ПДО Сольфеджио 1 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:29:30
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Сольфеджио»
1 год обучения

Возраст обучающихся: 6,5-8 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Александрова Ульяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.

5
6
12

2. ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

13
13

2.2.Формы контроля/ аттестации

13

2.3.Оценочные материалы

13

2.4.Методическое обеспечение

14

2.5.Список литературы

15

Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Сольфеджио» 1 год
обучения
ориентирована
на
развитие
музыкально-творческих
способностей, в том числе музыкального слуха, у учащихся,
формирование эстетической культуры через овладение основам
сольфеджирования.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Сольфеджио»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся,
в том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их
3

потребностей в художественно-эстетическом развитии.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Приобщение обучающихся к шедеврам мировой музыкальной
культуры направлено на формирование целостной художественной картины
мира, воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический
отклик
на
музыку
обеспечивает
коммуникативное развитие: формирует умение слушать, вести диалог,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, способность
встать на позицию другого человека.
Во внеурочной деятельности школы предмет сольфеджио занимает
важное место и принадлежит к основным видам музыкального
исполнительства, так как представляет собой целую систему музыкального
развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада,
чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.
Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является
формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать
происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной
формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать
эстетическую красоту и содержание музыкального произведения. Поэтому
занятия теории музыкального искусства являются одним из средств
разностороннего развития учащихся:
музыкально-творческого
и
личностного.
Отличительной особенностью программы «Сольфеджио» является:
1. Овладение ребенком музыкальной грамотой на уровне теории и
практики происходит на основе его собственного опыта, что позволяет лучше
усвоить полученные знания и их практического применения.
2. С помощью углубления материала происходит более полное
проникновение ребенка в мир музыки, понимания строения мелодии,
гармонии, элементов полифонии.
3. Занятия сольфеджио помогут ребенку не только овладеть системой
необходимых знаний, но и в понимании исполняемых ими произведений на
занятиях музыкального инструмента и хора, что позволяет развить чувство
любви к музыке.
Большое значение в программе уделяется организации учебного процесса,
созданию условий творческой реализации детей, тесному сотрудничеству с
родителями в деле художественно-эстетического воспитания и духовного
обогащения детей.
Формы и методы реализации практического компонента
4

дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
вокально-интонационные навыки, особенности музыкального языка,
средства музыкальной выразительности, специфику воздействия музыки на
человека. Для реализации практического компонента на занятиях по
программе «Сольфеджио» используются: метод сравнения, метод выявления
сходства и различий, метод идентификации, метод перекодировки, методы
наглядно-слухового показа (демонстрация музыкального произведения,
различных исполнительских интерпретаций).
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 6,5 до 8 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 66 часов в год.
Срок освоения программы: 1 год обучения, 33 недели.
Уровень освоения программы: 1 год обучения – «стартовый» –
реализует общедоступную и универсальную форму организации материала,
обеспечивая освоение уровня при минимальной сложности.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Количество детей в группе: от 20 до 32 человек.
Виды занятий: слушание и анализ музыки, интонирование, вокальнохоровая деятельность, инструментальное исполнительство, музыкальная
грамота, мероприятия воспитательно-познавательного характера (участие в
мероприятиях школы).
Формы подведения итогов реализации: нотный диктант; ритмический
диктант; сдача теории с примерами; слуховой анализ; открытые занятия.
Особенности реализации образовательного процесса. Определяющим
фактором обучения является целесообразный подбор и использование
музыкального репертуара: от доступного и любимого обучающимися,
данного в облегченном изложении эстрадно-песенного до традиционного
классического материала.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – создание условий для развития первоначального
уровня музыкально-творческих способностей, в том числе музыкального
слуха, у учащихся через овладение элементам сольфеджирования.
Задачи программы:
Обучающие:

обучить основам элементарной музыкальной грамоты;

формировать навыки воспроизведения и записи несложных
музыкальных примеров;

вырабатывать чувства ритма и метроритма;

формировать простейшие умения добиваться чистоты интонирования
5

мелодии;

овладеть простейшими элементами формообразования;

выработать простейшие навыки импровизации.
Развивающие:

развивать
музыкальные
способности
обучающихся:
ладогармонический слух, музыкальную память, музыкально-ритмический и
гармонический слух;

развивать эмоционально-осознанное восприятие искусства;

развивать творческие способности посредством воспроизведения, игры
и импровизации;

расширять музыкальный опыт и общий кругозор на основе изучения
лучших образцов композиторской и народной музыки.
Воспитательные:

воспитывать коммуникативные качества личности.

воспитывать культуру слушания, подготовленную к полноценному
эстетическому восприятию музыкального искусства.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№
за
ня
ти
я
1

Наименование темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Клавиатура. Регистры.
Октавы.

2

1,5

0,5

2

Скрипичный ключ.
Ноты скрипичного ключа.

2

1

1

3

Ноты первой октавы.
На линейках и между линеек.

2

1

1

4

Четвертные длительности.
Ритм.

2

1

1

5

Четверть.
Четвертные длительности.

2

1

1

6

Восьмые.
Восьмые длительности.

2

1

1

7

Восьмые длительности с
ритмослогами.
Ритмическая партитура.
Ноты первой октавы.

2

1

1

2

1

1

8

6

Формы аттестации/
контроля

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Нотный диктант

9

Ноты второй октавы.
Ноты ля, си малой октавы.
Штили.

2

1

1

10

Тональность До мажор.
Тоника.

2

1

1

11

Ноты малой октавы.
Ноты первой и малой октав.
Сильная и слабая доля.
Определение.

2

1

1

2

1

1

Устойчивые и неустойчивые
ступени.
Определение.
2-хдольный размер.
Такт.

2

1

1

2

1

1

15

Интервал.
Виды интервалов.

2

1

1

16

Размер две четверти.
Длительности в 2/4.
Работа с интервалами.
Построение интервалов.
Басовый ключ.
Ноты басового ключа.
Пауза.
Виды пауз.

2

1

1

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Ритмический диктант

2

1

1

Слуховой анализ

2

1

1

Нотный диктант

2

1

1

Параллельные
тональности:
мажор.
Параллельные
тональности:
минор.
Затакт.
Затакт в 2/4.
2-хчастная форма.
Части формы.

2

1

1

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение

2

1

1

Ритмический диктант

2

1

1

23

Диез.
Бемоль

2

1

1

24

Хроматическая гамма.
Целотонная гамма.

2

1

1

25

Энгармонически равные звуки.
Построение.

2

1

1

26

Размер три четверти.
Ритм в ¾.
Фа мажор. Строение мажорной
гаммы.

2

1

1

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Ритмический диктант

2

1

1

12

13

14

17
18
19

20

21
22

27

7

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Нотный диктант

Текущая
практическая работа,

28

29
30
31

32

33

Тетрахорд.
Точка у длительности.
Определение.

2

1

1

Малая секунда.
Большая секунда.
Малая терция.
Большая терция.
Канон.
Исполнение канона.

2

1

1

наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Слуховой анализ

2

1

1

Слуховой анализ

2

1

1

Построение
канона
ритмического.
Построение
канона
мелодического.
Строение минорной гаммы.
Параллельные тональности. Ре
минор. Построение.
ИТОГО

2

1

1

Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение

2

1

1

66

34,5

33,5

Открытое занятие

Содержание
Тема № 1. Клавиатура. Регистры. Октавы.
Теория. Знакомство с клавиатурой. Знакомство с низким, средним, высоким
регистром. Знакомство с видами октав, их название и местоположение.
Практика. Определение октав и регистров.
Тема № 2. Скрипичный ключ. Ноты скрипичного ключа.
Теория. Знакомство с нотным станом. Скрипичный ключ или ключ соль –
обозначение.
Практика. Знание линеек нотного стана. Написание скрипичного ключа.
Тема № 3. Ноты первой октавы. На линейках и между линеек.
Теория. Нотоносец. Знакомство с нотами на линейках. Знакомство с нотами
между линеек. Знакомство с нотами первой октавы. Печатные и прописные
ноты.
Практика. Запись нот на линейках, умение их определять. Запись нот
между линеек, умение их определять. Уметь писать печатные и прописные
ноты.
Тема №4. Четвертные длительности. Ритм.
Теория. Четвертные длительности. Ритм с четвертными длительностями.
Практика. Запись, прохлопывание ритмического рисунка с четвертными
длительностями
Тема №5. Четверть. Четвертные длительности.
Теория. Четвертные длительности.
8

Практика. Запись четверти. Прохлопывание четверти. Пение по нотам
четвертных длительностей
Тема №6. Восьмые. Восьмые длительности.
Теория. Длинные и короткие, восьмые длительности. Та и ти-ти.
Практика. Прохлопывание восьмых длительностей. Прохлопывание
ритмического рисунка с восьмыми и четвертными длительностями
Тема №7. Восьмые длительности с ритмослогами. Ритмическая партитура.
Теория. Ритмическая партитура.
Практика. Работа с четвертными и восьмыми длительностями.
Проговаривание слов ритмически.
Тема №8. Ноты первой октавы. Ноты второй октавы.
Теория. Знакомство с нотами первой и второй октав, запоминание их
написания.
Практика. Написание нот первой и второй октав, запоминание их
написания. Умение отличать ноты первой октавы от второй.
Тема №9. Ноты ля, си малой октавы. Штили.
Теория. Знакомство с нотами ля, си малой октавы. Знакомство со штилями.
Практика. Знание нот малой октавы. Знание и написание дополнительных
линеек. Написание штилей.
Тема №10. Тональность До мажор. Тоника.
Теория. Тональность до мажор. Ступени, римские цифры. Тоника.
Практика. Исполнение тональность до мажор. Знание ступеней, и римских
цифр. Умение определять тонику.
Тема №11. Ноты малой октавы. Ноты первой и малой октав.
Теория. Ноты малой октавы. Дополнительные линейки. Ноты, до, си, ля,
соль.
Практика. Умение написать и определять, различать ноты малой октавы:
до, си, ля, соль.
Тема №12. Сильная и слабая доля. Определение.
Теория. Пульс. Такт. Доля. Сильные и слабые доли.
Практика. Простучать метрический пульс. Расставить такты по долям.
Простучать сильные и слабые доли.
Тема №13. Устойчивые и неустойчивые ступени. Определение.
Теория. Ступени гаммы. Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы.
Ступени до мажора
Практика. Исполнение и определение устойчивых и неустойчивых
ступеней. Исполнение ступеней гаммы до мажор.
9

Тема №14. 2-хдольный размер. Такт.
Теория. Размер две четверти. Половинная длительность.
Две доли. Такт.
Практика. Исполнение ритма в размере две четверти. Умение простучать
половинную длительность и проставить такты в размере две четверти.
Тема №15. Интервал. Виды интервалов.
Теория. Расстояние. Интервал. Виды интервалов. Построение интервалов.
Практика. Пропевание и определение видов интервалов на слух.
Построение интервалов.
Тема №16. Размер две четверти. Длительности в 2/4.
Теория. Размер две четверти. Половинная длительность.
Две доли. Такт.
Практика. Исполнение ритма в размере две четверти. Умение простучать
половинную длительность и проставить такты в размере две четверти.
Тема №17. Работа с интервалами. Построение интервалов.
Теория. Расстояние. Интервал. Виды интервалов. Построение интервалов.
Практика.
Пропевание и определение видов интервалов на слух.
Построение интервалов.
Тема №18. Басовый ключ. Ноты басового ключа.
Теория. Басовый ключ. Ключ фа. Ноты басового ключа.
Практика. Запись басового ключа. Запись нот басового ключа и их
определение.
Тема №19. Пауза. Виды пауз.
Теория. Знак молчания. Пауза четвертная, восьмая, половинная. Написание.
Практика. Написание пауз. Прохлопывание пауз с различным ритмом.
Тема №20. Параллельные тональности: мажор. Параллельные тональности:
минор.
Теория. Параллельные тональности: мажор и минор.
Практика.
Определение тональностей. Определение параллельных
тональностей.
Тема №21. Затакт. Затакт в 2/4.
Теория. Неполный такт. Затакт.
Практика. Нахождение затакта в словах и музыке. Прохлопывание затакта в
словах. Прохлопывание затакта в ритмической партитуре.
Тема №22. 2-хчастная форма. Части формы.
Теория. Форма произведение. 2-хчастная форма. Части формы.
10

Практика. Умение определить 2-хчастную форму, ее части.
Тема №23.Диез. Бемоль.
Теория. Знаки. Повышение и понижение нот. Диез. Бемоль.
Практика. Определение диезов и бемолей. Исполнение нот с диезами и
бемолями.
Тема №24. Хроматическая гамма. Целотонная гамма.
Теория. Тон. Полутон. Целотонная гамма. Хроматическая гамма.
Практика. Построение хроматической гаммы. Построение целотонной
гаммы. Игра хроматической и целотонной гаммы.
Тема №25. Энгармонически равные звуки. Построение.
Теория. Энгармонически равные звуки.
Практика. Определение энгармонически равных звуков. Построение
энгармонически равных звуков.
Тема №26. Размер три четверти. Ритм в ¾.
Теория. Размер три четверти. Половинная длительность. Три доли. Такт.
Практика. Исполнение ритма в размере три четверти. Умение простучать
половинную длительность и проставить такты в размере три четверти.
Тема №27. Фа мажор. Строение мажорной гаммы. Тетрахорд.
Теория. Гамма фа мажор. Построение. Строение мажорной гаммы.
Практика. Знать строение мажорной гаммы Т-Т-П-Т-Т-Т-П. Разделить
гамму на тетрахорды. Исполнение гаммы по тетрахордам.
Тема №28. Точка у длительности. Определение.
Теория. Ритм. Четверть Точка у длительности. Четверть с точкой.
Практика. Исполнение ритма длительности с точкой.
Тема №29. Малая секунда. Большая секунда.
Теория. Секунды. Малая и большая. М2 и Б2 от звука.
Практика. Построение, определение на слух, исполнение м 2 и б 2 от звука
Тема №30. Малая терция. Большая терция.
Теория. Терции. Малая и большая. М3 и Б3 от звука.
Практика. Построение, определение на слух, исполнение м 3 и б 3 от звука
Тема №31. Канон.
Теория. Канон. Определение. Построение.
Практика Пение канона.
Тема №32. Построение канона.
Теория. Канон. Определение. Построение.
11

Практика Построение канона.
Тема №33. Строение минорной гаммы. Параллельные тональности. Ре
минор. Построение.
Теория. Строение гамм – мажорной и минорной. Параллельные тональности.
Гамма ре минор. Построение. Строение минорной гаммы.
Практика. Построение мажорной и минорной гамм. Построение и
определение параллельных тональностей. Исполнение гаммы ре минор.
Построение гаммы ре минор. Исполнение мелодий в ре миноре.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знают основы элементарной музыкальной грамоты;
- сформированы простейшие навыки воспроизведения и записи простейших
несложных музыкальных примеров;
- выработано элементарное чувство ритма и метроритма;
- сформированы умения добиваться чистоты интонирования мелодии;
- владеет простейшими элементами формообразования;
- выработаны простейшие навыки импровизации.
Метапредметные результаты:
- развиты музыкальные способности обучающихся: ладогармонический
слух, музыкальную память, музыкально-ритмический и гармонический
слух;
- развито эмоционально-осознанное восприятие искусства;
- развиты творческие способности посредством воспроизведения, игры и
импровизации;
- расширять музыкальный кругозор на основе изучения лучших образцов
композиторской и народной музыки.
Личностные результаты:
- развит музыкально-эстетический вкус, эстетическое отношение к искусству
и окружающей действительности.
- развита эмоциональная отзывчивость, эмпатия.
- воспитаны коммуникативные качества личности.
- воспитана культура слушания, подготовленную к полноценному
эстетическому восприятию музыкального искусства.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- фортепиано;
- музыкальный центр, компьютер;
12

- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал;
- видеозаписи
концертов и
конкурсных
исполнителей.

выступлений

2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- нотный диктант;
- ритмический диктант;
- сдача теории с примерами;
- слуховой анализ;
- открытые уроки.
2.3.Оценочные материалы
Реализация программы предполагает безотметочную форму контроля.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий. Итоговый контроль
осуществляется в процессе открытых уроков.
Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной
работы. В данной программе предложен традиционный подход к формам
контроля и организации работы учащихся, принятый в музыкальнотеоретической практике.
Программа содержит основные формы проверки усвоения знаний,
умений, навыков, требования к уровню подготовки учащихся, список
обязательных и дополнительных музыкальных произведений, перечень
учебно-методического обеспечения.
Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня обучающихся
используются формы:
- открытые занятия.
2.4. Методические материалы
Формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с
гармонической поддержкой):
- пение гамм;
- ступеней лада;
- мелодических оборотов;
- секвенций;
- интервалов и аккордов в ладу и от нот;
13

- пение интервальных и аккордовых цепочек на два голоса по столбице или
по нотам;
2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- сольмизация нотных примеров;
- дирижирование;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
- ритмический аккомпанемент к песням;
3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):
- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра,
формы, особенностей гармонии, фактуры, мелодии и ритма, нахождение
кульминации произведения;
- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального
языка;
- сравнительный анализ произведений.
4) слуховой анализ:
- определение на слух лада, его ступеней, пройденных интервалов и аккордов
в ладу и от нот;
- определение на слух и запись цепочек интервалов и аккордов в ладу.
5) пение по нотам:
- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров, хоровых партий;
- пение с листа;
- пение с транспонированием;
- чередование пения вслух и про себя;
- пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано.
6) сообщение теоретических сведений;
7) музыкальный диктант:
- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);
- запись мелодии с предварительном разбором;
- запись мелодии без предварительного разбора, после настройки в
соответствующей тональности;
- запись по памяти знакомых мелодий;
- запоминание по нотам (без звукового воспроизведения) незнакомых
мелодий и их отрывков;
8) упражнения на фортепиано:
- подбор по слуху знакомых мелодий;
- пение песен и романсов под собственный аккомпанемент;
- игра интервальных и аккордовых цепочек;
9) импровизация и сочинение:
- импровизация ритмических и мелодических мотивов и фраз;
- сочинение второго голоса к данной мелодии;
- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных
элементов музыкального языка;
14

- сочинение мелодий на заданные стихи.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов
1.
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб.
для студентов вузов по специальности 030700 – Музыкальное
образование /Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336
с.
2.
Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта.
М.: Музыка, 1991.
3.
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2000
4.
Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1997.
5.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
6.
Кравченко, А. М. Секреты бельканто [Текст]: книга для
начинающих певцов / А. М. Кравченко. – Симферополь, 2003. – 128 с.
7.
Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
8.
Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: Музыка,
1981
9.
Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. Л.:
Музыка, 1985.
10. Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты для 1-8
классов ДМШ. СПб: Композитор, 1997.
11. Новицкая Н. Музыкальные диктанты для ДМШ и ДШИ. СПб:
Композитор, 2007. 50
12. Русяева И. Одноголосные диктанты. М.: Музыка, 1999.
13. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1981.
14. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории
музыки – М. 1973 г.
15. Шехтман Л. Музыкальные диктанты для 1-7 классов ДМШ. СПб:
Композитор, 2002.
Список литературы, рекомендованной для детей
1.
Амазарян А., Даниленко Г. Сольфеджио без проблем: Учебное пособие
для учащихся 1-4 классов и их родителей. СПб: Композитор, 2008.
2.
Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ.
– М., 1979г.;
3.
Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
4.
Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
5.
Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 1 класса ДМШ. – М., 1978г.;
6.
Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
7.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
8.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
9.
Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
15

10. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник
для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989г.;
11. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л.,
1980г.;
12. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
13. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
14. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.
Ресурсы удаленного доступа
1.
Сайт «Нотный архив Бориса Тараканова», учебные пособия
http://solfa.ru/ ;
2.
Сайте «Фортуна», учебные материалы по сольфеджио
http://ru.scorser.com/S/%d0%9d%d0%be%d1%82%d1%8b/%d0%a1%d0%be%
d0%bb%d1%8c%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be/-1/1.html
3.
Сайт ScorSer – система поиска для музыканта. Здесь можно скачать
учебные пособия по сольфеджио в электронном виде, музыкальные
прописи, рабочие тетради и др. http://сольфеджио-онлайн.рф/
4.
Сайт «Сольфеджио. Онлайн». Онлайн тренажер по сольфеджио.
http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiyamuzikalnogo-sluha
5.
Сайт «Виртуальный класс преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин Никитиной О. С.». Музыкально-развивающие игры он-лайн.
https://vk.com/solfeggio_na_5
6.
Группа в Вконтакте «Сольфеджио на 5». 71 доступных для
скачивания учебных пособий по сольфеджио. https://infourok.ru/muzyka.html
7.
Сайт «Инфоурок». 290 методических материалов по сольфеджио:
презентаций, сценариев, методических разработок, докладов в электронном
виде, доступном для скачивания.
http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1
%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be

16

Приложение 1
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития
по дополнительной общеобразовательной программе
«Сольфеджио».
Дата диагностики

Уровни
развития

ФИ ученика

Чувство
Метроритма
в начале
года

в
конце
года

Возраст

год обучения

Слуховой анализ

в начале
года

в
конце
года

Интонирование
по нотам
в начале
года

Высокий
Средний
Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

17

в конце
года

Теоретические
сведения
в
начале
года

в
конце
года

Музыкальный диктант

в начале
года

в конце
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».