ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:26:00
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Образ и мысль»
1 год обучения
Возраст обучающихся: 6,5-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Заплатина Елена Александровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Екатеринбург, 2025
1
Содержание
Страница
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.
8
8
19
2.ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
19
19
2.2.Формы контроля/ аттестации
19
2.3.Оценочные материалы
20
2.4.Методическое обеспечение
20
2.5.Список литературы
21
Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «ОБРАЗ И МЫСЛЬ» 1 год обучения
ориентирована на формирование и развитие творческих способностей
обучающихся.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Образ и мысль»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, в
том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их потребностей
в художественно-эстетическом развитии.
Актуальность. Одной из важнейших задач образования является
3
становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей.
Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной
активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда,
обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса
младших школьников посредством среды с применением произведений
искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие
детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных
способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам
культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных
навыков, обусловленных следующими новообразованиями:
умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и
явления окружающего мира;
умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и отстаивать
точки зрения;
обретением способности к концентрации внимания, навыков
преобразования разного рода информации;
повышением уровня развития основных психических процессов
(логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);
укреплением внутренней силы личности.
Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана
группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа
ориентирована на учащихся начальной школы и основана на психологических
теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории
стадий эстетического развития американского психолога А. Хаузен,
практические разработки педагогов Л.М. Ванюшкина, Л.Ю. Копылов,
А.А. Соколова.
Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является
общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей
направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по
обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов
окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта
познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).
Занятия по программе позволяют учащимся удовлетворить свои
познавательные интересы, расширить информированность в данной
образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в
процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного,
поэтапного
прохождения
курса
обеспечивается
целенаправленное
педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие учащихся,
закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.
В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у учащихся
целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная
эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие
4
способности.
В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль»
положена концепция формирования умственных действий и понятий,
реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным
участием как педагога, так и всего учебного коллектива.
Новизна. Программа ориентирована на целостное освоение материала:
учащийся
эмоционально
и
чувственно
обогащается,
приобретает
художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом
общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения
музеев, «встроенные» в программу, позволяет учащемуся расширить кругозор и
получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов
искусства.
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом
интерактивном методе организации занятий, построенных на основе
совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа
принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в
первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением
искусства, а не на передачу информации.
Педагогическая целесообразность. Программа курса нацелена на
создание педагогических условий для реализации целостного подхода к
образованию детей, творческому их становлению средствами произведений
искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к
развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному
поиску истины и дискуссии.
В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют: интеллектуальнопознавательные составляющие: логические, развивающие мыслительную
деятельность; эстетические и художественно-изобразительные, развивающие
художественную одарённость; досуговые
и социально адаптирующие
составляющие.
Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный
процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в
широком смысле), или: в мир общения (восприятие, самовыражение,
убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация); в мир
искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей); в мир науки,
техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди
природы).
Принципы построения программы:
Постепенность и последовательность.
Единство образовательных задач, требований жизни, интересов
развития личности.
Акцентирование занимательности.
Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его
в качестве основы или элемента для формирования содержания других
разделов.
Отличительная особенность программы «Образ и мысль». Программа
5
рассчитана на учащихся, не имеющих начальных художественных знаний.
Программа «Образ и мысль» 1 год обучения раскрывает содержание по теме
года «Картины рассказывают истории». В процессе обучения возможно
проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в
программу, исходя из познавательной активности учащихся и степени усвоения
ими учебного материала.
Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для
интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет
заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес
к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.
Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия,
аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи,
логического мышления, формированию культуры дискуссии.
В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы:
повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения
принимать точку зрения другого.
Программа способствует формированию толерантности учащихся и учителя,
а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной")
дискуссии.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины.
В технологию реализации программы включается следующий комплекс
методов и приемов:
насыщение развивающей среды зрительными образами;
включение терминологических средств изобразительного искусства;
использование диалоговой формы проведения занятий;
применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства
в качестве «базовых форм», подлежащих изучению;
стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в
коллективе;
адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов
программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения
каждой группы.
В процессе занятий используются различные методы и способы
обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию (в основном методического и технологического
характера);
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
6
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы.
В процессе проведения занятий используются практические формы
занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
содержание материала имеет занимательную форму, развивающая
ситуация носит характер проблемной ситуации;
совместный
характер
деятельности,
полнота
«проживанияпереживания»;
используется активизирующая детей форма соревнования;
осуществляются выходы в другие предметные циклы;
занятия организованы в диалоговой форме и др.;
включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
инициируется творческая активность (оказывается исключительное
внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые
вопросы).
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в возрасте
от 6,5 до 8 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 1 час в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 33 часа в год.
Срок освоения программы: 33 недели, 1 год обучения
Уровень освоения программы: 1 год обучения – «стартовый».
Формы организации образовательного процесса: групповая (10-17
человек).
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий
Виды занятий: совместное рассматривание и обсуждение произведений
изобразительного искусства, организованное открытыми вопросами учителя и
его парафразами ответов учащихся; индивидуальное раскрытие смысла, работа
в группах.
Формы подведения итогов реализации: открытое занятие для родителей
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы (стартовый уровень) – создание условий для развития
интеллектуального и эстетического развития учащихся, мыслительных и
художественно-коммуникативных их способностей в процессе совместного
рассматривания произведений изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
- знать и использовать ведущие вопросы диалога: «Что вы видите на картине?»,
«Что происходит на картине?», «Кто изображён в произведении?», «Где
происходит действие на изображении?», «Когда происходит изображённое
7
действие?», «Картины рассказывают истории».
- познакомиться с основными понятиями и базовыми принципами
изобразительного искусства (художник, картина, главный герой, жанр, портрет,
натюрморт, пейзаж);
- сформировать представления и навыки восприятия зрительных образов;
- формировать умения формулировать собственные мысли, аргументировать
точку зрения.
Развивающие:
- сформировать внутреннюю познавательную мотивацию;
- развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение;
- развить художественный вкус, творческие способности и фантазию у
учащихся;
Воспитательные:
- воспитать интерес к искусству и человеку в искусстве;
- сформировать культуры общения и культуру слушания;
- воспитать коммуникативные качества личности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
Наименование раздела, темы
Что вы видите на картине?
Восприятие художественного
изображения на примере картин
советских художников начала 20
века.
Восприятие художественного
изображения на примере картин
бытового жанра.
Восприятие художественного
изображения на примере картин в
жанре пейзажа.
Восприятие художественного
изображения на примере картин
зарубежных художников.
Что происходит на картине?
Событийный анализ изображения
на примере японской гравюры.
Событийный анализ картин
бытового жанра.
Событийный анализ картин
советских художников начала 20
века.
Событийный анализ картин с
одинаковым сюжетом.
Всего
Кол-во часов
Теория Практика
4
1
1
0,3
3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
9
1
1,8
0,2
7,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
8
Формы
аттестации/
контроля
Собеседование
Собеседование
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
Событийный анализ картин в
жанре портрета.
Событийный анализ картин
голландского художника 17 века.
Событийный анализ картин с
изображением семьи.
Событийный анализ фотографий
американской фотожурналистки
Д. Ланг.
Событийный анализ картин
П.Пикассо.
Кто изображён в произведении?
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
0,2
0,8
1
0,2
0,8
6
1.2
4,8
Определение участников
изображённых событий в
картинах с одинаковым сюжетом.
Определение участников
изображённых событий в
картинах портретного жанра.
Определение участников
изображённых событий в
картинах богатырской тематики.
Определение участников
изображённых событий в
картинах Д. Ривера.
Определение участников
изображённых событий в
картинах бытового жанра.
Определение участников
изображённых событий в
картинах русского художника Б.
Кустодиева.
Где происходит действие на
изображении?
Анализ изображённого
пространства на примере картин в
жанре пейзажа.
Анализ изображённого
пространства на примере картин
художников реалистов.
Анализ изображённого
пространства на примере картин
советских художников начала 20
века.
Анализ изображённого
пространства на примере картин
исторического жанра.
Анализ изображённого
пространства на примере картин
русских художников конца 19
века.
1
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
7
1,4
5,6
1
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
1
Собеседование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Собеседование
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
Анализ изображённого
пространства на примере картин с
религиозным сюжетом.
Анализ изображённого
пространства на примере картин с
одинаковым сюжетом.
Когда происходит изображённое
действие?
Временная интерпретация
изображённого на примере картин
художников разных стилей.
Временная интерпретация
изображённого на примере
японской гравюры.
Временная интерпретация
изображённого на примере картин
с одинаковым сюжетом
Временная интерпретация
изображённого на примере картин
исторического жанра.
Временная интерпретация
изображённого на примере картин
художников конца 19 века.
Временная интерпретация
изображённого на примере картин
портретного и бытового жанра.
Картины рассказывают
истории
Картины рассказывают истории
(обобщающее занятие).
Итого: 33
0,2
0,8
0,2
0,8
7
1,4
5,6
1
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
2
0,4
1,6
2
0,4
1,6
33
7.4
25.6
1
1
Собеседование
1
1
1
1
1
Зачет в
музейном зале
Содержание учебного плана (стартовый уровень)
1 год обучения
Раздел 1: Что вы видите на картине?
Тема 1. Восприятие художественного изображения на примере картин
советских художников начала 20 века.
Теория: Нормы и правила безопасности в познавательно-творческой
деятельности. Правила групповой работы. Восприятие художественного
изображения
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен впечатлениями от рассматриваемых
картин:
Петр Строев (1898-1942). В совхозе птицетреста. 1934г. Холст, масло.
Наталья Гончарова (1881-1962). Прачки. 1908 г. Холст, масло. Русский музей.
Тема 2. Восприятие художественного изображения на примере картин
10
бытового жанра.
Теория: Нормы и правила безопасности в познавательно-творческой
деятельности. Правила групповой работы. Восприятие художественного
изображения
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен впечатлениями от рассматриваемых картин
бытового жанра:
Бихзаде Постройка форта Харнавак. 1494 г. Книжная миниатюра.
Лавр Плахов (1810-1881). Кузница. 1845.Холст, масло. Русский музей.
Тема 3. Восприятие художественного изображения на примере картин в
жанре пейзажа.
Теория: Правила групповой работы. Восприятие художественного изображения
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен впечатлениями от рассматриваемых картин
в жанре пейзажа:
Александр Толстов (р. 1929). Зима в деревне. 1974 г. Лаковая шкатулка. Русская
лаковая миниатюра.
Валентин Сидоров (р. 1928). У старых сараев. 1975. Холст, масло. Русский
музей.
Тема 4. Восприятие художественного изображения на примере картин
зарубежных художников.
Теория: Правила групповой работы. Восприятие художественного изображения
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен впечатлениями от рассматриваемых картин
зарубежных художников:
Кармен Л. Гарза. День рождения Лолы и Труди. 1989 г. Холст, масло. Частная
коллекция.
Жан Батист Грез (1725-1805). Избалованное дитя. Холст, масло. Эрмитаж.
Раздел 2: Что происходит на картине?
Тема 5. Событийный анализ изображения на примере японской гравюры.
Теория: Диалог с художественным изображением. Событийный анализ
изображения.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен наблюдениями. Вслушивание в речь других
зрителей картины. Многообразие откликов на картину. Уважительное
вслушивание в речь других зрителей картины.
Хиросиге Андо (1797-1858). Лодки. Холст, масло.
Игнатий Нивинский (1880-1933). Танец. 1917 г. Холст, масло. Частная
коллекция.
Тема 6. Событийный анализ картин бытового жанра
Теория: Диалог с художественным изображением. Событийный анализ
11
изображения.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен наблюдениями. Вслушивание в речь других
зрителей картины. Многообразие откликов на картину. Уважительное
вслушивание в речь других зрителей картины.
Юрий Пименов (1903-1977). Первые модницы. Новые кварталы. 1961 г. Холст,
масло. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Пабло Пикассо (1881-1973). Девочка на шаре. 1905г. Холст, масло. Музей
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Тема 7. Событийный анализ картин советских художников начала 20 века
Теория: Диалог с художественным изображением. Событийный анализ
изображения.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен наблюдениями. Вслушивание в речь других
зрителей картины. Многообразие откликов на картину. Уважительное
вслушивание в речь других зрителей картины.
Борис Григорьев (1886-1939). Турция. 1929 г.
Зинаида Серебрякова (1884-1967). Карточный домик. 1919 г. Холст, масло.
Русский музей.
Тема 8. Событийный анализ картин с одинаковым сюжетом
Теория: Диалог с художественным изображением. Событийный анализ
изображения.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен наблюдениями. Вслушивание в речь других
зрителей картины. Многообразие откликов на картину. Уважительное
вслушивание в речь других зрителей картины.
Алексей Венецианов(1780-1847).Гадание на картах.1842г.Холст, масло. Русский
музей
Пнин П.И. (1803-1937). Игра в шашки. 1824 г. Холст, масло.
Тема 9. Событийный анализ картин в жанре портрета
Теория: Диалог с художественным изображением. Событийный анализ
изображения.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен наблюдениями. Вслушивание в речь других
зрителей картины. Многообразие откликов на картину. Уважительное
вслушивание в речь других зрителей картины.
Давид Загоскин (1900-1942). Швея. Холст, масло
Дорис Улман. Без названия. Без даты. Фотография. Из альбома «Семья
человека».
Тема 10. Событийный анализ картин голландского художника 17 века.
Теория: Диалог с художественным изображением. Событийный анализ
12
изображения.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен наблюдениями. Вслушивание в речь других
зрителей картины. Многообразие откликов на картину. Уважительное
вслушивание в речь других зрителей картины.
Питер Янссенс Элинга (1623-1682). Комната в голландском доме. 1660-е г.г.
Холст, масло.
Венецианов А. (1780-1847). Утро помещицы. 1823 г. Холст, масло.
Тема 11. Событийный анализ картин с изображением семьи.
Теория: Диалог с художественным изображением. Событийный анализ
изображения.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен наблюдениями. Вслушивание в речь других
зрителей картины. Многообразие откликов на картину. Уважительное
вслушивание в речь других зрителей картины.
Рембрандт Св. семейство. Холст, масло. Эрмитаж.
К. Петров-Водкин (1878-1939). Тревога. 1919 г. Холст, масло.
Тема
12.
Событийный
анализ
фотографий
американской
фотожурналистки Д.Ланг
Теория: Диалог с художественным изображением. Событийный анализ
изображения.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен наблюдениями. Вслушивание в речь других
зрителей картины. Многообразие откликов на картину. Уважительное
вслушивание в речь других зрителей картины.
Доротея Ланг Беженцы. Нинома. Калифорния. 1936 г. Фотография. Музей
современных искусств. Нью-Йорк.
П. Пикассо (1881-1973). Семья акробатов. 1905 г.
Тема13. Событийный анализ картин П.Пикассо
Теория: Диалог с художественным изображением. Событийный анализ
изображения.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Вербализованный обмен наблюдениями. Вслушивание в речь других
зрителей картины. Многообразие откликов на картину. Уважительное
вслушивание в речь других зрителей картины.
Посещение Музея изобразительных искусств г. Екатеринбурга.
Раздел 3: Кто изображен в произведении?
Тема 14: Определение участников изображённых событий в картинах с
одинаковым сюжетом
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение участников
изображенных событий.
13
Практика: Совместное всматривание в произведения изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями. Особое внимание людям, изображенным на
картине.
Жак Генри Лартинг. Дани и его внук Винсент. Фотография.
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939). Мать. 1915 г. Холст, масло.
Тема 15: Определение участников изображённых событий в картинах
портретного жанра
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение участников
изображенных событий.
Практика: Совместное всматривание в произведения изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями. Особое внимание людям, изображенным на
картине портретного жанра.
Африканская мать и дитя. Деревянная скульптура.
Леонид Акишин (1893-1966). Семейный портрет. 1931 г. Холст, масло.
Тема16: Определение участников изображённых событий в картинах
богатырской тематики
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение участников
изображенных событий.
Практика: Совместное всматривание в произведения изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями. Особое внимание людям, изображенным на
картине богатырской тематики.
М. Врубель (1856-1910). Богатырь. 1898 г. Холст, масло. Русский музей
Декоративная панель. Каир. VI в. Раскрашенная терракота. Лувр.
Тема17: Определение участников изображённых событий в картинах Д.
Ривера и Сангацуди.
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение участников
изображенных событий.
Практика: Совместное всматривание в произведения изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями. Особое внимание людям, изображенным на
картине.
Сангацуди из Тадайцзи. Шуконгоцзинь. Сер. VII в. н.э. Крашеная глина
Диего Ривера (1886-1957). Аграрный вождь Сапата. Фреска. Музей
современного искусства в Н.-Йорке.
Тема18: Определение участников изображённых событий в картинах
бытового жанра
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение участников
изображенных событий.
Практика: Совместное всматривание в произведения изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями. Особое внимание людям, изображенным на
картине.
Фотография (неизв. автор и назв.).
14
А. Ван Остад. Деревенские музыканты. Холст, масло. Эрмитаж.
Тема 19: Определение участников изображённых событий в картинах
русского художника Б. Кустодиева
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение участников
изображенных событий.
Практика: Совместное всматривание в произведения изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями. Особое внимание людям, изображенным на
картине.
Борис Кустодиев (1878-1927). Портрет Федора Шаляпина. 1922 г. Холст, масло.
Русский музей.
Неизвестный художник. Семья. Холст, масло.
Раздел 4: Где происходит действие на изображении?
Тема 20. Анализ изображённого пространства на примере картин в жанре
пейзажа.
Теория: Диалог с художественным изображением. Анализ изображенного
пространства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание к месту, изображенному на картине.
Суры Ахмеда III (1703-1730)
К. Коровин (1861-1939). На Сенежском озере.1898г.
Тема 21. Анализ изображённого пространства на примере картин
художников реалистов
Теория: Диалог с художественным изображением. Анализ изображенного
пространства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание к месту, изображенному на картине.
П. Брейгель (1878-1927). Охотники на снегу. Холст, масло.
Ф. Васильев (1850-1873). Пейзаж. 1972 г. Холст, масло.
Тема 22. Анализ изображённого пространства на примере картин советских
художников начала 20 века.
Теория: Диалог с художественным изображением. Анализ изображенного
пространства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание к месту, изображенному на картине.
Самуил Адливанкин (1897-1966). Трамвай Б. 1922 г. Холст, масло.
Николай Дормидонтов (1897-1962). Окраина Ленинграда. 1933-37 г.г. Холст,
масло.
15
Тема 23. Анализ изображённого пространства на примере картин
исторического жанра
Теория: Диалог с художественным изображением. Анализ изображенного
пространства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание к месту, изображенному на картине.
Виктор Васнецов(1848-1926).Новости с фронта.1878 г. Холст, масло.
Игорь Новиков (р. 1961). Приход мессии на Таганку.1989г. Холст, масло.
Тема 24. Анализ изображённого пространства на примере картин русских
художников конца 19 века.
Теория: Диалог с художественным изображением. Анализ изображенного
пространства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание к месту, изображенному на картинах русских художников конца 19
века.
Илья Репин (1844-1930). Не ждали. 1884 г. Холст, масло.
Павел Филонов (1883-1941). За столом (Пасха). Холст, масло.
Тема 25. Анализ изображённого пространства на примере картин с
религиозным сюжетом.
Теория: Диалог с художественным изображением. Анализ изображенного
пространства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание к месту, изображенному на картинах с религиозным сюжетом.
Николай Ге (1831-1894). Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.
1872. Холст, масло.
Д. де Рибера.Ангел освобождает св. Петра из тюрьмы.1639 г.Холст, масло.
Музей Прадо.
Тема 26. Анализ изображённого пространства на примере картин с
одинаковым сюжетом.
Теория: Диалог с художественным изображением. Анализ изображенного
пространства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание к месту, изображенному на картинах с одинаковым сюжетом.
Макс Биринггейн (р. 1914). Счастливая женщина
Мануэль Анварес Браво. Дневная мечта. 1931 г. Фотография.
Раздел 5: Когда происходит изображенное действие?
Тема 27. Временная интерпретация изображённого на примере картин
16
художников разных стилей
Теория: Диалог с художественным изображением. Временнáя интерпретация
изображенного
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание ко времени, изображенному на картинах художников разных стилей.
Камиль Писарро (1830-1903) Площадь Французского театра в Париже.
Якоб Лоренс (р. 1917). Больничная серия. Депрессия. 1950г.Казеин, бумага.
Тема 28. Временная интерпретация изображённого на примере японской
гравюры
Теория: Диалог с художественным изображением. Временнáя интерпретация
изображенного
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание ко времени, изображенному на японской гравюре.
Борис Кустодиев (1878-1927). Степан Разин. 1918г. Холст, масло.
Кацусика Хокусаи (1760-1849). Большая волна. 1823 г.
Тема 29. Временная интерпретация изображённого на примере картин с
одинаковым сюжетом
Теория: Диалог с художественным изображением. Временнáя интерпретация
изображенного
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание ко времени, изображенному на картине с одинаковым сюжетом.
Уинслоу Гомер (1836-1910) Штормовое предупреждение. 1885 г. Холст, масло.
Музей изобразительных искусств. Бостон.
К.Ф. Богаевский (1872-1943). Корабли. Холст, масло. Русский музей.
Тема 30. Временная интерпретация изображённого на примере картин
исторического жанра
Теория: Диалог с художественным изображением. Временнáя интерпретация
изображенного
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание ко времени, изображенному на картине исторического жанра.
Оноре Домье (1808-1878) Вагон третьего класса. 1863-65 г.г. Холст, масло.
Борис Угаров (р. 1922). Возрождение. 1980 г. Русский музей.
Тема 31. Временная интерпретация изображённого на примере картин
художников конца 19 века
Теория: Диалог с художественным изображением. Временнáя интерпретация
изображенного
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
17
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание ко времени, изображенному на картине художника конца 19 века.
Николай Ге (1831-1894) Саул у Аэндорской волшебницы. 1856 г. Холст, масло.
Эдгар Дега (1834-1917). Площадь Согласия. (Виконт Лепик с дочерьми,
переходящий площадь Согласия). 1875 г.Холст, масло.
Тема 32. Временная интерпретация изображённого на примере картин
портретного и бытового жанра
Теория: Диалог с художественным изображением. Временнáя интерпретация
изображенного
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание ко времени, изображенному на картине портретного жанра.
Татьяна Киселева (1940-1990) Портрет якутского поэта таллана Бурье. 1961 г.
Темпера.
Илья Репин (1844-1930). Осенний букет. Холст, масло. Русский музей.
Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание ко
времени, изображенному на картине бытового жанра.
Виже-Лебрен (1619-1690). Автопортрет.
Женщина с зеркалом. 1770 г. Японская миниатюра
Раздел 6: Обобщение «Картины рассказывают истории».
Тема 33. Картины рассказывают истории.
Теория: Целостное восприятие художественного изображения (обобщающий
урок)
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного
искусства. Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое
внимание к алгоритму вопросов, задаваемых на занятиях «Образ и мысль».
Выездное занятие на базе Музея изобразительных искусств города
Екатеринбурга.
.
Слайды с картин из Музея изобразительных искусств
г. Екатеринбурга (рекомендуемый обязательный минимум, представленный не
только в оригинале, но и на слайдах):
1. Судейкин Маскарад. Картон, темпера. 32*42 см.
2. Н.К. Рерих (1874-1947). Древний город. 1908 г.
Бумага, карандаш, тушь, перо. 20*28 см.
3. Сверчков Охота с борзыми. Холст, масло. 58,5*118,5 см.
4. Ф.С. Журавлев (1836-1901). У больного ребенка.
Холст, масло. 41*51 см.
5. неизв.художник Пейзаж Екатерининской эпохи. Холст, масло. 103,5*132,
5 см.
6. Л.И. Соломаткин (1837-1883).Метель.1876 г. Холст, масло.65*89см.
7. С.А. Виноградов На даче. Терраса.
8. К.Ф. Юон (1875-1958). На водопое. 1916 г. Холст, масло. 80*120см.
18
9. К.Е. Маковский (1839-1915). Наставление бабушки. 23,7*27,7 см.
10. Расих Ахметвалеев Теплый день.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знают и использовать ведущие вопросы диалога: «Что вы видите на
картине?», «Что происходит на картине?», «Кто изображён в произведении?»,
«Где происходит действие на изображении?», «Когда происходит
изображённое действие?», «Картины рассказывают истории».
- познакомились с основными понятиями и базовыми принципами
изобразительного искусства (художник, картина, главный герой, жанр, портрет,
натюрморт, пейзаж);
- сформировано представления и навыки восприятия зрительных образов;
- сформированы умения формулировать собственные мысли, аргументировать
точку зрения.
Метапредметные результаты:
- сформирована внутренняя познавательная мотивация;
- развиты внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение;
- развит художественный вкус, творческие способности и фантазию у
учащихся;
Личностные результаты:
- воспитан интерес к искусству и человеку в искусстве;
- сформирована культура общения и культура слушания;
- воспитаны коммуникативные качества личности.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие оборудованного кабинета (компьютер или ноутбук, проектор,
экран);
- наличие затемнения;
- стулья 10-20;
- электронная видеотека картин для занятий.
2.2. Формы аттестации/контроля
Реализация программы предполагает безотметочную форму контроля.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий.
Итоговый контроль осуществляется в процессе итоговых занятий, открытых
занятий для родителей, занятий на базе Музея изобразительных искусства
19
города Екатеринбурга.
2.3.Оценочные материалы
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем
осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству
мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий (см. в
приложении 1).
Критерии:
0 – отсутствие качества;
1 – низкий уровень проявления качества
2 – средний уровень проявления качества
3 – высокий уровень проявления качества
4 – творческий уровень проявления качества, систематичность
Способы фиксации результатов освоения программы:
• Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года (в
ходе собеседования и наблюдения за обучающимися).
• Ведение диагностического дневника «Ход и оценка результатов
освоения программы».
2.4 Методические материалы
Учебно-методический комплекс:
I.
Учебные и методические пособия:
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, 2009 г.
Слайды (видеоряд) к Образовательной программе дополнительного
образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург,
СПбАППО, 2009 г.
II.
Материалы из опыта работы педагога:
Дидактический наглядный материал – слайды (репродукции)
произведений искусства (см. п.1.2).
Методические разработки к урокам по курсу «Образ и мысль».
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.
2.
«Образ и мысль». Сборник. / Cерия «Музей и Школа: диалог
в образовательном пространстве», выпуск 2. — Санкт-Петербург, 1997.
«Картины рассказывают истории». Программа “Образ и мысль“ 1 класс.
Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог
в образовательном пространстве», выпуск 6. — Санкт-Петербург, 2000.
20
3.
Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль.
Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной
школы. — Санкт-Петербург: Комитет по образованию администрации
Санкт-Петербурга, 2000.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1 год обучения:
Жукова Л. Азбука русской живописи. Издательство: Белый город, 2005
Воловик А. Человечек на стене. 2008г.,бестселлер СССР.
Ермильченко Н. Художник и сказка.Издательство: Белый город,2010г.
Жукова Л. 100 великих художников.Издательство: Белый город,2005г.
Казиева М. Сказка в русской живописи. Издательство: Белый город,
Риизова М. Создай свой шедевр.Издательство: Питер,2012г.
Гросстет Ш.,дю Мениль С. Иллюстрированная энциклопедия. 20
знаменитых шедевров для детей.Издательство:Аванта(АСТ),2018г.
8. Усачёв А. Прогулки по Третьяковской галерее.Издательство:ДрофаПлюс,2009г.
9. Брюна Д. Миффи в музее.Издательство:Файн Лайф Медиа,2011г.
10. Селье М. 10 моих первых картин.Издательство:Клевер Мария Групп,
2014г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Ресурсы удаленного доступа
Ссылки. 1 год обучения
Музеи мира:
Русский музей
https://yandex.ru/images/search?text=музеи%20мира%20русский%20музей&st
ype=image&lr=54&source=wiz
Эрмитаж
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&nomisspell=1&text=%D1%8D%D
1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6%20%D0%BA%D0%B0%D
1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&source=related-2
Музей ИЗО им. А.Пушкина
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%20%D0%B8%D0%BC%20%D0%BF%D1
%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&from=tabbar
Музей современных искусств Нью-Йорк
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D
0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%
D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%20%D0%BD%D1%8C%D1%8E%20%D0%
B9%D0%BE%D1%80%D0%BA&from=tabbar
Лувр
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D1%83%D0%B2%D1%80%20
21
%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&from=tabbar
Музей прадо
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%20%D0%BA%D0%B
0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B8%D
1%85%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%
D1%8F&from=tabbar
Музей изобразительных искусств . Бостон
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D1%81%D1%8
2%D0%BE%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%
BD%D1%8B&from=tabbar
Уроки тётушки Совы. Всемирная картинная галерея.
Пикассо
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B0
%D1%81%D1%81%D0%BE
Рембрандт
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B1%
D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82
Брейгель
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B9%
D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Васнецов
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%
D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2
Репин
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%
D0%BD
Хокусай
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%85%D0%BE%D0%BA%D1%83%
D1%81%D0%B0%D0%B9
22
Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
Матрица оценки качества результата образования по программе «Образ и мысль»
Фамилия имя ребенка
Качественные
индикаторы
(параметры и критерии
оценки)
1. Степень
активности
2. Степень
самостоятельности
3. Качество
мыслительной
деятельности
Средний балл:
0 – отсутствие качества
1 – низкий уровень проявления
качества
2 – средний уровень проявления
качества
3 – высокий уровень проявления
качества
4 – творческий уровень
проявления качества, систематичность
23