Музыкальная литература 4 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от 28 августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:25:06
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Музыкальная литература»
4 год обучения

Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Александрова Ульяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

5

УСЛОВИЯ

6
18
18

2.1. Условия реализации программы

18

2.2. Формы аттестации/контроля

18

2.3. Оценочные материалы

19

2.4. Методические материалы

19

2.5. Список литературы

19

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «МУЗЫКАЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА» 4 год обучения ориентирована на развитие творческих и
познавательных способностей обучающихся, нравственное развитие и
формирование их общей культуры.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Музыкальная
литература» направлена на формирование и развитие творческих
способностей учащихся, в том числе на выявление, развитие и поддержку
талантливых учащихся, их духовно-нравственное воспитание, а также на
удовлетворение их потребностей в художественно-эстетическом развитии.
3

Актуальность программы обусловлена потребностями общества в
воспитании гражданина России, который знает и уважает культуры своей
страны, а также культуру других стран. Занятия по музыкальной литературе
способствуют самостоятельному активному освоению мира, приобщению
обучающихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, воспитанию
толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизации
творческих и познавательных способностей обучающихся.
Музыкальная литература занимает важное место в системе
музыкального образования обучающихся. Этот предмет, наряду с
сольфеджио, является основным в подготовке юного музыканта. На
занятиях по музыкальной литературе происходит формирование
музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа
музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях
музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных
средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение
мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей
изобразительного искусства и литературы.
Отличительной
особенностью
программы
«Музыкальная
литература» является возможность её использовать в системе
дополнительного образования и внеурочной деятельности. Опираясь на опыт
ранее созданных методических работ, автор применяет собственную
методику преподавания предмета с учетом подобранных для каждого
возраста творческих заданий.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее
в сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. При составлении программы автор соединял традиции
преподавания музыкальной литературы и опыт практической работы
педагогов музыкального отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым
изучением отдельных предметов, учитывая возможности системы
художественно-эстетического образования школы.
Программа опирается на авторские методики преподавания
музыкальной литературы: Лагутин А.И., Шорникова М.Н., Алексеева А.А.
и др.
Предмет
«Музыкальная
литература»
теснейшим
образом
взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами
предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря
полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся
овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального
языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального
произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном
искусстве, что позволяет использовать полученные знания в
исполнительской деятельности.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. Обучающиеся осваивают элементы музыки в групповой
форме. Практический компонент на занятиях реализуется посредством
4

словесных методов (беседы, рассказа, объяснения), наглядно-слухового
показа, метода творческих заданий, метода сочинения сочиненного, метода
выявления сходства и различий.
Виды деятельности: восприятие музыки, пение музыкальных тем,
обсуждение вопросов музыкального искусства.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 14 до 15 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 66 часов в год.
Срок освоения программы: 1 год обучения, 33 недели.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Количество детей в группе: от 20 до 32 человек.
Уровень освоения программы: «базовый» - реализует универсальную
форму организации материала, допускающую освоение специализированных
знаний и гарантируя трансляцию целостной картины в рамках данной
программы.
Форма обучения: групповое занятие.
Виды занятий: слушание и анализ музыки, вокально-хоровая
деятельность, инструментальное исполнительство, музыкальная грамота,
мероприятия воспитательно-познавательного характера (участие в
мероприятиях школы).
Формы подведения итогов реализации программы: беседы, итоговый
тест.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – развитие познавательно-творческих и музыкальных
способностей учащихся в процессе формирования системных знаний о
традициях музыкальной и художественной культуры разных стран мира, их
культурно-эстетического воспитания.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать у учащихся представления о художественных стилях, эпохах
и направлениях в музыке;
- знать особенности русского музыкального искусства;
- знать особенности биографии и творчества отечественных композиторов
(Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский);
- познакомить учащихся с музыкальной культурой разных стран.
- сформировать страноведческие и культурологические представления у
учащихся.
Развивающие:
5

- развить музыкальную память;
- развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развить коммуникативных качеств личности в процессе познания
произведения искусства;
- развить воображение и образное мышление в процессе творческого
претворения знаний из области музыкальной культуры.
Воспитательные:
- сформировать у учащихся культуру слушания музыки;
- воспитать интерес, любовь и уважение к отечественной культуре, к
музыкальным и народным традициям;
- воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к
продолжению самостоятельного изучения национальных музыкальных и
художественных традиций.
1.3. Содержание программы
Учебный план 4 года обучения
№
за
ня
тия

Количество часов
Наименование темы

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Русское музыкальное
искусство второй половины
XIX века

1

0,2

0,8

Текущая
практическая
работа,
наблюдение

2

Русское музыкальное
искусство второй половины
XIX века - Балакирев

1

0,2

0,8

Тест-игра

3

А. П. Бородин. Творческий
облик композитора.

1

0,2

0,8

4

Творческий облик Бородина –
ранний период

1

0,2

0,8

5

Творческий облик Бородина –
зрелый период

1

0,2

0,8

6

Творческий облик Бородина –
поздний период

1

0,2

0,8

7

Опера "Князь Игорь".

1

0,2

0,8

8

Опера "Князь Игорь" - пролог

1

0,2

0,8

6

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая

9

Опера "Князь Игорь" – 1 д.

1

0,2

0,8

10

Опера "Князь Игорь" – 2 д .

1

0,2

0,8

11

Опера "Князь Игорь" – 3 д.

1

0,2

0,8

12

Опера "Князь Игорь" – 4 д.

1

0,2

0,8

13

Симфония №2 "Богатырская" 1 ч.

1

0,2

0,8

14

Симфония №2 "Богатырская" 2 ч.

1

0,2

0,8

15

Симфония №2 "Богатырская" 3 ч.

1

0,2

0,8

16

Симфония №2 "Богатырская" 4 ч.

1

0,2

0,8

17

М.П. Мусоргский. Творческий
облик композитора.

1

0,2

0,8

18

Творческий облик – ранний
период

1

0,2

0,8

19

Творческий облик – зрелый
период

1

0,2

0,8

20

Творческий облик – поздний
период

1

0,2

0,8

21

Опера "Борис Годунов".

1

0,2

0,8

7

практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,

22

Опера "Борис Годунов" пролог

1

0,2

0,8

23

Опера "Борис Годунов"- 1 д.

1

0,2

0,8

24

Опера "Борис Годунов"- 2 д.

1

0,2

0,8

25

Опера "Борис Годунов"- 3 д.

1

0,2

0,8

26

Опера "Борис Годунов"- 4 д.

1

0,2

0,8

27

"Картинки с выставки" прогулка

1

0,2

0,8

28

"Картинки с выставки" - № 1 4

1

0,2

0,8

29

"Картинки с выставки" - №2-5

1

0,2

0,8

30

"Картинки с выставки" - №6-10

1

0,2

0,8

31

Н.А. Римский-Корсаков.
Творческий облик
композитора.

1

0,2

0,8

32

Творческий облик Римского –
Корсакова - сказочник

1

0,2

0,8

33

Творческий облик Римского –
Корсакова – морская тематика

1

0,2

0,8

34

Творческий облик Римского –
Корсакова – инструментовка

1

0,2

0,8

35

Оперное творчество

1

0,2

0,8

8

наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая

36

Опера "Снегурочка" – история
создания

1

0,2

0,8

37

Опера "Снегурочка" –
характерные черты

1

0,2

0,8

38

Опера "Снегурочка" – образ
Снегурочки

1

0,2

0,8

39

Опера "Снегурочка" – образ
Леля

1

0,2

0,8

40

Опера "Снегурочка" – образ
Купавы

1

0,2

0,8

41

Опера "Снегурочка" – образ
Берендея

1

0,2

0,8

42

Опера "Снегурочка" – образ
Мизиря

1

0,2

0,8

43

Опера "Снегурочка» - образ
Весны-красны и Мороза

1

0,2

0,8

44

Опера "Снегурочка" – сцена
таяния

1

0,2

0,8

45

Симфоническое творчество
Римского-Корсакова

1

0,2

0,8

46

Симфоническая сюита
"Шехеразада".

1

0,2

0,8

47

"Шехеразада"- 1 ч.

1

0,2

0,8

48

"Шехеразада"- 2 ч.

1

0,2

0,8

9

работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая

49

"Шехеразада"- 3 ч.

1

0,2

0,8

50

"Шехеразада"- 4 ч.

1

0,2

0,8

51

П.И. Чайковский. Творческий
облик композитора.

1

0,2

0,8

52

Творческий облик Чайковского

1

0,2

0,8

53

Симфоническое творчество
Чайковского

1

0,2

0,8

54

Симфония №1 – 1 часть

1

0,2

0,8

55

Симфония №1- 2 часть

1

0,2

0,8

56

Симфония №1 – 3 часть

1

0,2

0,8

57

Симфония №1 – 4 часть

1

0,2

0,8

58

Симфония № 4, и № 6

1

0,2

0,8

59

Оперное творчество
Чайковского

1

0,2

0,8

60

Опера "Евгений Онегин"

1

0,2

0,8

61

Опера "Евгений Онегин" – 1 д.,
2д.

1

0,2

0,8

62

Опера "Евгений Онегин" – 3 д.,

1

0,2

0,8

10

работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая

4д.

63

Балеты Чайковского

1

0,2

0,8

64

Балет «Щелкунчик»

1

0,2

0,8

65

Балет «Спящая красавица»

1

0,2

0,8

66

Романсы.

1

0,2

0,8

ИТОГО

66

практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина.
Итоговый тест

Содержание
Тема №1. Русское музыкальное искусство второй половины XIX века.
Теория. Общая характеристика музыкального искусство второй половины
XIX века в России. Жанры музыки.
Практика. Слушание: фрагменты произведений XIX века.
Тема №2. Русское музыкальное искусство второй половины XIX века Балакирев.
Теория. Знакомство с творческим вкладом М. Балакирева в музыкальное
искусство.
Практика. Слушание: фрагменты произведений М. Балакирева.
Тема №3. А. П. Бородин. Творческий облик композитора.
Теория. Жизненный и творческий путь А. Бородина.
Практика. Просмотр портрета А. Бородина, видео о нем.
Тема №4. Творческий облик Бородина – ранний период.
Теория. Характеристика жизни и творчества А. Бородина в ранний период.
Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: фрагменты произведений, созданных в этот период.
Тема №5. Творческий облик Бородина – зрелый период.
Теория. Характеристика жизни и творчества А. Бородина в зрелый период.
Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: фрагменты произведений, созданных в этот период.
Тема №6. Творческий облик Бородина – поздний период
11

Теория. Характеристика жизни и творчества А. Бородина в зрелый период.
Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: фрагменты произведений, созданных в этот период.
Тема №7. Опера "Князь Игорь".
Теория. Характеристика оперного творчества А. Бородина на примере оперы
"Князь Игорь". История создания. Разбор сюжета.
Практика. Просмотр видеофрагментов оперы.
Тема №8. Опера "Князь Игорь" – пролог.
Теория. Разбор пролога оперы.
Практика. Слушание: фрагменты пролога.
Тема №9. Опера "Князь Игорь" – 1 д.
Теория. Разбор 1 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 1 действия.
Тема №10. Опера "Князь Игорь" – 2 д.
Теория. Разбор 2 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 2 действия.
Тема №11.Опера "Князь Игорь" – 3 д.
Теория. Разбор 3 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 3 действия.
Тема №12.. Опера "Князь Игорь" – 4 д.
Теория. Разбор 4 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 4 действия.
Тема №13. Симфония №2 "Богатырская" - 1 ч.
Теория. Разбор 1 части симфонии: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: фрагменты 1 части симфонии.
Тема №14. Симфония №2 "Богатырская" - 2 ч.
Теория. Разбор 2 части симфонии: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: фрагменты 2 части симфонии.
Тема №15. Симфония №2 "Богатырская" - 3 ч.
Теория. Разбор 3 части симфонии: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: фрагменты 3 части симфонии.
Тема №16. Симфония №2 "Богатырская" - 4 ч.
12

Теория. Разбор 4 части симфонии: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: фрагменты 4 части симфонии.
Тема №17. М.П. Мусоргский. Творческий облик композитора.
Теория. Жизненный и творческий путь М. Мусоргского.
Практика. Просмотр портрета М. Мусоргского, видео о нем.
Тема №18. Творческий облик – ранний период.
Теория. Характеристика жизни и творчества М. Мусоргского в ранний
период. Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: фрагменты произведений, созданных в этот период.
Тема №19. Творческий облик – зрелый период.
Теория. Характеристика жизни и творчества М. Мусоргского в зрелый
период. Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: фрагменты произведений, созданных в этот период.
Тема №20. Творческий облик – поздний период.
Теория. Характеристика жизни и творчества М. Мусоргского в поздний
период. Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: фрагменты произведений, созданных в этот период.
Тема №21. Опера "Борис Годунов".
Теория. Характеристика оперного творчества М. Мусоргского на примере
оперы "Борис Годунов". История создания. Разбор сюжета.
Практика. Просмотр видеофрагментов оперы.
Тема №22. Опера "Борис Годунов" – пролог.
Теория. Разбор пролога оперы.
Практика. Слушание: фрагменты пролога.
Тема №23. Опера "Борис Годунов" – 1 д.
Теория. Разбор 1 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 1 действия.
Тема №24. Опера "Борис Годунов" – 2 д.
Теория. Разбор 2 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 2 действия.
Тема №25. Опера "Борис Годунов" – 3 д.
Теория. Разбор 3 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 3 действия.
Тема №26. Опера "Борис Годунов" – 4 д.
13

Теория. Разбор 4 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 4 действия.
Тема №27. "Картинки с выставки".
Теория. Знакомство с сюитой М. Мусоргского.
Практика. Просмотр видео с песочной анимацией «Картинки с выставки».
Тема №28. "Картинки с выставки" - Прогулка
Теория. Характеристика темы прогулки в сюите «Картинки с выставки».
Практика. Слушание: тема прогулки.
Тема №29."Картинки с выставки" - № 2-5.
Теория. Характеристика номеров 2-5 «Картинок с выставки».
Практика. Слушание: номера 2-5.
Тема №30. "Картинки с выставки" - №6-10.
Теория. Характеристика номеров 6-10 «Картинок с выставки».
Практика. Слушание: номера 6-10.
.
Тема №31. Н.А. Римский-Корсаков. Творческий облик композитора.
Теория. Жизненный и творческий путь Н. Римского-Корсакова.
Практика. Просмотр портрета Н. Римского-Корсакова, видео о нем.
Тема №32. Творческий облик Римского – Корсакова – сказочник.
Теория. Характеристика творчества Н. Римского-Корсакова. Сказочные
образы в творчестве.
Практика. Слушание: фрагменты произведений.
Тема №33. Творческий облик Римского – Корсакова – морская тематика.
Теория. Характеристика жизни и творчества М. Мусоргского в зрелый
период. Основные жанры и произведения.
Практика. Слушание: фрагменты произведений.
Тема№.34. Творческий облик Римского – Корсакова – инструментовка.
Теория. Характеристика творчества Н. Римского-Корсакова. Мастерство
инструментовки.
Практика. Слушание: фрагменты произведений.
Тема №35. Оперное творчество.
Теория. Характеристика оперного творчества Н. Римского-Корсакова.
Практика. Просмотр видеофрагментов опер.
Тема №36. Опера "Снегурочка" – история создания.
Теория. Характеристика оперного творчества Н. Римского-Корсакова на
примере оперы "Снегурочка". История создания.
14

Практика. Просмотр видеофрагментов опер.
Тема №37. Опера "Снегурочка" – характерные черты.
Теория. Характеристика оперного творчества Н. Римского-Корсакова на
примере оперы "Снегурочка". Характерные черты.
Практика. Просмотр видеофрагментов опер.
Тема №38. Опера "Снегурочка" – образ Снегурочки.
Теория. Образ Снегурочки: характер, тембр, музыкальная характеристика,
сольные номера.
Практика. Просмотр видеофрагментов опер.
Тема №39. Опера "Снегурочка" – образ Леля.
Теория. Образ Леля: характер, тембр, музыкальная характеристика, сольные
номера.
Практика. Просмотр видеофрагментов опер.
Тема №40.. Опера "Снегурочка" – образ Купавы.
Теория. Образ Купавы: характер, тембр, музыкальная характеристика,
сольные номера.
Практика. Просмотр видеофрагментов опер.
Тема №41. Опера "Снегурочка" – образ Берендея.
Теория. Образ Берендея: характер, тембр, музыкальная характеристика,
сольные номера.
Практика. Просмотр видеофрагментов опер.
Тема №42. Опера "Снегурочка" – образ Мизгиря.
Теория. Образ Мизгиря: характер, тембр, музыкальная характеристика,
сольные номера.
Практика. Просмотр видеофрагментов опер.
Тема №43. Опера "Снегурочка" – образ Весны-красны и Мороза
Теория. Образ Весны-красны и Мороза: характеры, тембры, музыкальные
характеристики, сольные номера.
Практика. Просмотр видеофрагментов опер.
Тема №44. Опера "Снегурочка" – сцена таяния.
Теория. Анализ сцены таяния Снегурочки.
Практика. Слушание: сцена таяния.
Тема №45. Симфоническое творчество Римского-Корсакова.
Теория. Характеристика симфонического творчества Н. Римского-Корсакова.
Практика. Слушание: фрагменты симфонических произведений Н.
Римского-Корсакова.
15

Тема №46. Симфоническая сюита "Шехеразада".
Теория. Характеристика симфонического творчества Н. Римского-Корсакова
на примере симфонической сюиты «Шехеразада». История создания.
Практика. Просмотр видеофрагментов сюиты.
Тема №47. "Шехеразада"- 1 ч.
Теория. Разбор 1 части «Шехеразады».
Практика. Слушание: 1 часть «Шехеразады».
Тема №48. "Шехеразада"- 2 ч.
Теория. Разбор 2 части «Шехеразады».
Практика. Слушание: 2 часть «Шехеразады».
Тема №49."Шехеразада"- 3 ч.
Теория. Разбор 3 части «Шехеразады».
Практика. Слушание: 3 часть «Шехеразады».
Тема №50."Шехеразада"- 4 ч.
Теория. Разбор 4 части «Шехеразады».
Практика. Слушание: 4 часть «Шехеразады».
Тема №51. П.И. Чайковский. Творческий облик композитора.
Теория. Жизненный и творческий путь П. Чайковского.
Практика. Просмотр портрета П. Чайковского, видео о нем.
Тема №52. Творческий облик Чайковского.
Теория. Характеристика творчества П. Чайковского. Основные жанры и
произведения.
Практика. Слушание: фрагменты произведений.
Тема №53. Симфоническое творчество Чайковского.
Теория. Характеристика симфонического творчества П. Чайковского.
Практика. Слушание: фрагменты симфонических произведений
Чайковского.

П.

Тема №54. Симфония №1 – 1 часть.
Теория. Разбор 1 части симфонии: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: 1 часть симфонии.
Тема №55. Симфония №1 – 2 часть.
Теория. Разбор 2 части симфонии: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: 2 часть симфонии.
16

Тема №56. Симфония №1 – 3 часть.
Теория. Разбор 3 части симфонии: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: 3 часть симфонии.
Тема №57. Симфония №1 – 4 часть.
Теория. Разбор 4 части симфонии: форма, тональность, содержание,
настроение.
Практика. Слушание: 4 часть симфонии.
Тема №58. Симфония № 4, и № 6
Теория. Анализ симфонии №4 и симфонии №6.
Практика. Слушание: фрагменты симфоний.
Тема №59. Оперное творчество Чайковского
Теория. Характеристика оперного творчества П. Чайковского.
Практика. Слушание: фрагменты опер П. Чайковского.
Тема №60. Опера "Евгений Онегин".
Теория. Характеристика оперного творчества П. Чайковского на примере
оперы "Евгений Онегин". История создания. Разбор сюжета.
Практика. Просмотр видеофрагментов оперы.
Тема №61. Опера "Евгений Онегин" – 1 д., 2 д.
Теория. Разбор 1 и 2 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 1и 2 действия.
Тема №62. Опера "Евгений Онегин" – 3 д., 4д.
Теория. Разбор 3 и 4 действия оперы.
Практика. Слушание: фрагменты 3 и 4 действия.
Тема №63. Балеты Чайковского.
Теория. Характеристика балетного творчества П. Чайковского.
Практика. Просмотр фрагментов балетов.
Тема №64. Балет «Щелкунчик».
Теория. Характеристика балетного творчества П. Чайковского на примере
балета «Щелкунчик».
Практика. Слушание: фрагменты балета «Щелкунчик».
Тема №65. Балет «Спящая красавица».
Теория. Характеристика балетного творчества П. Чайковского на примере
балета «Спящая красавица».
Практика. Просмотр фрагментов балета «Спящая красавица.
17

Тема №66. Романсы.
Теория. Характеристика вокального творчества П. Чайковского. Романсы.
Практика. Слушание: романсы П. Чайковского.

1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- сформированы представления о художественных стилях, эпохах и
направлениях в музыке;
- знать особенности русского музыкального искусства;
- знают особенности биографии и творчества зарубежных композиторов
(Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский);
- учащиеся ознакомились с элементами музыкальной культурой разных
стран.
- сформированы страноведческие и культурологические представления у
учащихся.
Метапредметные результаты:
- развита музыкальная память;
- развита эмоциональная отзывчивость на музыку;
- развиты коммуникативные качества личности в процессе познания
произведения искусства;
- развито воображение и образное мышление в процессе творческого
претворения знаний из области музыкальной культуры.
Личностные результаты:
- сформирована у учащихся культура слушания музыки;
- воспитан интерес, любовь и уважение к отечественной культуре, к
музыкальным и народным традициям;
- воспитан познавательный интерес и осознанная мотивация к продолжению
самостоятельного изучения национальных музыкальных и художественных
традиций.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- фортепиано, метроном,
- проектор, компьютер;
- нотный материал;
- видеозаписи концертов, спектаклей и фильмов.
18

2.2.

Формы аттестации/контроля

Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- беседа, опрос, тестирование;
- педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа;
- викторины;
- текущая практическая работа, наблюдение
- тест-игра.
1.3. Оценочные материалы
Реализация программы предполагает отметочную форму контроля в
процессе занятий. Используется пятибальная система оценивания.
Оценка «5» - «Отлично» выставляется за безупречное выполнение всех
заданий по всем формам работы на уроке музыкальная литература.
Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в
практике.
Оценка «4» - «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется достаточное понимание характера и содержания
музыкального произведения, теоретического материала, но допущены
некоторые неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении
других форм работы.
Оценка «3» - «Удовлетворительно» выставляется, если учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное понимание
учебного материала; показывает недостаточное владение знаниями,
требуемыми по программе.
Оценка «2» - «Неудовлетворительно» выставляется за грубые ошибки
при выполнении заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных
программой; отсутствие знаний терминологии.
Оценка «1» - выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется полное незнание и непонимание всего пройденного
материала.
Мониторинг оценки качества результата образования по программе
«Музыкальная литература» осуществляется по критериям: степень
активности,
степень
самостоятельности,
качество
мыслительной
деятельности: показатели: 0 – отсутствие качества, 1 – низкий уровень
проявления качества, 2 – средний уровень проявления качества, 3 – высокий
уровень проявления качества, 4 – творческий уровень проявления качества,
систематичность. (См. приложение 1).
1.4.

Методические материалы

Методика преподавания музыкальной литературы предполагает
пошаговое освоение элементов музыкального языка, форм и жанров музыки,
19

а также творчества русских и зарубежных композиторов путем
прослушивания музыкальных материалов, анализа нот и исполнения
музыкальных фрагментов.
Формы организации:
Основная форма организации занятия – групповая.
Виды занятий:
В зависимости от материала содержанием программы предусмотрены
лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, выполнение
самостоятельной работы, концерты.
1.5.

Список литературы

Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. –
М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
2.
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Л., 1991.
3.
Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. М, 2004.
4.
Всеобщая история музыки /авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков.
М.: Эксмо, 2009.
5.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
6.
Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001.Заднепровская
Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для музыкальнопедагогических училищ и колледжей. М.: Владос, 2003.
7.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных
технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.
– М.: Глобус, 2008.
8.
Золотницкий Д. История музыки. С-П., 2001.
9.
Калинина Г. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты.
Выпуск I. М; 2001г.
10. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие.
Росмэн, 2001.
11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2007.
12. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. –
М.: Владос., 2003.
13. Русское народное музыкальное творчество / Сост. З. Яковлева. – М.,
2004.
14. Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г.Ушпикова. – СПб, 2008.
15. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие / под ред. А.Б.
Никитиной. – М.: Владос, 2001.
16. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М., 2007.
17. Энциклопедический музыкальный словарь. Составитель Барановская.
Ростов-на-Дону, 1998.
20

Список литературы, рекомендованной для детей.
1.
Великович, Э. И. Великие музыкальные имена. Учебное пособие /
Э.И. Великович. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 208 c.
2.
Кандинский, А. Русская музыкальная литература. Вып. 3 / А.
Кандинский, А. Аверьянова, Е. Орлова. - М.: Музыка, 2013. - 464 c.
3.
Козлова, Н. Русская музыкальная литература: Третий год обучения
предмету / Н. Козлова. - М.: Музыка, 2015. - 224 c.
4.
Костюкова, О.Д. Музыкальная литература в таблицах, схемах и
тестах: полный курс обучения / О.Д. Костюкова, Д.А. Сорокотягин. - Рн/Д:
Феникс, 2019. - 200 c.
5.
Охалова, И.В. Русская музыкальная литература: Вып. 5 / И.В.
Охалова. - М.: Музыка, 2016. - 630 c.
6.
Хвоина, О. Русская музыкальная литература: Вып. 1 / О. Хвоина, И.
Охалова, О. Аверьянова. - М.: Музыка, 2010. - 680 c.
7.
Шорникова, М.И. Музыкальная литература. Русская музыкальная
классика. 3 год обучения: рабочая тетрадь / М.И. Шорникова. - Рн/Д:
Феникс, 2016. - 336 c.
8.
Шорникова, М.И. Музыкальная литература: Русская музыкальная
классика: 3 год обучения: Учебное пособие / М.И. Шорникова. - Рн/Д:
Феникс, 2018. - 336 c.
Ресурсы удаленного доступа
1.
https://www.belcanto.ru/
- интернет-портал, посвящённый классической музыке, опере и балету.
2.
https://classic-online.ru/
- интернет-портал с аудиозаписями и нотами произведений.
3.
http://notes.tarakanov.net/
- нотно-музыкальное собрание.

21

Приложение № 1. Мониторинг отслеживания образовательной
деятельности
Матрица оценки качества результата образования по программе
«Музыкальная литература».
Качественные
индикаторы
(параметры и критерии
оценки)
1. Степень активности
2. Степень
самостоятельности
3. Качество
мыслительной
деятельности
Средний балл:
0 – отсутствие качества
1 – низкий уровень проявления
качества
2 – средний уровень проявления
качества
3 – высокий уровень проявления
качества
4 – творческий уровень проявления
качества, систематичность

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».