Живопись 5 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:17:20
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Живопись»
5 год обучения

Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Сулейманова Гульдар Мутагаровна,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Кузьминых Алена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

2

1.1. Пояснительная записка

2

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.

5
6
11

2. ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

12

2.2.Формы контроля/ аттестации

12

2.3.Оценочные материалы
Содержание
2.4.Методическое обеспечение

12

2.5.Список литературы

14

12

13

Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
Содержание

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Живопись» имеет художественную
направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих
способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Живопись» направлена
на формирование и развитие творческих способностей учащихся, в том числе
на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их духовнонравственное воспитание, а также на удовлетворение их потребностей в
художественно-эстетическом развитии. Основным разделом содержания
программы является живопись с натуры.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
3

самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Приобщение обучающихся к шедеврам мировой культуры в
живописи направлено на формирование целостной художественной картины
мира, воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический отклик на живописные произведения искусства
обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение видеть вести
диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
способность встать на позицию другого человека.
Во внеурочной деятельности школы живопись занимает важное место и
принадлежит к основным видам изобразительного искусства. Занятия
живописью являются одним из средств разностороннего развития учащихся:
художественно-творческого и личностного. Этот вид изобразительной
деятельности имеет ряд особенностей, которые выражаются в качестве
« создание картин »- через восприятия цвета –изучения науки о цвете, а
также участия на творческих выставках. Важным моментом является тот
факт, что правильное обучение рисованию цветом с детства есть наиболее
продуктивная форма развитию творчества.
Отличительной особенностью программы «Живопись» является
возможность её использовать в системе дополнительного образования и
внеурочной деятельности. Ее отличие от уже имеющихся программ в том,
что авторы синтезируют в преподавании основные методические положения
собственными методами работы в живописи: применяют собственную
методику работу в цвете гуашью и передачи формы предметов, а также
собственную методику в живописи над созданием творческой картины.
Одной из особенностей программы является тематика, включающий, как
традиционные для детей, так и оригинальные темы в выполнении в методике
не стандартных техниках, современного течения в живописи. Темы
подобраны с учетом интересов и потребностей современного подрастающего
поколения.
Занятия живописью предполагают выполнение рисунков акварельными
и гуашевыми красками. Особое внимание уделяется более углубленному, по
сравнению с обычной программой, изучению теоретических основ
живописи, технологии работы акварелью и гуашью. Передавать в цвете
формы предметов, объема, цветовой окраски, световоздушной перспективы.
В процессе практических заданий учащиеся осваивают технологии работы
акварелью и гуашью, что акварель дает наибольшие возможности в изучении
распределения светотени в цвете, влияния одного цвета на другой при
различных видах освещения, в изучении изменения цветовой окраски
предметов в зависимости от расстояния и т.д. Гуашевые краски позволяют
ярко, красочно решать композиции, придавая им декоративный характер.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
4

сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
художественного образования и опыт практической работы педагогов
художественного отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым изучением
отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки и содержания обучения курса
«Живопись», учитывая возможности системы художественно-эстетического
образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей, тесному
сотрудничеству с родителями в деле художественно-эстетического
воспитания и духовного обогащения детей.
Программа опирается на авторские методики: В.С. Кузина, Э. И.
Кубышкина «Изобразительное искусство» Н.М.Сокольникова «Основы
живописи » В.С. Кузина «Рисунок. Живопись. Композиция». Для школ с
углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла.
Занятия живописью развивает у обучающихся эмоциональноэстетического восприятия произведений изобразительного искусства,
объектов действительности, художественный вкус, а также овладение
знаниями по теории живописной грамоты в создании творческих картин под
руководством педагога. В связи с этим педагог дает систему
последовательности рисунка в области реалистической живописи.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 11 до 12 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю по 40 минут.
Объем программы:1 год обучения, 66 часов в год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 33 недели.
Уровень освоения программы: «базовый» - реализует универсальную
форму организации материала, допускающую освоение специализированных
знаний и гарантируя трансляцию целостной картины в рамках данной
программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие
(10-16 человек).
Виды занятий: учебно-практическая, просмотр творческих работ по
полугодиям, годовая отчетная выставка.
Формы проведения итогов реализации программы: годовая
отчетная выставка.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. Для реализации практического компонента на занятиях по
программе «Живопись» используются: метод наблюдения и сравнения, метод
выявления сходства и различий, метод последовательности в построении
композиции, рисунка, и цветового решения натуры. Метод наглядновизуальной демонстрации рисунков и обсуждения в группе (анализ
творческих работ на фоне живописных произведений искусства).
Особенности реализации образовательного процесса. Определяющим
5

фактором обучения является целесообразный подбор и использование
наглядного материала: от доступного и любимого обучающимися, данного в
облегченном варианте от упражнений простых плоских форм в цвете до
объемных, более сложных в натюрморте.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования и развития
творческих
способностей
обучающихся,
его
самовыражению
и
самореализации через овладение основами изобразительного искусства
(живописи).
Задачи программы:
Обучающие:
- уметь работать с различными живописными материалами (акварель,
гуашь);
- знать свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- изучение натуры, умение передать цвет, объем, пространство;
- знать художественных и эстетических свойств цвета, закономерностей
создания цветового строя;
- уметь видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
- умение правильно расположить композицию натюрморта на плоскости
листа;
- овладение навыком последовательного выполнения живописной учебной
работы;
- знать разнообразные техники живописи.
Развивающие:
- развить моторику руки, обеспечивающую быстрое и точное усвоение новых
технических приемов в живописи;
- развить мышление и творческую фантазию.
- расширить общий кругозор на основе изучения лучших работ великих
художников.
- развить умения работать в коллективе сверстников и взрослых, готовность к
реализации совместного продукта творческой деятельности.
- развить способность производить контроль и оценку результатов
деятельности, развитие рефлексивных способностей.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, чувство личной ответственности;
- воспитать художественное восприятие и вкус;
- привить культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
6

- формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству;
- формирование социально активной, творческой личности, способной к
творческому труду, воображению, фантазированию.
1.3.
Содержание программы
Учебный план 5 года обучения
№
за
ня
тия

Наименование темы

Количество часов
Всего

Теория Практика

1Техника акварельной живописи.
Заливка

2

0,6

1,4

2

Техника акварельной живописи.
Заливка

2

0,6

1,4

3

Техника акварельной живописи:
лессировка. «Кувшин»

2

0,6

1,4

4

Техника акварельной живописи:
лессировка. «Кувшин»

2

0,6

1,4

5

Техника акварельной живописи:
лессировка. «Кувшин»

2

0,6

1,4

6

Техника акварельной живописи:
а-ля- прима. «Яблоко»

2

0,6

1,4

7

Техника акварельной живописи:
а-ля- прима. «Яблоко»

2

0,6

1,4

8

Техника акварельной живописи:
а-ля- прима. «Яблоко»

2

0,6

1,4

9

Техника акварельной живописи:
а-ля- прима. «Груша»

2

0,6

1,4

10

Техника акварельной живописи:
а-ля- прима. «Груша»

2

0,6

1,4

1

Формы аттестации/
контроля

11

Этюд цветов на
нейтральном фоне. Эскиз

2

0,6

1,4

12

Этюд цветов на
нейтральном фоне

2

0,6

1,4

7

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение

13

Натюрморт со
шляпой. Компоновка

2

0,6

1,4

14

Натюрморт со
шляпой. Построение

2

0,6

1,4

15

Натюрморт со
шляпой. Цветовое
решение

2

0,6

1,4

16

Натюрморт со
шляпой. Проработка
деталей

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

17

Яблоко.

2

0,6

1,4

18

Яблоко. Рефлекс

2

0,6

1,4

19

Натюрморт из предметов,
сближенных по цвету, в
холодной гамме.
Компоновка

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Просмотрвыставка, собеседование

20

Натюрморт из предметов,
сближенных по цвету, в
холодной гамме.
Построение

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

21

Натюрморт из предметов,
сближенных по цвету, в
холодной гамме.
Цветовое решение

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

22

Натюрморт из предметов,
сближенных по цвету, в теплой
гамме. Компоновка.

23

Натюрморт из предметов,
сближенных по цвету, в
теплой гамме. Построение

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

24

Натюрморт из предметов,
сближенных по цвету, в
теплой гамме. Цветовое
решение

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

25

Этюд чучела птицы
на холодном фоне

2

0,6

1,4

26

Этюд чучела птицы на
теплом фоне

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,

8

наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение

27

Натюрморт из 3 предметов
при боковом освещении.
Компоновка

2

0,6

1,4

28

Натюрморт из 3 предметов
при боковом освещении.
Построение

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

29

Натюрморт из 3 предметов
при боковом освещении.
Цветовое решение

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

30

Натюрморт из 3 предметов
при боковом освещении.
Проработка деталей

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

31

Натюрморт из 3 предметов
при боковом освещении.
Этюд

2

0,6

1,4

Просмотрвыставка, собеседование

32

Натюрморт из 3 предметов
при освещении спереди.
Компоновка

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

33

Натюрморт из 3 предметов при
освещении спереди.
Построение

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

66

9,8

56,2

ИТОГО

Содержание учебного плана
№
занятия

Наименование темы

Теория

Практика

1.

Техника акварельной
живописи. Заливка

Освоение техники живописи
(лессировка, аля-прима)

2

Техника акварельной
живописи. Заливка

Влияние светлотного
контраста.

3

Техника акварельной
живописи: лессировка.
«Кувшин»

4

Техника акварельной
живописи: лессировка.


Любой хроматический цвет 
может быть сопоставлен по
светлоте с ахроматическим.
Влияние света на форму.
9



выполнить рисунок с
натуры букета в технике
лессировки
выполнить рисунок с
натуры в технике аля-прима
нарисовать кувшин в
хроматических цветах,
определить освещение и
показать где свет, где тень.
Живописное решение
рисунка.

«Кувшин»

Свет, тень.

Техника акварельной
живописи: лессировка.
«Кувшин»
Техника акварельной
живописи: а-ля- прима.
«Яблоко»

Растяжка от теплых к
холодным цветам

Дорисовать натюрморт.

Палитра цветов для
натюрморта, соотношение
цветов.

Выполнить рисунок с
натуры.

7

Техника акварельной
живописи: а-ля- прима.
«Яблоко»

Влияние теплых цветов на
холодные.

Рисунок натюрморта в
цвете.

8

Техника акварельной
живописи: а-ля- прима.
«Яблоко»

Гармония цвета в
композиции.

Цветовое решении
композиции.

9

Техника акварельной
живописи: а-ля- прима.
«Груша»

Последовательный рисунок в
цвете.

Нарисовать грушу.

10

Техника акварельной
живописи: а-ля- прима.
«Груша»

Свойство цвета: тон,
насыщенность, светлота

5

6



Нарисовать грушу в цвете.

Нарисовать эскиз цветов.

11

Этюд цветов на
нейтральном фоне. Эскиз

Свойство цвета: тон,
насыщенность, светлота

12.

Этюд цветов на
нейтральном фоне

Светлотный и цветовой
контрасты.

13

Натюрморт со
шляпой.

Компоновка натюрморта,
пропорции предметов.

Нарисовать натюрморт.

14

Натюрморт со
шляпой.

Построение. Цветовые
соотношения.

15

Натюрморт со
шляпой. Цветовое
решение

Разбор контрастных цветов, 
определение бликов, теней.

Нарисовать натюрморт,
подобрать цветовые
соотношения.
Нарисовать натюрморт,
показать с использованием
родственных цветов.

16

Натюрморт со
шляпой.
Проработка
деталей

Роль детализации в
натюрморте.

17

Яблоко.

Цветовая гармония в
живописи.

Нарисовать с натуры
яблоко.

18

Яблоко. Рефлекс

Качество цвета, которое
позволяет сравнить его с

Цветовое решение рисунка.

10





Нарисовать эскиз в цвете.

Завершить рисунок.

одним из спектральных или
зеленых (кроме
хроматических)
19

Натюрморт из предметов,
сближенных по цвету, в
холодной гамме.

Компоновка . Как из одного
цвета получить множество
оттенков от светлого к
темному.

Выполнить рисунок
натюрморта, найти свет
тень, контраст.

20

Натюрморт из
предметов, сближенных
по цвету, в холодной
гамме. Построение

Построение . Как из одного
цвета получить множество
оттенков и передать свет
тень.

Выполнить рисунок,
решить поставленные
живописные задачи.

21

Натюрморт из
предметов,
сближенных по цвету,
в холодной гамме.

Цветовое решение
Изменение насыщенности
Понятия локальный и
нейтральный цвет.

Выполнить рисунок ,
решить поставленные
живописные решения.

Чем отличается локальный
цвет от отражающего цвета?

Нарисовать рисунок,
подобрать цветовые
соотношения и на
выявление контрастов
Выполнить рисунок,
решить поставленные
живописные задачи.

22

Натюрморт из предметов,
сближенных по цвету, в
теплой гамме.

23

Натюрморт из предметов,
сближенных по цвету, в
теплой гамме.

Построение . Как из одного
цвета получить множество
оттенков и передать свет
тень.

24

Натюрморт из предметов,
сближенных по цвету, в
теплой гамме.

Цветовое решение
Изменение насыщенности
Понятия локальный и
нейтральный цвет.

Выполнить рисунок ,
решить поставленные
живописные решения.

25

Этюд чучела
птицы на
холодном фоне

Построение птицы.

Нарисовать чучело птицы.

26

Этюд чучела птицы на
теплом фоне

Контрасты черного и
теплого цвета.

Нарисовать чучело в цвете.

27

Натюрморт из 3 предметов
при боковом освещении.

Компоновка натюрморта,
соотношение пропорций
предметов.

Нарисовать линейный
натюрморт с натуры.

28

Натюрморт из 3 предметов
при боковом освещении.

Построение. Цветовое
соотношение предметов.

Живописная проработка
основных плоскостей.

29

Натюрморт из 3 предметов
при боковом освещении.

Цветовое решение

Изменение насыщенности в

Работа над натюрмортом.
Определить освещение,
показать блик, свет, тень.

11

Цветовое решение

зависимости от освещения.

30

Натюрморт из 3 предметов
при боковом освещении.

Проработка деталей.
Характеристики цвета:
цветовой тон, насыщенность
и светлота

Работа над натюрмортом.
Передать в рисунке
особенности колорита
тематики.

31

Натюрморт из 2 предметов
при контражурном
освещении.

Цветовой тон в
контражурном освещении.

Нарисовать этюд.
Живописная проработка
плоскостей.

32

Натюрморт из 3 предметов
при освещении спереди.
Компоновка

Особенности цветового
решения в натюрморте при
освещении спереди.

33

Натюрморт из 3 предметов
при освещении спереди.

Построение . Светлотный и 
цветовой контрасты.
Цветовое решение.
Насыщенность цвета в
живописи.




Выполнить
последовательный
рисунок.

Цветовое решение
натюрморта. Завершение
натюрморта.

1.4 Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- умеют работать с различными живописными материалами (акварель,
гуашь);
- знают свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- умеют видеть натуру, умеют передать цвет, объем, пространство;
- знают художественные и эстетические свойства цвета, закономерности
создания цветового строя;
- умеют видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
- умеют правильно расположить композицию натюрморта на плоскости
листа;
- используют навык последовательного выполнения живописной учебной
работы;
- знают разнообразные техники живописи.
Метапредметные результаты:
- развита моторика руки, обеспечивающая быстрое и точное усвоение новых
технических приемов в живописи;
- развито мышление и творческая фантазия.
- расширен кругозор на основе изучения лучших работ великих художников.
12

- развито умение работать в коллективе сверстников и взрослых, готовность
к реализации совместного продукта творческой деятельности.
- развита способность производить контроль и оценку результатов
деятельности, развиты рефлексивные способностей.
Личностные результаты:
- воспитано трудолюбие, чувство личной ответственности;
- воспитан художественное восприятие и вкус;
- демонстрирует культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
- сформирован устойчивый интерес к изобразительному искусству;
- сформирована социально-активная, творческая личность, способная к
творческому труду, воображению, фантазированию.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- мольберты, натюрмортные столы;
- натурный фонд ;
- проектор, экран, принтер, компьютер;
- наглядные плакаты, методические таблицы;
- альбомы репродукций;
-выставочный зал для картин.
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и
подведенияитоговреализациидополнительнойобразовательнойпрограммыявл
яются:
-текущая практическая работа;
- наблюдение;
-собеседование;
-просмотр;
-выставка.
2.3.Оценочные материалы
Реализация программы предполагает безотметочную форму контроля.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий. Итоговый контроль
осуществляется в процессе просмотров за полугодие и участие в конкурсах
рисунков.
Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной
работы. В данной программе предложен традиционный подход к формам
контроля и организации самостоятельной работы учащихся, принятый в
13

практической художественной деятельности. В программе перечень тем и
практических заданий (рисование живописных работ ориентированных как
на выявление качества усвоенных знаний, так и на самостоятельный
теоретический анализ применяемый в практической работе. Программа
содержит основные формы проверки усвоения знаний, умений, навыков,
требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического
обеспечения. Проводятся просмотры творческих работ учащихся.
Дополнительной формой контроля является участие учащихся в различных
конкурсах рисунков.
Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня учащихся
используются следующие формы:
-открытые занятия;
-просмотры;
-участие в фестивалях, конкурсах.
2.4. Методические материалы
Каждое занятие строится по схеме:
- диалог с учащимися;
-наблюдение и анализ формы предметов;
- анализ цветового строя объекта изучения;
- разбор последовательного рисунка;
-линейный рисунок;
-цветовой рисунок;
- анализ творческих работ.
Принципы и методы работы:
Принципы:
В основе изобразительной деятельности лежат следующие
педагогические принципы:
- единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством
изображения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с
детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Методы:
1.Метод-демонстрация (рассматриваем репродукции картин художников,
использование наглядных пособий, личный пример);
2.Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);
3.Метод пошагового рисунка с педагогом (по элементам, по частям, в
целом виде);
14

4.Метод анализа ( просмотр рисунков, с ними анализировать, выявлять
ошибки, подчеркивать лучшие фрагменты в работе).
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.
Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И.
Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для
учащихся1 – 4 классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003.
Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987.
Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. –
(Библиотека учителя)
Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.
Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. –
М., 1981,1985.
Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная
школа».
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2004. - 274 с.
2. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. М., Просвещение, 2004. - 103 с.
3. Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. -М.: Педагогика, 2006. -- 126 с.
4. Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная
школа».
15

Ресурсы удаленного доступа
Сетевое объединение методистов «СОМ» http://som.fio.ru/
Сайт содержит богатое собрание статей по методикам преподавания
изобразительного искусства, конспекты практических занятий.
«Учитель.ru». Педагогическая мастерская, конкурсы, виртуальный педсовет
и др http://teacher.fio.ru/
Каталог ссылок на портале «Все образование» http://catalog.alledu.ru/
Конкурс «Учитель года России». Учительская копилка
http://www.teacheryear.ru/
Симметрия в искусстве http://irinmorozova.narod.ru/
Творчество детей в школе. Рисунки учащихся Московских школ
http://schools.keldysh.ru/kaleydoskop/
Программа предмета в системе обучения в художественной школе.
Эрмитаж http://www.hermitage.ru/
Русский музей http://www.rusmuseum.ru/
Ресурс содержит информацию о постоянной экспозиции Русского музея,
выставках, информацию о шедеврах из собрания Русского музея. К
сожалению, тут нет виртуальной экскурсии как на сайте Эрмитажа
Музей им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/
Ресурс содержит информацию о музее, краткий перечень наиболее
выдающихся экспонатов.
Государственный исторический музей http://www.shm.ru/
Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/

16

Приложение
Мониторинг отслеживания результатов образовательной
деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития по дополнительной
общеобразовательной программе «Живопись».
Дата
диагностики
Уровни
развития

ФИ ученика

Наблюдение
В
В
начале конце
года
года

Возраст
Техника рисования
Графические
Восприятие
навыки
цвета и техника
письма
В
В
В
В
начале конце начале конце
года
года
года
года

Высокий
Средний
Низкий

17

год обучения
Творческое
воображение
В
начале
года

В
конце
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».