Образ и мысль 3 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:26:50
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Образ и мысль»
3 год обучения

Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Заплатина Елена Александровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.

8
8
19

2.ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

19
19

2.2.Формы контроля/ аттестации

19

2.3.Оценочные материалы

19

2.4.Методическое обеспечение

20

2.5.Список литературы

20

Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «ОБРАЗ И МЫСЛЬ» 3 год обучения
ориентирована на развитие личности, формирование его художественнокоммуникативных навыков.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Образ и мысль»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, в
том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их потребностей
в художественно-эстетическом развитии.
3

Актуальность. Одной из важнейших задач образования является
становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей.
Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной
активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда,
обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса
младших школьников посредством среды с применением произведений
искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие
детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных
способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам
культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных
навыков, обусловленных следующими новообразованиями:
 умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и
явления окружающего мира;
 умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и
отстаивать точки зрения;
 обретением
способности к концентрации внимания, навыков
преобразования разного рода информации;
 повышением уровня развития основных психических процессов
(логическое и образное мышление, воображение, память, внимание,
речь);
 укреплением внутренней силы личности.
Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана
группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа
ориентирована на учащихся начальной школы и основана на психологических
теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории
стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен,
практические разработки педагогов Л.М. Ванюшкина, Л.Ю. Копылов, А.А.
Соколова.
Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является
общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей
направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по
обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов
окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта
познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).
Занятия по программе позволяют учащимся удовлетворить свои
познавательные интересы, расширить информированность в данной
образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в
процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного,
поэтапного
прохождения
курса
обеспечивается
целенаправленное
педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие учащихся,
закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.
В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у учащихся
4

целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная
эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие
способности.
В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль»
положена концепция формирования умственных действий и понятий,
реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным
участием как педагога, так и всего учебного коллектива.
Новизна. Программа ориентирована на целостное освоение материала:
учащийся
эмоционально
и
чувственно
обогащается,
приобретает
художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом
общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения
музеев, «встроенные» в программу, позволяет учащемуся расширить кругозор и
получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов
искусства.
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом
интерактивном методе организации занятий, построенных на основе
совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа
принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в
первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением
искусства, а не на передачу информации.
Педагогическая целесообразность. Программа курса нацелена на
создание педагогических условий для реализации целостного подхода к
образованию детей, творческому их становлению средствами произведений
искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к
развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному
поиску истины и дискуссии.
В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют: интеллектуальнопознавательные составляющие: логические, развивающие мыслительную
деятельность; эстетические и художественно-изобразительные, развивающие
художественную одарённость; досуговые
и социально адаптирующие
составляющие.
Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный
процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в
широком смысле), или: в мир общения (восприятие, самовыражение,
убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация); в мир
искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей); в мир
науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди
природы).
Принципы построения программы:
 Постепенность и последовательность.
 Единство образовательных задач, требований жизни, интересов
развития личности.
 Акцентирование занимательности.

5

Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его
в качестве основы или элемента для формирования содержания других
разделов.
Отличительной особенностью программы «Образ и мысль».
Программа рассчитана на учащихся, не имеющих начальных
художественных знаний.
Программа «Образ и мысль» 3 год обучения продолжает раскрывать
содержание тем 2 года обучения «Вглядываясь — учимся». В процессе
обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение
изменений в программу, исходя из познавательной активности учащихся и
степени усвоения ими учебного материала.
Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для
интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет
заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес
к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.
Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия,
аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи,
логического мышления, формированию культуры дискуссии.
В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы:
повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения
принимать точку зрения другого.
Программа способствует формированию толерантности учащихся и учителя,
а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной")
дискуссии.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины.
В технологию реализации программы включается следующий комплекс
методов и приемов:
 насыщение развивающей среды зрительными образами;
 включение терминологических средств изобразительного искусства;
 использование диалоговой формы проведения занятий;
 применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства
в качестве «базовых форм», подлежащих изучению;
 стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в
коллективе;
 адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов
программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения
каждой группы.
 В процессе занятий используются различные методы и способы
обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:


6

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию (в основном методического и технологического
характера);
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
В процессе проведения занятий используются практические формы
занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
 содержание материала имеет занимательную форму, развивающая
ситуация носит характер проблемной ситуации;
 совместный
характер
деятельности,
полнота
«проживанияпереживания»;
 используется активизирующая детей форма соревнования;
 осуществляются выходы в другие предметные циклы;
 занятия организованы в диалоговой форме и др.;
 включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
 инициируется творческая активность (оказывается исключительное
внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые
вопросы).
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в возрасте
от 9 до 10 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 1 час в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 33 часа в год.
Срок освоения программы: 33 недели.
Уровень освоения программы: «базовый».
Формы организации образовательного процесса: групповая. Количество
детей в группе: от 10 до 17 человек.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий
Виды занятий: совместное рассматривание и обсуждение произведений
изобразительного искусства, организованное открытыми вопросами учителя и
его парафразами ответов учащихся; индивидуальное раскрытие смысла, работа
в группах.
Формы подведения итогов реализации: открытое занятие для родителей

7

1.2. Цель, задачи программы
Цель программы (базовый уровень) – создание условий для развития
интеллектуального и эстетического развития учащихся, мыслительных и
художественно-коммуникативных их способностей в процессе совместного
рассматривания произведений изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
- знать и использовать ведущие вопросы диалога в дискуссии: Что происходит
на картине? Что видно на картине, а о чём можно только догадываться? Что мы
можем сказать об этом изображении? Что мы можем сказать об этом
изображении? Что мы можем сказать об этом изображении? Кто этот человек?
Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил этого человека? Каким
и как изобразил художник место события? Каким и как изобразил художник
время событий? Диалог с произведением искусства. (Где находился художник
(фотограф), когда писал картину (делал снимок)?)
- познакомиться с основными понятиями и базовыми принципами
изобразительного искусства (образ, анализ происходящего, бытовой жанр,
портретный жанр, исторический жанр, гравюра, ракурс, замысел);
- сформировать представления и навыки восприятия зрительных образов,
формировать умения анализировать и обобщать;
- сформировать умения формулировать собственные мысли, аргументировать
точку зрения.
Развивающие:
- сформировать внутреннюю познавательную мотивацию, обогащать и
укреплять эмоционально-волевую сферу;
- развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение;
- развить художественный вкус, творческие способности и фантазию у
учащихся;
Воспитательные:
- воспитать интерес к искусству и человеку в искусстве;
- сформировать культуры общения и культуру слушания, подготовленную к
полноценному эстетическому восприятию искусства;
- воспитать коммуникативные качества личности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
3 год обучения
№

Вглядываясь - учимся
Наименование темы
Что происходит на
картине?

Количество часов
всего
4

теория

практика

0,8

3,2
8

Формы
аттестации/
контроля

Анализ происходящего на
примере картин в жанре
пейзажа.
Анализ происходящего на
примере картин в жанре
автопортрета.
Анализ происходящего на
примере картин в жанре
портрета.
Анализ происходящего на
примере картин
художников –
примитивистов.
Кто изображён на
картине?
Образ участника события в
японской гравюре.
Образ участника события в
картинах бытового жанра.

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

2

0,4

1,6

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

Что видно на картине, а о
чём можно только
догадываться?

7

1,4

5,6

Пространство и границы
изображения в картинах
русских художников
начала 20 века.
8
Пространство и границы
изображения на
фотографиях Ж. Артинга.
9. Пространство и границы
изображения в картинах с
фантастическим сюжетом.
10. Пространство и границы
изображения в картинах
портретного жанра.
11.
Пространство и границы
изображения на
фотографиях Т. Досберга
12. Пространство и границы
изображения в картинах
художников 20 века.
13. Пространство и границы
изображения в картинах
бытового жанра.
Что мы можем сказать об
этом изображении?

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

3

0,6

2,4

0,2

0,8

1.

2.

3.

4.

5.
6.

7

14. Обмен наблюдениями и
впечатлениями от картины

1
9

Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение

Собеседование
наблюдение

«Девятый вал».
15. Обмен наблюдениями и
1
впечатлениями от
автопортретах Рембрандта
и Пикассо.
16. Обмен наблюдениями и
1
впечатлениями от пейзажей
З. Серебряковой и Ж. Сера.
Кто этот человек? Что мы 4
можем сказать о том,
каким художник
изобразил этого
человека?
17. Особенности
выразительных средств
изображения персонажей
картины Г. Коржева
«Проводы».
18. Особенности
выразительных средств
изображения персонажей
картины В. Сурикова
«Взятие снежного
городка».
19. Особенности
выразительных средств
изображения персонажей
картин исторического
жанра русских
художников.
20. Особенности
выразительных средств
изображения персонажей в
картинах художников
конца 19 века.
Каким и как изобразил
художник место события?

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

0,8

3,2

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

0.2

0.8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

5

1

4

Собеседование
наблюдение

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

1

21. Особенности
1
выразительных средств,
используемых художником
при изображении места
события в картинах
зарубежных художников 20
века.
22. Особенности
1
выразительных средств,
используемых художником
при изображении места
события в картинах в
жанре пейзажа.

10

23. Особенности
выразительных средств,
используемых художником
при изображении места
события в картинах в
жанре группового
портрета.
24. Особенности
выразительных средств,
используемых художником
при изображении места
события в картинах в
жанре портрета.
25. Особенности
выразительных средств,
используемых художником
при изображении места
события в картинах с
одинаковым сюжетом.
Каким и как изобразил
художник время
событий?

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

5

1

4

Собеседование
наблюдение

26. Особенности
выразительных средств
при изображении времени
в картинах пейзажного
жанра .
27. Особенности
выразительных средств
при изображении времени
в картинах В.Кандинского.
28. Особенности
выразительных средств
при изображении времени
в картинах бытового жанра.
29. Особенности
выразительных средств
при изображении времени
в картинах в жанре
пейзажа.
30. Особенности
выразительных средств
при изображении времени
в картинах русских
художников конца 19 века.
Диалог с произведением
искусства. (Где находился
художник (фотограф),
когда писал картину
(делал снимок)?)

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0.2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0.2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0.8

Собеседование
наблюдение

1

0.2

0,8

Собеседование
наблюдение

4

0,8

3,2

Собеседование
наблюдение

11

31. Особенности ракурса
изображения на примере
картин с одинаковым
сюжетом.
32. Особенности ракурса
изображения на примере
разных видов
художественного
изображения; картин
портретного жанра
33. Особенности ракурса
изображения на примере
картин современных
художников.
Итого

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

1

0,2

0,8

Собеседование
наблюдение

2

0.4

1,6

Зачет в зале
музея

33

7,2

25,8

Содержание
3 год обучения
Раздел 3.1. Что происходит на картине?
Тема №1 Анализ происходящего на примере картин в жанре пейзажа.
Теория: Диалог с образом события
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Вербализованный обмен наблюдениями. Уважительное вслушивание
в речь других
зрителей картины. Особое внимание к алгоритму вопросов, задаваемых на уроках «Образ
и мысль».
Занятие 1: 1.1. М.Жерар Первые шаги
1.2. Григорий Сорока.
Кабинет в островках в имении Н.П. Милюкова.
Тема№2 Анализ происходящего на примере картин в жанре автопортрета.
Теория: Диалог с образом события
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Вербализованный обмен наблюдениями. Уважительное вслушивание
в речь других
зрителей картины. Особое внимание к алгоритму вопросов, задаваемых на уроках «Образ
и мысль».
Занятие 2: 2.1. Альбрехт Дюрер. Автопортрет.
2.2. Винсент ван Гог. Автопортрет.
Тема №3 Анализ происходящего на примере картин в жанре портрета.
Теория: Диалог с образом события
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Вербализованный обмен наблюдениями. Уважительное вслушивание
в речь других
зрителей картины. Особое внимание к алгоритму вопросов, задаваемых на уроках «Образ
и мысль».
Занятие 3: 3.1.. Ганс Гольбейн младший Французские послы при английском дворе. 1532
г..
3.2.Зинаида Серебрякова. Автопортрет.
Тема №4 Анализ происходящего на примере картин художников –примитивистов.
Теория: Диалог с образом события
12

Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства.
Вербализованный обмен наблюдениями. Уважительное вслушивание
в речь других
зрителей картины. Особое внимание к алгоритму вопросов, задаваемых на уроках «Образ
и мысль».
Занятие 4: 4.1. Анри Руссо. Люксембургский сад.
4.2. Хокусай.Водопад Амида.
Раздел 3.2. Кто изображен на картине?
Тема№5 Образ участника события в японской гравюре.
Теория: Диалог с образом участника события
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к персонажам картины и
выразительным средствам.
Занятие 5: 5.1. Японский пейзаж
5.2. Поль Гоген. Священный источник.
Тема№6 Образ участника события в картинах бытового жанра.
Теория: Диалог с образом участника события
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к персонажам картины и
выразительным средствам.
Занятие 6: 6.1. Александр Родченко. Фотограф Гр. Петрусов. 1929 г.
6.2. Поль Сезанн. Картежники.
Раздел 3.3. Что видно на картине, а о чем можно только догадываться?
Тема №7 Пространство и границы изображения в картинах русских художников начала
20 века.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к пространству и
границам изображения.
Занятие 7: 7.1. Александр Родченко. Лиля Брик. 1929 г.
7.2. К.С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1921 г.
Тема№8 Пространство и границы изображения на фотографиях Ж. Артинга.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к пространству и
границам изображения.
Занятие 8: 8.1. Соломон ван Рейсдаль. Речная переправа.
8.2. Жак-Генри Артинг. Дани и его внук Винсент (1 кл. 14 урок).
Тема№9 Пространство и границы изображения в картинах с фантастическим
сюжетом.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
13

наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к пространству и
границам изображения.
Занятие 9: 9.1. Франсиско Хосе де Гойя-Лусьентес.
Сон разума порождает чудовищ.
9.2. Марк Шагал. Прогулка (1907-1918 гг). (2 кл.).
Тема№10 Пространство и границы изображения в картинах портретного жанра.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к пространству и
границам изображения.
Занятие 10: 10.1. Д.Фридрих.На парусном судне.
10.2. О.Ренуар. В ложе.
Тема№11 Пространство и границы изображения на фотографиях Т. Досберга.
Теория:Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к пространству и
границам изображения.
Занятие11:11.1Т. Досберг.Этюд№1
11.2.Т.Досберг.Этюд(фотография)
Тема№12 Пространство и границы изображения в картинах художников 20 века.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к пространству и
границам изображения.
Занятие 12: 12.1. Зинаида Серебрякова. На кухне.
12.2. К.Е. Маковский. Наставление бабушки.
Или:
Федотов П.А. Сватовство майора. 1848 г. (2 класс, 1 урок).
Тема№13 Пространство и границы изображения в картинах бытового жанра.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к пространству и
границам изображения.
Занятие 13: 13.1. Женский портрет. (Египет. Римский период).
13.2. З. Серебрякова. Беление холста.
Раздел 3.4. Что мы можем сказать об этом изображении?
Тема№14 Обмен наблюдениями и впечатлениями от картины «Девятый вал».
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к алгоритму вопросов,
задаваемых на уроках «Образ и мысль».
Занятие 14.: 14.1. Иван Айвазовский. Девятый вал.
14.2. Павел Филонов. Коровницы.
Тема№15 Обмен наблюдениями и впечатлениями от автопортретах Рембрандта и
Пикассо.
14

Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к алгоритму вопросов,
задаваемых на уроках «Образ и мысль».
Занятие 15: 15.1. Рембрандт ван Рейн. Автопортрет.
15.2. Пабло Пикассо. Автопортрет в молодости.
.
Тема№16 Обмен наблюдениями и впечатлениями от пейзажей З. Серебряковой и Ж.
Сера.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к алгоритму вопросов,
задаваемых на уроках «Образ и мысль».
Занятие 16: 16.1.З.Серебрякова. Марокко .
16.2. Жорж Сера. Воскресная прогулка в Гран-Шат
Раздел 3.5. Кто этот человек? Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил
этого человека?
Тема №17 Особенности выразительных средств изображения персонажей картины Г.
Коржева «Проводы».
Теория: Диалог с образом героя произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к персонажам картины и
особенностям выразительных средств их изображения.
Занятие 17: 17.1. Гелий Коржев. Проводы (1967 г.).
17.2. К.Ф. Юон. На водопое.
Тема№18 Особенности выразительных средств изображения персонажей картины
В. Сурикова «Взятие снежного городка».
Теория: Диалог с образом героя произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к персонажам картины и
особенностям выразительных средств их изображения.
Занятие 18: 18.1. Синди Шерман. Без названия. Кадр 90.
18.2. Василий Суриков. Взятие снежного городка.
Тема №19 Особенности выразительных средств изображения персонажей картин
исторического жанра русских художников.
Теория: Диалог с образом героя произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к персонажам картины и
особенностям выразительных средств их изображения
Занятие 19: 19.1. Василий Суриков. Меньшиков в Берёзове.
19.2. Василий Суриков. Боярыня Морозова.1887г.
Тема№20 Особенности выразительных средств изображения персонажей в картинах
художников конца 19 века.
Теория: Диалог с образом героя произведения искусства
15

Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к персонажам картины и
особенностям выразительных средств их изображения
Занятие 20: 20.1. Н.Гончарова.Велосипедист.
20.2. Э.Вюйар.Портрет матери и сестры художника.
Раздел 3.6. Каким и как изобразил художник место события?
Тема№21 Особенности выразительных средств, используемых художником при
изображении места события в картинах зарубежных художников20 века.
Теория: Диалог с образом места (пространства)
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к месту, изображенному
на картине и особенностям выразительных средств, используемых художником при его
изображении.
Занятие 21: 21.1. Дж.Кирико. Меланхолия улицы.1914г.
21.2. Д.Хокни. Большой всплеск.
Тема№22 Особенности выразительных средств, используемых художником при
изображении места события в картинах в жанре пейзажа.
Теория: Диалог с образом места (пространства)
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к месту, изображенному
на картине и особенностям выразительных средств, используемых художником при его
изображении.
Занятие 22: 22.1. П.Кузнецов.Мираж в степи.
22.2. Г.Кайботт. Вид на бульвар.
Тема№23 Особенности выразительных средств, используемых художником при
изображении места события в картинах в жанре группового портрета.
Теория: Диалог с образом места (пространства)
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к месту, изображенному
на картине и особенностям выразительных средств, используемых художником при его
изображении.
Занятие 23: 23.1.Брассаи. Андре и Полетта
23.2.Ян Стен. Гуляки.1660г.
Тема№24 Особенности выразительных средств, используемых художником при
изображении места события в картинах в жанре портрета.
Теория: Диалог с образом места (пространства)
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к месту, изображенному
на картине и особенностям выразительных средств, используемых художником при его
изображении.
Занятие 24: 24.1.Г.Левицкий. Портрет П.Демидова.
24.2.И.Каралян. Грустное настроение.
Тема№25 Особенности выразительных средств, используемых художником при
изображении места события в картинах с одинаковым сюжетом.
Теория: Диалог с образом места (пространства)
Практика:
16

Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к месту, изображенному
на картине и особенностям выразительных средств, используемых художником при его
изображении.
Занятие 25: 25.1.П.Синьяк. Модистки. Шляпная мастерская.
25.2.Я.Вермер Делфтский. Мастерская художника.
Раздел 3.7. Каким и как изобразил художник время события?
Тема№26 Особенности выразительных средств при изображении времени в картинах
пейзажного жанра.
Теория: Диалог с образом времени
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к времени,
изображенному на картине и особенностям выразительных средств, используемых
художником при его изображении.
Занятие 26: 26.1.М.Сарьян. Финиковая пальма.
26.2.Дж.Окифф. Озеро Джорджбарнс.
Тема№27 Особенности выразительных средств при изображении времени в
картинах В.Кандинского
Теория: Диалог с образом времени
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к времени,
изображенному на картине и особенностям выразительных средств, используемых
художником при его изображении.
Занятие 27: 27.1.В.Кандинский. Композиция№201.1914г.
27.2.В.Кандинский. Амазонка в горах.1917г.
27.3. В.Кандинский. Рай.1909г.
Тема№28 Особенности выразительных средств при изображении времени в
картинах бытового жанра.
Теория: Диалог с образом времени
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к времени, изображенному
на картине и особенностям выразительных средств, используемых художником при его
изображении
Занятие 28: 28.1.Я.Лоуренс. Миграция негров №56.
28.2 Э.Мунк. Девушки на мосту.
Тема№29 Особенности выразительных средств при изображении времени в картинах в
жанре пейзажа.
Теория: Диалог с образом времени
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к времени, изображенному
на картине и особенностям выразительных средств, используемых художником при его
изображении
Занятие 29: 29.1.А.Адамс. Восход луны.1941г.
29.2.Э.Хартвиг. Дороги.
29.3.М.Добужинский. Иллюстрация к повести Ф.Достоевского «Белые ночи».
Тема№30 Особенности выразительных средств при изображении времени в картинах
17

русских художников конца 19 века.
Теория: Диалог с образом времени
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к времени, изображенному
на картине и особенностям выразительных средств, используемых художником при его
изображении
Занятие 30: 30.1.С.Судейкин. Карусель.1910г.
30.2.К.Малевич. Сложное предчувствие.1932г.
Раздел 3.8. Где находился художник (фотограф), когда писал картину (делал снимок)?
Тема№31 Особенности ракурса изображения на примере картин с одинаковым
сюжетом.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к особенностям ракурса
изображения.
Занятие 31: 31.1.Р.Эстес. Двойной автопортрет.
31.2.Неизвестный художник. Отражение в зеркале.
Тема№32 Особенности ракурса изображения на примере разных видов
художественного изображения; картин портретного жанра.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к особенностям ракурса
изображения.
Занятие 32: 32.1.Д.Сеймур. Без названия. Фото.
32.2. Я.Лоуренс.Миграция негров №58.
32.3.Утамаро. Стихи о любви.
32.4.Ван Гог. Арльские дамы.1888г.
32.5.М.Шагал. Я и моя деревня.
Тема№33 Особенности ракурса изображения на примере картин современных
художников.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к особенностям ракурса
изображения.
Занятие 33: 34.1.Д.Тукер. Подземка.1950г.
34.2.Р.Магритт. Удел человеческий.1933г.
Слайды с картин из Музея изобразительных искусств г. Екатеринбурга
(рекомендуемый обязательный минимум, представленный не только в оригинале, но и
на слайдах):
1. Судейкин Маскарад. Картон, темпера. 32*42 см.
2. Н.К. Рерих (1874-1947). Древний город. 1908 г.
Бумага, карандаш, тушь, перо. 20*28 см.
3. Сверчков Охота с борзыми. Холст, масло. 58,5*118,5 см.
4. Ф.С. Журавлев (1836-1901). У больного ребенка.
18

Холст, масло. 41*51 см.
5. неизв.художник Пейзаж Екатерининской эпохи. Холст, масло. 103,5*132, 5 см.
6. Л.И. Соломаткин(1837-1883).Метель.1876г.Холст, масло.65*89см.
7. С.А. Виноградов На даче. Терраса.
8. К.Ф. Юон(1875-1958). На водопое. 1916 г.Холст, масло. 80*120см.
9. К.Е. Маковский (1839-1915). Наставление бабушки. 23,7*27,7 см.
10. Расих Ахметвалеев Теплый день.

1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знают и используют ведущие вопросы диалога в дискуссии: Что происходит на картине?
Что видно на картине, а о чём можно только догадываться? Что мы можем сказать об этом
изображении? Кто этот человек? Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил
этого человека? Каким и как изобразил художник место события? Каким и как изобразил
художник время событий? Диалог с произведением искусства. (Где находился художник
(фотограф), когда писал картину (делал снимок)?)
- познакомились с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного
искусства (образ, анализ происходящего, бытовой жанр, портретный жанр, исторический
жанр, гравюра, ракурс, замысел);
- сформированы представления и навыки восприятия зрительных образов, формировать
умения анализировать и обобщать;
- сформированы умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.
Метапредметные результаты:
- сформирована внутренняя познавательная мотивация, обогащена и укреплена
эмоционально-волевая сфера;
- развито внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное
воображение;
- развит художественный вкус, творческие способности и фантазию у учащихся;
Личностны результаты:
- воспитано интерес к искусству и человеку в искусстве;
- сформирована культура общения и культура слушания, подготовленная к полноценному
эстетическому восприятию искусства;
- воспитаны коммуникативные качества личности.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- наличие компьютера или ноутбука
- наличие проектора, экрана;
- наличие затемнения;
- стулья 10-20;
- электронная видеотека картин для занятий.

2.2. Формы аттестации/контроля
19

Реализация программы предполагает безотметочную форму контроля. Текущий контроль
осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий.
Итоговый контроль осуществляется в процессе итоговых занятий, открытых занятий для
родителей, занятий на базе Музея изобразительных искусства города Екатеринбурга.

2.3.Оценочные материалы
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени
активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе
проведения занятий (см. в приложении 1).
Критерии:
0 – отсутствие качества;
1 – низкий уровень проявления качества
2 – средний уровень проявления качества
3 – высокий уровень проявления качества
4 – творческий уровень проявления качества, систематичность
Способы фиксации результатов освоения программы:
• Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года (в ходе
собеседования и наблюдения за обучающимися).
• Ведение диагностического дневника «Ход и оценка результатов освоения
программы».

2.4. Методические материалы
Учебно-методический комплекс:
I.
Учебные и методические пособия:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Образ и мысль»
для детей 7 – 11 лет, г. Санкт-Петербург, 2009 г.

Слайды (видеоряд) к Образовательной программе дополнительного образования
детей «Образ и мысль» для детей 7 – 11 лет, г. Санкт-Петербург, СПбАППО, 2009 г.
Материалы из опыта работы педагога:

Дидактический наглядный материал – слайды (репродукции) произведений
искусства (см. п.1.2).

Методические разработки к урокам по курсу «Образ и мысль».

II.

2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.
2.

3.

«Образ и мысль». Сборник. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном
пространстве», выпуск 2. — Санкт-Петербург, 1997.
«Как картину написали». Программа “Образ и мысль“ 3 класс. Методические
рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве»,
выпуск 8. — Санкт-Петербург, 2001.
Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль. Образовательная
программа для дошкольных учреждений и начальной школы. — Санкт-Петербург:
Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000.
20

Список литературы, рекомендованной для детей.

3 год обучения:
1. Бялик В. История русской живописи в шедеврах Третьяковской галереи. Издательство:
Махаон,2018г.
2.Гросстет Ш.,дю Мениль С. Иллюстрированная энциклопедия. 20 знаменитых шедевров
для детей. Издательство: Аванта (АСТ),2018г.
3. Мейхью Дж. Кати в картинной галерее. Издательство: Молодая мама, 2018г.
4. Мурашова А., Роньшин Л. Очарование русского пейзажа. Издательство: Белый
город,2009г
5. Соломко Н., Колпакова И. О чём расскажут старые картины. Издательство: Белый
город.2009г.
6. Ермильченко Н. Автопортрет. Русские и зарубежные мастера. Издательство: Белый
город,2010г.
7.Нечаев С. Библия в иллюстрациях великих художников. Издательство: Искусство
детям.2005г.
8. Истомин С. Батальная картина. Энциклопедия. Издательство: Белый город, 2006г.
9. Курто С., Дэвис К. Рассказы о художниках. Издательство: Махаон,2018г.
10. Клейн К. Что такое современное искусство? Издательство: Искусство 21 век,2016г.

Ресурсы удаленного доступа

3 год обучения
Музеи мира:
Русский музей
https://yandex.ru/images/search?text=музеи%20мира%20русский%20музей&st
ype=image&lr=54&source=wiz
Эрмитаж
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&nomisspell=1&text=%D1%8D%D
1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6%20%D0%BA%D0%B0%D
1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&source=related-2
Музей ИЗО им. А.Пушкина
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%20%D0%B8%D0%BC%20%D0%BF%D1
%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&from=tabbar
Музей современных искусств Нью-Йорк
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D
0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%
D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%20%D0%BD%D1%8C%D1%8E%20%D0%
B9%D0%BE%D1%80%D0%BA&from=tabbar
Лувр
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D1%83%D0%B2%D1%80%20
%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&from=tabbar
Музей прадо
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
21

0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%20%D0%BA%D0%B
0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B8%D
1%85%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%
D1%8F&from=tabbar
Музей изобразительных искусств . Бостон
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D1%81%D1%8
2%D0%BE%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%
BD%D1%8B&from=tabbar
Уроки тётушки Совы. Всемирная картинная галерея.
Пикассо
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B0
%D1%81%D1%81%D0%BE
Рембрандт
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B1%
D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82
Брейгель
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B9%
D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Васнецов
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%
D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2
Репин
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%
D0%BD
Хокусай
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%85%D0%BE%D0%BA%D1%83%
D1%81%D0%B0%D0%B9
Приложение 1.Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
22

Матрица оценки качества результата образования по программе «Образ и мысль»
Фамилия имя ребенка
Качественные
индикаторы
(параметры и критерии
оценки)
1. Степень
активности
2. Степень
самостоятельности
3. Качество
мыслительной
деятельности
Средний балл:
0 – отсутствие качества
1 – низкий уровень проявления
качества
2 – средний уровень проявления
качества
3 – высокий уровень проявления
качества
4 – творческий уровень
проявления качества, систематичность

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».