Живопись 9 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:19:36
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Живопись»
9 год обучения

Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Сулейманова Гульдар Мутагаровна,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Кузьминых Алена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

2

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Цель, задачи программы
1.3.Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4.Планируемыерезультаты.

5
6

2.ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

12

11

12

2.2.Формы контроля/аттестации

12

2.3.Оценочные материалы

12

2.4.Методическое обеспечение

13

2.5.Список литературы

13

Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Живопись» имеет художественную
направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих
способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Живопись» направлена
на формирование и развитие творческих способностей учащихся, в том числе
на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их духовнонравственное воспитание, а также на удовлетворение их потребностей в
художественно-эстетическом развитии. Основным разделом содержания
программы является живопись с натуры.
3

Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Приобщение обучающихся к шедеврам мировой культуры в
живописи направлено на формирование целостной художественной картины
мира, воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический отклик на живописные произведения искусства
обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение видеть вести
диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
способность встать на позицию другого человека.
Во внеурочной деятельности школы живопись занимает важное место и
принадлежит к основным видам изобразительного искусства. Занятия
живописью являются одним из средств разностороннего развития учащихся:
художественно-творческого и личностного. Этот вид изобразительной
деятельности имеет ряд особенностей, которые выражаются в качестве
« создание картин »- через восприятия цвета –изучения науки о цвете, а
также участия на творческих выставках. Важным моментом является тот
факт, что правильное обучение рисованию цветом с детства есть наиболее
продуктивная форма развитию творчества.
Отличительной особенностью программы «Живопись» является
возможность её использовать в системе дополнительного образования и
внеурочной деятельности. Ее отличие от уже имеющихся программ в том,
что авторы синтезируют в преподавании основные методические положения
собственными методами работы в живописи: применяют собственную
методику работу в цвете гуашью и передачи формы предметов, а также
собственную методику в живописи над созданием творческой картины.
Одной из особенностей программы является тематика, включающий, как
традиционные для детей, так и оригинальные темы в выполнении в методике
не стандартных техниках, современного течения в живописи. Темы
подобраны с учетом интересов и потребностей современного подрастающего
поколения.
Занятия живописью предполагают выполнение рисунков акварельными
и гуашевыми красками. Особое внимание уделяется более углубленному, по
сравнению с обычной программой, изучению теоретических основ
живописи, технологии работы акварелью и гуашью. Передавать в цвете
формы предметов, объема, цветовой окраски, световоздушной перспективы.
В процессе практических заданий учащиеся осваивают технологии работы
акварелью и гуашью, что акварель дает наибольшие возможности в изучении
распределения светотени в цвете, влияния одного цвета на другой при
различных видах освещения, в изучении изменения цветовой окраски
4

предметов в зависимости от расстояния и т.д. Гуашевые краски позволяют
ярко, красочно решать композиции, придавая им декоративный характер.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
художественного образования и опыт практической работы педагогов
художественного отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым изучением
отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки и содержания обучения курса
«Живопись», учитывая возможности системы художественно-эстетического
образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей, тесному
сотрудничеству с родителями в деле художественно-эстетического
воспитания и духовного обогащения детей.
Программа опирается на авторские методики: В.С. Кузина, Э. И.
Кубышкина «Изобразительное искусство» Н.М .Сокольникова «Основы
живописи » В.С. Кузина «Рисунок. Живопись. Композиция». Для школ с
углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла.
Занятия живописью развивает у обучающихся эмоциональноэстетического восприятия произведений изобразительного искусства,
объектов действительности, художественный вкус, а также овладение
знаниями по теории живописной грамоты, в создание творческих картин под
руководством педагога. В связи с этим педагог дает систему
последовательности рисунка в области реалистической живописи.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 14 до 15 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю по 40 минут.
Объем программы:1 год обучения, 66 часов в год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 33 недели.
Уровень освоения программы: «продвинутый» – используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают
доступ к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержание программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие (10-16
человек).
Виды занятий: учебно-практическая, просмотр творческих работ по
полугодиям, годовая отчетная выставка.
Формы проведения итогов реализации программы: годовая
отчетная выставка.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. Для реализации практического компонента на занятиях по
программе «Живопись» используются: метод наблюдения и сравнения, метод
5

выявления сходства и различий, метод последовательности в построении
композиции, рисунка, и цветового решения натуры. Метод наглядновизуальной демонстрации рисунков и обсуждения в группе (анализ
творческих работ на фоне живописных произведений искусства)
Особенности реализации образовательного процесса. Определяющим
фактором обучения является целесообразный подбор и использование
наглядного материала: от доступного и любимого обучающимися, данного в
облегченном варианте от упражнений простых плоских форм в цвете до
объемных, более усложненных.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель
программы
–
создание условий для художественноэстетического развития личности обучающихся, раскрытие их творческого
потенциала, содействия жизненному и околопрофессиональному их
самоопределению средствами изобразительного искусства (живописи).
Задачи программы:
Обучающие:
- знать и иметь представления о великих художниках и их шедеврах;
- приобретение и использование знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ, в том числе:
 знаний разнообразных техник живописи;
 знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя, свойств живописных
материалов, их возможностей и эстетических качеств;
 умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
 умений изображать объекты предметного мира, пространство.
 навыков в использовании основных техник и материалов;
 навыков последовательного ведения живописной работы.
- научить верно, и выразительно передавать в рисунке форму с натуры, по
памяти и воображению. Основные пропорции, общее строение и цвет
предметов;
- научить решению колористических задач в единстве с изучением формы
предметов;
- научить планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач.
Развивающие:
- развивать навыки наблюдательности, способности образно видения
6

окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность
восприятия реальности;
- развить пространственные представления, художественное и ассоциативное
мышления, умение работать в академическо-реалистическом стиле;
- развить глазомер творческой композиционной работы в разных
материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- развить навыки самостоятельной работы при выполнении практических,
теоретических домашних заданий.
Воспитательные:
- воспитать эмоционально – ценностное отношение к изобразительному
искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих
ценностей;
- воспитать мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитать уверенность в своих силах, адаптацию к социальной среде;
- сформировать эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- воспитать способность к творческому самовыражению и
самореализации.
1.3.
Содержание программы
Учебный план 9 года обучения
Наименование темы
№
заня
тия

1

Количество часов
Всего

1 «Цветной замок нашего
настроение»

Формы аттестации/
контроля

Теория Практика

2

0,6

1,4

2

«Цветной замок нашего
настроение» Цветовая палитра.

2

0,6

1,4

3

«Цветной замок нашего
настроение» Колорит.

2

0,6

1,4

4

«Цветной замок нашего
настроение» Цветовые нюансы.

2

0,6

1,4

5

Витраж в современном
искусстве.

2

0,6

1,4

6

Витраж в современном
искусстве, связь времен.

2

0,6

1,4

7

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение

7

Витраж в интерьере. Готика.

2

0,6

1,4

8

Витраж в интерьере, влияние
времен.

2

0,6

1,4

9

Рисуем музыку, психология
цвета.

2

0,6

1,4

10

Рисуем музыку, эмоции через
цвет.

2

0,6

1,4

11

Импрессионизм. Клод Моне

2

0,6

1,4

12

Импрессионизм. Клод Моне

2

0,6

1,4

13

Импрессионизм. Клод Моне

2

0,6

1,4

14

Импрессионизм. Пьер Огюст
Ренуар

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

15

Импрессионизм. Пьер Огюст
Ренуар

16

Импрессионизм. Пьер Огюст
Ренуар

2

0,6

1,4

17

Абстракция. Василий
Васильевич Кандинский

2

0,6

1,4

18

Абстракция. Василий
Васильевич Кандинский

2

0,6

1,4

19

Абстракция. Василий
Васильевич Кандинский

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

20

Абстракция. Робер Делоне

21

Абстракция. Робер Делоне

2

0,6

1,4

22

Абстракция. Казимир Малевич

2

0,6

1,4

23

Абстракция. Казимир Малевич

2

0,6

1,4

8

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Просмотрвыставка, собеседование
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение

24

Абстракция. Казимир Малевич

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение

25

Абстракция. Огюст
Эрбен

2

0,6

1,4

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Просмотрвыставка, собеседование

26

Абстракция. Огюст Эрбен

2

0,6

1,4

27

Мир через очки. Тоновая
проработка

2

0,6

1,4

28

Мир через очки. Тоновая
проработка

2

0,6

1,4

29

Мир через очки. Наложение
цвета

2

0,6

1,4

30

Мир через очки. Наложение
цвета

2

0,6

1,4

31

Контрольная постановка
натюрморта из 3 предметов.

2

0,6

1,4

32

Контрольная постановка
натюрморта из 3 предметов.

2

0,6

1,4

33

Контрольная постановка
натюрморта из 3 предметов.

2

0,6

1,4

66

9,8

56,2

ИТОГО

Содержание учебного плана
№

Наименование темы

Теория

Практика

1.

«Цветной замок нашего
настроение»

Влияние цвета на эмоции.
Активация воображения.

2

«Цветной замок нашего
настроение» Цветовая
палитра.

Цветовые группы цветов,
влияющие на эмоции.

3

«Цветной замок нашего
настроение» Колорит.

Свойства цветов, колорит. 

9

Придумать замок,
нарисовать линейный
рисунок.
Выполнить творческую
работу, подобрать
цветовую гамму.
Выполнить творческую
композицию.



4

«Цветной замок нашего
настроение» Цветовые
нюансы.

Влияние света на цвета.

5

Витраж в современном
искусстве.

Знакомство с витражной
живописью.

Нарисовать витраж.

6

Витраж в современном
искусстве, связь времен.

Влияние готического
витража в современности.

Цветовое решение витража.

7

Витраж в интерьере. Готика.

Витражное оформление
интерьера.

8

Витраж в интерьере, влияние
времен.

Гармония цвета в
композиции.

Цветовое решение
интерьера в пространстве.

9

Рисуем музыку, психология
цвета.

Психология цвета.

Цветовое решение
композиции.

10

Рисуем музыку, эмоции
через цвет.

Цветовая палитра эмоций. 

Завершение цветовой
композиции.

11

Импрессионизм. Клод Моне

Импрессионизм в живописи.

12.

Импрессионизм. Клод Моне

Творчество Клода Моне, в
истории живописи.

Нарисовать рисунок в
технике импрессионистов.
Подобрать колорит в
композиции.

13

Импрессионизм. Клод Моне

Определение гармоничного
сочетания цвета в работах
Клода Моне.

Завершение композиции в
технике импрессионизма.

14

Импрессионизм. Пьер Огюст
Ренуар

Цветовые соотношения в
работах Ренуара.

Нарисовать пейзаж.

Передача солнечного света в
пейзажах импрессионистов.

Передача света в пейзаже.

15

Импрессионизм. Пьер Огюст
Ренуар



Завершить творческую
композицию.

Рисунок интерьера с
витражом.

Живописное решение
поставленных задач в
работе.
Абстракционизм в живописи. Нарисовать рисунок в
стили абстракционизма.
Портрет

16

Импрессионизм. Пьер Огюст
Ренуар

Локальный цвет, нюансы в
работах импрессионистов.

17

Абстракция. Василий
Васильевич Кандинский

18

Абстракция. Василий
Васильевич Кандинский

Анализ работ
.Кандинского,абстракциониз
м в живописи

Портрет, цветовое решение.

19

Абстракция. Василий
Васильевич Кандинский

Особенности живописи в
современном искусстве.

Завершение портрета.

10

20

Абстракция. Робер
Делоне

Творчество Р.Делона.
Особенности стиля в
творчестве.

Выполнить рисунок, в
манере творчества Делоне.

21

Абстракция. Робер
Делоне

Выразительность через цвет.
Цвет и его эмоциональное
влияние.

Живописное решения
композиции.

22

Абстракция. Казимир
Малевич

Выразительность через
цвет. Цвет и его
эмоциональное влияние.

Нарисовать многоплановую
композицию.Живописное
решения композиции..

23

Абстракция. Казимир
Малевич

Последовательность рисунка
тематического натюрморта.

Выполнить рисунок,
решить поставленные
задачи в живописи.

24

Абстракция. Казимир
Малевич

Техника живописи
К.Малевича

Закончить нарисовать
натюрморт.

25

Абстракция. Огюст
Эрбен

Последовательный рисунок в
натюрморта.

Выполнить рисунок ,
решить поставленные.

26

Абстракция. Огюст Эрбен

Дать основные понятия и
законы в теории цветовой
выразительности

Выполнение натюрморта в
цвете..

27

Мир через очки. Тоновая
проработка

Освещение. Изменение
цвета, насыщенность тона.

28

Мир через очки. Тоновая
проработка

Цветовое решение.

Нарисовать « Мой мир»
рисунок в цвете, предать
сходства предметов.
Работа над композицией в
цвете.

29

Мир через очки.
Наложение цвета

Цветовое решение

Изменение насыщенности в
зависимости от освещения.

Работа надкомпозицией.
Показать блик, свет, тень.

30

Мир через очки.
Наложение цвета

Проработка деталей.
Характеристики цвета:
цветовой тон, насыщенность
и светлота

Работа над
композицией.Передать в
рисунке особенности
колорита тематики.

Повторение основных
правил построения
натюрморта.
Построение предметов,

Компоновка и построения
натюрморта.

31

32

Контрольная постановка
натюрморта из 3 предметов.
Контрольная постановка
натюрморта из 3

11



Выполнить
последовательный рисунок

33

предметов.

плановость в работе.

в карандаше с натуры.

Контрольная постановка
натюрморта из 3 предметов.

Перспектива в натюрморте.
Цветовой разбор изменения
цвета в зависимости от
освещения.

Решение живописных задач
в натюрморте.

Итого: 33

1.4 Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
учащиеся
- знают и имеют представления о великих художниках и их шедеврах;
- используют знания, умения и навыки по выполнению живописных работ, в
том числе:
 знания разнообразных техник живописи;
 знания художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя, свойств живописных
материалов, их возможностей и эстетических качеств;
 умеют видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
 умеют изображать объекты предметного мира, пространство.
 используют основных техники и материалы;
 используют навыки последовательного ведения живописной работы.
- верно, и выразительно передают в рисунке форму с натуры, по памяти и
воображению. Основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- решают колористические задачи в единстве с изучением формы
предметов;
- планируют и грамотно осуществляют учебные действия в соответствии с
поставленной
задачей,
находить
варианты
решения
различных
художественно-творческих задач.
Метапредметные результаты:
- демонстрируют навыки наблюдательности, способности образно видения
окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность
восприятия реальности;
развиты
пространственные
представления,
художественное
и
ассоциативное мышление, умение работать в академическо-реалистическом
стиле;
- развит глазомер творческой композиционной работы в разных материалах
с натуры, по памяти и по воображению;
- проявляют навыки
самостоятельной работы при выполнении
12

практических, теоретических домашних заданий.
Личностные результаты:
- сформирована потребность в систематических занятиях живописью;
- сформирован мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитана уверенность в своих силах, развита адаптация к социальной
среде;
- воспитаны эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- сформирована способность к творческому самовыражению и
самореализации.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- мольберты, натюрмортные столы;
- натурный фонд ;
- проектор, экран, принтер, компьютер;
- наглядные плакаты, методические таблицы;
- альбомы репродукций;
-выставочный зал для картин;
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и
подведенияитоговреализациидополнительнойобразовательнойпрограммыявл
яются:
-текущая практическая работа;
- наблюдение;
-собеседование;
-просмотр;
-выставка;
2.3.Оценочные материалы
Реализация программы предполагает
Текущий контроль осуществляется
деятельностью ребенка в процессе
осуществляется в процессе просмотров за
рисунков.

безотметочную форму контроля.
посредством наблюдения за
занятий. Итоговый контроль
полугодие и участие в конкурсах

Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной
13

работы. В данной программе предложен традиционный подход к формам
контроля и организации самостоятельной работы учащихся, принятый в
практической художественной деятельности. В программе перечень тем и
практических заданий (рисование живописных работ ориентированных как
на выявление качества усвоенных знаний, так и на самостоятельный
теоретический анализ применяемый в практической работе. Программа
содержит основные формы проверки усвоения знаний, умений, навыков,
требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического
обеспечения. Проводятся просмотры творческих работ учащихся.
Дополнительной формой контроля является участие учащихся в различных
конкурсах рисунков.
Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня учащихся
используются следующие формы:
-открытые занятия;
-просмотры;
-участие в фестивалях, конкурсах.
2.4. Методические материалы
Каждое занятие строится по схеме:
- диалог с учащимися;
-наблюдение и анализ формы предметов;
- анализ цветового строя объекта изучения;
- разбор последовательного рисунка;
-линейный рисунок;
-цветовой рисунок;
- анализ творческих работ.
Принципы и методы работы:
Принципы:
В основе изобразительной деятельности лежат следующие
педагогические принципы:
- единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством
изображения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с
детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Методы:
1.Метод-демонстрация (рассматриваем репродукции картин художников,
использование наглядных пособий, личный пример);
14

2.Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);
3.Метод пошагового рисунка с педагогом (по элементам, по частям, в
целом виде);
4.Метод анализа ( просмотр рисунков, с ними анализировать, выявлять
ошибки, подчеркивать лучшие фрагменты в работе).
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.
Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И.
Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для
учащихся1 – 4 классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003.
Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987.
Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. –
(Библиотека учителя)
Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.
Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. –
М., 1981,1985.
Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная
школа».
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2004. - 274 с.
2. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. М., Просвещение, 2004. - 103 с.
15

3. Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. -М.: Педагогика, 2006. -- 126 с.
4. Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная
школа».
Ресурсы удаленного доступа
Сетевое объединение методистов «СОМ» http://som.fio.ru/
Сайт содержит богатое собрание статей по методикам преподавания
изобразительного искусства, конспекты практических занятий.
«Учитель.ru». Педагогическая мастерская, конкурсы, виртуальный педсовет
и др http://teacher.fio.ru/
Каталог ссылок на портале «Все образование» http://catalog.alledu.ru/
Конкурс «Учитель года России». Учительская копилка
http://www.teacheryear.ru/
Симметрия в искусстве http://irinmorozova.narod.ru/
Творчество детей в школе. Рисунки учащихся Московских школ
http://schools.keldysh.ru/kaleydoskop/
Программа предмета в системе обучения в художественной
школе.
Эрмитаж http://www.hermitage.ru/
Русский музей http://www.rusmuseum.ru/
Ресурс содержит информацию о постоянной экспозиции Русского музея,
выставках, информацию о шедеврах из собрания Русского музея. К
сожалению, тут нет виртуальной экскурсии как на сайте Эрмитажа
Музей им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/
Ресурс содержит информацию о музее, краткий перечень наиболее
выдающихся экспонатов.
Государственный исторический музей http://www.shm.ru/
Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/

16

Приложение 1
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития по дополнительной
общеобразовательной программе «Живопись».

Дата
диагностики
Уровни
развития

ФИ ученика

Наблюдение
В
В
начале конце
года
года

Возраст
Техника рисования
Графические
Восприятие
навыки
цвета и техника
письма
В
В
В
В
начале конце начале конце
года
года
года
года

Высокий
Средний
Низкий

17

год обучения
Творческое
воображение
В
начале
года

В
конце
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».