Классический танец 5 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:21:38
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Классический танец»
5 год обучения

Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Ильиных Анастасия Алексеевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Палтусова Наталья Михайловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Чернавских Ольга Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Екатеринбург, 2025
2

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебная программа Содержание
1.4. Планируемые результаты.

6
8
14

2. ОРГАНИЗАЦИОННО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

-

16

2.1. Условия реализации программы

16

2.2. Формы контроля/ аттестации

16

2.3. Оценочные материалы

16

2.4. Методическое обеспечение

19

2.5. Список литературы

20

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности.
Приложение 2. Мониторинг теоретических и практических результатов
обучения учащегося по дополнительной образовательной программе.
Приложение 3. Мониторинг общеучебных умений и навыков учащегося
по дополнительной образовательной программе.

3

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «КЛАССИЧЕСКИЙ
ТАНЕЦ» имеет художественную направленность и ориентирована на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Классический танец»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся,
в том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их
потребностей в художественно-эстетическом развитии.

4

Актуальность программы обусловлена ее направленностью не только на
то, чтобы дать обучающимся танцевальные навыки и умения, но и
обеспечить формирование познавательной активности и творческого
мышления. Занятия по данной программе учитывают возрастные,
психологические и физиологические особенности обучающихся, поэтому
темы занятий чередуются в течении всего учебного процесса.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Классический танец»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся,
в том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а
также на удовлетворение их индивидуальных потребностей в
художественно-эстетическом развитии.
При овладении искусством классического танца происходит становление и
развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. В
процессе обучения закладываются основы систематизации, классификации
явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа
танцевальных образов, что определяет развитие памяти, фантазии,
воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов
решения проблем.
Наряду с прохождением новых движений, каждый год обучения должен
закрепляться ранее пройденный материал, который необходимо включать в
комбинации, сочетая с более сложными движениями. Это позволит
выработать у учащихся мышечную силу, устойчивость, координацию, а
также
профессиональную
память,
выносливость.
Рекомендуется
периодически, в качестве контроля качества усвоения пройденного
материала, давать учащимся небольшие домашние задания на повторение
правил исполнения базовых элементов программы, составление собственных
учебных комбинаций, анализ небольших танцевальных миниатюр.
Увеличение мышечной нагрузки в течение всего периода обучения
производится постепенно и планомерно; усложнение лексики, введение
новых технических приемов, усложнение композиции заданий должны быть
также подготовлены всем предыдущим ходом обучения.
Важной задачей всего курса обучения является воспитание
эмоциональной
выразительности
исполнения,
точная
передача
национального стиля и манеры танца. Исполнение всегда должно быть
естественным, предлагаемый материал – всегда соответствовать не только
техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную
психологию.
Усвоение программы при ведении предмета должно опираться на
дифференцированный подход к детям, к состоянию класса. Многое зависит
от физических, профессиональных данных учащихся, от степени их
способности к восприятию материала.
Отличительная особенность программы «Классический танец»
заключается в том, что программа включает в
себя обучение детей
импровизации и самостоятельному сочинению танцевальных фрагментов,
5

комбинаций. Дети получают большую свободу самовыражения, возможность
показать свою индивидуальность, воплотить собственные идеи, придумывая
и комбинируя движения. Это оказывает положительный эффект на развитие
их фантазии, воображения, творческих способностей. Тренирует
ассоциативное, образное восприятие, способность пластически мыслить.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
хореографического образования и опыт практической работы педагогов
хореографического отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым изучением
отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки и содержания обучения по курсу
«Классический танец», учитывая возможности системы художественноэстетического образования школы. Большое значение в программе уделяется
организации учебного процесса, созданию условий творческой реализации
детей, тесному сотрудничеству с родителями в деле художественноэстетического воспитания и духовного обогащения детей.
Танец
является
многофункциональным
инструментом
для
разностороннего развития обучающегося. Как один из способов
художественно-эстетического и физического развития личности, танец
оказывает значительное влияние на творческую, эмоциональную
составляющую личности, кроме того, развивает телесный аппарат –
укрепляет мышечный корсет, формирует осанку и красивую фигуру.
Творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на
созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание
прекрасного,
активизируют
внимание и ассоциативное восприятие,
воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время
дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство
ответственности, помогают социализироваться.
Содержание курса «Классический танец» направлено на обучающихся
хореографического класса, так же способствует формированию
эстетического отношения к миру на основе визуальных пластических
образов, реализации художественно- творческого потенциала. Курс по
программе «Классический танец» является гармоничным дополнением
образования в виде сценической практики, что дает возможность
обучающимся реализовать свои знания, умения, навыки, полученные на
занятиях сопутствующих хореографических курсов.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 11 до 12 лет. Количественный состав группы – 6-20 человек.
Режим занятий: 5 раз в неделю по 40 минут.
Объем программы: 165 часов в год.
Срок освоения программы: 33 недели, 1 год обучения.
Уровень освоения программы: «продвинутый» – используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают
доступ к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического
6

направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержание программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие.
В период приостановки образовательной деятельности, в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями, образовательный
процесс организуется с применением дистанционных технологий.
Виды занятий: учебно-практическая, учебно-творческая, репетиция,
творческий зачет, открытые занятия, концерты для родителей.
Формы проведения итогов реализации программы: творческий зачет,
открытые занятия, концерты для родителей.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
хореографические навыки, особенности классического танца, средства
музыкально-пластической выразительности. Для реализации практического
компонента на занятиях по программе «Классический танец» используются:
метод практического обучения, метод наглядного восприятия, метод
стимулирования деятельности и поведения, метод рефлексии, метод
сенсорного восприятия.
Особенности реализации образовательного процесса. Комплектование
занятий проводится с учетом физических способностей. Вновь поступившие
учащиеся распределяются по группам, соответственно их возрасту и уровню
подготовки.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – создание условий для формирования и
развития творческих способностей обучающихся, содействия жизненному и
околопрофессиональному их самоопределению, через воспитание социальноактивной, культурно-творческой личности средствами хореографического
искусства (классического танца).
Задачи программы:
Обучающие:
- знания об истории развития классического танца и хореографическом
искусстве в России;
- продолжить работу по развитию двигательных функций, необходимых для
исполнения классической хореографии: выворотности ног, гибкости корпуса,
увеличению танцевального шага и прыжка;
- познакомить со специальной терминологией, используемой в классической
хореографии, с элементами и более сложными развернутыми комбинациями
классического танца;
- продолжить работу по формированию навыков координации, владения
мышечным и суставно-двигательным аппаратом;
- освоить пуантовую технику;
- обучить понимать характер музыкального сопровождения и верно
7

согласовать действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии
музыкальной темы;
- формировать способность распределять сценическую площадку,
чувствовать партнеров, сохранять рисунок танца;
- обучить умению оптимально распределять силовую нагрузку не только в
отдельных частях урока, но и в каждом упражнении с учетом количества
повторений заданного движения;
- обучить навыкам владения основами актерского мастерства.
Развивающие:
- развить высокий уровень координации движений, способствующих
музыкальному и танцевально-образному самовыражению обучающегося;
- совершенствовать механизм физической памяти;
- развить устойчивость и силу ног, силу стоп, посредством исполнения
движений на полупальцах и пуантах;
- развить технику исполнительского мастерства, посредством исполнения
танцевальных комбинаций у станка и на середине зала;
- сформировать умение использовать полученные знания и навыки для
воплощения собственных замыслов с помощью элементов и основных
комбинаций классического танца;
- развить навык владеть дыханием во время исполнения комбинаций в
быстром темпе.
Воспитательные:
- воспитать потребность в систематических занятиях классическим
тренажом;
- воспитать мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитать уверенность в своих силах, адаптацию к социальной среде;
- сформировать эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
воспитать стремление к здоровому образу жизни (физическому
здоровью, укреплению нервной системы);
- воспитать способность к творческому самовыражению и творческую
инициативу.
1.3. Содержание программы
Учебный план 5 года обучения
№
заня
тия

1.
1.1.

Наименование темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

Экзерсис у станка 86 часов
Demi-plie`(полуприседание) с
движением руки.

3
8

1

2

Текущая
практическая

1.2.

Grand plie`(глубокое приседание)
с движением руки.

4

1

3

1.3.

Battement tendu по V позиции c
demi-plie` (движение натянутой
ногой с полуприседанием).

4

1

3

1.4.

Battement pique`(«колющее
движение).

3

1

2

1.5.

Demi - rond (полукруг) на 45° на
всей стопе.

4

1

3

1.6.

Battement fondu («тающее»
движение) в маленьких позах.

5

1

4

1.7.

Battement soutenus (непрерывное
движение с затягиванием ноги в
позицию) на полупальцах en face
(лицом к зрителю).

4

1

3

1.8.

Battement frappe («ударяющее»
движение) в маленьких позах.

4

1

2

1.9.

Petit battement sur le cou-de-pied
(маленькие движения на
щиколотке опорной ноги).

5

1

4

1.10.

Большие позы croise`, efface` en
l`air (скрещенное, открытое
положение на воздух).

4

1

3

1.11

Demi-detourne` (полуповорот) в
V позиции к станку и от станка.

3

1

2

1.12

Battement releve` lent (медленный
подъем ноги).

5

1

4

1.13

Танцевальные комбинации на
основе пройденных элементов.

6

2

4

9

работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Открытое
занятие

1.14

Battement tendu c demi-plie`
(движение натянутой ногой с
полуприседанием) во II позицию.

5

1

4

1.15

Balancoire («раскачивающееся»)
движение.

4

1

3

1.16

Battement fondu («тающее»
движение) на полупальцах.

5

1

4

1.17

Battement developpe`
(«разворачивающееся»)
движение.

5

1

4

1.18

Grand battement jete` (большой
бросок натянутой ногой).

5

1

4

1.19

Detourne` (полуповорот) по V
позиции к станку и от станка.

4

1

3

1.20

Releve` (подъем) на полупальцы.

4

1

3

2.

Экзерсис на середине зала

27 часов

2.1.

Demi-plie`(полуприседание) с
движением рук.

4

1

3

2.2.

Grand plie` (глубокое
приседание).

5

1

2

2.3.

Battement tendu с demiplie`(движение натянутой ногой с
полуприседанием).

5

1

4

2.4.

Demi-detourne` (полуповорот) по
V позиции.

4

1

3

10

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

2.5.

Temps lie` par terre (слитные
движения по полу).

5

1

4

2.6.

Pas balance`(покачивание).

4

1

3

3.

Раздел 3: Аllegro (прыжки) 40 часов.

3.1.

Temps saute`(прыжок с двух ног
на две) с продвижением

4

1

3

3.2.

Grand pas echappe` (большой
прыжок с двух ног на две с
фиксацией открытой позиции в
воздухе).

5

1

4

3.3.

Pas assemble на croise` et efface`
(прыжок с собиранием ног в
воздухе боком к зрителю в
скрещенном и открытом
положениях).
Changement de pied en tournant
(прыжок с переменой ног в
позиции в повороте).

5

1

4

5

1

4

3.5.

Sissonne simple (прыжок с двух
ног на одну).

5

1

4

3.6.

Pas jete` (прыжок броском с
одной ноги на другую).

5

1

4

3.7.

Pas glissade (скользящий прыжок
с продвижением

5

1

4

3.8.

Танцевальные композиции.

6

2

4

3.4.

4.
4.1.

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

Экзерсис на пуантах 12 часов.
Releve` (подъем) en face (лицом к
станку).

3

11

1

2

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

4.2.

Pas echappe` во II позицию
(фиксация открытой позиции на
пальцах).

3

1

2

4.3.

Pas de bourree suivi (мелкие
переступания с продвижением

3

1

2

4.4.

Танцевальные комбинации.

3

1

2

40

125

ИТОГО

165

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Итоговое
открытое
занятие для
родителей

Содержание
1. Экзерсис у станка
2. Экзерсис на середине зала
3. Allegro
4. Экзерсис на пуантах
Раздел 1: Экзерсис у станка.
Исполнение движений у станка начинается из затакта. Начинается
использование полупальцев в изученных упражнениях. Продолжается работа
над точностью поз в экзерсисе у станка. Развивается эмоционально образное
восприятие музыкального сопровождения. Учащиеся должны научиться
оптимально распределять силовую нагрузку, справляться с музыкальным
темпом урока.
Тема 1.1. Demi-plie`(полуприседание) с движением руки.
Тема 1.2. Grand plie (глубокое приседание) с движением руки.
Тема 1.3. Battement tendu по V позиции c demi-plie` (движение натянутой
ногой с полуприседанием).
Тема 1.4. Battement pique («колющее движение).
Тема 1.5. Demi - rond (полукруг) на 45° на всей стопе.
Тема 1.6. Battement fondu («тающее» движение) в маленьких позах.
Тема 1.7. Battement soutenus (непрерывное движение с затягиванием ноги в
позицию) на полупальцах en face (лицом к зрителю).
Тема 1.8. Battement frappe («ударяющее» движение) в маленьких позах.
Тема 1.9. Petit battement sur le cou-de-pied (маленькие движения на
щиколотке опорной ноги).
Тема 1.10. Большие позы croise`, efface` en l`air (скрещенное, открытое
положение на воздух).
Тема 1.11. Demi-detourne` (полуповорот) в V позиции к станку и от станка.
Тема 1.12. Battement releve` lent (медленный подъем ноги).
Тема 1.13. Танцевальные комбинации на основе пройденных элементов.
Тема 1.14. Battement tendu c demi-plie` (движение натянутой ногой с
12

полуприседанием) во II позицию.
Тема 1.15. Balancoire («раскачивающееся») движение.
Тема 1.16. Battement fondu («тающее» движение) на полупальцах.
Тема 1.17. Battement developpe`(«разворачивающееся») движение.
Тема 1.18. Grand battement jete` (большой бросок натянутой ногой).
Тема 1.19. Detourne` (полуповорот) по V позиции к станку и от станка.
Тема 1.20. Releve` (подъем) на полупальцы.
Теория: Уметь охарактеризовать движение, согласно музыкальному
сопровождению, уметь ориентироваться в пространстве, понимать и
правильно применять в речи терминологию, слушать, воспринимать и
анализировать музыкальный материал.
Практика: Грамотно исполнять танцевальные элементы, слышать начало
музыкальной фразы и ее окончание, определять музыкальный размер, темп,
характер и ритмический рисунок музыкального сопровождения.
Корректировать и развивать физические данные. Координировать движения
рук, головы и ног. Проявлять личностное отношение при восприятии и
исполнении элементов классического тренажа у станка. Уметь передать
характер классической манеры, требующей мягкости и чистоты исполнения.
Освоить технику исполнения полуповоротов на двух ногах.
Раздел 2: Экзерсис на середине зала.
Продолжается работа над развитием подвижности корпуса, посредством
исполнения упражнений на середине зала в epaulement. Внимание
акцентируется на стремлении к более высокой степени скоординированности
движений и выразительности их исполнения. Вводятся понятия: «ощущение
позы, ракурса, пространства». Обучающиеся учатся владеть быстротой
запоминания комбинаций.
Тема 2.1. Demi-plie`(полуприседание) с движением рук.
Тема 2.2. Grand plie` (глубокое приседание).
Тема 2.3. Battement tendu с demi-plie`(движение натянутой ногой с
полуприседанием).
Тема 2.4. Demi-detourne` (полуповорот) по V позиции.
Тема 2.5. Temps lie` par terre (слитные движения по полу).
Тема 2.6. Pas balance`(покачивание).
Теория: Понимать и правильно применять в речи терминологию
изученных движений. Слушать, воспринимать и анализировать музыкальный
материал.
Практика: Выражать эмоциональное состояние при исполнении
элементов и комбинаций классического танца. Грамотно исполнять
танцевальные элементы. Уметь передать характер классической манеры,
требующей мягкости и чистоты исполнения. Импровизировать в
соответствии с характером музыки.
Раздел 3: Allegro.
Обучающиеся работают над развитой силой ног и выносливостью при
13

исполнении прыжковой части занятия. Учащиеся овладевают основными
приемами allegro: preparation, прыжок, завершение прыжка. Учащиеся
должны научиться оптимально распределять силовую нагрузку в этой части
занятия. Изучается техника прыжков с окончанием на одну ногу.
Тема 3.1. Temps saute`(прыжок с двух ног на две) с продвижением.
Тема 3.2. Grand pas echappe` (большой прыжок с двух ног на две с фиксацией
открытой позиции в воздухе).
Тема 3.3. Pas assemble на croise` et efface` (прыжок с собиранием ног в
воздухе боком к зрителю в скрещенном и открытом положениях).
Тема 3.4. Changement de pied en tournant (прыжок с переменой ног в позиции
в повороте).
Тема 3.5. Sissonne simple (прыжок с двух ног на одну).
Тема 3.6. Pas jete` (прыжок броском с одной ноги на другую).
Тема 3.7. Pas glissade (скользящий прыжок с продвижением.
Тема 3.8. Танцевальные композиции.
Теория: Понимать и правильно применять в речи терминологию
изученных движений. Описывать и характеризовать музыкальные образы и
танцевальную драматургию. Определять музыкальный размер, темп,
характер и ритмический рисунок музыкального сопровождения.
Анализировать чувство мышечного самоконтроля.
Практика: Запоминать и исполнять танцевальные комбинации на основе
пройденного материала. Импровизировать в соответствии с характером
музыки. Грамотно исполнять танцевальные элементы. Уметь передать
характер классической манеры, требующей мягкости и чистоты исполнения.
Повышать исполнительское мастерство, артистичность.
Раздел 4: Экзерсис на пуантах.
Начинается работа над пальцевой техникой. Большое внимание уделяется
упражнениям на развитие устойчивости. Повышается требование к
физической выносливости, координации и активности в упражнениях на
пальцах. Идет работа над танцевальной манерой, пластикой классического
танца.
Тема 4.1. Releve` (подъем) en face (лицом к станку).
Тема 4.2. Pas echappe` во II позицию (фиксация открытой позиции на
пальцах).
Тема 4.3. Pas de bourree suivi (мелкие переступания с продвижением.
Тема 4.4. Танцевальные комбинации.
Теория: Понимать и правильно применять в речи терминологию
изученных движений. Описывать и характеризовать музыкальные образы и
танцевальную драматургию. Определять музыкальный размер, темп,
характер и ритмический рисунок музыкального сопровождения.
Анализировать чувство мышечного самоконтроля.
Практика: Запоминать и исполнять танцевальные комбинации на основе
пройденного материала. Импровизировать в соответствии с характером
музыки. Грамотно исполнять танцевальные элементы. Уметь передать
14

характер классической манеры, требующей мягкости и чистоты исполнения.
Повышать исполнительское мастерство, артистичность.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знает историю развития классического танца и хореографического
искусства в России;
- владеет двигательными функциями, необходимыми для исполнения
классической хореографии: выворотности ног, гибкости корпуса,
увеличению танцевального шага и прыжка;
- освоена пуантовая техника;
- знает и использует специальную терминологию, используемую в
классической хореографии, элементы и более сложные развернутые
комбинации классического танца;
- знает как распределять сценическую площадку, чувствовать партнеров,
сохранять рисунок танца;
- знает основы актерского мастерства.
- владеет мышечным и суставно-двигательным аппаратом, навыком
координации;
- понимает характер музыкального сопровождения и верно согласовывает
действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии музыкальной
темы;
- оптимально распределяет силовую нагрузку в каждом упражнении с учетом
количества повторений заданного движения.
Метапредметные результаты:
- развит высокий уровень координации движений и физических
возможностей, способствующих музыкальному и танцевально-образному
самовыражению обучающегося;
- развиты устойчивость и сила ног, силу стоп, посредством исполнения
движений на полупальцах и пуантах;
- развита техника исполнительского мастерства, посредством исполнения
танцевальных комбинаций у станка и на середине зала;
- использует полученные знания и навыки для воплощения собственных
замыслов с помощью элементов и основных комбинаций классического
танца;
- совершенствует механизм физической памяти;
- владеет дыханием во время исполнения комбинаций в быстром темпе.
Личностные результаты:
- сформирована потребность в систематических занятиях классическим
тренажом;
- сформирован мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитана уверенность в своих силах, развита адаптация к социальной
15

среде;
- воспитано стремление к здоровому образу жизни (физическому
здоровью, укреплению нервной системы);
- воспитаны эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- сформирована способность к творческому самовыражению и творческая
инициатива.
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- специализированный класс, оборудованный станками, зеркалами;
- фортепиано для аккомпанемента концертмейстера;
- телевизор
- музыкальный центр
- фонотека на цифровых носителях
- видеотека по хореографии
- сценическая площадка (оборудованный актовый зал);
- специальная форма и обувь для занятий;
- костюмы для концертных номеров.
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- сдача комбинаций на оценку;
- сдача письменных тестов на знание названий движений по-французски, их
перевод и значения для тренажа;
- открытые занятия;
- итоговые открытые занятия для родителей.

16

2.3. Оценочные материалы
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в процессе
выполнения учащимися практических, теоретических и творческих заданий
на уроке. Отметки выставляются в течение четверти за проявление
теоретических знаний, точное и чистое исполнение практических заданий,
умение слушать, быть внимательным, выразительное и эмоциональное
исполнение танцевальных композиций.
Итоговый контроль – полугодовые и годовые открытые итоговые занятия
для педагогов и родителей.
1.
№

1

2

3

Описание
составляющих

Шкала оценки
Качество
отсутст
вует

Качество
выражен
о очень
слабо на
уровне
первичног
о знания

Качество
выражено
очень
слабо на
уровне
знаний

Качество
выражено
в средней
степени на
уровне
первичног
о навыка

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Развитие физических данных
гибкость
выворотность
прыжок
растяжка
выносливость
равновесие
шаг
Средний балл:
Знание
основных
хореографических
навыков
и умение их применять на
практике
постановка корпуса
понятие "втянутое колено"
понятие "вытянутый
подъем", "птичка"
крест "два плеча, два бедра"
основные позиции ног
основные позиции рук
термины различных техник
танца, согласно году обучения
Средний балл:
Пространственная ориентация
понятия
"ближний
круг", "дальний круг"
интервал
ракурс
умение держать рисунок
точность перестроения
чувство партнёра
Средний балл:
17

Качество
выражено
в средней
степени
на уровне
навыка
(применяет
на
практике)
4 балла

Качество
выражено в
высокой
степени на
уровне
уверенного
применения
на практике
5 баллов

4

Психофизиологическое
развитие
развитие чувства ритма

2.Лист самоконтроля
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям,
умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств
обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум
группам показателей:
 Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения,
навыки, приобретенные учащимся в процессе освоения образовательной
программы;
 Личностным (выражающим изменения личностных качеств учащегося
под влиянием занятий народно-сценическим танцем).
Технология определения учебных результатов по дополнительной
образовательной программе заключается в следующем: совокупность
измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка
учащегося, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени
выраженности (от минимальной до максимальной). Методами контроля, с
помощью которых педагог определяет соответствие результатов обучения
программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, анализ
контрольного задания, собеседование и т.д.
Динамика
результатов
освоения
предметной
деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной
карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной
программе (Приложение 2). Педагог два раза в год (в начале и в конце
учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности
оцениваемого качества у учащегося. Кроме этого, в конце карточки можно
выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося»,
выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые
достижения учащегося в сфере деятельности, изучаемой образовательной
программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия учащегося в
олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня и т.д.
Можно посоветовать учащемуся самому вести учет своих учебных
достижений. Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь
(дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо побуждать учащихся к
рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для
формирования самооценки детей.
Самооценивание позволяет
учащимся
фиксировать
собственное
продвижение по ступеням мастерства. Открытый показ результатов обучения
по программе стимулирует их к поиску новых вариантов работы, к
творческой деятельности.
Для обучающегося большое значение имеет оценка его труда
родителями, поэтому педагогу необходимо продумать систему работы с
18

родителями. В частности, проведение контрольных открытых мероприятий,
чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в
течение года.
Формы подведения итогов по разделам и темам:
Отследить развитие индивидуальных особенностей и раскрытие
творческого и познавательного потенциала учащегося, а также качества
личности, сформированных в процессе занятий, педагог может в процессе
непосредственного обучения, как с самим обучающимся, так и со всей
группой в целом.
Педагогом проводятся скрытые диагностические исследования и
наблюдения за динамикой развития, как каждого учащегося в отдельности,
так и группы обучающихся в целом, которые проходят в форме:
- собеседования;
- скрытого педагогического наблюдения;
- диагностики развития хореографических способностей (приложение 3);
- творческого занятия;
- групповой оценке работ;
- концертных выступлений;
- участия в фестивалях и конкурсах различного уровня.
2.4. Методические материалы
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией по
программе
«Классический
танец»
возможно
только
при
использовании следующих педагогических принципов и методов
обучения.
Принципы:
o индивидуализации (определение посильных заданий с учётом
возможностей ребёнка);
o систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
o наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
o повторяемости
материала (повторение
вырабатываемых
двигательных навыков);
o сознательности
и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к
своим действиям).
o сотрудничества
участников образовательного процесса и
доступность обучения;
o разноуровневости
(выбор тематики, приемов работы в
соответствии с возрастом детей);
o интеграции (использование разных форм и техник исполнения);
o целостности (соблюдение единства обучения и развития с одной
стороны, системность с другой).
19

Методические приемы:
 Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
 Практический метод. Заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально-ритмического движения.
 Наглядный метод. Выразительный показ под счет, с музыкой.
Для успешного достижения цели в образовательно-воспитательном
процессе детского коллектива с учетом личностного подхода к ребенку,
формирования важнейших качеств личности: трудолюбия, стремления к
совершенству, чувства ответственности, взаимопомощи - используются
различные формы занятий:
 учебно-практическая,
 учебно-творческая,
 репетиция,
 творческий зачет,
 открытые занятия.
Педагогические технологии:
1. Игровая технология.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена
педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на
усвоение общественного опыта.
2. Технология здоровьесберегающего обучения.
Для занятий хореографией принимаются учащиеся с различными
физическими данными, поэтому возникает необходимость заниматься как
общим физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических
недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений
создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе
обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки
по здоровому образу жизни.
3. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
Данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех
формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией.
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии
включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую
работу. Отчетные выступления, участие в концертах, праздничных
программах – все это является условием для применения полученных
знаний, умений и навыков, формой контроля уровня подготовки.
Концертная деятельность – это показатель стабильности коллектива,
общей культуры и грамотности его исполнителей.
4.
4. Использование дистанционных технологий в период
карантина: Zoom, WhatsApp.

20

2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.Музыка и хореография современного балета. – Ленинград, 1974 – 294с.
2.Н.И.Шарова. Детский танец. – Санкт-Петербург, 2011 – 62с.
3.Н.И.Тарасов. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 3-е
изд. – СПб.: издательство «Лань», 2005.- 496 с.
4. Костровицкая В. Классический танец. Слитные движения. М., 1961. - 234с.
5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1972., – 180с.
6. Мессерер А. Уроки классического танца. М., 1967, -150с.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1.Звездочкин В.А. Классический танец: учебное пособие для студентов
высших и средних учебных заведений искусств и культуры,-2-е изд.- Ростов
н/Д: «Феникс» 2005,- 410с.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л.-М., 1964.- 2-е изд.,
Искусство,1984,- 199с.
3. Ваганова А. Основы классического танца. Л.-М., 1963 – 294с.

Ресурсы удаленного доступа:
Электронный ресурс:
1. Википедия — свободная энциклопедия (wikipedia.org)
2. Глоссарий.ru: Балет (glossary.ru)
3. http://balet24.ru/
4. Маленькая балетная энциклопедия (classical.ru)
5. Dance International Magazine - Опубликовано ежеквартально, наши
углубленные особенности, обзоры и отчеты помогают построить живой
разговор вокруг танца.
6. Энциклопедия балета (ballet-enc.ru)

21

Приложение 1
Карта предварительного контроля
Фамилия имя
Сколько полных лет
Рост
Вес
Строение тела
Осанка
Выворотность
Стопа
Балетный шаг
Гибкость тела
Прыжок

Координация движений
Музыкально-ритмическая координация
Устойчивость
Темперамент
Особые отметки

Приложение 2
Мониторинг теоретических и практических результатов обучения учащегося
по дополнительной образовательной программе
Критерии оценки

22

Параметры

«3»
уловлетворительно

«4»
хорошо

«5»
отлично

Знание терминологии
пройденных
движений

Слабое знание
терминологии движений,
изучаемых в данном
классе

Знание терминологии
движений, изучаемых в
данном классе, не всегда
стабильно

Полностью владеет
знанием терминологии
движений, изучаемых в
данном классе

Знание методики
исполнения
отдельных движений

Слабое знание правил
исполнения элементов
экзерсиса, применение их
на практике только с
помощью учителя.

Знает правила исполнения
элементов экзерсиса, но не
всегда может их
использовать на практике
самостоятельно.

Знает правила исполнения
элементов экзерсиса и
умеет их использовать на
практике самостоятельно.

Исполнение
движений, в
соответствии с
темпом и ритмом
музыкального
сопровождения
Запоминание и
исполнение
танцевальных
композиций
на основе
пройденного
материала.

Сложно согласовывает
свои движения с темпом и
ритмом музыкального
сопровождения из-за слабо
развитого мышечного
аппарата
Запоминает комбинации
слабо, а исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала вяло и не
достаточно выразительно

Слышит начало
музыкальной фразы и её
окончание, но не всегда
может согласовать свои
движения с темпом
музыки
Запоминает и исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала достаточно
выразительно, но не всегда
уверенно.

Хорошо слышит начало
музыкальной фразы и её
окончание, умеет
согласовывать свои
движения с темпом
музыки
Запоминает и исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала уверенно и
выразительно.

Координация
движений во всех
разделах урока

Слабо владеет
музыкальнодвигательными навыками,
испытывает большие
затруднения при
исполнении сложных
сочетаний танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Владеет музыкальнодвигательными навыками,
испытывает некоторые
затруднения при
исполнении сложных
сочетаний танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Хорошо владеет
музыкальнодвигательными навыками,
исполняет сложные
сочетания танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Пластическая
выразительность

Не хватает
выразительности, в
пластике проявляется
«зажатость» при передаче
образных ассоциаций
музыки

Пытается выражать в
пластике общее
содержание музыки, её
образные ассоциации
эмоционально, но не
хватает яркости

Умеет выражать в
пластике общее
содержание музыки, её
образные ассоциации ярко
и эмоционально

Творческая
активность

Творчески мало активен,
пытается составлять
комбинации
упражнений, но в
основном с помощью
учителя

Творчески активен,
способен составлять
комбинации
упражнений в частичном
объеме с помощью
учителя

Творчески всегда активен,
способен свободно
составлять комбинации
упражнений
самостоятельно

Приложение 3
23

Мониторинг общеучебных умений и навыков учащегося
по дополнительной образовательной программе
Критерии оценки
Параметры

«3»
уловлетворительно

«4»
хорошо

«5»
отлично

Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
анализировать
специальную
литературу

Обучающийся испытывает
серьезные затруднения
при работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога

Работает с литературой с
помощью педагога или
родителей

Работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей

Умение пользоваться
компьютерными
источниками
информации

По аналогии

По аналогии

По аналогии

Умение осуществлять
учебноисследовательскую
работу (писать
рефераты, проекты,
проводить
самостоятельные
учебные
исследования)

По аналогии

По аналогии

По аналогии

Учебно-коммуникативные умения
Умение слушать и
слышать педагога

Умение выступать
перед аудиторией

Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

Обучающийся не в полном
объеме усваивает
информацию, идущую от
педагога на занятии,
требует многократного ее
повторения
Обучающийся не может
свободно подать
подготовленную
информацию, не пользуясь
текстом выступления.
Обучающийся не может
самостоятельно выстроить
дискуссионное
выступление, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога, нет
логики в построении
доказательств.

Обучающийся вполне
усваивает информацию на
занятии, но не всегда
внимателен в деталях.
Обучающийся может
свободно подать
подготовленную
информацию, изредка
пользуясь текстом
выступления.
Обучающийся может
частично самостоятельно
выстроить дискуссионное
выступление, нуждается в
небольшой помощи и
контроле педагога,
присутствует логика в
построении доказательств.

24

Обучающийся адекватно в
полном объеме
воспринимает
информации, исходящую
от педагога на занятии,
точен в деталях.
Обучающийся может
свободно подать
подготовленную
информацию, не
использует текст
выступления
Обучающийся может
самостоятельно выстроить
дискуссионное
выступление, не
нуждается в помощи и
контроле педагога,
присутствует логика в
построении доказательств.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».