Рабочая программа ОРКиСЭ 4 кл ФГОС НОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов
города Екатеринбурга

Людмила
Андреев
на
Окуненко

Подписан: Людмила
Андреевна Окуненко
DN: OU=Директор,
O=МАОУ СОШ №32,
CN=Людмила Андреевна
Окуненко,
E=mbou_32@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
123123123
Foxit PDF Reader Версия:
11.2.2

Приложение № 1
к Основной образовательной программе
ФГОС НОО

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАОУ СОШ №32
№ 174-о от «30» августа 2024 г.

Рабочая программа
по учебному предмету
начального общего образования

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
Класс: 4
Количество часов по учебному плану в 4 классе: недельных 1 час; годовых 34
Составители: МО учителей начальных классов.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии с требованиями:

1

1)Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286;
2)Федеральной образовательной программы начального общего образования от 18.05.2023г. №372;
3)Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Технология»
4)Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных
предметов;
5)Программы воспитания МАОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.
1. Планируемые результаты.
Обучение детей по модулю «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
11) Проявлять качества личности, отвечаюшие требованиям демократического гражданского общества.
12) Принимать моральные нормы, нравственные установи, национальные ценности, способствующие духовно-нравственному развитию и
воспитанию обучающихся

2

13) Поступать согласно своей совести и основам гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, соответственно внутренней
установки личности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессам

3

Предметные результаты:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Планируемые результаты по учебным модулям
Основы православной культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера,
мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей,
семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать
свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан;

4

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных
предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы исламской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные
книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье,
религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей,
семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать
свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных
предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы буддийской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные
книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье,
религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

5

– на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей,
семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать
свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных
предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы иудейской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные
книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье,
религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей,
семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать
свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

6

– устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных
предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и
места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье,
религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их
формирования в России;
– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории
России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать
свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных
предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы светской этики
Выпускник научится:

7

– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных
обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному
наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать
свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное
поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на
последующих уровнях общего образования.
2. Содержание
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс, структурно и
содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей)
обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в
православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее
ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

8

Основы исламской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности
мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы буддийской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы.
Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской
культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы иудейской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и
традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий

9

мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности,
идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
3. Тематическое планирование.
Основы светской этики

№
урока
1
I

Тема
Этика-наука о нравственной жизни человека
Этика общения

Количество
часов
1

2

Добрым жить на белом свете веселей.

1

3
4

Правила общения для всех.
От добрых дел- добрые слова и поступки.

1
1

5
II
6
7

Каждый интересен.
Этикет
Премудрости этикета.
Красота этикета

1
1
1

10

8
9
III
10
11

Простые школьные и домашние правила этикета
Чистый ручеек нашей речи
Этика человеческих отношений.
В развитии добрых чувств-творение души
Природа- волшебные двери к добру и доверию

1
1
1
1

12
13
IV
14
15
16
17

Чувство Родины
Жизнь протекает среди людей
Этика отношений в коллективе
Чтобы быть коллективом
Коллектив начинается с меня
Мой класс-мои друзья
Ежели душевны вы и к этике не глухи…

1
1
1
1

V
18

Простые нравственные истины
Жизнь священна

1
1

19
20
21
VI
22
23

Человек рожден для добра
Милосердие-закон жизни
Жить во благо себе и другим
Душа обязана трудиться
Следовать нравственной установке
Достойно жить среди людей

1
1
1
1

24
25
VII
26
27

Уметь понять и простить
Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения

1
1

1
1
1
1

11

28
29
VIII
30
31

Доброте сопутствует терпение
Действия с приставкой «со
Судьба и Родина едины
С чего начинается Родина
В тебе рождается патриот и гражданин

1
1
1
1

32
33
34

Человек-чело века
Слово, обращенное к себе
Слово, обращенное к тебе – обобщение

1
1
1

Основы православной культуры
№
урока

Тема

Количество
часов

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1

Россия - наша Родина

1

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1

3

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Соотношение понятий культура и 1
религия
Во что верят православные христиане
1

4

Православная молитва. Человек и Бог в Православии

1

5

Добро и зло в православной традиции

1

2

12

6

Библия и Евангелие. Проповедь Христа

1

7

Христос и Его крест

1

8

Праздники. Пасха

1

9

Православие в России. Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние. Сопоставление своего мнения с мнениями других людей

1

11

Долг и ответственность. Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило нравственности. Нахождение путей преодоления неприятных моментов общения

1

14

Православный храм и другие святыни

1

15
16

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, 1
прикладное искусство), православный календарь
Творческие работы учащихся по теме «Православие России»
1

17

Подведение итогов творческих работ

1

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2
18

Как христианство пришло на Русь

1

19

Подвиг. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю»

1

20

Заповеди блаженств

1

21

Зачем творить добро? Простая этика поступков и определение её сути

1

13

22

Чудо в жизни христианина. Любовь к ближнему

1

23

Православие о Божьем суде

1

24

Таинство Причастия

1

25

Монастырь

1

26

Отношение христианина к природе. Отношение к труду

1

27

Христианская семья и ее ценности

1

28

Защита Отечества

1

29

Христианин в труде

1

Духовные традиции многонационального народа России
30
31
32
33

34

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа 1
России
Подготовка творческих проектов
1
Выступление обучающихся с творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники 1
религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Понятия «патриот, 1
гражданин». Выступление обучающихся с творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое
отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад
моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой
дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.)
Трудовая мораль. Человек- чело века. Презентация творческих проектов на тему «Суть человека в опыте 1
поколений» (трудовые традиции, образ человека труда, человек поколений, трудовые династии и др.)

14

Основы исламской культуры
№
урока

Тема

Количество
часов

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1

Россия - наша Родина

1

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1
2

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

1

3

Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции

1

4

Пророк Мухаммад – проповедническая миссия. Жизнеописание

1

5

Прекрасные качества Пророка Мухаммада

1

6

Во что верят правоверные мусульмане. Священный Коран и Сунна как источники нравственности

1

7

Добро и зло в исламской традиции. Общие принципы ислама и исламской этики

1

8

Столпы ислама и исламской этики

1

9

Обязанности мусульман. Исполнение мусульманами своих обязанностей

1

Золотое правило нравственности. Обязанности мусульман

4

10-13

15

14

Для чего построена и как устроена мечеть

1

15

Мусульманское летоисчисление и календарь

1

16

Творческие работы учащихся на тему «Исламские традиции»

1

17

Подведение итогов творческих работ

1

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2
18

Ислам в России

1

19

Семья в исламе. Любовь к ближнему

1

20

Нравственные основы семьи в исламе

1

21

Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим. Отношение к труду

1

22

Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство

1

23

Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие

1

24

Долг и ответственность. Милосердие и сострадание

1

25-26

Ценность образования и польза учения в исламе

2

27-29

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения

3

Искусство ислама

1

29

Духовные традиции многонационального народа России
30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа

16

1

России
31

Подготовка творческих проектов

32

Выступление обучающихся с творческими работами: «Как я понимаю ислам», «Памятники религиозной 1
культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Понятия «патриот, 1
гражданин». Выступление обучающихся с творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое
отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад
моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой
дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.)
Трудовая мораль. Человек- чело века. Презентация творческих проектов на тему «Суть человека в опыте 1
поколений» (трудовые традиции, образ человека труда, человек поколений, трудовые династии и др.)
Основы буддийской культуры

33

34

1

№
урока

Тема

Количество
часов

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
2
3-4
5
6
7-8
9
10
11
12
13
14

Россия - наша Родина

1

Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия
Будда и его учение
Буддийский священный канон
Буддийский священный канон
Буддийская картина мира
Добро и зло
Ненасилие и доброта
Любовь к человеку и ценность жизни
Милосердие и сострадание
Отношение к природе
Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы

1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1

17

15
16
17
18
19
20-21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33

34

Семья в буддийской культуре и ее ценности
Творческие работы учащихся на тему «Буддийская картина мира»
Подведение итогов творческих работ
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2

1
1
1

Буддизм в России
Основы буддийского Учения и этики
Человек в буддийской картине мира
Буддийские символы
Буддийский храм
Буддийские ритуалы. Буддийские святыни
Буддийский календарь
Праздники в буддийской культуре
Искусство в буддийской культуре

1
1
2
1
1
1
1
1
1

Буддийские священные сооружения
Отношение к природе
Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России

1
1

Подготовка творческих проектов
Выступление обучающихся с творческими работами: «Как я понимаю буддизм», «Значение
религии в жизни человека и общества», «Что такое этика?», «Памятники религиозной культуры (в
моем городе, селе)» и т.д.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Понятия «патриот,
гражданин». Выступление обучающихся с творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое
отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и
т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.)
Трудовая мораль. Человек- чело века. Презентация творческих проектов на тему «Суть человека в
опыте поколений» (трудовые традиции, образ человека труда, человек поколений, трудовые
династии и др.)

1
1

18

1

1

1

Основы иудейской культуры
№
урока

Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9-10
11
12
12
14
15
16
17
18
19-20
21
22
23
24
25
26

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Россия - наша Родина
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия
Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля»
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма
Патриархи еврейского народа
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше
Исход из Египта
Получение Торы на горе Синай.
Пророки и праведники в иудейской культуре
Храм в жизни иудеев
Назначение синагоги и её устройство
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал
Молитвы и благословения в иудаизме
Добро и зло. Примеры из жизненных ситуаций
Творческие работы учащихся на тему «Иудейские традиции и культура»
Подведение итогов творческих работ
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2
Иудаизм в России
Основные принципы иудаизма
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей
Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности
Еврейские праздники: их история и традиции

19

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1

27

Еврейские праздники: их история и традиции

1

28
29

Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции
Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России
Подготовка творческих проектов
Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю иудаизм», «Что такое
этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в
моем городе, селе)» и т.д.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Понятия «патриот,
гражданин». Выступление обучающихся с творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое
отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и
т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.)
Трудовая мораль. Человек- чело века. Презентация творческих проектов на тему «Суть человека в
опыте поколений» (трудовые традиции, образ человека труда, человек поколений, трудовые династии
и др.)

1
1

30
31
32

33

34

Основы мировых религиозных культур
Тема

№
урока
1
2-3
4
5
6
7

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Россия - наша Родина
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1
Культура и религия
Возникновение религий
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака
Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран
20

1
1
1

1

1

Количество
часов
1
2
1
1
1
1

8
9-10
11
12-13
14-15
16
17
18-19
20-21
22
23-24
25-26
27
28
29
30
31
32

33

Хранители предания в религиях мира
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Человек в религиозных традициях мира
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре. Подготовка к творческим работам
Творческие работы учащихся на тему: «Искусство в религиозной культуре»
Подведение итогов творческих работ
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2
Религии России. История религий в России
Религиозные ритуалы в искусстве. Обычаи и обряды
Паломничества и святыни
Календари религий мира. Праздники в религиях мира
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Семья, семейные ценности

1
2
1
2
2
1
1

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним
разных религий
Долг, свобода, ответственность, учение и труд
Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России
Подготовка творческих проектов
Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я
понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?»,
«Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем
городе, селе)» и т.д.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Понятия «патриот,
гражданин». Выступление обучающихся с творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое
отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и
т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.)

1

21

2
2
1
2
2
1

1
1
1
1

1

34

Трудовая мораль. Человек- чело века. Презентация творческих проектов на тему: «Суть человека в 1
опыте поколений» (трудовые традиции, образ человека труда, человек поколений, трудовые династии
и др.)

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».