Музыкальная литература 5 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-09 10:25:36
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Музыкальная литература»
5 год обучения

Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Александрова Ульяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание

5

1.4. Планируемые результаты

17

6

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ

18

2.1. Условия реализации программы

18

2.2. Формы аттестации/контроля

18

2.3. Оценочные материалы

18

2.4. Методические материалы

19

2.5. Список литературы

19

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкальная
литература» 5 год обучения ориентирована на развитие творческих и
познавательных способностей обучающихся, нравственное развитие и
формирование их общей культуры.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Музыкальная
литература» направлена на формирование и развитие творческих
способностей учащихся, в том числе на выявление, развитие и поддержку
талантливых учащихся, их духовно-нравственное воспитание, а также на
удовлетворение их потребностей в художественно-эстетическом развитии.
3

Актуальность программы обусловлена потребностями общества в
воспитании гражданина России, который знает и уважает культуры своей
страны, а также культуру других стран. Занятия по музыкальной литературе
способствуют самостоятельному активному освоению мира, приобщению
обучающихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, воспитанию
толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизации
творческих и познавательных способностей обучающихся.
Музыкальная литература занимает важное место в системе
музыкального образования обучающихся. Этот предмет, наряду с
сольфеджио, является основным в подготовке юного музыканта. На
занятиях по музыкальной литературе происходит формирование
музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа
музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях
музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных
средствах музыки. Содержание учебного курса также включает изучение
мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей
изобразительного искусства и литературы.
Отличительной
особенностью
программы
«Музыкальная
литература» является возможность её использовать в системе
дополнительного образования и внеурочной деятельности. Опираясь на опыт
ранее созданных методических работ, автор применяет собственную
методику преподавания предмета с учетом подобранных для каждого
возраста творческих заданий.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее
в сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. При составлении программы автор соединял традиции
преподавания музыкальной литературы и опыт практической работы
педагогов музыкального отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым
изучением отдельных предметов, учитывая возможности системы
художественно-эстетического образования школы.
Программа опирается на авторские методики преподавания
музыкальной литературы: Лагутин А.И., Шорникова М.Н., Алексеева А.А.
и др.
Предмет
«Музыкальная
литература»
теснейшим
образом
взаимодействует с учебным курсом «Сольфеджио», с курсами предметной
области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным
теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают
навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и
музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального
произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном
искусстве, что позволяет использовать полученные знания в
исполнительской деятельности.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. Обучающиеся осваивают элементы музыки в групповой
форме. Практический компонент на занятиях реализуется посредством
4

словесных методов (беседы, рассказа, объяснения), наглядно-слухового
показа, метода творческих заданий, метода сочинения сочиненного, метода
выявления сходства и различий.
Виды деятельности: восприятие музыки, пение музыкальных тем,
обсуждение вопросов музыкального искусства.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 15 до 16 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 66 часов в год.
Срок освоения программы: 1 год обучения, 33 недели.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Количество детей в группе: от 20 до 32 человек.
Уровень освоения программы: «базовый» - реализует универсальную
форму организации материала, допускающую освоение специализированных
знаний и гарантируя трансляцию целостной картины в рамках данной
программы.
Форма обучения: групповое занятие.
Виды занятий: слушание и анализ музыки, вокально-хоровая
деятельность, инструментальное исполнительство, музыкальная грамота,
мероприятия воспитательно-познавательного характера (участие в
мероприятиях школы).
Формы подведения итогов реализации программы: беседы,
итоговый тест.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – развитие познавательно-творческих и музыкальных
способностей учащихся в процессе формирования системных знаний о
традициях музыкальной и художественной культуры разных стран мира, их
культурно-эстетического воспитания.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать у учащихся представления о художественных стилях, эпохах
и направлениях в музыке;
- знать особенности русского музыкального искусства;
- знать особенности биографии и творчества отечественных композиторов;
- познакомить учащихся с музыкальной культурой разных стран.
- сформировать страноведческие и культурологические представления у
учащихся.
Развивающие:
- развить музыкальную память;
- развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
5

- развить коммуникативных качеств личности в процессе познания
произведения искусства;
- развить воображение и образное мышление в процессе творческого
претворения знаний из области музыкальной культуры.
Воспитательные:
- сформировать у учащихся культуру слушания музыки;
- воспитать интерес, любовь и уважение к отечественной культуре, к
музыкальным и народным традициям;
- воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к
продолжению самостоятельного изучения национальных музыкальных и
художественных традиций.
1.3. Содержание программы
Учебный план 5 года обучения
№
за
ня
тия

Количество часов
Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1

Музыкальная жизнь России в
конце XIX – начале XX века

1

0,2

0,8

2

Композиторы России в конце
XIX – начале XX века

1

0,2

0,8

3

Анатолий Константинович
Лядов. Жизненный путь

1

0,2

0,8

4

Анатолий Константинович
Лядов. Творческий путь

1

0,2

0,8

5

Василий Сергеевич
Калинников. Жизненный путь

1

0,2

0,8

6

Василий Сергеевич
Калинников. Творческий путь

1

0,2

0,8

7

Сергей Васильевич
Рахманинов. Жизненный путь

1

0,2

0,8

8

Сергей Васильевич
Рахманинов. Творческий путь

1

0,2

0,8

6

Формы
аттестации/
контроля
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

9

Фортепианное творчество
С.В. Рахманинова

1

0,2

0,8

10

Фортепианные концерты
С.В. Рахманинова

1

0,2

0,8

11

Вокальное творчество С.В.
Рахманинова

1

0,2

0,8

12

Хоровое творчество С.В.
Рахманинова

1

0,2

0,8

13

Оперное творчество С.В.
Рахманинова

1

0,2

0,8

14

Александр Николаевич
Скрябин. Жизненный путь

1

0,2

0,8

15

Александр Николаевич
Скрябин. Творческий путь

1

0,2

0,8

16

Фортепианное творчество
А.Н. Скрябина

1

0,2

0,8

17

Игорь Фёдорович
Стравинский. Жизненный путь

1

0,2

0,8

18

Игорь Фёдорович
Стравинский. Творческий путь

1

0,2

0,8

19

Балетное творчество И.Ф.
Стравинского

1

0,2

0,8

20

Сергей Сергеевич Прокофьев.
Жизненный путь

1

0,2

0,8

21

Сергей Сергеевич Прокофьев.
Творческий путь

1

0,2

0,8

22

Симфоническое творчество
С.С. Прокофьева. Симфония
№7

1

0,2

0,8

7

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

23

Кантатно-ораториальное
творчество С.С. Прокофьева.
Кантата «Александр Невский»

1

0,2

0,8

24

Кантата «Александр Невский»

1

0,2

0,8

25

Балет «Ромео и Джульетта»

1

0,2

0,8

26

Балет «Ромео и Джульетта».
Герои

1

0,2

0,8

27

Дмитрий Дмитриевич
Шостакович. Жизненный путь

1

0,2

0,8

28

Дмитрий Дмитриевич
Шостакович. Творческий путь

1

0,2

0,8

29

Симфоническое творчество
Д.Д. Шостаковича

1

0,2

0,8

30

Симфония №7 C-dur
«Ленинградская».

1

0,2

0,8

31

Фортепианное творчество Д.Д.
Шостаковича

1

0,2

0,8

32

Фортепианное творчество Д.Д.
Шостаковича. 24 прелюдии и
фуги

1

0,2

0,8

33

Арам Ильич Хачатурян.
Жизненный путь

1

0,2

0,8

34

Арам Ильич Хачатурян.
Творческий путь

1

0,2

0,8

35

Балетное творчество
А.И. Хачатуряна

1

0,2

0,8

36

Балет «Гаянэ»

1

0,2

0,8

8

Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,

наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

37

Балет «Спартак»

1

0,2

0,8

38

Симфоническое творчество
А.И. Хачатуряна

1

0,2

0,8

39

Музыка к фильму «Маскарад»

1

0,2

0,8

40

Концерт для скрипки с
оркестром

1

0,2

0,8

41

Георгий Васильевич Свиридов.
Творческий путь

1

0,2

0,8

42

Фортепианное творчество Г.В.
Свиридова

1

0,2

0,8

43

Симфоническое творчество
Г.В. Свиридова

1

0,2

0,8

44

Сюита «Время, вперед!»

1

0,2

0,8

45

Музыка к фильму «Метель»

1

0,2

0,8

46

Хоровое творчество Г.В.
Свиридова

1

0,2

0,8

47

Хоровое творчество Г.В.
Свиридова. Поэма для хора
«Ладога»

1

0,2

0,8

48

Кантатно-ораториальное
творчество Г.В. Свиридова

1

0,2

0,8

49

Вокальное творчество Г.В.
Свиридова

1

0,2

0,8

Викторина

50

Родион Константинович
Щедрин. Жизненный путь

0,8

Текущая
практическая
работа,

1

0,2
9

Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение

51

Родион Константинович
Щедрин. Творческий путь

1

0,2

0,8

52

Оперное творчество Р.К.
Щедрина

1

0,2

0,8

53

Оперное творчество Р.К.
Щедрина. Опера «Не только
любовь»

1

0,2

0,8

54

Балетное творчество Р.К.
Щедрина

1

0,2

0,8

55

Балетное творчество Р.К.
Щедрина. Балет «КонекГорбунок»

1

0,2

0,8

56

Характеристика музыкальных
направлений второй воловины
XX века

1

0,2

0,8

57

Техники авангарда

1

0,2

0,8

58

Эдисон Васильевич Денисов.
Жизненный путь

1

0,2

0,8

59

Эдисон Васильевич Денисов.
Творческий путь

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

60

61

София Асгатовна
Губайдулина. Жизненный
путь. Творческий путь
композитора
Альфред Гарриевич Шнитке.
Жизненный путь. Творческий
путь композитора

62

Искусство джаза.
Характеристика джаза

1

0,2

0,8

63

Искусство джаза. Биг-бенды.
Джазовый оркестр.

1

0,2

0,8

64

Искусство джаза. Известные

1

0,2

0,8

10

наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Тест-игра
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Текущая

джазовые исполнители

65

66

Музыкальная жизнь России в
конце XIX – начале XX века
Композиторы России в конце
XIX – начале XX века
ИТОГО

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

практическая
работа,
наблюдение
Текущая
практическая
работа,
наблюдение
Викторина.
Итоговый тест

66

Содержание
Тема №1. Музыкальная жизнь России в конце XIX – начале XX века
Теория. Общая характеристика музыкального искусство второй половины
XIX века в России - начале XX века.
Практика. Слушание: произведения XIX- XX веков.
Тема №2. Композиторы России в конце XIX – начале XX века
Теория. Композиторы периода.
Практика. Слушание: произведения XIX- XX веков.
Тема №3. Анатолий Константинович Лядов. Жизненный путь
Теория. Жизненный путь А.К. Лядова.
Практика. Просмотр портрета А.К. Лядова, видео о нем. Слушание:
произведения А.К. Лядова.
Тема №4. Анатолий Константинович Лядов. Творческий путь
Теория. Характеристика творчества А.К. Лядова. Основные жанры и
произведения.
Практика. Слушание: произведения А.К. Лядова.
Тема №5. Василий Сергеевич Калинников. Жизненный путь
Теория. Жизненный путь В.С. Калинникова.
Практика. Просмотр портрета В.С. Калинникова, видео о нем. Слушание:
произведения В.С. Калинникова.
Тема №6. Василий Сергеевич Калинников. Творческий путь
Теория. Характеристика творчества В.С. Калинникова. Основные жанры и
произведения.
Практика. Слушание: произведения В.С. Калинникова.
Тема №7. Сергей Васильевич Рахманинов. Жизненный путь
Теория. Жизненный путь С.В. Рахманинова.
Практика. Просмотр портрета С.В. Рахманинова, видео о нем. Слушание:
произведения С.В. Рахманинова.
11

Тема №8. Сергей Васильевич Рахманинов. Творческий путь
Теория. Характеристика творчества С.В. Рахманинова. Основные жанры и
произведения.
Практика. Слушание: произведения С.В. Рахманинова.
Тема №9. Фортепианное творчество С.В. Рахманинова
Теория. Характеристика фортепианного творчества С.В. Рахманинова.
Фортепианные прелюдии.
Практика. Слушание: С.В. Рахманинов - прелюдии.
Тема №10. Фортепианные концерты С.В. Рахманинова
Теория. Анализ Концерта для фортепиано с оркестром №2 С.В. Рахманинова.
Практика. Слушание: С.В. Рахманинов - Концерт для фортепиано с
оркестром №2.
Тема №11. Вокальное творчество С.В. Рахманинова
Теория. Анализ вокального творчества С.В. Рахманинова.
Практика. Слушание: С.В. Рахманинов - романсы.
Тема №12. Хоровое творчество С.В. Рахманинова
Теория. Анализ хорового творчества С.В. Рахманинова. «Божественная
Литургия» и «Всенощное Бдение».
Практика. Слушание: С.В. Рахманинов – фрагменты хоровых сочинений.
Тема №13. Оперное творчество С.В. Рахманинова
Теория. Анализ оперного творчества С.В. Рахманинова. Оперы «Алеко»,
«Франческа да Римини», «Скупой рыцарь».
Практика. Слушание: С.В. Рахманинов – фрагменты опер «Алеко»,
«Франческа да Римини».
Тема №14. Александр Николаевич Скрябин. Жизненный путь
Теория. Жизненный путь композитора.
Практика. Слушание: произведения А.Н. Скрябина.
Тема №15. Александр Николаевич Скрябин. Творческий путь
Теория. Творческий путь композитора.
Практика. Слушание: произведения А.Н. Скрябина.
Тема №16. Фортепианное творчество А.Н. Скрябина
Теория. Анализ фортепианного творчества композитора. Фортепианные
прелюдии
Практика. Слушание: А.Н. Скрябин - прелюдии.
Тема №17. Игорь Фёдорович Стравинский. Жизненный путь
12

Теория. Жизненный путь композитора.
Практика. Слушание: произведения И.Ф. Стравинского.
Тема №18. Игорь Фёдорович Стравинский. Творческий путь
Теория. Творческий путь композитора.
Практика. Слушание: произведения И.Ф. Стравинского.
Тема №19. Балетное творчество И.Ф. Стравинского
Теория. Анализ балетного творчества композитора. «Петрушка», «Весна
священная», «Свадебка».
Практика. Слушание: И.Ф. Стравинский – балеты «Петрушка», «Весна
священная», «Свадебка».
Тема №20. Обзор русской музыкальной культуры XX века
Теория. Характеристика музыкальной культуры XX века. Направления,
жанры, композиторы.
Практика. Слушание: произведения XX века.
Тема №21. Сергей Сергеевич Прокофьев. Жизненный путь
Теория. Жизненный путь композитора.
Практика. Слушание: произведения С.С. Прокофьева.
Тема №22. Сергей Сергеевич Прокофьев. Творческий путь
Теория. Творческий путь композитора.
Практика. Слушание: произведения С.С. Прокофьева.
Тема №23. Симфоническое творчество С.С. Прокофьева. Симфония №7
Теория. Характеристика симфонического творчества С.С. Прокофьева.
Анализ симфонии №7.
Практика. Слушание: С.С. Прокофьев – Симфония №7.
Тема №24. Кантатно-ораториальное творчество С.С. Прокофьева. Кантата
«Александр Невский»
Теория.
Характеристика
кантатно-ораториального
творчества
С.С. Прокофьева. Анализ кантаты «Александр Невский».
Практика. Слушание: С.С. Прокофьев – кантата «Александр Невский».
Тема №25. Кантата «Александр Невский»
Теория. Анализ кантаты «Александр Невский».
Практика. Слушание: С.С. Прокофьев – кантата «Александр Невский».
Тема №26. Балет «Ромео и Джульетта»
Теория. Анализ балета «Ромео и Джульетта».
Практика. Слушание: С.С. Прокофьев – балет «Ромео и Джульетта».
13

Тема №27. Балет «Ромео и Джульетта». Герои
Теория. Знакомство с героями балета «Ромео и Джульетта». Сольные номера
Практика. Слушание: С.С. Прокофьев – балет «Ромео и Джульетта».
Тема №28. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Жизненный путь
Теория. Жизненный путь композитора.
Практика. Слушание: произведения Д.Д. Шостаковича.
Тема №29. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Творческий путь
Теория. Творческий путь композитора.
Практика. Слушание: произведения Д.Д. Шостаковича.
Тема №30. Симфоническое творчество Д.Д. Шостаковича
Теория. Характеристика симфонического творчества Д.Д. Шостаковича.
Практика. Слушание: симфонические произведения Д.Д. Шостаковича.
Тема №31. Симфония №7 C-dur «Ленинградская».
Теория. Анализ симфонии №7 «Ленинградской» Д.Д. Шостаковича.
Практика. Слушание: Д.Д. Шостакович – Симфония №7 «Ленинградская».
Тема №32. Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича
Теория. Характеристика фортепианного творчества Д.Д. Шостаковича.
Практика. Слушание: фортепианные произведения Д.Д. Шостаковича.
Тема №33. Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича. 24 прелюдии и фуги
Теория. Анализ 24 прелюдий и фуг Д.Д. Шостаковича.
Практика. Слушание: Д.Д. Шостакович – фрагменты из 24 прелюдий и фуг.
Тема №34. Арам Ильич Хачатурян. Жизненный путь
Теория. Жизненный путь композитора.
Практика. Слушание: произведения А.И. Хачатуряна.
Тема №35. Арам Ильич Хачатурян. Творческий путь
Теория. Творческий путь композитора.
Практика. Слушание: произведения А.И. Хачатуряна.
Тема №36. Балетное творчество А.И. Хачатуряна
Теория. Характеристика балетного творчества А.И. Хачатуряна.
Практика. Слушание: фрагменты балетов А.И. Хачатуряна.
Тема №37. Балет «Гаянэ»
Теория. Анализ балета «Гаянэ».
Практика. Слушание: А.И. Хачатурян – балет «Гаянэ».
Тема №38. Балет «Спартак»
14

Теория. Анализ балета «Спартак».
Практика. Слушание: А.И. Хачатурян – балет «Спартак».
Тема №39. Симфоническое творчество А.И. Хачатуряна
Теория. Характеристика симфонического творчества А.И. Хачатуряна.
Практика. Слушание: симфонические произведения А.И. Хачатуряна.
Тема №40. Музыка к фильму «Маскарад»
Теория. Анализ музыки к фильму «Маскарад».
Практика. Слушание: А.И. Хачатурян - Музыка к фильму «Маскарад».
Тема №41. Концерт для скрипки с оркестром
Теория. Анализ концерта для скрипки с оркестром.
Практика. Слушание: А.И. Хачатурян - Концерт для скрипки с оркестром.
Тема №42. Георгий Васильевич Свиридов. Жизненный путь
Теория. Жизненный путь композитора.
Практика. Слушание: произведения Г.В. Свиридова.
Тема №43. Георгий Васильевич Свиридов. Творческий путь
Теория. Творческий путь композитора.
Практика. Слушание: произведения Г.В. Свиридова.
Тема №44. Фортепианное творчество Г.В. Свиридова
Теория. Характеристика фортепианного творчества Г.В. Свиридова
Практика. Слушание: фортепианные произведения Г.В. Свиридова.
Тема №45. Симфоническое творчество Г.В. Свиридова
Теория. Характеристика симфонического творчества Г.В. Свиридова.
Практика. Слушание: симфонические произведения Г.В. Свиридова.
Тема №46. Сюита «Время, вперед!»
Теория. Анализ сюиты «Время, вперед!»
Практика. Слушание: Г.В. Свиридов – сюита «Время, вперед!».
Тема №47. Музыка к фильму «Метель»
Теория. Анализ музыка к фильму «Метель».
Практика. Слушание: Г.В. Свиридов - Музыка к фильму «Метель».
Тема №48. Хоровое творчество Г.В. Свиридова
Теория. Характеристика хорового творчества Г.В. Свиридова.
Практика. Слушание: Г.В. Свиридова – «Пушкинский венок», «Песни
безвременья».
Тема №49. Хоровое творчество Г.В. Свиридова. Поэма для хора «Ладога»
15

Теория. Анализ поэмы для хора «Ладога»
Практика. Слушание: Г.В. Свиридов - Поэма для хора «Ладога».
Тема №50. Кантатно-ораториальное творчество Г.В. Свиридова
Теория.
Характеристика
кантатно-ораториального
творчества
Г.В. Свиридова.
Практика. Слушание: Г.В. Свиридов – «Курские песни», «Патетическая
оратория».
Тема №51. Вокальное творчество Г.В. Свиридова
Теория. Характеристика вокального творчества Г.В. Свиридова.
Практика. Слушание: «Петербург», «Отчалившая Русь».
Тема №52. Родион Константинович Щедрин. Жизненный путь
Теория. Жизненный путь композитора.
Практика. Слушание: произведения Р.К. Щедрина.
Тема №53. Родион Константинович Щедрин. Творческий путь
Теория. Творческий путь композитора.
Практика. Слушание: произведения Р.К. Щедрина.
Тема №54. Оперное творчество Р.К. Щедрина
Теория. Характеристика оперного творчества Р.К. Щедрина.
Практика. Слушание: оперы Р.К. Щедрина.
Тема №55. Оперное творчество Р.К. Щедрина. Опера «Не только любовь»
Теория. Анализ оперы «Не только любовь».
Практика. Слушание: Р.К. Щедрин – опера «Не только любовь».
Тема №56. Балетное творчество Р.К. Щедрина
Теория. Характеристика балетного творчества Р.К. Щедрина.
Практика. Слушание: балеты Р.К. Щедрина.
Тема №57. Балетное творчество Р.К. Щедрина. Балет «Конек-Горбунок»
Теория. Анализ балета «Конек-Горбунок».
Практика. Слушание: Р.К. Щедрина - балет «Конек-Горбунок».
Тема №58. Характеристика музыкальных направлений второй воловины XX
века
Теория. Характеристика музыкальных направлений второй воловины XX
века.
Практика. Слушание: музыка второй воловины XX века.
Тема №59. Техники авангарда
Теория. Характеристика авангардных техник.
16

Практика. Слушание: музыка второй воловины XX века.
Тема №60. Эдисон Васильевич Денисов. Жизненный путь
Теория. Жизненный путь композитора.
Практика. Слушание: произведения Э.В. Денисова.
Тема №61. Эдисон Васильевич Денисов. Творческий путь
Теория. Творческий путь композитора.
Практика. Слушание: произведения Э.В. Денисова.
Тема №62. София Асгатовна Губайдулина. Жизненный путь. Творческий
путь композитора
Теория. Жизненный и творческий путь композитора.
Практика. Слушание: произведения С.А. Губайдулиной.
Тема №63. Альфред Гарриевич Шнитке. Жизненный путь. Творческий путь
композитора.
Теория. Жизненный и творческий путь композитора.
Практика. Слушание: произведения А.Г. Шнитке.
Тема №64. Искусство джаза. Характеристика джаза
Теория. Характеристика джаза. Направления в джазе.
Практика. Слушание: джазовые композиции.
Тема №65. Искусство джаза. Биг-бенды. Джазовый оркестр.
Теория. Биг-бенды. Джазовый оркестр.
Практика. Слушание: джазовые композиции.
Тема №66. Искусство джаза. Известные джазовые исполнители
Теория. Известные джазовые исполнители
Практика. Слушание: джазовые композиции.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- сформированы представления о художественных стилях, эпохах и
направлениях в музыке;
- знать особенности русского музыкального искусства;
- знают особенности биографии и творчества зарубежных композиторов;
- учащиеся ознакомились с элементами музыкальной культурой разных
стран.
- сформированы страноведческие и культурологические представления у
учащихся.
Метапредметные результаты:
- развита музыкальная память;
17

- развита эмоциональная отзывчивость на музыку;
- развиты коммуникативные качества личности в процессе познания
произведения искусства;
- развито воображение и образное мышление в процессе творческого
претворения знаний из области музыкальной культуры.
Личностные результаты:
- сформирована у учащихся культура слушания музыки;
- воспитан интерес, любовь и уважение к отечественной культуре, к
музыкальным и народным традициям;
- воспитан познавательный интерес и осознанная мотивация к продолжению
самостоятельного изучения национальных музыкальных и художественных
традиций.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- фортепиано, метроном,
- проектор, компьютер;
- нотный материал;
- видеозаписи концертов, спектаклей и фильмов.
2.2.

Формы аттестации/контроля

Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- беседа, опрос, тестирование;
- педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа;
- викторины;
- текущая практическая работа, наблюдение
- тест-игра.
1.3.

Оценочные материалы

Реализация программы предполагает отметочную форму контроля в
процессе занятий. Используется пятибальная система оценивания.
Оценка «5» - «Отлично» выставляется за безупречное выполнение всех
заданий по всем формам работы на уроке музыкальная литература.
Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в
практике.
Оценка «4» - «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется достаточное понимание характера и содержания
18

музыкального произведения, теоретического материала, но допущены
некоторые неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении
других форм работы.
Оценка «3» - «Удовлетворительно» выставляется, если учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное понимание
учебного материала; показывает недостаточное владение знаниями,
требуемыми по программе.
Оценка «2» - «Неудовлетворительно» выставляется за грубые ошибки
при выполнении заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных
программой; отсутствие знаний терминологии.
Оценка «1» - выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется полное незнание и непонимание всего пройденного
материала.
Мониторинг оценки качества результата образования по программе
«Музыкальная литература» осуществляется по критериям: степень
активности,
степень
самостоятельности,
качество
мыслительной
деятельности: показатели: 0 – отсутствие качества, 1 – низкий уровень
проявления качества, 2 – средний уровень проявления качества, 3 – высокий
уровень проявления качества, 4 – творческий уровень проявления качества,
систематичность. (См. приложение 1).
1.4.

Методические материалы

Методика преподавания музыкальной литературы предполагает
пошаговое освоение элементов музыкального языка, форм и жанров музыки,
а также творчества русских и зарубежных композиторов путем
прослушивания музыкальных материалов, анализа нот и исполнения
музыкальных фрагментов.
Формы организации:
Основная форма организации занятия – групповая.
Виды занятий:
В зависимости от материала содержанием программы предусмотрены
лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, выполнение
самостоятельной работы, концерты.
1.5.

Список литературы

Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. –
М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
2.
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Л., 1991.
3.
Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. М, 2004.
4.
Всеобщая история музыки /авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков.
М.: Эксмо, 2009.
19

5.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
6.
Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001.Заднепровская
Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для музыкальнопедагогических училищ и колледжей. М.: Владос, 2003.
7.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных
технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.
– М.: Глобус, 2008.
8.
Золотницкий Д. История музыки. С-П., 2001.
9.
Калинина Г. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты.
Выпуск I. М; 2001г.
10. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие.
Росмэн, 2001.
11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2007.
12. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. –
М.: Владос., 2003.
13. Русское народное музыкальное творчество / Сост. З. Яковлева. – М.,
2004.
14. Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г.Ушпикова. – СПб, 2008.
15. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие / под ред. А.Б.
Никитиной. – М.: Владос, 2001.
16. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М., 2007.
17. Энциклопедический музыкальный словарь. Составитель Барановская.
Ростов-на-Дону, 1998.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1.
Аверьянова, О. Отечественная музыкальная литература XX века:
Четвертый год обучения предмету / О. Аверьянова. - М.: Музыка, 2015. 256 c.
2.
Великович, Э. И. Великие музыкальные имена. Учебное пособие /
Э.И. Великович. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 208 c.
3.
Кандинский, А. Русская музыкальная литература. Вып. 3 / А.
Кандинский, А. Аверьянова, Е. Орлова. - М.: Музыка, 2013. - 464 c.
4.
Козлова, Н. Русская музыкальная литература: Третий год обучения
предмету / Н. Козлова. - М.: Музыка, 2015. - 224 c.
5.
Костюкова, О.Д. Музыкальная литература в таблицах, схемах и
тестах: полный курс обучения / О.Д. Костюкова, Д.А. Сорокотягин. - Рн/Д:
Феникс, 2019. - 200 c.
6.
Охалова, И.В. Русская музыкальная литература: Вып. 5 / И.В.
Охалова. - М.: Музыка, 2016. - 630 c.
7.
Хвоина, О. Русская музыкальная литература: Вып. 1 / О. Хвоина, И.
Охалова, О. Аверьянова. - М.: Музыка, 2010. - 680 c.
8.
Шорникова, М.И. Музыкальная литература. Русская музыка XX века:
4 год обучения: рабочая тетрадь / М.И. Шорникова. - Рн/Д: Феникс, 2018. 20

336 c
9.
Шорникова, М.И. Музыкальная литература: 4 год: рабочая тетрадь /
М.И. Шорникова. - РнД: Феникс, 2019. - 158 c.
Ресурсы удаленного доступа
1.
https://www.belcanto.ru/
- интернет-портал, посвящённый классической музыке, опере и балету.
2.
https://classic-online.ru/
- интернет-портал с аудиозаписями и нотами произведений.
3.
http://notes.tarakanov.net/
- нотно-музыкальное собрание.

21

Приложение № 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
Матрица оценки качества результата образования по программе
«Музыкальная литература».
Качественные
индикаторы
(параметры и критерии
оценки)
1. Степень активности
2. Степень
самостоятельности
3. Качество
мыслительной
деятельности
Средний балл:
0 – отсутствие качества
1 – низкий уровень проявления
качества
2 – средний уровень проявления
качества
3 – высокий уровень проявления
качества
4 – творческий уровень проявления
качества, систематичность

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».