ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-09 10:20:04
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Классический танец»
1 год обучения
Возраст обучающихся: 6,5-8 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Ильиных Анастасия Алексеевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Палтусова Наталья Михайловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Чернавских Ольга Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Екатеринбург, 2025
1
Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Страница
ПРОГРАММЫ
2
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи программы
2
4
1.3.Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.
5
11
2. ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
11
2.2.Формы контроля/ аттестации
11
12
2.3.Оценочные материалы
12
2.4.Методическое обеспечение
13
2.5.Список литературы
14
Приложение 1.
Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «КЛАССИЧЕСКИЙ
ТАНЕЦ» имеет художественную направленность и ориентирована на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Актуальность программы обусловлена ее направленностью не только на
то чтобы дать обучающимся танцевальные навыки и умения, но и обеспечить
формирование познавательной активности и творческого мышления. Занятия
по данной программе учитывают возрастные, психологические и
физиологические особенности обучающихся, поэтому темы занятий
чередуются в течение всего учебного процесса.
3
Отличительной особенностью программы «Классический танец»
заключается в том, что программа включает в себя обучение детей
импровизации и самостоятельному сочинению танцевальных фрагментов,
комбинаций. Дети получают большую свободу самовыражения, возможность
показать свою индивидуальность, воплотить собственные идеи, придумывая
и комбинируя движения. Это оказывает положительный эффект на развитие
их фантазии, воображения, творческих способностей. Тренирует
ассоциативное, образное восприятие, способность пластически мыслить.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
хореографического образования и опыт практической работы педагогов
хореографического отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым изучением
отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки и содержания обучения по курсу
«Классический танец», учитывая возможности системы художественноэстетического образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей, тесному
сотрудничеству с родителями в деле художественно-эстетического
воспитания и духовного обогащения детей.
Танец
является
многофункциональным
инструментом
для
разностороннего развития обучающегося. Как один из способов
художественно-эстетического и физического развития личности, танец
оказывает значительное влияние на творческую, эмоциональную
составляющую личности, кроме того развивает телесный аппарат – укрепляет
мышечный корсет, формирует осанку и красивую фигуру.
Творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на
созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание
прекрасного,
активизируют
внимание и ассоциативное восприятие,
воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время
дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство
ответственности, помогают социализироваться.
Содержание курса «Классический танец» направлено на обучающихся
хореографического класса, так же способствует формированию
эстетического отношения к миру на основе визуальных пластических
образов, реализации художественно-творческого потенциала. Курс
«Классический танец» является гармоничным дополнением в виде
сценической практики, что дает возможность обучающимся реализовать свои
знания, умения, навыки, полученные на занятиях сопутствующих
хореографических курсов.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 6,5 до 8 лет. Количественный состав группы – 6-20 человек.
Режим занятий: 4 раза в неделю по 40 минут.
4
Объем программы: 1 год обучения, по 4 часа в неделю, 132 часов в год.
Срок освоения программы: 33 недели в год.
Уровень
освоения
программы:
«стартовый»
реализует
общедоступную и универсальную форму организации материала,
обеспечивая освоение уровня при минимальной сложности.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие.
Виды занятий: учебно-практическая, учебно-творческая, репетиция,
творческий зачет, открытые занятия, концерты для родителей.
Формы проведения итогов реализации программы: творческий зачет,
открытые занятия, концерты для родителей.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
хореографические навыки, особенности классического танца, средства
музыкально-пластической выразительности. Для реализации практического
компонента на занятиях по программе «Классический танец» используются:
метод практического обучения, метод наглядного восприятия, метод
стимулирования деятельности и поведения, метод рефлексии, метод
сенсорного восприятия.
В период приостановки образовательной деятельности, в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями, образовательный
процесс организуется с применением дистанционных технологий.
Особенности реализации образовательного процесса. Комплектование
занятий проводится с учетом физических способностей. Вновь поступившие
учащиеся распределяются по группам, соответственно их возрасту и уровню
подготовки.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей учащегося
через овладение основами хореографии и пропаганды о популяризации
его здорового образа жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
обучить первоначальным терминам базовых танцевальных движений
обучить запоминать и координировать начальный танцевальный
материал;
обучить учащихся воспринимать развитие музыкальных образов и
выражать их в движениях, согласовывать движения с характером
музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
Развивающие:
развить элементы координации движений;
развить элементы механизма физической памяти;
развить первоначальный уровень ритмичности и музыкальности.
Воспитательные:
5
сформировать интерес к танцу;
привить культуру поведения и общения в коллективе учащихся и
педагогом.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№
заня
тия
1-3
4-6
Наименование темы
Кол-во часов
Теория Практика
Всего
Раздел 1: Экзерсис у станка
Положение рук.
3
1
2
1 позиция
2 позиция
3 позиция
Поклоны.
3
1
2
7-11 Позиции ног.
1позиция
2позиция
3позиция
5позиция
6 позиция
12- Exercice (упражнения)
15 для развития силы ног,
лежа на коврике.
5
1
4
4
1
3
1620
Exercice (упражнения)
для развития гибкости.
5
1
4
2125
Passe` (проведение ноги)
на 45°
5
1
4
2629
Releve`(подъем).
4
1
3
30-
Demi-plie`
5
1
4
6
Формы
аттестации/
контроля
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
34
(полуприседание).
3539
Pas saute`(прыжок с двух
ног на две).
5
2
3
4044
Battement` tendu
(движение натянутой
ногой).
5
2
3
4550
Exercice par terre
(упражнения на полу) на
развитие выворотности.
Exercice par terre
(упражнения на полу)
для укрепления мышц
спины.
Exercice par terre
(упражнения на полу)
для коррекции осанки.
6
2
4
6
2
4
5
1
4
6266
Releve lent (медленный
подъем ноги) на 90°.
5
1
4
6770
Позиции рук.
4
2
2
7174
Exercice (упражнения)
для силы и мягкости рук.
4
1
3
5156
5761
7578
Раздел 2: Музыкальное движение
Виды шагов.
4
1
3
7982
Pas degage`(переход с
ноги на ногу).
4
1
3
83-
Ход маршем.
4
1
3
7
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Опрос по
теме
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Открытое
занятие для
педагогов и
родителей.
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
86
8791
Виды шагов по точкам
зала.
5
2
3
9296
Сценический бег.
5
1
4
97102
Exercice (упражнения) с
мячом для развития
ловкости.
6
2
4
103- Pas couru (мелкий бег).
107
5
1
4
108- Шаг с подскоком.
112
5
1
4
113- Галоп боковой.
118
6
2
4
Раздел 3: Введение в мир искусства
119- Прослушивание музыки.
2
1
1
120
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Раздел 4: Танцевально-художественная работа
121- Музыкально6
2
4
Текущая
128 пластические этюды
практическая
работа,
наблюдение
129- Танцевальные
6
2
4
Итоговое
136 композиции на основе
открытое
пройденных элементов.
занятие.
ИТОГО
132
38
94
8
Содержание
Раздел 1: Экзерсис у станка
Изучение начальных навыков хореографии. Изучение первоначальных
музыкально-теоретических знаний. Развитие музыкального мышления.
Развитие двигательных способностей, чувство ритма. Привитие
обучающимся чувственного восприятия танца через слушание музыки.
Тема 1. Положение рук.
1 позиция
2 позиция
3 позиция
Тема 2. Поклоны.
Тема 3. Позиции ног.
1 позиция
2 позиция
3 позиция
5 позиция
6 позиция
Тема 4. Exercice (упражнения) для развития силы ног, лежа на коврике.
Тема 5. Exercice (упражнения) для развития гибкости.
Тема 6. Passe` (проведение ноги) на 45°
Тема 7. Releve`(подъем).
Тема 8. Demi-plie` (полуприседание).
Тема 9. Pas saute`(прыжок с двух ног на две).
Тема 10. Battement` tendu (движение натянутой ногой).
Тема 11. Exercice par terre (упражнения на полу) на развитие выворотности.
Тема 12. Exercice par terre (упражнения на полу) для укрепления мышц
спины.
Тема 13. Exercice par terre (упражнения на полу) для коррекции осанки.
Тема 14. Releve lent (медленный подъем ноги) на 90°.
Тема 15. Позиции рук.
Тема 16. Exercice (упражнения) для силы и мягкости рук.
Теория: Знать термины базовых танцевальных движений. Уметь запоминать
и координировать танцевальный материал. Слушать, воспринимать,
анализировать музыкальный материал. Различать точки класса.
Практика: Координировать движения рук, головы и ног. Уметь
согласовывать движения с характером и темпом музыки. Грамотно
исполнять танцевальные элементы. Развить первоначальные двигательные
навыки. Слышать начало музыкальной фразы и ее окончание.
Раздел 2: Музыкальное движение
Изучение начальных навыков хореографии. Изучение первоначальных
музыкально-теоретических знаний. Развитие музыкального мышления.
Развитие двигательных способностей, чувство ритма. Привитие
обучающимся чувственного восприятия танца через слушание музыки.
Тема 1. Виды шагов.
9
Тема 2. Pas degage`(переход с ноги на ногу).
Тема 3. Ход маршем.
Тема 4. Виды шагов по точкам зала.
Тема 5. Сценический бег.
Тема 6. Exercice (упражнения) с мячом для развития ловкости.
Тема 7. Pas couru (мелкий бег).
Тема 8. Шаг с подскоком.
Тема 9. Галоп боковой.
Теория: Знать термины базовых танцевальных движений. Уметь запоминать
и координировать танцевальный материал. Слушать, воспринимать,
анализировать музыкальный материал.
Практика: Уметь исполнять различные сочетания движений в соответствие
с характером музыки. Грамотно исполнять танцевальные элементы. Развить
первоначальные двигательные навыки. Слышать начало музыкальной фразы
и ее окончание.
Раздел 3: Введение в мир искусства
Привитие обучающимся чувственного восприятия танца через слушание
музыки.
Тема 1. Прослушивание музыки.
Теория: Определять музыкальный размер, темп, характер музыкального
сопровождения. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальный
материал.
Практика: Уметь согласовывать движения с характером и темпом музыки.
Раздел 4: Танцевально-художественная работа
Запоминание и исполнение танцевальных комбинаций на основе
пройденного материала. Передача характера классической манеры,
требующей мягкости и чистоты исполнения.
Тема 1. Музыкально-пластические этюды.
Тема 2. Танцевальные композиции на основе пройденных элементов.
Теория: Понимать и правильно применять в речи терминологию изученных
движений. Анализировать чувство мышечного самоконтроля. Слушать,
воспринимать, анализировать музыкальный материал. Различать точки
класса
Практика: Корректировать и развивать физические данные. Запоминать и
исполнять танцевальные комбинации на основе пройденного материала.
Уметь передать характер классической манеры, требующей мягкости и
чистоты исполнения. Грамотно исполнять танцевальные элементы.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
знает первоначальные термины базовых танцевальных движений
запоминает и координирует начальный танцевальный материал;
обучен воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в
движениях.
10
Метапредметные результаты:
развиты элементы координация движений;
развиты элементы механизма физической памяти;
развиты элементы ритмичности и музыкальности.
Воспитательные:
сформирован интерес к танцу;
привита культура поведения и общения в коллективе учащихся и
педагога.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- специализированный класс, оборудованный станками, зеркалами;
- телевизор
- музыкальный центр
- фонотека на цифровых носителях
- видеотека по хореографии
- сценическая площадка (оборудованный актовый зал);
- специальная форма и обувь для занятий;
2.2.Формы аттестации /контроля
Формы контроля и промежуточной (итоговой) аттестации
являются:
Текущая практическая работа, наблюдение;
Опрос по теме;
Открытое занятие для родителей и педагогов;
Итоговое открытое занятие.
Подведение итогов проводится в соответствии с разработанными
критериями оценки результатов реализации программы.
2.3. Оценочные материалы
1. Матрица оценки качества результата образования по предмету
«Классический танец»
Реализация программы предполагает безотметочную форму контроля.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий. Итоговый контроль
осуществляется в процессе итоговых занятий, открытых занятий для
родителей.
11
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем
осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству
мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий.
1.
№
Описание составляющих
Качест
во
отсутс
т вует
1
2
3
4
Развитие физических данных
гибкость
выворотность
прыжок
растяжка
выносливость
равновесие
шаг
Средний балл:
Знание
основных
хореографических навыков и
умение их применять на практике
постановка корпуса
понятие "втянутое колено"
понятие "вытянутый подъем",
"птичка"
крест "два плеча, два бедра"
основные позиции ног
основные позиции рук
термины
различных
техник
танца, согласно году обучения
Средний балл:
Пространственная ориентация
понятия
"ближний
круг",
"дальний круг"
интервал
ракурс
умение держать рисунок
точность перестроения
чувство партнёра
Средний балл:
Психофизиологическое развитие
развитие чувства ритма
Качест
во
выраж
ен о
очень
слабо
на
уровне
0
1 балл
баллов первич
н ого
знания
12
Шкала оценки
Качест Качест
во
во
выраж выраж
ен о
ен о в
очень средне
слабо й
на
степен
уровне
на
2 балла и
3 балла
знаний уровне
первич
н ого
навык
а
Качест
во
выраж
ено в
средне
й
степен
и
на
4 балла
уровне
навык
а
(приме
няе т
н
а
практи
ке)
Качест
во
выраж
ено в
высок
ой
степен
и
5 на
уровне
баллов
уверен
ног о
приме
нен ия
н
а
практи
ке
2.Лист самоконтроля
2.4. Методические материалы
Успешное решение поставленных задач на занятиях «Классический танец»
возможно
только при
использовании следующих
педагогических
принципов и методов обучения.
Принципы:
o индивидуализации (определение
посильных заданий с учётом
возможностей ребёнка);
o систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
o наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
o повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных
навыков);
o сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное
и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
o сотрудничества участников образовательного процесса и доступность
обучения;
o разноуровневости (выбор тематики, приемов работы в соответствии с
возрастом детей);
o интеграции (использование разных форм и техник исполнения);
o целостности (соблюдение единства обучения и развития с одной
стороны, системность с другой).
Методические приемы:
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод. Заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод. Выразительный показ под счет, с музыкой.
Для успешного достижения цели в образовательно-воспитательном
процессе детского коллектива с учетом личностного подхода к ребенку,
формирования важнейших качеств личности: трудолюбия, стремления к
совершенству, чувства ответственности, взаимопомощи - используются
различные формы занятий:
- учебно-практическая;
- учебно-творческая.
Педагогические технологии
1. Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их
основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности,
направленный на усвоение общественного опыта
13
2.Технология здоровьесберегающего обучения. Для занятий
хореографией мною принимаются учащиеся с различными физическими
данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься как общим
физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических
недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений
создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе
обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки
по здоровому образу жизни.
3.Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
Данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех формах,
которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология
обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает
индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу.
4. Использование дистанционных технологий в период
карантина: Zoom, WhatsApp.
Отчетные выступления, участие в концертах, праздничных программах
– все это является условием для применения полученных знаний, умений и
навыков, формой контроля уровня подготовки. Концертная деятельность –
это показатель стабильности коллектива, общей культуры и грамотности его
исполнителей.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.Музыка и хореография современного балета. – Ленинград, 1974 – 294с.
2.Н.И.Шарова. Детский танец. – Санкт-Петербург, 2011 – 62с.
3.Н.И.Тарасов. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 3-е
изд. – СПб.: издательство «Лань», 2005.- 496 с.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1.Звездочкин В.А. Классический танец: учебное пособие для студентов
высших и средних учебных заведений искусств и культуры,-2-е изд.- Ростов
н/Д: «Феникс» 2005,- 410с.
2.Базарова Н.П. Классический танец. Методика четвертого и пятого года
обучения.- 2-е изд., Искусство,1984,- 199с.
Ресурсы удаленного доступа:
Электронный ресурс:
1. Википедия — свободная энциклопедия (wikipedia.org)
2. Глоссарий.ru: Балет (glossary.ru)
3. http://balet24.ru/
14
4. Маленькая балетная энциклопедия (classical.ru)
5. Dance International Magazine - Опубликовано ежеквартально, наши
углубленные особенности, обзоры и отчеты помогают построить живой
разговор вокруг танца.
6. Энциклопедия балета (ballet-enc.ru)
1. Википедия – свободная энциклопедия wikipedia.org
2. Глоссарий.ru glossary.ru
3. Журнал балет www.russianballet.ru
4. Маленькая балетная энциклопедия ballet.classical.ru
5. Международный танцевальный журнал www.danceinternational.org
6. Энциклопедия балет
15
Приложение 1
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
Карта предварительного контроля
Фамилия имя
Сколько полных лет
Рост
Вес
Строение тела
Осанка
Выворотность
Стопа
Балетный шаг
Гибкость тела
Прыжок
Координация движений
Музыкально-ритмическая координация
Устойчивость
Темперамент
Особые отметки
16