Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов
Людмила
Андреевна
Окуненко
Подписан: Людмила Андреевна Окуненко
DN: OU=Директор, O=МАОУ СОШ 32,
CN=Людмила Андреевна Окуненко,
E=mbou_32@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: 620085 г.Екатеринбург,
ул.Крестинского, 33
Foxit Reader Версия: 10.1.1
ИЗМЕНЕНИЯ ПРИНЯТЫ В ООП СОО
на 2023-2024 уч. год
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 8
от «30» августа 2023 г.
Приложение №1
к основной образовательной программе
СОО
ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕНЫ В ООП СОО
на 2023-2043 уч. год
приказом директора МАОУ СОШ №32
№ 150а-о от «30» августа 2023 г.
Рабочая программа
Предмет: информатика
Класс: 11 класс
Количество часов по учебному плану:
Класс
Недельных
Годовых
11
1
34
Разработчики: МОЕМЦ
Название учебника
Информатика 11 класс
Авторы
Семакин И.Г.Залогова Л.А. Русаков С.В
Шестакова Л.В
Издательство
Бином
Лаборатория знаний
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с
требованиями:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы;
- образовательной программой МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов;
примерной программой по учебному предмету «Информатика и ИКТ».
В ней соблюдается преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего
развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и
возрастающей конкуренции на рынке труда.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
–
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
–
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
–
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и
числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
–
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных;
–
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с
использованием основных алгоритмических конструкций;
–
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации;
–
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
–
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для
публикации;
–
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач,
используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
–
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые
запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу
данных;
–
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств;
–
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
–
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
3
–
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении
поисковых запросов;
–
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать,
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
–
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
–
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о
кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
–
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении
задач анализа данных;
–
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку
программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ;
выполнять созданные программы;
–
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на
предмет соответствия реальному объекту или процессу;
–
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать
учебные многотабличные базы данных;
–
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
–
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила
безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
–
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать
принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
–
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Базовый уровень
Курсивом в примерных программах учебных предметов обозначены дидактические единицы, соответствующие блоку результатов
«Выпускник получит возможность научиться».
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для
хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел,
записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических
выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами
ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев,
списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
5
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование
базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление
алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с
использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей.
Примеры задач:
–
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов,
а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
–
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
–
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
–
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление
элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка
соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения
заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
6
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов.
Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера
исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов
экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного
эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров.
Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка
больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры.
Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности
программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных
устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации.
Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
7
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для
обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего
места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка
структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного
с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и
мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология
публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля
таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
8
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание
чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников
освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен.
Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов,
определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в
киберпространстве.
9
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги.
Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие
проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Учебно-тематическое планирование 11 класс (34 часа)
№
Тема урока
Раздел 1. Информация (9 часов)
1.
Что такое система. Модели систем. Практическая работа № 1.1.
2.
Пример структурной модели предметной области. Практическая работа № 1.2.
3.
Информационная система. Базы данных. Практическая работа № 1.3.
4.
Проектирование многотабличной базы данных. Практическая работа № 1.4.
5.
Создание базы данных. Практическая работа № 1.5.
6.
Запросы как приложения информационной системы. Практическая работа № 1.6.
7.
Логические условия выбора данных. Практическая работа № 1.7 «».
8.
Реализация сложных запросов к базе данных. Практическая работа № 1.8.
9.
Создание отчета. Практическая работа № 1.9.
Раздел 2. Интернет (8 часов)
10.
Организация глобальных сетей. Практическая работа № 2.1.
11.
Интернет как глобальная информационная система. Практическая работа № 2.2.
10
№
Тема урока
12.
Word Wid Web – Всемирная паутина. Практическая работа № 2.3.
13.
Инструменты для разработки web-сайтов. Практическая работа № 2.4.
14.
Создание сайта «Домашняя страница». Практическая работа № 2.5.
15.
Создание сайта домашняя страница. Практическая работа № 2.6.
16.
Создание таблиц на web-странице. Практическая работа № 2.7.
17.
Создание списков на web-странице. Практическая работа № 2.8.
Раздел 3. Информационное моделирование (11 часов)
18.
Компьютерное информационное моделирование.
19.
Моделирование зависимостей между величинами.
20.
Моделирование зависимостей между величинами. Практическая работа № 3.1.
21.
Модели статистического прогнозирования. Практическая работа № 3.2.
22.
Регрессионных зависимости. Практическая работа № 3.3.
23.
Моделирование корреляционных зависимостей.
24.
Расчет корреляционных зависимостей. Практическая работа № 3.4.
25.
Корреляционные зависимости. Практическая работа № 3.5.
26.
Модели оптимального планирования.
27.
Решение задачи оптимального планирования. Практическая работа № 3.6.
28.
Оптимальное планирование. Практическая работа № 3.7.
Раздел 4. Социальная информатика (6 часов)
11
№
Тема урока
29.
Информационные ресурсы.
30.
Информационное общество.
31.
Правовое регулирование в информационной сфере.
32.
Проблема информационной безопасности.
33.
Контрольная работа по теме «Социальная информатика».
34.
Повторение.
12