Музыкальная литература 3 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:24:42
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Музыкальная литература»
3 год обучения

Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Александрова Ульяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

5

УСЛОВИЯ

6
17
18

2.1. Условия реализации программы

18

2.2. Формы аттестации/контроля

18

2.3. Оценочные материалы

18

2.4. Методические материалы

19

2.5. Список литературы

19

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной
деятельности.

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «МУЗЫКАЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА» 3 год обучения ориентирована на развитие творческих и
познавательных способностей обучающихся, нравственное их развитие,
формирование общей культуры.
Направленность программы – художественная, уровень усвоения –
«базовый».
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Музыкальная
литература» направлена на формирование и развитие творческих
способностей учащихся, в том числе на выявление, развитие и поддержку
талантливых учащихся, их духовно-нравственное воспитание, а также на
3

удовлетворение их потребностей в художественно-эстетическом развитии.
Актуальность программы обусловлена потребностями общества в
воспитании гражданина России, который знает и уважает культуры своей
страны, а также культуру других стран. Занятия по музыкальной литературе
способствуют самостоятельному активному освоению мира, приобщению
обучающихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, воспитанию
толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизации
творческих и познавательных способностей обучающихся.
Музыкальная литература занимает важное место в системе
музыкального образования обучающихся. Этот предмет, наряду с
сольфеджио, является основным в подготовке юного музыканта. На
занятиях по музыкальной литературе происходит формирование
музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа
музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях
музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных
средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение
мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей
изобразительного искусства и литературы.
Отличительной
особенностью
программы
«Музыкальная
литература» является возможность её использовать в системе
дополнительного образования и внеурочной деятельности. Опираясь на опыт
ранее созданных методических работ, автор применяет собственную
методику преподавания предмета с учетом подобранных для каждого
возраста творческих заданий.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее
в сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. При составлении программы автор соединял традиции
преподавания музыкальной литературы и опыт практической работы
педагогов музыкального отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым
изучением отдельных предметов, учитывая возможности системы
художественно-эстетического образования школы.
Программа опирается на авторские методики преподавания
музыкальной литературы: Лагутин А.И., Шорникова М.Н., Алексеева А.А.
и др.
Предмет
«Музыкальная
литература»
теснейшим
образом
взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами
предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря
полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся
овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального
языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального
произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном
искусстве, что позволяет использовать полученные знания в
исполнительской деятельности.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. Обучающиеся осваивают элементы музыки в групповой
4

форме. Практический компонент на занятиях реализуется посредством
словесных методов (беседы, рассказа, объяснения), наглядно-слухового
показа, метода творческих заданий, метода сочинения сочиненного, метода
выявления сходства и различий.
Виды деятельности: восприятие музыки, пение музыкальных тем,
обсуждение вопросов музыкального искусства.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение учащихся в
возрасте от 13 до 14 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 66 часов в год.
Срок освоения программы: 1 год обучения, 33 недели.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Количество детей в группе: от 20 до 32 человек.
Уровень освоения программы: «базовый» - реализует универсальную
форму организации материала, допускающую освоение специализированных
знаний и гарантируя трансляцию целостной картины в рамках данной
программы.
Форма обучения: групповое занятие.
Виды занятий: слушание и анализ музыки, вокально-хоровая
деятельность, инструментальное исполнительство, музыкальная грамота,
мероприятия воспитательно-познавательного характера (участие в
мероприятиях школы).
Формы подведения итогов реализации программы: беседы, итоговый
тест.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – развитие познавательно-творческих и музыкальных
способностей учащихся в процессе формирования системных знаний о
традициях музыкальной и художественной культуры разных стран мира, их
культурно-эстетического воспитания.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать у учащихся представления о художественных стилях, эпохах
и направлениях в музыке;
- знать особенности русского народного творчества;
- знать особенности биографии и творчества отечественных и зарубежных
композиторов (Шуберт, Шопен, Лист, Россини, Верди, Бизе, Алябьев,
Варламов, Гурилев, Глинка, Даргомыжский);
- познакомить учащихся с музыкальной культурой разных стран.
- сформировать страноведческие и культурологические представления у
учащихся.
5

Развивающие:
- развить музыкальную память;
- развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развить коммуникативных качеств личности в процессе познания
произведения искусства;
- развить воображение и образное мышление в процессе творческого
претворения знаний из области музыкальной культуры.
Воспитательные:
- сформировать у учащихся культуру слушания музыки;
- воспитать интерес, любовь и уважение к отечественной культуре, к
музыкальным и народным традициям;
- воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к
продолжению самостоятельного изучения национальных музыкальных и
художественных традиций.
1.3. Содержание программы
Учебный план 3 года обучения
№
за
ня
тия

Количество часов
Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1

Романтизм в музыке

1

0,2

0,8

2

Романтизм в музыке, черты

1

0,2

0,8

3

Ф. Шуберт. Творческий облик

1

0,2

0,8

4

Творческий облик Шуберта –
ранний период

1

0,2

0,8

5

Творческий облик Шуберта –
зрелый период

1

0,2

0,8

6

Вокальные циклы: «Зимний
путь»

1

0,2

0,8

7

Вокальные циклы: «Прекрасная
мельничиха»

1

0,2

0,8

8

Симфония №8 h-moll
«Неоконченная»

1

0,2

0,8

6

Формы
аттестации/
контроля
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина

9

Ф. Шопен. Творческий облик
композитора

1

0,2

0,8

10

Творческий облик Шопена –
как композитора

1

0,2

0,8

11

Творческий облик Шопена –
как пианиста

1

0,2

0,8

12

Фортепианные сочинения Ф.
Шопена - жанры

1

0,2

0,8

13

Фортепианные сочинения Ф.
Шопена - черты.

1

0,2

0,8

14

Фортепианные сочинения Ф.
Шопена - анализ

1

0,2

0,8

15

Творческий облик Р. Шумана.
«Карнавал»

1

0,2

0,8

16

Творческий облик Р. Шумана.
«Карнавал» – сюита

1

0,2

0,8

17

Творческий облик Ф. Листа

1

0,2

0,8

18

Венгерская рапсодия № 2

1

0,2

0,8

19

Теория. Анализ Венгерской
рапсодии №2 Ф. Листа.

1

0,2

0,8

20

Опера второй половины XIX
века

1

0,2

0,8

21

Опера второй половины XIX
века - черты

1

0,2

0,8

22

Опера второй половины XIX
века – отличительные
признаки

1

0,2

0,8

7

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

23

Теория. Отличительные
признаки оперы второй
половины XIX века.

1

0,2

0,8

24

Опера второй половины XIX
века – Дж. Россини

1

0,2

0,8

25

Опера второй половины XIX
века – Дж. Верди

1

0,2

0,8

26

Опера второй половины XIX
века – оперы Верди

1

0,2

0,8

27

Опера второй половины XIX
века – Ж. Бизе

1

0,2

0,8

28

Опера второй половины XIX
века – оперы Ж. Бизе

1

0,2

0,8

29

Русское народное творчество черты

1

0,2

0,8

30

Русское народное творчество жанры

1

0,2

0,8

31

Русское народное творчество –
частушки, колыбельные

1

0,2

0,8

32

Русское народное творчество –
плясовые

1

0,2

0,8

33

Русское народное творчество –
хороводные

1

0,2

0,8

34

Русское народное творчество –
исторические

1

0,2

0,8

35

Русское народное творчество –
лирические

1

0,2

0,8

36

Русское народное творчество –
былины

1

0,2

0,8

8

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра

37

Музыкальное искусство России
в первой половине XIX века

1

0,2

0,8

38

Архитектура, живопись,
литература в первой половине
XIX века.

1

0,2

0,8

39

Творчество А. А. Алябьева

1

0,2

0,8

40

Творчество А. А. Алябьева песни, романсы

1

0,2

0,8

41

Творчество А. Е. Варламова

1

0,2

0,8

42

Творчество А. Е. Варламова песни, романсы

1

0,2

0,8

43

Творчество А. Л. Гурилева

1

0,2

0,8

44

Творчество А. Л. Гурилева –
песни, романсы

1

0,2

0,8

45

М. И. Глинка. Творческий
облик композитора

1

0,2

0,8

46

Творческий облик М. И.
Глинки

1

0,2

0,8

47

Оперное творчество М.И.
Глинки

1

0,2

0,8

48

Опера «Иван Сусанин»

1

0,2

0,8

49

Опера «Иван Сусанин» - 1
действие

1

0,2

0,8

50

Опера «Иван Сусанин» - 2
действие

1

0,2

0,8

9

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая

51

Опера «Иван Сусанин» - 3
действие

1

0,2

0,8

52

Опера «Иван Сусанин» - 4
действие

1

0,2

0,8

53

Симфоническое творчество
М.И. Глинки

1

0,2

0,8

54

Произведение для оркестра.
«Камаринская»

1

0,2

0,8

55

Произведение для оркестра.
«Вальс-фантазия»

1

0,2

0,8

56

Произведение для оркестра.
«Арагонская хота»

1

0,2

0,8

57

Вокальное творчество М.И.
Глинки

1

0,2

0,8

58

Романсы М.И. Глинки

1

0,2

0,8

59

А.С. Даргомыжский.
Творческий облик
композитора.

1

0,2

0,8

60

Творческий облик – как
композитор

1

0,2

0,8

61

Творческий облик – как
реалист

1

0,2

0,8

62

Оперное творчество
Даргомыжского

1

0,2

0,8

63

Опера «Русалка». Образы,
сюжет.

1

0,2

0,8

64

Опера «Русалка» - образ

1

0,2

0,8

10

работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая

Наташи. Образ князя

65

66

Опера «Русалка» - образ отцамельника
Опера «Русалка» - образ
русалочки, княгини
ИТОГО

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина.
Итоговый тест

66

Содержание
Тема №1. Романтизм в музыке
Теория. Общая характеристика музыкальной культуры Романтизма. Жанры
музыки эпохи Романтизма. Композиторы эпохи Романтизма.
Практика. Слушание: произведения эпохи Романтизма.
Тема №2. Романтизм в музыке, черты
Теория. Выделение особенностей и закономерностей развития музыкального
искусства в эпоху Романтизма.
Практика. Просмотр видео о музыкальном искусстве в эпоху Романтизма.
Тема №3. Ф. Шуберт. Творческий облик
Теория. Жизненный и творческий путь Ф. Шуберта
Практика. Просмотр портрета Ф. Шуберта, видео о нем.
Тема №4. Творческий облик Шуберта – ранний период
Теория. Характеристика жизни и творчества Ф. Шуберта в ранний период.
Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: произведения, созданные в этот период.
Тема №5. Творческий облик Шуберта – зрелый период
Теория. Характеристика жизни и творчества Ф. Шуберта в зрелый период.
Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: произведения, созданные в этот период.
Тема №6. Вокальные циклы: «Зимний путь»
Теория. Анализ произведений цикла.
Практика. Слушание: вокальный цикл «Зимний путь».
Тема №7. Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха»
Теория. Анализ произведений цикла.
Практика. Слушание: вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

11

Тема №8. Симфония №8 h-moll «Неоконченная»
Теория. Разбор симфонии №8 h-moll «Неоконченной».
Практика. Слушание: Ф. Шуберт - Симфония №8 h-moll «Неоконченная»,
анализ.
Тема №9. Ф. Шопен. Творческий облик композитора
Теория. Жизненный и творческий путь Ф. Шопена.
Практика. Просмотр портрета Ф. Шопена, видео о нем.
Тема №10. Творческий облик Шопена – как композитора
Теория. Характеристика композиторского творчества Ф. Шопена.
Практика. Слушание: произведения Ф. Шопена.
Тема №11. Творческий облик Шопена – как пианиста
Теория. Характеристика исполнительского стиля Ф. Шопена.
Практика. Слушание: произведения Ф. Шопена.
Тема №12. Фортепианные сочинения Ф. Шопена - жанры
Теория. Основные жанры фортепианных произведений Ф. Шопена.
Практика. Слушание: фортепианные произведения Ф. Шопена.
Тема №13. Фортепианные сочинения Ф. Шопена - черты.
Теория. Характеристика фортепианных сочинений Ф. Шопена
Практика. Слушание: фортепианные произведения Ф. Шопена.
Тема №14. Фортепианные сочинения Ф. Шопена - анализ
Теория. Анализ фортепианных сочинений Ф. Шопена.
Практика. Слушание: фортепианные произведения Ф. Шопена.
Тема №15. Творческий облик Р. Шумана. «Карнавал»
Теория. Характеристика жизни и творчества Р. Шумана. Основные жанры и
произведения. Анализ цикла «Карнавал».
Практика. Просмотр портрета Р. Шуберта, видео о нем. Слушание:
произведения Р. Шумана.
Тема №16. Творческий облик Р. Шумана. «Карнавал» – сюита
Теория. Анализ произведений сюиты «Карнавал».
Практика. Слушание: Р. Шуман - сюита «Карнавал».
Тема №17. Творческий облик Ф. Листа
Теория. Характеристика жизни и творчества Ф. Листа. Основные жанры и
произведения.
Практика. Просмотр портрета Ф. Листа, видео о нем. Слушание:
произведения Ф. Листа.
12

Тема №18. Венгерская рапсодия № 2
Теория. Анализ Венгерской рапсодии №2 Ф. Листа.
Практика. Слушание: Ф. Лист – Венгерская рапсодия №2.
Тема №19. Опера второй половины XIX века
Теория. Характеристика оперы второй половины XIX века.
Практика. Слушание: фрагменты опер второй половины XIX века.
Тема №20. Опера второй половины XIX века - черты
Теория. Основные черты оперы второй половины XIX века.
Практика. Слушание: фрагменты опер второй половины XIX века.
Тема №21. Опера второй половины XIX века – отличительные признаки
Теория. Отличительные признаки оперы второй половины XIX века.
Практика. Слушание: фрагменты опер второй половины XIX века.
Тема №22. Опера второй половины XIX века – Дж. Россини
Теория. Характеристика оперы второй половины XIX века на примере опер
Дж. Россини.
Практика. Слушание: фрагменты опер Дж. Россини.
Тема №23. Опера второй половины XIX века – Дж. Верди
Теория. Характеристика оперы второй половины XIX века на примере опер
Дж. Верди.
Практика. Слушание: фрагменты опер Дж. Верди.
Тема №24. Опера второй половины XIX века – оперы Верди
Теория. Анализ опер Дж. Верди.
Практика. Слушание: фрагменты опер Дж. Верди.
Тема №25. Опера второй половины XIX века – Ж. Бизе
Теория. Характеристика оперы второй половины XIX века на примере опер
Ж. Бизе.
Практика. Слушание: фрагменты опер Ж. Бизе.
Тема №26. Опера второй половины XIX века – оперы Ж. Бизе
Теория. Анализ опер Ж. Бизе.
Практика. Слушание: фрагменты опер Ж. Бизе.
Тема №27. Русское народное творчество - черты
Теория. Характеристика русской народной музыки.
Практика. Слушание: русская народная музыка.
Тема №28. Русское народное творчество - жанры
Теория. Характеристика жанров русской народной музыки.
13

Практика. Слушание: русская народная музыка.
Тема №29. Русское народное творчество – частушки, колыбельные
Теория. Характеристика русской народной музыки на примере частушек и
колыбельных песен.
Практика. Слушание: русская народная музыка.
Тема №30. Русское народное творчество – плясовые
Теория. Характеристика русской народной музыки на примере плясовых
песен и наигрышей.
Практика. Слушание: русская народная музыка.
Тема №31. Русское народное творчество – хороводные
Теория. Характеристика русской народной музыки на примере хороводных
песен.
Практика. Слушание: русская народная музыка.
Тема №32. Русское народное творчество – исторические
Теория. Характеристика русской народной музыки на примере исторических
песен.
Практика. Слушание: русская народная музыка.
Тема №33. Русское народное творчество – лирические
Теория. Характеристика русской народной музыки на примере лирических
песен.
Практика. Слушание: русская народная музыка.
Тема №34. Русское народное творчество – былины
Теория. Характеристика русской народной музыки на примере былинных
песен.
Практика. Слушание: русская народная музыка.
Тема №35. Музыкальное искусство России в первой половине XIX века
Теория. Характеристика музыкального искусства России в первой половине
XIX века.
Практика. Слушание: фрагменты русской музыки первой половины XIX
века.
Тема №36. Архитектура, живопись, литература в первой половине XIX
века.
Теория. Характеристика русского искусства первой половины XIX века.
Практика. Слушание: фрагменты русской музыки первой половины XIX
века.
Тема №37. Творчество А. А. Алябьева
14

Теория. Характеристика жизни и творчества А. Алябьева. Основные жанры и
произведения.
Практика. Просмотр портрета А. Алябьева. Слушание: фрагменты
произведений композитора.
Тема №38. Творчество А. А. Алябьева - песни, романсы
Теория. Анализ вокального творчества А. Алябьева.
Практика. Слушание: романсы и песни композитора.
Тема №39. Творчество А. Е. Варламова
Теория. Характеристика жизни и творчества А. Варламова. Основные жанры
и произведения.
Практика. Просмотр портрета А. Варламова. Слушание: фрагменты
произведений композитора.
Тема №40. Творчество А. Е. Варламова - песни, романсы
Теория. Анализ вокального творчества А. Варламова
Практика. Слушание: романсы и песни композитора.
Тема №41. Творчество А. Л. Гурилева
Теория. Характеристика жизни и творчества А. Гурилева. Основные жанры и
произведения.
Практика. Просмотр портрета А. Гурилева. Слушание: фрагменты
произведений композитора.
Тема №42. Творчество А. Л. Гурилева – песни, романсы
Теория. Анализ вокального творчества А. Гурилева.
Практика. Слушание: романсы и песни композитора.
Тема №43. М. И. Глинка. Творческий облик композитора
Теория. Жизненный и творческий путь М. И. Глинки
Практика. Просмотр портрета М. И. Глинки, видео о нем.
Тема №44. Творческий облик М. И. Глинки
Теория. Характеристика творчества М. И. Глинки.
Практика. Слушание: фрагменты произведений М. И. Глинки.
Тема №45. Оперное творчество М.И. Глинки
Теория. Характеристика оперного творчества М. И. Глинки.
Практика. Слушание: фрагменты опер М.И. Глинки.
Тема №46. Опера «Иван Сусанин»
Теория. Характеристика оперного творчества М. И. Глинки на примере
оперы «Иван Сусанин». История создания. Разбор сюжета.
15

Практика. Слушание: фрагменты опер М.И. Глинки.
Тема №47. Опера «Иван Сусанин» - 1 действие
Теория. Разбор 1 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 1 действия.
Тема №48. Опера «Иван Сусанин» - 2 действие
Теория. Разбор 2 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 2 действия.
Тема №49. Опера «Иван Сусанин» - 3 действие
Теория. Разбор 3 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 3 действия
Тема №50. Опера «Иван Сусанин» - 4 действие
Теория. Разбор 4 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 4 действия
Тема №51. Симфоническое творчество М.И. Глинки
Теория. Характеристика симфонического творчества М. И. Глинки.
Практика.
Слушание:
фрагменты
симфонических
произведений
М.И. Глинки.
Тема №52. Произведение для оркестра. «Камаринская»
Теория. Анализ «Камаринской» М.И. Глинки.
Практика. Слушание: М.И. Глинка - «Камаринская».
Тема №53. Произведение для оркестра. «Вальс-фантазия»
Теория. Анализ «Вальса-фантазии» М.И. Глинки.
Практика. Слушание: М.И. Глинка - «Вальс-фантазия».
Тема №54. Произведение для оркестра. «Арагонская хота»
Теория. Анализ «Арагонской хоты» М.И. Глинки.
Практика. Слушание: М.И. Глинка - «Арагонская хота».
Тема №55. Вокальное творчество М.И. Глинки
Теория. Анализ вокального творчества М. И. Глинки.
Практика. Слушание: романсы М.И. Глинки.
Тема №56. Романсы М.И. Глинки
Теория. Анализ романсов М. И. Глинки.
Практика. Слушание: романсы М.И. Глинки.
Тема №57. А.С. Даргомыжский. Творческий облик композитора.
Теория. Жизненный и творческий путь А.С. Даргомыжского.
16

Практика. Просмотр портрета А.С. Даргомыжского, видео о нем
Тема №58. Творческий облик – как композитор
Теория. Характеристика творчества А.С. Даргомыжского. Жанры и
произведения.
Практика Слушание: фрагменты произведений А.С. Даргомыжского.
Тема №59. Творческий облик – как реалист
Теория. Реализм в творчестве А.С. Даргомыжского
Практика. Слушание: фрагменты произведений А.С. Даргомыжского.
Тема №60. Оперное творчество А.С. Даргомыжского
Теория. Характеристика оперного творчества А.С. Даргомыжского.
Практика. Слушание: фрагменты опер А.С. Даргомыжского.
Тема №61. Опера «Русалка». Образы, сюжет
Теория. Характеристика оперного творчества А.С. Даргомыжского на
примере оперы «Русалка». История создания. Разбор сюжета.
Практика. Слушание: фрагменты оперы «Русалка». Просмотр
видеофрагментов оперы «Русалка».
Тема №62. Опера «Русалка» - образ Наташи. Образ князя
Теория. Образ Русалки и князя: характер, тембр,
характеристика, сольные номера.
Практика. Слушание: фрагменты оперы «Русалка».

музыкальная

Тема №63. Опера «Русалка» - образ отца-мельника
Теория. Образ мельника: характер, тембр, музыкальная характеристика,
сольные номера.
Практика. Слушание: фрагменты оперы «Русалка».
Тема №64. Опера «Русалка» - образ русалочки, княгини
Теория. Образы княгини и русалочки: характер, тембр, музыкальная
характеристика, сольные номера.
Практика. Слушание: фрагменты оперы «Русалка».
Тема №65. Вокальное творчество А.С. Даргомыжского
Теория. Характеристика вокального творчества А.С. Даргомыжского.
Романсы и песни композитора.
Практика. Слушание: романсы и песни А.С. Даргомыжского.
Тема №66. Романсы А.С. Даргомыжского
Теория. Характеристика вокального творчества А.С. Даргомыжского.
Романсы и песни.
17

Практика. Слушание: романсы и песни А.С. Даргомыжского.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- сформированы представления о художественных стилях, эпохах и
направлениях в музыке;
- знать особенности русского народного творчества;
- знают особенности биографии и творчества зарубежных композиторов
(Шуберт, Шопен, Лист, Россини, Верди, Бизе, Алябьев, Варламов, Гурилев,
Глинка, Даргомыжский);
- учащиеся ознакомились с элементами музыкальной культурой разных
стран.
- сформированы страноведческие и культурологические представления у
учащихся.
Метапредметные результаты:
- развита музыкальная память;
- развита эмоциональная отзывчивость на музыку;
- развиты коммуникативные качества личности в процессе познания
произведения искусства;
- развито воображение и образное мышление в процессе творческого
претворения знаний из области музыкальной культуры.
Личностные результаты:
- сформирована у учащихся культура слушания музыки;
- воспитан интерес, любовь и уважение к отечественной культуре, к
музыкальным и народным традициям;
- воспитан познавательный интерес и осознанная мотивация к продолжению
самостоятельного изучения национальных музыкальных и художественных
традиций.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- фортепиано, метроном,
- проектор, компьютер;
- нотный материал;
- видеозаписи концертов, спектаклей и фильмов.
2.2.

Формы аттестации/контроля
18

Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- беседа, опрос, тестирование;
- педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа;
- викторины;
- текущая практическая работа, наблюдение
- тест-игра.
1.3.

Оценочные материалы

Реализация программы предполагает отметочную форму контроля в
процессе занятий. Используется пятибальная система оценивания.
Оценка «5» - «Отлично» выставляется за безупречное выполнение всех
заданий по всем формам работы на уроке музыкальная литература.
Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в
практике.
Оценка «4» - «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется достаточное понимание характера и содержания
музыкального произведения, теоретического материала, но допущены
некоторые неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении
других форм работы.
Оценка «3» - «Удовлетворительно» выставляется, если учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное понимание
учебного материала; показывает недостаточное владение знаниями,
требуемыми по программе.
Оценка «2» - «Неудовлетворительно» выставляется за грубые ошибки
при выполнении заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных
программой; отсутствие знаний терминологии.
Оценка «1» - выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется полное незнание и непонимание всего пройденного
материала.
Мониторинг оценки качества результата образования по программе
«Музыкальная литература» осуществляется по критериям: степень
активности,
степень
самостоятельности,
качество
мыслительной
деятельности: показатели: 0 – отсутствие качества, 1 – низкий уровень
проявления качества, 2 – средний уровень проявления качества, 3 – высокий
уровень проявления качества, 4 – творческий уровень проявления качества,
систематичность. (См. приложение 1).
1.4.

Методические материалы

Методика преподавания музыкальной литературы предполагает
пошаговое освоение элементов музыкального языка, форм и жанров музыки,
а также творчества русских и зарубежных композиторов путем
19

прослушивания музыкальных материалов, анализа нот и исполнения
музыкальных фрагментов.
Формы организации:
Основная форма организации занятия – групповая.
Виды занятий:
В зависимости от материала содержанием программы предусмотрены
лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, выполнение
самостоятельной работы, концерты.
1.5.

Список литературы

Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. –
М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
2.
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Л., 1991.
3.
Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. М, 2004.
4.
Всеобщая история музыки /авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков.
М.: Эксмо, 2009.
5.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
6.
Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001.Заднепровская
Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для музыкальнопедагогических училищ и колледжей. М.: Владос, 2003.
7.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных
технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.
– М.: Глобус, 2008.
8.
Золотницкий Д. История музыки. С-П., 2001.
9.
Калинина Г. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты.
Выпуск I. М; 2001г.
10. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие.
Росмэн, 2001.
11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2007.
12. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. –
М.: Владос., 2003.
13. Русское народное музыкальное творчество / Сост. З. Яковлева. – М.,
2004.
14. Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г.Ушпикова. – СПб, 2008.
15. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие / под ред. А.Б.
Никитиной. – М.: Владос, 2001.
16. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М., 2007.
17. Энциклопедический музыкальный словарь. Составитель Барановская.
Ростов-на-Дону, 1998.

20

Список литературы, рекомендованной для детей.
1.
Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Второй
год обучения предмету / В.Н. Брянцева. - М.: Музыка, 2014. - 208 c.
2.
Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Второй
год обучения предмету / В.Н. Брянцева. - М.: Музыка, 2016. - 208 c.
3.
Великович, Э. И. Великие музыкальные имена. Учебное пособие /
Э.И. Великович. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 208 c.
4.
Галацкая, В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 3 /
В.С. Галацкая. - М.: Музыка, 2013. - 590 c.
5.
Галацкая, В.С. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 3 /
В.С. Галацкая. - М.: Музыка, 2016. - 590 c.
6.
Гивенталь, И. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 6 / И.
Гивенталь, Л. Щукина, Б. Ионин. - М.: Музыка, 2014. - 478 c.
7.
Жданова, Г. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2 / Г.
Жданова, И. Молчанова, И. Охалова. - М.: Музыка, 2013. - 414 c.
8.
Жданова, Г. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 2 / Г.
Жданова, И. Молчанова, И. Охалова. - М.: Музыка, 2016. - 414 c.
9.
Костюкова, О.Д. Музыкальная литература в таблицах, схемах и
тестах: полный курс обучения / О.Д. Костюкова, Д.А. Сорокотягин. - Рн/Д:
Феникс, 2019. - 200 c.
10. Охалова, И.В. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 5 /
И.В. Охалова. - М.: Музыка, 2013. - 640 c.
11. Царева, Е. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 1 / Е.
Царева. - М.: Музыка, 2016. - 528 c.
12. Царева, Е. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 4 / Е.
Царева. - М.: Музыка, 2013. - 704 c.
13. Шорникова,
М.
Музыкальная
литература:
развитие
западноевропейской музыки: 2 год обучения: Учебное пособие / М.
Шорникова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 336 c.
14. Шорникова, М.И. Музыкальная литература. Русская музыкальная
классика. 3 год обучения: рабочая тетрадь / М.И. Шорникова. - Рн/Д:
Феникс, 2016. - 336 c.
15. Шорникова, М.И. Музыкальная литература: 2 год: рабочая тетрадь /
М.И. Шорникова. - РнД: Феникс, 2018. - 123 c.
16. Шорникова, М.И. Музыкальная литература: Русская музыкальная
классика: 3 год обучения: Учебное пособие / М.И. Шорникова. - Рн/Д:
Феникс, 2018. - 336 c.
Ресурсы удаленного доступа
1.
https://www.belcanto.ru/
- интернет-портал, посвящённый классической музыке, опере и балету.
2.
https://classic-online.ru/
21

- интернет-портал с аудиозаписями и нотами произведений.
3.
http://notes.tarakanov.net/
- нотно-музыкальное собрание.

Приложение № 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
Матрица оценки качества результата образования по программе
«Музыкальная литература».
Качественные
индикаторы
(параметры и критерии
оценки)
1. Степень активности
2. Степень
самостоятельности
3. Качество
мыслительной
деятельности
Средний балл:
0 – отсутствие качества
1 – низкий уровень проявления
качества
2 – средний уровень проявления
качества
3 – высокий уровень проявления
качества
4 – творческий уровень проявления
качества, систематичность

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».