Музыкальная литература 2 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:24:17
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Музыкальная литература»
2 год обучения

Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Александрова Ульяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы.
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

5

УСЛОВИЯ

6
19
19

2.1. Условия реализации программы

19

2.2. Формы аттестации/контроля

19

2.3. Оценочные материалы

20

2.4. Методические материалы

20

2.5. Список литературы

21

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности

2

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «МУЗЫКАЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА» 2 год обучения ориентирована развитие творческих и
познавательных способностей обучающихся, формирование их общей
культуры.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Музыкальная
литература» направлена на формирование и развитие творческих
способностей учащихся, в том числе на выявление, развитие и поддержку
талантливых учащихся, их духовно-нравственное воспитание, а также на
удовлетворение их потребностей в художественно-эстетическом развитии.
3

Актуальность программы обусловлена потребностями общества в
воспитании гражданина России, который знает и уважает культуры своей
страны, а также культуру других стран. Занятия по музыкальной литературе
способствуют самостоятельному активному освоению мира, приобщению
обучающихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, воспитанию
толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизации
творческих и познавательных способностей обучающихся.
Музыкальная литература занимает важное место в системе
музыкального образования обучающихся. Этот предмет, наряду с
сольфеджио, является основным в подготовке юного музыканта. На
занятиях по музыкальной литературе происходит формирование
музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа
музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях
музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных
средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение
мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей
изобразительного искусства и литературы.
Отличительной
особенностью
программы
«Музыкальная
литература» является возможность её использовать в системе
дополнительного образования и внеурочной деятельности. Опираясь на опыт
ранее созданных методических работ, автор применяет собственную
методику преподавания предмета с учетом подобранных для каждого
возраста творческих заданий.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее
в сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. При составлении программы автор соединял традиции
преподавания музыкальной литературы и опыт практической работы
педагогов музыкального отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым
изучением отдельных предметов, учитывая возможности системы
художественно-эстетического образования школы.
Программа опирается на авторские методики преподавания
музыкальной литературы: Лагутин А.И., Шорникова М.Н., Алексеева А.А.
и др.
Предмет
«Музыкальная
литература»
теснейшим
образом
взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами
предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря
полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся
овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального
языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального
произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном
искусстве, что позволяет использовать полученные знания в
исполнительской деятельности.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. Обучающиеся осваивают элементы музыки в групповой
форме. Практический компонент на занятиях реализуется посредством
4

словесных методов (беседы, рассказа, объяснения), наглядно-слухового
показа, метода творческих заданий, метода сочинения сочиненного, метода
выявления сходства и различий.
Виды деятельности: восприятие музыки, пение музыкальных тем,
обсуждение вопросов музыкального искусства.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение учащихся в
возрасте от 12 до 13 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 66 часов в год.
Срок освоения программы: 1 год обучения, 33 недели.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Количество детей в группе: от 20 до 32 человек.
Уровни сложности освоения программы:
– «базовый» - реализует универсальную форму организации материала,
допускающую освоение специализированных знаний и гарантируя
трансляцию целостной картины в рамках данной программы.
Базовый уровень обучения
Форма обучения: групповое занятие.
Виды занятий: слушание и анализ музыки, вокально-хоровая
деятельность, инструментальное исполнительство, музыкальная грамота,
мероприятия воспитательно-познавательного характера (участие в
мероприятиях школы).
Формы подведения итогов реализации программы: беседы, итоговый
тест.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – развитие познавательно-творческих и музыкальных
способностей учащихся в процессе формирования системных знаний о
традициях музыкальной и художественной культуры разных стран мира, их
культурно-эстетического воспитания.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать у учащихся представления о художественных стилях, эпохах
и направлениях в музыке;
- знать особенности биографии и творчества зарубежных композиторов
(Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена)
- познакомить учащихся с музыкальной культурой разных стран.
- сформировать страноведческие и культурологические представления у
учащихся.
Развивающие:
- развить музыкальную память;
5

- развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развить коммуникативных качеств личности в процессе познания
произведения искусства;
- развить воображение и образное мышление в процессе творческого
претворения знаний из области музыкальной культуры.
Воспитательные:
- сформировать у учащихся культуру слушания музыки;
- воспитать интерес, любовь и уважение к отечественной культуре, к
музыкальным и народным традициям;
- воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к
продолжению самостоятельного изучения национальных музыкальных и
художественных традиций.
1.3. Содержание программы
Учебный план 2 года обучения
№
За
ня
тия

Количество часов
Название раздела,
темы

Всего

Теория

Практика

1

Старинная музыка

1

0,2

0,8

2

Музыкальное искусство
Древней Греции

1

0,2

0,8

3

Музыкальное искусство
Древней Греции, инструменты

1

0,2

0,8

4

Музыкальное искусство
Древней Греции, танцы

1

0,2

0,8

5

Музыкальное искусство
Средних Веков

1

0,2

0,8

6

Музыкальное искусство
Средних Веков, признаки

1

0,2

0,8

7

Музыкальное искусство эпохи
Возрождения

1

0,2

0,8

8

Музыкальное искусство эпохи
Возрождения, признаки

1

0,2

0,8

6

Формы
аттестации/
контроля
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

9

Музыкальное искусство эпохи
Возрождения, отличие от
Средневековья

Тест-игра
1

0,2

0,8

10

Барокко в музыке

1

0,2

0,8

11

Барокко в музыке, черты

1

0,2

0,8

12

Барокко в музыке,
инструменты и жанры

1

0,2

0,8

13

И.С. Бах. Творческий облик.

1

0,2

0,8

14

Творческий облик И.С. Баха –
ранний и зрелый период

1

0,2

0,8

15

Творческий облик И.С. Баха –
поздний период

1

0,2

0,8

16

Органные произведения Баха

1

0,2

0,8

17

Органные произведения Баха –
Токката и фуга ре минор

1

0,2

0,8

18

И.С. Бах - Месса си минор

1

0,2

0,8

19

Произведения для клавира

1

0,2

0,8

20

Произведение для клавира,
жанры

1

0,2

0,8

21

Вокально-инструментальные
произведения

1

0,2

0,8

22

Вокально-инструментальные
произведения, жанры

1

0,2

0,8

7

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,

23

Вокально-инструментальные
произведения, черты

1

0,2

0,8

24

Вокально-инструментальные
произведения, анализ

1

0,2

0,8

25

Классицизм в музыке

1

0,2

0,8

26

Классицизм в музыке –
отличительные признаки

1

0,2

0,8

27

Й. Гайдн. Творческий облик

1

0,2

0,8

28

Творческий облик Й. Гайдна –
зрелый период

1

0,2

0,8

29

Творческий облик Й. Гайдна –
поздний период

1

0,2

0,8

30

Соната D-dur

1

0,2

0,8

31

Сонатно-симфонический цикл
на примере симфонии
№103 Es-dur

1

0,2

0,8

32

Симфония №103 Es-dur, 1
часть

1

0,2

0,8

33

Симфония №103 Es-dur, 2
часть

1

0,2

0,8

34

Симфония №103 Es-dur, 3
часть

1

0,2

0,8

35

Симфония №103 Es-dur, 4
часть

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

36
37

Оратории Й. Гайдна
В.А. Моцарт. Творческий
облик

8

наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая

38

Творческий облик
композитора

1

0,2

0,8

39

Симфония №40 g-moll – 1
часть

1

0,2

0,8

40

Симфония №40 g-moll – 2
часть

1

0,2

0,8

41

Симфония №40 g-moll – 3
часть

1

0,2

0,8

42

Симфония №40 g-moll – 4
часть

1

0,2

0,8

43

Опера "Свадьба Фигаро" сюжет, история

1

0,2

0,8

44

Опера "Свадьба Фигаро" герои, голоса, жанры

1

0,2

0,8

45

Опера "Свадьба Фигаро" образ Фигаро

1

0,2

0,8

46

Опера "Свадьба Фигаро" образ Сюзанны

1

0,2

0,8

47

Опера "Свадьба Фигаро" образ графа

1

0,2

0,8

48

Опера "Свадьба Фигаро" образ Керубино

1

0,2

0,8

49

Опера "Свадьба Фигаро" образ графини, Барбарины

1

0,2

0,8

50

Сонаты В.А. Моцарта

1

0,2

0,8

9

работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая

51

Соната №11 A-dur

1

0,2

0,8

52

Соната №16 C-dur

1

0,2

0,8

53

Л. Бетховен. Творческий облик
композитора

1

0,2

0,8

54

Творческий облик Бетховена –
зрелый период

1

0,2

0,8

55

Фортепианное творчество Л.
Бетховена

1

0,2

0,8

56

Соната №14 cis-moll «Лунная»

1

0,2

0,8

57

Соната № 23 f-moll
«Аппассионата»

1

0,2

0,8

58

Соната № 8 c-moll
«Патетическая» - 1 часть

1

0,2

0,8

59

Соната № 8 c-moll
«Патетическая» - 2 часть

1

0,2

0,8

60

Соната № 8 c-moll
«Патетическая» - 3 часть

1

0,2

0,8

61

Симфонии Л. Бетховена

1

0,2

0,8

62

Симфония № 3 Es-dur
«Героическая»

1

0,2

0,8

63

Симфония № 9 d-moll

1

0,2

0,8

64

Симфония №5 c-moll – 1

1

0,2

0,8

10

работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая

часть, 2 часть

65

Симфония № 5 c-moll – 3
часть, 4 часть

1

0,2

0,8

66

Увертюра "Эгмонт"

1

0,2

0,8

ИТОГО

66

практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина.
Итоговый тест

Содержание
Тема №1. Старинная музыка
Теория. Докомпозиторский период развития музыки. Первые музыкальные
инструменты древности.
Практика. Просмотр видео о старинной музыке.
Тема №2. Музыкальное искусство Древней Греции
Теория. Выделение особенностей и закономерностей развития музыкального
искусства в Древней Греции. Рассмотрение понятий «мелодия», «гармония»,
«ритм», «хор», «оркестр», «симфония», пришедших оттуда. Прикладной
характер музыки.
Практика. Просмотр видео о музыкальном искусстве Древней Греции.
Тема №3. Музыкальное искусство Древней Греции, инструменты
Теория. Знакомство с лирой, кифарой, флейтой Пана и авлосом.
Практика. Просмотр видео о музыкальных инструментах Древней Греции.
Анализ тембров этих инструментов.
Тема №4. Музыкальное искусство Древней Греции, танцы
Теория. Значение танцев в жизни древних греков. Виды танцев: священные,
гражданские, обрядовые, домашние и сценические. Музыка в танцах.
Практика. Просмотр видео о танцах в Древней Греции.
Тема №5. Музыкальное искусство Средних Веков
Теория. Общая характеристика музыкальной культуры Средних веков. Виды
музыкальной культуры в Средние века: официальная церковная, светская,
фольклорная и рыцарская. Жанры средневековой музыки. Композиторы
эпохи Средних веков.
Практика. Просмотр средневековых произведений изобразительного
искусства, посвященных теме музыки и музыкантов.
Тема №6. Музыкальное искусство Средних Веков, признаки
Теория. Значение церкви в культуре Средних веков, музыкальная теория
Средневековья.
11

Практика. Анализ музыкальных произведений Средних веков. Слушание:
произведения Средневековья.
Тема №7. Музыкальное искусство эпохи Возрождения
Теория. Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения. Жанры
музыки эпохи Возрождения. Композиторы эпохи Возрождения.
Практика. Просмотр произведений изобразительного искусства эпохи
Возрождения, посвященных теме музыки и музыкантов.
Тема №8. Музыкальное искусство эпохи Возрождения, признаки
Теория. Развитие светской музыки, реалистические тенденции в музыке,
развитие полифонической музыки, появление нотопечатания.
Практика. Анализ музыкальных произведений эпохи Возрождения.
Тема №9. Музыкальное искусство эпохи Возрождения, отличие от
Средневековья
Теория. Сходства и различия в тенденциях церковной и светской музыки
эпохи Средних Веков и эпохи Возрождения.
Практика. Сравнение нотных партитур музыки эпохи Средних Веков и
эпохи Возрождения.
Тема №10. Барокко в музыке
Теория. Общая характеристика музыкальной культуры Барокко. Жанры
музыки эпохи Барокко. Композиторы эпохи Барокко.
Практика. Просмотр произведений изобразительного искусства эпохи
Барокко, посвященных теме музыки и музыкантов. Обсуждение
особенностей музыки Барокко.
Тема №11. Барокко в музыке, черты
Теория.
Усиление
религиозной тематики,
яркая
контрастность,
эмоциональность образов, мажор и минор, больше по масштабу композиции
(“Страсти”, Мессы, оратории...) и лаконичные номера.
Практика. Слушание и анализ музыкальных произведений Ж-Ф. Рамо,
Ф. Куперена, Г. Генделя, И. Баха, А. Вивальди.
Тема №12. Барокко в музыке, инструменты и жанры
Теория. Клавесин, орган. Жанры светской и духовной музыки эпохи Барокко.
Практика. Просмотр видео о музыке эпохи Барокко.
Тема №13. И.С. Бах. Творческий облик.
Теория. Жизненный и творческий путь И.С. Баха.
Практика. Просмотр портрета И.С. Баха, видео о нем.
Тема №14. Творческий облик И.С. Баха – ранний и зрелый период
12

Теория. Характеристика жизни и творчества И.С. Баха в ранний и зрелый
период. Основные жанры и произведения.
Практика. Изучение строения и способов игры на кларнете и фаготе.
Слушание: произведения, созданные в этот период.
Тема №15. Творческий облик И.С. Баха – поздний период
Теория. Характеристика жизни и творчества И.С. Баха в поздний период.
Основные жанры и произведения.
Практика. Изучение строения и способов игры на кларнете и фаготе.
Слушание: произведения, созданные в этот период.
Тема №16. Органные произведения Баха
Теория. Характеристика органного творчества И.С. Баха. Выявление
основных черт. Жанры органного творчества.
Практика. Слушание: фрагменты органных произведений И.С. Баха.
Тема №17. Органные произведения Баха – Токката и фуга ре минор
Теория. Разбор произведения (жанр, тональность, особенности, музыкальный
язык).
Практика. Слушание: И.С. Бах «Токката и фуга ре минор».
Тема №18. И.С. Бах - Месса си минор
Теория. Разбор произведения (жанр, тональность, особенности, музыкальный
язык).
Практика. Слушание: И.С. Бах «Месса си минор».
Тема №19. Произведения для клавира
Теория. Характеристика клавирного творчества И.С. Баха.
Практика. Слушание: И.С. Бах «Французская сюита», «Английская сюита»,
ХТК.
Тема №20. Произведение для клавира, жанры
Теория. Жанры клавирного творчества. Выявление основных черт.
Практика. Слушание: И.С. Бах «Французская сюита», «Английская сюита»,
ХТК.
Тема №21. Вокально-инструментальные произведения
Теория. Характеристика вокально-инструментального творчества И.С. Баха.
Практика. Слушание: И.С. Бах «Страсти по Матфею», «Страсти по
Иоанну», кантаты, «Магнификат».
Тема №22. Вокально-инструментальные произведения, жанры
Теория. Характеристика вокально-инструментального творчества И.С. Баха.
Страсти. Кантаты. Магнификат.
13

Практика. Слушание: И.С. Бах «Страсти по Матфею», «Страсти по
Иоанну», кантаты, «Магнификат».
Тема №23. Вокально-инструментальные произведения, черты
Теория. Выявление основных черт, характерных для вокальноинструментальных произведений И.С. Баха.
Практика. Слушание: И.С. Бах «Страсти по Матфею», «Страсти по
Иоанну», кантаты, «Магнификат».
Тема №24. Вокально-инструментальные произведения, анализ
Теория. Анализ вокально-инструментальных произведений И.С. Баха (жанр,
тональность, особенности, музыкальный язык).
Практика. Слушание: И.С. Бах «Страсти по Матфею», «Страсти по
Иоанну», кантаты, «Магнификат».
Тема №25. Классицизм в музыке
Теория. Общая характеристика музыкальной культуры Классицизма. Жанры
музыки эпохи Классицизма. Композиторы эпохи Классицизма.
Практика. Просмотр фильма о музыке эпохи Классицизма. Обсуждение
особенностей музыки Классицизма.
Тема №26. Классицизм в музыке – отличительные признаки
Теория. Становление жанров сонаты, симфонии, оперы. Венская
классическая школа.
Практика. Слушание: фрагменты музыкальных произведений Й. Гайдна, В.
Моцарта, Л. Бетховена.
Тема №27. Й. Гайдн. Творческий облик
Теория. Жизненный и творческий путь Й. Гайдна.
Практика. Просмотр портрета Й. Гайдна, видео о нем.
Тема №28. Творческий облик Й. Гайдна – зрелый период
Теория. Характеристика жизни и творчества Й. Гайдна в зрелый период.
Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: произведения, созданные в этот период.
Тема №29. Творческий облик Й. Гайдна – поздний период
Теория. Характеристика жизни и творчества Й. Гайдна в поздний период.
Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: произведения, созданные в этот период.
Тема №30. Соната D-dur
Теория. Прослушивание и разбор музыки сонаты Й. Гайдна.
Практика. Слушание: Й. Гайдн – Соната D-dur.
14

Тема №31. Сонатно-симфонический цикл на примере симфонии №103 Esdur
Теория. Разбор особенностей сонатно-симфонического цикла на примере
симфонии №103 Es-dur. Знакомство с частями сонатного Allegro: экспозиция
(главная и побочная партии), разработка, реприза, кода.
Практика. Слушание: Й. Гайдн - Симфония №103 Es-dur.
Тема №32. Симфония №103 Es-dur, 1 часть
Теория. Разбор 1 части симфонии №103 Es-dur: форма, тональность,
содержание, настроение.
Практика. Слушание: Й. Гайдн - Симфония №103 Es-dur, 1 ч.
Тема №33. Симфония №103 Es-dur, 2 часть
Теория. Разбор 2 части симфонии №103 Es-dur: форма, тональность,
содержание, настроение.
Практика. Слушание: Й. Гайдн - Симфония №103 Es-dur, 2 ч.
Тема №34. Симфония №103 Es-dur, 3 часть
Теория. Разбор 3 части симфонии №103 Es-dur: форма, тональность,
содержание, настроение.
Практика. Слушание: Й. Гайдн - Симфония №103 Es-dur, 3 ч.
Тема №35. Симфония №103 Es-dur, 4 часть
Теория. Разбор 4 части симфонии №103 Es-dur: форма, тональность,
содержание, настроение.
Практика. Слушание: Й. Гайдн - Симфония №103 Es-dur, 4 ч.
Тема №36. Оратории Й. Гайдна
Теория. Анализ жанра оратории в творчестве Й. Гайдна
Практика. Слушание: Й. Гайдн - оратории «Сотворение мира», «Времена
года».
Тема №37. В.А. Моцарт. Творческий облик
Теория. Жизненный и творческий путь В.А. Моцарта.
Практика. Просмотр портрета В. Моцарта, видео о нем.
Тема №38. Творческий облик композитора
Теория. Характеристика творчества В.А. Моцарта. Основные жанры и
произведения.
Практика. Слушание: произведения В.А. Моцарта.
Тема №39. Симфония №40 g-moll – 1 часть
Теория. Разбор 1 части симфонии №40 g-moll: форма, тональность,
содержание, настроение.
Практика. Слушание: В.А. Моцарт - Симфония №40 g-moll, 1 ч.
15

Тема №40. Симфония №40 g-moll – 2 часть
Теория. Разбор 2 части симфонии №40 g-moll: форма, тональность,
содержание, настроение.
Практика. Слушание: В.А. Моцарт - Симфония №40 g-moll, 2 ч.
Тема №41. Симфония №40 g-moll – 3 часть
Теория. Разбор 3 части симфонии №40 g-moll: форма, тональность,
содержание, настроение.
Практика. Слушание: В.А. Моцарт - Симфония №40 g-moll, 3 ч.
Тема №42. Симфония №40 g-moll – 4 часть
Теория. Разбор 4 части симфонии №40 g-moll: форма, тональность,
содержание, настроение.
Практика. Слушание: В.А. Моцарт - Симфония №40 g-moll, 4 ч.
Тема №43. Опера "Свадьба Фигаро" - сюжет, история
Теория. Характеристика оперного творчества В.А. Моцарта на примере
оперы «Свадьба Фигаро». История создания. Разбор сюжета
Практика. Просмотр фильма про оперу «Свадьба Фигаро».
Тема №44. Опера "Свадьба Фигаро" - герои, голоса, жанры
Теория. Знакомство с жанрами оперы: увертюра, ария, каватина, ансамбли.
Герои оперы «Свадьба Фигаро»: характеристика, тембр
Практика. Просмотр фильма про оперу «Свадьба Фигаро».
Тема №45. Опера "Свадьба Фигаро" - образ Фигаро
Теория. Образ Фигаро: характер, тембр, музыкальная характеристика,
сольные номера.
Практика. Слушание: В.А. Моцарт – опера «Свадьба Фигаро», увертюра,
каватина Фигаро из 1 действия, ария Фигаро «Мальчик резвый…» из 1
действия.
Тема №46. Опера "Свадьба Фигаро" - образ Сюзанны
Теория. Образ Сюзанны: характер, тембр, музыкальная характеристика,
сольные номера.
Практика. Слушание: В.А. Моцарт – опера «Свадьба Фигаро», ария
Сюзанны из 4 действия.
Тема №47. Опера "Свадьба Фигаро" - образ графа
Теория. Образ Графа: характер, тембр, музыкальная характеристика, сольные
номера.
Практика. Слушание: В.А. Моцарт – опера «Свадьба Фигаро», ария Графа
из 3 действия.
Тема №48. Опера "Свадьба Фигаро" - образ Керубино
16

Теория. Образ Керубино: характер, тембр, музыкальная характеристика,
сольные номера.
Практика. Слушание: В.А. Моцарт – опера «Свадьба Фигаро», ария
Керубино из 2 действия.
Тема №49. Опера "Свадьба Фигаро" - образ графини, Барбарины
Теория. Образ Графини: характер, тембр, музыкальная характеристика,
сольные номера.
Практика. Слушание: В.А. Моцарт – опера «Свадьба Фигаро», каватина
Графини из 2 действия.
Тема №50. Сонаты В.А. Моцарта
Теория. Характеристика жанра сонаты в творчестве В. Моцарта.
Практика. Слушание: сонаты В.А. Моцарта.
Тема №51. Соната №11 A-dur
Теория. Характеристика жанра сонаты в творчестве В.А. Моцарта на
примере сонаты №11 A-dur.
Практика. Слушание: фрагменты сонаты №11 A-dur.
Тема №52. Соната №16 C-dur
Теория. Характеристика жанра сонаты в творчестве В.А. Моцарта на
примере сонаты №16 C-dur.
Практика. Слушание: фрагменты сонаты №16 C-dur.
Тема №53. Л. Бетховен. Творческий облик композитора
Теория. Жизненный и творческий путь Л. Бетховена.
Практика. Просмотр портрета Л. Бетховена, видео о нем.
Тема №54. Творческий облик Бетховена – зрелый период
Теория. Характеристика творчества Л. Бетховена в зрелый период. Основные
жанры и произведения.
Практика. Слушание: произведения Л. Бетховена.
Тема №55. Фортепианное творчество Л. Бетховена
Теория. Характеристика жанра сонаты в творчестве Л. Бетховена.
Практика. Слушание: сонаты Л. Бетховена.
Тема №56. Соната №14 cis-moll «Лунная»
Теория. Характеристика жанра сонаты в творчестве Л. Бетховена на примере
сонаты №14. Образы в «Лунной» сонате.
Практика. Слушание: Л. Бетховен – соната №14 cis-moll «Лунная».
Тема №57. Соната № 23 f-moll «Аппассионата»
17

Теория. Характеристика жанра сонаты в творчестве Л. Бетховена на примере
сонаты №23. Образы в «Аппассионате».
Практика. Слушание: Л. Бетховен – соната №23 f-moll «Аппассионата».
Тема №58. Соната № 8 c-moll «Патетическая» - 1 часть
Теория. Разбор 1 части сонаты №8: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: Л. Бетховен – соната №8 c-moll «Патетическая», 1
ч.
Тема №59. Соната № 8 c-moll «Патетическая» - 2 часть
Теория. Разбор 2 части сонаты №8: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: Л. Бетховен – соната №8 c-moll «Патетическая»,
2 ч.
Тема №60. Соната № 8 c-moll «Патетическая» - 3 часть
Теория. Разбор 3 части сонаты №8: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: Л. Бетховен – соната №8 c-moll «Патетическая»,
3 ч.
Тема №61. Симфонии Л. Бетховена
Теория. Характеристика симфонического творчества Л. Бетховена.
Практика. Слушание: симфонии Л. Бетховена.
Тема №62. Симфония № 3 Es-dur «Героическая»
Теория. Характеристика жанра симфонии в творчестве Л. Бетховена на
примере Симфонии №3. Образы в «Героической» симфонии.
Практика. Слушание: Л. Бетховен – симфония №3.
Тема №63. Симфония № 9 d-moll
Теория. Характеристика жанра симфонии в творчестве Л. Бетховена на
примере Симфонии №9. «Ода к радости».
Практика. Слушание: Л. Бетховен – симфония №9.
Тема №64. Симфония №5 c-moll – 1 часть, 2 часть
Теория. Разбор 1 и 2 части симфонии №5 c-moll: форма, тональность,
содержание, настроение.
Практика. Слушание: Л. Бетховен – симфония №5 c-moll, 1 ч., 2 ч.
Тема №65. Симфония № 5 c-moll – 3 часть, 4 часть
Теория. Разбор 3 части симфонии №5 c-moll: форма, тональность,
содержание, настроение.
Практика. Слушание: Л. Бетховен – симфония №5 c-moll, 3 ч., 4 ч.
18

Тема №66. Увертюра "Эгмонт"
Теория. Характеристика жанра симфонической увертюры на примере
увертюры «Эгмонт».
Практика. Слушание: Л. Бетховен – «Эгмонт».
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- сформированы представления о художественных стилях, эпохах и
направлениях в музыке;
- знают особенности биографии и творчества зарубежных композиторов
(Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена)
- учащиеся ознакомились с элементами музыкальной культурой разных
стран.
- сформированы страноведческие и культурологические представления у
учащихся.
Метапредметные результаты:
- развита музыкальная память;
- развита эмоциональная отзывчивость на музыку;
- развиты коммуникативные качества личности в процессе познания
произведения искусства;
- развито воображение и образное мышление в процессе творческого
претворения знаний из области музыкальной культуры.
Личностные результаты:
- сформирована у учащихся культура слушания музыки;
- воспитан интерес, любовь и уважение к отечественной культуре, к
музыкальным и народным традициям;
- воспитан познавательный интерес и осознанная мотивация к продолжению
самостоятельного изучения национальных музыкальных и художественных
традиций.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- фортепиано, метроном,
- проектор, компьютер;
- нотный материал;
- видеозаписи концертов, спектаклей и фильмов.
19

2.2.

Формы аттестации/контроля

Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- беседа, опрос, тестирование;
- педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа;
- викторины;
- текущая практическая работа, наблюдение
- тест-игра.
1.3.

Оценочные материалы

Реализация программы предполагает отметочную форму контроля в
процессе занятий. Используется пятибальная система оценивания.
Оценка «5» - «Отлично» выставляется за безупречное выполнение всех
заданий по всем формам работы на уроке музыкальная литература.
Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в
практике.
Оценка «4» - «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется достаточное понимание характера и содержания
музыкального произведения, теоретического материала, но допущены
некоторые неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении
других форм работы.
Оценка «3» - «Удовлетворительно» выставляется, если учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное понимание
учебного материала; показывает недостаточное владение знаниями,
требуемыми по программе.
Оценка «2» - «Неудовлетворительно» выставляется за грубые ошибки
при выполнении заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных
программой; отсутствие знаний терминологии.
Оценка «1» - выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется полное незнание и непонимание всего пройденного
материала.
Мониторинг оценки качества результата образования по программе
«Музыкальная литература» осуществляется по критериям: степень
активности,
степень
самостоятельности,
качество
мыслительной
деятельности: показатели: 0 – отсутствие качества, 1 – низкий уровень
проявления качества, 2 – средний уровень проявления качества, 3 – высокий
уровень проявления качества, 4 – творческий уровень проявления качества,
систематичность. (См. приложение 1).
1.4.
Методика

Методические материалы

преподавания

музыкальной
20

литературы

предполагает

пошаговое освоение элементов музыкального языка, форм и жанров музыки,
а также творчества русских и зарубежных композиторов путем
прослушивания музыкальных материалов, анализа нот и исполнения
музыкальных фрагментов.
Формы организации:
Основная форма организации занятия – групповая.
Виды занятий:
В зависимости от материала содержанием программы предусмотрены
лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, выполнение
самостоятельной работы, концерты.
1.5.

Список литературы

Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. –
М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
2.
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Л., 1991.
3.
Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. М, 2004.
4.
Всеобщая история музыки /авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков.
М.: Эксмо, 2009.
5.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
6.
Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001.Заднепровская
Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для музыкальнопедагогических училищ и колледжей. М.: Владос, 2003.
7.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных
технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.
– М.: Глобус, 2008.
8.
Золотницкий Д. История музыки. С-П., 2001.
9.
Калинина Г. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты.
Выпуск I. М; 2001г.
10. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие.
Росмэн, 2001.
11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2007.
12. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. –
М.: Владос., 2003.
13. Русское народное музыкальное творчество / Сост. З. Яковлева. – М.,
2004.
14. Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г.Ушпикова. – СПб, 2008.
15. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие / под ред. А.Б.
Никитиной. – М.: Владос, 2001.
16. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М., 2007.

21

17. Энциклопедический музыкальный словарь. Составитель Барановская.
Ростов-на-Дону, 1998.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1.
Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Второй
год обучения предмету / В.Н. Брянцева. - М.: Музыка, 2014. - 208 c.
2.
Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Второй
год обучения предмету / В.Н. Брянцева. - М.: Музыка, 2016. - 208 c.
3.
Галацкая, В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 3 /
В.С. Галацкая. - М.: Музыка, 2013. - 590 c.
4.
Галацкая, В.С. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 3 /
В.С. Галацкая. - М.: Музыка, 2016. - 590 c.
5.
Гивенталь, И. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 6 / И.
Гивенталь, Л. Щукина, Б. Ионин. - М.: Музыка, 2014. - 478 c.
6.
Жданова, Г. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2 / Г.
Жданова, И. Молчанова, И. Охалова. - М.: Музыка, 2013. - 414 c.
7.
Жданова, Г. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 2 / Г.
Жданова, И. Молчанова, И. Охалова. - М.: Музыка, 2016. - 414 c.
8.
Великович, Э. И. Великие музыкальные имена. Учебное пособие /
Э.И. Великович. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 208 c.
9.
Костюкова, О.Д. Музыкальная литература в таблицах, схемах и
тестах: полный курс обучения / О.Д. Костюкова, Д.А. Сорокотягин. - Рн/Д:
Феникс, 2019. - 200 c.
10. Охалова, И.В. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 5 /
И.В. Охалова. - М.: Музыка, 2013. - 640 c.
11. Царева, Е. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 4 / Е.
Царева. - М.: Музыка, 2013. - 704 c.
12. Царева, Е. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 1 / Е.
Царева. - М.: Музыка, 2016. - 528 c.
13. Шорникова, М.И. Музыкальная литература: 2 год: рабочая тетрадь /
М.И. Шорникова. - РнД: Феникс, 2018. - 123 c.
14. Шорникова,
М.
Музыкальная
литература:
развитие
западноевропейской музыки: 2 год обучения: Учебное пособие / М.
Шорникова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 336 c.
Ресурсы удаленного доступа
1.
https://www.belcanto.ru/
- интернет-портал, посвящённый классической музыке, опере и балету.
2.
https://classic-online.ru/
- интернет-портал с аудиозаписями и нотами произведений.
3.
http://notes.tarakanov.net/
- нотно-музыкальное собрание.
22

Приложение № 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
Матрица оценки качества результата образования по программе
«Музыкальная литература».
Качественные
индикаторы
(параметры и критерии
оценки)
1. Степень активности
2. Степень
самостоятельности
3. Качество
мыслительной
деятельности
Средний балл:
0 – отсутствие качества
1 – низкий уровень проявления
качества
2 – средний уровень проявления
качества
3 – высокий уровень проявления
качества
4 – творческий уровень проявления
качества, систематичность

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».