ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
От 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ № 32
№ 31 от «01» сентября 2025 г.
введена в действие с 01.09.2025 г.
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна
Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ
№32, CN=Людмила Андреевна
Окуненко, E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-09-09 10:45:31
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ)»
6 год обучения
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Камельских Ксения Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2025
1
Страница
Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
3
3
1.2. Цель, задачи программы
1.3. Содержание программы.
Учебный план. Содержание
1.4. Планируемые результаты.
2.ОРГАНИЗАЦИОННО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
6
7
13
-
14
14
2.2.Формы контроля/ аттестации
14
2.3.Оценочные материалы
14
2.4.Методическое обеспечение
15
2.5.Список литературы
16
Приложение Мониторинг отслеживания образовательной деятельности.
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Элементарное
музицирование
(инструментальное)» имеет художественную направленность и
ориентирована на формирование и развитие творческих способностей
обучающихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Концепцией развития дополнительного образования детей,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
7. Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность обучающихся по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Элементарное
музицирование (инструментальное)» направлена на формирование общей
культуры учащихся,
на удовлетворении потребностей учащихся в
художественно-эстетическом развитии, на духовно-нравственное воспитание
и на формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества к
3
системе образования, выдвигаемыми на современном этапе развития
общества. К таковым относятся: развитие способности обучающегося к
самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него
стремления к самореализации, формирование творческой активности во
многих сферах деятельности, позитивной самооценки, жизненного оптимизма.
Особенностью музыки, её эмоциональная сила заключается в способности
показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием
окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний
отражает породившую их жизнь».
Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего
путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств.
Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть
искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого
духа, пробуждает чистые благородные чувства. Воздействуя на чувства и
мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей
действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи
своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление,
влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Вовлечение
и приобщение учащихся мир музыкальной культуры
направлено на формирование целостной художественной картины мира,
воспитание толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе,
активизацию мышления, воображения, что в целом способствует
познавательному
и
социальному
развитию
растущего
человека.
Эмоционально-эстетический
отклик
на
музыку
обеспечивает
коммуникативное развитие: формирует умение слушать, вести диалог,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, способность встать
на позицию другого человека.
Кроме того, данная программа способствует реализации запроса
родителей в дополнительном образовании, так как обновляет различные
виды активной массовой учебной деятельности учащихся, расширяет
просветительскую работу школы и создает в целом атмосферу творческого
труда, поиска, праздника.
Во внеурочной деятельности школы музицирование принадлежит к
основным видам музыкального исполнительства и
является одним из
средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и
личностного.
Отличительной
особенностью
программы
«Элементарное
музицирование (инструментальное)» является возможность её использовать
в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности. Важным
условием в организации учебного процесса является взаимосвязь данной
программы с программами предметов театральной направленности, так как
эта программа является частью дополнительного образования театральной
направления, куда
входят
помимо этой программы, программы по
театральной культуре, ритмике и художественному движению.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части,
4
насыщена творческими заданиями. Программа включает в себя вокальнохоровую работу и освоение звуковысотными
инструментами
(металлофонами, ксилофонами), совместное музицирование.
Выполнение заданий на занятиях развивает умение совместной работы,
дает возможность применять знания, умения и навыки, полученные на
других занятиях театрального цикла.
Особенностью программы является репертуар, который требует
адаптации к исполнению на детских звуковысотных инструментах, с
возможностью его
аранжировки. Это
могут
быть произведения
классической музыки, популярной музыки, песенный репертуар. При этом,
учитываются интересы и потребности современного подрастающего
поколения.
Ценность данной программы состоит в том, что автор адаптирует ее в
сферу дополнительного образования, применяя методы оптимизации
учебного процесса. Программа, учитывая многолетние традиции
художественного образования и опыт практической работы педагогов
художественно-эстетического отделения МАОУ СОШ № 32 с углублённым
изучением отдельных предметов, обеспечивает целесообразный методически
обоснованный объём учебной нагрузки, учитывая возможности системы
художественно-эстетического образования школы.
Большое значение в программе уделяется организации учебного
процесса, созданию условий творческой реализации детей через работу во
внеурочной деятельности: репетиционная работа над спектаклями,
композициями, проектами, концертная и конкурсная деятельность.
Большое значение имеет тесное сотрудничество с родителями в деле
художественно-эстетического воспитания и духовного обогащения детей
через открытые занятия, выступление на собраниях, концерты.
Программа опирается на авторские методики и «Комплексную
образовательную программу «Музыка»,
интегрированный курс»
для
учащихся средних общеобразовательных учреждений Т.В.Еременко.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины.
В процессе практических заданий учащиеся осваивают теоретические знания,
нотную
грамоту, вокально-хоровые навыки, навыки
музицирования,
особенности музыкального языка, средства музыкальной выразительности,
специфику воздействия музыки на человека. Для реализации практического
компонента на занятиях по программе «Элементарное музицирование
(инструментальное)» используются: игровой метод, метод показа и сравнения,
метод пластического показа, метод выявления сходства и различий, метод
поиска решения проблемы, методы наглядно-слухового показа.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей в
возрасте от 12 до 13 лет. Набор учащихся свободный. Важным условием
является желание учащегося и понимание
родителями важности
на
сегодняшний день вовлечения детей
в художественно-эстетическое
воспитание как условие духовного и нравственного воспитания личности.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут.
5
Объем программы:1 год обучения, 66 часов в год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 33 недели.
Уровень освоения программы: «продвинутый» -– используются и
реализуются такие формы организации материала, которые допускают доступ
к сложным и нетривиальным разделам содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержание программы и доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие. (10-20
человек).
Формы занятий: учебно-практическая, открытое
занятие, концерт,
годовой отчетный концерт.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины.
В процессе практических заданий учащиеся осваивают теоретические знания,
нотную
грамоту, вокально-хоровые навыки, навыки
музицирования,
особенности музыкального языка, средства музыкальной выразительности,
специфику воздействия музыки на человека. Для реализации практического
компонента на занятиях по программе «Элементарное музицирование
(инструментальное)» используются: игровой метод, метод показа и сравнения,
метод пластического показа, метод выявления сходства и различий, метод
поиска решения проблемы, методы наглядно-слухового показа.
В период приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы – создание условий для развития музыкальнотворческих способностей, формирование эстетической культуры у
учащихся
и
их
самореализации
средствами
элементарного
инструментального музицировани .
Задачи программы:
Обучающие:
- овладеть знаниями музыкальной грамоты;
- научить читать нотный текст и запись аккомпанемента и уметь
переносить прочитанную одноголосную мелодию на фортепиано,
- научить играть в ансамбле;
- учить точной передачи голосом мелодии;
- учить читать запись трезвучий и своевременной их смене в соответствии
с мелодией;
- знать и исполнять трезвучия лада;
- уметь сочинять ритмические этюды в разных размерах;
- уметь читать мелодии с листа, анализируя движение мелодии;
- уметь исполнять ритмический и мелодический канон;
- освоить разные штрихи исполнения на детских
6
звуковысотных инструментах;
- научить осмысленности и выразительности исполнительства.
- понимать дирижёрский жест.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности обучающихся, совершенствовать
его исходные музыкальные данные: точность интонирования,
музыкальную память, музыкально-ритмический слух;
- развивать творческие способности посредством импровизации и сочинения;
- расширять музыкальный опыт и общий кругозор на основе изучения лучших
образцов русской и зарубежной композиторской и народной музыки.
- формировать и развивать навыки самостоятельной работы с музыкальным
материалом.
Воспитательные:
- воспитать музыкально-эстетический вкус, эстетическое отношение к
искусству и окружающей действительности;
- формировать умение организовать продуктивное сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в
том числе музыкальных;
воспитать
мотивационно-ценностный
компонент
личности
(целеустремленность,
настойчивость,
усидчивость,
трудолюбие,
самодисциплину, чувство ответственности, активность, уверенность в своих
силах), способность к творческому самовыражению и инициативе;
- аккумулировать навык социокультурной адаптации в современном мире на
основе формирования позитивной оценки собственных музыкальнотворческих возможностей.
1.3 Содержание программы.
Учебный план шестого года обучения.
№
Наименование раздела,
темы
Всего
Кол-во часов
Формы аттестации/
контроля
из них
Теория
Практика
3
7
диктант
1.
Основные ритмические 10
группы
в
разных
размерах.
2.
7
-
7
3.
Ритмизация
скороговорки.
Интонирование
12
2
10
4.
Интервалы
2
1
1
5.
Гармония – наука об 15
аккордах.
Понятие
«аранжировка»
4
11
Вокально- хоровая
работа
Вокально- хоровая
работа Творческая
работа
Творческая работа
7
6.
Альтерация и ее
значение.
3
1
2
7.
Работа с ритмом.
Ритмическая
двухголосная
координация.
17
3
14
Вокально- хоровая
работа Творческая
работа
Творческая работа
Учебный план
№
п/п
123
456
7
8910
11121314
15
Кол. часов
Наименование темы
Таблица
Повторение.
длительностей.
Всего
Теория
Практика
Форма
контроля/аттестации
наблюдение
3
0,8
2,2
наблюдение
Читать и координировать ритм
3
с листа.
0,8
2,2
Слышать и исполнять свой
1
ритмический рисунок в общем
ансамбле.
0,5
0,5
Основные ритмические группы 3
в разных размерах.
наблюдение
0,8
2,2
Самостоятельная
творческая работа
наблюдение
Ритмизация скороговорки.
Запись ритмических рисунков.
Чтение, запись и игра
в
16-17 ансамбле разных ритмических
основ.
Интонирование.
Чтение
и
18-19 запись
мелодического
движения.
Работа
в нотных тетрадях:
20
запись мелодии.
4
1
2
2
2
2
0,5
0,5
0,6
1,4
0,6
1,4
наблюдение
наблюдение
Самостоятельная
творческая работа
наблюдение
1
Сольфеджирование
мелодий
с поступенным движением и
21-22
2
их игра на звуковысотныхных
инструментах.
Чтение
и
запись
23-24 мелодического движения с 2
тетрахордами.
Сольфеджирование
мелодий
с тетрахордами и их игра на
25-26
2
звуковысотныхных
инструментах.
0,5
0,5
0,6
1,4
0,6
1,4
Самостоятельная
творческая работа
наблюдение
наблюдение
0,6
1,4
8
272829
30
31
323334
353637
Творческая
работа
на
сочинение
мелодии
с
использованием тетрахордов и
ощущением то
в музыкальной форме период.
Интервалы консонирующие и
диссонирующие.
Самостоятельная работа
на
сочинение второго голоса с
использованием терций
и
секст.
Построение аккомпанемента к
заданной
мелодии. Игра
цепочки трезвучий.
наблюдение
3
0,8
2,2
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
наблюдение
3
0,8
2,2
Работа в парах: исполнение
3
мелодии с аккомпанементом.
0,8
2,2
Перенесение
выученных
партий на фортепиано. Игра в
38
ансамбле
Слуховой диктант.
Чтение
мелодии
и
аккомпанемента с листа, по
39
буквенному обозначению нот и
аккордов.
Тоника,
доминанта
и
40
субдоминанта
в
аккомпанементе к песне.
Отработка техники игры на
41
инструменте.
42Аранжировка
мелодии
с
43использованием
тетрахордов,
44
звуков трезвучия.
Септаккорд.
Выразительное
45
значение.
Слуховой диктант на различие
46
интервала,
трезвучия
и
септаккорда.
Альтерация и ее значение.
47
Знаки альтерации.
Чтение мелодий с листа со
48
знаками альтерации.
Пение мелодий со знаками
49
альтерации.
Работа с ритмом.
Запись
50
услышанного
ритмического
рисунка.
51
Ритмический канон.
52Работа
в
группах по
53составлению
ритмического
54
этюда.
55-56 Показ ритмических этюдов.
наблюдение
наблюдение
Творческое задание
наблюдение
1
0,5
0,5
наблюдение
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
наблюдение
наблюдение
Творческое задание
3
0,8
2,2
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
наблюдение
наблюдение
Ритмический
диктант
наблюдение
наблюдение
наблюдение
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
3
0,6
1,4
наблюдение
Прослушивание
работ Урок-концерт
2
0,6
1,4
наблюдение
9
Работа с разным
видом
57-58 координации
(слуховой,
движенческой).
59Ритмическая
двухголосная
60координация.
61
Сольфеджирование мелодий и
62-63 их игра на звуковысотных
инструментах.
Отработка техники игры на
64
звуковысотных инструментах
65-66 Чтение с листа.
Итого
наблюдение
2
0,6
1,4
0,8
2,2
2
0,6
1,4
1
0,5
0,5
наблюдение
3
наблюдение
2
0,6
1,4
66
22,9
43.1
наблюдение
Проверка навыков:
индивидуальное
исполнение
задания зачет
Содержание
Основные направления содержания.
Развитие музыкального слуха: умения точно передать мелодию, умения
различать на слух консонанс и диссонанс, развивать ощущение тоники.
Развитие чувства ритма: уметь записать ритм на слух, уметь передать
ритм в движении, передача ощущения метра. Развитие координации между
слухом и голосом, развитие двигательной. Координации и музыкальной
памяти.
Ведение новых теоретических понятий. Развитие интереса и
увлеченности предметом.
Раздел №1 Основные ритмические группы.
Занятия № 1-10
Теория: Таблица длительностей. Основные ритмические группы в разных
размерах. Запись ритмических рисунков.
Практика: Читать и координировать ритм с листа. Слышать и исполнять
свой ритмический рисунок в общем ансамбле. Вычленять из общего ритма
заданный ритмический рисунок. Чтение, запись и игра в ансамбле разных
ритмических основ.
Раздел №2 Ритмизация скороговорки.
Занятия № 11 - 17
Теория: Ритмизация скороговорки. Запись в тетради ритмических рисунков
на текст.
Практика Творческая работа по сочинению ритма к заданной
скороговорке.
Раздел №3 Интонирование
Занятия № 18 -29
Теория: Чтение и запись
мелодического движения. Чтение и запись
мелодического движения с тетрахордами.
10
Практика Работа в нотных тетрадях: запись мелодии. Найти в нотном
тексте тетрахорды. Упражнения на интонирование движения «тетрахорд».
Творческая работа на сочинение мелодии с использованием тетрахордов
и ощущением то в музыкальной форме период. Определение на слух
консонансов и диссонансов. Чтение мелодии с листа. Самостоятельная
работа на сочинение второго голоса с использованием терций и секст.
Построение аккомпанемента к заданной мелодии.
Раздел №4 Интервалы
Занятия № 30-31
Теория: Интервалы консонирующие и диссонирующие. Слуховой диктант.
Построение аккомпанемента к заданной мелодии
Практика: Определение на слух консонансов и диссонансов. Чтение
мелодии с листа. Самостоятельная работа на сочинение второго голоса с
использованием терций и секст. Игра цепочки трезвучий. Работа в парах:
исполнение мелодии с аккомпанементом. Перенесение выученных партий
на фортепиано. Игра в ансамбле
Раздел №5 Гармония-наука об аккордах. Аранжировка.
Занятия № 32 -46
Теория: Септаккорд. Выразительное значение. Слуховой
диктант на
различие
интервала, трезвучия и септаккорда. Понятие «аранжировка».
Практика: Творческая работа с аккомпанементом: использование
тетрахордов, звуков трезвучия, септаккордов. Подбор аккомпанемента к
заданной мелодии. Работа в парах. Отработка линии мелодии и
аккомпанемента.
Раздел №6 Альтерация
Занятия № 47-49
Теория: Альтерация и ее значение. Знаки альтерации. Повторение правил
написания знаков альтерации.
Практика: Пение мелодий со знаками альтерации. Чтение мелодий с листа
Раздел №7 Работа с ритмом. Двухголосная ритмическая координация.
Занятия № 50 -66
Теория: Запись ритмического рисунка для канона. Ритмический канон.
Понятие «канон». Определить размера
и
запись услышанного
ритмического рисунка. Определение размера на слух. Запись ритма по
слуху. Работа с
ритмом: чтение координация.Запись
двухголосного
ритмического рисунка. Чтение с листа ритмических рисунков. Исполнение
рисунков разными способами
Практика: Работа в группах. Исполнение канона в разных заданиях: в
движении, координации рук и ног, координации направления движения.
Работа в группах по составлению ритмического этюда. Показ ритмических
этюдов. Работа с разным видом координации (слуховой, движенческой).
Работа с ритмом: чтение, координация, исполнение с пульсом, исполнение
с пульсом и сильной долей, исполнение с сочиненным аккомпанементом.
Координация двухголосного ритмического рисунка. Творческая работа.
11
1.4 Планируемые результаты 6 года обучения.
Предметные:
Учащийся
- овладел знаниями музыкальной грамоты;
- читает нотный текст и запись аккомпанемента и уметь переносить
прочитанную одноголосную мелодию на фортепиано,
- играет в ансамбле;
- точно передает мелодию голосом;
- читает запись трезвучий и своевременной их смене в соответствии с
мелодией;
- знает и исполняет трезвучия лада;
- сочиняет ритмические этюды в разных размерах;
- читает мелодии с листа, анализируя движение мелодии;
- исполняет ритмический и мелодический канон;
- освоил
разные
штрихи
исполнения на детских звуковысотных
инструментах;
- научился осмысленности и выразительности исполнительства.
- понимает дирижёрский жест.
Метапредметные:
- развиты музыкальные способности обучающихся, совершенствовать
его исходные музыкальные данные: точность интонирования,
музыкальную память, музыкально-ритмический слух;
- развиты творческие способности посредством импровизации и сочинения;
- расширен музыкальный опыт и общий кругозор на основе изучения лучших
образцов русской и зарубежной композиторской и народной музыки.
- сформированы и развиты навыки самостоятельной работы с музыкальным
материалом.
Личностные результаты:
- воспитан музыкально-эстетический вкус, эстетическое отношение к
искусству и окружающей действительности;
- сформировано умение организовать продуктивное сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в
том числе музыкальных;
воспитан
мотивационно-ценностный
компонент
личности
(целеустремленность,
настойчивость,
усидчивость,
трудолюбие,
самодисциплину, чувство ответственности, активность, уверенность в своих
силах), способность к творческому самовыражению и инициативе;
- аккумулирован навык социокультурной адаптации в современном мире на
основе формирования позитивной оценки собственных музыкальнотворческих возможностей.
12
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.
Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
- наличие специального кабинета;
- фортепиано;
- доска;
- музыкальный центр, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал;
- видеозаписи концертных выступлений
Форма занятия: групповая (класс делиться на группы)
- основная: учебно – практическая
- урок-концерт;
- творческая работа.
2.2. Формы аттестации/контроля
Формами контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- ритмический диктант;
- задания на самостоятельную работу;
- творческие задания;
- открытые уроки.
2.3.Оценочные материалы
Оценка достижений планируемых результатов программы
Реализация программы Элементарное музицирование (инструментальное)
предполагает оценочную систему контроля.
Контроль и учёт успеваемости имеет разные виды аттестаций: текущая,
промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
учебного материала. Она проводится в форме письменных, творческих,
устных опросов.
Отметки выставляются за активную работу на уроке, выполнение
домашних заданий, за качество усвоения теоретических знаний,
выполнение творческих заданий.
13
Итоговая отметка выставляется на основе текущих, а также в конце
четверти и года учащимся предлагаются итоговые практические задания.
Критерии оценки:
Параметры
Знание теории
Практическая работа
Критерии
«3»
«4»
«5»
Задание выполнено
Задание выполнено Задание выполнено
менее чем на 50%,
на 60-70%,
на 90-100%
допущены ошибки,
допущены
без ошибок, влияющих
влияющие на качество незначительные
на качество
работы
ошибки
«3»
В работе допущены
ошибки, влияющие на
качество звучания.
«4»
В работе
допущены
незначительные
ошибки
«5»
Работа выполнена точно,
ритмично,
в отведенное время.
2.4. Методические материалы
Виды деятельности на уроке
- музицирование на детских шумовых инструмента
- музыкально-пластическое движение
- пение народных попевок и фрагментов из произведений;
- исполнение упражнений на координацию движений;
- исполнение упражнений с использованием метода двигательного
моделирования;
- устный ответ – характеристика произведения;
- ритмические диктанты;
- запоминание и узнавание произведений по мелодии
и ритмическому рисунку.
Формы и методы работы:
1) вокально-интонационные упражнения
- пение зыукорядов;
- пение мелодических оборотов;
2) упражнения на воспитание чувства метроритма:
- повторение данного ритмического рисунка на слоги;
- прохлопывание ритма;
- дирижирование ритмических рисунков;
- координационная работа;
- определение на слух метроритма мелодии;
- исполнение ритмических партитур;
- ритмический аккомпанемент к песням;
4) слуховой анализ:
14
- определение на слух лада;
- определение созвучий;
- определение завершенности ритмической фразы
5) пение и исполнение на инструменте по нотам:
- сольфеджирование нотного текста;
- чтение с листа мелодических примеров
6) сообщение теоретических сведений;
7) ритмический диктант:
9) импровизация и сочинение:
- сочинение ритмических этюдов;
- сочинение движений для координации;
- поиск мелодического завершения музыкальной фразы;
- сочинение второго голоса к данной мелодии;
- составление ритмической партитуры
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб.
для студентов вузов по специальности 030700 – Музыкальное
образование /Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004.
– 336 с.
2. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2000
3. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1997.
4. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
5. Косинец Е.И. Актерское мастерство. Музыкальные этюды.
6. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки
– М. 1973 г.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, изд «Композитор» С-Птб
2005г.
2. Арсенина Е.Н., автор –составитель изд «Учитель» 2011 г.
3. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, изд «Композитор» С-Птб
2005г.
4. «Театр, где играют дети», изд «Владос» - М., 2000.
Ресурсы удаленного доступа
1. Сайт «Нотный архив Бориса Тараканова», учебные пособия
http://solfa.ru/ ;
2. Сайт «Сольфеджио. Онлайн». Онлайн тренажер по сольфеджио.
http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiya15
muzikalnogo-sluha
3. Сайт «Виртуальный класс преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин Никитиной О. С.». Музыкально-развивающие игры он-лайн.
https://vk.com/solfeggio_na_5
4. Сайт «Инфоурок». 290 методических материалов по сольфеджио:
презентаций, сценариев, методических разработок, докладов в электронном
виде, доступном для скачивания.
http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%
84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be
5. Сайт LearningApps.org творчесие задания, игры:
https://learningapps.org/index.php?category=13&s=
Приложение
Мониторинг отслеживания результатов образовательной деятельности
«Карта отслеживания индивидуального развития по дополнительной
общеобразовательной программе «Основы элементарного музицирования»
Дата диагностики
Уровни
развития
ФИ ученика
Метроритмическая
координация
в начале
года
в
конце
года
Возраст
Творческая
деятельность
в начале
года
в
конце
года
год обучения
Точность
интонирование
в начале
года
в конце
года
Теоретические
сведения
в
начале
года
в
конце
года
Ритмический диктант
в начале
года
в конце
года
Высокий
Средний
Низкий
ПРИМЕЧАНИЕ
16