ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 02.09.2025 г.
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:35:01
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Сольфеджио»
8 год обучения
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Александрова Ульяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Екатеринбург, 2025
1
Содержание
Страница
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план Содержание
1.4. Планируемые результаты.
5
6
13
2. ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
13
13
2.2.Формы контроля/ аттестации
14
2.3.Оценочные материалы
14
2.4.Методическое обеспечение
15
2.5.Список литературы
16
Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Сольфеджио» на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Направленность программы – художественная.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Сольфеджио»
направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся,
в том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, их
духовно-нравственное воспитание, а также на удовлетворение их
потребностей в художественно-эстетическом развитии.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
3
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Приобщение обучающихся к шедеврам мировой музыкальной
культуры направлено на формирование целостной художественной картины
мира, воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический
отклик
на
музыку
обеспечивает
коммуникативное развитие: формирует умение слушать, вести диалог,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, способность
встать на позицию другого человека.
Во внеурочной деятельности школы предмет сольфеджио занимает
важное место и принадлежит к основным видам музыкального
исполнительства, так как представляет собой целую систему музыкального
развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада,
чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.
Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является
формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать
происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной
формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать
эстетическую красоту и содержание музыкального произведения. Поэтому
занятия теории музыкального искусства являются одним из средств
разностороннего развития учащихся:
музыкально-творческого
и
личностного.
Отличительной особенностью программы «Сольфеджио» является:
1. Овладение ребенком музыкальной грамотой на уровне теории и
практики происходит на основе его собственного опыта, что позволяет лучше
усвоить полученные знания и их практического применения.
2. С помощью углубления материала происходит более полное
проникновение ребенка в мир музыки, понимания строения мелодии,
гармонии, элементов полифонии.
3. Занятия сольфеджио помогут ребенку не только овладеть системой
необходимых знаний, но и в понимании исполняемых ими произведений на
занятиях музыкального инструмента и хора, что позволяет развить чувство
любви к музыке.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей, тесному
сотрудничеству с родителями в деле художественно-эстетического
воспитания и духовного обогащения детей.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
вокально-интонационные навыки, особенности музыкального языка,
средства музыкальной выразительности, специфику воздействия музыки на
4
человека. Для реализации практического компонента на занятиях по
программе «Сольфеджио» используются: метод сравнения, метод выявления
сходства и различий, метод идентификации, метод перекодировки, методы
наглядно-слухового показа (демонстрация музыкального произведения,
различных исполнительских интерпретаций).
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 14 до 15 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 часа в неделю, время проведения занятия - 40 минут.
Объем программы: 66 часов в год.
Срок освоения программы: 33 недели, 1 год обучения.
Уровень освоения программы: «продвинутый» – используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают
доступ к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержание программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Формы организации образовательного процесса: групповая (20-23
человек в группе).
Виды занятий: слушание и анализ музыки, вокально-хоровая
деятельность, инструментальное исполнительство, музыкальная грамота,
мероприятия воспитательно-познавательного характера (участие в
мероприятиях школы).
Формы подведения итогов реализации: нотный диктант; ритмический
диктант; сдача теории с примерами; слуховой анализ; открытые занятия.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – создание условий для развития творческих
способностей, в том числе музыкального слуха, содействие жизненному и
околопрофессиональному самоопределению учащихся, через воспитание
социально-активной,
культурно-творческой
личности
средствами
музыкального искусства (сольфеджирования).
Задачи программы:
Обучающие:
1. Углублять теоретические знания на более сложном музыкальном
материале, обучить владению музыкальной терминологией;
2. Обучить сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
3. Выработать умение осуществлять анализ элементов музыкального
языка;
5
4. Формировать умение импровизировать на заданные музыкальные темы
или ритмические построения;
5. Формировать практические навыки и умения, использовать их в
комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих
формах музицирования;
6. Формировать навыки восприятия современной музыки.
Развивающие:
1. Развивать
музыкальные
способности
обучающихся:
ладогармонический слух, музыкальную память, музыкально-ритмический
и гармонический слух на основе изученных основ музыкальной грамоты на
усложненном музыкальном материале;
2. Развивать творческие способности посредством импровизации и
сочинения;
Расширять музыкальный опыт и общий кругозор на основе изучения
лучших образцов русской и зарубежной композиторской и народной
музыки.
4. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы с
музыкальным материалом.
Воспитательные:
1. Воспитать музыкально-эстетический вкус, эстетическое отношение к
искусству и окружающей действительности;
2. Воспитывать чувства художественного стиля, толерантности к музыке
различных жанров, стилей, эпох, национальных композиторских школ;
3. Сформировать умение организовать продуктивное сотрудничество
(общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
творческих задач, в том числе музыкальных;
4. Воспитать
мотивационно-ценностный
компонент
личности
(целеустремленность,
настойчивость,
усидчивость,
трудолюбие,
самодисциплину, чувство ответственности, активность, уверенность в
своих силах), способность к творческому самовыражению и инициативе;
5. Аккумулировать навык социокультурной адаптации в современном
мире на основе формирования позитивной оценки собственных
музыкально-творческих возможностей.
1.3. Содержание программы
Учебный план 8 года обучения
№
темы
1
№
занят
ия
1
2
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
Повторение таблицы
длительностей и основных
ритмических групп.
Грудное и головное
Формы аттестации/
контроля
1
0,5
0,5
Текущая практическая
работа, наблюдение
1
0,5
0,5
Текущая практическая
6
3
работа, наблюдение
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Прерванный оборот
определение на слух.
Прерванный оборот –
исполнение.
1
0,5
0,5
1
0,5
7
Чтение и запись мелодического
движения.
1
8
Сольфеджирование
движением и их игра.
9
1
10
Чтение и запись мелодического
движения с тетрахордами
в ансамбле.
Цепное дыхание.
11
Глиссандо.
1
12
Широкое и тесное
расположение аккордов в
тональности.
Консонансы и диссонансы.
Слуховой диктант.
1
4
5
6
2
звукоизвлечение в диапазоне си
м – фа2.
Чтение, запись и игра в
ансамбле разных ритмических
основ.
Прерванный оборот.
1
мелодий
1
3
13
4
14
Буквенное обозначение звуков.
1
15
Чтение мелодии по буквам.
1
16
Буквенное обозначение
аккордов.
1
17
Чтение аккордовых
последовательностей.
1
18
Гармония – наука об аккордах.
1
19
T, S, D и правила их
соединения.
T, S, D и правила их
соединения. Исполнение.
T, S, D в аккомпанементе к
песне.
1
20
21
1
1
1
7
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Слуховой анализ
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая
с
поступенным
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0
1
Ритмический
диктант
0,5
0,5
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая
практическая работа,
наблюдение
0,5
0,5
Текущая практическая
работа, наблюдение
0,5
0,5
Текущая практическая
работа, наблюдение
0,5
0,5
Текущая практическая
работа, наблюдение
0,5
5
Логика речи в пении.
Квинтовый круг.
Энгармонически равные
тональности.
Тональности с шестью
ключевыми знаками.
Интервалы в
тональностях с 6 знаками.
Ровный выдох. Дыхательная
опора.
Построение интервалов от
звука. Разрешение и обращение.
Простые интервалы в
тональности.
Альтерация и ее значение.
Знаки альтерации.
Чтение мелодий с листа со
знаками альтерации.
Аранжировка
мелодии
с
использованием тетрахордов,
звуков трезвучия.
Подбор аккомпанемента.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
32
Септаккорд. Выразительное
значение.
1
0,5
0,5
33
2-голосие.
1
0,5
0,5
34
35
Диатонические тритоны.
Гармонические тритоны.
1
1
0
0,5
1
0,5
36
Ув 2 и ум 7.
1
0,5
0,5
37
Элементы 3-хголосия.
1
0,5
0,5
38
Построение аккордов от звука.
1
0,5
0,5
39
1
0,5
0,5
40
Виды трезвучий, их разрешение
и обращение.
Определение размера на слух.
1
0,5
0,5
41
Работа с ритмом.
1
0,5
0,5
42
Ритмическая координация с
группой.
1
0,5
0,5
43
Ритмический канон.
1
0,5
0,5
44
Запись ритма по слуху.
1
0
1
22
23
24
6
25
26
27
7
28
29
30
31
8
9
10
8
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Слуховой
анализ
Ритмический
диктант
Ритмический
диктант
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Слуховой анализ.
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Слуховой
анализ
45
Запись ритма по слуху –
усложнение.
1
0,5
0,5
46
Работа с ритмом.
1
0,5
0,5
47
Работа с ритмом в группе.
1
0,5
0,5
48
Ритмическая двухголосная
координация.
Ритмическая двухголосная
координация в ансамбле.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
51
Единая манера
звукоизвлечения.
Виды септаккордов от звука.
1
0,5
0,5
52
Разрешение и обращение Д7.
1
0,5
0,5
53
1
0,5
0,5
54
Д7, его обращения и
разрешения.
Естественный ансамбль.
1
0,5
0,5
55
Искусственный ансамбль.
1
0,5
0,5
56
3 вида минора.
1
0,5
0,5
57
Дуоль.
1
0,5
0,5
58
Триоль.
1
0,5
0,5
59
Построение аккордов в
тональности.
1
0,5
0,5
60
Гармонический анализ.
1
0,5
0,5
61
Сольфеджирование мелодий.
Сольфеджирование мелодий в
ансамбле.
1
0,5
0,5
62
Диктант по памяти.
1
0,5
0,5
63
Диктант гармонический.
1
0,5
0,5
64
Исполнение сложный
интонаций (хроматизмы).
1
0,5
0,5
65
Исполнение сложный
интонаций (скачки).
1
0,5
0,5
49
11
12
13
14
15
50
9
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Слуховой
анализ
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Слуховой
анализ
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Слуховой
анализ
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Слуховой
анализ
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая
практическая работа,
наблюдение
Текущая практическая
работа, наблюдение
Текущая
практическая работа,
слуховой анализ
Текущая
практическая работа,
слуховой анализ
Текущая
практическая работа,
слуховой анализ
66
Форма рондо-сонаты.
Определение
ИТОГО
1
0,5
0,5
68
32,5
35,5
Контрольный урок
Содержание
Содержание курса основывается на развитии знаний, полученных на
базовых курсах теории музыкального искусства, раскрывает темы,
помогающие практическому освоению предмета «Сольфеджио» на более
усложненном музыкальном материале. В содержание входят методы и
способы развития специфических для музыкального искусства сторон
активного музыкального слуха: гармонический, метроритмический,
внутренний, ладовый.
Активный слух – комплексное явление,
предусматривающее интонационную активность слуха, способность к
предслышанию, выбору интонации, а также контроль интонационного
результата.
Тема № 1.
Занятия № 1-6 Повторение таблицы длительностей и основных
ритмических групп. Грудное и головное звукоизвлечение в диапазоне си м –
фа2. Чтение, запись и игра в ансамбле разных ритмических
основ. Прерванный оборот. Прерванный оборот определение на слух.
Прерванный оборот – исполнение.
Теория. Длительности. Прерванный оборот.
Практика. Уметь читать и координировать ритм с листа. Уметь слышать и
исполнять свой ритмический
рисунок
в
общем
ансамбле,
в
многоголосии. Уметь вычленять из
общего определенный ритмический
рисунок. Закрепление работы с прерванным оборотом. Работа над
гармоническим анализом – пройденные аккорды от звука и в тональности
Тема № 2.
Занятия № 7-12. Чтение и запись мелодического движения.
Сольфеджирование
мелодий с
поступенным движением и их игра.
Чтение и запись мелодического движения с тетрахордами в ансамбле.
Цепное дыхание. Глиссандо. Широкое и тесное расположение аккордов в
тональности.
Теория. Сольфеджирование. Цепное дыхание. Глиссандо. Широкое и тесное
расположение аккордов.
Практика. Знакомство с широким и тесным расположением аккордов в
тональности мажорной и минорной. Работа над построением и
определением, сочинением и игрой секвенций. Уметь видеть в тексте
тетрахорды. Развивать навык точного исполнения движения «тетрахорд».
Творческая работа на сочинение мелодии в
народном
духе
с
использованием тетрахордов
и
ощущениемтоники
в
10
музыкальной форме период.
Тема № 3.
Занятия № 13. Консонансы и диссонансы. Слуховой диктант.
Теория. Консонансы и диссонансы.
Практика. Развитие чуткости слуха. Самостоятельная работа на
сочинение второго голоса
с использованием терций
и
секст.
Развитие творческих навыков. Отработка техники игры на инструменте.
Тема № 4.
Занятия № 14-21. Буквенное обозначение звуков. Чтение мелодии по
буквам.
Буквенное
обозначение
аккордов.
Чтение
аккордовых
последовательностей. Гармония – наука об аккордах. T, S, D и правила их
соединения. T, S, D и правила их соединения. Исполнение. T, S, D
в
аккомпанементе к песне.
Теория. Буквенное обозначение звуков. T, S, D.
Практика. Знать буквенное значение нот. Уметь строить мелодию и
соединять ее с аккомпанементом. В аккомпанементе
знать,
уметь
определять и строить T, S, D и правильно соединять между собой,
подбирать аккомпанемент к русским мелодиям.
Тема № 5.
Занятия № 22-24. Логика речи в пении. Квинтовый круг. Энгармонически
равные тональности. Тональности с шестью ключевыми знаками. Интервалы
в тональностях с 6 знаками.
Теория. Квинтовый круг. Энгармонически равные тональности.
Практика. Знание квинтового круга: бемольных и диезных тональностей с
их количеством знаков. Работа в них. Работа над интервалами,
построенными в тональностях с шестью диезами и бемолями.
Тема № 6.
Занятия № 28-32. Альтерация и ее значение. Знаки альтерации. Чтение
мелодий с листа со знаками альтерации. Аранжировка
мелодии с
использованием тетрахордов, звуков трезвучия. Подбор аккомпанемента.
Септаккорд. Выразительное значение.
Теория. Альтерация. Знаки альтерации. Аранжировка. Септаккорд.
Практика. Закрепление
знаний
музыкальных
знаков
повышение и понижения звука. Уметь различать на слух интервал, трезвучие
и септаккорд. Развитие гармонического слуха в
точной
смене
гармонии относительно мелодии.
Тема № 7.
Занятия № 33-36. 2-голосие. Диатонические тритоны. Гармонические
тритоны. Ув 2 и ум 7.
11
Теория. Диатонические тритоны. Гармонические тритоны. Ув 2 и ум 7.
Практика. Закрепление работы с тритонами – ув 4 и ум 5 в мажорных и
минорных тональностях. Уметь разрешать тритоны. Закрепление их в
построении, определении, слуховом анализе, творческих упражнениях и
диктанте. Работа над характерными интервалами –
ув2 и ум 7. Их построение, разрешение, обращение.
Тема № 8.
Занятия № 37-39. Элементы 3-хголосия.
Построение аккордов от звука.
Виды трезвучий, их разрешение и обращение.
Теория. Аккордов от звука.
Практика. Закрепление знаний и умений, связанных с аккордами, с
различными вилами трезвучий. Работа в построении, определении, слуховом
анализе, творческих упражнениях.
Тема № 9.
Занятия № 40-49. Определение размера на слух. Работа с ритмом.
Ритмическая координация с группой. Ритмический канон. Запись ритма по
слуху. Запись ритма по слуху – усложнение. Работа с ритмом. Работа с
ритмом в группе. Ритмическая двухголосная координация. Ритмическая
двухголосная координация в ансамбле.
Теория. Ритмическая координация. Ритмический канон.
Практика. Уметь определить размер и записать услышанный ритм. Развитие
музыкальной памяти, творческой фантазии, умения слышать других,
исполняя свое. Слуховая работа над произведениями русских классиков.
Работа над разными видами координации (слуховой, движенческой).
Тема № 10.
Занятия № 50-53. Единая манера звукоизвлечения. Виды септаккордов от
звука. Разрешение и обращение Д7. Д7, его обращения и разрешения.
Теория. Виды септаккордов.
Практика. Закрепление знаний и умений, связанных с различными вилами
септаккордов. Работа в построении, определении, слуховом анализе,
творческих упражнениях.
Тема № 11.
Занятия № 54-56. Естественный ансамбль. Искусственный ансамбль.
3 вида минора.
Теория. Естественный ансамбль. Искусственный ансамбль.
3 вида минора.
Практика. Закрепление знаний, связанных с тремя видами минора. Работа
во всех формах урока «Теория музыкального искусства и элементарное
музицирование»: диктанте, слуховом анализе, построении, ВИУ, чтении с
листа, творческих упражнениях.
12
Тема № 12.
Занятия № 57-60. Дуоль. Триоль. Построение аккордов в тональности.
Гармонический анализ.
Теория. Дуоль. Триоль.
Практика. Закрепление
знаний
и
умений,
связанных с
аккордами, построенными в тональности. Работа в построении, определении,
слуховом анализе, творческих упражнениях в народном духе.
Тема № 13.
Занятия № 61-63. Сольфеджирование
мелодий.
Сольфеджирование
мелодий в ансамбле. Диктант по памяти. Диктант гармонический.
Теория. Сольфеджирование мелодий.
Практика. Работа
на развитие вокально-хоровых навыков. Развивать
навык работы
в
ансамбле, навык
выразительного исполнения
произведения. Составление исполнительского
плана, уметь находить
кульминацию произведения.
Тема № 14.
Занятия № 64-66. Исполнение сложных интонаций (хроматизмы).
Исполнение сложный интонаций (скачки). Форма рондо-сонаты.
Теория. Форма рондо-сонаты. Смешанная форма.
Практика. Работа над гармоническим анализом: использование аккордов,
интервалов, гармонических цепочек, оборотов. Знакомство с новыми
формами – полифоническими, народной полифонией, подголосочной, фугой,
их этапы развития, особенности и разновидности. Разбор произведений в
этих формах.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
знает теорию музыкальной грамоты на углубленном уровне, владеет
музыкальной терминологией;
уметь сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа,
умеет свободно импровизировать на заданные музыкальные темы или
ритмические построения;
уметь осуществлять анализ элементов музыкального языка;
использует практические навыки и умения в комплексе при
исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;
имеет музыкальный опыт восприятия современной музыки.
Метапредметные результаты:
развиты музыкальные способности обучающихся: ладогармонический
13
слух, музыкальную память, музыкально-ритмический и гармонический слух
на основе изученных основ музыкальной грамоты на усложненном
музыкальном материале;
развиты творческие способности посредством импровизации и
сочинения;
расширен музыкальный опыт и общий кругозор на основе изучения
лучших образцов русской и зарубежной композиторской и народной музыки.
уметь использовать практические навыки и умения в исполнении и
музицировании;
уметь разбираться самостоятельно в музыкальном материале.
Личностные результаты:
проявляет
музыкально-эстетический
вкус
и
эмоциональную
отзывчивость, эстетическое отношение к искусству и к окружающей
действительности;
понимает или чувствует художественный стиль, относится толерантно к
музыке различных жанров, стилей, эпох, национальных композиторских
школ;
организовывает
продуктивное
сотрудничество
(общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач,
в т.ч. музыкальных;
воспитан
мотивационно-ценностный
компонент
личности
(целеустремленность,
настойчивость,
усидчивость,
трудолюбие,
самодисциплина, чувство ответственности, уверенность в своих силах),
способность к творческому самовыражению и инициативе;
аккумулирован навык социокультурной адаптации в современном мире
на основе формирования позитивной оценки собственных музыкальнотворческих возможностей.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.
Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- наличие специального кабинета;
- фортепиано;
- музыкальный центр, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал;
- видеозаписи
концертов и
конкурсных
исполнителей.
выступлений
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
14
образовательной программы являются:
- нотный диктант;
- ритмический диктант;
- сдача теории с примерами;
- слуховой анализ;
- открытые уроки.
2.3.Оценочные материалы
Контроль и учёт успеваемости по предмету «Сольфеджио» имеет разные
виды аттестаций: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала сольфеджио. Она проводится в
форме письменных работ (различные виды диктантов, слуховой анализ),
устных опросов по определённой теме.
Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольное
занятие.
Механизм оценки:
-Фронтальный опрос;
-Беглый текущий опрос;
-Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по
индивидуальным карточкам;
-Тестирование на закрепление теоретических знаний;
-Контрольные занятия в конце полугодий.
Контрольные занятия и зачёты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий. По итогам четверти преподаватель
выставляет оценку. По результатам учебного года - итоговая отметка.
Отметка «Отлично» выставляется за безупречное исполнение
музыкальных упражнений, выполнение всех заданий по всем формам работы
на уроке сольфеджио. Продемонстрировано уверенное использование
изученного материала в практике.
Отметка «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником
демонстрируется достаточное понимание характера и содержания
исполняемого упражнения,…но допущены ритмические, интонационные
неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении других
форм работы.
Отметка
«Удовлетворительно»
выставляется,
если
учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное исполнение
музыкальных упражнений; показывает недостаточное владение знаниями,
требуемыми по программе.
Отметка «Неудовлетворительно» выставляется за отсутствие исполнения
музыкальных упражнений, грубые интонационные, ритмические ошибки при
исполнении; невыполнение заданий, предложенных преподавателем,
предусмотренных программой; отсутствие знаний терминологии.
15
2.4. Методические материалы
Формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с
гармонической поддержкой):
- пение гамм;
- ступеней лада;
- мелодических оборотов;
- секвенций;
- интервалов и аккордов в ладу и от нот;
- пение интервальных и аккордовых цепочек на два голоса по столбице или
по нотам;
2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- сольмизация нотных примеров;
- дирижирование;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
- ритмический аккомпанемент к песням;
3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):
- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра,
формы, особенностей гармонии, фактуры, мелодии и ритма, нахождение
кульминации произведения;
- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального
языка;
- сравнительный анализ произведений.
4) слуховой анализ:
- определение на слух лада, его ступеней, пройденных интервалов и аккордов
в ладу и от нот;
- определение на слух и запись цепочек интервалов и аккордов в ладу.
5) пение по нотам:
- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров, хоровых партий;
- пение с листа;
- пение с транспонированием;
- чередование пения вслух и про себя;
- пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано.
6) сообщение теоретических сведений;
7) музыкальный диктант:
- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);
- запись мелодии с предварительном разбором;
- запись мелодии без предварительного разбора, после настройки в
соответствующей тональности;
- запись по памяти знакомых мелодий;
16
- запоминание по нотам (без звукового воспроизведения) незнакомых
мелодий и их отрывков;
8) упражнения на фортепиано:
- подбор по слуху знакомых мелодий;
- пение песен и романсов под собственный аккомпанемент;
- игра интервальных и аккордовых цепочек;
9) импровизация и сочинение:
- импровизация ритмических и мелодических мотивов и фраз;
- сочинение второго голоса к данной мелодии;
- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных
элементов музыкального языка;
- сочинение мелодий на заданные стихи.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов
1.
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб.
для студентов вузов по специальности 030700 – Музыкальное
образование /Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. –
336 с.
2.
Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта.
М.: Музыка, 1991.
3.
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2000
4.
Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1997.
5.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
6.
Кравченко, А. М. Секреты бельканто [Текст]: книга для
начинающих певцов / А. М. Кравченко. – Симферополь, 2003. – 128 с.
7.
Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
8.
Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: Музыка,
1981
9.
Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. Л.:
Музыка, 1985.
10. Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты для 1-8
классов ДМШ. СПб: Композитор, 1997.
11. Новицкая Н. Музыкальные диктанты для ДМШ и ДШИ. СПб:
Композитор, 2007. 50
12. Русяева И. Одноголосные диктанты. М.: Музыка, 1999.
13. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1981.
14. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории
музыки – М. 1973 г.
15. Шехтман Л. Музыкальные диктанты для 1-8 классов ДМШ. СПб:
Композитор, 2002.
17
Список литературы, рекомендованной для детей
1.
Амазарян А., Анисимова Е., Смирнова Е. Теория музыки: Учебное
Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
2.
Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
3.
Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 7 класса ДМШ. – М., 1978г.;
4.
Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
5.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
6.
Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
7.
Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных
школ. -М.,1984г.;
8.
Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
9.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник
для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989г.;
10. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л.,
1980г.;
11. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
12. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
13. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.
Ресурсы удаленного доступа
1.
Сайт «Нотный архив Бориса Тараканова», учебные пособия
http://solfa.ru/ ;
2.
Сайте «Фортуна», учебные материалы по сольфеджио
http://ru.scorser.com/S/%d0%9d%d0%be%d1%82%d1%8b/%d0%a1%d0%be%
d0%bb%d1%8c%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be/-1/1.html
3.
Сайт ScorSer – система поиска для музыканта. Здесь можно скачать
учебные пособия по сольфеджио в электронном виде, музыкальные
прописи, рабочие тетради и др. http://сольфеджио-онлайн.рф/
4.
Сайт «Сольфеджио. Онлайн». Онлайн тренажер по сольфеджио.
http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiyamuzikalnogo-sluha
5.
Сайт «Виртуальный класс преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин Никитиной О. С.». Музыкально-развивающие игры он-лайн.
https://vk.com/solfeggio_na_5
6.
Группа в Вконтакте «Сольфеджио на 5». 71 доступных для
скачивания учебных пособий по сольфеджио. https://infourok.ru/muzyka.html
7.
Сайт «Инфоурок». 290 методических материалов по сольфеджио:
презентаций, сценариев, методических разработок, докладов в электронном
виде, доступном для скачивания.
http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1
%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be
18
Приложение 1.
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития
по дополнительной общеобразовательной программе
«Сольфеджио».
Дата диагностики
Уровни
развития
ФИ ученика
Чувство
Метроритма
в начале
года
в
конце
года
Возраст
год обучения
Слуховой анализ
в начале
года
в
конце
года
Интонирование
по нотам
в начале
года
Высокий
Средний
Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ
19
в конце
года
Теоретические
сведения
в
начале
года
в
конце
года
Музыкальный диктант
в начале
года
в конце
года