ПДО Сольфеджио 6 год обучения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-09 10:34:09
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Сольфеджио»
6 год обучения

Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Александрова Ульяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург, 2025

1

Содержание

Страница

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.

5
6
13

2. ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

14
14

2.2.Формы контроля/ аттестации

14

2.3.Оценочные материалы

14

2.4.Методическое обеспечение

15

2.5.Список литературы

17

Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Сольфеджио» на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Сольфеджио»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся,
в том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их
потребностей в художественно-эстетическом развитии.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
3

общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Приобщение обучающихся к шедеврам мировой музыкальной
культуры направлено на формирование целостной художественной картины
мира, воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический
отклик
на
музыку
обеспечивает
коммуникативное развитие: формирует умение слушать, вести диалог,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, способность
встать на позицию другого человека.
Во внеурочной деятельности школы предмет сольфеджио занимает
важное место и принадлежит к основным видам музыкального
исполнительства, так как представляет собой целую систему музыкального
развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада,
чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.
Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является
формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать
происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной
формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать
эстетическую красоту и содержание музыкального произведения. Поэтому
занятия теории музыкального искусства являются одним из средств
разностороннего развития учащихся:
музыкально-творческого
и
личностного.
Отличительной особенностью программы «Сольфеджио» является:
1. Овладение ребенком музыкальной грамотой на уровне теории и
практики происходит на основе его собственного опыта, что позволяет лучше
усвоить полученные знания и их практического применения.
2. С помощью углубления материала происходит более полное
проникновение ребенка в мир музыки, понимания строения мелодии,
гармонии, элементов полифонии.
3. Занятия сольфеджио помогут ребенку не только овладеть системой
необходимых знаний, но и в понимании исполняемых ими произведений на
занятиях музыкального инструмента и хора, что позволяет развить чувство
любви к музыке.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей, тесному
сотрудничеству с родителями в деле художественно-эстетического
воспитания и духовного обогащения детей.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
вокально-интонационные навыки, особенности музыкального языка,
средства музыкальной выразительности, специфику воздействия музыки на
4

человека. Для реализации практического компонента на занятиях по
программе «Сольфеджио» используются: метод сравнения, метод выявления
сходства и различий, метод идентификации, метод перекодировки, методы
наглядно-слухового показа (демонстрация музыкального произведения,
различных исполнительских интерпретаций).
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 12 до 13 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 66 часов в год.
Срок освоения программы: 33 недели, 1 год обучения.
Уровень освоения программы: «продвинутый» – используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают
доступ к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержание программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Формы организации образовательного процесса: групповая (20-23
человек в группе).
Виды занятий: слушание и анализ музыки, вокально-хоровая
деятельность, инструментальное исполнительство, музыкальная грамота,
мероприятия воспитательно-познавательного характера (участие в
мероприятиях школы).
Формы подведения итогов реализации: нотный диктант; ритмический
диктант; сдача теории с примерами; слуховой анализ; открытые занятия.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – создание условий для развития творческих
способностей, в том числе музыкального слуха, содействие жизненному и
околопрофессиональному самоопределению учащихся, через воспитание
социально-активной,
культурно-творческой
личности
средствами
музыкального искусства (сольфеджирования).
Задачи программы:
Обучающие:
1. Углублять теоретические знания на более сложном музыкальном
материале, обучить владению музыкальной терминологией;
2. Обучить сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
3. Выработать умение осуществлять анализ элементов музыкального
языка;
5

4. Формировать умение импровизировать на заданные музыкальные темы
или ритмические построения;
5. Формировать практические навыки и умения, использовать их в
комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих
формах музицирования;
6. Формировать навыки восприятия современной музыки.
Развивающие:
1. Развивать
музыкальные
способности
обучающихся:
ладогармонический слух, музыкальную память, музыкально-ритмический
и гармонический слух на основе изученных основ музыкальной грамоты на
усложненном музыкальном материале;
2. Развивать творческие способности посредством импровизации и
сочинения;
 Расширять музыкальный опыт и общий кругозор на основе изучения
лучших образцов русской и зарубежной композиторской и народной
музыки.
4. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы с
музыкальным материалом.
Воспитательные:
1. Воспитать музыкально-эстетический вкус, эстетическое отношение к
искусству и окружающей действительности;
2. Воспитывать чувства художественного стиля, толерантности к музыке
различных жанров, стилей, эпох, национальных композиторских школ;
3. Сформировать умение организовать продуктивное сотрудничество
(общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
творческих задач, в том числе музыкальных;
4. Воспитать
мотивационно-ценностный
компонент
личности
(целеустремленность,
настойчивость,
усидчивость,
трудолюбие,
самодисциплину, чувство ответственности, активность, уверенность в
своих силах), способность к творческому самовыражению и инициативе;
5. Аккумулировать навык социокультурной адаптации в современном
мире на основе формирования позитивной оценки собственных
музыкально-творческих возможностей.
1.3. Содержание программы
Учебный план 6 года обучения
№
тем
ы

1

№
заня
тия
1

Наименование темы

Количество часов
Всего
Теория Практика

Двухдольный музыкальный
размер, группировка
и
ритмическая
координация в нем.

1

6

0,5

0,5

Формы
аттестации/
контроля
Текущая
практическая
работа, наблюдение

2

Диапазон до 1 – ми 2.

1

0,5

0,5

3

Интервалы от звука и в ладу.

1

0,5

0,5

4

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

6

Трехдольный музыкальный
размер
Трехдольный музыкальный
размер, группировка и
ритмическая координация
В нем.
Характерные интервалы

1

0,5

0,5

7

Размер 3/8.

1

0,5

0,5

8

Группировка и ритмическая
координация в 3/8.

1

0,5

0,5

9

Певческое дыхание.

1

0,5

0,5

10

Аккорды от звука.

1

0,5

0,5

11

Аккорды в ладу.

1

0,5

0,5

12

1

0,5

0,5

13

Группировка с
использованием разных
ритмических групп.
Варьирование.

1

0,5

0,5

14

Варьирование 2-хголосно

1

0,5

0,5

15

Чтение ритмов.

1

0

1

16

Ритмослог, ритможест .

1

0

1

17

Ритмическая координация.

1

0

1

18

Сочинение ритмических
рисунков в разных размерах
и тактовых объемах
Исполнение ритмических
рисунков в разных размерах
и тактовых объемах
Ритмические вариации.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

5

2

3

19

4

20

7

Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Музыкальный
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение

5

6

21

Игра вариаций в ансамбле.

1

0

1

22

Игра в ансамбле.

1

0

1

23

Исполнение точности ритма.

1

0,5

0,5

24

Четверть с точкой две
шестнадцатые.

1

0,5

0,5

25

Четверть с точкой две
шестнадцатые на слух..
Динамическое равновесие
голосов.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

28

Септаккорд. Вводные
септаккорды в мажоре и
миноре.
Виды септаккордов.

1

0,5

0,5

29

Гармонический мажор.

1

0,5

0,5

30

Дубль-диез.

1

0,5

0,5

31

Дубль-бемоль.

1

0,5

0,5

32

Главные ступени лада.

1

0,5

0,5

33

Трезвучия.

1

0,5

0,5

34

Построение трезвучий.

1

0,5

0,5

35
36

Сольфеджирование.
Трезвучия и их обращение.

1
1

0
0,5

1
0,5

37

Пение обращений трезвучия.

1

0,5

0,5

38

Приемы мелодического
развития..

1

0

1

39

Тетрахорд.

1

0

1

40

Построение.
Сольфеджирование

1

0

1

26
27

7

8

8

Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Ритмический
диктант
Ритмический
диктант
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой анализ.
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение

9

41

Приемы мелодического
развития.

1

0,5

0,5

42

Опевание и тяготение.

1

0,5

0,5

43

Секвенция. Построение.

1

0,5

0,5

44

Сольфеджирование.

1

0

1

45

Определение на слух
способов развития
Ансамбль исполнения ув 4 и
ум 5.

1

0

1

1

0,5

0,5

Работа с интервалами от
звука.
Работа с аккордами от звука.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Устройство голосового
аппарата.
Тональности ре-бемоль
мажор и си-бемоль минор.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

51

Интонационная слаженность.

1

0,5

0,5

52

Доминантовый септаккорд и
его обращения.
Разрешение Д 7, Д 65 от
звука
Разрешение Д 2, Д 43 от
звука.
Разрешение обращений Д 7 в
пройденных тональностях.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

56

Музыкальная форма. Ее
значение.

1

0,5

0,5

57

Период –самое короткое
музыкальное построение.

1

0,5

0,5

58

Музыкальная фраза,
предложение. Кульминация.

1

0,5

0,5

59

Разбор произведения.

1

0,5

0,5

60

Графическая запись
музыкального построения.

1

0,5

0,5

61

Схема периода. Разбор
произведений и игра

1

0,5

0,5

46
47
48

10

49
50

11

53
54
55
12

9

мелодии.

Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой
анализ
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой
анализ
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой
анализ
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Музыкальный
диктант
Музыкальный
диктант
Слуховой
анализ
Ритмический
анализ
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Слуховой
анализ
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение

13

62

14

63
64

15

65

16

66

Пульс, ритм. Тональности с
пятью диезами. Работа над
ансамблем – имитации.
Гармонический строй.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Новые аккорды
гармонического мажора и
минора.
Диатонические тритоны.
Характерные интервалы.
.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Гармонический строй.
Прерванный оборот.
ИТОГО

1

0,5

0,5

66

27,5

38,5

Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая
работа, слуховой
анализ
Контрольное
занятие

Содержание
Содержание курса основывается на развитии знаний, полученных на
базовых курсах теории музыкального искусства, раскрывает темы,
помогающие практическому освоению предмета «Сольфеджио» на более
усложненном музыкальном материале. В содержание входят методы и
способы развития специфических для музыкального искусства сторон
активного музыкального слуха: гармонический, метроритмический,
внутренний, ладовый.
Активный слух – комплексное явление,
предусматривающее интонационную активность слуха, способность к
предслышанию, выбору интонации, а также контроль интонационного
результата.
Тема № 1.
Занятия № 1-6 Двухдольный музыкальный координация в нем. Размер
группировка
и
ритмическая Диапазон до 1 – ми 2. Интервалы от
звука и в ладу. Трехдольный музыкальный размер
Трехдольный музыкальный размер, группировка и ритмическая координация
В нем. Характерные интервалы
Теория. Повторение понятия «музыкальный размер». Повторение
длительностей и их обозначение. Ритмослог, ритможест.
Практика. Построение интервалов в пройденных тональностях и от звука.
Определение и слуховой анализ интервалов в ладу и от звука. Работа над
характерными интервалами. Пение в ансамбле,
соединяя ритм
с
сильной долей и пульсом.
Тема № 2.
Занятия № 7-14. Размер 3/8. Группировка и ритмическая координация в 3/8.
Певческое дыхание. Аккорды от звука. Аккорды в ладу. Группировка с
10

использованием разных ритмических групп. Варьирование. Варьирование 2хголосно.
Теория. Размер 3/8. Группировка в 3/8. Аккорды от звука. Аккорды в ладу.
Варьирование.
Практика. Знакомство
с
новым
размером и
его
выразительными возможностями. Определение на слух размеров разных
произведений. Построение аккордов в пройденных тональностях и
от
звука. Определение
и
слуховой анализ аккордов в ладу и отзвука.
Работа над варьированием народных мелодий.
Тема № 3.
Занятия № 15-19. Чтение ритмов. Ритмослог, ритможест. Ритмическая
координация. Сочинение ритмических рисунков в разных размерах и
тактовых объема. Исполнение ритмических рисунков в разных размерах и
тактовых объемах
Теория. Ритмическая координация.
Практика. Повторение длительностей и их обозначение. Ритмослог,
ритможест. Пение в ансамбле, соединяя ритм с сильной долей и пульсом.
Знакомство с новым размером и его выразительными возможностями.
Определение на слух размеров разных произведений. Создание и работа в
ритмических
вариациях. Проработка ритмических упражнений и
народных вариаций в ансамбле.
Тема № 4.
Занятия № 20-22 Ритмические вариации. Игра вариаций в ансамбле. Игра в
ансамбле.
Теория. Ритмические вариации.
Практика.
Развитие творческой фантазии. Работа над дыханием.
Сочинение ритмического аккомпанемента к народным танцевальной
мелодии, используя различные ритмические комплексы. Развитие
исполнительских навыков, чувства ансамбля, умения быть руководителем
творческого коллектива. Выработка правильного певческого дыхания.
Тема № 5.
Занятия № 23-25. Исполнение точности ритма. Четверть с точкой две
шестнадцатые. Четверть с точкой две шестнадцатые на слух..
Теория. Четверть с точкой две шестнадцатые.
Практика. Знакомство с
новой ритмической
фигурой четверть с
точкой две шестнадцатые. Закрепление ее
в
ритмическом диктанте,
ритмических партитурах, творческих упражнениях.
Тема № 6.
Занятия № 26-31. Динамическое равновесие голосов. Септаккорд. Вводные
септаккорды в мажоре и миноре. Виды септаккордов. Гармонический мажор.
Дубль-диез. Дубль-бемоль.
11

Теория. Дубль-диез. Дубль-бемоль. Септаккорд. Вводные септаккорды.
Виды септаккордов
Практика. Закрепление
работы
над септаккордом
и
его
обращениями: 7, 65, 43, 2. Работа над построением и определением этих
аккордов. Знакомство с вводными септаккордами в мажоре и миноре.
Тема № 7.
Занятия № 37-44. Главные ступени лада. Трезвучия. Построение трезвучий.
Сольфеджирование. Трезвучия и их обращение. Пение обращений трезвучия.
Теория. Трезвучие.
Практика. Работа над главными ступенями лада мажора и минора в ВИУ,
сольфеджирование, подборе аккомпанемента к народной мелодии. Развитие
исполнительских умений: вокальных и
инструментальных.
Формировать
навык пропевания с названием нот
данных мелодий, с последующим исполнением их на инструменте.
Тема № 8.
Занятия № 38-45. Приемы мелодического развития. Тетрахорд. Построение.
Сольфеджирование. Приемы мелодического развития. Опевание и тяготение.
Секвенция. Построение. Сольфеджирование. Определение на слух способов
развития мелодии.
Теория. Тетрахорд. Опевание и тяготение.
Практика.
Развитие
исполнительских
умений:
вокальных
и
инструментальных.
Формировать
навык пропевания с названием нот
данных мелодий, с последующим исполнением их на инструменте.
Знакомство с произведениями русских
композиторов – классиков. Закрепление новых теоретических понятий.
Развитие интонационного слуха, координации между слухом и голосом,
умения находить путь к тонике.
Тема № 9.
Занятия № 46-48. Ансамбль исполнения ув 4 и ум 5. Работа с интервалами
от звука. Работа с аккордами от звука.
Теория. ув 4 и ум 5
Практика. Закрепление работы с тритонами – ув 4 и ум 5 в мажорных и
минорных тональностях. Уметь разрешать тритоны. Закрепление их в
построении, определении, слуховом анализе, творческих упражнениях и
диктанте
Тема № 10.
Занятия № 49-50. Устройство голосового аппарата.
Тональности ре-бемоль мажор и си-бемоль минор.
Теория. Тональности ре-бемоль мажор и си-бемоль минор.
Практика. Построение интервалов и аккордов от звука. Определение и
слуховой анализ интервалов и аккордов от звука. Работа над характерными
12

интервалами.
Тема № 11.
Занятия № 51-55. Интонационная слаженность. Доминантовый септаккорд и
его обращения. Разрешение Д 7, Д 65 от звука Разрешение Д 2, Д 43 от звука.
Разрешение обращений Д 7 в пройденных тональностях.
Теория. Доминантовый септаккорд, его обращения и разрешение.
Практика. Закрепление работы с характерными интервалами в мажорных
и минорных тональностях. Уметь разрешать их. Закрепление их
в
построении, определении, слуховом
анализе,
творческих
упражнениях и диктанте, подборе русских песен.
Тема № 12.
Занятия № 56-61. Музыкальная форма. Ее значение. Период – самое
короткое музыкальное построение. Музыкальная фраза, предложение.
Кульминация. Разбор произведения. Графическая запись музыкального
построения. Схема периода. Разбор произведений и игра
Теория. Музыкальная форма. Музыкальная фраза, предложение.
Кульминация.
Практика. Знакомство с музыкальным построением. Развивать умение
анализировать его и работать по фразам, предложениям и тактам. Навык
выразительного исполнения музыкального произведения закрепить понятием
«кульминация». Уметь построить схему произведения и графически
обозначить в ней кульминацию. Использование русского вокального
репертуара способствует развитию вокально-хоровых навыков.
Тема № 13.
Занятия № 62. Пульс, ритм. Тональности с пятью диезами.
Теория. Пульс, ритм. Тональности с пятью диезами.
Практика. Работа в диктанте, слуховом анализе, построении. Определении,
творческих упражнениях
с тональностями до 5 знаков включительно.
Тема № 14.
Занятия № 63-64. Гармонический строй. Новые аккорды гармонического
мажора и минора.
Теория. Гармонический строй.
Практика. Знакомство с новыми аккордами гармонического мажора и
минора, их построение, определение в произведениях русских классиков,
значение.
Тема № 15.
Занятия № 65. Диатонические тритоны. Характерные интервалы.
Теория. Диатонические тритоны. Характерные интервалы.
Практика. Закрепление работы с тритонами – ув 4 и ум 5 в мажорных и
минорных тональностях. Уметь разрешать тритоны. Закрепление их в
построении, определении, слуховом анализе.
13

Тема № 15.
Занятия № 66. Гармонический строй. Прерванный оборот.
Теория. Гармонический строй. Прерванный оборот.
Практика. Знакомство с прерванным оборотом на примерах народной
музыки. Работа над гармоническим анализом – пройденные аккорды от звука
и в тональности.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:

знает теорию музыкальной грамоты на углубленном уровне, владеет
музыкальной терминологией;

уметь сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа,

умеет свободно импровизировать на заданные музыкальные темы или
ритмические построения;

уметь осуществлять анализ элементов музыкального языка;

использует практические навыки и умения в комплексе при
исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;

имеет музыкальный опыт восприятия современной музыки.
Метапредметные результаты:

развиты музыкальные способности обучающихся: ладогармонический
слух, музыкальную память, музыкально-ритмический и гармонический слух
на основе изученных основ музыкальной грамоты на усложненном
музыкальном материале;

развиты творческие способности посредством импровизации и
сочинения;

расширен музыкальный опыт и общий кругозор на основе изучения
лучших образцов русской и зарубежной композиторской и народной музыки.

уметь использовать практические навыки и умения в исполнении и
музицировании;

уметь разбираться самостоятельно в музыкальном материале.
Личностные результаты:
 проявляет
музыкально-эстетический
вкус
и
эмоциональную
отзывчивость, эстетическое отношение к искусству и к окружающей
действительности;
 понимает или чувствует художественный стиль, относится толерантно к
музыке различных жанров, стилей, эпох, национальных композиторских
школ;
 организовывает
продуктивное
сотрудничество
(общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач,
в т.ч. музыкальных;
14

 воспитан

мотивационно-ценностный
компонент
личности
(целеустремленность,
настойчивость,
усидчивость,
трудолюбие,
самодисциплина, чувство ответственности, уверенность в своих силах),
способность к творческому самовыражению и инициативе;
 аккумулирован навык социокультурной адаптации в современном мире
на основе формирования позитивной оценки собственных музыкальнотворческих возможностей.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- фортепиано;
- музыкальный центр, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал;
- видеозаписи
концертов и
конкурсных
исполнителей.

выступлений

2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- нотный диктант;
- ритмический диктант;
- сдача теории с примерами;
- слуховой анализ;
- открытые занятия.
2.3.Оценочные материалы
Контроль и учёт успеваемости по предмету «Сольфеджио» имеет разные
виды аттестаций: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала сольфеджио. Она проводится в
форме письменных работ (различные виды диктантов, слуховой анализ),
устных опросов по определённой теме.
Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольное
занятие.
Механизм оценки:
-Фронтальный опрос;
-Беглый текущий опрос;
-Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по
15

индивидуальным карточкам;
-Тестирование на закрепление теоретических знаний;
-Контрольные занятия в конце полугодий.
Контрольные занятия и зачёты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий. По итогам четверти преподаватель
выставляет оценку. По результатам учебного года - итоговая отметка.
Отметка «Отлично» выставляется за безупречное исполнение
музыкальных упражнений, выполнение всех заданий по всем формам работы
на уроке сольфеджио. Продемонстрировано уверенное использование
изученного материала в практике.
Отметка «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется достаточное понимание характера и содержания
исполняемого упражнения,…но допущены ритмические, интонационные
неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении других
форм работы.
Отметка
«Удовлетворительно»
выставляется,
если
учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное исполнение
музыкальных упражнений; показывает недостаточное владение знаниями,
требуемыми по программе.
Отметка «Неудовлетворительно» выставляется за отсутствие исполнения
музыкальных упражнений, грубые интонационные, ритмические ошибки при
исполнении; невыполнение заданий, предложенных преподавателем,
предусмотренных программой; отсутствие знаний терминологии.
2.4. Методические материалы
Формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с
гармонической поддержкой):
- пение гамм;
- ступеней лада;
- мелодических оборотов;
- секвенций;
- интервалов и аккордов в ладу и от нот;
- пение интервальных и аккордовых цепочек на два голоса по столбице или
по нотам;
2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- сольмизация нотных примеров;
- дирижирование;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
16

- ритмический аккомпанемент к песням;
3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):
- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра,
формы, особенностей гармонии, фактуры, мелодии и ритма, нахождение
кульминации произведения;
- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального
языка;
- сравнительный анализ произведений.
4) слуховой анализ:
- определение на слух лада, его ступеней, пройденных интервалов и аккордов
в ладу и от нот;
- определение на слух и запись цепочек интервалов и аккордов в ладу.
5) пение по нотам:
- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров, хоровых партий;
- пение с листа;
- пение с транспонированием;
- чередование пения вслух и про себя;
- пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано.
6) сообщение теоретических сведений;
7) музыкальный диктант:
- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);
- запись мелодии с предварительном разбором;
- запись мелодии без предварительного разбора, после настройки в
соответствующей тональности;
- запись по памяти знакомых мелодий;
- запоминание по нотам (без звукового воспроизведения) незнакомых
мелодий и их отрывков;
8) упражнения на фортепиано:
- подбор по слуху знакомых мелодий;
- пение песен и романсов под собственный аккомпанемент;
- игра интервальных и аккордовых цепочек;
9) импровизация и сочинение:
- импровизация ритмических и мелодических мотивов и фраз;
- сочинение второго голоса к данной мелодии;
- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных
элементов музыкального языка;
- сочинение мелодий на заданные стихи.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов
1.
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб.
для студентов вузов по специальности 030700 – Музыкальное
образование /Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. –
336 с.
17

2.
Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта.
М.: Музыка, 1991.
3.
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2000
4.
Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1997.
5.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
6.
Кравченко, А. М. Секреты бельканто [Текст]: книга для
начинающих певцов / А. М. Кравченко. – Симферополь, 2003. – 128 с.
7.
Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
8.
Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: Музыка,
1981
9.
Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. Л.:
Музыка, 1985.
10. Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты для 1-8
классов ДМШ. СПб: Композитор, 1997.
11. Новицкая Н. Музыкальные диктанты для ДМШ и ДШИ. СПб:
Композитор, 2007. 50
12. Русяева И. Одноголосные диктанты. М.: Музыка, 1999.
13. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1981.
14. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории
музыки – М. 1973 г.
15. Шехтман Л. Музыкальные диктанты для 1-7 классов ДМШ. СПб:
Композитор, 2002.

Список литературы, рекомендованной для детей
1.
Амазарян А., Анисимова Е., Смирнова Е. Теория музыки: Учебное
пособие в форме вопросов и ответов с образцами выполнения заданий для
старших классов ДМШ и ДШИ. СПб: Композитор, 2005. Быканова Е.
Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 5-7 классы ДМШ. – М., 1979г.;
2.
Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
3.
Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
4.
Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 6 класса ДМШ. – М., 1978г.;
5.
Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
6.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
7.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
8.
Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных
школ. -М.,1984г.;
9.
Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
10. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник
для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989г.;
11. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л.,
1980г.;
12. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
18

13.
14.

Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.
Ресурсы удаленного доступа

1.
Сайт «Нотный архив Бориса Тараканова», учебные пособия
http://solfa.ru/ ;
2.
Сайте «Фортуна», учебные материалы по сольфеджио
http://ru.scorser.com/S/%d0%9d%d0%be%d1%82%d1%8b/%d0%a1%d0%be%
d0%bb%d1%8c%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be/-1/1.html
3.
Сайт ScorSer – система поиска для музыканта. Здесь можно скачать
учебные пособия по сольфеджио в электронном виде, музыкальные
прописи, рабочие тетради и др. http://сольфеджио-онлайн.рф/
4.
Сайт «Сольфеджио. Онлайн». Онлайн тренажер по сольфеджио.
http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiyamuzikalnogo-sluha
5.
Сайт «Виртуальный класс преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин Никитиной О. С.». Музыкально-развивающие игры он-лайн.
https://vk.com/solfeggio_na_5
6.
Группа в Вконтакте «Сольфеджио на 5». 71 доступных для
скачивания учебных пособий по сольфеджио. https://infourok.ru/muzyka.html
7.
Сайт «Инфоурок». 290 методических материалов по сольфеджио:
презентаций, сценариев, методических разработок, докладов в электронном
виде, доступном для скачивания.
http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1
%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be

19

Приложение
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития
по дополнительной общеобразовательной программе
«Сольфеджио».
Дата диагностики

Уровни
развития

ФИ ученика

Чувство
Метроритма
в начале
года

в
конце
года

Возраст

Слуховой анализ

в начале
года

в
конце
года

год обучения

Интонирование
по нотам
в начале
года

Высокий
Средний
Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

20

в конце
года

Теоретические
сведения
в
начале
года

в
конце
года

Музыкальный диктант

в начале
года

в конце
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».