Образ и мысль 2 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:26:30
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Образ и мысль»
2 год обучения

Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Заплатина Елена Александровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.

8
8
17

2.ОРГАНИЗАЦИОННО –
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

17
17

2.2.Формы контроля/ аттестации

17

2.3.Оценочные материалы

17

2.4.Методическое обеспечение

18

2.5.Список литературы

18

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «ОБРАЗ И МЫСЛЬ» 2 год обучения
ориентирована на формирование и развитие творческих способностей
обучающихся.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Образ и мысль»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, в
том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их потребностей
в художественно-эстетическом развитии.
Актуальность. Одной из важнейших задач образования является
3

становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей.
Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной
активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда,
обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса
младших школьников посредством среды с применением произведений
искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие
детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных
способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам
культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных
навыков, обусловленных следующими новообразованиями:
 умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и
явления окружающего мира;
 умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и
отстаивать точки зрения;
 обретением
способности к концентрации внимания, навыков
преобразования разного рода информации;
 повышением уровня развития основных психических процессов
(логическое и образное мышление, воображение, память, внимание,
речь);
 укреплением внутренней силы личности.
Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана
группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа
ориентирована на учащихся начальной школы и основана на психологических
теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории
стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен,
практические разработки педагогов Л.М. Ванюшкина, Л.Ю. Копылов, А.А.
Соколова.
Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является
общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей
направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по
обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов
окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта
познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).
Занятия по программе позволяют учащимся удовлетворить свои
познавательные интересы, расширить информированность в данной
образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в
процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного,
поэтапного
прохождения
курса
обеспечивается
целенаправленное
педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие учащихся,
закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.
В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у учащихся
целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная
4

эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие
способности.
В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль»
положена концепция формирования умственных действий и понятий,
реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным
участием как педагога, так и всего учебного коллектива.
Новизна. Программа ориентирована на целостное освоение материала:
учащийся
эмоционально
и
чувственно
обогащается,
приобретает
художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом
общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения
музеев, «встроенные» в программу, позволяет учащемуся расширить кругозор и
получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов
искусства.
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом
интерактивном методе организации занятий, построенных на основе
совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа
принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в
первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением
искусства, а не на передачу информации.
Педагогическая целесообразность. Программа курса нацелена на
создание педагогических условий для реализации целостного подхода к
образованию детей, творческому их становлению средствами произведений
искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к
развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному
поиску истины и дискуссии.
В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют: интеллектуальнопознавательные составляющие: логические, развивающие мыслительную
деятельность; эстетические и художественно-изобразительные, развивающие
художественную одарённость; досуговые
и социально адаптирующие
составляющие.
Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный
процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в
широком смысле), или: в мир общения (восприятие, самовыражение,
убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация); в мир
искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей); в мир
науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди
природы).
Принципы построения программы:
 Постепенность и последовательность.
 Единство образовательных задач, требований жизни, интересов
развития личности.
 Акцентирование занимательности.
 Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его
в качестве основы или элемента для формирования содержания других
разделов.
5

Отличительной особенностью программы «Образ и мысль».
Программа рассчитана на учащихся, не имеющих начальных
художественных знаний.
Программа «Образ и мысль» 2 год обучения раскрывает содержание по теме
года «Вглядываясь — учимся». В процессе обучения возможно проведение
корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя
из познавательной активности учащихся и степени усвоения ими учебного
материала.
Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для
интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет
заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес
к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.
Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия,
аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи,
логического мышления, формированию культуры дискуссии.
В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы:
повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения
принимать точку зрения другого.
Программа способствует формированию толерантности учащихся и учителя,
а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной")
дискуссии.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины.
В технологию реализации программы включается следующий комплекс
методов и приемов:
 насыщение развивающей среды зрительными образами;
 включение терминологических средств изобразительного искусства;
 использование диалоговой формы проведения занятий;
 применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства
в качестве «базовых форм», подлежащих изучению;
 стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в
коллективе;
 адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов
программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения
каждой группы.
 В процессе занятий используются различные методы и способы
обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию (в основном методического и технологического
характера);
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
6

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы.
В процессе проведения занятий используются практические формы
занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
 содержание материала имеет занимательную форму, развивающая
ситуация носит характер проблемной ситуации;
 совместный
характер
деятельности,
полнота
«проживанияпереживания»;
 используется активизирующая детей форма соревнования;
 осуществляются выходы в другие предметные циклы;
 занятия организованы в диалоговой форме и др.;
 включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
 инициируется творческая активность (оказывается исключительное
внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые
вопросы).
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в возрасте
от 8 до 9 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 1 час в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 33 часа в год.
Срок освоения программы: 33 недели.
Уровень освоения программы: «базовый».
Формы организации образовательного процесса: групповая. Количество
детей в группе: от 10 до 17 человек.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий
Виды занятий: совместное рассматривание и обсуждение произведений
изобразительного искусства, организованное открытыми вопросами учителя и
его парафразами ответов учащихся; индивидуальное раскрытие смысла, работа
в группах.
Формы подведения итогов реализации: открытое занятие для родителей
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы (базовый уровень) – создание условий для развития
интеллектуального и эстетического развития учащихся, мыслительных и
художественно-коммуникативных их способностей в процессе совместного
рассматривания произведений изобразительного искусства.
Обучающие:
- знать и использовать ведущие вопросы диалога в дискуссии: «Что происходит
7

на картине?», «Кто герой произведении?», «Где происходят события,
изображенные в произведении?», «Когда происходят события, изображённые в
произведении?», «Где находился художник (фотограф), когда писал картину
(делал снимок)?» «Что заинтересовало художника (фотографа) в этом сюжете?»
- познакомиться с основными понятиями и базовыми принципами
изобразительного искусства (образ, бытовой жанр, портретный жанр,
исторический жанр, ракурс, замысел);
- сформировать представления и навыки восприятия зрительных образов;
- формировать умения формулировать собственные мысли, аргументировать
точку зрения.
Развивающие:
- сформировать внутреннюю познавательную мотивацию;
- развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение;
- развить художественный вкус, творческие способности и фантазию у
учащихся;
Воспитательные:
- воспитать интерес к искусству и человеку в искусстве;
- сформировать культуры общения и культуру слушания;
- воспитать коммуникативные качества личности.
1.3. Содержание программы
Учебный план (базовый уровень)
2 год обучения
Вглядываясь - учимся
№

Наименование темы

Кол-во часов
Всего

1.
2.
3.

4.

5.
6.

Формы
аттестации/
контроля

из них
Теория

Практика

Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение

Что происходит на картине?

4

0,8

3,2

Анализ происходящего на примере
картин и фотографий бытового жанра.
Анализ происходящего на примере
картин портретного жанра.
Анализ происходящего на примере
картин исторического жанра
зарубежных художников.
Анализ происходящего на примере
картин исторического жанра русских
художников.
Кто изображён на картине?

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

4

0,8

3,2

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение

Образ участника события в картинах
группового портретного жанра.
Образ участника события в картинах
французских художников 20 века.
8

Образ участника события в картинах
художников 14 века.
Образ участника события в картинах
портретного жанра.
Где происходят события,
изображённые в произведении?
Анализ изображённого пространства на
примере картин религиозного
содержания.
Анализ изображённого пространства на
примере картин группового
портретного жанра.
Анализ изображённого пространства на
примере картин в жанре пейзажа.
Анализ изображённого пространства на
примере картин портретного жанра.
Когда происходят события,
изображённые в произведении?
Временная интерпретация
изображённого на примере картин
Музея современного искусства.
Временная интерпретация
изображённого на примере картин
художников конца 19 века.
Временная интерпретация
изображённого на примере картин
художника-сюрриалиста С.Дали.
Временная интерпретация
изображённого на примере картин
художника Д. Веласкаса.
Кто герой произведения?

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

4

0,8

3,2

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

4

0,8

3,2

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

6

1,2

4,8

Образ героя произведения в картинах
17. исторического жанра.
18. Образ героя произведения в картинах
американских художников конца 19
века.
19. Образ героя произведения в картинах
художников середины 20 века.
20. Образ героя произведения в картинах
портретного жанра.
21. Образ героя произведения в картинах в
жанре – пейзаж.
22. Образ героя произведения в картинах
бытового жанра.
Где находился художник (фотограф),
когда писал картину (делал снимок)?

1

0,2

0,8

1

1,2

4,8

Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

6

1,2

4,8

23. Ракурс изображения в картинах Х. Хёх.

1

0,2

0,8

24. Ракурс изображения в картинах П.

1

0,2

0,8

7.
8.

9.
10.

11.
12.

13.
14.

15.

16.

9

Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение

Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование

Гогена.
25. Ракурс изображения в картинах
исторического жанра.
26. Ракурс изображения в картинах
военной тематики.
27. Ракурс изображения в картинах
портретного жанра.
28. Ракурс изображения на фотографиях
Музея современного искусства (НьюЙорк).
Что заинтересовало художника
(фотографа) в этом сюжете?
Замысел картин художников
29. примитивистов. Замысел картин
исторического жанра.
30. Замысел картин русских художников
середины 19 века.
31. Замысел картин портретного жанра.
32. Замысел картин Музея современного
искусства (Нью-Йорк).
33. Замысел картин бытового жанра.
Итого:

33

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

7

1,4

5.6

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

2

0,4

1,6

7,2

25,8

наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение

Содержание учебного плана
2 год обучения
Раздел 2.1. Что происходит на картине?
Тема №1 «Анализ происходящего на примере картин и фотографий бытового жанра».
Теория: Нормы и правила безопасности в познавательно-творческой деятельности. Правила
групповой работы. Восприятие художественного изображения. Диалог с образом события.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Вербализованный обмен наблюдениями. Уважительное вслушивание
в речь других
зрителей картины. Особое внимание к алгоритму вопросов, задаваемых на уроках «Образ и
мысль».
Левицкий Д. (1735-1822). Портрет Хрущевой и Хованской. 1773 г. Холст, масло. Русский
музей.
Брассаи (Гуля Халаш). (р. 1899 г.) Танцзал. 1932 г. Фотография. Музей современного
искусства. Нью-Йорк
Тема №2 «Анализ происходящего на примере картин портретного жанра.
Теория: Нормы и правила безопасности в познавательно-творческой деятельности. Правила
групповой работы. Восприятие художественного изображения. Диалог с образом события
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Вербализованный обмен наблюдениями. Уважительное вслушивание
в речь других
зрителей картины. Особое внимание к алгоритму вопросов, задаваемых на уроках «Образ и
мысль».
К. Метсю. Портрет банкира и его жены. 1514 г.
Эдуард Вюйар (1868-1940). Портрет матери и сестры художника. 1893 г. Холст, масло.
Музей современного искусства. Нью-Йорк.
10

Тема №3 Анализ происходящего на примере картин исторического жанра зарубежных
художников.
Теория: Нормы и правила безопасности в познавательно-творческой деятельности. Правила
групповой работы. Восприятие художественного изображения. Диалог с образом события.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Вербализованный обмен наблюдениями. Уважительное вслушивание
в речь других
зрителей картины. Особое внимание к алгоритму вопросов, задаваемых на уроках «Образ и
мысль».
Период Камакура Сожжение дворца Саньо. XIII в.
Рембрант Ван Рейн (1606-1669). Ночной дозор. 1642 г. Рекемузеум. Амстердам
Тема №4 Анализ происходящего на примере картин исторического жанра русских
художников
Теория: Нормы и правила безопасности в познавательно-творческой деятельности. Правила
групповой работы. Восприятие художественного изображения. Диалог с образом события.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Вербализованный обмен наблюдениями. Уважительное вслушивание
в речь других
зрителей картины. Особое внимание к алгоритму вопросов, задаваемых на уроках «Образ и
мысль».
И. Репин (1844-1930). Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану. 1880-91 гг.
Холст, масло. Русский музей.
Д.
Ривера
(1886-1957).
Крестьянский
вождь
Сапата.
1931
г.
Фреска. Музей современного искусства. Нью-Йорк.
Раздел 2.2. Кто изображен на картине?
Тема № 5 Образ участника события в картинах группового портретного жанра
Теория: Диалог с образом участника события
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к персонажам
картины и выразительным средствам.
Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Мадонна с младенцем (Мадонна Лита). Ок. 1470-1490
гг. Холст, темпера. Переведено с дерева. Эрмитаж.
О. Домье (1808-1879). Вагон третьего класса. 1862-63 гг. Холст, масло. Метрополитен,
Нью-Йорк.
Тема № 6 Образ участника события в картинах французских художников 20 века.
Теория: Диалог с образом участника события
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к персонажам
картины и выразительным средствам.
О. Домье. Ноша (Прачка). 1850-53 гг. Холст, масло. Метрополитен, Нью-Йорк.
П. Пикассо (1881-1973 гг.). Первые шаги. 1943 г.
Тема № 7 Образ участника события в картинах художников 14 века.
Теория: Диалог с образом участника события
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к персонажам
картины и выразительным средствам.
А. Лоренцетти (Ок. 1290-1348 гг.). Аллегория мира. 1339 г. Фреска.
Неизвестный художник. Соколиная охота. Ок. 1575 г.Книжная миниатюра
11

Тема № 8 Образ участника события в картинах портретного жанра.
Теория: Диалог с образом участника события
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к персонажам картины и
выразительным средствам.
Д. Беллоуз (1882-1925 гг.). Демпеи и Фирпо. 1824 г. Литография. Музей современного
искусства. Нью-Йорк.
Я. Ван-Дейк (1390-1441 г.). Джованни Арнольфини с женой. 1434 г. Холст, масло.
Национальная галерея, Лондон.
Раздел 2.3. Где происходят события, изображенные в произведении?
Тема №9 Анализ изображённого пространства на примере картин религиозного
содержания
Теория: Диалог с образом места (пространства)
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к месту, изображенному на
картине и выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
Ф. Штетхпймер Лейк Плесид. 1919 г.
Ж. Де ла Тур Иосиф плотник. 1645 г.
Тема №10 Анализ изображённого пространства на примере картин группового
портретного жанра
Теория: Диалог с образом места (пространства)
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к месту, изображенному на
картине и выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
Робер Кампен (1380-1444 гг.) Мадонна у камина. 1430-е гг. Правая часть диптиха.
Дерево, масло. Нидерландская школа. Метрополитен, Нью-Йорк.
Э. Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий Площадь Согласия).
1875 г.
Тема №11 Анализ изображённого пространства на примере картин в жанре пейзажа.
Теория: Диалог с образом места (пространства)
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к месту, изображенному на
картине и выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
К. Хокусай (1760-1849 гг.). Вид на заснеженную реку Сумида. Цветная ксилография.
Токио.
А. Дерен (1880-1954 гг.). Лондонский мост. 1906 г. Холст, масло. Музей современного
искусства, Нью-Йорк.
Тема №12 Анализ изображённого пространства на примере картин портретного жанра
Теория: Диалог с образом места (пространства)
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к месту, изображенному на
картине и выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
И. Новиков (р. 1961 г.). Пришествие мессии на таганке. 1989 г.Холст, масло.
Я. Вермеер (Дельфтский) (1632-1675 гг.). Молодая женщина с кувшином воды. 1660 г.
Холст, масло. Метрополитен, Нью-Йорк.
Раздел 2.4. Когда происходят события, изображенные в произведении?
12

Тема №13 Временная интерпретация изображённого на примере картин Музея
современного искусства.
Теория: Диалог с образом времени
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание ко времени, изображенному
на картине и выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
Луис К. Азацетта. Мореплавание. 1980 г. Холст, масло. Музей современного искусства,
Нью-Йорк.
Давид А. Сикейрос (1886-1974 гг.). Эхо крика. 1937 г. Дерево. Музей современного
искусства, Нью-Йорк.
Тема №14 Временная интерпретация изображённого на примере картин художников
конца 19 века.
Теория: Диалог с образом времени
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание ко времени, изображенному
на картине и выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
В. ван Гог (1853-1890). Звездная ночь. 1889 г. Холст, масло. Музей современного
искусства, Нью-Йорк.
А. Матисс (1869-1945 гг.). Красная студия. 1911 г. Холст, масло. Музей современного
искусства, Нью-Йорк.
Тема №15 Временная интерпретация изображённого на примере картин художникасюрриалиста С.Дали.
Теория: Диалог с образом времени
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание ко времени, изображенному
на картине и выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
Д. Веласкес (1599-1660). Менины. 1656 г. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид.
С. Дали (1888-1957 гг.). Постоянство памяти. 1931 г. Холст, масло. Музей современного
искусства, Нью-Йорк

Тема №16 Временная интерпретация изображённого на примере картин художника Д.
Веласкаса.
Теория: Диалог с образом времени
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание ко времени, изображенному
на картине и выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
Проводится на экспозиции музея.
Раздел 2.5. Кто герой произведения?
Тема №17 Образ героя произведения в картинах исторического жанра.
Теория: Диалог с образом героя произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к герою картины и
выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
Р. Дуаско. Маятник. 1957 г. Фотография.
В. Суриков (1848-1916 гг.). Меньшиков в Березове. 1883 г.Холст, масло. Русский музей.
Тема №18 Образ героя произведения в картинах американских художников конца 19
века.
Теория: Диалог с образом героя произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к герою картины и
13

выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
Дж. М. В. Тернер (11775-1851 гг.). Рабовладельческое судно. 1840 г. Холст, масло.
Я. Лоуренс. Строители № 1. 1970 г. Холст, масло. Музей современного искусства, НьюЙорк.
Тема №19 Образ героя произведения в картинах художников середины 20 века.
Теория: Диалог с образом героя произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к герою картины и
выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
М. Соколов. Рытье котлована Красноярской ГЭС. 1963 г.
К. Р. Райт. С прискорбием сообщаем. 1979 г.
Тема №20 Образ героя произведения в картинах портретного жанра
Теория: Диалог с образом героя произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к герою картины и
выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
П. Брейгель Старший (1525-1569 гг.). Жатва. 1565 г. Дерево, масло. Метрополитен,
Нью-Йорк.
Э. Хоппер. Ночные птицы. 1942 г
Тема №21 Образ героя произведения в картинах в жанре – пейзаж.
Теория: Диалог с образом героя произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к герою картины и
выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
Ф. Черч (1826-1900). Котопакси. 1862 г. Холст, масло. Метрополитен, Нью-Йорк.
Л. Хайн. Рабочий, указывающий на шпиль небоскреба Крейслера. 1930-1931 гг.
Фотография.
Тема №22 Образ героя произведения в картинах бытового жанра
Теория: Диалог с образом героя произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к герою картины и
выразительным средствам, используемым художником при его изображении.
Д. Ривера (1886-1957 гг.). Конвейер в Детройте (Южная стена).1931-1933 гг. Фреска.
Институт искусств, Детройт.
С. Калинин Отдых. 1988 г. Холст, масло.
Раздел 2.6. Где находился художник (фотограф), когда писал картину (делал снимок)?
Тема №23 Ракурс изображения в картинах Х. Хёх.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к ракурсу изображения.
Сети I перед богиней Хаттор. Ок. 13030 г. до н.э. Из гробницы фараона Сети I. Лувр,
Париж.
Х. Хех (1889-1978 гг.). Русский танцовщик. 1930 г. Графика.
Тема №24 Ракурс изображения в картинах П. Гогена.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к ракурсу изображения.
П. Гоген. Taperra Mahama (Cумерки) 1892 г.
О. Кокошко (р. 1886 г.). Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат. 1909 г.
Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк
14

Тема №25 Ракурс изображения в картинах исторического жанра
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к ракурсу изображения.
Ш. Рапп. Хиллсборо. Нью-Гемпшир. 1985 г.
Ф. Гойя (1746-1828 гг.). Расстрел повстанцев в ночь на третье мая 1808 года. 1814 г.
Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид.
Тема №26 Ракурс изображения в картинах военной тематики
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к ракурсу изображения.
Д. Балтеранц. Опознание погибших. 1942 г.
П. Пикассо (11881-1973 гг.). Герника. 1937 г. Холст, масло. Национальный музей – Центр
современного искусства королевы Софии, Мадрид.
Тема №27 Ракурс изображения в картинах портретного жанра
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к ракурсу изображения.
Э. Вюйар (1868-1940гг.). Старая женщина в интерьере. 1893 г. Холст, масло.
Э. Уайес (р. 1917 г.). Мир Кристины. 1948 г. Холст, масло. Музей современного искусства,
Нью-Йорк.
Тема №28 Ракурс изображения на фотографиях Музея современного искусства (НьюЙорк).
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к ракурсу изображения.
С. Шерман. Без названия. 1981 г. Фотография.
Альберто Джакометти. Мужчина, пересекающий площадь. 1947 г. Бронза. Музей
современного искусства, Нью-Йорк.
Раздел 2.7. Что заинтересовало художника (фотографа) в этом сюжете?
Тема №29 Замысел картин художников примитивистов. Замысел картин
исторического жанра.
Теория: Диалог с художником - автором произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения.
В. ван Гог (1853-1890 гг.).Утро. Отправление на работу (Подражание Милле). 1890 г. Холст,
масло.
А. Руссо (1844-1910 гг.). Спящий цыган. 1897 г. Холст, масло. Музей современного
искусства, Нью-Йорк.
Г. Виногранд (р. 1928 г.). Без названия. 1962 г. Фотография. Музей современного
искусства, Нью-Йорк.
М. Караваджо (1573-1610 гг). Обращение святого Павла. 1601 г. Капелла Черази,
церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим.
Тема №30 Замысел картин русских художников середины 19 века.
Теория: Диалог с художником - автором произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения.
15

П. Федотов (1815-1852 гг.). Сватовство майора. 1848 г. Холст, масло. Третьяковская
галерея.
М. Шагал (1887-1985 гг.). Прогулка. 1917-1918 гг. Холст, масло. Русский музей.
Тема №31 Замысел картин портретного жанра.
Теория: Диалог с художником - автором произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения.
П. Пиксассо (1881-1973 гг.). Две сестры (Визит). 1902 г. Холст, масло. Эрмитаж.
Х. Ли-Смит. Преграды. 1958 г.
Тема №32 Замысел картин Музея современного искусства (Нью-Йорк).
Теория: Диалог с художником - автором произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения.
Выездное занятие на базе Музея изобразительных искусств города Екатеринбурга
К.Ф. Юон(1875-1958). На водопое. 1916 г.Холст, масло. 80*120см.
9. К.Е. Маковский (1839-1915). Наставление бабушки. 23,7*27,7 см.
Тема №33 Замысел картин бытового жанра.
Теория: Диалог с художником - автором произведения искусства
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения. Открытое

занятие для родителей.
Л.И. Соломаткин(1837-1883).Метель.1876г.Холст, масло.65*89см.
7. С.А. Виноградов На даче. Терраса.
Слайды с картин из Музея изобразительных искусств г. Екатеринбурга
(рекомендуемый обязательный минимум, представленный не только в оригинале, но и
на слайдах):
1. Судейкин Маскарад. Картон, темпера. 32*42 см.
2. Н.К. Рерих (1874-1947). Древний город. 1908 г.
Бумага, карандаш, тушь, перо. 20*28 см.
3. Сверчков Охота с борзыми. Холст, масло. 58,5*118,5 см.
4. Ф.С. Журавлев (1836-1901). У больного ребенка.
Холст, масло. 41*51 см.
5. неизв.художник Пейзаж Екатерининской эпохи. Холст, масло. 103,5*132, 5 см.
6. Л.И. Соломаткин(1837-1883).Метель.1876г.Холст, масло.65*89см.
7. С.А. Виноградов На даче. Терраса.
8. К.Ф. Юон(1875-1958). На водопое. 1916 г.Холст, масло. 80*120см.
9. К.Е. Маковский (1839-1915). Наставление бабушки. 23,7*27,7 см.
10. Расих Ахметвалеев Теплый день.

1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знают и используют ведущие вопросы диалога в дискуссии: «Что происходит
на картине?», «Кто герой произведении?», «Где происходят события,
изображенные в произведении?», «Когда происходят события, изображённые в
16

произведении?», «Где находился художник (фотограф), когда писал картину
(делал снимок)?», «Что заинтересовало художника (фотографа) в этом
сюжете?»
- познакомились с основными понятиями и базовыми принципами
изобразительного искусства (образ, бытовой жанр, портретный жанр,
исторический жанр, ракурс, замысел);
- сформированы представления и навыки восприятия зрительных образов;
- сформированы умения формулировать собственные мысли, аргументировать
точку зрения.
Метапредметные результаты:
- сформирована внутренняя познавательная мотивация;
- развиты внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение;
- развит художественный вкус, творческие способности и фантазию у
учащихся;
Личностные результаты:
- воспитан интерес к искусству и человеку в искусстве;
- сформирована культура общения и культура слушания;
- воспитаны коммуникативные качества личности.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- наличие компьютера или ноутбука
- наличие проектора, экрана;
- наличие затемнения;
- стулья 10-20;
- электронная видеотека картин для занятий.
2.2. Формы аттестации/контроля
Реализация программы предполагает безотметочную форму контроля.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий.
Итоговый контроль осуществляется в процессе итоговых занятий, открытых
занятий для родителей, занятий на базе Музея изобразительных искусства
города Екатеринбурга.
2.3.Оценочные материалы
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем
осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству
мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий (см. в
17

приложении 1).
Критерии:
0 – отсутствие качества;
1 – низкий уровень проявления качества
2 – средний уровень проявления качества
3 – высокий уровень проявления качества
4 – творческий уровень проявления качества, систематичность
Способы фиксации результатов освоения программы:
• Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года (в
ходе собеседования и наблюдения за обучающимися).
• Ведение диагностического дневника «Ход и оценка результатов
освоения программы».
2.4. Методические материалы
Учебно-методический комплекс:
I.
Учебные и методические пособия:
 Образовательная программа дополнительного образования детей
«Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, 2009 г.
 Слайды (видеоряд) к Образовательной программе дополнительного
образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург,
СПбАППО, 2009 г.
II.
Материалы из опыта работы педагога:
 Дидактический наглядный материал – слайды (репродукции)
произведений искусства (см. п.1.2).
 Методические разработки к урокам по курсу «Образ и мысль».
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.
2.

3.

«Образ и мысль». Сборник. / Cерия «Музей и Школа: диалог
в образовательном пространстве», выпуск 2. — Санкт-Петербург, 1997.
«Вглядываясь — учимся». Программа “Образ и мысль“ 2 класс.
Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог
в образовательном пространстве», выпуск 7. — Санкт-Петербург, 2000.
Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль.
Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной
школы. — Санкт-Петербург: Комитет по образованию администрации
Санкт-Петербурга, 2000.

18

Список литературы, рекомендованной для детей.

2 год обучения:
1. АндриановаИ. О чём расскажут старые картины: сказки о художниках.
Издательство:Белый город,2015г.
2. Бялик В. История русской живописи в шедеврах Третьяковской
галереи.Издательство:Махаон,2018г.
3. Усачёв А. Прогулки по эрмитажу.Издательство:Азбука,2009г.
4. Гросстет Ш.,дю Мениль С. Иллюстрированная энциклопедия. 20
знаменитых шедевров для детей.Издательство:Аванта(АСТ),2018г.
5. Жукова Л. 100 великих художников.Издательство: Белый город,2005г.
6. Селье М. 10 картин и красный мяч.Издательство:Клевер Мария
Групп.2014г.
7. БьоркК.,АндерсонЛ. Линнея в саду художника.Издательство:Белая
ворона,2016г.
8. Мурашова А.,Роньшин Л. Очарование русского
пейзажа.Издательство:Белый город,2009г.
9. Джеральдин Э. Мона Лиза.Издательство:Малыш,2015г.
10. Порудоминский В. Счастливые встречи.Издательство: Малыш,1989г.
11. Схюттен Я. Девочка в золотом платье.Издательство: Пешком в
историю,2016г.
Ресурсы удаленного доступа

Ссылки 2 год обучения:
Музеи мира:
Русский музей
https://yandex.ru/images/search?text=музеи%20мира%20русский%20музей&st
ype=image&lr=54&source=wiz
Эрмитаж
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&nomisspell=1&text=%D1%8D%D
1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6%20%D0%BA%D0%B0%D
1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&source=related-2
Музей ИЗО им. А.Пушкина
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%20%D0%B8%D0%BC%20%D0%BF%D1
%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&from=tabbar
Музей современных искусств Нью-Йорк
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D
0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%
D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%20%D0%BD%D1%8C%D1%8E%20%D0%
B9%D0%BE%D1%80%D0%BA&from=tabbar
19

Лувр
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D1%83%D0%B2%D1%80%20
%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&from=tabbar
Музей прадо
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%20%D0%BA%D0%B
0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B8%D
1%85%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%
D1%8F&from=tabbar
Музей изобразительных искусств . Бостон
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D1%81%D1%8
2%D0%BE%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%
BD%D1%8B&from=tabbar
Уроки тётушки Совы. Всемирная картинная галерея.
Пикассо
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B0
%D1%81%D1%81%D0%BE
Рембрандт
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B1%
D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82
Брейгель
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B9%
D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Васнецов
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%
D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2
Репин
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%
D0%BD
Хокусай
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%85%D0%BE%D0%BA%D1%83%
20

D1%81%D0%B0%D0%B9
Приложение 1.Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
Матрица оценки качества результата образования по программе «Образ и мысль»
Фамилия имя ребенка
Качественные
индикаторы
(параметры и критерии
оценки)
1. Степень
активности
2. Степень
самостоятельности
3. Качество
мыслительной
деятельности
Средний балл:
0 – отсутствие качества
1 – низкий уровень проявления
качества
2 – средний уровень проявления
качества
3 – высокий уровень проявления
качества
4 – творческий уровень
проявления качества, систематичность

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».