Классический танец 7 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:22:29
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Классический танец»
7 год обучения

Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Ильиных Анастасия Алексеевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Палтусова Наталья Михайловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Чернавских Ольга Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Екатеринбург, 2025
2

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.

6
7
14

2.ОРГАНИЗАЦИОННО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

-

16

2.1. Условия реализации программы

16

2.2. Формы контроля/ аттестации

16

2.3. Оценочные материалы

16

2.4. Методическое обеспечение

19

2.5. Список литературы

20

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности.
Приложение 2. Мониторинг теоретических и практических результатов
обучения учащегося по дополнительной образовательной программе.
Приложение 3. Мониторинг общеучебных умений и навыков учащегося
по дополнительной образовательной программе.

3

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «КЛАССИЧЕСКИЙ
ТАНЕЦ» имеет художественную направленность и ориентирована на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Классический танец»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся,
в том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их
потребностей в художественно-эстетическом развитии.

4

Актуальность программы обусловлена ее направленностью не только на
то, чтобы дать обучающимся танцевальные навыки и умения, но и
обеспечить формирование познавательной активности и творческого
мышления. Занятия по данной программе учитывают возрастные,
психологические и физиологические особенности обучающихся, поэтому
темы занятий чередуются в течении всего учебного процесса.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Классический танец»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся,
в том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а
также на удовлетворение их индивидуальных потребностей в
художественно-эстетическом развитии.
При овладении искусством классического танца происходит становление и
развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. В
процессе обучения закладываются основы систематизации, классификации
явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа
танцевальных образов, что определяет развитие памяти, фантазии,
воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов
решения проблем.
Наряду с прохождением новых движений, каждый год обучения должен
закрепляться ранее пройденный материал, который необходимо включать в
комбинации, сочетая с более сложными движениями. Это позволит
выработать у учащихся мышечную силу, устойчивость, координацию, а
также
профессиональную
память,
выносливость.
Рекомендуется
периодически, в качестве контроля качества усвоения пройденного
материала, давать учащимся небольшие домашние задания на повторение
правил исполнения базовых элементов программы, составление собственных
учебных комбинаций, анализ небольших танцевальных миниатюр.
Увеличение мышечной нагрузки в течение всего периода обучения
производится постепенно и планомерно; усложнение лексики, введение
новых технических приемов, усложнение композиции заданий должны быть
также подготовлены всем предыдущим ходом обучения.
Важной задачей всего курса обучения является воспитание
эмоциональной
выразительности
исполнения,
точная
передача
национального стиля и манеры танца. Исполнение всегда должно быть
естественным, предлагаемый материал – всегда соответствовать не только
техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную
психологию.
Усвоение программы при ведении предмета должно опираться на
дифференцированный подход к детям, к состоянию класса. Многое зависит
от физических, профессиональных данных учащихся, от степени их
способности к восприятию материала.
Отличительная особенность программы «Классический танец»
заключается в том, что программа включает в
себя обучение детей
импровизации и самостоятельному сочинению танцевальных фрагментов,
5

комбинаций. Дети получают большую свободу самовыражения, возможность
показать свою индивидуальность, воплотить собственные идеи, придумывая
и комбинируя движения. Это оказывает положительный эффект на развитие
их фантазии, воображения, творческих способностей. Тренирует
ассоциативное, образное восприятие, способность пластически мыслить.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
хореографического образования и опыт практической работы педагогов
хореографического отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым изучением
отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки и содержания обучения по курсу
«Классический танец», учитывая возможности системы художественноэстетического образования школы. Большое значение в программе уделяется
организации учебного процесса, созданию условий творческой реализации
детей, тесному сотрудничеству с родителями в деле художественноэстетического воспитания и духовного обогащения детей.
Танец является многофункциональным инструментом для разностороннего
развития обучающегося. Как один из способов художественно-эстетического
и физического развития личности, танец оказывает значительное влияние на
творческую, эмоциональную составляющую личности, кроме того, развивает
телесный аппарат – укрепляет мышечный корсет, формирует осанку и
красивую фигуру.
Творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на
созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание
прекрасного, активизируют внимание и ассоциативное восприятие,
воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время
дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство
ответственности, помогают социализироваться.
Содержание курса «Классический танец» направлено на обучающихся
хореографического класса, так же способствует формированию
эстетического отношения к миру на основе визуальных пластических
образов, реализации художественно- творческого потенциала. Курс по
программе «Классический танец» является гармоничным дополнением
образования в виде сценической практики, что дает возможность
обучающимся реализовать свои знания, умения, навыки, полученные на
занятиях сопутствующих хореографических курсов.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 13 до 14 лет. Количественный состав группы – 6-20 человек.
Режим занятий: 5 раз в неделю по 40 минут.
Объем программы: 165 часов в год.
Срок освоения программы: 33 недели, 1 год обучения.
Уровень освоения программы: «продвинутый» – используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают
доступ к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического
6

направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержание программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие.
Виды занятий: учебно-практическая, учебно-творческая, репетиция,
творческий зачет, открытые занятия, концерты для родителей.
Формы проведения итогов реализации программы: творческий зачет,
открытые занятия, концерты для родителей.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
хореографические навыки, особенности классического танца, средства
музыкально-пластической выразительности. Для реализации практического
компонента на занятиях по программе «Классический танец» используются:
метод практического обучения, метод наглядного восприятия, метод
стимулирования деятельности и поведения, метод рефлексии, метод
сенсорного восприятия.
Особенности реализации образовательного процесса. Комплектование
занятий проводится с учетом физических способностей.
В период приостановки образовательной деятельности, в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями, образовательный
процесс организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – создание условий для формирования и
развития творческих способностей обучающихся, содействия жизненному и
околопрофессиональному их самоопределению, через воспитание социальноактивной, культурно-творческой личности средствами хореографического
искусства (классического танца).
Задачи программы:
Обучающие:
- знания об истории развития классического танца и хореографическом
искусстве в России;
- продолжить работу по развитию двигательных функций, необходимых для
исполнения классической хореографии: выворотности ног, гибкости корпуса,
увеличению танцевального шага и прыжка;
- познакомить со специальной терминологией, используемой в классической
хореографии, с элементами и более сложными развернутыми комбинациями
классического танца;
- продолжить работу по формированию навыков координации, владения
мышечным и суставно-двигательным аппаратом;
- обучить понимать характер музыкального сопровождения и верно
согласовать действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии
музыкальной темы;
7

- освоить пуантовую технику;
- формировать способность распределять сценическую площадку,
чувствовать партнеров, сохранять рисунок танца;
- обучить умению оптимально распределять силовую нагрузку не только в
отдельных частях урока, но и в каждом упражнении с учетом количества
повторений заданного движения;
- обучить навыкам владения основами актерского мастерства.
Развивающие:
- развить высокий уровень координации движений, способствующих
музыкальному и танцевально-образному самовыражению обучающегося;
- совершенствовать механизм физической памяти;
- развить устойчивость и силу ног, силу стоп, посредством исполнения
движений на полупальцах и пуантах;
- развить технику исполнительского мастерства, посредством исполнения
танцевальных комбинаций у станка и на середине зала;
- сформировать умение использовать полученные знания и навыки для
воплощения собственных замыслов с помощью элементов и основных
комбинаций классического танца;
- развить навык владеть дыханием во время исполнения комбинаций в
быстром темпе.
Воспитательные:
- воспитать потребность в систематических занятиях классическим
тренажом;
- воспитать мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитать уверенность в своих силах, адаптацию к социальной среде;
- сформировать эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- воспитать стремление к здоровому образу жизни (физическому здоровью,
укреплению нервной системы);
- воспитать способность к творческому самовыражению и творческую
инициативу.
1.3. Содержание программы
Учебный план 7 года обучения
№
заня
тия
1.
1.1.

Наименование темы

Количество часов
Всего

Теория

Экзерсис у станка
Demi-plie` с port de bras и
работой корпуса
(полуприседание с
упражнением для рук и

Практика

Формы
аттестации/
контроля

74 часа

3ч.

1

8

2

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

корпуса).
Grand plie` с port de bras и
работой корпуса (глубокое
приседание с упражнением
для рук и корпуса).
Battement tendu double во II
позицию (двойное движение
натянутой ногой.)

3ч

1

2

2ч.

1

1

1.4.

Battement tendu jete` в
больших позах (бросок
натянутой ногой).

3ч.

1

2

1.5.

Rond (круг) на 45° на всей
стопе
на
demi-plie`(в
полуприседании)

3ч.

1

2

1.6.

Battement fondu c plie`releve`(«тающее» движение с
полуприседанием и
подъемом на полупальцы).
Battement soutenu en tournant
(непрерывное движение с
затягиванием
ноги
в
позицию в повороте).
Flic на всей стопе (мазок
стопой по полу от себя).

4ч.

1

3

4ч.

1

3

2ч.

1

1

1.9.

Battement double frappe` на
35° (двойное «ударяющее»
движение).

3ч.

1

2

1.1

Petit battement sur le cou-depied с акцентом (маленькие
движения на щиколотке
опорной ноги).
Pas tombe` с продвижением.
(падающее движение).

4ч.

1

3

4ч.

1

3

1.1

Pas coupe` (подрезающее
вспомогательное движение).

3ч.

1

2

1.1

Petit temps releve` на
полупальцах связующее
подъемное движение ноги на
45°
Battement
developpe`

4ч.

1

3

4ч

1

3

1.2.

1.3.

1.7.

1.8.

0.

1.1
1.

2.

3.

1.1

9

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая

(«разворачивающееся»)
движение) на 90°.

4.

1.1

Releve` (подъем) на
полупальцы.

3ч.

1

2

1.1

Preparation к pirouettes с IV
позиции подготовительное
упражнение для вращений).

4ч.

1

3

1.1

Танцевальные
на
основе
элементов.

5ч.

1

4

1.1

Battement fondu double
(двойное «тающее»
движение) на полупальцах.

4ч.

1

3

1.1

Battement fondu c plie`releve` demi-rond («тающее»
движение
с
полуприседанием, подъемом
на полупальцы и полукругом
ногой).
Battement releve` lent passé`
на 90° (медленный подъем
ноги).

4ч

1

3

4ч.

1

3

Grand battement jete` passé`
par terre (большой бросок
ногой через проведение ее по
полу) в больших позах.

4ч.

1

3

5.

6.

7.

8.

9.

1.2
0.

1.2
1.

2.

комбинации
пройденных

Releve` (подъем) на
полупальцы.

3ч

1

2

2.2.

Pirouettes sur le cou-de-pied c
V позиции (вращение с
ногой у щиколотки опорной).

4ч.

1

3

2.3.

Demi-plie` с port de bras с
наклоном корпуса
(полуприседание с
упражнением для рук.
Grand plie`` с port de bras с
наклоном корпуса (глубокое
приседание с упражнением
для рук).
Battement tendu с demi-plie`

4ч.

1

3

4

1

3

4ч

1

3

2.5.

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

Экзерсис на середине зала 36часов

2.1.

2.4.

практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Открытое
занятие

10

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая

2.6.

по IV позиции (движение
натянутой
ногой
с
полуприседанием).
Battement tendu jete` pique
бросок натянутой ногой с
уколом пальцев об пол

4ч

1

3

2.7.

Temps lie` par terre (слитные
движения по полу) с
перегибом корпуса.

5ч

1

4

2.8.

Rond de jambe par terre (круг
ногой по полу).

4ч

1

3

2.9.

I и III port de bras
(упражнения для рук и
корпуса).

4ч

1

3

практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

Аllegro (прыжки) 35часов

3.

Pas assemble` croise` et efface`
прыжок с собиранием ног в
воздухе в закрытом и
открытом положении
корпуса.
Grand pas double echappe`
(большой двойной прыжок с
двух ног на две с фиксацией
открытой
позиции
в
воздухе).
Double pas assemble (двойной
прыжок с собиранием ног в
воздухе).

4ч.

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

4ч.

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

4ч.

1

3

Changement de pied en
tournant
(прыжок
с
переменой ног в позиции в
повороте).
Pas jete` (прыжок броском с
одной ноги на другую) с
продвижением

4ч.

1

3

4ч.

1

3

3.6.

Sissonne ouverte на 45°
(открытый прыжок с двух
ног на одну).

4ч.

1

3

3.7.

Pas de chat
прыжок).

5ч.

1

4

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

(«кошачий»

11

3.8.

Танцевальные композиции.

6ч.

2

4

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

Экзерсис на пуантах 20 часов

4.
4.1.

Releve` (подъем) croise` et
efface
(в
закрытом
и
открытом положении).

4ч

1

3

4.2.

Pas echappe` во II и IV
позицию
(фиксация
открытой
позиции
на
пальцах).
Pas de bourree без перемены
ног (мелкие переступания).

4ч

1

3

4ч.

1

3

4.4.

Pas
assemble`
soutenu
(движение с затягиванием
ног в позицию).

4ч.

1

3

4.5.

Pas glissade en face
(открывание ноги в какомлибо направлении и
последующий шаг на пальцы
с подтягиванием ноги в
позицию лицом к зрителю).

4ч.

1

3

44

121

4.3.

ИТОГО

165

Содержание
1. Экзерсис у станка
2. Экзерсис на середине зала
3. Allegro
4. Экзерсис на пуантах
Раздел 1: Экзерсис у станка
В упражнениях и комбинациях у станка идет дальнейшая работа над
музыкальностью и выразительностью исполнения. Ускоряется темп
исполнения движений, за счет использования восьмых долей такта и
усложнения метроритмического рисунка комбинаций. В танцевальных
композициях в экзерсисе у станка обобщается пройденный материал.
Тема 1.1. Demi-plie` с port de bras и работой корпуса (полуприседание с
упражнением для рук и корпуса).

12

Тема 1.2. Grand plie` с port de bras и работой корпуса (глубокое приседание с
упражнением для рук и корпуса).
Тема 1.3. Battement tendu double во II позицию двойное движение натянутой
ногой.
Тема 1.4. Battement tendu jete` в больших позах (бросок натянутой ногой).
Тема 1.5. Rond (круг) на 45° на всей стопе на demi-plie`(в полуприседании).
Тема 1.6. Battement fondu c plie`-releve`(«тающее» движение с
полуприседанием
и
подъемом
на
полупальцы).
Тема 1.7. Battement soutenu en tournant (непрерывное движение с
затягиванием ноги в позицию в повороте).
Тема 1.8. Flic на всей стопе (мазок стопой по полу от себя).
Тема 1.9. Battement double frappe` на 35° (двойное «ударяющее» движение).
Тема 1.10. Petit battement sur le cou-de-pied с акцентом (маленькие движения
на щиколотке опорной ноги).
Тема 1.11. Pas tombe` с продвижением (падающее движение).
Тема 1.12. Pas coupe` (подрезающее вспомогательное движение).
Тема 1.13. Petit temps releve` на полупальцах связующее подъемное
движение ноги на 45°.
Тема 1.14. Battement developpe` («разворачивающееся) движение) на 90°.
Тема 1.15. Releve` (подъем) на полупальцы.
Тема 1.16. Preparation к pirouettes с IV позиции подготовительное
упражнение для вращений).
Тема 1.17. Танцевальные комбинации на основе пройденных элементов.
Тема 1.18. Battement fondu double (двойное «тающее» движение) на
полупальцах.
Тема 1.19. Battement fondu c plie`- releve` demi-rond («тающее» движение с
полуприседанием, подъемом на полупальцы и полукругом ногой).
Тема 1.20. Battement releve` lent passé` на 90° (медленный подъем ноги).
Тема 1.21. Grand battement jete` passé` par terre (большой бросок ногой через
проведение ее по полу) в больших позах.
Теория: Слушать, воспринимать, анализировать классический музыкальный
материал. Определять музыкальный размер, темп, характер и ритмический
рисунок музыкального сопровождения. Описывать и характеризовать
музыкальные образы и танцевальную драматургию. Анализировать чувство
мышечного самоконтроля. Понимать и правильно применять в речи
терминологию новых изученных движений.
Практика: Освоить технику работы в позах epaulement. Грамотно исполнять
танцевальные элементы. Выражать эмоциональное состояние при
исполнении элементов и комбинаций классического танца. Проявлять
личностное отношение при восприятии и исполнении элементов
классического тренажа на середине зала. Повышать исполнительское
мастерство, артистичность. Уметь передать характер классической манеры
исполнения. Запоминать и исполнять танцевальные комбинации на основе
пройденного
материала.
13

Раздел 2: Экзерсис на середине зала
Продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, а
также их активностью и точностью координации при исполнении больших
поз и туров. Увеличивается нагрузка в адажио и усложняется его строение. В
экзерсисе на середине зала усваивается принцип и умение исполнять
движения en tournant (в повороте). В танцевальных композициях на середине
зала обобщается пройденный материал.
Тема 2.1. Releve` (подъем) на полупальцы
Тема 2.2. Pirouettes sur le cou-de-pied c V позиции (вращение с ногой у
щиколотки опорной).
Тема 2.3. Demi-plie` с port de bras с наклоном корпуса (полуприседание с
упражнением для рук.
Тема 2.4. Grand plie`` с port de bras с наклоном корпуса (глубокое приседание
с упражнением для рук).
Тема 2.5. Battement tendu с demi-plie` по IV позиции (движение натянутой
ногой с полуприседанием).
Тема 2.6. Battement tendu jete` pique бросок натянутой ногой с уколом
пальцев об пол.
Тема 2.7. Temps lie` par terre (слитные движения по полу) с перегибом
корпуса.
Тема 2.8. Rond de jambe par terre (круг ногой по полу).
Тема 2.9. I и III port de bras (упражнения для рук и корпуса).
Теория: Анализировать чувство мышечного самоконтроля. Определять
музыкальный размер, темп, характер и ритмический рисунок музыкального
сопровождения. Проявлять личностное отношение при восприятии и
исполнении элементов классического тренажа на середине зала.
Практика: Выражать эмоциональное состояние при исполнении элементов и
комбинаций классического танца. Проявлять личностное отношение при
восприятии и исполнении элементов классического тренажа на середине
зала. Освоить технику работы в позах epaulement.
Раздел 3: Аllegro
Освоение техники заносок, дальнейшее развитие силы ног, выносливости
при исполнении комбинаций прыжков. Знакомство с большими прыжками.
Изучение прыжков с различных приемов и развитие баллона в больших
прыжках. Умение продвигаться по сценической площадке.

14

Тема 3.1. Pas assemble` croise` et efface` прыжок с собиранием ног в воздухе в
закрытом и открытом положении корпуса.
Тема 3.2. Grand pas double echappe` (большой двойной прыжок с двух ног на
две с фиксацией открытой позиции в воздухе).
Тема 3.3. Double pas assemble (двойной прыжок с собиранием ног в воздухе).
Тема 3.4. Changement de pied en tournant (прыжок с переменой ног в позиции
в повороте).
Тема 3.5. Pas jete` (прыжок броском с одной ноги на другую) с
продвижением
Тема 3.6. Sissonne ouverte на 45° (открытый
прыжок с двух ног на одну).
Тема 3.7. Pas de chat
(«кошачий» прыжок).
Тема 3.8. Танцевальные композиции.
Теория: Описывать и характеризовать музыкальные образы и танцевальную
драматургию. Проявлять личностное отношение при восприятии и
исполнении элементов классического тренажа в разделе прыжков.
Определять музыкальный размер, темп, характер и ритмический рисунок
музыкального сопровождения. Анализировать чувство мышечного
самоконтроля. Понимать и правильно применять в речи терминологию новых
изученных движений.
Практика: Уметь передать характер классической манеры исполнения.
Запоминать и исполнять танцевальные комбинации на основе пройденного
материала. Освоить технику работы в позах epaulement. Грамотно исполнять
танцевальные элементы. Проявлять личностное отношение при восприятии и
исполнении элементов классического тренажа на середине зала.
Вырабатывать силу прыжка и способность зависать в воздух.

15

Раздел 4: Экзерсис на пуантах
Совершенствование
исполнительской
пальцевой
техники.
Совершенствование координации и устойчивости, развитие артистичности
при исполнении комбинаций на пальцах, чувства «позы».
Тема 4.1. Releve` (подъем) croise` et efface (в закрытом и открытом
положении).
Тема 4.2. Pas echappe` во II и IV позицию (фиксация открытой позиции на
пальцах).
Тема 4.3. Pas de bourree без перемены ног (мелкие переступания).
Тема 4.4. Pas assemble` soutenu (движение с затягиванием ног в позицию).
Тема 4.5. Pas glissade en face (открывание ноги в каком-либо направлении и
последующий шаг на пальцы с подтягиванием ноги в позицию лицом к
зрителю).
Теория: Проявлять личностное отношение при восприятии и исполнении
элементов классического тренажа на середине зала. Анализировать чувство
мышечного самоконтроля. Понимать и правильно применять в речи
терминологию новых изученных движений.
Практика: Запоминать и исполнять танцевальные комбинации на основе
пройденного материала. Выражать эмоциональное состояние при
исполнении элементов и комбинаций классического танца. Грамотно
исполнять танцевальные элементы.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знает историю развития классического танца и хореографического
искусства в России;
- владеет двигательными функциями, необходимыми для исполнения
классической хореографии: выворотности ног, гибкости корпуса,
увеличению танцевального шага и прыжка;
- освоена пуантовая техника;
- знает и использует специальную терминологию, используемую в
классической хореографии, элементы и более сложные развернутые
комбинации классического танца;
- знает как распределять сценическую площадку, чувствовать партнеров,
сохранять рисунок танца;
- знает основы актерского мастерства.
- владеет мышечным и суставно-двигательным аппаратом, навыком
координации;
- понимает характер музыкального сопровождения и верно согласовывает
действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии музыкальной
темы;
- оптимально распределяет силовую нагрузку в каждом упражнении с учетом
количества повторений заданного движения.
Метапредметные результаты:
16

- развит высокий уровень координации движений и физических
возможностей, способствующих музыкальному и танцевально-образному
самовыражению обучающегося;
- развиты устойчивость и сила ног, силу стоп, посредством исполнения
движений на полупальцах и пуантах;
- развита техника исполнительского мастерства, посредством исполнения
танцевальных комбинаций у станка и на середине зала;
- использует полученные знания и навыки для воплощения собственных
замыслов с помощью элементов и основных комбинаций классического
танца;
- совершенствует механизм физической памяти;
- владеет дыханием во время исполнения комбинаций в быстром темпе.
Личностные результаты:
- сформирована потребность в систематических занятиях классическим
тренажом;
- сформирован мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитана уверенность в своих силах, развита адаптация к социальной
среде;
- воспитано стремление к здоровому образу жизни (физическому
здоровью, укреплению нервной системы);
- воспитаны эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- сформирована способность к творческому самовыражению и творческая
инициатива.
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- специализированный класс, оборудованный станками, зеркалами;
- фортепиано для аккомпанемента концертмейстера;
- телевизор
- музыкальный центр
- фонотека на цифровых носителях
- видеотека по хореографии
- сценическая площадка (оборудованный актовый зал);
- специальная форма и обувь для занятий;
- костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов
осуществляется совместно с родителями).
2.2. Формы аттестации и контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
17

образовательной программы являются:
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- сдача комбинаций на оценку;
- творческий зачет, сдача комбинаций собственного сочинения на оценку;
- открытые занятия;
- итоговые открытые занятия для родителей.
2.3. Оценочные материалы
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в процессе
выполнения учащимися практических, теоретических и творческих заданий
на уроке. Отметки выставляются в течение четверти за проявление
теоретических знаний, точное и чистое исполнение практических заданий,
умение слушать, быть внимательным, выразительное и эмоциональное
исполнение танцевальных композиций.
Итоговый контроль – полугодовые и годовые открытые итоговые занятия
для педагогов и родителей.
1.
№

1

2

Описание
составляющих

Шкала оценки
Качество
отсутст
вует

Качество
выражен
о очень
слабо на
уровне
первичног
о знания

Качество
выражено
очень
слабо на
уровне
знаний

Качество
выражено
в средней
степени на
уровне
первичног
о навыка

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Развитие физических данных
гибкость
выворотность
прыжок
растяжка
выносливость
равновесие
шаг
Средний балл:
Знание
основных
хореографических
навыков
и умение их применять на
практике
постановка корпуса
понятие "втянутое колено"
понятие "вытянутый
подъем", "птичка"
крест "два плеча, два бедра"
основные позиции ног
основные позиции рук
термины различных техник
танца, согласно году обучения
18

Качество
выражено
в средней
степени
на уровне
навыка
(применяет
на
практике)
4 балла

Качество
выражено в
высокой
степени на
уровне
уверенного
применения
на практике
5 баллов

3

4

Средний балл:
Пространственная ориентация
понятия
"ближний
круг", "дальний круг"
интервал
ракурс
умение держать рисунок
точность перестроения
чувство партнёра
Средний балл:
Психофизиологическое
развитие
развитие чувства ритма

2.Лист самоконтроля
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям,
умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств
обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум
группам показателей:
 Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения,
навыки, приобретенные учащимся в процессе освоения образовательной
программы;
 Личностным (выражающим изменения личностных качеств учащегося
под влиянием занятий народно-сценическим танцем).
Технология определения учебных результатов по дополнительной
образовательной программе заключается в следующем: совокупность
измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка
учащегося, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени
выраженности (от минимальной до максимальной). Методами контроля, с
помощью которых педагог определяет соответствие результатов обучения
программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, анализ
контрольного задания, собеседование и т.д.
Динамика
результатов
освоения
предметной
деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной
карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной
программе (Приложение 2). Педагог два раза в год (в начале и в конце
учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности
оцениваемого качества у учащегося. Кроме этого, в конце карточки можно
выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося»,
выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые
достижения учащегося в сфере деятельности, изучаемой образовательной
программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия учащегося в
олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня и т.д.
Можно посоветовать учащемуся самому вести учет своих учебных
достижений. Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь
(дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо побуждать учащихся к
19

рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для
формирования самооценки детей.
Самооценивание позволяет
учащимся
фиксировать
собственное
продвижение по ступеням мастерства. Открытый показ результатов обучения
по программе стимулирует их к поиску новых вариантов работы, к
творческой деятельности.
Для обучающегося большое значение имеет оценка его труда
родителями, поэтому педагогу необходимо продумать систему работы с
родителями. В частности, проведение контрольных открытых мероприятий,
чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в
течение года.
Формы подведения итогов по разделам и темам:
Отследить развитие индивидуальных особенностей и раскрытие
творческого и познавательного потенциала учащегося, а также качества
личности, сформированных в процессе занятий, педагог может в процессе
непосредственного обучения, как с самим обучающимся, так и со всей
группой в целом.
Педагогом проводятся скрытые диагностические исследования и
наблюдения за динамикой развития, как каждого учащегося в отдельности,
так и группы обучающихся в целом, которые проходят в форме:
- собеседования;
- скрытого педагогического наблюдения;
- диагностики развития хореографических способностей (приложение 3);
- творческого занятия;
- групповой оценке работ;
- концертных выступлений;
- участия в фестивалях и конкурсах различного уровня.
2.4. Методические материалы
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией по
программе
«Классический
танец»
возможно
только
при
использовании следующих педагогических принципов и методов
обучения.
Принципы:
o индивидуализации (определение посильных заданий с учётом
возможностей ребёнка);
o систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
o наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
o повторяемости
материала (повторение
вырабатываемых
двигательных навыков);
o сознательности
и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к
своим действиям).
20

сотрудничества участников образовательного процесса и
доступность обучения;
o разноуровневости
(выбор тематики, приемов работы в
соответствии с возрастом детей);
o интеграции (использование разных форм и техник исполнения);
o целостности (соблюдение единства обучения и развития с одной
стороны, системность с другой).
Методические приемы:
 Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
 Практический метод. Заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально-ритмического движения.
 Наглядный метод. Выразительный показ под счет, с музыкой.
Для успешного достижения цели в образовательно-воспитательном
процессе детского коллектива с учетом личностного подхода к ребенку,
формирования важнейших качеств личности: трудолюбия, стремления к
совершенству, чувства ответственности, взаимопомощи - используются
различные формы занятий:
 учебно-практическая,
 учебно-творческая,
 репетиция,
 творческий зачет,
 открытые занятия.
Педагогические технологии:
1. Игровая технология.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена
педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на
усвоение общественного опыта.
2. Технология здоровьесберегающего обучения.
Для занятий хореографией принимаются учащиеся с различными
физическими данными, поэтому возникает необходимость заниматься как
общим физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических
недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений
создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе
обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки
по здоровому образу жизни.
3. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
Данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех формах,
которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология
обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает
индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. Отчетные
выступления, участие в концертах, праздничных программах – все это
является условием для применения полученных знаний, умений и навыков,
o

21

формой контроля уровня подготовки. Концертная деятельность – это
показатель стабильности коллектива, общей культуры и грамотности его
исполнителей.
4. Использование дистанционных технологий в период карантина:
Zoom, WhatsApp.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.Музыка и хореография современного балета. – Ленинград, 1974 – 294с.
2.Н.И.Шарова. Детский танец. – Санкт-Петербург, 2011 – 62с.
3.Н.И.Тарасов. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 3-е
изд. – СПб.: издательство «Лань», 2005.- 496 с.
4. Костровицкая В. Классический танец. Слитные движения. М., 1961. - 234с.
5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1972., – 180с.
6. Мессерер А. Уроки классического танца. М., 1967, -150с.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1.Звездочкин В.А. Классический танец: учебное пособие для студентов
высших и средних учебных заведений искусств и культуры,-2-е изд.- Ростов
н/Д: «Феникс» 2005,- 410с.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л.-М., 1964.- 2-е изд.,
Искусство,1984,- 199с.
3. Ваганова А. Основы классического танца. Л.-М., 1963 – 294с.

Ресурсы удаленного доступа:
Электронный ресурс:
1. Википедия — свободная энциклопедия (wikipedia.org)
2. Глоссарий.ru: Балет (glossary.ru)
3. http://balet24.ru/
4. Маленькая балетная энциклопедия (classical.ru)
5. Dance International Magazine - Опубликовано ежеквартально, наши
углубленные особенности, обзоры и отчеты помогают построить живой
разговор вокруг танца.
6. Энциклопедия балета (ballet-enc.ru)
22

Приложение 1
Карта предварительного контроля
Фамилия имя
23

Сколько полных лет
Рост
Вес
Строение тела
Осанка
Выворотность
Стопа
Балетный шаг
Гибкость тела
Прыжок

Координация движений
Музыкально-ритмическая координация
Устойчивость
Темперамент
Особые отметки

Приложение 2
Мониторинг теоретических и практических результатов обучения учащегося
по дополнительной образовательной программе
Критерии оценки
Параметры

«3»
уловлетворительно

«4»
хорошо

«5»
отлично

Знание терминологии
пройденных
движений

Слабое знание
терминологии движений,
изучаемых в данном
классе

Знание терминологии
движений, изучаемых в
данном классе, не всегда
стабильно

Полностью владеет
знанием терминологии
движений, изучаемых в
данном классе

Знание методики
исполнения
отдельных движений

Слабое знание правил
исполнения элементов
экзерсиса, применение их
на практике только с
помощью учителя.

Знает правила исполнения
элементов экзерсиса, но не
всегда может их
использовать на практике
самостоятельно.

Знает правила исполнения
элементов экзерсиса и
умеет их использовать на
практике самостоятельно.

Исполнение
движений, в
соответствии с
темпом и ритмом
музыкального
сопровождения

Сложно согласовывает
свои движения с темпом и
ритмом музыкального
сопровождения из-за слабо
развитого мышечного
аппарата

Слышит начало
музыкальной фразы и её
окончание, но не всегда
может согласовать свои
движения с темпом
музыки

Хорошо слышит начало
музыкальной фразы и её
окончание, умеет
согласовывать свои
движения с темпом
музыки

24

Запоминание и
исполнение
танцевальных
композиций
на основе
пройденного
материала.

Запоминает комбинации
слабо, а исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала вяло и не
достаточно выразительно

Запоминает и исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала достаточно
выразительно, но не всегда
уверенно.

Запоминает и исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала уверенно и
выразительно.

Координация
движений во всех
разделах урока

Слабо владеет
музыкальнодвигательными навыками,
испытывает большие
затруднения при
исполнении сложных
сочетаний танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Владеет музыкальнодвигательными навыками,
испытывает некоторые
затруднения при
исполнении сложных
сочетаний танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Хорошо владеет
музыкальнодвигательными навыками,
исполняет сложные
сочетания танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Пластическая
выразительность

Не хватает
выразительности, в
пластике проявляется
«зажатость» при передаче
образных ассоциаций
музыки

Пытается выражать в
пластике общее
содержание музыки, её
образные ассоциации
эмоционально, но не
хватает яркости

Умеет выражать в
пластике общее
содержание музыки, её
образные ассоциации ярко
и эмоционально

Творческая
активность

Творчески мало активен,
пытается составлять
комбинации
упражнений, но в
основном с помощью
учителя

Творчески активен,
способен составлять
комбинации
упражнений в частичном
объеме с помощью
учителя

Творчески всегда активен,
способен свободно
составлять комбинации
упражнений
самостоятельно

Приложение 3
Мониторинг общеучебных умений и навыков учащегося
по дополнительной образовательной программе
Критерии оценки
Параметры

«3»
уловлетворительно

«4»
хорошо

«5»
отлично

Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
анализировать
специальную
литературу

Обучающийся испытывает
серьезные затруднения
при работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога

Работает с литературой с
помощью педагога или
родителей

25

Работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей

Умение пользоваться
компьютерными
источниками
информации

По аналогии

По аналогии

По аналогии

Умение осуществлять
учебноисследовательскую
работу (писать
рефераты, проекты,
проводить
самостоятельные
учебные
исследования)

По аналогии

По аналогии

По аналогии

Учебно-коммуникативные умения
Умение слушать и
слышать педагога

Умение выступать
перед аудиторией

Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

Обучающийся не в полном
объеме усваивает
информацию, идущую от
педагога на занятии,
требует многократного ее
повторения
Обучающийся не может
свободно подать
подготовленную
информацию, не пользуясь
текстом выступления.
Обучающийся не может
самостоятельно выстроить
дискуссионное
выступление, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога, нет
логики в построении
доказательств.

Обучающийся вполне
усваивает информацию на
занятии, но не всегда
внимателен в деталях.
Обучающийся может
свободно подать
подготовленную
информацию, изредка
пользуясь текстом
выступления.
Обучающийся может
частично самостоятельно
выстроить дискуссионное
выступление, нуждается в
небольшой помощи и
контроле педагога,
присутствует логика в
построении доказательств.

26

Обучающийся адекватно в
полном объеме
воспринимает
информации, исходящую
от педагога на занятии,
точен в деталях.
Обучающийся может
свободно подать
подготовленную
информацию, не
использует текст
выступления
Обучающийся может
самостоятельно выстроить
дискуссионное
выступление, не
нуждается в помощи и
контроле педагога,
присутствует логика в
построении доказательств.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».