Элементарное музицирование 2 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:43:45
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ)»
2 год обучения

Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Дъяконова Милена Викторовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025
1

Страница

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка

3
3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы.
Учебный план. Содержание
1.4. Планируемые результаты.
2.
ОРГАНИЗАЦИОННО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

6
7
12
-

12
12

2.2.Формы контроля/ аттестации

13

2.3.Оценочные материалы

13

2.4.Методическое обеспечение

14

2.5.Список литературы

15

Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности.

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Элементарное
музицирование
(инструментальное)»
имеет
художественную
направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих
способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Элементарное
музицирование (инструментальное)» направлена на формирование общей
культуры учащихся,
на удовлетворении потребностей учащихся в
3

художественно-эстетическом развитии, на духовно-нравственное воспитание
и на формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Особенностью музыки, её эмоциональная сила заключается в
способности показать богатый мир чувств человека, возникших под
воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих
переживаний отражает породившую их жизнь».
Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего
путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих
чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт
быть искусством» (43-с. 18). Музыка проникает в самые глубокие тайники
человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Воздействуя
на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию
окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению.
При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства,
мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Вовлечение и приобщение учащихся мир музыкальной культуры
направлено на формирование целостной художественной картины мира,
воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе,
активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический
отклик
на
музыку
обеспечивает
коммуникативное развитие: формирует умение слушать, вести диалог,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, способность
встать на позицию другого человека.
Кроме того, данная программа способствует реализации запроса
родителей в дополнительном образовании, так как обновляет различные
виды активной массовой учебной деятельности учащихся, расширяет
просветительскую работу школы и создает
в целом атмосферу
творческого труда, поиска, праздника.
Во внеурочной деятельности школы музицирование принадлежит к
основным видам музыкального исполнительства и является одним из
средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и
личностного.
Отличительной
особенностью
программы
«Элементарное
музицирование
(инструментальное)»
является
возможность
её
использовать в системе дополнительного образования и внеурочной
деятельности. Важным условием в организации учебного процесса является
4

взаимосвязь данной программы с программами предметов театральной
направленности, так как эта программа является частью дополнительного
образования театральной направления, куда входят помимо этой
программы, программы по
театральной культуре, ритмике и
художественному движению.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части,
насыщена творческими заданиями. Программа включает в себя вокальнохоровую работу и освоение звуковысотными
инструментами
(металлофонами, ксилофонами), совместное музицирование.
Выполнение заданий на занятиях развивает умение совместной
работы, дает возможность применять знания, умения и навыки,
полученные на других занятиях театрального цикла.
Особенностью программы является репертуар, который требует
адаптации к исполнению на детских звуковысотных инструментах, с
возможностью его аранжировки. Это могут
быть произведения
классической музыки, популярной музыки, песенный репертуар. При этом,
учитываются интересы и потребности современного подрастающего
поколения.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
художественного образования и опыт практической работы педагогов
художественно-эстетического отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым
изучением отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки, учитывая возможности системы
художественно-эстетического образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей через работу во
внеурочной деятельности: репетиционная работа над спектаклями,
композициями, проектами, концертная и конкурсная деятельность.
Большое значение имеет тесное сотрудничество с родителями в деле
художественно-эстетического воспитания и духовного обогащения детей
через открытые занятия, выступление на собраниях, концерты.
Программа опирается на авторские методики
и «Комплексную
образовательную программу «Музыка», интегрированный курс» для
учащихся средних общеобразовательных учреждений Т.В.Еременко.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 8 до 9 лет. Набор учащихся свободный.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут.
Объем программы:1 год обучения, 66 часов в год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 33 недели.
Уровень освоения программы: «базовый» - реализует универсальную
форму организации материала, допускающую освоение специализированных
5

знаний и гарантируя трансляцию целостной картины в рамках данной
программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие. (1020 человек).
Формы занятий: учебно-практическая, открытое занятие, концерт,
годовой отчетный концерт.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
теоретические знания, нотную грамоту, вокально-хоровые навыки, навыки
музицирования, особенности музыкального языка, средства музыкальной
выразительности, специфику воздействия музыки на человека. Для
реализации практического компонента на занятиях по программе
«Элементарное музицирование (инструментальное)» используются: игровой
метод, метод показа и сравнения, метод пластического показа, метод
выявления сходства и различий, метод поиска решения проблемы, методы
наглядно-слухового показа.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2 Цель, задачи программы.
Цель программы: создание условий для формирования и развития
творческих
способностей
обучающихся,
его
самовыражению
и
самореализации через овладение основами элементарного музицирования
(инструментальное).
Задачи:
Обучающие:
- знать музыкальную терминологию, понимать её значение;
- научиться группировать длительности в четвертных размерах;
- выполнять запись, исполнять ритмические рисунки, передавать
заданный ритмический рисунок в движении, в игре на музыкальном
инструменте;
- исполнять мелодию в поступенном движении на металлофонах,
ксилофонах;
- учиться читать ноты и находить их на инструменте;
- знать понятие «музыкальное построение» и уметь работать с ним;
- развивать координацию через выполнение творческих заданий;
- овладеть четвертными музыкальными размерами и выполнять
разнообразные в них творческие задания.
Развивающие:
- развивать координацию между слухом и голосом, музыкальную
память;
6

- развивать двигательную координацию;
- развивать музыкальные и творческие способностей через музыкальное
исполнительство;
- формировать умение работать в ансамбле;
- развивать умение спеть и сыграть предложенную мелодию.
-формировать навык самостоятельной работы при выполнении творческих
задач;
- развивать умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, чувство личной ответственности;
- воспитать художественное восприятие и вкус;
- привить культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
- формировать устойчивый интерес к элементарному инструментальному
музицированию;
- формирование социально активной, творческой личности, способной к
творческому труду, воображению, фантазированию.
1.3 Содержание программы.
Учебный план второго года обучения.
№

Наименование раздела,
темы

Кол-во часов
из них
Теория
Практика

Всего

Формы аттестации/
контроля

1.

Таблица
длительностей.

20

5

15

Творческие задания

2.

Звукоряд.

7

1

6

Творческие задания

3.

Мелодические
комплексы
Трезвучие

17

4

13

Творческие задания
открытый урок

10

12

8

Творческие задания

Музыкальные
размеры

12

3

9

Творческие задания
урок-концерт

4.
5.

Учебный план по темам
№
п/п

Форма
контроля/аттеста
ци

Кол-во часов

Наименование темы.
всего

Теория

Практика
7

1-2
3-4
5-6

7-8

9-10

11-12
13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

Таблица длительностей.
Музыкальный размер 2/4.
Чтение ритмических
рисунков.
Группировка
длительностей.
Координация
ритмического рисунка в
движении.
Пульс, сильная доля,
слабая доля и их
исполнение на шумовых
инструментах в ансамбле.
Запись ритма по слуху.
Звукоряд. Пение
звукоряда. Упражнение
«закончи мелодию». Игра
звукоряда на
звуковысотных
инструментах.
Пение и запись народных
мелодий, попевок с
восходящим и
нисходящим движением.
Тетрахорд.
Определение на слух
движения в звукоряде.
Игра на звуковысотных
инструментах.
Устойчивые и
неустойчивые звуки.
Игра на звуковысотных
инструментах.
Сочинение и игра на
инструментах мелодий
состоящих из разрешения
неустойчивого звука в
устойчивый.
Способы развития
мелодии: опевание,
тяготение.
Сочинение мелодий на
разные способы развития
и их исполнение на
звуковысотных
инструментах.
Чтение с листа мелодий

2
2

0,6
0,6

1,4
1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

наблюдение
наблюдение
наблюдение
Самостоятель
ная
творческая
работа
наблюдение
наблюдение

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

наблюдение
Самостоятель
ная
творческая
работа
наблюдение

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

Самостоятель
ная
творческая
работа
наблюдение

наблюдение
2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

наблюдение
8

31-32

33-34

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58

59-60

616263-

с простейшим
движением.
Мелодический комплекс
I-III-Y ступени. Игра на
звуковысотных
инструментах.
Трезвучие. Его
построение и
исполнение.
Главные ступени лада.
Построение трезвучий от
главных ступеней лада.
Исполнение
аккомпанемента к
детским песням.
Разучивание и
соединение линии
мелодии и
аккомпанемента (детские
песни).
Затакат. Особенности
вступления мелодии и
аккомпанемента.
Размер 4/4. Ритмическая
группировка в размере.
Чтение ритмического
рисунка.
Схема дирижирования.
Различные комбинации
длительностей.
Координация в размере
4/4 .
Фантазия в размере 4/4.
Паузы в размере.
Ритмослог, ритможест.
Фантазия ритмического
рисунка с паузами.
Размер ¾. Ритмическая
группировка в размере.
Чтение ритмического
рисунка в размере ¾.
Схема дирижирования.
Различные комбинации
длительностей.
Координация в размере
¾
Ритмическая мозаика
шумовых инструментов

наблюдение
2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

Творческое
задание
наблюдение
наблюдение

2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

Творческое
задание
наблюдение

2

0,6

1,4

4

1,8

2,2

наблюдение
Ритмический
диктант
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Прослушиван
ие работ
Урок-концерт
наблюдение

9

64

65-66

Фантазия в размере 3/4.

2

0,6

1,4

Итого

66

19.8

46.2

Проверка
навыков:
индивидуальн
ое
исполнение
задания зачет

Общее направления содержания.
Закрепление знания длительностей.
Знакомство с музыкальными размерами и выполнение в них
творческих заданий на развитие чувства ритма. Развитие координации
между слухом и голосом, развитие двигательной координации. Введение
новых теоретических понятий. Развитие интереса и увлеченности
предметом.
Содержание учебного плана
Раздел № 1 Таблица длительностей.
Занятия № 1-20
Теория: Таблица длительностей. Музыкальный размер 2/4. Пульс, сильная
доля, слабая доля. Запись ритма по слуху. Повторение и закрепление
ритмических групп в размере 2/4. Схема дирижирования. Работа в ансамбле,
развитие координации и внутреннего чувства ритма. Чтение ритмических
рисунков ритмослогами. Запись ритма по слуху.
Практика: Запись ритма по слуху. Чтение ритмических рисунков.
Группировка длительностей. Координация ритмического рисунка в
движении. Чтение
ритмических рисунков ритмослогами. Исполнение
пульса, сильной доли, слабой доли
на шумовых инструментах в
ансамбле. Исполнение ритма с листа. Творческие задания в размере 2/4
Раздел № 2 Звукоряд.
Занятия № 21-27
Теория: Звукоряд. Построение звукоряда. Диктант на знание написания
нот.
Практика: Пение
звукоряда. Упражнение
«закончи
мелодию».
Вокальные упражнения на развитие подвижности голоса, расширение
диапазона. Упражнения на правильное интонирование и дыхание. Игра
звукоряда на звуковысотных инструментах. Интонирование
мелодии
голосом. Играю и пою.
Раздел № 3 Мелодические комплексы
Занятия № 28-46
Теория: Пение и запись народных мелодий, попевок с восходящим и
нисходящим движением. Тетрахорд. Определение на слух движения в
10

звукоряде. Устойчивые и неустойчивые звуки. состоящих из разрешения
неустойчивого звука в устойчивый. Способы развития мелодии: опевание,
тяготение. (Формирование навыков самостоятельной работы, игра в
ансамбле).
Практика: Пение и запись народных мелодий, попевок с восходящим
и нисходящим движением. Игра на звуковысотных инструментах
попевок с восходящим и нисходящим движением. Игра на звуковысотных
инструментах тетрахордов и их пропевание. Сочинение и игра на
инструментах мелодий, состоящих из перехода неустойчивого звука в
устойчивый Сочинение мелодий на разные способы развития и их
исполнение на звуковысотных инструментах. Творческая работа с
использованием различных способов движения в мелоди. Чтение с листа
мелодий с простейшим движением. Развитие интонационного слуха через
интонирование исполняемых мелодий.
Раздел № 4 Трезвучие
Занятия № 47-56
Теория: Мелодический
комплекс
I-III-Y ступени. Трезвучие. Его
построение и исполнение. Главные ступени лада. Построение трезвучий
от главных ступеней лада. Мелодии и аккомпанемент. Работа в нотных
тетрадях. Запись песни. Работа в ансамбле. Интонирование звуков
трезвучий. Творческие задания на развитие координации.
Практика: Игра на звуковысотных инструментах трезвучий и их
интонирование. Исполнение аккомпанемента к детским песням на основе
трезвучий, построенных от главных ступеней лада. Разучивание и
соединение линии мелодии и аккомпанемента. Работа в ансамбле.
Интонирование звуков трезвучий. Творческие задания на развитие
координации.
Раздел № 5 Музыкальные размеры
Занятия № 57-66
Теория: Затакат. Особенности вступления мелодии и аккомпанемента.
Размер 4/4. Ритмическая группировка в размере. Схема дирижирования.
Паузы в размере. Ритмослог, ритможест. Фантазия ритмического рисунка
с паузами. Размер ¾. Ритмическая группировка в размере. Чтение
ритмического рисунка. Схема дирижирования. Различные комбинации
длительностей. Паузы в размере ¾. Ритмослог, ритможест. Определение
размера на слух. (Использовать индивидуальную и групповую работу)
Практика: Чтение ритмических рисунков. Сочинение ритмических
рисунков. Координация в размере. Фантазия в размере 4/4. Фантазия
ритмического рисунка
с паузами. Составление различных комбинаций
длительностей в размере 4/4. Игра на инструментах сочиненных
ритмических рисунков. Ритмическая мозаика в ансамбле шумовых
инструментов в размере ¾. Координация в размере. Фантазия в размере
3/3. Исполнение ритмических рисунков с паузами. Творческая работа в
11

заданных размерах. Упражнения на развитие координации.
1.4 Планируемые результаты 2 года обучения.
Предметные результаты:
учащийся
- знает и использует музыкальную терминологию, понимает её значение;
- умеет группировать длительности в четвертных размерах;
- выполняет запись, исполняет ритмические рисунки, передает заданный
ритмический рисунок в движении, в игре на музыкальном инструменте;
- исполняет мелодию на металлофонах, ксилофонах;
- читает ноты и находит их на инструменте;
- знает понятие «музыкальное построение» и умеет работать с ним;
- развита координация движения через выполнение творческих заданий;
- выполняет разнообразные творческие задания с разными музыкальными
размерами.
Метапредметные результаты:
- развита координация между слухом и голосом, музыкальная память;
- развита двигательная координация;
- развиты музыкальные и творческие способности;
- сформировано умение работать в ансамбле;
- развито умение спеть и сыграть предложенную мелодию.
-сформирован навык самостоятельной работы при выполнении творческих
задач;
- развито умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы.
Личностные результаты:
- воспитано трудолюбие, проявляет личную ответственность;
- демонстрирует художественное восприятие и вкус;
- проявляет культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
- сформирован устойчивый интерес к элементарному инструментальному
музицированию;
- сформирована социальная активность творческой личности, способной к
творческому труду, воображению, фантазированию.
.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.

Условия реализации программы

12

Время и место проведения занятия указывается в расписании занятий по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
МАОУ СОШ №32.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
- наличие специального кабинета;
- фортепиано;
- доска;
- музыкальный центр, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал;
- видеозаписи концертных выступлений
Форма занятия: групповая (класс делиться на группы)
- основная: учебно – практическая
- урок-концерт;
- творческая работа.
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- ритмический диктант;
- задания на самостоятельную работу;
- творческие задания;
- открытые уроки.
2.3.Оценочные материалы
Оценка достижений планируемых результатов программы
Реализация программы Элементарное музицирование (инструментальное)
предполагает оценочную систему контроля.
Контроль и учёт успеваемости имеет разные виды аттестаций: текущая,
промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
учебного материала. Она проводится в форме письменных, творческих,
устных опросов.
Отметки выставляются за активную работу на уроке, выполнение
домашних заданий, за качество усвоения теоретических знаний,
выполнение творческих заданий.
Итоговая отметка выставляется на основе текущих, а также в конце
четверти и года учащимся предлагаются итоговые практические задания.
Критерии оценки:
13

Параметры
Знание теории

Практическая работа

«3»
Задание выполнено
менее чем на 50%,
допущены ошибки,
влияющие на качество
работы
«3»
В работе допущены
ошибки, влияющие на
качество звучания.

Критерии
«4»
«5»
Задание выполнено Задание выполнено
на 60-70%,
на 90-100%
допущены
без ошибок, влияющих
незначительные
на качество
ошибки
«4»
В работе
допущены
незначительные
ошибки

«5»
Работа выполнена точно,
ритмично,
в отведенное время.

2.4 Методические материалы
Виды деятельности на уроке
- музицирование на детских шумовых инструмента
- музыкально-пластическое движение
- пение народных попевок и фрагментов из произведений;
- исполнение упражнений на координацию движений;
- исполнение упражнений с использованием метода двигательного
моделирования;
- устный ответ – характеристика произведения;
- ритмические диктанты;
- запоминание и узнавание произведений по мелодии
и ритмическому рисунку.
Формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения
- пение звукорядов;
- пение мелодических оборотов;
2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- дирижирование ритмических рисунков;
- координационная работа;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
- ритмический аккомпанемент к песням;
4) слуховой анализ:
14

- определение на слух лада;
- определение созвучий;
- определение завершенности ритмической фразы
5) пение и исполнение на инструменте по нотам:
- сольфеджирование нотного текста;
- чтение с листа мелодических примеров
6) сообщение теоретических сведений;
7) ритмический диктант:
9) импровизация и сочинение:
- сочинение ритмических этюдов;
- сочинение движений для координации;
- поиск мелодического завершения музыкальной фразы;
- сочинение второго голоса к данной мелодии;
- составление ритмической партитуры
2.5 Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб.
для студентов вузов по специальности 030700 – Музыкальное
образование /Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004.
– 336 с.
2. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2000
3. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1997.
4. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
5. Косинец Е.И. Актерское мастерство. Музыкальные этюды.
6. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории
музыки – М. 1973 г.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, изд «Композитор» С-Птб
2005г.
2. Арсенина Е.Н., автор –составитель изд «Учитель» 2011 г.
3. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, изд «Композитор» С-Птб
2005г.
4. «Театр, где играют дети», изд «Владос» - М., 2000.
Ресурсы удаленного доступа
1. Сайт «Нотный архив Бориса Тараканова», учебные пособия
15

http://solfa.ru/ ;
2. Сайт «Сольфеджио. Онлайн». Онлайн тренажер по сольфеджио.
http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiyamuzikalnogo-sluha
3. Сайт «Виртуальный класс преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин Никитиной О. С.». Музыкально-развивающие игры онлайн.
https://vk.com/solfeggio_na_5
4. Сайт «Инфоурок». 290 методических материалов по сольфеджио:
презентаций, сценариев, методических разработок, докладов в электронном
виде, доступном для скачивания.
http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1
%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be
5. Сайт LearningApps.org творчесие задания, игры:
https://learningapps.org/index.php?category=13&s=

Приложение
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития по дополнительной
общеобразовательной программе «Основы элементарного музицирования»
Дата диагностики

Уровни
развития

ФИ ученика

Метроритмическая
координация
в начале
года

в
конце
года

Возраст

Творческая
деятельность
в начале
года

в
конце
года

год обучения

Точность
интонирование
в начале
года

в конце
года

Теоретические
сведения
в
начале
года

в
конце
года

Ритмический диктант

в начале
года

в конце
года

Высокий
Средний
Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».