Классический танец 8 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-09 10:22:51
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Классический танец»
8 год обучения

Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Ильиных Анастасия Алексеевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Палтусова Наталья Михайловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Чернавских Ольга Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Екатеринбург, 2025

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

Страница
2

1.1. Пояснительная записка

2

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.

4
5
13

2.ОРГАНИЗАЦИОННО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

14

2.2.Формы контроля/ аттестации

15

2.3.Оценочные материалы

15

2.4.Методическое обеспечение

17

2.5.Список литературы

18

14

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности.
Приложение 2. Мониторинг теоретических и практических результатов
обучения учащегося по дополнительной образовательной программе.
Приложение 3. Мониторинг общеучебных умений и навыков учащегося
по дополнительной образовательной программе.

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «КЛАССИЧЕСКИЙ
ТАНЕЦ» имеет художественную направленность и ориентирована на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Хор» направлена на
формирование и развитие творческих способностей учащихся, в том числе на
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их духовнонравственное воспитание, а также на удовлетворение их потребностей в
художественно-эстетическом развитии.
Актуальность программы обусловлена ее направленностью не только на
то чтобы дать обучающимся танцевальные навыки и умения, но и обеспечить
3

формирование познавательной активности и творческого мышления. Занятия
по данной программе учитывают возрастные, психологические и
физиологические особенности обучающихся, поэтому темы занятий
чередуются в течении всего учебного процесса.
Отличительной особенностью программы «Классический танец»
заключается в том, что программа включает в
себя обучение детей
импровизации и самостоятельному сочинению танцевальных
фрагментов, комбинаций. Дети получают большую свободу самовыражения,
возможность показать свою индивидуальность, воплотить собственные идеи,
придумывая и комбинируя движения. Это оказывает положительный эффект
на развитие их фантазии, воображения, творческих способностей. Тренирует
ассоциативное, образное восприятие, способность пластически мыслить.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее
в сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
хореографического образования и опыт практической работы педагогов
хореографического отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым изучением
отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки и содержания обучения по курсу
«Классический танец», учитывая возможности системы художественноэстетического образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей, тесному
сотрудничеству с родителями в деле художественно-эстетического
воспитания и духовного обогащения детей.
Танец
является
многофункциональным
инструментом
для
разностороннего развития обучающегося. Как один из способов
художествнно-эстетического и физического развития личности, танец
оказывает значительное влияние на творческую, эмоциональную
составляющую личности, кроме того развивает телесный аппарат – укрепляет
мышечный корсет, формирует осанку и красивую фигуру.
Творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на
созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание
прекрасного,
активизируют
внимание и ассоциативное восприятие,
воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время
дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство
ответственности, помогают социализироваться.
Содержание курса «Классический танец» направлено на обучающихся
хореографического класса, так же способствует формированию
эстетического отношения к миру на основе визуальных пластических
образов, реализации художественно- творческого потенциала. Курс по
программе «Классический танец» является гармоничным дополнением
образования
в виде сценической практики, что дает возможность
обучающимся реализовать свои знания, умения, навыки, полученные на
занятиях сопутствующих хореографических курсов.
4

Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 14 до 15лет. Количественный состав группы – 6-20 человек.
Режим занятий: 5 раз в неделю по 40 минут.
Объем программы: 165 часов в год.
Срок освоения программы: 33 недели, 1 год обучения.
Уровень освоения программы: «продвинутый» – используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают
доступ к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержание программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие.
Виды занятий: учебно-практическая, учебно-творческая, репетиция,
творческий зачет, открытые занятия, концерты для родителей.
Формы проведения итогов реализации программы: творческий зачет,
открытые занятия, концерты для родителей.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
хореографические навыки, особенности классического танца, средства
музыкально-пластической выразительности. Для реализации практического
компонента на занятиях по программе «Классический танец» используются:
метод практического обучения, метод наглядного восприятия, метод
стимулирования деятельности и поведения, метод рефлексии, метод
сенсорного восприятия.
Особенности реализации образовательного процесса. Комплектование
занятий проводится с учетом физических способностей.
В период приостановки образовательной деятельности, в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями, образовательный
процесс организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – создание условий для формирования и развития
творческих способностей обучающихся, содействия жизненному и
околопрофессиональному их самоопределению, через воспитание социальноактивной, культурно-творческой личности средствами хореографического
искусства (классического танца).
Задачи программы:
Обучающие:
- знания об истории развития классического танца и хореографическом
искусстве в России;
- продолжить работу по развитию двигательных функций, необходимых для
исполнения классической хореографии: выворотности ног, гибкости корпуса,
увеличению танцевального шага и прыжка;
5

- познакомить со специальной терминологией, используемой в классической
хореографии, с элементами и более сложными развернутыми комбинациями
классического танца;
- продолжить работу по формированию навыков координации, владения
мышечным и суставно-двигательным аппаратом;
- обучить понимать характер музыкального сопровождения и верно
согласовать действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии
музыкальной темы;
- освоить пуантовую технику;
- формировать способность распределять сценическую площадку,
чувствовать партнеров, сохранять рисунок танца;
- обучить умению оптимально распределять силовую нагрузку не только в
отдельных частях урока, но и в каждом упражнении с учетом количества
повторений заданного движения;
- обучить навыкам владения основами актерского мастерства.
Развивающие:
- развить высокий уровень координации движений, способствующих
музыкальному и танцевально-образному самовыражению обучающегося;
- совершенствовать механизм физической памяти;
- развить устойчивость и силу ног, силу стоп, посредством исполнения
движений на полупальцах и пуантах;
- развить технику исполнительского мастерства, посредством исполнения
танцевальных комбинаций у станка и на середине зала;
- сформировать умение использовать полученные знания и навыки для
воплощения собственных замыслов с помощью элементов и основных
комбинаций классического танца;
- развить навык владеть дыханием во время исполнения комбинаций в
быстром темпе.
Воспитательные:
- воспитать потребность в систематических занятиях классическим
тренажом;
- воспитать мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитать уверенность в своих силах, адаптацию к социальной среде;
- сформировать эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- воспитать стремление к здоровому образу жизни (физическому здоровью,
укреплению нервной системы);
- воспитать способность к творческому самовыражению и творческую
инициативу.

6

1.3. Содержание программы
Учебный план 8 года обучения
№
заня
тия

Наименование темы
Всего
Раздел: Экзерсис у
станка
Demi-plie` с port de bras и
работой корпуса
(полуприседание с
упражнением для рук и
корпуса).
Grand plie` с port de bras и
работой корпуса (глубокое
приседание с
упражнением для рук и
корпуса).
Battement tendu double в
IV позицию в demi-plie`
двойное движение
натянутой ногой с
полуприседанием.
Battement tendu jete`
balancoir (бросок
натянутой ногой с
покачиванием корпуса).

62

5.

1.

Кол-во часов
Формы
Теория Практика аттестации/
контроля
Открытое
занятие
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

2

1

1

3

1

2

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

3

1

2

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

3

1

2

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

Rond de jambe par terre на
demi-plie`(в
полуприседании).

3

1

2

6.

III port de bras в demiplie`(упражнение для рук
и корпуса в
полуприседании) с
растяжкой.

2

1

1

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

7.

Поворот fouette` на 1/2
круга.

3

1

2

8.

Flic (мазок стопой по полу
от себя) с подъёмом на
полупальцы.

1

1

9.

Detourne`(поворот) c
различных приёмов.

2

1

2.

3.

4.

7

1

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая

10.

работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

Petit battement sur le coude-pied (маленькие
движения на щиколотке
опорной ноги) на 1/8
такта.
Pas tombe` с
продвижением
(падающее движение).

3

1

2

3

1

2

12.

Pas coupe` (подрезающее
вспомогательное
движение).

2

1

1

13.

Petit temps releve` с
окончанием на
полупальцы (связующее
подъемное движение ноги
на 45°).
Demi-rond (полукруг
ногой) на 90°.

4

1

3

4

1

3

15.

Pirouette (вращения) с IV
позиции.

4

1

3

16.

Танцевальные
комбинации на основе
пройденных элементов.

5

1

4

17.

Battement fondu c plie`releve` rond («тающее»
движение
с
полуприседанием,
подъемом на полупальцы
и кругом ногой).

4

1

3

18.

Battement releve` lent ` et
developpe` на 90°
(медленный подъем ноги и
«разворачивающееся) на
90°.

4

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

19.

Battement soutenu` на 90°
(непрерывное движение с
затягиванием ноги в
позицию).

3

1

2

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

20.

Grand battement jete` по V
позиции (большой бросок

4

1

3

Текущая
практическая

11.

14.

8

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

ногой).

работа,
наблюдение.
Открытое
занятие.

Раздел: Экзерсис на
середине зала
Temps lie` par terre
(слитные движения по
полу) с перегибом
корпуса.
Demi-plie` et grand plie` со
II port de bras
(полуприседание и
глубокое приседание с
упражнением для рук).

43

3.

1.

Открытое
занятие
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

5

1

4

5

1

4

Battement tendu с demiplie` по IV позиции
croise`(движение
натянутой ногой с
полуприседанием в
закрытом положении).

4

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

4.

Battement tendu jete` c
demi-plie` по V позиции
(бросок натянутой ногой с
полуприседанием).

4

2

2

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

5.

Pirouettes sur le cou-de-pied
c V позиции (вращение с
ногой у щиколотки
опорной).
Rond de jambe par terre на
demi-plie`(круг ногой по
полу в полуприседании).

4

1

3

5

1

4

7.

Battement fondu
(«тающее» движение) в
маленьких позах.

4

1

3

8.

Battement soutenu на 45°
(непрерывное движение с
затягиванием ноги в
позицию).
Pas tombe` на месте
(падающее движение).

4

1

3

4

1

3

Grand battement jete`
(большой бросок ногой)
по V позиции.

4

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,

2.

6.

9.

10.

9

11.

Pas balance` en tournant
(движение с покачиванием
корпуса в повороте).

5

1

4

Раздел: Аllegro(прыжки)

35
часов
2

1

1

наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Открытое
занятие
Открытое
занятие
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

1.

Temps saute` прыжок с
двух ног на две).

2.

Pas echappe` (прыжок с
двух ног на две с
фиксацией открытой
позиции в воздухе) с
окончанием на одну ногу с
положением sur le cou-depied (на щиколотке
опорной ноги).

4

1

3

3.

Pas emboite`(прыжок с
переменой ног) на 45° .

3

1

2

4.

Petit pas chasse` croise`
(маленький прыжок с
собиранием ног в воздухе
и продвижением в
закрытом положении в
заданном направлении).

5

1

4

5.

Pas echappe` battu
(прыжок с двух ног на две
с фиксацией открытой
позиции в воздухе с
заноской ног).

5

1

4

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

6.

Sissonne ouverte на 45°
(открытый прыжок с двух
ног на одну) в малые
позы.

5

1

4

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

7.

Pas de chat («кошачий»
прыжок).

5

1

4

8.

Танцевальные
композиции.

6

1

5

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

10

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

Раздел Экзерсис на
пуантах.

30 ч

1.

Temps lie` par terre
(слитные движения по
полу).

5

1

4

2.

Pas de bourree с
переменой ног (мелкие
переступания).

4

1

3

3.

Pas de bourree ballotte`
(мелкие переступания ног
с подбиванием одной
другую и небольшим
наклоном корпуса).

4

1

3

4.

Pas couru en face (легкий
бег на пальцах лицом к
зрителю).

4

1

3

5.

Sissonne simple
(вскакивание на пальцы с
двух ног на одну).

4

1

3

6.

Detourne` (поворот).

4

1

3

165

45

120

ИТОГО

Открытое
занятие
Итоговое
открытое
занятие для
родителей
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Итоговое
открытое занятие
для
родителей.

Содержание
1.Экзерсис у станка
2.Экзерсис на середине зала
3.Allegro
4.Экзерсис на пуантах.
Раздел 1: Экзерсис у станка:
Более сложные этюды и комбинации, основанные на пройденном материале.
Ускорение темпа и усложнение ритмического рисунка, увеличение
количества упражнений и комбинаций, тренирующих технику танца. Время
занятий у станка сокращается за счет комбинирования 2-3 упражнений.
11

Тема 1. Demi-plie` с port de bras и работой корпуса (полуприседание с
упражнением для рук и корпуса).
Тема 2. Grand plie` с port de bras и работой корпуса (глубокое приседание с
упражнением для рук и корпуса).
Тема 3. Battement tendu double в IV позицию в demi-plie` двойное движение
натянутой ногой с полуприседанием.
Тема 4. Battement tendu jete` balancoir (бросок натянутой ногой с
покачиванием корпуса).
Тема 5. Rond de jambe par terre на demi-plie`(в полуприседании).
Тема 6. III port de bras в demi-plie`(упражнение для рук и корпуса в
полуприседании) с растяжкой.
Тема 7. Поворот fouette` на 1/2 круга.
Тема 8. Flic (мазок стопой по полу от себя) с подъёмом на полупальцы.
Тема 9. Detourne`(поворот) c различных приёмов.
Тема 10. Petit battement sur le cou-de-pied (маленькие движения на щиколотке
опорной ноги) на 1/8 такта
Тема 11 Pas tombe` с продвижением (падающее движение).
Тема 12. Pas coupe` (подрезающее вспомогательное движение).
Тема 13. Petit temps releve` с окончанием на полупальцы (связующее
подъемное движение ноги на 45°).
Тема 14. Demi-rond (полукруг ногой) на 90°.
Тема 15. Pirouette (вращения) с IV позиции.
Тема 16. Танцевальные комбинации на основе пройденных элементов.
Тема 17. Battement fondu c plie`- releve` rond («тающее» движение с
полуприседанием, подъемом на полупальцы и кругом ногой).
Тема 18. Battement releve` lent ` et developpe` на 90° (медленный подъем ноги
и «разворачивающееся) на 90°.
Тема 19. Battement soutenu` на 90° (непрерывное движение с затягиванием
ноги в позицию).
Тема 20. Grand battement jete` по V позиции (большой бросок ногой).
Теоретические знания:
Уметь охарактеризовать движение, согласно
музыкальному сопровождению, понимать и правильно применять в речи
терминологию, слушать, воспринимать и анализировать музыкальный
материал. Описывать и характеризовать музыкальные образы и
танцевальную драматургию.
Практическая работа: Грамотно исполнять танцевальные элементы.
Закрепить освоенную технику работы в позах epaulement. Слышать начало
музыкальной фразы и ее окончание, определять музыкальный размер, темп,
характер и ритмический рисунок музыкального сопровождения.
Корректировать и развивать физические данные. Координировать движения
рук, головы и ног. Проявлять личностное отношение при восприятии и
исполнении элементов классического тренажа у станка. Уметь передать
характер классической манеры, требующей мягкости и чистоты исполнения.
Повышать исполнительское мастерство, артистичность. Исполнять и
грамотно объяснять технические особенности pirouette. Запоминать и
12

исполнять танцевальные комбинации на основе пройденного материала.
Раздел 2: Экзерсис на середине зала:
Тема 1. Temps lie` par terre (слитные движения по полу) с перегибом корпуса.
Тема 2. Demi-plie` et grand plie` со II port de bras (полуприседание и глубокое
приседание с упражнением для рук).
Тема 3. Battement tendu с demi-plie` по IV позиции croise`(движение
натянутой ногой с полуприседанием в закрытом положении).
Тема 4. Battement tendu jete` c demi-plie` по V позиции (бросок натянутой
ногой с полуприседанием).
Тема 5. Pirouettes sur le cou-de-pied c V позиции (вращение с ногой у
щиколотки опорной).
Тема 6. Rond de jambe par terre на demi-plie`(круг ногой по полу в
полуприседании).
Тема 7. Battement fondu («тающее» движение) в маленьких позах.
Тема 8. Battement soutenu на 45° (непрерывное движение с затягиванием ноги
в позицию).
Тема 9. Pas tombe` на месте (падающее движение).
Тема 10. Grand battement jete` (большой бросок ногой) по V позиции.
Тема 11. Pas balance` en tournant (движение с покачиванием корпуса в
повороте).
Теоретические знания: Понимать и правильно применять в речи
терминологию изученных движений. Слушать, воспринимать и
анализировать музыкальный материал. Описывать и характеризовать
музыкальные образы и танцевальную драматургию.
Практическая работа: Выражать эмоциональное состояние при исполнении
элементов и комбинаций классического танца. Грамотно
исполнять
танцевальные элементы. Уметь передать характер классической манеры,
требующей мягкости и чистоты исполнения. Импровизировать в
соответствии с характером музыки. Проявлять личностное отношение при
восприятии и исполнении элементов классического тренажа на середине
зала. Исполнять и грамотно объяснять технические особенности pirouette.
Раздел 3: Allegro:
Тема 1. Temps saute` (прыжок с двух ног на две)
Тема 2. Pas echappe` (прыжок с двух ног на две с фиксацией открытой
позиции в воздухе) с окончанием на одну ногу с положением sur le cou-depied (на щиколотке опорной ноги).
Тема 3. Pas emboite`(прыжок с переменой ног) на 45° .
Тема 4. Petit pas chasse` croise` (маленький прыжок с собиранием ног в
воздухе и продвижением в закрытом положении в заданном направлении).
Тема 5. Pas echappe` battu (прыжок с двух ног на две с фиксацией открытой
позиции в воздухе с заноской ног).
Тема 6. Sissonne ouverte на 45° (открытый прыжок с двух ног на одну) в
малые позы.
Тема 7. Pas de chat («кошачий» прыжок).
Тема 8. Танцевальные композиции.
13

Теоретические знания: Понимать и правильно применять в речи
терминологию изученных движений. Описывать и характеризовать
музыкальные образы и танцевальную драматургию. Определять
музыкальный размер, темп, характер и ритмический рисунок музыкального
сопровождения. Анализировать чувство мышечного самоконтроля.
Практическая работа: Запоминать и исполнять танцевальные комбинации
на основе пройденного материала. Импровизировать в соответствии с
характером музыки. Грамотно исполнять танцевальные элементы. Уметь
передать характер классической манеры, требующей мягкости и чистоты
исполнения. Повышать исполнительское мастерство, артистичность.
Вырабатывать силу прыжка и способность зависать в воздухе. Запоминать и
исполнять танцевальные комбинации на основе пройденного материала.
Раздел 4: Экзерсис на пуантах:
Тема 1. Temps lie` par terre (слитные движения по полу).
Тема 2. Pas de bourree с переменой ног (мелкие переступания).
Тема 3. Pas de bourree ballotte` (мелкие переступания ног с подбиванием
одной другую и небольшим наклоном корпуса).
Тема 4. Pas couru en face (легкий бег на пальцах лицом к зрителю).
Тема 5. Sissonne simple (вскакивание на пальцы с двух ног на одну).
Тема 6. Detourne` (поворот).
Теоретические знания: Понимать и правильно применять в речи
терминологию изученных движений. Описывать и характеризовать
музыкальные образы и танцевальную драматургию. Определять
музыкальный размер, темп, характер и ритмический рисунок музыкального
сопровождения. Анализировать чувство мышечного самоконтроля.
Практическая работа: Запоминать и исполнять танцевальные комбинации
на основе пройденного материала. Импровизировать в соответствии с
характером музыки. Грамотно исполнять танцевальные элементы. Уметь
передать характер классической манеры, требующей мягкости и чистоты
исполнения. Закрепить освоенную технику работы в позах epaulement.
Повышать исполнительское мастерство, артистичность.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знает историю развития классического танца и хореографического
искусства в России;
- владеет двигательными функциями, необходимыми для исполнения
классической хореографии: выворотности ног, гибкости корпуса,
увеличению танцевального шага и прыжка;
- освоена пуантовая техника;
- знает и использует специальную терминологию, используемую в
классической хореографии, элементы и более сложные развернутые
комбинации классического танца;
14

- знает как распределять сценическую площадку, чувствовать партнеров,
сохранять рисунок танца;
- знает основы актерского мастерства.
- владеет мышечным и суставно-двигательным аппаратом, навыком
координации;
- понимает характер музыкального сопровождения и верно согласовывает
действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии музыкальной
темы;
- оптимально распределяет силовую нагрузку в каждом упражнении с учетом
количества повторений заданного движения.
Метапредметные результаты:
- развит высокий уровень координации движений и физических
возможностей, способствующих музыкальному и танцевально-образному
самовыражению обучающегося;
- развиты устойчивость и сила ног, силу стоп, посредством исполнения
движений на полупальцах и пуантах;
- развита техника исполнительского мастерства, посредством исполнения
танцевальных комбинаций у станка и на середине зала;
- использует полученные знания и навыки для воплощения собственных
замыслов с помощью элементов и основных комбинаций классического
танца;
- совершенствует механизм физической памяти;
- владеет дыханием во время исполнения комбинаций в быстром темпе.
Личностные результаты:
- сформирована потребность в систематических занятиях классическим
тренажом;
- сформирован мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитана уверенность в своих силах, развита адаптация к социальной
среде;
- воспитано стремление к здоровому образу жизни (физическому
здоровью, укреплению нервной системы);
- воспитаны эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- сформирована способность к творческому самовыражению и творческая
инициатива.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
15

- специализированный класс, оборудованный станками, зеркалами;
- фортепиано для аккомпанемента концертмейстера;
- телевизор
- музыкальный центр
- фонотека на цифровых носителях
- видеотека по хореографии
- сценическая площадка (оборудованный актовый зал);
- специальная форма и обувь для занятий;
- костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов
осуществляется совместно с родителями)
2.2. Формы аттестации и контроля
Формы контроля и промежуточной (итоговой) аттестации являются:
Педагогические наблюдения;
Текущая практическая работа;
Открытые занятия;
Итоговые открытые занятия для родителей;
Участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
Подведение итогов проводится в соответствии с разработанными
критериями оценки результатов реализации программы.
2.3. Оценочные материалы
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в процессе
выполнения учащимися практических, теоретических и творческих заданий
на уроке. Отметки выставляются в течение четверти за проявление
теоретических знаний, точное и чистое исполнение практических заданий,
умение слушать, быть внимательным, выразительное и эмоциональное
исполнение танцевальных композиций.
Итоговый контроль – полугодовые и годовые открытые контрольные
занятия для педагогов и родителей.
№

1

Описание составляющих

Шкала оценки
Качеств
о
отсутст
вует

Качество
выражен
о очень
слабо на
уровне
первичн
ого
знания

Качество
выражен
о очень
слабо на
уровне
знаний

0 баллов

1 балл

2 балла

Развитие физических данных
Гибкость
выворотность
Прыжок
16

Качество
выражен
о
в
средней
степени
на
уровне
первичн
ого
навыка
3 балла

Качество
выражено
в средней
степени
на уровне
навыка
(применяе
т
на
практике)

Качество
выражено
в высокой
степени
на уровне
уверенног
о
применен
ия
на
практике

4 балла

5 баллов

2

3

4

Растяжка
выносливость
Равновесие
Шаг
Средний балл:
Знание
основных
хореографических
навыков
и
умение их применять на практике
постановка корпуса
понятие "втянутое колено"
понятие "вытянутый подъем",
"птичка"
крест "два плеча, два бедра"
основные позиции ног
основные позиции рук
термины
различных
техник
танца, согласно году обучения
Средний балл:
Пространственная ориентация
понятия
"ближний
круг",
"дальний круг"
Интервал
Ракурс
умение держать рисунок
точность перестроения
чувство партнёра
Средний балл:
Психофизиологическое развитие
развитие чувства ритма

2.4. Методические материалы
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией по
программе
«Классический
танец»
возможно
только
при
использовании следующих педагогических принципов и методов
обучения.
Принципы:
o индивидуализации (определение посильных заданий с учётом
возможностей ребёнка);
o систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
o наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
o повторяемости
материала (повторение
вырабатываемых
двигательных навыков);
o сознательности
и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к
своим действиям).
o сотрудничества
участников образовательного процесса и
доступность обучения;
17

разноуровневости (выбор тематики, приемов работы в
соответствии с возрастом детей);
o интеграции (использование разных форм и техник исполнения);
o целостности (соблюдение единства обучения и развития с одной
стороны, системность с другой).
Методические приемы:
 Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
 Практический метод. Заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально-ритмического движения.
 Наглядный метод. Выразительный показ под счет, с музыкой.
Для успешного достижения цели в образовательно-воспитательном
процессе детского коллектива с учетом личностного подхода к ребенку,
формирования важнейших качеств личности: трудолюбия, стремления к
совершенству, чувства ответственности, взаимопомощи - используются
различные формы занятий:
 - учебно-практическая;
 - открытое занятие;
 - итоговое открытое занятие для родителей;
Педагогические технологии
1. Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их
основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности,
направленный на усвоение общественного опыта
2.Технология здоровьесберегающего обучения.
Для занятий хореографией мною принимаются учащиеся с различными
физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках
заниматься как общим физическим развитием, так и исправлением
(коррекцией) физических недостатков. Формирование правильной техники
исполнения движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности»,
форму тела. В процессе обучения в коллективе формируются необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
3. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
Данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех формах,
которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология
обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает
индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу.
4. Использование дистанционных технологий в период карантина:
Zoom, WhatsApp.
Отчетные выступления, участие в концертах, праздничных программах –
все это является условием для применения полученных знаний, умений и
навыков, формой контроля уровня подготовки. Концертная деятельность –
это показатель стабильности коллектива, общей культуры и грамотности его
исполнителей.
o

18

2.5. Список литературы.
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.Музыка и хореография современного балета. – Ленинград, 1974 – 294с.
2.Н.И.Шарова. Детский танец. – Санкт-Петербург, 2011 – 62с.
3.Н.И.Тарасов. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 3-е
изд. – СПб.: издательство «Лань», 2005.- 496 с.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1.Звездочкин В.А. Классический танец: учебное пособие для студентов
высших и средних учебных заведений искусств и культуры,-2-е изд.- Ростов
н/Д: «Феникс» 2005,- 410с.
2.Базарова Н.П. Классический танец. Методика четвертого и пятого года
обучения.- 2-е изд., Искусство,1984,- 199с.
Ресурсы удаленного доступа:
Электронный ресурс:
1. Википедия — свободная энциклопедия (wikipedia.org)
2. Глоссарий.ru: Балет (glossary.ru)
3. http://balet24.ru/
4. Маленькая балетная энциклопедия (classical.ru)
5. Dance International Magazine - Опубликовано ежеквартально, наши
углубленные особенности, обзоры и отчеты помогают построить живой
разговор вокруг танца.

19

Приложение 1
Карта предварительного контроля
Фамилия имя
Сколько полных лет
Рост
Вес
Строение тела
Осанка
Выворотность
Стопа
Балетный шаг
Гибкость тела
Прыжок

Координация движений
Музыкально-ритмическая координация
Устойчивость

20

Темперамент
Особые отметки

Приложение 2
Мониторинг теоретических и практических результатов обучения учащегося
по дополнительной образовательной программе
Критерии оценки
Параметры

«3»
уловлетворительно

«4»
хорошо

«5»
отлично

Знание терминологии
пройденных
движений

Слабое знание
терминологии движений,
изучаемых в данном
классе

Знание терминологии
движений, изучаемых в
данном классе, не всегда
стабильно

Полностью владеет
знанием терминологии
движений, изучаемых в
данном классе

Знание методики
исполнения
отдельных движений

Слабое знание правил
исполнения элементов
экзерсиса, применение их
на практике только с
помощью учителя.

Знает правила исполнения
элементов экзерсиса, но не
всегда может их
использовать на практике
самостоятельно.

Знает правила исполнения
элементов экзерсиса и
умеет их использовать на
практике самостоятельно.

Исполнение
движений, в
соответствии с
темпом и ритмом
музыкального
сопровождения
Запоминание и
исполнение
танцевальных
композиций
на основе
пройденного
материала.

Сложно согласовывает
свои движения с темпом и
ритмом музыкального
сопровождения из-за слабо
развитого мышечного
аппарата
Запоминает комбинации
слабо, а исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала вяло и не
достаточно выразительно

Слышит начало
музыкальной фразы и её
окончание, но не всегда
может согласовать свои
движения с темпом
музыки
Запоминает и исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала достаточно
выразительно, но не всегда
уверенно.

Хорошо слышит начало
музыкальной фразы и её
окончание, умеет
согласовывать свои
движения с темпом
музыки
Запоминает и исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала уверенно и
выразительно.

Координация
движений во всех
разделах урока

Слабо владеет
музыкальнодвигательными навыками,
испытывает большие
затруднения при
исполнении сложных
сочетаний танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Владеет музыкальнодвигательными навыками,
испытывает некоторые
затруднения при
исполнении сложных
сочетаний танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Хорошо владеет
музыкальнодвигательными навыками,
исполняет сложные
сочетания танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

21

Пластическая
выразительность

Не хватает
выразительности, в
пластике проявляется
«зажатость» при передаче
образных ассоциаций
музыки

Пытается выражать в
пластике общее
содержание музыки, её
образные ассоциации
эмоционально, но не
хватает яркости

Умеет выражать в
пластике общее
содержание музыки, её
образные ассоциации ярко
и эмоционально

Творческая
активность

Творчески мало активен,
пытается составлять
комбинации
упражнений, но в
основном с помощью
учителя

Творчески активен,
способен составлять
комбинации
упражнений в частичном
объеме с помощью
учителя

Творчески всегда активен,
способен свободно
составлять комбинации
упражнений
самостоятельно

Приложение 3
Мониторинг общеучебных умений и навыков учащегося
по дополнительной образовательной программе
Критерии оценки
Параметры

«3»
уловлетворительно

«4»
хорошо

«5»
отлично

Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
анализировать
специальную
литературу

Обучающийся испытывает
серьезные затруднения
при работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога

Работает с литературой с
помощью педагога или
родителей

Работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей

Умение пользоваться
компьютерными
источниками
информации

По аналогии

По аналогии

По аналогии

Умение осуществлять
учебноисследовательскую
работу (писать
рефераты, проекты,
проводить
самостоятельные
учебные
исследования)

По аналогии

По аналогии

По аналогии

Учебно-коммуникативные умения
Умение слушать и
слышать педагога

Умение выступать
перед аудиторией

Обучающийся не в полном
объеме усваивает
информацию, идущую от
педагога на занятии,
требует многократного ее
повторения
Обучающийся не может
свободно подать
подготовленную
информацию, не пользуясь

Обучающийся вполне
усваивает информацию на
занятии, но не всегда
внимателен в деталях.
Обучающийся может
свободно подать
подготовленную
информацию, изредка
22

Обучающийся адекватно в
полном объеме
воспринимает
информации, исходящую
от педагога на занятии,
точен в деталях.
Обучающийся может
свободно подать
подготовленную
информацию, не

текстом выступления.
Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

Обучающийся не может
самостоятельно выстроить
дискуссионное
выступление, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога, нет
логики в построении
доказательств.

пользуясь текстом
выступления.
Обучающийся может
частично самостоятельно
выстроить дискуссионное
выступление, нуждается в
небольшой помощи и
контроле педагога,
присутствует логика в
построении доказательств.

23

использует текст
выступления
Обучающийся может
самостоятельно выстроить
дискуссионное
выступление, не
нуждается в помощи и
контроле педагога,
присутствует логика в
построении доказательств.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».