Классический танец 9 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:23:26
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Классический танец»
9 год обучения

Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Ильиных Анастасия Алексеевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Палтусова Наталья Михайловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
Чернавских Ольга Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,

Екатеринбург, 2025
1

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОГРАММЫ

Страница
2

1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи программы

2
4

1.3.Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.

5
14

2. ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
2.2.Формы контроля/ аттестации

15
15

2.3.Оценочные материалы

16

2.4.Методическое обеспечение

18

2.5.Список литературы

19

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности.
Приложение 2. Мониторинг теоретических и практических результатов
обучения учащегося по дополнительной образовательной программе.
Приложение 3. Мониторинг общеучебных умений и навыков учащегося
по дополнительной образовательной программе.

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «КЛАССИЧЕСКИЙ
ТАНЕЦ» имеет художественную направленность и ориентирована на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
Актуальность программы обусловлена ее направленностью не только на
то чтобы дать обучающимся танцевальные навыки и умения, но и обеспечить
формирование познавательной активности и творческого мышления. Занятия
по данной программе учитывают возрастные, психологические и
физиологические особенности обучающихся, поэтому темы занятий
чередуются в течении всего учебного процесса.
Отличительной особенностью программы «Классический танец»
заключается в том, что программа включает в себя обучение детей
3

импровизации и самостоятельному сочинению танцевальных фрагментов,
комбинаций. Дети получают большую свободу самовыражения, возможность
показать свою индивидуальность, воплотить собственные идеи, придумывая
и комбинируя движения. Это оказывает положительный эффект на развитие
их фантазии, воображения, творческих способностей. Тренирует
ассоциативное, образное восприятие, способность пластически мыслить.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее
в сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
хореографического образования и опыт практической работы педагогов
хореографического отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым изучением
отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки и содержания обучения по курсу
«Классический танец», учитывая возможности системы художественноэстетического образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного процесса,
созданию условий творческой реализации детей, тесному сотрудничеству с
родителями в деле художественно-эстетического воспитания и духовного
обогащения детей.
Танец
является
многофункциональным
инструментом
для
разностороннего развития обучающегося. Как один из способов
художественно-эстетического и физического развития личности, танец
оказывает значительное влияние на творческую, эмоциональную
составляющую личности, кроме того развивает телесный аппарат – укрепляет
мышечный корсет, формирует осанку и красивую фигуру.
Творческие занятия хореографией в группах настраивают ребенка на
созидание, раскрывают природный потенциал, формируют понимание
прекрасного,
активизируют
внимание и ассоциативное восприятие,
воспитывают художественный вкус, раскрепощают и в то же время
дисциплинируют, приучают к трудолюбию, вырабатывают волю, чувство
ответственности, помогают социализироваться.
Содержание курса «Классический танец» направлено на обучающихся
хореографического класса, так же способствует формированию
эстетического отношения к миру на основе визуальных пластических
образов, реализации художественно- творческого потенциала. Курс по
программе «Классический танец» является гармоничным дополнением
образования в виде сценической практики, что дает возможность
обучающимся реализовать свои знания, умения, навыки, полученные на
занятиях сопутствующих хореографических курсов.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 15 до 16 лет. Количественный состав группы – 6-20 человек.
Режим занятий: 5 раз в неделю по 40 минут.
Объем программы: 165 часов в год.
Срок освоения программы: 33 недели, 1 год обучения.
4

Уровень освоения программы: «продвинутый» – используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают
доступ к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержание программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие.
Виды занятий: учебно-практическая, учебно-творческая, репетиция,
творческий зачет, открытые занятия, концерты для родителей.
Формы проведения итогов реализации программы: творческий зачет,
открытые занятия, концерты для родителей.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
хореографические навыки, особенности классического танца, средства
музыкально-пластической выразительности. Для реализации практического
компонента на занятиях по программе «Классический танец» используются:
метод практического обучения, метод наглядного восприятия, метод
стимулирования деятельности и поведения, метод рефлексии, метод
сенсорного восприятия.
Особенности реализации образовательного процесса. Комплектование
занятий проводится с учетом физических способностей.
В период приостановки образовательной деятельности, в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями, образовательный
процесс организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – создание условий для формирования и развития
творческих способностей обучающихся, содействия жизненному и
околопрофессиональному их самоопределению, через воспитание социальноактивной, культурно-творческой личности средствами хореографического
искусства (классического танца).
Задачи программы:
Обучающие:
- знания об истории развития классического танца и хореографическом
искусстве в России;
- продолжить работу по развитию двигательных функций, необходимых для
исполнения классической хореографии: выворотности ног, гибкости корпуса,
увеличению танцевального шага и прыжка;
- познакомить со специальной терминологией, используемой в классической
хореографии, с элементами и более сложными развернутыми комбинациями
классического танца;
- продолжить работу по формированию навыков координации, владения
мышечным и суставно-двигательным аппаратом;
5

- обучить понимать характер музыкального сопровождения и верно
согласовать действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии
музыкальной темы;
- освоить пуантовую технику;
- формировать способность распределять сценическую площадку,
чувствовать партнеров, сохранять рисунок танца;
- обучить умению оптимально распределять силовую нагрузку не только в
отдельных частях урока, но и в каждом упражнении с учетом количества
повторений заданного движения;
- обучить навыкам владения основами актерского мастерства.
Развивающие:
- развить высокий уровень координации движений, способствующих
музыкальному и танцевально-образному самовыражению обучающегося;
- совершенствовать механизм физической памяти;
- развить устойчивость и силу ног, силу стоп, посредством исполнения
движений на полупальцах и пуантах;
- развить технику исполнительского мастерства, посредством исполнения
танцевальных комбинаций у станка и на середине зала;
- сформировать умение использовать полученные знания и навыки для
воплощения собственных замыслов с помощью элементов и основных
комбинаций классического танца;
- развить навык владеть дыханием во время исполнения комбинаций в
быстром темпе.
Воспитательные:
- воспитать потребность в систематических занятиях классическим
тренажом;
- воспитать мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитать уверенность в своих силах, адаптацию к социальной среде;
- сформировать эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- воспитать стремление к здоровому образу жизни (физическому здоровью,
укреплению нервной системы);
- воспитать способность к творческому самовыражению и творческую
инициативу.
1.3. Содержание программы
Учебный план 9 года обучения
№
занят
ия

1-4

Наименование темы

Кол-во часов
Теория
Практика

Всего

Раздел 1: Экзерсис у станка
Demi-plie` et grand plie`
4ч.
1
3
6

Формы
аттестации/
контроля

Текущая

5-7

8-11

с V port de bras
(полуприседание и
глубокое приседание с
упражнением для рук и
корпуса).
Battements tendu pour
batteries
(движение
натянутой ногой для
заносок).
Battement
tendu
jete`(бросок натянутой
ногой).

практическая
работа,
наблюдение
3ч

1

2

4ч.

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

1215

Battement fondue на 90°
(«тающее» движение»)

4ч.

1

3

1619

Battement soutenu` на
90° (непрерывное
движение с
затягиванием ноги в
позицию).
Rond de jambe en l`air
(круг ногой по воздуху
с окончанием в demiplie (в полуприседание).
Battement double frappe`
c releve` (двойное
«ударяющее» движение
с подъемом на
полупальцы).

4ч.

1

3

3ч.

1

2

4ч.

1

3

Battement releve` lent `
et developpe` на demiplie (медленный подъем
ноги и
«разворачивающееся
движение в
полуприседании).
Grand rond в позах на
90° (большой круг
ногой).

4ч.

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

4ч.

1

3

III port de bras на demi-

2ч.

1

1

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая

2022

2326

2730

3134

35-

7

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

36

3738

plie` (упражнение для
рук и корпуса в
полуприседании)
с
растяжкой.
Releve` (подъем) на
полупальцы в позах.

практическая
работа,
наблюдение
2ч.

1

1

Опрос по
теме

3942

Soutenu en tournant
(непрерывное движение
с затягиванием ноги в
позицию в повороте) на
1/2 поворота.

4ч.

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

4345

Temps releve`preparation к pirouette
(связующее движение
как подготовка к
вращению).

3ч.

1

2

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

4649

Pirouette en dehors et en
dedans (вращение
наружу и во внутрь).

4ч

1

3

5053

Grand battement jete`
pointe` (большой
бросок ногой с точкой
на полу) в больших
позах croise` et efface`.

4ч.

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

5457

5861

6265

66-

Раздел 2: Экзерсис на середине зала
Temps lie` на 45°с
4ч.
1
3
перегибом корпуса
(слитные движения).
Battement tendu en
tournant на 1/8 круга
(движение натянутой
ногой в повороте).
Battement tendu jete`
pique` (бросок
натянутой ногой с
уколом пальцев об
пол).
Rond de jambe par terre

4ч.

1

3

4ч.

1

3

2ч

1

1

8

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая

67

на demi-plie`(круг ногой
по
полу
в
полуприседании) на45°.
Battement fondu c plie`releve` («тающее»
движение в
полуприседании и
подъемом на
полупальцы)
Battement soutenu на
90° (непрерывное
движение с
затягиванием ноги в
позицию).
Battement frappe`
(«ударяющее»
движение).

практическая
работа,
наблюдение
Опрос по
теме

4ч.

1

3

4ч.

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

4ч

1

3

Pas coupe`
(подрезающее
вспомогательное
движение).
Pas tombe` на месте
(падающее движение) с
полуповоротом en
dehors (наружу).
Pirouettes (вращение) c
V
позиции
с
окончанием в IV.

2ч.

1

1

4ч.

1

3

4

1

3

Pas de bourree en
tournant (мелкие
переступания в
повороте).
Поворот fouette` на 1/4
круга.

4ч

1

3

3ч

1

2

97100

Grand battement jete`
(большой бросок ногой)
в позу IV arabesque.

4ч

1

3

101102

Pas de bourree dessus –
dessous (мелкие

2ч

1

1

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая

6871

7275

7679

8081

8285

8689

9093

9496

9

103106

107110

111113

114115

116119

120123

переступания с ногой,
подменяющей собой
другую ногу сверху,
или снизу).
Soutenu en tournant на
360° (непрерывное
движение с
затягиванием ноги в
позицию в повороте).
VI port de bras
(упражнение для рук и
корпуса).

работа,
наблюдение
4ч

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

4ч.

1

3

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

2

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Открытое
занятие для
педагогов и
родителей.
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

Раздел 3: Аllegro (прыжки)
Changement de pieds с
3ч.
1
продвижением (прыжок
с переменой ног в
позиции).
Pas assemble` (прыжок с
2ч.
1
собиранием
ног
в
воздухе)
с
продвижением.
Sissonne simple en
4ч.
1
tournant (прыжок с двух
ног на одну) на 1/2
поворота.
Pas jete` (прыжок с
4ч.
1
одной ноги на другую)
с продвижением.

1

3

3

124127

Pas emboite` (прыжок с
переменой ног) на 45°
вперёд и назад.

4ч.

1

3

128129

Temps leve` (прыжок на
одной ноге с другой,
сохраняющей
положение, принятое
до прыжка) в позах.
Sissonne tombe`
(«падающий» прыжок с
двух ног
последовательно на
две).

2ч.

1

1

3ч.

1

2

130132

10

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

133136

Temps lie` saute`
(слитные движения
прыжком).

4ч

1

3

137140

Entrechat quatre
(прыжок трамплинного
характера с двух ног на
две с ударом по
Vпозиции).
Танцевальные
композиции.

4ч

1

3

6ч.

1

5

141146

147149

150152

153155

156158

159161

162164

165-

Раздел 4: Экзерсис на пуантах
Pas assemble` soutenu
3ч.
1
2
(движение с
затягиванием ног в
позицию)в позах.
Pas de bourree с
3ч.
1
2
переменой ног (мелкие
переступания).

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

Pas de bourree suivi в
маленьких и больших
позах (непрерывные
мелкие переступания
ног).
Pas glissade (скользящее
движение с шагом на
пальцы и
подтягиванием другой
ноги в Vпозицию) с
продвижением в позах.
Sus – sous
(переступания на
пальцах с ногой,
подменяющей собой
другую ногу сверху,
или снизу).
Pas jete`на месте (шаг
на пальцы на одну
ногу).

2ч.

1

1

2ч.

1

1

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

2ч.

1

1

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

2ч.

1

1

Танцевальные

5ч.

1

4

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Итоговое

11

170

комбинации на
пуантах.
ИТОГО

открытое
занятие
165

48

117

Содержание
Раздел 1: Экзерсис у станка
Совершенствование хореографического исполнительства. Воспитание
навыков практического использования полученных знаний. Формировать
навыки импровизации в танце. Исполнять сложные танцевальные элементы.
Тема 1. Demi-plie` et grand plie` с V port de bras (полуприседание и глубокое
приседание с упражнением для рук и корпуса).
Тема 2. Battements
заносок).

tendu pour batteries (движение натянутой ногой для

Тема 3. Battement tendu jete`(бросок натянутой ногой).
Тема 4. Battement fondue на 90° («тающее» движение»)
Тема 5. Battement soutenu` на 90° (непрерывное движение с затягиванием
ноги в позицию).
Тема 6. Rond de jambe en l`air (круг ногой по воздуху с окончанием в demiplie (в полуприседание).
Тема 7. Battement double frappe` c releve` (двойное «ударяющее» движение с
подъемом на полупальцы).
Тема 8. Battement releve` lent ` et developpe` на demi-plie (медленный подъем
ноги и «разворачивающееся движение в полуприседании).
Тема 9. Grand rond в позах на 90° (большой круг ногой).
Тема 10. III port de bras на demi-plie` (упражнение для рук и корпуса в
полуприседании) с растяжкой.
Тема 11. Releve` (подъем) на полупальцы в позах.
Тема 12. Soutenu en tournant (непрерывное движение с затягиванием ноги в
позицию в повороте) на 1/2 поворота.
Тема 13. Temps releve`- preparation к pirouette (связующее движение как
12

подготовка к вращению).
Тема 14. Pirouette en dehors et en dedans (вращение наружу и во внутрь).
Тема 15. Grand battement jete` pointe` (большой бросок ногой с точкой на
полу) в больших позах croise` et efface`.
Теория: Анализировать чувство мышечного самоконтроля. Слушать,
воспринимать, анализировать музыкальный материал.
Практика: Уметь исполнять различные сочетания движений в соответствие
с характером музыки, сохранять интервалы и ориентироваться в
пространстве, перемещаться по точкам зала. Грамотно
исполнять
танцевальные элементы. Выражать эмоциональное состояние при
исполнении элементов и комбинаций классического танца.
Раздел 2: Экзерсис на середине зала
Достижение более высокого уровня технического и музыкального
исполнительства. Использование навыков и умения, полученные ранее
Формирование художественного и эстетического вкуса и потребности на
лучших образцах классической танцевальной музыки. Развитие навыков
самостоятельного творчества и импровизации.
Тема 1. Temps lie` на 45°с перегибом корпуса (слитные движения).
Тема 2. Battement tendu en tournant на 1/8 круга (движение натянутой ногой в
повороте).
Тема 3. Battement
пальцев об пол).

tendu jete` pique` (бросок натянутой ногой с уколом

Тема 4. Rond de jambe par terre на demi-plie`(круг ногой по полу в
полуприседании) на45°.
Тема 5. Battement fondu c plie`- releve`
полуприседании и подъемом на полупальцы)

(«тающее»

движение

в

Тема 6. Battement soutenu на 90° (непрерывное движение с затягиванием
ноги в позицию).
Тема 7. Battement frappe` («ударяющее» движение).
Тема 8. Pas coupe` (подрезающее вспомогательное движение).
Тема 9. Pas tombe` на месте (падающее движение) с полуповоротом en dehors
13

(наружу).
Тема 10. Pirouettes (вращение) c V позиции с окончанием в IV.
Тема 11. Pas de bourree en tournant (мелкие переступания в повороте).
Тема 12. Поворот fouette` на 1/4 круга.
Тема 13. Grand battement jete` (большой бросок ногой) в позу IV arabesque.
Тема 14. Pas de bourree dessus – dessous (мелкие переступания с ногой,
подменяющей собой другую ногу сверху, или снизу).
Тема 15. Soutenu en tournant на 360° (непрерывное движение с затягиванием
ноги в позицию в повороте).
Тема 16. VI port de bras (упражнение для рук и корпуса).
Теория: Анализировать чувство мышечного самоконтроля. Слушать,
воспринимать, анализировать музыкальный материал.
Практика: Уметь исполнять различные сочетания движений в соответствие
с характером музыки, сохранять интервалы и ориентироваться в
пространстве, перемещаться по точкам зала. Грамотно
исполнять
танцевальные элементы. Выражать эмоциональное состояние при
исполнении элементов и комбинаций классического танца.
Раздел 3: Аllegro (прыжки)
Этюды и танцевальные комбинации на середине зала и по диагонали, на
основе пройденного материала, развивающие технику и выразительность
классического танца. Специальные комбинации для развития техники
прыжка
и
вращений.
Совершенствование
хореографического
исполнительства.
Тема 1. Changement de pieds с продвижением (прыжок с переменой ног в
позиции).
Тема 2. Pas assemble` (прыжок с собиранием ног в воздухе) с продвижением.
Тема 3. Sissonne simple en tournant (прыжок с двух ног на одну) на 1/2
поворота.
Тема 4. Pas jete` (прыжок с одной ноги на другую) с продвижением.
Тема 5. Pas emboite` (прыжок с переменой ног) на 45° вперёд и назад.
Тема 6. Temps leve` (прыжок на одной ноге с другой, сохраняющей
14

положение, принятое до прыжка) в позах.
Тема 7. Sissonne tombe` («падающий» прыжок с двух ног последовательно на
две).
Тема 8. Temps lie` saute` (слитные движения прыжком).
Тема 9. Entrechat quatre (прыжок трамплинного характера с двух ног на две с
ударом по V позиции).
Тема 10. Танцевальные композиции.
Теория: Уметь исполнять различные сочетания движений в соответствие с
характером музыки, сохранять интервалы и ориентироваться в пространстве,
перемещаться по точкам зала. Грамотно исполнять танцевальные элементы.
Выражать эмоциональное состояние при исполнении элементов и
комбинаций классического танца.
Практика: Корректировать и развивать физические данные. Запоминать и
исполнять танцевальные комбинации на основе пройденного материала.
Уметь передать характер классической манеры, требующей мягкости и
чистоты исполнения. Грамотно исполнять танцевальные элементы.
Раздел 4: Экзерсис на пуантах
Достижение более высокого уровня технического и музыкального
исполнительства. Использование навыков и умения, полученные ранее.
Совершенствование хореографического исполнительства. Исполнение
сложные танцевальные элементы.
Тема 1. Pas assemble` soutenu (движение с затягиванием ног в позицию)в
позах.
Тема 2. Pas de bourree с переменой ног (мелкие переступания).
Тема 3. Pas de bourree suivi в маленьких и больших позах (непрерывные
мелкие переступания ног).
Тема 4. Pas glissade (скользящее движение с шагом на пальцы и
подтягиванием другой ноги в V позицию) с продвижением в позах.
Тема 5. Sus – sous (переступания на пальцах с ногой, подменяющей собой
другую ногу сверху, или снизу).
Тема 6. Pas jete`на месте (шаг на пальцы на одну ногу).
15

Тема 7. Танцевальные комбинации на пуантах.
Теория: Развивать творческое мышление. Уметь соотносить свои действия с
планируемыми результатами. Добиваться выразительности в манере
исполнения.
Практика: Повышать исполнительское мастерство, артистичность.
Корректировать и развивать физические данные. Запоминать и исполнять
танцевальные комбинации на основе пройденного материала.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знает историю развития классического танца и хореографического
искусства в России;
- владеет двигательными функциями, необходимыми для исполнения
классической хореографии: выворотности ног, гибкости корпуса,
увеличению танцевального шага и прыжка;
- освоена пуантовая техника;
- знает и использует специальную терминологию, используемую в
классической хореографии, элементы и более сложные развернутые
комбинации классического танца;
- знает как распределять сценическую площадку, чувствовать партнеров,
сохранять рисунок танца;
- знает основы актерского мастерства.
- владеет мышечным и суставно-двигательным аппаратом, навыком
координации;
- понимает характер музыкального сопровождения и верно согласовывает
действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии музыкальной
темы;
- оптимально распределяет силовую нагрузку в каждом упражнении с учетом
количества повторений заданного движения.
Метапредметные результаты:
- развит высокий уровень координации движений и физических
возможностей, способствующих музыкальному и танцевально-образному
самовыражению обучающегося;
- развиты устойчивость и сила ног, силу стоп, посредством исполнения
движений на полупальцах и пуантах;
- развита техника исполнительского мастерства, посредством исполнения
танцевальных комбинаций у станка и на середине зала;
- использует полученные знания и навыки для воплощения собственных
замыслов с помощью элементов и основных комбинаций классического
танца;
- совершенствует механизм физической памяти;
16

- владеет дыханием во время исполнения комбинаций в быстром темпе.
Личностные результаты:
- сформирована потребность в систематических занятиях классическим
тренажом;
- сформирован мотивационно-ценностный компонент (целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, самодисциплину, чувство ответственности);
- воспитана уверенность в своих силах, развита адаптация к социальной
среде;
- воспитано стремление к здоровому образу жизни (физическому
здоровью, укреплению нервной системы);
- воспитаны эстетический вкус, любовь к искусству и гармоничному
восприятию мира;
- сформирована способность к творческому самовыражению и творческая
инициатива.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- специализированный класс, оборудованный станками, зеркалами;
- телевизор
- музыкальный центр
- фонотека на цифровых носителях
- видеотека по хореографии
- сценическая площадка (оборудованный актовый зал);
- специальная форма и обувь для занятий;
2.2. Формы аттестации/контроля
Формы контроля и промежуточной (итоговой) аттестации
являются:
 Текущая практическая работа, наблюдение;
 Опрос по теме;
 Открытое занятие для родителей и педагогов;
 Итоговое открытое занятие.
Подведение итогов проводится в соответствии с разработанными
критериями оценки результатов реализации программы.

2.3. Оценочные материалы
17

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в процессе
выполнения учащимися практических, теоретических и творческих заданий
на уроке. Отметки выставляются в течение четверти за проявление
теоретических знаний, точное и чистое исполнение практических заданий,
умение слушать, быть внимательным, выразительное и эмоциональное
исполнение танцевальных композиций.
Итоговый контроль – полугодовые и годовые открытые контрольные
занятия для педагогов и родителей.
1.
№

1

2

3

4

Описание составляющих

Шкала оценки
Качеств
о
отсутст
вует

Качество
выражен
о очень
слабо на
уровне
первичн
ого
знания

Качество
выражен
о очень
слабо на
уровне
знаний

0 баллов

1 балл

2 балла

Развитие физических данных
гибкость
выворотность
прыжок
растяжка
выносливость
равновесие
шаг
Средний балл:
Знание
основных
хореографических
навыков
и
умение их применять на практике
постановка корпуса
понятие "втянутое колено"
понятие "вытянутый подъем",
"птичка"
крест "два плеча, два бедра"
основные позиции ног
основные позиции рук
термины
различных
техник
танца, согласно году обучения
Средний балл:
Пространственная ориентация
понятия
"ближний
круг",
"дальний круг"
интервал
ракурс
умение держать рисунок
точность перестроения
чувство партнёра
Средний балл:
Психофизиологическое развитие
развитие чувства ритма

18

Качество
выражен
о
в
средней
степени
на
уровне
первичн
ого
навыка
3 балла

Качество
выражено
в средней
степени
на уровне
навыка
(применяе
т
на
практике)

Качество
выражено
в высокой
степени
на уровне
уверенног
о
применен
ия
на
практике

4 балла

5 баллов

2.Лист самоконтроля
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям,
умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств
обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум
группам показателей:
 Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения,
навыки, приобретенные учащимся в процессе освоения
образовательной программы;
 Личностным (выражающим изменения личностных качеств
учащегося под влиянием занятий народно-сценическим танцем).
Технология определения учебных результатов по дополнительной
образовательной программе заключается в следующем: совокупность
измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка
учащегося, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени
выраженности (от минимальной до максимальной). Методами контроля, с
помощью которых педагог определяет соответствие результатов обучения
программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, анализ
контрольного задания, собеседование и т.д.
Динамика
результатов
освоения
предметной
деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной
карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной
программе (Приложение 1). Педагог два раза в год (в начале и в конце
учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности
оцениваемого качества у учащегося. Кроме этого, в конце карточки можно
выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося»,
выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые
достижения учащегося в сфере деятельности, изучаемой образовательной
программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия учащегося в
олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня и т.д.
Можно посоветовать учащемуся самому вести учет своих учебных
достижений. Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь
(дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо побуждать учащихся к
рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для
формирования самооценки детей.
Самооценивание позволяет
учащимся
фиксировать
собственное
продвижение по ступеням мастерства. Открытый показ результатов обучения
по программе стимулирует их к поиску новых вариантов работы, к
творческой деятельности.
Для обучающегося большое значение имеет оценка его труда
родителями, поэтому педагогу необходимо продумать систему работы с
родителями. В частности, проведение контрольных открытых мероприятий,
чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в
течение года.
19

Формы подведения итогов по разделам и темам:
Отследить развитие индивидуальных особенностей и раскрытие
творческого и познавательного потенциала учащегося, а также качества
личности, сформированных в процессе занятий, педагог может в процессе
непосредственного обучения, как с самим обучающимся, так и со всей
группой в целом.
Педагогом проводятся скрытые диагностические исследования и
наблюдения за динамикой развития, как каждого учащегося в отдельности,
так и группы обучающихся в целом, которые проходят в форме:
- собеседования;
- скрытого педагогического наблюдения;
- диагностики развития хореографических способностей (приложение 3);
- беседы в форме «вопрос-ответ» (приложение 4);
- творческого занятия;
- групповой оценке работ;
- концертных выступлений;
- участия в фестивалях и конкурсах различного уровня.
2.4. Методические материалы
Успешное решение поставленных задач на занятиях «Классический танец»
возможно только при использовании следующих педагогических
принципов и методов обучения.
Принципы:
o индивидуализации (определение посильных заданий с учётом
возможностей ребёнка);
o систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
o наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
o повторяемости
материала (повторение
вырабатываемых
двигательных навыков);
o сознательности
и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к
своим действиям).
o сотрудничества
участников образовательного процесса и
доступность обучения;
o разноуровневости
(выбор тематики, приемов работы в
соответствии с возрастом детей);
o интеграции (использование разных форм и техник исполнения);
o целостности (соблюдение единства обучения и развития с одной
стороны, системность с другой).
Методические приемы:
 Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
20




Практический метод. Заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод. Выразительный показ под счет, с музыкой.

Для успешного достижения цели в образовательно-воспитательном
процессе детского коллектива с учетом личностного подхода к ребенку,
формирования важнейших качеств личности: трудолюбия, стремления к
совершенству, чувства ответственности, взаимопомощи - используются
различные формы занятий:
- учебно-практическая;
- учебно-творческая.
Педагогические технологии
1. Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их
основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности,
направленный на усвоение общественного опыта
2.Технология здоровьесберегающего обучения. Для занятий
хореографией мною принимаются учащиеся с различными физическими
данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься как общим
физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических
недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений
создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе
обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки
по здоровому образу жизни.
3.Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
Данная технология позволяет организовать обучение учащихся в тех формах,
которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология
обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает
индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу.
4. Использование дистанционных технологий в период карантина:
Zoom, WhatsApp.
Отчетные выступления, участие в концертах, праздничных программах –
все это является условием для применения полученных знаний, умений и
навыков, формой контроля уровня подготовки. Концертная деятельность –
это показатель стабильности коллектива, общей культуры и грамотности его
исполнителей.
2.5. Список литературы.
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.Музыка и хореография современного балета. – Ленинград, 1974 – 294с.
2.Н.И.Шарова. Детский танец. – Санкт-Петербург, 2011 – 62с.
21

3.Н.И.Тарасов. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 3-е
изд. – СПб.: издательство «Лань», 2005.- 496 с.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1.Звездочкин В.А. Классический танец: учебное пособие для учащихся
учебных заведений искусств и культуры,-2-е изд.- Ростов н/Д: «Феникс»
2005,- 410с.
2.Базарова Н.П. Классический танец. Методика четвертого и пятого года
обучения.- 2-е изд., Искусство,1984,- 199с.
Ресурсы удаленного доступа:
Электронный ресурс:
1. Википедия — свободная энциклопедия (wikipedia.org)
2. Глоссарий.ru: Балет (glossary.ru)
3. http://balet24.ru/
4. Маленькая балетная энциклопедия (classical.ru)
5. Dance International Magazine - Опубликовано ежеквартально, наши
углубленные особенности, обзоры и отчеты помогают построить живой
разговор вокруг танца.Энциклопедия балета (ballet-enc.ru)

22

Приложение 1
Карта предварительного контроля
Фамилия имя
Сколько полных лет
Рост
Вес
Строение тела
Осанка
Выворотность
Стопа
Балетный шаг
Гибкость тела
Прыжок

Координация движений
Музыкально-ритмическая координация
Устойчивость
Темперамент
Особые отметки

Приложение 2
Мониторинг теоретических и практических результатов обучения
учащегося по дополнительной образовательной программе
Критерии оценки
Параметры
Знание терминологии
пройденных
движений

«3»
уловлетворительно
Слабое знание
терминологии движений,
изучаемых в данном
классе

«4»
хорошо
Знание терминологии
движений, изучаемых в
данном классе, не всегда
стабильно

23

«5»
отлично
Полностью владеет
знанием терминологии
движений, изучаемых в
данном классе

Знание методики
исполнения
отдельных движений

Слабое знание правил
исполнения элементов
экзерсиса, применение их
на практике только с
помощью учителя.

Знает правила исполнения
элементов экзерсиса, но не
всегда может их
использовать на практике
самостоятельно.

Знает правила исполнения
элементов экзерсиса и
умеет их использовать на
практике самостоятельно.

Исполнение
движений, в
соответствии с
темпом и ритмом
музыкального
сопровождения
Запоминание и
исполнение
танцевальных
композиций
на основе
пройденного
материала.

Сложно согласовывает
свои движения с темпом и
ритмом музыкального
сопровождения из-за слабо
развитого мышечного
аппарата
Запоминает комбинации
слабо, а исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала вяло и не
достаточно выразительно

Слышит начало
музыкальной фразы и её
окончание, но не всегда
может согласовать свои
движения с темпом
музыки
Запоминает и исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала достаточно
выразительно, но не всегда
уверенно.

Хорошо слышит начало
музыкальной фразы и её
окончание, умеет
согласовывать свои
движения с темпом
музыки
Запоминает и исполняет
танцевальные композиции
на основе пройденного
материала уверенно и
выразительно.

Координация
движений во всех
разделах урока

Слабо владеет
музыкальнодвигательными навыками,
испытывает большие
затруднения при
исполнении сложных
сочетаний танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Владеет музыкальнодвигательными навыками,
испытывает некоторые
затруднения при
исполнении сложных
сочетаний танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Хорошо владеет
музыкальнодвигательными навыками,
исполняет сложные
сочетания танцевальных
Pas в координации с
движением рук и корпуса

Пластическая
выразительность

Не хватает
выразительности, в
пластике проявляется
«зажатость» при передаче
образных ассоциаций
музыки

Пытается выражать в
пластике общее
содержание музыки, её
образные ассоциации
эмоционально, но не
хватает яркости

Умеет выражать в
пластике общее
содержание музыки, её
образные ассоциации ярко
и эмоционально

Творческая
активность

Творчески мало активен,
пытается составлять
комбинации
упражнений, но в
основном с помощью
учителя

Творчески активен,
способен составлять
комбинации
упражнений в частичном
объеме с помощью
учителя

Творчески всегда активен,
способен свободно
составлять комбинации
упражнений
самостоятельно

24

Приложение 3
Мониторинг общеучебных умений и навыков учащегося
по дополнительной образовательной программе
Критерии оценки
Параметры

«3»
уловлетворительно

«4»
хорошо

«5»
отлично

Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
анализировать
специальную
литературу

Обучающийся испытывает
серьезные затруднения
при работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога

Работает с литературой с
помощью педагога или
родителей

Работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей

Умение пользоваться
компьютерными
источниками
информации

По аналогии

По аналогии

По аналогии

Умение осуществлять
учебноисследовательскую
работу (писать
рефераты, проекты,
проводить
самостоятельные
учебные
исследования)

По аналогии

По аналогии

По аналогии

Учебно-коммуникативные умения
Умение слушать и
слышать педагога

Умение выступать
перед аудиторией

Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

Обучающийся не в полном
объеме усваивает
информацию, идущую от
педагога на занятии,
требует многократного ее
повторения
Обучающийся не может
свободно подать
подготовленную
информацию, не пользуясь
текстом выступления.
Обучающийся не может
самостоятельно выстроить
дискуссионное
выступление, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога, нет
логики в построении
доказательств.

Обучающийся вполне
усваивает информацию на
занятии, но не всегда
внимателен в деталях.
Обучающийся может
свободно подать
подготовленную
информацию, изредка
пользуясь текстом
выступления.
Обучающийся может
частично самостоятельно
выстроить дискуссионное
выступление, нуждается в
небольшой помощи и
контроле педагога,
присутствует логика в
построении доказательств.

25

Обучающийся адекватно в
полном объеме
воспринимает
информации, исходящую
от педагога на занятии,
точен в деталях.
Обучающийся может
свободно подать
подготовленную
информацию, не
использует текст
выступления
Обучающийся может
самостоятельно выстроить
дискуссионное
выступление, не
нуждается в помощи и
контроле педагога,
присутствует логика в
построении доказательств.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».