Музыкальная литература 1 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:23:53
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Музыкальная литература»
1 год обучения

Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Александрова Ульяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы.
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-

5

3

6
18
18

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы

18

2.2. Формы аттестации/контроля

18

2.3. Оценочные материалы

19

2.4. Методические материалы

19

2.5. Список литературы

20

Приложение 1.Мониторинг отслеживания образовательной деятельности.

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «МУЗЫКАЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА» 1 год обучения ориентирована на развитие творческих и
познавательных способностей обучающихся, формирование их общей
культуры.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкальная
литература» направлена на формирование и развитие творческих
способностей учащихся, в том числе на выявление, развитие и поддержку
талантливых учащихся, их духовно-нравственное воспитание, а также на
удовлетворение их потребностей в художественно-эстетическом развитии.
3

Актуальность программы обусловлена потребностями общества в
воспитании гражданина России, который знает и уважает культуры своей
страны, а также культуру других стран. Занятия по музыкальной литературе
способствуют самостоятельному активному освоению мира, приобщению
обучающихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, воспитанию
толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизации
творческих и познавательных способностей обучающихся.
Музыкальная литература занимает важное место в системе
музыкального образования обучающихся. Этот предмет, наряду с
сольфеджио, является основным в подготовке юного музыканта. На
занятиях по музыкальной литературе происходит формирование
музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа
музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях
музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных
средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение
мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей
изобразительного искусства и литературы.
Отличительной
особенностью
программы
«Музыкальная
литература» является возможность её использовать в системе
дополнительного образования и внеурочной деятельности. Опираясь на опыт
ранее созданных методических работ, автор применяет собственную
методику преподавания предмета с учетом подобранных для каждого
возраста творческих заданий.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее
в сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. При составлении программы автор соединял традиции
преподавания музыкальной литературы и опыт практической работы
педагогов музыкального отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым
изучением отдельных предметов, учитывая возможности системы
художественно-эстетического образования школы.
Программа опирается на авторские методики преподавания
музыкальной литературы: Лагутин А.И., Шорникова М.Н., Алексеева А.А.
и др.
Программа
«Музыкальная
литература»
теснейшим
образом
взаимодействует с учебным курсом «Сольфеджио», с курсами предметной
области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным
теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают
навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и
музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального
произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном
искусстве, что позволяет использовать полученные знания в
исполнительской деятельности.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. Обучающиеся осваивают элементы музыки в групповой
форме. Практический компонент на занятиях реализуется посредством
4

словесных методов (беседы, рассказа, объяснения), наглядно-слухового
показа, метода творческих заданий, метода сочинения сочиненного, метода
выявления сходства и различий.
Виды деятельности: восприятие музыки, пение музыкальных тем,
обсуждение вопросов музыкального искусства, слушание и анализ музыки,
вокально-хоровая
деятельность,
инструментальное
исполнительство,
музыкальная грамота.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 11 до 12 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 66 часов в год.
Срок освоения программы: 1 год обучения, 33 недели.
Уровень освоения программы: 1 год обучения – «стартовый».
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Количество детей в группе: от 20 до 32 человек.
Уровни сложности освоения программы:
– «стартовый» (1-й год обучения) – реализует общедоступную и
универсальную форму организации материала, обеспечивая освоение уровня
при минимальной сложности.
Стартовый уровень обучения
Форма обучения: групповое занятие.
Виды занятий: проблемная лекция, практические занятия, поисковое
исследование, презентация.
Формы подведения итогов реализации: итоговый тест
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – развитие первоначальных познавательнотворческих и музыкальных способностей учащихся в процессе
формирования системных знаний о традициях музыкальной и
художественной культуры разных стран мира культурно-эстетического
воспитания.
Задачи программы:
Обучающие:
- знать средства музыкальной выразительности, состав оркестров;
- сформировать первоначальные представления о простых музыкальных
формах и жанрах;
- познакомить учащихся с элементами музыкальной культурой разных стран.
Развивающие:
5

- развить музыкальную память;
- развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развить коммуникативных качеств личности в процессе познания
произведения искусства;
- развить воображение и образное мышление в процессе творческого
претворения знаний из области музыкальной культуры.
Воспитательные:
- сформировать у учащихся культуру слушания музыки;
- воспитать интерес, любовь и уважение к отечественной культуре, к
музыкальным и народным традициям.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№
за
ня
тия

Количество часов
Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1

Музыка и мы

1

0,2

0,8

2

Изучение звуков музыкальных
и немузыкальных

1

0,2

0,8

3

Выразительные средства
музыки. Мелодия

1

0,2

0,8

4

Выразительные средства
музыки. Ритм. Лад

1

0,2

0,8

5

Выразительные средства
музыки. Гармония. Регистр

1

0,2

0,8

6

Выразительные средства
музыки. Темп. Регистр

1

0,2

0,8

7

Программная музыка

1

0,2

0,8

8

Возникновение музыкальных
инструментов

1

0,2

0,8

9

Изучение музыкальных
инструментов

1

0,2

0,8

6

Формы
аттестации/
контроля
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая

10

Струнные инструменты.
Скрипка

1

0,2

0,8

11

Струнные инструменты. Альт.
Виолончель

1

0,2

0,8

12

Струнные инструменты.
Контрабас. Арфа

1

0,2

0,8

работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

13

Деревянные духовые
инструменты. Флейта

1

0,2

0,8

14

Деревянные духовые
инструменты. Гобой.
Английский рожок

1

0,2

0,8

15

Деревянные духовые
инструменты. Кларнет. Фагот

1

0,2

0,8

16

Деревянные духовые
инструменты. Саксофон

1

0,2

0,8

Викторина

17

Медные духовые
инструменты. Валторна. Труба

1

0,2

0,8

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

18

Медные духовые
инструменты. Тромбон. Туба

1

0,2

0,8

Викторина

19

Ударные инструменты.
Барабан. Литавры

1

0,2

0,8

20

Ударные инструменты.
Ксилофон. Маримба.
Вибрафон. Челеста

1

0,2

0,8

21

Клавишные инструменты.
Орган

1

0,2

0,8

22

Клавишные инструменты.
Клавесин. Фортепиано

1

0,2

0,8

23

Народные инструменты. Баян.
Аккордеон

1

0,2

0,8

24

Народные инструменты.
Балалайка. Домра

1

0,2

0,8

7

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая

работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

25

Народные инструменты. Гусли

1

0,2

0,8

26

История развития оркестра

1

0,2

0,8

27

История развития оркестра.
Дирижер

1

0,2

0,8

28

Виды оркестра. Духовой
оркестр

1

0,2

0,8

29

Виды оркестра. Оркестр
народных инструментов.
Эстрадный оркестр. Джазовый
оркестр

1

0,2

0,8

Тест-игра

30

Певческие голоса. Тенор.
Баритон. Бас

1

0,2

0,8

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

31

Певческие голоса. Сопрано.
Меццо-сопрано. Контральто

1

0,2

0,8

Викторина

32

Музыкальные жанры. Марш

1

0,2

0,8

33

Танец в музыке. Трепак.
Хоровод

1

0,2

0,8

34

Танец в музыке. Гопак.
Спрингар

1

0,2

0,8

35

Танец в музыке. Полонез

1

0,2

0,8

36

Танец в музыке. Мазурка

1

0,2

0,8

37

Танец в музыке. Краковяк.
Чардаш

1

0,2

0,8

8

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

38

Танец в музыке. Полька

1

0,2

0,8

39

Танец в музыке. Тарантелла

1

0,2

0,8

40

Танец в музыке. Болеро

1

0,2

0,8

41

Танец в музыке. Фокстрот

1

0,2

0,8

42

Танец в музыке. Танго

1

0,2

0,8

43

Танец в музыке. Вальс

1

0,2

0,8

44

Народная песня и композитор.
Обработка народных песен

1

0,2

0,8

45

Народная песня и композитор.
Использование народных
песен в операх

1

0,2

0,8

46

Музыкальная форма. Период

1

0,2

0,8

47

Музыкальная форма.
Куплетная форма

1

0,2

0,8

48

Музыкальная форма.
Двухчастная форма

1

0,2

0,8

49

Музыкальная форма.
Трехчастная форма

1

0,2

0,8

50

Вариации

1

0,2

0,8

51

Вариации. Структура

1

0,2

0,8

52

Рондо

1

0,2

0,8

9

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая

53

Рондо. Рефрен

1

0,2

0,8

54

Сюита

1

0,2

0,8

55

Сюита. Программная сюита

1

0,2

0,8

56

Фуга

1

0,2

0,8

57

Фуга. Структура

1

0,2

0,8

58

Соната

1

0,2

0,8

59

Соната. Сонатное allegro

1

0,2

0,8

60

Музыка в театре

1

0,2

0,8

61

Музыка кино

1

0,2

0,8

62

Музыка в театре и кино.
Мюзикл

1

0,2

0,8

63

Опера. Либретто

1

0,2

0,8

64

Опера. Сольные номера.
Массовые номера

1

0,2

0,8

65

Балет

1

0,2

0,8

10

практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

66

Балет. Сольные и массовые
номера
ИТОГО

1

0,2

0,8

Викторина.
Итоговый тест

66

Содержание
Тема №1. Музыка и мы.
Теория. Знакомство с понятием «музыка».
Практика. Просмотр видео о музах.
Тема №2. Изучение звуков музыкальных и немузыкальных.
Теория. Знакомство с многообразием звуков.
Практика. Изучение звуков музыкальных и немузыкальных. Создание
сценок на тему использования музыкальных и немузыкальных звуков.
Тема №3. Выразительные средства музыки. Мелодия.
Теория. Знакомство с понятием «мелодия».
Практика. Работа с нотными материалами. Слушание: М. Глинка - опера
«Руслан и Людмила», речитатив Фарлафа.
Тема №4. Выразительные средства музыки. Ритм. Лад.
Теория. Знакомство с понятиями «ритм», «лад».
Практика. Работа с нотными материалами. Слушание: С. Прокофьев
«Паника», М. Равель «Болеро», Г. Свиридов «Весна и осень».
Тема №5. Выразительные средства музыки. Гармония. Регистр.
Теория. Знакомство с понятиями «гармония», «регистр».
Практика. Работа с нотными материалами. Слушание: Ф. Шопен - Полонез
ля мажор, Л. Бетховен – Соната №14, 1 ч., Э. Григ «В пещере горного
короля».
Тема №6. Выразительные средства музыки. Темп. Регистр.
Теория. Знакомство с понятиями «темп», «тембр».
Практика. Работа с нотными материалами. Слушание: В. Моцарт Фантазия ре минор.
Тема №7. Программная музыка.
Теория. Знакомство с понятием «программная музыка».
Практика. Работа с нотными материалами. Слушание: А. Лядов
«Кикимора», П. Чайковский «Ромео и Джульетта», М. Мусоргский
«Рассвет на Москве-реке», «Картинки с выставки», С. Прокофьев «Петя и
волк».

11

Тема №8. Возникновение музыкальных инструментов.
Теория. Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов.
Практика. Просмотр видео про историю музыкальных инструментов.
Тема №9. Изучение музыкальных инструментов.
Теория. Знакомство с возникновением музыкальных инструментов.
Практика. Изготовление прототипов музыкальных инструментов.
Тема №10. Струнные инструменты. Скрипка.
Теория. Знакомство со скрипкой.
Практика. Изучение строения и способов игры на скрипке. Слушание:
И.С. Бах - Соната № 1 BWV 1001.
Тема №11. Струнные инструменты. Альт. Виолончель.
Теория. Знакомство с альтом и виолончелью.
Практика. Изучение строения и способов игры на альте и виолончели.
Слушание: Б. Барток - Концерт для альта с оркестром. 1 ч., Й. Гайдн Виолончельный концерт до мажор в исп. М. Ростроповича.
Тема №12. Струнные инструменты. Контрабас. Арфа.
Теория. Знакомство с контрабасом и арфой.
Практика. Изучение строения и способов игры на контрабасе и альте.
Слушание: К. Сен-Санс – «Карнавал животных», «Слоны», К. Дебюсси
«Девушка с волосами цвета льна».
Тема №13. Деревянные духовые инструменты. Флейта.
Теория. Знакомство с флейтой.
Практика. Изучение строения и способов игры на флейте. Слушание:
А. Вивальди - Концерт для флейты с оркестром, 1 ч.
Тема №14. Деревянные духовые инструменты. Гобой. Английский рожок.
Теория. Знакомство с гобоем и английским рожком.
Практика. Изучение строения и способов игры на гобое и английском
рожке. Слушание: П. Чайковский – «Лебединое озеро», тема лебедей.
А. Дворжак – Симфония №5/9 «Из Нового света».
Тема №15. Деревянные духовые инструменты. Кларнет. Фагот.
Теория. Знакомство с кларнетом и фаготом.
Практика. Изучение строения и способов игры на кларнете и фаготе.
Слушание: Дж. Гершвин «Голубая рапсодия», М. Мусоргский «Баба Яга».
Тема №16. Деревянные духовые инструменты. Саксофон.
Теория. Знакомство с саксофоном.
Практика. Изучение строения и способов игры на саксофоне. Слушание:
Ф. Шуберт «Ave Maria».
12

Тема №17. Медные духовые инструменты. Валторна. Труба.
Теория. Знакомство с валторной и трубой.
Практика. Изучение строения и способов игры на валторне и трубе.
Слушание: П. Чайковский - Симфония № 5, 2 ч., И. Гуммель - Концерт для
трубы и оркестра Ми-бемоль мажор, Andante, Дж. Гершвин – «Порги и
Бесс», «Колыбельная».
Тема №18. Медные духовые инструменты. Тромбон. Туба.
Теория. Знакомство с тромбоном и тубой.
Практика. Изучение строения и способов игры на тромбоне и тубе.
Слушание: В. Эвальд «Мелодия», М. Мусоргский – «Картинки с выставки»,
«Быдло».
Тема №19. Ударные инструменты. Барабан. Литавры.
Теория. Знакомство с барабаном и литаврами.
Практика. Изучение строения и способов игры на барабане и литаврах.
Слушание: М. Равель «Болеро», Ф. Пуленк - Концерт для органа, литавр и
симф. оркестра, Л. Бетховен - Симфония № 6 «Пасторальная», 4 ч. «Гроза».
Тема №20. Ударные инструменты. Ксилофон. Маримба. Вибрафон.
Челеста.
Теория. Знакомство с ксилофоном, маримбой, вибрафоном и челестой.
Практика. Изучение строения и способов игры на ксилофоне, маримбе,
вибрафоне и челесте. Слушание: И.С. Бах «Шутка», И. Альбенис «Астурия»
в исп. Т. Черемухиной.
Тема №21. Клавишные инструменты. Орган.
Теория. Знакомство с органом.
Практика. Изучение строения и способов игры на органе. Слушание:
И.С. Бах - Прелюдия Соль мажор в исп. Г. Гродберга, Токката и фуга ре
минор.
Тема №22. Клавишные инструменты. Клавесин. Фортепиано.
Теория. Знакомство с клавесином и фортепиано.
Практика. Изучение строения и способов игры на клавесине и фортепиано.
Слушание: Д. Скарлатти - Соната Ре минор, 2 ч. в исп. В. Ландовски,
Ф. Шопен - Ноктюрн № 19 Ми минор в исп. А. Рубинштейна.
Тема №23. Народные инструменты. Баян. Аккордеон.
Теория. Знакомство с народными инструментами: баяном, аккордеоном.
Практика. Изучение строения и способов игры на народных инструментах.
Слушание: р.н.п. «Валенки».
Тема №24. Народные инструменты. Балалайка. Домра.
13

Теория. Знакомство с народными инструментами: балалайкой, домрой.
Практика. Изучение строения и способов игры на народных инструментах.
Слушание: А. Вивальди «Времена года», «Лето».
Тема №25. Народные инструменты. Гусли.
Теория. Знакомство с народными инструментами: гусли.
Практика. Изучение строения и способов игры на народных инструментах.
Слушание: Цыганков «Мар Дяндя».
Тема №26. История развития оркестра.
Теория. Знакомство с историей развития оркестра.
Практика. Просмотр видео о устройстве и расположении оркестра.
Тема №27. История развития оркестра. Дирижер.
Теория. Знакомство с историей развития оркестра и дирижирования.
Практика. Изучение дирижерского жеста и дирижирования палочкой.
Тема №28. Виды оркестра. Духовой оркестр.
Теория. Знакомство с духовым оркестром.
Практика. Изучение расположения духового оркестра.
Тема №29. Виды оркестра. Оркестр народных инструментов. Эстрадный
оркестр. Джазовый оркестр.
Теория. Знакомство с оркестром народных инструментов, эстрадным
оркестром и джазовым оркестром.
Практика. Изучение расположения оркестра народных инструментов,
эстрадного оркестра и джазового оркестра.
Тема №30. Певческие голоса. Тенор. Баритон. Бас.
Теория. Знакомство с мужскими певческими голосами.
Практика. Слушание: Andrea Bocelli «Con Te Partiro», Enrico Caruso «O Sole
Mio», Luciano Pavarotti «Nessun dorma», Фёдор Шаляпин «Очи чёрные»,
Сергей Лемешев - Песенка герцога из оперы «Риголетто», Дмитрий
Хворостовский - Каватина Фигаро.
Тема №31. Певческие голоса. Сопрано. Меццо-сопрано. Контральто.
Теория. Знакомство с женскими певческими голосами.
Практика. Слушание: Kathleen Ferrier «Blow the wind southerly», Monserrat
Caballe «Hijo de la luna», Галина Вишневская - Ария Чио-Чио-сан», Ирина
Архипова «Хабанера», Анна Нетребко «Не ветер, вея с высоты».
Тема №32. Музыкальные жанры. Марш.
Теория. Знакомство с маршем.
Практика. Просмотр видео про марши.
Тема №33. Танец в музыке. Трепак. Хоровод.
Теория. Знакомство с трепаком и хороводом.
14

Практика. Просмотр видео про трепак и хоровод.
Тема №34. Танец в музыке. Гопак. Спрингар.
Теория. Знакомство с гопаком и спрингаром.
Практика. Просмотр видео про гопак и спрингар.
Тема №35. Танец в музыке. Полонез.
Теория. Знакомство с полонезом.
Практика. Просмотр видео про полонез.
Тема №36. Танец в музыке. Мазурка.
Теория. Знакомство с мазуркой.
Практика. Просмотр видео про мазурку.
Тема №37. Танец в музыке. Краковяк. Чардаш.
Теория. Знакомство с краковяком и чардашом.
Практика. Просмотр видео про краковяк и чардаш.
Тема №38. Танец в музыке. Полька.
Теория. Знакомство с полькой.
Практика. Просмотр видео про польку.
Тема №39. Танец в музыке. Тарантелла.
Теория. Знакомство с тарантеллой.
Практика. Просмотр видео про тарантеллу.
Тема №40. Танец в музыке. Болеро.
Теория. Знакомство с болеро.
Практика. Просмотр видео про болеро.
Тема №41. Танец в музыке. Фокстрот.
Теория. Знакомство с фокстротом.
Практика. Просмотр видео про фокстрот.
Тема №42. Танец в музыке. Танго.
Теория. Знакомство с танго.
Практика. Просмотр видео про танго.
Тема №43. Танец в музыке. Вальс.
Теория. Знакомство с вальсом.
Практика. Просмотр видео про вальсы.
Тема №44. Народная песня и композитор. Обработка народных песен.
Теория. Знакомство с видами народных песен.
15

Практика. Слушание: народные песни в обработке композиторов (РимскийКорсаков, Лядов).
Тема №45. Народная песня и композитор. Использование народных песен
в операх.
Теория. Знакомство с цитатами народных песен.
Практика. Слушание: фрагменты опер М. Глинки «Иван Сусанин», «Руслан
и Людмила», А. Даргомыжского «Русалка», Н. Римского-Корсакова
«Снегурочка».
Тема №46. Музыкальная форма. Период.
Теория. Знакомство с периодом.
Практика. Работа с нотами. Слушание: р.н.п. «Эй, ухнем»
Тема №47. Музыкальная форма. Куплетная форма.
Теория. Знакомство с куплетной формой.
Практика. Работа с нотами. Слушание: В. Соловьев-Седой «Подмосковные
вечера».
Тема №48. Музыкальная форма. Двухчастная форма.
Теория. Знакомство с двухчастной формой.
Практика. Работа с нотами. Слушание: Р. Шуман «Воспоминание»,
П. Чайковский «Шарманщик».
Тема №49. Музыкальная форма. Трехчастная форма.
Теория. Знакомство с трехчастной формой.
Практика. Работа с нотами. Слушание: П. Чайковский «Марш деревянных
солдатиков», Ф. Шопен – вальс №10.
Тема №50. Вариации.
Теория. Знакомство с вариациями.
Практика. Работа с нотами.
Тема №51. Вариации. Структура.
Теория. Знакомство со структурой вариаций.
Практика. Работа с нотами. Слушание: Р. Шуман «Симфонические этюды».
Тема №52. Рондо.
Теория. Знакомство с рондо.
Практика. Работа с нотами. Слушание: В. Моцарт «Турецкое рондо».
Тема №53. Рондо. Рефрен.
Теория. Знакомство с рефреном в рондо.
Практика. Работа с нотами. Слушание: В. Моцарт - ария Фигаро. Сочинение
рондо.
16

Тема №54. Сюита.
Теория. Знакомство с сюитой.
Практика. Работа с нотами. Слушание: И.С. Бах – французская сюита №5.
Тема №55. Сюита. Программная сюита.
Теория. Знакомство с программной сюитой.
Практика. Работа с нотами. Слушание: Э. Григ «Пер Гюнт», М. Мусоргский
«Картинки с выставки».
Тема №56. Фуга.
Теория. Знакомство с фугой.
Практика. Работа с нотами. Слушание: фуги И.С. Баха, Д. Шостаковича,
П. Хиндемита.
Тема №57. Фуга. Структура.
Теория. Знакомство со структурой фуги.
Практика. Работа с нотами. Слушание: фуги И.С, Баха, Д. Шостаковича,
П. Хиндемита.
Тема №58. Соната.
Теория. Знакомство с сонатой.
Практика. Работа с нотами. Слушание: сонаты В. Моцарта, Л. Бетховена.
Тема №59. Соната. Сонатное allegro.
Теория. Знакомство с сонатным аллегро.
Практика. Работа с нотами. Слушание: сонаты В. Моцарта, Л. Бетховена.
Тема №60. Музыка в театре.
Теория. Знакомство с жанрами театральной музыки.
Практика. Просмотр фрагментов спектаклей.
Тема №61. Музыка кино.
Теория. Знакомство с жанрами музыки кино.
Практика. Просмотр фрагментов фильмов.
Тема №62. Музыка в театре и кино. Мюзикл.
Теория. Знакомство с жанрами театра и кино.
Практика. Просмотр фрагментов мюзиклов.
Тема №63. Опера. Либретто.
Теория. Знакомство с содержанием оперы, понятием «либретто».
Практика. Просмотр фрагментов опер.
.
Тема №64. Опера. Сольные номера. Массовые номера.
Теория. Знакомство с ариями, дуэтами, трио, квартетами. Знакомство с
хорами, сценами из опер.
17

Практика. Просмотр фрагментов опер.
Тема №65. Балет.
Теория. Знакомство с балетом.
Практика. Просмотр фрагментов балетов.
Тема №66. Балет. Сольные и массовые номера.
Теория. Знакомство с видами номеров в балете.
Практика. Просмотр фрагментов балетов.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знают средства музыкальной выразительности, состав оркестров;
- сформировано первоначальные представления о простых музыкальных
формах и жанрах;
- познакомились с элементами музыкальной культурой разных стран.
Метапредметные результаты:
- развита музыкальная память;
- развита эмоциональная отзывчивость на музыку;
- развиты коммуникативные качества личности в процессе познания
произведения искусства;
- развито воображение и образное мышление в процессе творческого
претворения знаний из области музыкальной культуры.
Личностные результаты:
- сформирована у учащихся культура слушания музыки;
- воспитан интерес, любовь и уважение к отечественной культуре, к
музыкальным и народным традициям.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- фортепиано, метроном,
- проектор, компьютер;
- нотный материал;
- видеозаписи концертов, спектаклей и фильмов.
2.2.

Формы аттестации/контроля

Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
18

- беседа, опрос, тестирование;
- педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа;
- викторины;
- текущая практическая работа, наблюдение
- тест-игра.
1.3.

Оценочные материалы

Реализация программы предполагает отметочную форму контроля в
процессе занятий. Используется пятибальная система оценивания.
Оценка «5» - «Отлично» выставляется за безупречное выполнение всех
заданий по всем формам работы на уроке музыкальная литература.
Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в
практике.
Оценка «4» - «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется достаточное понимание характера и содержания
музыкального произведения, теоретического материала, но допущены
некоторые неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении
других форм работы.
Оценка «3» - «Удовлетворительно» выставляется, если учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное понимание
учебного материала; показывает недостаточное владение знаниями,
требуемыми по программе.
Оценка «2» - «Неудовлетворительно» выставляется за грубые ошибки
при выполнении заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных
программой; отсутствие знаний терминологии.
Оценка «1» - выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется полное незнание и непонимание всего пройденного
материала.
Мониторинг оценки качества результата образования по программе
«Музыкальная литература» осуществляется по критериям: степень
активности,
степень
самостоятельности,
качество
мыслительной
деятельности: показатели: 0 – отсутствие качества, 1 – низкий уровень
проявления качества, 2 – средний уровень проявления качества, 3 – высокий
уровень проявления качества, 4 – творческий уровень проявления качества,
систематичность. (См. приложение 1).

1.4.

Методические материалы

Методика преподавания музыкальной литературы предполагает
пошаговое освоение элементов музыкального языка, форм и жанров музыки,
а также творчества русских и зарубежных композиторов путем
прослушивания музыкальных материалов, анализа нот и исполнения
музыкальных фрагментов.
19

Формы организации:
Основная форма организации занятия – групповая.
Виды занятий:
В зависимости от материала содержанием программы предусмотрены
лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, выполнение
самостоятельной работы, концерты.

1.5.

Список литературы

Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. –
М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
2.
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Л., 1991.
3.
Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. М, 2004.
4.
Всеобщая история музыки /авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков.
М.: Эксмо, 2009.
5.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
6.
Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001.Заднепровская
Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для музыкальнопедагогических училищ и колледжей. М.: Владос, 2003.
7.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных
технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.
– М.: Глобус, 2008.
8.
Золотницкий Д. История музыки. С-П., 2001.
9.
Калинина Г. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты.
Выпуск I. М; 2001г.
10. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие.
Росмэн, 2001.
11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2007.
12. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. –
М.: Владос., 2003.
13. Русское народное музыкальное творчество / Сост. З. Яковлева. – М.,
2004.
14. Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г.Ушпикова. – СПб, 2008.
15. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие / под ред. А.Б.
Никитиной. – М.: Владос, 2001.
16. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М., 2007.
17. Энциклопедический музыкальный словарь. Составитель Барановская.
Ростов-на-Дону, 1998.
Список литературы, рекомендованной для детей.
20

1.
Великович, Э. И. Великие музыкальные имена. Учебное пособие /
Э.И. Великович. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 208 c.
2.
Козовчинская, Е. В. Музыкальная Литература: Программа Для
Детских Школ Искусств / Е.В. Козовчинская. - Москва: Мир, 2007. - 474 c.
3.
Костюкова, О.Д. Музыкальная литература в таблицах, схемах и
тестах: полный курс обучения / О.Д. Костюкова, Д.А. Сорокотягин. - Рн/Д:
Феникс, 2019. - 200 c.
4.
Островская, Я. Музыкальная литература в определениях и нотных
примерах: 1-й год обучения: Учебное пособие / Я. Островская. - СПб.:
Композитор, 2010. - 208 c.
5.
Первозванская, Т. Мир музыки. Полный курс теоретических
дисциплин. 5 класс (комплект из 3 тетрадей + 2 CD-ROM) / Т.
Первозванская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 224 c.
6.
Первозванская, Т. Мир музыки. Полный курс теоретических
дисциплин. Учебное пособие по музыкальной литературе. 5 класс (+ CDROM) / Т. Первозванская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. –
120 c.
7.
Романец, Д. Образы животных в музыке: популярная музыкальная
литература для ДМШ / Д. Романец. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 448 c.
8.
Сорокотягин, Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс
обучения / Д. Сорокотягин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 221 c.
9.
Шалина, Л. А. Краткое пособие по теории музыки для учащихся /
Л.А. Шалина. - М.: Феникс, 2012. - 254 c.
10. Шорникова, М. Мyзьrкaльнaя литepaтypa: Музыка, ее формы и
жанры. 1-й год обучения. Учeбнoe пoсoбиe / М. Шopникoвa. Изд. 10-e.
Poстoв н/Д.: Фeникс, 2008. 186 с.: ил.
11. Шорникова, М. Музыкальная литература за 3 года: 1 год / М.
Шорникова. - РнД: Феникс, 2017. - 347 c.
12. Шорникова, М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры.
1-й год обучения. Рабочая тетрадь. Феникс, 2019. М.: Феникс, 2016. - 160 c.
Ресурсы удаленного доступа
1.
https://www.belcanto.ru/
- интернет-портал, посвящённый классической музыке, опере и балету.
2.
https://classic-online.ru/
- интернет-портал с аудиозаписями и нотами произведений.
3.
http://notes.tarakanov.net/
- нотно-музыкальное собрание.

21

Приложение № 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
Матрица оценки качества результата образования по программе
«Музыкальная литература»
Качественные
индикаторы
(параметры и критерии
оценки)
1. Степень активности
2. Степень
самостоятельности
3. Качество
мыслительной
деятельности
Средний балл:
0 – отсутствие качества
1 – низкий уровень проявления
качества
2 – средний уровень проявления
качества
3 – высокий уровень проявления
качества
4 – творческий уровень проявления
качества, систематичность

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».