ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:17:48
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Живопись»
6 год обучения
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Сулейманова Гульдар Мутагаровна,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Кузьминых Алена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Екатеринбург, 2025
1
Содержание
Страница
1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
2
1.2.Цель, задачи программы
1.3.Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4.Планируемые результаты.
5
5
12
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
12
12
2.2.Формы контроля/аттестации
13
2.3.Оценочные материалы
13
2.4.Методическое обеспечение
13
2.5.Список литературы
14
Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Живопись» имеет художественную
направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих
способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Живопись» направлена
на формирование и развитие творческих способностей учащихся, в том числе
на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их духовнонравственное воспитание, а также на удовлетворение их потребностей в
художественно-эстетическом развитии. Основным разделом содержания
программы является живопись с натуры.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
3
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Приобщение обучающихся к шедеврам мировой культуры в
живописи направлено на формирование целостной художественной картины
мира, воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический отклик на живописные произведения искусства
обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение видеть вести
диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
способность встать на позицию другого человека.
Во внеурочной деятельности школы живопись занимает важное место и
принадлежит к основным видам изобразительного искусства. Занятия
живописью являются одним из средств разностороннего развития учащихся:
художественно-творческого и личностного. Этот вид изобразительной
деятельности имеет ряд особенностей, которые выражаются в качестве
« создание картин »- через восприятия цвета –изучения науки о цвете, а
также участия на творческих выставках. Важным моментом является тот
факт, что правильное обучение рисованию цветом с детства есть наиболее
продуктивная форма развитию творчества.
Отличительной особенностью программы «Живопись» является
возможность её использовать в системе дополнительного образования и
внеурочной деятельности. Ее отличие от уже имеющихся программ в том,
что авторы синтезируют в преподавании основные методические положения
собственными методами работы в живописи: применяют собственную
методику работу в цвете гуашью и передачи формы предметов, а также
собственную методику в живописи над созданием творческой картины.
Одной из особенностей программы является тематика, включающий, как
традиционные для детей, так и оригинальные темы в выполнении в методике
не стандартных техниках, современного течения в живописи. Темы
подобраны с учетом интересов и потребностей современного подрастающего
поколения.
Занятия живописью предполагают выполнение рисунков акварельными
и гуашевыми красками. Особое внимание уделяется более углубленному, по
сравнению с обычной программой, изучению теоретических основ
живописи, технологии работы акварелью и гуашью. Передавать в цвете
формы предметов, объема, цветовой окраски, световоздушной перспективы.
В процессе практических заданий учащиеся осваивают разные технологии
работы акварелью и гуашью, что акварель дает наибольшие возможности в
изучении распределения светотени в цвете, влияния одного цвета на другой
при различных видах освещения, в изучении изменения цветовой окраски
предметов в зависимости от расстояния и т.д. Гуашевые краски позволяют
ярко, красочно решать композиции, придавая им декоративный характер.
4
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
художественного образования и опыт практической работы педагогов
художественного отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым изучением
отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки и содержания обучения курса
«Живопись», учитывая возможности системы художественно-эстетического
образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей, тесному
сотрудничеству с родителями в деле художественно-эстетического
воспитания и духовного обогащения детей.
Программа опирается на авторские методики: В.С. Кузина, Э. И.
Кубышкина «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольникова «Основы
живописи» В.С. Кузина «Рисунок. Живопись. Композиция». Для школ с
углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла.
Занятия живописью развивает у обучающихся эмоциональноэстетического восприятия произведений изобразительного искусства,
объектов действительности, художественный вкус, а также овладение
знаниями по теории живописной грамоты, в создание творческих картин под
руководством педагога. В связи с этим педагог дает систему
последовательности рисунка в области реалистической живописи.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 12 до 13 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю по 40 минут.
Объем программы:1 год обучения, 66 часов в год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 33 недели.
Уровень освоения программы: «продвинутый» – используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают
доступ к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержание программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие (10-16
человек).
Виды занятий: учебно-практическая, просмотр творческих работ по
полугодиям, годовая отчетная выставка.
Формы проведения итогов реализации программы: годовая
отчетная выставка.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. Для реализации практического компонента на занятиях по
программе «Живопись» используются: метод наблюдения и сравнения, метод
выявления сходства и различий, метод последовательности в построении
композиции, рисунка, и цветового решения натуры. Метод наглядно5
визуальной демонстрации рисунков и обсуждения в группе (анализ
творческих работ на фоне живописных произведений искусства)
Особенности реализации образовательного процесса. Определяющим
фактором обучения является целесообразный подбор и использование
наглядного материала: от доступного и любимого обучающимися, данного в
облегченном варианте от упражнений простых плоских форм в цвете до
объемных, более усложненных.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2.
Цель, задачи программы
Цель
программы
–
создание условий для художественноэстетического развития личности обучающихся, раскрытие их творческого
потенциала, содействия жизненному и околопрофессиональному их
самоопределению средствами изобразительного искусства (живописи).
Задачи программы:
Обучающие:
- знать и иметь представления о великих художниках и их шедеврах;
- приобретение и использование знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ, в том числе:
знаний разнообразных техник живописи;
знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя, свойств живописных
материалов, их возможностей и эстетических качеств;
умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
умений изображать объекты предметного мира, пространство.
навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения живописной работы.
- научить верно, и выразительно передавать в рисунке форму с натуры, по
памяти и воображению. Основные пропорции, общее строение и цвет
предметов;
- научить решению колористических задач в единстве с изучением формы
предметов;
- научить планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач.
Развивающие:
- развивать навыки наблюдательности, способности образно видения
окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность
восприятия реальности;
6
- развить пространственные представления, художественное и ассоциативное
мышления, умение работать в академическо-реалистическом стиле;
- развить глазомер творческой композиционной работы в разных
материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- развить навыки самостоятельной работы при выполнении практических,
теоретических домашних заданий.
Воспитательные:
- воспитать эмоционально – ценностное отношение к изобразительному
искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих
ценностей;
- воспитать мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитать уверенность в своих силах, адаптацию к социальной среде;
- сформировать эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- воспитать способность к творческому самовыражению и самореализации.
1.3 Содержание программы
Учебный план 6 года обучения
№ Наименование темы
за
ня
тия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1Этюд цветов на
нейтральном фоне
2
0,6
1,4
2
Этюд цветов на
нейтральном фоне
2
0,6
1,4
3
Осенний натюрморт с
боковым освещением
2
0,6
1,4
4
Осенний натюрморт с
боковым освещением
2
0,6
1,4
5
Осенний натюрморт с
боковым освещением
2
0,6
1,4
6
Осенний натюрморт с
боковым освещением
2
0,6
1,4
7
Этюд пейзажа: с натуры
2
0,6
1,4
1
7
Формы аттестации/
контроля
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
8
Этюд пейзажа: с натуры
2
0,6
1,4
9
Натюрморт из 3-х
предметов. Построение.
2
0,6
1,4
10
Натюрморт из 3-х
предметов. Колорит
2
0,6
1,4
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
11
Натюрморт из 3-х
предметов. Цветовое
решение
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
12
Натюрморт из 3-х
предметов. В цвете
2
0,6
1,4
13
Натюрморт из 3х предметов. В
цвете, нюансы.
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
14
Натюрморт из 3х предметов.
Завершение
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
15
Техника гризайль. .
Натюрморт из 3хпредметов. Компоновка.
Построение.
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
16
Техника гризайль.
Натюрморт из 3хпредметов. Тон
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
17
Техника гризайль.
Натюрморт из 3хпредметов.Объем
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
18
Техника гризайль.
Натюрморт из 3хпредметов. Завершение
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
19
Конструктивное
начало формы: свет,
полутон, тень (Шар)
2
0,6
1,4
Просмотрвыставка, собеседование
20
Конструктивное
начало формы: свет,
полутон, тень (Шар)
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
8
21
Рисунок геометрического
тела: куб. Построение
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
22
Рисунок геометрического
тела: куб. Цветовое
решение
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
23
Рисунок
геометрического
тела: конус.
Построение
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
24
Рисунок геометрического
тела: конус. Цветовое
решение
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
25
Рисунок натюрморта из
геометрических тел:
пирамида и шар.
Компоновка, построение
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
26
Рисунок натюрморта из
геометрических тел:
пирамида и шар. Цветовое
решение
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
27
Изменение цвета по
форме предмета. Ваза
сложной форма
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
28
Изменение цвета по
форме предмета. Ваза
сложной форма
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
29
Пространственное
воздействие цвета.
Фрукты
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
30
Пространственное
воздействие цвета.
Фрукты
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
9
31
Теория цветовых
впечатлений. Пейзаж на
рассвете
2
0,6
1,4
Просмотрвыставка, собеседование
32
Теория цветовых
впечатлений. Пейзаж на
рассвете
2
0,6
1,4
Текущая
практическая работа,
наблюдение
33
Складки на драпировки.
Форма, объем
2
0,6
1,4
Просмотрвыставка,
собеседование
66
9,8
56,2
ИТОГО
Содержание учебного плана
Наименование темы
Теория
Практика
№
1.
Этюд цветов на нейтральном
фоне
Освоение техники живописи
(лессировка, аля-прима)
2
Этюд цветов на нейтральном
фоне
Влияние светлотного
контраста.
выполнить рисунок с
натуры букета в технике
лессировки
выполнить рисунок с
натуры в технике аля-прима
3
Осенний натюрморт с
боковым освещением
Любой хроматический цвет
может быть сопоставлен по
светлоте с ахроматическим.
4
Осенний натюрморт с
боковым освещением
Влияние света на форму.
Свет, тень.
5
Осенний натюрморт с
боковым освещением
Использование приемов
перехода цвета в цвет.
Живописное решение
рисунка.
6
Осенний натюрморт с
боковым освещением
Палитра цветов для
натюрморта, соотношение
цветов.
Дорисовать натюрморт.
7
Этюд пейзажа: с натуры
Влияние теплых цветов на
холодные.
Рисунок пейзажа в цвете,
без линейного рисунка.
8
Этюд пейзажа: с натуры
Гармония цвета в
композиции.
Цветовое решение
освещения в пространстве.
9
Натюрморт из 3-х предметов.
Последовательный рисунок в
Нарисовать натюрморт в
карандаше.
10
нарисовать натюрморт в
хроматических цветах,
определить освещение и
показать где свет, где тень.
Живописное решение
рисунка.
10
Построение.
натюрморта.
Натюрморт из 3-х предметов.
Колорит
Свойство цвета: тон,
насыщенность, светлота
11
Натюрморт из 3-х
предметов. Цветовое
решение
Свойство цвета: тон,
насыщенность, светлота
12.
Натюрморт из 3-х
предметов. В цвете
Светлотный и цветовой
контрасты.
13
Натюрморт из 3-х
предметов. В цвете,
нюансы.
14
Натюрморт из 3-х
предметов.
Завершение
15
16
Определение гармоничного
сочетания цвета в окрасе
предмета, точность передачи
цвета в натюрморте
Работа над натюрмортом в
цвете.
подобрать цветовые
соотношения.
Работа над натюрмортом в
цвете.
Объем.
Работа над натюрмортом в
цвете.
Контрасты
Работа над натюрмортом в
цвете.
Дорисовать натюрморт,
подобрать цветовые
соотношения.
Цветовые соотношения.
Техника гризайль. Натюрморт
из 3-хпредметов. Компоновка.
Построение.
Что такое гризайль?
Техника гризайль. Натюрморт
из 3-хпредметов. Тон
Роль детализации в
натюрморте. Разбор тона ,
определение бликов, теней.
Работа над натюрмортом ,
выявление объема.
Светлота, насыщенность.
Нарисовать натюрморт,
показать характерность
предметов.
17
Техника гризайль.
Натюрморт из 3хпредметов.Объем
Тоновая гармония в
живописи.
Работа над натюрмортом,
Насыщенность тона.
18
Техника гризайль.
Натюрморт из 3-хпредметов.
Завершение
Качество тона, передача
фактуры поверхностей.
Завершение рисунка
натюрморта.
19
Конструктивное начало
формы: свет, полутон,
тень (Шар)
Конструкция предмета.
Объем. Свет. Полутон. Тень.
Выполнить рисунок шара
20
Конструктивное начало
формы: свет, полутон,
тень (Шар)
Выявить конструктивное
начало формы. Усвоить
приемы передачи объема.
Выполнить рисунок,
решить поставленные
живописные задачи.
21
Рисунок геометрического тела: Перспектива куба
куб. Построение
Выполнить рисунок , в
перспективе
22
Рисунок геометрического тела: Техника акварельной
живописи: лессировка
куб. Цветовое решение.
Рисунок куба в цвете.
11
Построение конуса.
Выполнить рисунок,
решить поставленные
задачи в построении.
23
Рисунок геометрического
тела: конус.
Построение
24
Рисунок геометрического тела: Техника
конус. Цветовое решение акварельной
живописи:
лессировка на
поверхности
предмета.
25
Рисунок натюрморта из
геометрических тел: пирамида
и шар. Компоновка,
построение
Особенности искусственного
освещения. Как меняется
цвет при искусственном
освещение
Выполнение рисунка по
правилам перспективы в
карандаше.
26
Рисунок натюрморта из
геометрических тел: пирамида
и шар. Цветовое решение
Дать основные понятия и
законы в теории цветовой
выразительности
Выполнение натюрморта в
цвете.
Выполнить рисунок ,
решить поставленные
живописные решения.
27
Изменение цвета по форме
предмета. Ваза сложной
форма
Компоновка натюрморта,
соотношение пропорций
предметов.
Нарисовать линейный
натюрморт с натуры.
28
Изменение цвета по форме
предмета. Ваза сложной
форма
Цветовое соотношение
предметов.
Живописная проработка
основных плоскостей.
29
Пространственное
воздействие цвета. Фрукты
Цветовое решение
Изменение насыщенности в
зависимости от освещения.
Работа над натюрмортом.
Определить освещение,
показать блик, свет, тень.
30
Пространственное
воздействие цвета. Фрукты
Проработка деталей.
Характеристики цвета:
цветовой тон, насыщенность
и светлота
Работа над натюрмортом.
Передать в рисунке
особенности колорита
тематики.
31
Теория цветовых
впечатлений. Пейзаж на
рассвете
Дать основные понятия и
законы в теории цветовых
впечатлений. Цветовые
проявления в природе
Выполнить рисунок одного
и тоже пейзажа, в разное
время суток;
32
Теория цветовых
впечатлений. Пейзаж на
рассвете
Особенности цветового
решения в натюрморте при
освещении на рассвете.
Выполнить
последовательный рисунок
в цвете.
33
Складки на драпировки.
Анализ формообразования
складок. Передача объема в
Графическое построение
складок. Живописное
12
Форма, объем
складках. Цветовое решение.
Насыщенность цвета в
живописи.
изображение драпировки.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
учащиеся
- знают и имеют представления о великих художниках и их шедеврах;
- используют знания, умения и навыки по выполнению живописных работ, в
том числе:
знания разнообразных техник живописи;
знания художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя, свойств живописных
материалов, их возможностей и эстетических качеств;
умеют видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственновоздушной среды;
умеют изображать объекты предметного мира, пространство.
используют основных техники и материалы;
используют навыки последовательного ведения живописной работы.
- верно, и выразительно передают в рисунке форму с натуры, по памяти и
воображению. Основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- решают колористические задачи в единстве с изучением формы
предметов;
- планируют и грамотно осуществляют учебные действия в соответствии с
поставленной
задачей,
находить
варианты
решения
различных
художественно-творческих задач.
Метапредметные результаты:
- демонстрируют навыки наблюдательности, способности образно видения
окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность
восприятия реальности;
развиты
пространственные
представления,
художественное
и
ассоциативное мышление, умение работать в академическо-реалистическом
стиле;
- развит глазомер творческой композиционной работы в разных материалах
с натуры, по памяти и по воображению;
- проявляют навыки
самостоятельной работы при выполнении
практических, теоретических домашних заданий.
Личностные результаты:
- сформирована потребность в систематических занятиях живописью;
- сформирован мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитана уверенность в своих силах, развита адаптация к социальной
13
среде;
- воспитаны эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- сформирована способность к творческому самовыражению и
самореализации.
2.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.
Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- мольберты, натюрмортные столы;
- натурный фонд ;
- проектор, экран, принтер, компьютер;
- наглядные плакаты, методические таблицы;
- альбомы репродукций;
-выставочный зал для картин;
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и
подведенияитоговреализациидополнительнойобразовательнойпрограммыявл
яются:
-текущая практическая работа;
- наблюдение;
-собеседование;
-просмотр;
-выставка;
2.3.Оценочные материалы
Реализация программы предполагает безотметочную форму контроля.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий. Итоговый контроль
осуществляется в процессе просмотров за полугодие и участие в конкурсах
рисунков..
Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной
работы. В данной программе предложен традиционный подход к формам
контроля и организации самостоятельной работы учащихся, принятый в
практической художественной деятельности. В программе перечень тем и
практических заданий (рисование живописных работ ориентированных как
на выявление качества усвоенных знаний, так и на самостоятельный
теоретический анализ применяемый в практической работе. Программа
14
содержит основные формы проверки усвоения знаний, умений, навыков,
требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического
обеспечения. Проводятся просмотры творческих работ учащихся.
Дополнительной формой контроля является участие учащихся в различных
конкурсах рисунков.
Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня учащихся
используются следующие формы:
-открытые занятия;
-просмотры;
-участие в фестивалях, конкурсах.
2.4. Методические материалы
Каждое занятие строится по схеме:
- диалог с учащимися;
-наблюдение и анализ формы предметов;
- анализ цветового строя объекта изучения;
- разбор последовательного рисунка;
-линейный рисунок;
-цветовой рисунок;
- анализ творческих работ.
Принципы и методы работы:
Принципы:
В основе изобразительной деятельности лежат следующие
педагогические принципы:
- единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством
изображения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с
детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Методы:
1.Метод-демонстрация (рассматриваем репродукции картин художников,
использование наглядных пособий, личный пример);
2.Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);
3.Метод пошагового рисунка с педагогом (по элементам, по частям, в
целом виде);
4.Метод анализа ( просмотр рисунков, с ними анализировать, выявлять
ошибки, подчеркивать лучшие фрагменты в работе).
15
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.
Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И.
Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для
учащихся1 – 4 классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003.
Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987.
Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. –
(Библиотека учителя)
Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.
Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. –
М., 1981,1985.
Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная
школа».
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2004. - 274 с.
2. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. М., Просвещение, 2004. - 103 с.
3. Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. -М.: Педагогика, 2006. -- 126 с.
4. Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная
16
школа».
Ресурсы удаленного доступа
Сетевое объединение методистов «СОМ» http://som.fio.ru/
Сайт содержит богатое собрание статей по методикам преподавания
изобразительного искусства, конспекты практических занятий.
«Учитель.ru». Педагогическая мастерская, конкурсы, виртуальный педсовет
и др http://teacher.fio.ru/
Каталог ссылок на портале «Все образование» http://catalog.alledu.ru/
Конкурс «Учитель года России». Учительская копилка
http://www.teacheryear.ru/
Симметрия в искусстве http://irinmorozova.narod.ru/
Творчество детей в школе. Рисунки учащихся Московских школ
http://schools.keldysh.ru/kaleydoskop/
Программа предмета в системе обучения в художественной
школе.
Эрмитаж http://www.hermitage.ru/
Русский музей http://www.rusmuseum.ru/
Ресурс содержит информацию о постоянной экспозиции Русского музея,
выставках, информацию о шедеврах из собрания Русского музея. К
сожалению, тут нет виртуальной экскурсии как на сайте Эрмитажа
Музей им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/
Ресурс содержит информацию о музее, краткий перечень наиболее
выдающихся экспонатов.
Государственный исторический музей http://www.shm.ru/
Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/
Приложение 1
17
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития по дополнительной
общеобразовательной программе «Живопись».
Дата
диагностики
Уровни
развития
ФИ ученика
Наблюдение
В
В
начале конце
года
года
Возраст
Техника рисования
Графические
Восприятие
навыки
цвета и техника
письма
В
В
В
В
начале конце начале конце
года
года
года
года
Высокий
Средний
Низкий
18
год обучения
Творческое
воображение
В
начале
года
В
конце
года