продукта творческой деятельности.
- развита способность производить контроль и оценку результатов
деятельности, развиты рефлексивные способностей.
Личностные результаты:
- воспитано трудолюбие, чувство личной ответственности;
- воспитан художественное восприятие и вкус;
- демонстрирует культуру поведения и общения с учащимися и
педагогом;
- сформирован устойчивый интерес к изобразительному искусству;
- сформирована социально-активная, творческая личность, способная к
творческому труду, воображению, фантазированию.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.
Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- мольберты, натюрмортные столы;
- натурный фонд;
- проектор, экран, принтер, компьютер;
- наглядные плакаты, методические таблицы;
- альбомы репродукций;
-выставочный зал для картин;
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
-текущая практическая работа;
-наблюдение;
-собеседование;
-просмотр;
-выставка;
2.3.Оценочные материалы
Оценивание учебных достижений обучающихся
Работы обучающихся оцениваются по пятибалльной системе. Текущие
оценки выставляются в классный журнал, как за этапы работы, так и за
оконченную работу. Каждое полугодие проводится просмотр работ
обучающихся, где педагогическим коллективом отслеживается объем,
качественный уровень и соответствие работ обучающихся поставленным
10
целям и задачам.
Оценивание творческих достижений, обучающихся ведется с учетом
таких критериев, как: композиционная гармония – компоновка предметов на
листе, конструктивное построение предметов, цветовое и тоновое решение,
передача объема, пространства, материальности, создание художественного
образа, законченность работы и аккуратность исполнения. Учитывается
полнота реализации полученных знаний и умений, креативность и
стильность творческой работы.
Оценка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом этапе
работы. Поощряется творческий подход к выбору техники исполнения,
умение применять полученные теоретические знания в практической работе.
Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня обучающихся
используются следующие формы:
-открытые занятия;
-просмотры;
-участие в фестивалях, конкурсах.
2.4. Методические материалы
Каждое занятие строится по схеме:
- диалог с учащимися;
-наблюдение и анализ формы предметов;
- анализ цветового строя объекта изучения;
- разбор последовательного рисунка;
-линейный рисунок;
-цветовой рисунок;
- анализ творческих работ.
Принципы и методы работы:
Принципы:
В основе изобразительной деятельности лежат следующие
педагогические принципы:
- единство технического и художественно-эстетического развития
учащихся;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством
изображения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с
детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Методы:
1.Метод-демонстрация
(рассматриваем
репродукции
художников, использование наглядных пособий, личный пример);
11
картин
2.Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);
3.Метод пошагового рисунка с педагогом (по элементам, по частям, в
целом виде);
4.Метод анализа ( просмотр рисунков, с ними анализировать, выявлять
ошибки, подчеркивать лучшие фрагменты в работе).
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.
Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков /
Е.И. Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное
пособие для учащихся1 – 4 классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003.
Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987.
Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. –
(Библиотека учителя)
Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.
Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А.
Копальдо. – М., 1981,1985.
Журналы
«Юный
художник»,
«Художественный
совет»,
«Художественная школа».
Список литературы, рекомендованной для детей
1. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность
детей. - М.: Просвещение, 2004. - 274 с.
2. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. М., Просвещение, 2004. 103 с.
3. Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве.
-- М.: Педагогика, 2006. -- 126 с.
4. Журналы «Юный художник», «Художественный совет»,
«Художественная школа».
Ресурсы удаленного доступа
Сетевое объединение методистов «СОМ» http://som.fio.ru/
12
Сайт содержит богатое собрание статей по методикам преподавания
изобразительного искусства, конспекты практических занятий.
«Учитель.ru». Педагогическая мастерская, конкурсы, виртуальный
педсовет и др http://teacher.fio.ru/
Каталог ссылок на портале «Все образование» http://catalog.alledu.ru/
Конкурс «Учитель года России». Учительская копилка
http://www.teacheryear.ru/
Симметрия в искусстве http://irinmorozova.narod.ru/
Творчество детей в школе. Рисунки учащихся Московских школ
http://schools.keldysh.ru/kaleydoskop/
Эрмитаж http://www.hermitage.ru/
Русский музей http://www.rusmuseum.ru/
Ресурс содержит информацию о постоянной экспозиции Русского музея,
выставках, информацию о шедеврах из собрания Русского музея. К
сожалению, тут нет виртуальной экскурсии как на сайте Эрмитажа
Музей им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/
Ресурс содержит информацию о музее, краткий перечень наиболее
выдающихся экспонатов.
Государственный исторический музей http://www.shm.ru/
Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/
Приложение 1
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития по дополнительной
общеобразовательной программе «Живопись».
Дата
диагностики
ФИ ученика
Возраст
год
обучения
Техника рисования
Графические
навыки
Уровни
развития
Восприятие
Творческое
цвета и
воображение
техника
Наблюдение
письма
В
В
В
В
В
В
В
В
начале
начале
начале
начале
года
конце года
конце года
конце года
конце
года
года
года
года
Высокий
Средний
13
Низкий
14