ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября2025 г.
введена в действие с 02.09.2024 г.
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:27:18
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Образ и мысль»
4 год обучения
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Заплатина Елена Александровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Екатеринбург, 2025
1
Содержание
Страница
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.
8
8
18
2.ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
19
19
2.2.Формы контроля/ аттестации
19
2.3.Оценочные материалы
19
2.4.Методическое обеспечение
19
2.5.Список литературы
20
Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «ОБРАЗ И МЫСЛЬ» 4 год обучения
ориентирована на развитие личности ребенка, формирование его
художественно-коммуникативных навыков.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Образ и мысль»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, в
том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их потребностей
в художественно-эстетическом развитии.
3
Актуальность. Одной из важнейших задач образования является
становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей.
Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной
активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда,
обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса
младших школьников посредством среды с применением произведений
искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие
детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных
способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам
культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных
навыков, обусловленных следующими новообразованиями:
умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и
явления окружающего мира;
умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и отстаивать
точки зрения;
обретением способности к концентрации внимания, навыков
преобразования разного рода информации;
повышением уровня развития основных психических процессов
(логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);
укреплением внутренней силы личности.
Программа дополнительного образования "Образ и мысль", разработана
группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа
ориентирована на учащихся начальной школы и основана на психологических
теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории
стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен,
практические разработки педагогов Л.М. Ванюшкина, Л.Ю. Копылов, А.А.
Соколова.
Программа дополнительного образования «Образ и мысль» является
общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей
направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по
обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов
окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта
познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).
Занятия по программе позволяют учащимся удовлетворить свои
познавательные интересы, расширить информированность в данной
образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в
процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного,
поэтапного
прохождения
курса
обеспечивается
целенаправленное
педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие учащихся,
закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.
В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у учащихся
целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная
4
эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие
способности.
В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль»
положена концепция формирования умственных действий и понятий,
реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным
участием как педагога, так и всего учебного коллектива.
Новизна. Программа ориентирована на целостное освоение материала:
учащийся
эмоционально
и
чувственно
обогащается,
приобретает
художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом
общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения
музеев, «встроенные» в программу, позволяет учащемуся расширить кругозор и
получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов
искусства.
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом
интерактивном методе организации занятий, построенных на основе
совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа
принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в
первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением
искусства, а не на передачу информации.
Педагогическая целесообразность. Программа курса нацелена на
создание педагогических условий для реализации целостного подхода к
образованию детей, творческому их становлению средствами произведений
искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к
развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному
поиску истины и дискуссии.
В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют: интеллектуальнопознавательные составляющие: логические, развивающие мыслительную
деятельность; эстетические и художественно-изобразительные, развивающие
художественную одарённость; досуговые
и социально адаптирующие
составляющие.
Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный
процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в
широком смысле), или: в мир общения (восприятие, самовыражение,
убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация); в мир
искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей); в мир
науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди
природы).
Принципы построения программы:
Постепенность и последовательность.
Единство образовательных задач, требований жизни, интересов
развития личности.
Акцентирование занимательности.
Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его
в качестве основы или элемента для формирования содержания других
разделов.
5
Отличительной особенностью программы «Образ и мысль».
Программа рассчитана на учащихся, не имеющих начальных
художественных знаний.
Программа «Образ и мысль» 4 год обучения раскрывает содержание по теме
года «Как картину написали». В процессе обучения возможно проведение
корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя
из познавательной активности учащихся и степени усвоения ими учебного
материала.
Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для
интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет
заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес
к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.
Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия,
аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи,
логического мышления, формированию культуры дискуссии.
В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы:
повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения
принимать точку зрения другого.
Программа способствует формированию толерантности учащихся и учителя,
а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной")
дискуссии.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины.
В технологию реализации программы включается следующий комплекс
методов и приемов:
насыщение развивающей среды зрительными образами;
включение терминологических средств изобразительного искусства;
использование диалоговой формы проведения занятий;
применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства в
качестве «базовых форм», подлежащих изучению;
стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в
коллективе;
адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов
программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения
каждой группы.
В процессе занятий используются различные методы и способы
обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию (в основном методического и технологического
характера);
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
6
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
В процессе проведения занятий используются практические формы занятий дискуссия с элементами игры и соревнования.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
содержание материала имеет занимательную форму, развивающая
ситуация носит характер проблемной ситуации;
совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
используется активизирующая детей форма соревнования;
осуществляются выходы в другие предметные циклы;
занятия организованы в диалоговой форме и др.;
включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
инициируется творческая активность (оказывается исключительное
внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые
вопросы).
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в возрасте
от 10 до 11 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 1 час в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 33 часа в год.
Срок освоения программы: 33 недели.
Уровень освоения программы: «базовый».
Формы организации образовательного процесса: групповая. Количество
детей в группе: от 10 до 17 человек.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий
Виды занятий: совместное рассматривание и обсуждение произведений
изобразительного искусства, организованное открытыми вопросами учителя и
его парафразами ответов учащихся; индивидуальное раскрытие смысла, работа
в группах.
Формы подведения итогов реализации: открытое занятие для родителей
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы (базовый уровень) – создание условий для развития
интеллектуального и эстетического развития учащихся, мыслительных и
художественно-коммуникативных их способностей в процессе рассматривания
произведений изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
7
- знать и использовать ведущие вопросы диалога в дискуссии: Что происходит
на картине? Что видно на картине, а о чём можно только догадываться? На что
хотел обратить наше внимание художник (фотограф)? Какое настроение
(ощущение) хотел выразить (передать) художник? Узнаем художника по его
произведениям, Как написали картину.
- иметь представления об основных понятиях и базовых принципах
изобразительного искусства (образ, анализ происходящего, бытовой жанр,
портретный жанр, исторический жанр, гравюра, ракурс, замысел, художникмастер, стиль, композиция, передний план, колорит и другие выразительные
средства);
- уметь определять стили разных художников;
- сформировать представления и навыки восприятия зрительных образов,
формировать умения анализировать и обобщать;
- сформировать умения формулировать собственные мысли, аргументировать
точку зрения.
Развивающие:
- сформировать внутреннюю познавательную мотивацию, обогащать и
укреплять эмоционально-волевую сферу;
- развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение;
- развить художественный вкус, творческие способности и фантазию у
учащихся;
Воспитательные:
- воспитать интерес к искусству и человеку в искусстве;
- сформировать культуры общения и культуру слушания, подготовленную к
полноценному эстетическому восприятию искусства;
- воспитать коммуникативные качества личности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
4 год обучения
Как написали картину
№
Наименование темы
Кол-во часов
Всего
1.
2.
3.
Что видно на изображении, а о чем
мы можем только догадываться?
Особенности предъявления зрителю
пространства и границ изображения в
картинах в жанре группового портрета.
Особенности предъявления зрителю
пространства и границ изображения в
картинах в жанре пейзажа.
Особенности предъявления зрителю
пространства и границ изображения в
8
Формы
аттестации/
контроля
из них
Теория
Практика
3
0,6
2,4
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
картинах в жанре натюрморта.
На что хотел обратить наше
внимание художник (фотограф)?
Замысел произведения и
выразительные средства, используемые
художником в картинах о цирке.
Замысел произведения и
выразительные средства, используемые
художником в картинах о музыкантах.
Замысел произведения и
выразительные средства, используемые
художником в картинах исторического
жанра.
Замысел произведения и
выразительные средства, используемые
художником в картинах с одинаковым
сюжетом.
Замысел произведения и
выразительные средства, используемые
художником в картинах в жанре
пейзажа.
Замысел произведения и
выразительные средства, используемые
художником в картинах портретного
жанра.
Замысел произведения и
выразительные средства, используемые
художником в картинах в жанре
натюрморт
Замысел произведения и
выразительные средства, используемые
художником в картинах бытового
жанра.
Замысел произведения и
выразительные средства, используемые
художником в японской гравюре.
Замысел произведения и
выразительные средства, используемые
художником в картинах
анималистического жанра.
Какое настроение (ощущение) хотел
выразить (передать) художник?
Связь настроения и средств
художественной выразительности в
картинах в жанре пейзажа.
Связь настроения и средств
художественной выразительности в
картинах , изображающих музыкантов.
Связь настроения и средств
художественной выразительности в
натюрмортах художников разных
стилей.
9
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
10
2
8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
10
2
8
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
17. Связь настроения и средств
художественной выразительности в
картинах героической тематики.
18. Связь настроения и средств
художественной выразительности в
картинах, где главные герои – дети.
19. Связь настроения и средств
художественной выразительности в
картинах в жанре портрета.
20. Связь настроения и средств
художественной выразительности в
картинах художников
импрессионистов.
21. Связь настроения и средств
художественной выразительности в
картинах в жанре семейного портрета.
22. Связь настроения и средств
художественной выразительности в
разных видах искусства: лубок, цветная
гравюра, картина маслом.
23. Связь настроения и средств
художественной выразительности в
картинах в жанре портрет в роли.
Узнаем художника по его
произведениям
24. Композиция, передний план, колорит и
другие выразительные средства в
картинах А. Матисса.
25. Композиция, передний план, колорит и
другие выразительные средства в
картинах М. Шагала.
26. Композиция, передний план, колорит и
другие выразительные средства в
картинах К. Малевича.
27. Композиция, передний план, колорит и
другие выразительные средства в
картинах В.Ван Гога.
28. Композиция, передний план, колорит и
другие выразительные средства в
картинах русского художника
В.Перова.
29. Композиция, передний план, колорит и
другие выразительные средства в
картинах З.Серебряковой.
30. Композиция, передний план, колорит и
другие выразительные средства в
картинах Б. Кустодиева, П.Пикассо.
Композиция, передний план, колорит и
31. другие выразительные средства в
картинах русских художников 19 века.
32. Композиция, передний план, колорит и
другие выразительные средства в
10
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
1,2
4,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
10
2
8
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
1
0,2
0,8
Собеседование
наблюдение
картинах художников примитивистов .
Обобщающий урок «Как написали
картину».
33. Целостное восприятие произведения
искусства
Посещение музея изобразительного
искусства Екатеринбурга
Итого:
33
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
7,2
26,8
Собеседование
наблюдение
Собеседование
наблюдение
Содержание программы
4 год обучения
Раздел 4.1. Что видно на изображении, а о чем мы можем только догадываться?
Тема№1 Особенности предъявления зрителю пространства и границ изображения в
картинах в жанре группового портрета.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к пространству и
границам изображения, а также к особенностям их предъявления зрителю.
Ф.Славянский. Семейная картина.1851г.
И.Билибин. Иллюстрация к сказке «Пёрышко Финиста ясна сокола»
Тема№2 Особенности предъявления зрителю пространства и границ изображения в
картинах в жанре пейзажа.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к пространству и
границам изображения, а также к особенностям их предъявления зрителю.
А.Корзухин. Птичьи враги.1887г.
А.Пластов. Первый снег.1946г.
Тема№3 Особенности предъявления зрителю пространства и границ изображения в
картинах в жанре натюрморта.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к пространству и
границам изображения, а также к особенностям их предъявления зрителю.
А.Матисс. Красные рыбки.1911г.
Раздел 4.2. На что хотел обратить наше внимание художник (фотограф)?
Тема№4 Замысел произведения и выразительные средства, используемые художником
в картинах о цирке.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения и
выразительным средствам, используемым художником (фотографом).
Н.Сапунов. Карусель.
11
Фотографии цирка Дю Солей.
Тема№5 Замысел произведения и выразительные средства, используемые
художником в картинах о музыкантах.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения и
выразительным средствам, используемым художником (фотографом).
К.Шпицвег. Испанская серенада.1864г.
Древнеегипетская стенная роспись. Музыканты на пиру.15в. до н.э.
Тема№6 Замысел произведения и выразительные средства, используемые
художником в картинах исторического жанра.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения и
выразительным средствам, используемым художником (фотографом).
Жак Луи Давид. Клятва горациев.1795г.
Штандарты войны и мира.3 тыячи лет до н.э.
Тема№7 Замысел произведения и выразительные
художником в картинах с одинаковым сюжетом.
средства,
используемые
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения и
выразительным средствам, используемым художником (фотографом).
Неизвестный китайский художник.12 век.Озорные сельские школьники.
П.Пнин. Игра в шашки.1824г.
Тема№8 Замысел произведения и выразительные средства, используемые
художником в картинах в жанре пейзажа
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения и
выразительным средствам, используемым художником (фотографом).
Ф.Васильев. Деревенский двор.
Р.Фальк. Пейзаж с парусом.
Тема№9 Замысел произведения и выразительные средства, используемые
художником в картинах портретного жанра.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения и
выразительным средствам, используемым художником (фотографом).
П.Гоген. Сладкие грёзы.
Б.Кустодиев. Купчиха за чаем.1918г.
Тема№10 Замысел произведения и выразительные средства, используемые
художником в картинах в жанре натюрморт
12
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения и
выразительным средствам, используемым художником (фотографом).
И.Михайлов. Овощи и фрукты.
П.Кузнецов. Натюрморт с японской гравюрой.1912г.
Тема№11 Замысел произведения и выразительные средства, используемые
художником в картинах бытового жанра.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения и
выразительным средствам, используемым художником (фотографом).
П.Брейгель Охотники на снегу.1565г.
Роспись на гробнице. Охота на водяных птиц в нильских зарослях.1400г. до н.э.
Тема№12 Замысел произведения и выразительные средства, используемые
художником в японской гравюре.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения и
выразительным средствам, используемым художником (фотографом).
Кацусмка Хокусай. Большая волна.
Н.Котел, В.Вышинский. Иллюстрации к книге Э.Распе «Приключения барона
Мюнхаузена»
Тема№13 Замысел произведения и выразительные средства, используемые
художником в картинах анималистического жанра.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к замыслу произведения и
выразительным средствам, используемым художником (фотографом).
А.Руссо. Тропическая гроза с тигром.1891г.
М.Рахлеева.Друзья.1981г.
Раздел 4.3. Какое настроение (ощущение) хотел выразить (передать) художник?
Тема№14 Связь настроения и средств художественной выразительности в картинах в
жанре пейзажа.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к настроению картины,
ее выразительным средствам и связям настроения и средств художественной
выразительности.
Ф.Буше. Лес.1740г.
М.Сарьян. Ереван.1924г.
Тема№15 Связь настроения и средств художественной выразительности в
картинах, изображающих музыкантов.
13
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к настроению картины,
ее выразительным средствам и связям настроения и средств художественной
выразительности.
П.Лонги.Концерт.1741г.
Этрусская стенная роспись. Играющий на авлосе и кифаре. 475г. До н.э.
Тема№16 Связь настроения и средств художественной выразительности в
натюрмортах художников разных стилей.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к настроению картины,
ее выразительным средствам и связям настроения и средств художественной
выразительности.
И.Хруцкий Цветы и фрукты.1836г.
К.Малевич. Натюрморт.1908г.
Тема№17 Связь настроения и средств художественной выразительности в картинах
героической тематики.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к настроению картины,
ее выразительным средствам и связям настроения и средств художественной
выразительности.
Новгородская икона 14 века.Чудо Георгия о змие.
Д.Ривера. Аграрный вождь Сапата.
Тема№18 Связь настроения и средств художественной выразительности в
картинах, где главные герои – дети.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к настроению картины,
ее выразительным средствам и связям настроения и средств художественной
выразительности.
Г.Терборх. Мальчик, ищущий блох у собаки.
Б.Кустодиев. Японская кукла.1908г.
Тема№19 Связь настроения и средств художественной выразительности в картинах
в жанре портрета.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к настроению картины,
ее выразительным средствам и связям настроения и средств художественной
выразительности.
Д.Левицкий. Портрет Хрущёвой и Хованской.
А.Миганаджиан. Восточный мотив.1918г.
Тема№20 Связь настроения и средств художественной выразительности в картинах
14
художников импрессионистов.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к настроению картины,
ее выразительным средствам и связям настроения и средств художественной
выразительности.
К.Писсаро. Женщина с ребёнком у колодца.1882г.
Ф.Жерар. Ж.Б.Изабэ, художник-миниатюрист, со своей дочерью.1795г.
Тема№21 Связь настроения и средств художественной выразительности в картинах
в жанре семейного портрета.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к настроению картины,
ее выразительным средствам и связям настроения и средств художественной
выразительности.
Леонардо да Винчи.мадонна с младенцем.1491г.
Р.Гуттузо. Отец и сын.
Тема№22 Связь настроения и средств художественной выразительности в разных
видах искусства: лубок ( цветная гравюра), картина маслом.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к настроению картины,
ее выразительным средствам и связям настроения и средств художественной
выразительности.
Русский лубок. Мыши кота погребают.1760г.
П.Гоген. Таитянские пасторали.1893г.
Тема№23 Связь настроения и средств художественной выразительности в картинах
в жанре портрет в роли.
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание к настроению картины,
ее выразительным средствам и связям настроения и средств художественной
выразительности.
А.Ватто.Жиль.1717г.
К.Брюллов.Вольтижер.1828г.
Раздел 4.4. Узнаем художника по его произведениям.
Тема№24 Композиция, передний план, колорит и другие выразительные средства в
картинах А. Матисса.
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение стиля художника.
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к композиции,
переднему плану, колориту и другим выразительным средствам, используемым
15
художником. Попытки узнавания авторской манеры выражения и изображения. Имя
художника.
А.Матисс. Красная комната.
А.Матисс. Красные рыбки.
Тема№25 Композиция, передний план, колорит и другие выразительные средства в
картинах М. Шагала.
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение стиля художника.
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к композиции,
переднему плану, колориту и другим выразительным средствам, используемым
художником. Попытки узнавания авторской манеры выражения и изображения. Имя
художника.
М.Шагал. Прогулка.
М.Шагал.Я и моя деревня.
Тема№26 Композиция, передний план, колорит и другие выразительные средства в
картинах К. Малевича.
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение стиля художника.
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к композиции,
переднему плану, колориту и другим выразительным средствам, используемым
художником. Попытки узнавания авторской манеры выражения и изображения. Имя
художника.
К.Малевич. Чёрный квадрат.1915г.
К.Малевич. Красный квадрат.1915г.
К.Малевич.Автопортрет.1933г.
К.Малевич.Супрематическая композиция.1916г.
Тема№27 Композиция, передний план, колорит и другие выразительные средства в
картинах В.Ван Гога.
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение стиля художника.
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к композиции,
переднему плану, колориту и другим выразительным средствам, используемым
художником. Попытки узнавания авторской манеры выражения и изображения. Имя
художника.
В.Ван Гог.Крестьяне.
В.Ван Гог. Фермер Ван.
В.ВанГог. Подсолнухи.
Тема№28 Композиция, передний план, колорит и другие выразительные средства в
картинах русского художника В.Перова.
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение стиля художника.
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к композиции,
переднему плану, колориту и другим выразительным средствам, используемым
художником. Попытки узнавания авторской манеры выражения и изображения. Имя
художника.
В.Перов. Савояр.
16
В.Перов. Тройка.
В.Перов.Охотники на привале.
Тема№29 Композиция, передний план, колорит и другие выразительные средства в
картинах З.Серебряковой.
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение стиля художника.
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к композиции,
переднему плану, колориту и другим выразительным средствам, используемым
художником. Попытки узнавания авторской манеры выражения и изображения. Имя
художника.
З.Серебрякова. Беление холста.
З.Серебрякова. Карточный домик
З.Серебрякова.Мароканские пейзажи.
Тема№30 Композиция, передний план, колорит и другие выразительные средства в
картинах Б. Кустодиева, П.Пикассо.
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение стиля художника.
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к композиции,
переднему плану, колориту и другим выразительным средствам, используемым
художником. Попытки узнавания авторской манеры выражения и изображения. Имя
художника.
Б.Кустодиев. Большевик.
Б.Кустодиев. Масленница.
Б.Кустодиев. Портрет Ф.Шаляпина.
П.Пикассо. Три музыканта.
П.Пикассо. Герника.
П.Пикассо. Первые шаги.
Тема№31 Композиция, передний план, колорит и другие выразительные средства в
картинах русских художников 19 века.
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение стиля художника.
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к композиции,
переднему плану, колориту и другим выразительным средствам, используемым
художником. Попытки узнавания авторской манеры выражения и изображения. Имя
художника.
И.Репин. Запорожцы. Не ждали.
В.Суриков. Взятие снежного городка. Боярыня Морозова.
Тема№32 Композиция, передний план, колорит и другие выразительные средства в
картинах художников примитивистов.
Теория: Диалог с художественным изображением. Определение стиля художника.
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к композиции,
переднему плану, колориту и другим выразительным средствам, используемым
17
художником. Попытки узнавания авторской манеры выражения и изображения. Имя
художника
Н.Пиросмани. Девочка с шариком.1909г. Мужчина на ослике.
А.Руссо. Фламинго. Трапеза льва.
Раздел 4.5. Обобщающий урок «Как написали картину».
Тема№ 33 Целостное восприятие произведения искусства
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства.
Практика:
Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины. Особое внимание
к алгоритму вопросов,
задаваемых на уроках «Образ и мысль».
П.Федотов. Сватовство майора.1848г.
Р.Ван Рембрандт. Возвращение блудного сына.1669г.
Посещение музея изобразительного искусства Екатеринбурга
Теория: Диалог с художником – автором произведения искусства.
Практика: Совместное рассматривание произведений изобразительного искусства. Обмен
наблюдениями и впечатлениями от картины в залах музея.
Слайды с картин из Музея изобразительных искусств г. Екатеринбурга
(рекомендуемый обязательный минимум, представленный не только в оригинале, но и
на слайдах):
1. Судейкин Маскарад. Картон, темпера. 32*42 см.
2. Н.К. Рерих (1874-1947). Древний город. 1908 г.
Бумага, карандаш, тушь, перо. 20*28 см.
3. Сверчков Охота с борзыми. Холст, масло. 58,5*118,5 см.
4. Ф.С. Журавлев (1836-1901). У больного ребенка.
Холст, масло. 41*51 см.
5. неизв.художник Пейзаж Екатерининской эпохи. Холст, масло. 103,5*132, 5 см.
6. Л.И. Соломаткин(1837-1883).Метель.1876г.Холст, масло.65*89см.
7. С.А. Виноградов На даче. Терраса.
8. К.Ф. Юон(1875-1958). На водопое. 1916 г.Холст, масло. 80*120см.
9. К.Е. Маковский (1839-1915). Наставление бабушки. 23,7*27,7 см.
10. Расих Ахметвалеев Теплый день.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знают и используют ведущие вопросы диалога в дискуссии: Что происходит
на картине? Что видно на картине, а о чём можно только догадываться? На что
хотел обратить наше внимание художник (фотограф)? Какое настроение
(ощущение) хотел выразить (передать) художник? Узнаем художника по его
произведениям, Как написали картину.
- имеют представления об основных понятиях и базовых принципах
изобразительного искусства (образ, анализ происходящего, бытовой жанр,
портретный жанр, исторический жанр, гравюра, ракурс, замысел, художникмастер, стиль, композиция, передний план, колорит и другие выразительные
средства);
- умеют определять стили разных художников;
18
- сформированы представления и навыки восприятия зрительных образов,
формировать умения анализировать и обобщать;
- сформированы умения формулировать собственные мысли, аргументировать
точку зрения.
Развивающие:
- сформирована внутренняя познавательная мотивация, обогащение и
укрепление эмоционально-волевой сферы;
- развито внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение;
- развит художественный вкус, творческие способности и фантазию у
учащихся;
Воспитательные:
- воспитан интерес к искусству и человеку в искусстве;
- сформирована культура общения и культура слушания, подготовленная к
полноценному эстетическому восприятию искусства;
- воспитаны коммуникативные качества личности.
.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- наличие компьютера или ноутбука
- наличие проектора, экрана;
- наличие затемнения;
- стулья 10-20;
- электронная видеотека картин для занятий.
2.2. Формы аттестации/контроля
Реализация программы предполагает безотметочную форму контроля.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий.
Итоговый контроль осуществляется в процессе итоговых занятий, открытых
занятий для родителей, занятий на базе Музея изобразительных искусства
города Екатеринбурга.
2.3.Оценочные материалы
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем
осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству
мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий (см. в
приложении 1).
19
Критерии:
0 – отсутствие качества;
1 – низкий уровень проявления качества
2 – средний уровень проявления качества
3 – высокий уровень проявления качества
4 – творческий уровень проявления качества, систематичность
Способы фиксации результатов освоения программы:
• Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года (в
ходе собеседования и наблюдения за обучающимися).
• Ведение диагностического дневника «Ход и оценка результатов
освоения программы».
2.4. Методические материалы
Учебно-методический комплекс:
I.
Учебные и методические пособия:
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург, 2009 г.
Слайды (видеоряд) к Образовательной программе дополнительного
образования детей «Образ и мысль» для детей 7 – 10 лет, г. Санкт-Петербург,
СПбАППО, 2009 г.
II.
Материалы из опыта работы педагога:
Дидактический наглядный материал – слайды (репродукции)
произведений искусства (см. п.1.2).
Методические разработки к урокам по курсу «Образ и мысль».
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1.
2.
3.
«Образ и мысль». Сборник. / Cерия «Музей и Школа: диалог
в образовательном пространстве», выпуск 2. — Санкт-Петербург, 1997.
«Как картину написали». Программа “Образ и мысль“ 4 класс.
Методические рекомендации. / Cерия «Музей и Школа: диалог
в образовательном пространстве», выпуск 8. — Санкт-Петербург, 2001.
Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль.
Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной
школы. — Санкт-Петербург: Комитет по образованию администрации
Санкт-Петербурга, 2000.
Список литературы, рекомендованной для детей.
4 год обучения:
1. Радиче Т.,Туркон С. Виолетта путешествует по свету. Под небом
20
Парижа.Издательство:Пешком в историю,2017г.
2. Маттиа Л., Анджелли А., Лоренцо Т. Леонардо.Издательство:Пешком
в историю,2017г.
3. Оскар Б. Что такое красота и искусство?Издательство:Клевер Медиа
Групп,2015г.
4. Ермильченко Н. Передвижники. Энциклопедия.Издательство: Белый
город,2011г.
5. Мейсон э. История западного искусства. От наскальных рисунков до
поп-арта.Издательство:Лабиринт,2010г.
6. Мещеряков В. Сравни картины.Издательство:Издательский дом
Мещерякова,2014г.
7. Сугробова О. Падение Икара:Рассказ о нидерландском художнике
Питере Брейгеле.Издательство:Детская литература,1984г.
8. Маркел М.Мечтатель из местечка.История Марка
Шагала.Издательство: Текст.2010г.
9. Пивень М. Анри Матисс.Издательство:Редкая птица,2016г.
10.Семёнов О. Иван Билибин:рассказ о художникесказочнике.Издательство:Детская литература.1996г.
11.Пенроуз Э. Мальчик, который укусил
Пикассо.Издательство:Арка,2016г.
12.Броуч Э. Шедевр.Издательство:Розовый жираф,2011г.
Ресурсы удаленного доступа
Музеи мира:
Русский музей
https://yandex.ru/images/search?text=музеи%20мира%20русский%20музей&st
ype=image&lr=54&source=wiz
Эрмитаж
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&nomisspell=1&text=%D1%8D%D
1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6%20%D0%BA%D0%B0%D
1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&source=related-2
Музей ИЗО им. А.Пушкина
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%20%D0%B8%D0%BC%20%D0%BF%D1
%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&from=tabbar
Музей современных искусств Нью-Йорк
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D
0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%
D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%20%D0%BD%D1%8C%D1%8E%20%D0%
B9%D0%BE%D1%80%D0%BA&from=tabbar
Лувр
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D1%83%D0%B2%D1%80%20
%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&from=tabbar
21
Музей прадо
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%20%D0%BA%D0%B
0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B8%D
1%85%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%
D1%8F&from=tabbar
Музей изобразительных искусств . Бостон
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D
0%B9%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D1%81%D1%8
2%D0%BE%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%
BD%D1%8B&from=tabbar
Уроки тётушки Совы. Всемирная картинная галерея.
Пикассо
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B0
%D1%81%D1%81%D0%BE
Рембрандт
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B1%
D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82
Брейгель
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B9%
D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Васнецов
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%
D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2
Репин
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%
D0%BD
Хокусай
https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0
%B8%20%D1%82%D1%91%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%
D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%85%D0%BE%D0%BA%D1%83%
D1%81%D0%B0%D0%B9
22
Приложение 1. Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
Матрица оценки качества результата образования по программе «Образ и мысль»
Фамилия имя ребенка
Качественные
индикаторы
(параметры и критерии
оценки)
1. Степень
активности
2. Степень
самостоятельности
3. Качество
мыслительной
деятельности
Средний балл:
0 – отсутствие качества
1 – низкий уровень проявления
качества
2 – средний уровень проявления
качества
3 – высокий уровень проявления
качества
4 – творческий уровень
проявления качества, систематичность
23