Элементарное музицирование 4 год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.

Людмила
Андреевна
Окуненко

Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-09 10:44:33
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ)»
4 год обучения

Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Дъяконова Милена Викторовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025

1

Страница

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка

3
3

1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы.
Учебный план. Содержание
1.4. Планируемые результаты.
2.
ОРГАНИЗАЦИОННО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

6
7
11
-

12
12

2.2.Формы контроля/ аттестации

12

2.3.Оценочные материалы

12

2.4.Методическое обеспечение

13

2.5.Список литературы

14

Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности.

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Элементарное
музицирование
(инструментальное)» имеет художественную направленность и
ориентирована на формирование и развитие творческих способностей
обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Элементарное
3

музицирование (инструментальное)» направлена на формирование общей
культуры учащихся,
на удовлетворении потребностей учащихся в
художественно-эстетическом развитии, на духовно-нравственное воспитание
и на формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного оптимизма.
Особенностью музыки, её эмоциональная сила заключается в способности
показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием
окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний
отражает породившую их жизнь».
Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего
путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств.
Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть
искусством» (43-с. 18). Музыка проникает в самые глубокие тайники
человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Воздействуя на
чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию
окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению.
При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства,
мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Вовлечение
и приобщение учащихся мир музыкальной культуры
направлено на формирование целостной художественной картины мира,
воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе,
активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному
и
социальному
развитию
растущего
человека.
Эмоционально-эстетический
отклик
на
музыку
обеспечивает
коммуникативное развитие: формирует умение слушать, вести диалог,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, способность встать
на позицию другого человека.
Кроме того, данная программа способствует реализации запроса
родителей в дополнительном образовании, так как обновляет различные
виды активной массовой учебной деятельности учащихся, расширяет
просветительскую работу школы и создает в целом атмосферу творческого
труда, поиска, праздника.
Во внеурочной деятельности школы музицирование принадлежит к
основным видам музыкального исполнительства и
является одним из
средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и
личностного.
Отличительной
особенностью
программы
«Элементарное
музицирование (инструментальное)» является возможность её использовать
в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности. Важным
4

условием в организации учебного процесса является взаимосвязь данной
программы с программами предметов театральной направленности, так как
эта программа является частью дополнительного образования театральной
направления, куда
входят
помимо этой программы, программы по
театральной культуре, ритмике и художественному движению.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части,
насыщена творческими заданиями. Программа включает в себя вокальнохоровую работу и освоение звуковысотными
инструментами
(металлофонами, ксилофонами), совместное музицирование.
Выполнение заданий на занятиях развивает умение совместной работы,
дает возможность применять знания, умения и навыки, полученные на
других занятиях театрального цикла.
Особенностью программы является репертуар, который требует
адаптации к исполнению на детских звуковысотных инструментах, с
возможностью его
аранжировки. Это
могут
быть произведения
классической музыки, популярной музыки, песенный репертуар. При этом,
учитываются интересы и потребности современного подрастающего
поколения.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
художественного образования и опыт практической работы педагогов
художественно-эстетического отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым
изучением отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки, учитывая возможности системы
художественно-эстетического образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей через работу во
внеурочной деятельности: репетиционная работа над спектаклями,
композициями, проектами, концертная и конкурсная деятельность.
Большое значение имеет тесное сотрудничество с родителями в деле
художественно-эстетического воспитания и духовного обогащения детей
через открытые занятия, выступление на собраниях, концерты.
Программа опирается на авторские методики
и «Комплексную
образовательную программу «Музыка»,
интегрированный курс»
для
учащихся средних общеобразовательных учреждений Т.В.Еременко.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины.
В процессе практических заданий учащиеся осваивают теоретические знания,
нотную
грамоту, вокально-хоровые навыки, навыки
музицирования,
особенности музыкального языка, средства музыкальной выразительности,
специфику воздействия музыки на человека. Для реализации практического
компонента на занятиях по программе «Элементарное музицирование
(инструментальное)» используются: игровой метод, метод показа и сравнения,
метод пластического показа, метод выявления сходства и различий, метод
поиска решения проблемы, методы наглядно-слухового показа.
5

Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 10 до 11 лет. Набор учащихся свободный. Важным условием
является желание учащегося и понимание
родителями важности
на
сегодняшний день вовлечения детей
в художественно-эстетическое
воспитание как условие духовного и нравственного воспитания личности.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут.
Объем программы:1 год обучения, 66 часов в год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 33 недели.
Уровень освоения программы: «базовый» - реализует универсальную
форму организации материала, допускающую освоение специализированных
знаний и гарантируя трансляцию целостной картины в рамках данной
программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие. (10-20
человек).
Формы занятий: учебно-практическая, открытое
занятие, концерт,
годовой отчетный концерт.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины.
В процессе практических заданий учащиеся осваивают теоретические знания,
нотную
грамоту, вокально-хоровые навыки, навыки
музицирования,
особенности музыкального языка, средства музыкальной выразительности,
специфику воздействия музыки на человека. Для реализации практического
компонента на занятиях по программе «Элементарное музицирование
(инструментальное)» используются: игровой метод, метод показа и сравнения,
метод пластического показа, метод выявления сходства и различий, метод
поиска решения проблемы, методы наглядно-слухового показа.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования и развития
творческих
способностей
обучающихся,
его
самовыражению
и
самореализации через овладение основами элементарного музицирования
(инструментальное).
Задачи:
Обучающие:
- знать музыкальную терминологию, понимать её значение;
- научиться группировать длительности в четвертных размерах;
- выполнять запись, исполнять ритмические рисунки, передавать
заданный ритмический рисунок в движении, в игре на музыкальном
инструменте;
- исполнять мелодию в поступенном движении на металлофонах,
ксилофонах;
- учиться читать ноты и находить их на инструменте;
- знать понятие «музыкальное построение» и уметь работать с ним;
6

- развивать координацию через выполнение творческих заданий;
- овладеть четвертными
музыкальными
размерами и
выполнять
разнообразные в них творческие задания.
Развивающие:
- развивать координацию между слухом и голосом, музыкальную память;
- развивать двигательную координацию;
- развивать музыкальные и творческие способностей через музыкальное
исполнительство;
- формировать умение работать в ансамбле;
- развивать умение спеть и сыграть предложенную мелодию.
-формировать навык самостоятельной работы при выполнении творческих
задач;
- развивать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, чувство личной ответственности;
- воспитать художественное восприятие и вкус;
- привить культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
- формировать устойчивый интерес к элементарному инструментальному
музицированию;
- формирование социально активной, творческой личности, способной к
творческому труду, воображению, фантазированию.
1.3 Содержание программы
Учебный план четвертого года обучения
№

Наименование раздела, темы

Всего

Кол-во часов
из них
Теория
Практика

Формы аттестации/
контроля

1.

Музыкальный
Координация.

размер. 22

8

14

Пропевание
мелодии

2.

11
Интонирование.
Упражнения.
Приемы
мелодического 20
развития.
Музыкальное построение. 6
Период.

2

9

6

14

Практическая
работа
Творческие задания

2

4

Творческое
задания

Чтение
рисунков

1

6

Творческие задания

3.
4.

5

ритмических 7

7

Учебный план
№
п/п

Кол. часов

Наименование темы
всего

1-2

3-4

5-6

7-8
91011
12

13-14
15-16
17-18
19
202122
23
24

Повторение понятия
«музыкальный размер».
Повторение длительностей
и их обозначение.
Ритмослог, ритможест. Игра
в ансамбле на шумовых
инструментах
ритмического рисунка,
сильную долю и пульс.
Двудольный музыкальный
размер, группировка и
ритмическая координация
в нем.
Трехдольный музыкальный
размер, группировка и
ритмическая координация
в нем.
Размер 3/8. Группировка и
ритмическая координация в
нем.
Выразительные возможности
размера 3/8. Определение на
слух размеров разных
произведений.
Группировка с
использованием разных
ритмических групп.
Чтение ритмов. Ритмослог,
ритможест .
Ритмическая координация.
Сочинение и исполнение
ритмических рисунков в
разных размерах и тактовых
объемах.
Ритмические вариации. Игра
в ансамбле.
Интонирование. Вокальные
упражнения на развитие
точности интонирования
Пропевание и запись
мелодий с названием нот.

Теория

Практика

Форма
контроля/аттестации
наблюдение

2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4
наблюдение

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

3

0,8

2,2

Самостоятельная
творческая работа
наблюдение
наблюдение

1

0,5

0,5

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

1

0,5

0,5

3

0,8

2,2

наблюдение
Самостоятельная
творческая работа
наблюдение
Самостоятельная
творческая работа
наблюдение
наблюдение
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

25

Главные ступени лада.

1

0,5

0,5

26

Трезвучия. Построение
трезвучий.

1

0,5

0,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
8

27-28
29-30
313233
34-35
36-37

38-39
40-41

43
444546
47-48
49-50
51
525354
55

56

57-58

59
60-61
62

Сольфеджирование, запись
и игра на инструментах
трезвучий
Трезвучия и их обращение

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

Игра обращений трезвучия
на инструментах.

3

0,8

2,2

2

0,6

1,4

Приемы мелодического
развития. Тетрахорд.
Построение тетрахордов.
Сольфеджирование и игра
на интсрументах.
Приемы мелодического
развития. Опевание и
тяготение.
Построение.
Сольфеджирование. игра на
инструментах
Приемы мелодического
развития. Секвенция.
Построение.
Сольфеджирование. Игра на
инструментах построенной
секвенции
Построение линии
аккомпанемента.
Творческая работа: сочинить
линию баса на основе
трезвучий аккомпанемента
Исполнение всех
построенных линий.
Игра в ансамбле мелодии,
аккомпанемента и баса.
Перенос работы на
фортепиано. Определение на
слух способов развития
мелодии.
Законченное музыкальное
построение. Строение
периода.
Разбор произведения на
фразы. Творческое задание
«закончи мелодию»
Знаки альтерации в
мелодии
Чтение и игра мелодий на
инструментах со знаками
альтерации по фразам
Творческая работа: сочинить
ритмический этюд группой

наблюдение
Творческое задание
наблюдение
наблюдение
наблюдение
2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

наблюдение
Творческое задание
2

0,6

1,4

1

0,5

0,5

наблюдение
наблюдение
3

0,8

2,2

2

0,6

1,4

2

0,6

1,4

1

0,5

0,5

Ритмический
диктант
наблюдение
наблюдение
наблюдение

3

0,8

2,2
наблюдение

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Прослушивание
работ Урок-концерт
наблюдение

2

0,6

1,4

1

0,5

0,5

0,6

1,4

0,6

1,4

наблюдение
наблюдение

2
1

наблюдение
9

на одну фразу
63-65

Сочинение движений на
заданный ритмический
рисунок

3

0,6

1,4

66

Отработка синхронности
исполнения в этюде
ритмического рисунка

1

0,5

0,5

Итого

66

19.8

46.2

Проверка навыков:
индивидуальное
исполнение задания
зачет
Показ
самостоятельных
творческих работ
зачет

Содержание
Основные направления содержания.
Уметь
группировать
длительности в заданных размерах. Развитие
координации и чувства ритма. Умение работать в ансамбле. Развитие
интонационного слуха. Введение
новых понятий и закрепление
выученных. Знакомство с понятием
«музыкальное построение»
и работа с ним.
Раздел № 1 Музыкальный размер. Координация.
Занятия № 1-22
Теория: Повторение
понятия «музыкальный
размер». Повторение
длительностей и их обозначение. Ритмослог, ритможест. Знакомство с новым
размером и его выразительными возможностями. Размер 3/8. Группировка с
использованием разных ритмических групп. Чтение ритмов. Определение
на слух размеров разных произведений.
Практика: Двудольный музыкальный размер, группировка и ритмическая
координация в нем. Трехдольный музыкальный размер, группировка и
ритмическая координация в нем. Группировка и ритмическая координация в
размере 3/8. Ритмическая координация. Сочинение
и
исполнение
ритмических рисунков в разных размерах и тактовых объемах. Ритмические
вариации. Игра в ансамбле. Использование шумовых инструментов и игру в
ансамбле, соединяя ритм с сильной долей и пульсом.
Раздел № 2 Интонирование. Упражнения
Занятия № 23- 33
Теория: Знакомство с произведениями композиторов – классиков.
Практика: Упражнения на развитие интонационного слуха, координации
между слухом и голосом, умения находить путь к тонике.
Раздел № 3 Приемы мелодического развития
Занятия № 34-56
Теория: Приемы мелодического развития. Тетрахорд. Построение. Приемы
мелодического развития. Опевание и тяготение. Приемы мелодического
развития.
Секвенция.
Построение. Сольфеджирование. Игра на
10

инструментах. Определение на слух способов развития мелодии.
Практика: Построение тетрахордов, их сольфеджирование и игра
на
инструментах. Сольфеджирование опевания и тяготения и игра их на
инструментах. Исполнение произведений
с секвенционным
способом
развития: построение мелодии, исполнение на звуковысотных инструментах.
Построение линии аккомпанемента. Творческая работа: сочинить линию
баса на основе трезвучий аккомпанемента. Исполнение всех построенных
линий. Игра в ансамбле мелодии, аккомпанемента и баса. Перенос работы
на фортепиано.
Раздел № 4 Музыкальное построение. Период.
Занятия № 57-62
Теория: Период – самое простое музыкальное построение. Музыкальное
предложение и его деление.
Практика: Исполнение
мелодии
с листа. Разбор
мелодии по
предложениям, фразам, тактам. Игра «цепочка». Разбор известного
произведения.
Раздел № 5 Чтение ритмических рисунков
Занятия № 62-66
Теория: Танцевальный этюд на заданный ритмический рисунок
Практика: Творческая работа в группах по созданию танцевальной
ритмической композиции.
1.4 Планируемые результаты 4 года обучения.
Предметные результаты:
Учащийся:
- знает и использует музыкальную терминологию, понимает её значение;
- умеет группировать длительности в четвертных размерах;
- выполняет запись, исполняет ритмические рисунки, передает заданный
ритмический рисунок в движении, в игре на музыкальном инструменте;
- исполняет мелодию на металлофонах, ксилофонах;
- читает ноты и находит их на инструменте;
- знает понятие «музыкальное построение» и умеет работать с ним;
- развита координация движения через выполнение творческих заданий;
- выполняет разнообразные творческие задания с разными музыкальными
размерами.
Метапредметные результаты:
- развита координация между слухом и голосом, музыкальная память;
- развита двигательная координация;
- развиты музыкальные и творческие способности;
- сформировано умение работать в ансамбле;
- развито умение спеть и сыграть предложенную мелодию.
-сформирован навык самостоятельной работы при выполнении творческих
задач;
- развито умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе
11

выполнения коллективной творческой работы.
Личностные результаты:
- воспитано трудолюбие, проявляет личную ответственность;
- демонстрирует художественное восприятие и вкус;
- проявляет культуру поведения и общения с учащимися и педагогом;
- сформирован устойчивый интерес к элементарному инструментальному
музицированию;
- сформирована социальная активность творческой личности, способной к
творческому труду, воображению, фантазированию.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Время и место проведения занятия указывается в расписании занятий по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
МАОУ СОШ №32.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
- наличие специального кабинета;
- фортепиано;
- доска;
- музыкальный центр, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал;
- видеозаписи концертных выступлений
Форма занятия: групповая (класс делиться на группы)
- основная: учебно – практическая
- урок-концерт;
- творческая работа.
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- ритмический диктант;
- задания на самостоятельную работу;
- творческие задания;
- открытые уроки.
2.3. Оценочные материалы
12

Оценка достижений планируемых результатов программы
Реализация программы Элементарное музицирование (инструментальное)
предполагает оценочную систему контроля.
Контроль и учёт успеваемости имеет разные виды аттестаций: текущая,
промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
учебного материала. Она проводится в форме письменных, творческих,
устных опросов.
Отметки выставляются за активную работу на уроке, выполнение
домашних заданий, за качество усвоения теоретических знаний,
выполнение творческих заданий.
Итоговая отметка выставляется на основе текущих, а также в конце
четверти и года учащимся предлагаются итоговые практические задания.
Критерии оценки:
Параметры
Знание теории

Практическая работа

Критерии
«3»
«4»
«5»
Задание выполнено
Задание выполнено Задание выполнено
менее чем на 50%,
на 60-70%,
на 90-100%
допущены ошибки,
допущены
без ошибок, влияющих
влияющие на качество незначительные
на качество
работы
ошибки
«3»
В работе допущены
ошибки, влияющие на
качество звучания.

«4»
В работе
допущены
незначительные
ошибки

«5»
Работа выполнена точно,
ритмично,
в отведенное время.

2.4 Методические материалы
Виды деятельности
- музицирование на детских шумовых инструмента
- музыкально-пластическое движение
- пение народных попевок и фрагментов из произведений;
- исполнение упражнений на координацию движений;
- исполнение упражнений с использованием метода двигательного
моделирования;
- устный ответ – характеристика произведения;
- ритмические диктанты;
- запоминание и узнавание произведений по мелодии
и ритмическому рисунку.

13

Формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения
- пение зыукорядов;
- пение мелодических оборотов;
2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- дирижирование ритмических рисунков;
- координационная работа;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
- ритмический аккомпанемент к песням;
4) слуховой анализ:
- определение на слух лада;
- определение созвучий;
- определение завершенности ритмической фразы
5) пение и исполнение на инструменте по нотам:
- сольфеджирование нотного текста;
- чтение с листа мелодических примеров
6) сообщение теоретических сведений;
7) ритмический диктант:
9) импровизация и сочинение:
- сочинение ритмических этюдов;
- сочинение движений для координации;
- поиск мелодического завершения музыкальной фразы;
- сочинение второго голоса к данной мелодии;
- составление ритмической партитуры
2.5. Список литературы
1.

2.
3.
4.
5.
6.

Список литературы, рекомендованной для педагогов.
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб.
для студентов вузов по специальности 030700 – Музыкальное
образование /Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004.
– 336 с.
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2000
Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1997.
Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
Косинец Е.И. Актерское мастерство. Музыкальные этюды.
Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки
– М. 1973 г.
Список литературы, рекомендованной для детей.
14

1. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, изд «Композитор» С-Птб
2005г.
2. Арсенина Е.Н., автор –составитель изд «Учитель» 2011 г.
3. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, изд «Композитор» С-Птб
2005г.
4. «Театр, где играют дети», изд «Владос» - М., 2000.

Ресурсы удаленного доступа
1. Сайт «Нотный архив Бориса Тараканова», учебные пособия
http://solfa.ru/ ;
2. Сайт «Сольфеджио. Онлайн». Онлайн тренажер по сольфеджио.
http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiyamuzikalnogo-sluha
3. Сайт «Виртуальный класс преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин Никитиной О. С.». Музыкально-развивающие игры он-лайн.
https://vk.com/solfeggio_na_5
4. Сайт «Инфоурок». 290 методических материалов по сольфеджио:
презентаций, сценариев, методических разработок, докладов в электронном
виде, доступном для скачивания.
http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%
84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be
5. Сайт LearningApps.org творчесие задания, игры:
https://learningapps.org/index.php?category=13&s=
Приложение
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития по дополнительной
общеобразовательной программе «Основы элементарного музицирования»
Дата диагностики

Уровни
развития

ФИ ученика

Метроритмическая
координация
в начале
года

в
конце
года

Возраст

Творческая
деятельность
в начале
года

в
конце
года

год обучения

Точность
интонирование
в начале
года

в конце
года

Теоретические
сведения
в
начале
года

в
конце
года

Ритмический диктант

в начале
года

в конце
года

Высокий
Средний
Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».