Элементарное музицирование 3 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-09 10:44:07
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ)»
3 год обучения

Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Дъяконова Милена Викторовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025
1

Страница

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка

3
3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы.
Учебный план. Содержание
1.4. Планируемые результаты.
2.
ОРГАНИЗАЦИОННО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

6
7
13
-

14
14

2.2.Формы контроля/ аттестации

14

2.3.Оценочные материалы

14

2.4.Методическое обеспечение

15

2.5.Список литературы

16

Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности.

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная
деятельность
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Элементарное
музицирование
(инструментальное)»
имеет
художественную
направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих
способностей обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Элементарное
музицирование (инструментальное)» направлена на формирование общей
культуры учащихся,
на удовлетворении потребностей учащихся в
художественно-эстетическом развитии, на духовно-нравственное воспитание
и на формирование и развитие творческих способностей учащихся.
3

Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного
оптимизма. Особенностью музыки, её эмоциональная сила заключается в
способности показать богатый мир чувств человека, возникших под
воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих
переживаний отражает породившую их жизнь».
Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего
путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих
чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт
быть искусством» (43-с. 18). Музыка проникает в самые глубокие тайники
человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Воздействуя
на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию
окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению.
При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства,
мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Вовлечение и приобщение учащихся мир музыкальной культуры
направлено на формирование целостной художественной картины мира,
воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе,
активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному и социальному развитию растущего человека.
Эмоционально-эстетический
отклик
на
музыку
обеспечивает
коммуникативное развитие: формирует умение слушать, вести диалог,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, способность
встать на позицию другого человека.
Кроме того, данная программа способствует реализации запроса
родителей в дополнительном образовании, так как обновляет различные
виды активной массовой учебной деятельности учащихся, расширяет
просветительскую работу школы и создает
в целом атмосферу
творческого труда, поиска, праздника.
Во внеурочной деятельности школы музицирование принадлежит к
основным видам музыкального исполнительства и является одним из
средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и
личностного.
Отличительной
особенностью
программы
«Элементарное
музицирование
(инструментальное)»
является
возможность
её
использовать в системе дополнительного образования и внеурочной
деятельности. Важным условием в организации учебного процесса является
взаимосвязь данной программы с программами предметов театральной
направленности, так как эта программа является частью дополнительного
образования театральной направления, куда входят помимо этой
программы, программы по
театральной культуре, ритмике и
4

художественному движению.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части,
насыщена творческими заданиями. Программа включает в себя вокальнохоровую работу и освоение звуковысотными
инструментами
(металлофонами, ксилофонами), совместное музицирование.
Выполнение заданий на занятиях развивает умение совместной
работы, дает возможность применять знания, умения и навыки,
полученные на других занятиях театрального цикла.
Особенностью программы является репертуар, который требует
адаптации к исполнению на детских звуковысотных инструментах, с
возможностью его аранжировки. Это могут
быть произведения
классической музыки, популярной музыки, песенный репертуар. При этом,
учитываются интересы и потребности современного подрастающего
поколения.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
художественного образования и опыт практической работы педагогов
художественно-эстетического отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым
изучением отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки, учитывая возможности системы
художественно-эстетического образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей через работу во
внеурочной деятельности: репетиционная работа над спектаклями,
композициями, проектами, концертная и конкурсная деятельность.
Большое значение имеет тесное сотрудничество с родителями в деле
художественно-эстетического воспитания и духовного обогащения детей
через открытые занятия, выступление на собраниях, концерты.
Программа опирается на авторские методики
и «Комплексную
образовательную программу «Музыка», интегрированный курс» для
учащихся средних общеобразовательных учреждений Т.В.Еременко.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
теоретические знания, нотную грамоту, вокально-хоровые навыки, навыки
музицирования, особенности музыкального языка, средства музыкальной
выразительности, специфику воздействия музыки на человека. Для
реализации практического компонента на занятиях по программе
«Элементарное музицирование (инструментальное)» используются: игровой
метод, метод показа и сравнения, метод пластического показа, метод
выявления сходства и различий, метод поиска решения проблемы, методы
наглядно-слухового показа.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 9 до 10 лет. Набор учащихся свободный. Важным условием
является желание учащегося и понимание родителями важности на
5

сегодняшний день вовлечения детей
в художественно-эстетическое
воспитание как условие духовного и нравственного воспитания
личности.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут.
Объем программы:1 год обучения, 66 часов в год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 33 недели.
Уровень освоения программы: «базовый» - реализует универсальную
форму организации материала, допускающую освоение специализированных
знаний и гарантируя трансляцию целостной картины в рамках данной
программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие. (1020 человек).
Формы занятий: учебно-практическая, открытое занятие, концерт,
годовой отчетный концерт.
Формы и методы реализации практического компонента
дисциплины. В процессе практических заданий учащиеся осваивают
теоретические знания, нотную грамоту, вокально-хоровые навыки, навыки
музицирования, особенности музыкального языка, средства музыкальной
выразительности, специфику воздействия музыки на человека. Для
реализации практического компонента на занятиях по программе
«Элементарное музицирование (инструментальное)» используются: игровой
метод, метод показа и сравнения, метод пластического показа, метод
выявления сходства и различий, метод поиска решения проблемы, методы
наглядно-слухового показа.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для формирования и развития
творческих
способностей
обучающихся,
его
самовыражению
и
самореализации через овладение основами элементарного музицирования
(инструментальное).
Задачи:
Обучающие:
- знать музыкальную терминологию, понимать её значение;
- научиться группировать длительности в четвертных размерах;
- выполнять запись, исполнять ритмические рисунки, передавать
заданный ритмический рисунок в движении, в игре на музыкальном
инструменте;
- исполнять мелодию в поступенном движении на металлофонах,
ксилофонах;
- учиться читать ноты и находить их на инструменте;
- знать понятие «музыкальное построение» и уметь работать с ним;
6

- развивать координацию через выполнение творческих заданий;
- овладеть четвертными музыкальными размерами и выполнять
разнообразные в них творческие задания.
Развивающие:
- развивать координацию между слухом и голосом, музыкальную
память;
- развивать двигательную координацию;
- развивать музыкальные и творческие способностей через музыкальное
исполнительство;
- формировать умение работать в ансамбле;
- развивать умение спеть и сыграть предложенную мелодию.
-формировать навык самостоятельной работы при выполнении творческих
задач;
- развивать умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, чувство личной ответственности;
- воспитать художественное восприятие и вкус;
- привить культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
- формировать устойчивый интерес к элементарному инструментальному
музицированию;
- формирование социально активной, творческой личности, способной к
творческому труду, воображению, фантазированию.
1.3 Содержание программы.
Учебный план третьего года обучения.
№

Всего

Кол-во часов
из них
Теория
Практика

Формы аттестации/
контроля

4

11

Творческие задания

1

Самостоятельная работа

Наименование раздела, темы

1.

Музыкальные размеры

15

2.

Ритмический диктант

1

3.

Нота с точкой

17

3

14

Творческие задания
открытый урок

4.

Ритмический
аккомпанемент

6

1

5

Творческие задания
урок-концерт

5.

Мелодические комплексы

14

4

10

Творческие задания

6.

8

2

6

Творческие задания

7.

Трезвучие. Трезвучия в
аккомпанементе.
Интервалы

1

1

8.

Ритмизация стихотворения

4

Урок теории
4

Творческое задания

7

Учебный план 3 год обучения
№
п/п

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

Наименование
темы.
Повторение
метроритмических
комплексов в размере
2/4.
Схема дирижирования
и
координация
в
размере 2/4.
Сочинение
и
исполнение
метроритмических
комплексов в размере
2/4.
Повторение
метроритмических
комплексов в размере
4/4.
Схема дирижирования
и
координация
в
размере 4/4.
Сочинение
и
исполнение
метроритмических
комплексов в размере
4/4.
Повторение
метроритмических
комплексов в размере
3/4.
Схема дирижирования
и
координация
в
размере 3/4.
Сочинение
и
исполнение
метроритмических
комплексов в размере
3/4.
Ритмический диктант,
запись
ритма
по
слуху.
Ритмическая
координация
в
ансамбле:
пульс,
сильная
доля,
сочиненный

Форма
контроля/аттестации

Кол-во часов
всего

Теория

Практика

наблюдение
2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

Самостоятельная
творческая
работа
наблюдение
наблюдение

2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

Самостоятельная
творческая
работа
наблюдение

Самостоятельная
творческая
работа
наблюдение

8

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

39-40

ритмический рисунок.
Ритмическая
группа
нота
с
точкой.
Выразительное
значение
рисунка.
Чтение
ритма
с
использованием
ритмослогов.
Определение на слух
ритмического рисунка
нота с точкой. Запись
ритма
Чтение и координация
ритмического рисунка
нота с точкой.
Игра на инструменте
ритмического рисунка
нота с точкой.
Игра в
ансамбле
мелодии
с
ритмическим
рисунком
нота с
точкой.
Сочинение
ритмического
аккомпанемента
к
народной
мелодии,
используя различные
ритмические
комплексы.
Сочинение
ритмического
аккомпанемента
к
танцевальной
мелодии,
используя
различные
ритмические
комплексы.
Звукоряд.
Пение
звукоряда.
Способы
развития мелодии.
Мелодические
комплексы: тетрахорд
и его пение.
Мелодические
комплексы:
нисходящее
и
восходящее движение
и его пение.
Мелодические
комплексы: тяготение
и его пение.

наблюдение

2

0,6

1,4

наблюдение
2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

наблюдение
наблюдение

2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4
Творческое
задание

2

0,6

1,4

наблюдение

2

0,6

1,4

наблюдение
2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4

9

41-42

Мелодические
комплексы: опевание
и его пение.
Творческое
задание:
«Закончи мелодию».

43-44

Чтение мелодий с
лиса. Пою и играю.

45-46

47-48

49-50

51-52
53-54

55-56

57-58

Игра
мелодии в
ансамбле
звуковысотных
инструментов.
Закрепление
выученной мелодии.
Трезвучие,
его
построение.
Последовательность
трезвучий к заданной
теме. Разбор
линии
аккомпанемента.
Игра
трезвучий
в
ансамбле.
Соединение
мелодической линии
и аккомпанемента.
Аранжировка
с
использованием
мелодических
комплексов.
Творческая работа.
Работа
над
исполнительским
ансамблем.

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

наблюдение

0,6

1,4

61-62

Пение
интервалов,
определение на слух.

2

0,6

1,4

65-66

наблюдение
наблюдение

2

Построение
ритмической
партитуры
к
полученной мелодии.
Соединение
в
ансамбль
мелодической линии
и аккомпанемента.

наблюдение
Ритмический
диктант

59-60

Построение мелодии
по интервалам.

Творческое
задание
наблюдение

Интервалы. Понятие
и построение.

63-64

наблюдение

2

2

0,6

1,4

0,6

1,4

Прослушивание
работ Урокконцерт
наблюдение
Проверка
навыков:
индивидуальное
исполнение
задания зачет
Показ
самостоятельных
творческих
работ зачет

10

Итого

66

19.8

46.2

Содержание курса
Программа Элементарное музицирование (инструментальное) включает в себя
теоретическую часть и практическую, является частью театрального образования для
обучающихся МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов.
Реализация программы музыкально-эстетического воспитания будет способствовать
расширению, обновлению различных видов активной массовой учебной деятельности и
просветительской работы школы и созданию в целом атмосферы творческого труда,
поиска, праздника.
Общее направления содержания
Развитие музыкальности и творческих способностей
через музыкальное
исполнительство и овладение теоретическими знаниями. Закрепление выученных и
введение новых теоретических понятий. Развивать умение применять полученные
знания в выполнении творческих заданий. Формирование навыков коллективного
музицирования, развитие коммуникативных навыков и музыкального вкуса.

Содержание курса третьего год обучения.
Раздел № 1 Музыкальные размеры
Занятия № 1-15
Теория: Закрепление понятий ритмослог, ритможест, размер. Работа с
длительностями. Повторение метроритмических комплексов в размере 2/4.
Повторение метроритмических комплексов в размере 4/4. Повторение
метроритмических комплексов в размере 3/4. Схема дирижирования и
координация в размере 3/4. Сочинение и исполнение метроритмических
комплексов в размере 3/4. Развитие чувства ритма, координации,
воспитание творческого отношения к заданиям.
Практика: Схема дирижирования и координация в размере 2/4.
Сочинение и исполнение метроритмических комплексов в размере 2/4.
Схема дирижирования и координация в
размере 4/4. Сочинение и
исполнение метроритмических комплексов в
размере 4/4. Схема
дирижирования и координация в размере 3/4. Сочинение и исполнение
метроритмических комплексов в
размере 3/4. Закрепление
навыков
дирижирования.
Раздел № 2 Ритмический диктант
Занятие № 16
Теория: Ритмический диктант, запись ритма по слуху. Закрепление
понятий ритмослог, ритможест, размер.
Практика: Закрепление
навыков
дирижирования. Ритмических
рисунков ритмослогами
Раздел № 3 Нота с точкой
Занятия № 17-33

11

Теория: Закрепление понятий пульс, сильная доля. Ритмическая группа
нота с точкой. Выразительное значение рисунка. Чтение ритма с
использованием ритмослогов. Определение на слух ритмического рисунка
нота с точкой. Запись ритма. Воспитание внимания, музыкальной памяти,
чувства ансамбля, ритмического и внутреннего слуха.
Практика: Ритмическая координация в ансамбле: пульс, сильная доля,
сочиненный ритмический рисунок. Исполнение новой ритмической
группы. Чтение и координация ритмического рисунка нота с точкой. Игра
на инструменте ритмического рисунка нота с точкой. Игра в ансамбле
мелодии с ритмическим рисунком нота с точкой. Воспитание внимания,
музыкальной памяти, чувства ансамбля, ритмического и внутреннего
слуха.
Раздел № 4 Ритмический аккомпанемент
Занятия № 34-39
Теория: Сочинение ритмического аккомпанемента к народной мелодии,
используя различные ритмические комплексы. Сочинение ритмического
аккомпанемента к танцевальной мелодии, используя
различные
ритмические комплексы. Развитие творческой фантазии.
Практика: Исполнение ритмического аккомпанемента к народной
мелодии, используя различные ритмические комплексы. Исполнение
ритмического аккомпанемента к танцевальной мелодии, используя
различные ритмические комплексы. Развитие исполнительских навыков,
чувства ансамбля, умения быть руководителем творческого коллектива.
Раздел № 5 Мелодические комплексы
Занятия № 40-55
Теория: Звукоряд. Способы развития мелодии. Тоника. Мелодические
комплексы: тетрахорд. Мелодические
комплексы:
нисходящее
и
восходящее движение. Мелодические комплексы: тяготение. Мелодические
комплексы: опевание.
Практика: Пение звукоряда. Тетрахорд и его пение. Пение нисходящее и
восходящее движение мелодии. Тяготение и его пение. Опевание и его
пение. Чтение мелодий с листа. Пою и играю. Творческое задание:
«Закончи
мелодию». Игра
мелодии в ансамбле звуковысотных
инструментах. Закрепление
выученной
мелодии. Повторение
мелодических комплексов.
Раздел № 6 Трезвучие. Трезвучия в аккомпанементе.
Занятия № 56-63
Теория: Трезвучие, его построение. Последовательность трезвучий к
заданной песне. Повторение мелодических комплексов
Практика: Разбор линии аккомпанемента. Игра трезвучий в ансамбле.
Соединение мелодической линии и аккомпанемента. Аранжировка с
использованием мелодических комплексов. Творческая работа. Работа над
исполнительским ансамблем.

12

Раздел № 7 Интервалы.
Занятия № 64
Теория: Интервалы.
Понятие
и
построение. Пение
интервалов,
определение на слух. Построение ритмической партитуры к полученной
мелодии. Соединение в ансамбль мелодической линии и аккомпанемента.
Практика: Построение мелодии по интервалам. Построение ритмической
партитуры к полученной мелодии. Соединение в ансамбль мелодической
линии и аккомпанемента. Воспитание внимательного
слушателя.
Формирование интереса к предмету через исполнительскую практику
собственных сочинений.
Раздел № 8 Ритмизация стихотворения
Занятия № 65-66
Теория: Закрепление навыков работы с различными ритмическими
группами. Закрепление полученных знаний и умений в творческой работе
на ощущение чередования
длительностей и умения их записать.
Воспитание внимательного слушателя. Формирование интереса к предмету
через исполнительскую практику собственных сочинений.
Практика: Выполнение творческой работы на создание ритмической
партитуры стихотворения. Составление исполнительского плана.
1.4 Планируемые результаты 3 года обучения.
Предметные результаты:
учащийся
- знает и использует музыкальную терминологию, понимает её значение;
- умеет группировать длительности в четвертных размерах;
- выполняет запись, исполняет ритмические рисунки, передает заданный
ритмический рисунок в движении, в игре на музыкальном инструменте;
- исполняет мелодию на металлофонах, ксилофонах;
- читает ноты и находит их на инструменте;
- знает понятие «музыкальное построение» и умеет работать с ним;
- развита координация движения через выполнение творческих заданий;
- выполняет разнообразные творческие задания с разными музыкальными
размерами.
Метапредметные результаты:
- развита координация между слухом и голосом, музыкальная память;
- развита двигательная координация;
- развиты музыкальные и творческие способности;
- сформировано умение работать в ансамбле;
- развито умение спеть и сыграть предложенную мелодию.
-сформирован навык самостоятельной работы при выполнении творческих
задач;
- развито умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы.
Личностные результаты:
13

- воспитано трудолюбие, проявляет личную ответственность;
- демонстрирует художественное восприятие и вкус;
- проявляет культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
- сформирован устойчивый интерес к элементарному инструментальному
музицированию;
- сформирована социальная активность творческой личности, способной к
творческому труду, воображению, фантазированию.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Время и место проведения занятия указывается в расписании занятий по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
МАОУ СОШ №32.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
- наличие специального кабинета;
- фортепиано;
- доска;
- музыкальный центр, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал;
- видеозаписи концертных выступлений
Форма занятия: групповая (класс делиться на группы)
- основная: учебно – практическая
- урок-концерт;
- творческая работа.
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- ритмический диктант;
- задания на самостоятельную работу;
- творческие задания;
- открытые уроки.
2.3.Оценочные материалы
Оценка достижений планируемых результатов программы

14

Реализация программы Элементарное музицирование (инструментальное)
предполагает оценочную систему контроля.
Контроль и учёт успеваемости имеет разные виды аттестаций: текущая,
промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
учебного материала. Она проводится в форме письменных, творческих,
устных опросов. Отметки выставляются за активную работу на уроке,
выполнение домашних заданий, за качество усвоения теоретических
знаний, выполнение творческих заданий.
Итоговая отметка выставляется на основе текущих, а также в конце
четверти и года учащимся предлагаются итоговые практические задания.
Критерии оценки:
Параметры
Знание теории

Практическая работа

«3»
Задание выполнено
менее чем на 50%,
допущены ошибки,
влияющие на качество
работы
«3»
В работе допущены
ошибки, влияющие на
качество звучания.

Критерии
«4»
«5»
Задание выполнено Задание выполнено
на 60-70%,
на 90-100%
допущены
без ошибок, влияющих
незначительные
на качество
ошибки
«4»
В работе
допущены
незначительные
ошибки

«5»
Работа выполнена точно,
ритмично,
в отведенное время.

2.4 Методические материалы
Виды деятельности на уроке
- музицирование на детских шумовых инструмента
- музыкально-пластическое движение
- пение народных попевок и фрагментов из произведений;
- исполнение упражнений на координацию движений;
- исполнение упражнений с использованием метода двигательного
моделирования;
- устный ответ – характеристика произведения;
- ритмические диктанты;
- запоминание и узнавание произведений по мелодии
и ритмическому рисунку.
Формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения
- пение звукорядов;
- пение мелодических оборотов;
15

2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- дирижирование ритмических рисунков;
- координационная работа;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
- ритмический аккомпанемент к песням;
4) слуховой анализ:
- определение на слух лада;
- определение созвучий;
- определение завершенности ритмической фразы
5) пение и исполнение на инструменте по нотам:
- сольфеджирование нотного текста;
- чтение с листа мелодических примеров
6) сообщение теоретических сведений;
7) ритмический диктант:
9) импровизация и сочинение:
- сочинение ритмических этюдов;
- сочинение движений для координации;
- поиск мелодического завершения музыкальной фразы;
- сочинение второго голоса к данной мелодии;
- составление ритмической партитуры

1.

2.
3.
4.
5.
6.

2.6. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб.
для студентов вузов по специальности 030700 – Музыкальное
образование /Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004.
– 336 с.
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2000
Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1997.
Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
Косинец Е.И. Актерское мастерство. Музыкальные этюды.
Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории
музыки – М. 1973 г.
Список литературы, рекомендованной для детей.

1. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, изд «Композитор» С-Птб
2005г.
2. Арсенина Е.Н., автор –составитель изд «Учитель» 2011 г.
3. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, изд «Композитор» С-Птб
16

2005г.
4. «Театр, где играют дети», изд «Владос» - М., 2000.
Ресурсы удаленного доступа
1. Сайт «Нотный архив Бориса Тараканова», учебные пособия
http://solfa.ru/ ;
2. Сайт «Сольфеджио. Онлайн». Онлайн тренажер по сольфеджио.
http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiyamuzikalnogo-sluha
3. Сайт «Виртуальный класс преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин Никитиной О. С.». Музыкально-развивающие игры он-лайн.
https://vk.com/solfeggio_na_5
4. Сайт «Инфоурок». 290 методических материалов по сольфеджио:
презентаций, сценариев, методических разработок, докладов в электронном
виде, доступном для скачивания.
http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1
%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be
5. Сайт LearningApps.org творчесие задания, игры:
https://learningapps.org/index.php?category=13&s=
Приложение
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития по дополнительной
общеобразовательной программе «Основы элементарного музицирования»
Дата диагностики

Уровни
развития

ФИ ученика

Метроритмическая
координация
в начале
года

в
конце
года

Возраст

Творческая
деятельность
в начале
года

в
конце
года

год обучения

Точность
интонирование
в начале
года

в конце
года

Теоретические
сведения
в
начале
года

в
конце
года

Ритмический диктант

в начале
года

в конце
года

Высокий
Средний
Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».