ПДО Сольфеджио 2 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-09 10:29:52
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Сольфеджио»
2 год обучения

Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Александрова Ульяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.

5
6
12

2. ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

13
13

2.2.Формы контроля/ аттестации

13

2.3.Оценочные материалы

14

2.4.Методическое обеспечение

14

2.5.Список литературы

16

Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Сольфеджио» на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Сольфеджио»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся,
в том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их
3

потребностей в художественно-эстетическом развитии.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Приобщение обучающихся к шедеврам мировой музыкальной
культуры направлено на формирование целостной художественной картины
мира, воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический
отклик
на
музыку
обеспечивает
коммуникативное развитие: формирует умение слушать, вести диалог,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, способность
встать на позицию другого человека.
Во внеурочной деятельности школы предмет сольфеджио занимает
важное место и принадлежит к основным видам музыкального
исполнительства, так как представляет собой целую систему музыкального
развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада,
чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.
Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является
формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать
происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной
формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать
эстетическую красоту и содержание музыкального произведения. Поэтому
занятия теории музыкального искусства являются одним из средств
разностороннего развития учащихся:
музыкально-творческого
и
личностного.
Отличительной особенностью программы «Сольфеджио» является:
1. Овладение ребенком музыкальной грамотой на уровне теории и
практики происходит на основе его собственного опыта, что позволяет лучше
усвоить полученные знания и их практического применения.
2. С помощью углубления материала происходит более полное
проникновение ребенка в мир музыки, понимания строения мелодии,
гармонии, элементов полифонии.
3. Занятия сольфеджио помогут ребенку не только овладеть системой
необходимых знаний, но и в понимании исполняемых ими произведений на
занятиях музыкального инструмента и хора, что позволяет развить чувство
любви к музыке.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей, тесному
сотрудничеству с родителями в деле художественно-эстетического
воспитания и духовного обогащения детей.
Формы и методы реализации практического компонента
4

дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
вокально-интонационные навыки, особенности музыкального языка,
средства музыкальной выразительности, специфику воздействия музыки на
человека. Для реализации практического компонента на занятиях по
программе «Сольфеджио» используются: метод сравнения, метод выявления
сходства и различий, метод идентификации, метод перекодировки, методы
наглядно-слухового показа (демонстрация музыкального произведения,
различных исполнительских интерпретаций).
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 8 до 9 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 66 часов в год.
Срок освоения программы: 33 недели, 1 год обучения
Уровень освоения программы: «базовый» - реализует универсальную
форму организации материала, допускающую освоение специализированных
знаний и гарантируя трансляцию целостной картины в рамках данной
программы.
Формы организации образовательного процесса: групповая (20-23
человек в группе).
Виды занятий: слушание и анализ музыки, вокально-хоровая
деятельность, инструментальное исполнительство, музыкальная грамота,
мероприятия воспитательно-познавательного характера (участие в
мероприятиях школы).
Формы подведения итогов реализации: нотный диктант; ритмический
диктант; сдача теории с примерами; слуховой анализ; открытые уроки
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – создание условий для развития творческих
способностей, в том числе музыкального слуха, у учащихся и их
самореализации учащихся через овладение основам сольфеджирования.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Обучить основам музыкальной грамоты;
2. Формировать навыки воспроизведения и записи несложных
музыкальных примеров;
3. Вырабатывать чувства ритма и метроритма;
4. Формировать умения добиваться чистоты интонирования мелодии;
5. Овладеть элементами формообразования;
6. Выработать навыки импровизации.
Развивающие:
5

1. Развивать
музыкальные
способности
обучающихся:
ладогармонический слух, музыкальную память, музыкальноритмический и гармонический слух;
2. Развить эмоционально-осознанное восприятие искусства;
3. Развивать творческие способности посредством воспроизведения, игры
и импровизации;
 Расширять музыкальный опыт и общий кругозор на основе изучения
лучших образцов композиторской и народной музыки.
Воспитательные:
1. Развивать музыкально-эстетический вкус, эстетическое отношение к
искусству и окружающей действительности.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
3. Воспитывать коммуникативные качества личности.
4. Воспитывать культуру слушания, подготовленную к полноценному
эстетическому восприятию музыкального искусства.
1.3. Содержание программы
Учебный план 2 года обучения
№
те
мы
1

№
заня
тия
1

2
3

2

3

Наименование темы

Формы аттестации/
Количество часов
контроля
Всего Теория Практика

Звуки высокие и низкие.

1

0,5

0,5

Звуки высокие и низкие.
Слуховой анализ.
Регистр высокий

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4

Регистр средний и низкий.

1

0,5

0,5

5

Пульс.

1

0,5

0,5

6

Пульс на слух.

1

0,5

0,5

7

Доля-пульс.

1

0,5

0,5

8

Доля-пульс через жест.

1

0,5

0,5

9

Сильная и слабая доля.

1

0,5

0,5

10

Сильная и слабая доля с
акцентом.

1

0,5

0,5

6

Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
Ритмический
диктант

11

4

0,5

0,5

Лад.

1

0,5

0,5

13

Лад – окраска и жест.

1

0,5

0,5

14

Мажор и минор.

1

0,5

0,5

Мажор и минор – контраст
ладов.
Мажор и минор построение.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

17
18

Мажор и минор на слух.
Устойчивые и неустойчивые
звуки.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

19

Устойчивые и неустойчивые
звуки -тяготение.
Устойчивые и неустойчивые
звуки – разрешение.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

21

Звуковысотные комплексы

1

0,5

0,5

22

Звуковысотные комплексы –
повторение одного звука.
Звуковысотные комплексы –
соседние звуки.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Звуковысотные комплексы –
I-II-III ст.
Графическая запись.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Графическая запись –
написание.
Графическая запись –
интонирование.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

28

Графическая запись –
определение.

1

0,5

0,5

29

Осмысленное
интонирование.

1

0,5

0,5

30

Осмысленное интонирование
через жест.

1

0,5

0,5

16

20

6

1

12

15

5

Сильная и слабая доля с
жестом.

23

24
25

26
27

7

Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Музыкальный
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Музыкальный
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Музыкальный
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Музыкальный
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая

7

31

Осмысленное интонирование
через исполнение.

1

0,5

0,5

32

Осмысленное интонирование
через вокальное
интонирование.
Звуки короткие и длинные.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Звуки короткие и длинные –
определение на слух.
Таблица длительностей через
жест.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Таблица длительностей –
восьмые.
Таблица длительностей четверти.
Ритмослоги, ритможесты –
обозначение.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

39

Ритмослоги, ритможесты –
исполнение.

1

0,5

0,5

40

Таблица длительностей –
половинные.
Таблица длительностей –
целые.
Таблица длительностейшестнадцатые.
Таблица длительностей –
паузы.
Такт, тактовая черта.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

45

Такт, тактовая черта
определение на слух.

1

0,5

0,5

46

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

49

Ритмический диктант с
восьмыми.
Ритмический диктант с
восьмыми и четвертями.
Ритмический диктант с
разными длительностями.
Гамма.

1

0,5

0,5

50

Звукоряд.

1

0,5

0,5

51

До мажор.

1

0,5

0,5

33

34
35

36
37
38

41
42
43
44

47
48
6

8

работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Контрольный
урок
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Ритмический
диктант
Ритмический
диктант
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Ритмический
диктант
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Музыкальный
диктант
Текущая

9

52

Тетрахорд верхний.

1

0,5

0,5

53

Тетрахорд нижний.

1

0,5

0,5

54

Работа по столбице – I-III-V

1

0,5

0,5

55

Работа по столбице – I-II-IIIV-I

1

0,5

0,5

56

Работа по столбице – I-II-IIIIV-V-I

1

0,5

0,5

57

Размер 2/4.

1

0,5

0,5

58

Размер 2/4 – разделение на
такты.
Размер 3/4 - разделение на
такты.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Размер 3/4- ритмические
партитуры.
Размер 3/4 – ритмический
диктант.
Затакт.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

63

Затакт в ритмических
партитурах.

1

0,5

0,5

64

Затакт в ритмическом
диктанте.
Затакт в слуховом анализе.
Затакт в мелодическом
диктанте
Пиано, форте. Пиано, форте
– определение.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

ИТОГО

66

33

33

59

60
61
62

10

65

66

практическая
работа, наблюдение
Музыкальный
диктант
Музыкальный
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Слуховой анализ.
Музыкальный
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение

Содержание
Содержание курса базируется на постижении младшими школьниками
основных пластов теории музыкального искусства, раскрывает темы,
помогающие практическому освоению предмета «Сольфеджио», в которые
входят методы и способы развития специфических для музыкального
искусства сторон музыкального слуха. Активный слух – комплексное
9

явление, предусматривающее интонационную активность слуха, способность
к предслышанию, выбору интонации, а также контроль интонационного
результата. Не менее важна темпоритмическая активность слуха, что
подразумевает ощущение ритмической пульсации, темпа, его смены.
Тема № 1.
Занятия № 1-4 Звуки высокие и низкие. Звуки высокие и низкие. Регистр
высокий. Регистр средний и низкий.
Теория. Понятие «регистр». Звуки высокие и низкие Регистр высокий,
средний и низкий
Практика. Определять звуки высокие и низкие.
Исполнение одной и той же мелодии (с тем же текстом) в разных регистрах.
Нахождение образных различий. Исполнение контрастных пьес. Наблюдение
за музыкой в жизни человека.
Тема № 2.
Занятия № 5-8 Пульс. Пульс на слух. Доля-пульс. Доля-пульс через жест.
Теория. Понятие пульс, пульс – доля.
Практика. Формирование ощущения равномерной метрической пульсации.
Ходьбы под музыку.
Прохлопывание равномерных долей, работа с детскими музыкальными
инструментами.
Тема № 3.
Занятия № 9-11 . Сильная и слабая доля. Сильная и слабая доля с акцентом.
Сильная и слабая доля с жестом.
Теория. Сильная и слабая доля. Понятие акцент.
Практика. Определение ударных и безударных долей. Метризация слов
двух-трех слоговых.
Формирование жеста.
Игровые приемы (сильная доля – удар в ладоши, слабая по коленям)
Тема № 4.
Занятия № 12-17. Лад. Лад – окраска и жест. Мажор и минор. Мажор и
минор – контраст ладов. Мажор и минор - построение. Мажор и минор на
слух.
Теория. Лад. Мажор и минор.
Практика. Лад – звуки, которые дружат между собой.
Контрастное сопоставление мажора и минора на примере различные песен и
инструментальных пьес. Выявление образной специфики, краски каждого
лада; мажор – весело, твердо, ясно, солнечно; минор – грустно, слабо,
пасмурно. Определение на слух, интонирование мажора и минора.
Тема № 5.
Занятия № 18-20. Устойчивые и неустойчивые звуки. Устойчивые и
10

неустойчивые звуки - тяготение. Устойчивые и неустойчивые звуки –
разрешение.
Теория. Устойчивые и неустойчивые звуки.
Практика.
Разделение ступеней на устойчивые и неустойчивые.
Разрешение, тяготение неустойчивых звуков в устойчивые. Уметь различать
характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.
Исполнение и определение на слух.
Тема № 6.
Занятия № 21-32 . Звуковысотные комплексы. Звуковысотные комплексы –
повторение одного звука. Звуковысотные комплексы – соседние звуки.
Звуковысотные комплексы – I-II-III ст.
Графическая запись. Графическая запись – написание. Графическая запись –
интонирование. Графическая запись – определение. Осмысленное
интонирование. Осмысленное интонирование через жест. Осмысленное
интонирование через исполнение. Осмысленное интонирование через
вокальное интонирование.
Теория. Звуковысотные комплексы – I-II-III ст. Метроритмические
комплексы: восьмая, четверть, половинная, целая, паузы, шестнадцатые.
Ритмослоги, ритможесты.
Практика. Работа со звуками короткими и длинными. Формирование
дифференцированных
жестов,
точно
закрепленных
за
каждой
длительностью. Слоговые обозначения. Ритмические игры говорилки.
Скороговорки. Графическая запись. Таблица длительностей.
Метроритмические комплексы: восьмая, четверть, половинная, целая, паузы,
шестнадцатые (усвоение точного соотношения этих групп).
Работа с ритмическими карточками. Понятие: такт, тактовая черта, размер.
Графическая запись, простейшие ритмические диктанты.
Тема № 7.
Занятия № 33-48 . Звуки короткие и длинные. Звуки короткие и длинные –
определение на слух. Таблица длительностей через жест. Таблица
длительностей – восьмые. Таблица длительностей - четверти. Ритмослоги,
ритможесты – обозначение. Ритмослоги, ритможесты – исполнение. Таблица
длительностей – половинные. Таблица длительностей – целые. Таблица
длительностей- шестнадцатые. Таблица длительностей – паузы. Такт,
тактовая черта. Такт, тактовая черта определение на слух. Ритмический
диктант с восьмыми. Ритмический диктант с восьмыми и четвертями.
Ритмический диктант с разными длительностями.
Теория. Понятие: такт, тактовая черта, размер. Звуки короткие и длинные.
Таблица длительностей. Ритмослоги, ритможесты
Практика. Работа со звуками короткими и длинными. Формирование
дифференцированных
жестов,
точно
закрепленных
за
каждой
длительностью. Слоговые обозначения. Ритмические игры говорилки.
Скороговорки. Графическая запись. Работа с ритмическими карточками.
11

Графическая запись, простейшие ритмические диктанты.
Тема № 8.
Занятия № 34-56 . Гамма. Звукоряд. До мажор. Тетрахорд верхний.
Тетрахорд нижний. Работа по столбице – I-III-V. Работа по столбице – I-IIIII-V-I. Работа по столбице – I-II-III-IV-V-I
Теория. Понятие: гамма, звукоряд. Тональность до мажор. Разделение гаммы
по тетрахордам. Скачки на разные ступени, звуковысотные комплексы.
Знать смысл понятий: гамма, тональность, диез, бемоль, бекар, регистр,
октава, интервалы, ритмические длительности, четверть, восьмые,
половинная, целая., размеры, такт, штиль, штрихи, динамика…
Практика. Разделение гаммы по тетрахордам. Исполнение, показ по
столбице. Скачки (исполнение) на разные ступени, звуковысотные
комплексы.
Тема № 9.
Занятия № 57-66 . Размер 2/4. Размер 2/4 – разделение на такты. Размер 3/4 разделение на такты. Размер 3/4- ритмические партитуры.
Размер 3/4 – ритмический диктант. Затакт. Затакт в ритмических партитурах.
Затакт в ритмическом диктанте. Затакт в слуховом анализе. Затакт в
мелодическом диктанте.
Теория. Повторение понятий сильна и слабая доли, Затакт.
Практика. Сильная и слабая доли - определение и показ их; такт, размер
2/4, 3/4. Ритмическая работа в размере 2/4 и 3/4– ритмический диктант,
ритмические партитуры, дирижирование, ритмослоги, ритможесты.
Работа над затактом. Равномерное чередование длительностей, дробление
одной доли, дробление нескольких долей.
Тема № 10.
Занятия № 65-66 . Пиано, форте. Пиано, форте – определение.
Теория. Динамические оттенки – пиано, форте.
Практика. Динамические оттенки – пиано, форте - определение на слух,
исполнение голосом и на инструменте, определение в слуховом анализе.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знают основы музыкальной грамоты;
- сформированы навыки воспроизведения и записи несложных музыкальных
примеров;
- выработано чувство ритма и метроритма;
- сформированы умения добиваться чистоты интонирования мелодии;
- владеет элементами формообразования;
- выработаны навыки импровизации.
Метапредметные результаты:
12

- развиты музыкальные способности обучающихся: ладогармонический
слух, музыкальную память, музыкально-ритмический и гармонический
слух;
- развито эмоционально-осознанное восприятие искусства;
- развиты творческие способности посредством воспроизведения, игры и
импровизации;
- расширять музыкальный кругозор на основе изучения лучших образцов
композиторской и народной музыки.
Личностные результаты:
- развит музыкально-эстетический вкус, эстетическое отношение к искусству
и окружающей действительности.
- развита эмоциональная отзывчивость, эмпатия.
- воспитаны коммуникативные качества личности.
- воспитана культура слушания, подготовленную к полноценному
эстетическому восприятию музыкального искусства.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- фортепиано;
- музыкальный центр, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал;
- видеозаписи
концертов и
конкурсных
исполнителей.

выступлений

2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- нотный диктант;
- ритмический диктант;
- сдача теории с примерами;
- слуховой анализ;
- открытые уроки.
2.3.Оценочные материалы
Контроль и учёт успеваемости по предмету «Сольфеджио» имеет разные
виды аттестаций: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
13

какого-либо раздела учебного материала сольфеджио. Она проводится в
форме письменных работ (различные виды диктантов, слуховой анализ),
устных опросов по определённой теме.
Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный
урок.
Механизм оценки:
-Фронтальный опрос;
-Беглый текущий опрос;
-Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по
индивидуальным карточкам;
-Тестирование на закрепление теоретических знаний;
-Контрольные занятия в конце полугодий.
Контрольные занятия и зачёты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий. По итогам четверти преподаватель
выставляет оценку. По результатам учебного года - итоговая отметка.
Отметка «Отлично» выставляется за безупречное исполнение
музыкальных упражнений, выполнение всех заданий по всем формам работы
на уроке сольфеджио. Продемонстрировано уверенное использование
изученного материала в практике.
Отметка «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется достаточное понимание характера и содержания
исполняемого упражнения,…но допущены ритмические, интонационные
неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении других
форм работы.
Отметка
«Удовлетворительно»
выставляется,
если
учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное исполнение
музыкальных упражнений; показывает недостаточное владение знаниями,
требуемыми по программе.
Отметка «Неудовлетворительно» выставляется за отсутствие исполнения
музыкальных упражнений, грубые интонационные, ритмические ошибки при
исполнении; невыполнение заданий, предложенных преподавателем,
предусмотренных программой; отсутствие знаний терминологии.
2.4 Методические материалы
Формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с
гармонической поддержкой):
- пение гамм;
- ступеней лада;
- мелодических оборотов;
- секвенций;
- интервалов и аккордов в ладу и от нот;
- пение интервальных и аккордовых цепочек на два голоса по столбице или
14

по нотам;
2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- сольмизация нотных примеров;
- дирижирование;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
- ритмический аккомпанемент к песням;
3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):
- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра,
формы, особенностей гармонии, фактуры, мелодии и ритма, нахождение
кульминации произведения;
- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального
языка;
- сравнительный анализ произведений.
4) слуховой анализ:
- определение на слух лада, его ступеней, пройденных интервалов и аккордов
в ладу и от нот;
- определение на слух и запись цепочек интервалов и аккордов в ладу.
5) пение по нотам:
- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров, хоровых партий;
- пение с листа;
- пение с транспонированием;
- чередование пения вслух и про себя;
- пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано.
6) сообщение теоретических сведений;
7) музыкальный диктант:
- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);
- запись мелодии с предварительном разбором;
- запись мелодии без предварительного разбора, после настройки в
соответствующей тональности;
- запись по памяти знакомых мелодий;
- запоминание по нотам (без звукового воспроизведения) незнакомых
мелодий и их отрывков;
8) упражнения на фортепиано:
- подбор по слуху знакомых мелодий;
- пение песен и романсов под собственный аккомпанемент;
- игра интервальных и аккордовых цепочек;
9) импровизация и сочинение:
- импровизация ритмических и мелодических мотивов и фраз;
- сочинение второго голоса к данной мелодии;
- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных
элементов музыкального языка;
- сочинение мелодий на заданные стихи.
15

2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов
1.
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб.
для студентов вузов по специальности 030700 – Музыкальное
образование /Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336
с.
2.
Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта.
М.: Музыка, 1991.
3.
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2000
4.
Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1997.
5.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
6.
Кравченко, А. М. Секреты бельканто [Текст]: книга для
начинающих певцов / А. М. Кравченко. – Симферополь, 2003. – 128 с.
7.
Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
8.
Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: Музыка,
1981
9.
Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. Л.:
Музыка, 1985.
10. Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты для 1-8
классов ДМШ. СПб: Композитор, 1997.
11. Новицкая Н. Музыкальные диктанты для ДМШ и ДШИ. СПб:
Композитор, 2007. 50
12. Русяева И. Одноголосные диктанты. М.: Музыка, 1999.
13. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1981.
14. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории
музыки – М. 1973 г.
15. Шехтман Л. Музыкальные диктанты для 1-7 классов ДМШ. СПб:
Композитор, 2002.
Список литературы, рекомендованной для детей
1.
Амазарян А., Даниленко Г. Сольфеджио без проблем: Учебное пособие
для учащихся 1-4 классов и их родителей. СПб: Композитор, 2008.
2.
Амазарян А., Анисимова Е., Смирнова Е. Теория музыки: Учебное
пособие в форме вопросов и ответов с образцами выполнения заданий для
старших классов ДМШ и ДШИ. СПб: Композитор, 2005. Быканова Е.
Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. – М., 1979г.;
3.
Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
4.
Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
5.
Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 2 класса ДМШ. – М., 1978г.;
6.
Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
16

7.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
8.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
9.
Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных
школ. -М.,1984г.;
10. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
11. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник
для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989г.;
12. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л.,
1980г.;
13. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
14. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
15. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.
Ресурсы удаленного доступа
1.
Сайт «Нотный архив Бориса Тараканова», учебные пособия
http://solfa.ru/ ;
2.
Сайте «Фортуна», учебные материалы по сольфеджио
http://ru.scorser.com/S/%d0%9d%d0%be%d1%82%d1%8b/%d0%a1%d0%be%
d0%bb%d1%8c%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be/-1/1.html
3.
Сайт ScorSer – система поиска для музыканта. Здесь можно скачать
учебные пособия по сольфеджио в электронном виде, музыкальные
прописи, рабочие тетради и др. http://сольфеджио-онлайн.рф/
4.
Сайт «Сольфеджио. Онлайн». Онлайн тренажер по сольфеджио.
http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiyamuzikalnogo-sluha
5.
Сайт «Виртуальный класс преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин Никитиной О. С.». Музыкально-развивающие игры он-лайн.
https://vk.com/solfeggio_na_5
6.
Группа в Вконтакте «Сольфеджио на 5». 71 доступных для
скачивания учебных пособий по сольфеджио. https://infourok.ru/muzyka.html
7.
Сайт «Инфоурок». 290 методических материалов по сольфеджио:
презентаций, сценариев, методических разработок, докладов в электронном
виде, доступном для скачивания.
http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1
%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be

17

Приложение
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития
по дополнительной общеобразовательной программе
«Сольфеджио».
Дата диагностики

Уровни
развития

ФИ ученика

Чувство
Метроритма
в начале
года

в
конце
года

Возраст

год обучения

Слуховой анализ

в начале
года

в
конце
года

Интонирование
по нотам
в начале
года

Высокий
Средний
Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

18

в конце
года

Теоретические
сведения
в
начале
года

в
конце
года

Музыкальный диктант

в начале
года

в конце
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».