ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 02.09.2025 г.
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-09 10:30:45
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Сольфеджио»
4 год обучения
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Александрова Ульяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Екатеринбург, 2025
1
Содержание
Страница
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.
5
6
12
2. ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
13
13
2.2.Формы контроля/ аттестации
13
2.3.Оценочные материалы
13
2.4.Методическое обеспечение
14
2.5.Список литературы
16
Приложение 1 Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Сольфеджио» на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Сольфеджио»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся,
в том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их
потребностей в художественно-эстетическом развитии.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
3
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Приобщение обучающихся к шедеврам мировой музыкальной
культуры направлено на формирование целостной художественной картины
мира, воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический
отклик
на
музыку
обеспечивает
коммуникативное развитие: формирует умение слушать, вести диалог,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, способность
встать на позицию другого человека.
Во внеурочной деятельности школы предмет сольфеджио занимает
важное место и принадлежит к основным видам музыкального
исполнительства, так как представляет собой целую систему музыкального
развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада,
чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.
Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является
формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать
происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной
формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать
эстетическую красоту и содержание музыкального произведения. Поэтому
занятия теории музыкального искусства являются одним из средств
разностороннего развития учащихся:
музыкально-творческого
и
личностного.
Отличительной особенностью программы «Сольфеджио» является:
1. Овладение ребенком музыкальной грамотой на уровне теории и
практики происходит на основе его собственного опыта, что позволяет лучше
усвоить полученные знания и их практического применения.
2. С помощью углубления материала происходит более полное
проникновение ребенка в мир музыки, понимания строения мелодии,
гармонии, элементов полифонии.
3. Занятия сольфеджио помогут ребенку не только овладеть системой
необходимых знаний, но и в понимании исполняемых ими произведений на
занятиях музыкального инструмента и хора, что позволяет развить чувство
любви к музыке.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей, тесному
сотрудничеству с родителями в деле художественно-эстетического
воспитания и духовного обогащения детей.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
вокально-интонационные навыки, особенности музыкального языка,
средства музыкальной выразительности, специфику воздействия музыки на
4
человека. Для реализации практического компонента на занятиях по
программе «Сольфеджио» используются: метод сравнения, метод выявления
сходства и различий, метод идентификации, метод перекодировки, методы
наглядно-слухового показа (демонстрация музыкального произведения,
различных исполнительских интерпретаций).
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 10 до 11 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 66 часов в год.
Срок освоения программы: 33 недели, 1 год обучения
Уровень освоения программы: «базовый» - реализует универсальную
форму организации материала, допускающую освоение специализированных
знаний и гарантируя трансляцию целостной картины в рамках данной
программы.
Формы организации образовательного процесса: групповая (20-23
человек в группе).
Виды занятий: слушание и анализ музыки, вокально-хоровая
деятельность, инструментальное исполнительство, музыкальная грамота,
мероприятия воспитательно-познавательного характера (участие в
мероприятиях школы).
Формы подведения итогов реализации: нотный диктант; ритмический
диктант; сдача теории с примерами; слуховой анализ; открытые уроки.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – создание условий для развития творческих
способностей, в том числе музыкального слуха, у учащихся и их
самореализации учащихся через овладение основам сольфеджирования.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Обучить основам музыкальной грамоты;
2. Формировать навыки воспроизведения и записи несложных
музыкальных примеров;
3. Вырабатывать чувства ритма и метроритма;
4. Формировать умения добиваться чистоты интонирования мелодии;
5. Овладеть простейшими элементами гармонии, полифонии,
формообразования;
6. Выработать некоторые навыки импровизации.
Развивающие:
1. Развивать
музыкальные
способности
обучающихся:
ладогармонический слух, музыкальную память, музыкальноритмический и гармонический слух;
5
2. Развить эмоционально-осознанное восприятие искусства;
3. Развивать творческие способности посредством воспроизведения, игры
и импровизации;
Расширять музыкальный опыт и общий кругозор на основе изучения
лучших образцов композиторской и народной музыки.
Воспитательные:
1. Развивать музыкально-эстетический вкус, эстетическое отношение к
искусству и окружающей действительности.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
3. Воспитывать коммуникативные качества личности.
4. Воспитывать культуру слушания, подготовленную к полноценному
эстетическому восприятию музыкального искусства.
1.3. Содержание программы
Учебный план 4 года обучения
№
тем
ы
№
заня
тия
1
1
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы аттестации/
контроля
Повторение пройденных
бемольных мажорных
тональностей.
Повторение пройденных
диезных мажорных
тональностей.
Таблица длительностей.
Музыкальный размер 2/4.
1
0,5
0,5
Практическая
работа
1
0,5
0,5
Практическая
работа
1
0,5
0,5
Музыкальный диктант в
размере 2/4
Чтение ритмических
рисунков.
1
0
1
1
0,5
0,5
6
Группировка
длительностей.
1
0,5
0,5
7
Чтение с листа ритмических
рисунков в размере 2/4.
Ритмический диктант в
размере 2/4.
Строение мажорной гаммы.
1
0,5
0,5
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Музыкальный
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
1
0
1
1
0,5
0,5
Строение мажорной гаммы.
Исполнение
1
0,5
0,5
2
3
4
5
8
2
Наименование темы
9
10
6
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
11
Тетрахорд. Пение
тетрахордов.
1
0,5
0,5
12
Пение тетрахордов.
1
0,5
0,5
13
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
17
Чтение с листа и исполнение
ритмических рисунков в
размере 3/4.
Чтение с листа и исполнение
ритмических рисунков в
размере 4/4.
Чтение с листа и исполнение
ритмических рисунков в
размере 3/4 в ансамбле.
Чтение с листа и исполнение
ритмических рисунков в
размере 4/4 в ансамбле.
Три вида минора – понятия.
1
0,5
0,5
18
Три вида минора – окраска.
1
0,5
0,5
19
Натуральный минор
1
0,5
0,5
20
Натуральный минор.
Исполнение
1
0
1
21
Гармонический минор.
1
0,5
0,5
22
Гармонический минор.
Исполнение
1
0
1
23
Мелодический минор.
1
0,5
0,5
24
Мелодический минор.
Исполнение
1
0
1
25
1
0,5
0,5
1
0
1
Слуховой анализ.
27
Слуховой анализ:
гармонический и
мелодический виды
Слуховой анализ 3 вида
минора.
Интервалы ч1 – б3.
1
0,5
0,5
28
Интервалы б3 – ч5.
1
0,5
0,5
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
14
15
16
3
26
4
7
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
29
Интервалы от звука.
1
0,5
0,5
30
Интервалы от звука.
Построение.
1
0,5
0,5
31
Интервалы от звука определение на слух.
Интервалы в тональности.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
33
Интервалы в тональности.
Построение.
1
0,5
0,5
34
Интервалы в тональности исполнение.
1
0,5
0,5
35
Интервалы в тональности –
определение на слух.
Построение и пение цепочек
интервалов.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
37
Построение цепочек
интервалов в ансамбле.
1
0,5
0,5
38
Пение цепочек интервалов в
ансамбле.
1
0,5
0,5
39
Сочинение мелодий с
интервалами
1
0,5
0,5
40
Сочинение мелодий с
интервалами и исполнение
1
0,5
0,5
41
Сочинение мелодий с
интервалами 2-голосно.
1
0,5
0,5
42
1
0,5
0,5
43
Сочинение мелодий с
интервалами 2-голосно и
исполнение.
Трезвучие.
1
0,5
0,5
44
Трезвучие. Исполнение
1
0,5
0,5
45
Виды трезвучий.
1
0,5
0,5
46
Виды трезвучий от звука
1
0,5
0,5
32
36
5
8
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
Виды трезвучий –
определение.
Виды трезвучий – в
произведениях.
Построение от звука
трезвучий.
1
0
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
50
Построение от звука
трезвучий.
1
0,5
0,5
51
Игра трезвучий.
1
0
1
52
Игра трезвучий от
определенного звука.
Слуховой анализ трезвучий.
1
0
1
1
0
1
Слуховой анализ трезвучий в
произведениях.
Главные трезвучия лада.
1
0
1
1
0,5
0,5
56
Главные трезвучия лада.
Окраска
1
0,5
0,5
57
Главные трезвучия лада. T, S,
D.
1
0,5
0,5
58
T, S, D и их функции.
1
0,5
0,5
59
1
0
1
1
0
1
61
Построение трезвучий в
тональностях до 2 знаков
включительно.
Построение трезвучий в
тональностях до 4 знаков
включительно.
Пение трезвучий.
1
0
1
62
Пение и игра трезвучий.
1
0
1
63
Игра трезвучий в диезных
тональностях. Игра
трезвучий в бемольных
тональностях.
1
0
1
64
Квадратный период.
Простая 2-хчастная
репризная форма.
1
0,5
0,5
47
48
49
53
54
6
55
60
7
9
работа, наблюдение
Слуховой
анализ
Слуховой
анализ
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Музыкальный
диктант
Музыкальный
диктант
Слуховой
анализ
Слуховой
анализ
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, слуховой
анализ
65
66
Простая 2-хчастная
форма. Простая 2хчастная репризная
форма.
Простая 3-хчастная форма.
ИТОГО
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
66
24,5
41,5
Текущая
практическая
работа, слуховой
анализ
Контрольное
занятие
Содержание
Содержание курса базируется на постижении школьниками основных
пластов теории музыкального искусства, раскрывает темы, помогающие
практическому освоению предмета «Сольфеджио», в которые входят методы
и способы развития специфических для музыкального искусства сторон
музыкального слуха. Активный слух – комплексное явление,
предусматривающее интонационную активность слуха, способность к
предслышанию, выбору интонации, а также контроль интонационного
результата. Не менее важна темпоритмическая активность слуха, что
подразумевает ощущение ритмической пульсации, темпа, его смены.
Тема № 1.
Занятия № 1-8 Повторение пройденных бемольных мажорных
тональностей. Повторение пройденных диезных мажорных тональностей.
Таблица длительностей. Музыкальный размер 2/4. Музыкальный диктант в
размере 2/4. Чтение ритмических рисунков. Группировка длительностей.
Чтение с листа ритмических рисунков в размере 2/4. Ритмический диктант в
размере 2/4.
Теория. Размер 2/4. Бемольные и диезные мажорные тональности.
Практика. Повторение пройденных мажорных тональностей. Повторение и
закрепление через разные задания ощущения размера 2/4. Работа в
ансамбле, развитие координации и внутреннего чувства ритма. Чтение ритма,
запись по слуху и исполнение его с листа, правильно группировать. Работа
над развитием чувства ритма, развитие творческой фантазии. Воспитание
ощущения размера и его передачи.
Тема № 2.
Занятия № 9-16. Строение мажорной гаммы. Исполнение. Тетрахорд. Пение
тетрахордов. Пение тетрахордов. Чтение с листа и исполнение ритмических
рисунков в размере 3/4. Чтение с листа и исполнение ритмических рисунков
в размере 4/4. Чтение с листа и исполнение ритмических рисунков в размере
3/4 в ансамбле. Чтение с листа и исполнение ритмических рисунков в
размере 4/4 в ансамбле.
Теория. Строение мажорной гаммы, тетрахордов. Размере ¾, 4/4.
Практика. Работа над строением мажорных тональностей пройденных,
звукорядом, исполнение, определение. Развитие творческих способностей.
10
Работа над ритмическими рисунками в размерах¾.
построение тетрахордов разных тональностей.
Левина Неваляшки. «Покажи, как играет флейта»
Исполнение
и
Тема № 3.
Занятия № 17-26. Три вида минора – понятия. Три вида минора – окраска.
Натуральный минор. Натуральный минор. Исполнение. Гармонический
минор. Гармонический минор. Исполнение. Мелодический минор.
Мелодический минор. Исполнение. Слуховой анализ: гармонический и
мелодический виды Слуховой анализ 3 вида минора.
Теория. Три вида минора. Натуральный минор. Гармонический минор.
Мелодический минор
Практика.
Работа над изучением трех видов минора. Работа над
натуральным, гармоническим и мелодическим минором. Работа над
определением трех видов минора, их построение, исполнение, нахождение в
мелодиях. Васильев-Богуслаев «Осень», Поплянова «Дождик».
Тема № 4.
Занятия № 27-42. Интервалы ч1 – б3. Интервалы б3 – ч5. Интервалы от
звука. Интервалы от звука. Построение. Интервалы от звука - определение
на слух. Интервалы в тональности. Интервалы в тональности. Построение.
Интервалы в тональности - исполнение. Интервалы в тональности –
определение на слух. Построение и пение цепочек интервалов. Построение
цепочек интервалов в ансамбле. Пение цепочек интервалов в ансамбле.
Сочинение мелодий с интервалами. Сочинение мелодий с интервалами и
исполнение Сочинение мелодий с интервалами 2-голосно. Сочинение
мелодий с интервалами 2-голосно и исполнение.
Теория. Интервалы ч1 – ч5. Интервалы от звука. Интервалы в тональности.
Практика. Работа над интервалами в тональности и от звука: построение
(письменно и устно), определение на слух, написание, нахождение,
исполнение вокально и инструментально, сольно и в ансамбле. Пение соло и
в ансамбле. Сочинение мелодий с данными интервалами.
Игнатьев Колокола звонят.
Тема № 5.
Занятия № 43-54. Трезвучие. Исполнение. Виды трезвучий. Виды трезвучий
от звука Виды трезвучий – определение. Виды трезвучий – в произведениях.
Построение от звука трезвучий. Построение от звука трезвучий. Игра
трезвучий. Игра трезвучий от определенного звука. Слуховой анализ
трезвучий. Слуховой анализ трезвучий в произведениях.
Теория. Трезвучие. Виды трезвучий.
Практика. Освоение трезвучия и его видов. Работа над видами трезвучий:
построение, определение в слуховом анализе и в тексте, исполнение голосом
и на фортепиано, подбор аккомпанемента к мелодиям с использованием
трезвучий. «У каждого свой музыкальный инструмент».
11
Тема № 6.
Занятия № 55-63. Главные трезвучия лада. Главные трезвучия лада. Окраска
Главные трезвучия лада. T, S, D. T, S, D и их функции. Построение
трезвучий в тональностях до 2 знаков включительно. Построение трезвучий
в тональностях до 4 знаков включительно. Пение трезвучий. Пение и игра
трезвучий. Игра трезвучий в диезных тональностях. Игра трезвучий в
бемольных тональностях.
Теория. Главные трезвучия лада. T, S, D.
Практика. Работа над трезвучиями лада - T, S, D. Построение трезвучий
лада во всех пройденных тональностях, исполнение их на фортепиано и 3-х
голосно. Определение трезвучий лада на слух. Рыбицкий «Фокстрот».
Тема № 7.
Занятия № 64-66. Квадратный период. Простая 2-хчастная репризная форма.
Простая 2-хчастная форма. Простая 2-хчастная репризная форма.
Теория. Квадратный период. Простая 2-хчастная репризная форма. Простая
2-хчастная форма. Простая 2-хчастная репризная форма. Простая 3-хчастная
форма. Простая 3-хчастная репризная форма
Практика. Работа над формами: квадратный период; простая 2-х частная
репризная форма; простая 3-хчастная репризная форма. Определение этих
форм по прослушанному фрагменту. Определение этих форм по нотному
тексту. Григ «Свадебный день»
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В конце 4 года обучения обучающиеся будут знать и уметь
основы музыкальной грамоты;
использовать навыки воспроизведения и записи несложных
музыкальных примеров;
использовать чувства ритма и метроритма;
соблюдать полученные умения добиваться чистоты интонирования
мелодии;
ориентироваться
в
элементах
гармонии,
полифонии,
формообразования;
использовать полученные навыки импровизации;
развивать музыкальные способности: ладогармонический слух,
музыкальную память, музыкально-ритмический и гармонический слух;
развить эмоционально-осознанное восприятие искусства;
развивать творческие способности посредством воспроизведения, игры
и импровизации;
расширять музыкальный опыт и общий кругозор на основе изучения
лучших образцов композиторской и народной музыки.
12
Личностные результаты:
Учащиеся будут уметь
проявлять эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость и
эстетическое отношение к искусству и к окружающей действительности в его
целостности, художественном и самобытном разнообразии;
понимать или чувствовать эмоциональное состояние другого человека
(героя, автора произведения) и на этой основе понимать, сопереживать,
уважительно относиться к историко-культурным традициям других народов.
аккумулировать навык социокультурной адаптации в современном мире
на основе формирования позитивной оценки собственных музыкальнотворческих возможностей;
организовывать
продуктивное
сотрудничество
(общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач,
в т.ч. музыкальных;
воспринимать ценностно-смысловое содержание произведений искусства,
через осознание личностно-значимого смысла в процессе общения с
музыкой.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.
Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- фортепиано;
- музыкальный центр, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал;
- видеозаписи
концертов и
конкурсных
исполнителей.
выступлений
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- нотный диктант;
- ритмический диктант;
- сдача теории с примерами;
- слуховой анализ;
- открытые уроки.
13
2.3.Оценочные материалы
Контроль и учёт успеваемости по предмету «Сольфеджио» имеет разные
виды аттестаций: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала сольфеджио. Она проводится в
форме письменных работ (различные виды диктантов, слуховой анализ),
устных опросов по определённой теме.
Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольное
занятие.
Механизм оценки:
-Фронтальный опрос;
-Беглый текущий опрос;
-Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по
индивидуальным карточкам;
-Тестирование на закрепление теоретических знаний;
-Контрольные занятия в конце полугодий.
Контрольные занятия и зачёты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий. По итогам четверти преподаватель
выставляет оценку. По результатам учебного года - итоговая отметка.
Отметка «Отлично» выставляется за безупречное исполнение
музыкальных упражнений, выполнение всех заданий по всем формам работы
на уроке сольфеджио. Продемонстрировано уверенное использование
изученного материала в практике.
Отметка «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется достаточное понимание характера и содержания
исполняемого упражнения,…но допущены ритмические, интонационные
неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении других
форм работы.
Отметка
«Удовлетворительно»
выставляется,
если
учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное исполнение
музыкальных упражнений; показывает недостаточное владение знаниями,
требуемыми по программе.
Отметка «Неудовлетворительно» выставляется за отсутствие исполнения
музыкальных упражнений, грубые интонационные, ритмические ошибки при
исполнении; невыполнение заданий, предложенных преподавателем,
предусмотренных программой; отсутствие знаний терминологии.
14
2.4. Методические материалы
Формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с
гармонической поддержкой):
- пение гамм;
- ступеней лада;
- мелодических оборотов;
- секвенций;
- интервалов и аккордов в ладу и от нот;
- пение интервальных и аккордовых цепочек на два голоса по столбице или
по нотам;
2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- сольмизация нотных примеров;
- дирижирование;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
- ритмический аккомпанемент к песням;
3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):
- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра,
формы, особенностей гармонии, фактуры, мелодии и ритма, нахождение
кульминации произведения;
- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального
языка;
- сравнительный анализ произведений.
4) слуховой анализ:
- определение на слух лада, его ступеней, пройденных интервалов и аккордов
в ладу и от нот;
- определение на слух и запись цепочек интервалов и аккордов в ладу.
5) пение по нотам:
- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров, хоровых партий;
- пение с листа;
- пение с транспонированием;
- чередование пения вслух и про себя;
- пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано.
6) сообщение теоретических сведений;
7) музыкальный диктант:
- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);
- запись мелодии с предварительном разбором;
- запись мелодии без предварительного разбора, после настройки в
соответствующей тональности;
- запись по памяти знакомых мелодий;
15
- запоминание по нотам (без звукового воспроизведения) незнакомых
мелодий и их отрывков;
8) упражнения на фортепиано:
- подбор по слуху знакомых мелодий;
- пение песен и романсов под собственный аккомпанемент;
- игра интервальных и аккордовых цепочек;
9) импровизация и сочинение:
- импровизация ритмических и мелодических мотивов и фраз;
- сочинение второго голоса к данной мелодии;
- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных
элементов музыкального языка;
- сочинение мелодий на заданные стихи.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов
1.
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб.
Для учащихся – Музыкальное образование /Э. Б. Абдуллин, Е. В.
Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
2.
Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта.
М.: Музыка, 1991.
3.
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2000
4.
Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1997.
5.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
6.
Кравченко, А. М. Секреты бельканто [Текст]: книга для
начинающих певцов / А. М. Кравченко. – Симферополь, 2003. – 128 с.
7.
Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
8.
Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: Музыка,
1981
9.
Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. Л.:
Музыка, 1985.
10. Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты для 1-8
классов ДМШ. СПб: Композитор, 1997.
11. Новицкая Н. Музыкальные диктанты для ДМШ и ДШИ. СПб:
Композитор, 2007. 50
12. Русяева И. Одноголосные диктанты. М.: Музыка, 1999.
13. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1981.
14. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории
музыки – М. 1973 г.
15. Шехтман Л. Музыкальные диктанты для 1-7 классов ДМШ. СПб:
Композитор, 2002.
Список литературы, рекомендованной для детей
1.
2.
Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
16
3.
Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1978г.;
4.
Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
5.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
6.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
7.
Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных
школ. -М.,1984г.;
8.
Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
9.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник
для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989г.;
10. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л.,
1980г.;
11. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
12. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
13. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.
Ресурсы удаленного доступа
1.
Сайт «Нотный архив Бориса Тараканова», учебные пособия
http://solfa.ru/ ;
2.
Сайте «Фортуна», учебные материалы по сольфеджио
http://ru.scorser.com/S/%d0%9d%d0%be%d1%82%d1%8b/%d0%a1%d0%be%
d0%bb%d1%8c%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be/-1/1.html
3.
Сайт ScorSer – система поиска для музыканта. Здесь можно скачать
учебные пособия по сольфеджио в электронном виде, музыкальные
прописи, рабочие тетради и др. http://сольфеджио-онлайн.рф/
4.
Сайт «Сольфеджио. Онлайн». Онлайн тренажер по сольфеджио.
http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiyamuzikalnogo-sluha
5.
Сайт «Виртуальный класс преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин Никитиной О. С.». Музыкально-развивающие игры он-лайн.
https://vk.com/solfeggio_na_5
6.
Группа в Вконтакте «Сольфеджио на 5». 71 доступных для
скачивания учебных пособий по сольфеджио. https://infourok.ru/muzyka.html
7.
Сайт «Инфоурок». 290 методических материалов по сольфеджио:
презентаций, сценариев, методических разработок, докладов в электронном
виде, доступном для скачивания.
http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1
%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be
17
Приложение
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития
по дополнительной общеобразовательной программе
«Сольфеджио».
Дата диагностики
Уровни
развития
ФИ ученика
Чувство
Метроритма
в начале
года
в
конце
года
Возраст
год обучения
Слуховой анализ
в начале
года
в
конце
года
Интонирование
по нотам
в начале
года
Высокий
Средний
Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ
18
в конце
года
Теоретические
сведения
в
начале
года
в
конце
года
Музыкальный диктант
в начале
года
в конце
года